УДК 378.14
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
THE STRUCTURE OF THE VOCATIONAL STUDENTS IN THE SYSTEM OF SELF-TRAINING FOR THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM
В.Н. Котляр V.N. Kotlyar
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия
ФСИН России 390036, Рязань, ул. Сенная, 1
Federal state educational institution of higher professional education of Academy FSIN of Russia
390036,1, Sennaya Str, Ryazan, Russia
E-mail: kotlyarrzn@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительных органов, структура профессионального самовоспитания курсантов и слушателей.
Abstract. This article explores current issues of professional self-enrolled in the system of training for law enforcement officials, the structure of professional self cadets and students. The initial step in the logical structure of interconnected and interdependent elements of a professional self-cadets and students is the analysis of identity as a future professional law enforcement system. The analysis is carried out using the following methods: self-knowledge, self-awareness, self-study and self-esteem. Planning for professional self-valued and deeply personal process designed to organize and streamline the work on themselves. It includes: the production of meaningful purpose; definition of the tasks to the near, medium and long term; drawing up an individual program; choice of methods and techniques of professional self. The result is a professional self to overcome negative qualities, formation and development of professionally important and positive personal qualities.
Ключевые слова: курсант, метод, педагогическое руководство, правоохранительные органы, профессиональное самовоспитание, руководитель, слушатель, специалист.
Keywords: student, method, teacher leadership, law enforcement agencies, professional self-education, the head of the listener, a specialist.
Введение
В условиях развития правоохранительной системы страны значительно повышается роль и ответственность образовательных учреждений в создании эффективной системы психолого-педагогического воздействия на обучаемых, обеспечивающей развитие личности, формирование необходимых качеств. Успех будущей профессиональной деятельности специалиста в значительной мере зависит от умения активно, целеустремленно и систематически работать над собой. Анализ педагогической теории и практики показывает, что одним из перспективных направлений, позволяющих решить задачу подготовки компетентного специалиста, является профессиональное самовоспитание, ведущее к развитию личности обучаемых, мобилизующее их внутренний потенциал. Это позволяет значительно расширить возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своего поведения, более качественно готовить себя к профессиональной деятельности [2].
Формирование и развитие личностных и профессионально важных качеств в сочетании с глубокими профессиональными знаниями предопределяют наиболее полную реализацию выпускников в деятельности специалиста правоохранительной системы, а также устранение личностных недостатков и деформаций. Обучение и воспитание в образовательных учреждениях необходимо строить с учетом того, чтобы выпускники получили достаточные знания, умения и навыки по профессиональному самовоспитанию и по прибытии в подразделения умели:
- работать по профессиональному самосовершенствованию;
- пропагандировать передовой опыт осуществления самовоспитания и самообразования;
- разрабатывать и внедрять методику психологического консультирования по самовоспитанию;
- оказывать помощь сотрудникам в овладении приемами самовоспитания, профилактике профессиональной деформации.
Как показывает анализ практической деятельности, эти положения еще не выполняются в полном объеме. В ряде случаев даже лица, первоначально соответствующие основным требованиям правоохранительной службы, в дальнейшем не занимаются профессиональным самовоспитанием, в результате чего останавливаются в своем развитии. Это обусловлено влиянием ряда существующих противоречий:
- между требованиями, предъявляемыми к курсантам и слушателям, и их реальным поведением в повседневной деятельности;
- желанием и неумением работать над собой (из-за низкой требовательности к себе, незнания методики профессионального самовоспитания, недостаточной силы воли, слабого педагогического руководства и др.);
- потребностью заняться профессиональным самовоспитанием и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопросов организации и функционирования данного процесса.
Большинство обучаемых, испытывая различные трудности, как объективные, так и субъективные, не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно значимые цели и пути их достижения, нуждаются в педагогической помощи. В связи с этим актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости разрешения вышеуказанных противоречий. В данной статье предлагается примерная структура профессионального самовоспитания, методы работы над собой в процессе подготовки специалистов правоохранительной системы.
1. Анализ личности как будущего специалиста правоохранительной системы
Структура профессионального самовоспитания предопределяет алгоритм деятельности обучающихся в работе над собой.
Первоначальным звеном в структуре логически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов профессионального самовоспитания курсантов и слушателей является анализ личности как будущего специалиста правоохранительной системы.
Анализ имеет целью получение ответа на вопрос: «Над чем мне нужно работать, чтобы стать высококвалифицированным специалистом?». Для этого выявляются негативные качества, которые необходимо у себя искоренить, в соответствии с моделью определяется состояние сфор-мированности профессионально важных и положительных личностных качеств. Анализ осуществляется при помощи следующих методов: самопознание, самосознание, самоизучение и самооценка.
Самопознание является сложным процессом определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств. Невозможно эффективно действовать без хотя бы минимального знания самого себя. Объектом самопознания выступает личность курсанта (слушателя), его качества. Одновременно обучаемый выступает и как субъект самопознания. Базой для самопознания является необходимый уровень развития познавательных способностей, который формируется в течение всей жизни. Самопознание сотрудника имеет индивидуализированный характер, различную степень осознанности, содержательной глубины и полноты, интенсивности, направленности процесса, а также степенью личной потребности в нем [3]. Наибольший результат в самопознании достигается в результате сравнения себя с другими, с идеалом. Самопознание приобретает профессиональную направленность в период обучения и дальнейшей практической деятельности.
Самопознание не может быть самоцелью, оно служит предпосылкой для последующих самооценки и самоизменения. Основными приемами самопознания являются самонаблюдение, самокритика и самоанализ. Основой самонаблюдения является общая наблюдательность, способность органов чувств, при активном участии сознания, точно и полно отражать происходящее в окружающем мире. Самокритика является результатом обработки данных, полученных в ходе самонаблюдения с помощью самоанализа и самооценки. В основе самокритики лежит критичность ума, умение видеть положительное и отрицательное в окружающей действительности.
Самосознание - это осознание, оценка своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Способность к самосознанию исключительное достояние человека, который осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Только в этой форме и может существовать самосознание, основная особенность которого, в отличие от сознания, состоит в том, что оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе [5].
Главной задачей курсантов и слушателей в профессиональном самовоспитании является подготовка к профессиональной деятельности. Для этого необходимо всесторонне изучить и оценить себя, правильно определить сферу приложения своих сил. Самосознание играет в этом исключительно важную роль. Оно позволяет осознать себя как личность, выделить от окружающей действительности, определить свою роль, положение и место в коллективе, осознать свои мотивы, интересы, понять цели и задачи в самовоспитании, уяснить требования, предъявляемые к специалистам, наметить перспективы своего дальнейшего развития.
Самоизучение позволяет обучающемуся установить свои способности, возможности, качества, «служит непременным условием определения его интересов, склонностей» [1].
Самооценка характеризует оценочное отношение личности к самому себе. Именно самооценка позволяет курсанту (слушателю) критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои качества, способности и возможности с требованиями, предъявляемыми жизнью, профессией. Самооценка вырабатывает умение ставить перед собой реальные цели, отказываясь от необоснованных притязаний, поступков, если ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны, вредны.
Основным способом самооценки служит практическая деятельность. Свои склонности и способности обучающийся может узнать, не занимаясь копанием в своем внутреннем мире, а лишь в сопоставлении их с результатами практической деятельности.
Самооценка в профессиональном самовоспитании играет важную роль в организации управления своим поведением, является субъективным основанием для определения уровня притязаний личности, задач, к реализации которых она считает себя способной. Развитие самооценки есть движущая сила самовоспитания [4]. В процессе обучения в вузе самооценка курсантов и слушателей имеет профессиональную направленность и проходит в своем развитии несколько уровней. При этом изменяется позиция личности во взаимоотношениях с внешним миром, степень удовлетворенности собой, уверенности в своих силах, объективность и устойчивость отношений к собственной личности. Выявление и фиксация уровней самооценки, ее последующее совершенствование требуют специальных воздействий, как со стороны организатора, так и самого субъекта самовоспитания. Оптимизация процесса формирования самооценки, ее целенаправленное преобразование и перевод с одного уровня на другой, более высокий, создает предпосылки для самоуправления и саморегулирования.
При этом следует учитывать, что самооценка в профессиональном самовоспитании носит субъективный характер. Она должна быть адекватной, так как заниженная самооценка свидетельствует о неуверенности в себе, о развитии комплекса неполноценности, отказе от инициативы в процессе самовоспитания, излишне завышенная самооценка приводит к тому, что личность переоценивает себя и свои возможности. Но в то же время, ученые отмечают необходимость не только сухой и точно отмеренной самооценки, но самооценки и внешней оценки, несколько завышенной, «авансирующей личность», рождающей веру в собственные силы.
При осуществлении анализа личности как будущего специалиста правоохранительной системы курсантам и слушателям предлагаются следующие рекомендации:
- определить цели и задачи своей жизни и профессионального самовоспитания на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы. Нельзя добиться успехов в жизни, учебе и работе, если не знаешь для чего это;
- стремиться познавать себя всесторонне и глубоко. Никогда не останавливаться на достигнутом, так как самопознание принципиально незавершимо;
- при самооценивании всегда учитывать мнение о себе руководства, профессорско-преподавательского состава, родителей, других курсантов и слушателей. Помнить, что не всякий, кто тебя критикует, хочет тебе вреда и не всякий, кто тебя хвалит и закрывает глаза на твои слабости - твой друг. Настоящий друг стремится помочь тебе, он всегда говорит правду в глаза;
- стремиться к беспристрастной самооценке. Старайся признаться себе в собственных недостатках, отрицательных качествах. Чем раньше ты их поймешь, тем легче от них избавишься. Наши слабости меньше нам вредят, когда мы знаем о них. Это малоприятное, но необходимое занятие;
- учиться признавать свои ошибки. Бойся их утаивать или не замечать. Самое опасное -проявлять снисходительность к себе, искать виновников своих неудач в объективных условиях или в других людях;
- понять, что если ты сам не захочешь заниматься профессиональным самовоспитанием и не приложишь к этому волевых усилий, то никто не сможет оказать тебе помощь. Лень является одной из больших преград на твоем пути, преодолеть ее - значит сделать весомый шаг для достижения успеха в работе над собой;
- судить о себе по делам. Успехи в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют слабости и недостатки. Сравнивайте себя с другими, с теми, кто имеет лучшие результаты, стремитесь догнать их.
Полученные в процессе самопознания, самосознания, самоизучения и самооценки результаты не ведут автоматически к разрешению указанных ранее противоречий, а лишь создают определенные предпосылки для профессионального самовоспитания. На основании этих результатов, в случае их рассогласования с современными требованиями к специалистам, обучающиеся принимают решение заниматься профессиональным самовоспитанием и переходят к его планированию.
2. Планирование и осуществление профессионального самовоспитания
Планирование профессионального самовоспитания - многозначный и глубоко индивидуальный процесс, призванный организовать и упорядочить работу над собой. Оно включает:
- выработку значимой цели;
- определение задач на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы;
- составление индивидуальной программы;
- выбор методов и приемов профессионального самовоспитания.
Перед планированием работы над собой курсантам и слушателям рекомендуется самостоятельно или с помощью руководителя пополнить багаж теоретических знаний по профессиональному самовоспитанию. После завершения теоретической подготовки курсантами и слушателями разрабатывается индивидуальная программа профессионального самовоспитания.
Осуществление профессионального самовоспитания проводится с помощью индивидуально формируемой системы методов и приемов, в соответствии с программой самовоспитания. Как показывает практика, большинство курсантов и слушателей слабо знают методы и приемы профессионального самовоспитания, поэтому им необходимо порекомендовать их изучение.
Результаты исследований показывают, что процессом своего профессионального самовоспитания курсанты и слушатели могут и должны управлять. Самоконтроль за ходом работы над собой, достигнутыми результатами самовоспитания ведется при помощи самопроверки. Данный метод направлен на определение уровня соответствия полученных результатов целям, задачам, программе профессионального самовоспитания. Самоотчет подводит итоги работы над собой за определенный период.
Для оптимизации самопроверки и самоотчета, своевременной корректировки работы над собой курсантам и слушателям рекомендуется ведение дневника профессионального самовоспитания.
Анализируя итоги работы над собой на различных этапах, и внося необходимые коррективы, обучающиеся осуществляют саморегулирование профессионального самовоспитания. Для эффективного самоуправления и саморегулирования предлагаются следующие рекомендации:
- научиться правильно распределять свои силы и возможности, подчиняя их осуществлению профессионального самовоспитания;
- стремиться выделить главное в работе над собой и сосредоточиться на нем;
- научиться рационально и с максимальной пользой для себя использовать имеющееся
время;
- проявлять терпение, настойчивость, не отступать перед трудностями;
- научиться приступать к делу сразу, без раскачки, мобилизуя для этого все свои силы;
- быть уверенным в успехе работы над собой.
Самоуправление и саморегулирование представляют собой непосредственную деятельность, волевой акт, направленный на разрешение возникающих противоречий путем совершения целесообразных практических действий.
Для развития воли обучающимся предлагаются следующие рекомендации:
- начинать работу с наиболее трудных дел, стремиться довести каждое из них до конца;
- любую работу выполнять добросовестно и качественно;
- не пасовать перед трудностями, стремиться их преодолеть;
- регулярно тренировать волевые качества, работать по искоренению отрицательных качеств, своих недостатков;
- постоянно делать отчет в своих поступках.
Результатом профессионального самовоспитания является преодоление отрицательных качеств, формирование и развитие профессионально важных и положительных личностных качеств [6].
Заключение
Совершенствование профессионального самовоспитания является сложной и многогранной проблемой, которая служит предметом изучения не только педагогики, но и психологии, философии, социологии и других наук. В данной статье рассматривается педагогический аспект по-
ставленной проблемы. Имеющееся в настоящее время рассогласование между уровнем сформированное™ профессионально важных и положительных личностных качеств у выпускников и необходимым уровнем предопределяет значимость совершенствования профессионального самовоспитания обучаемых, которое целесообразно осуществлять с учетом исторического опыта, накопленного педагогической теорией, прошедшего испытание практикой.
Список литературы
1. Ковалев, А.Г.. Личность воспитывает себя. М., Политиздат, 87. - 1983.
2. Котляр, В.Н. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей вузов ФСИН России. // Человек: преступление и наказание. Рязань, Академия ФСИН России, 2006. С. 102-105.
3. Лузгин, С.А.. Профессиональное самовоспитание сотрудников органов, исполняющих наказания. М., Знание, 1993. - 123 с.
4. Рувинский, Л.И.. Теория самовоспитания. М., Просвещение, 1973. - 150 с.
5. Спиркин, А.Г.. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. - 141 с.
6. Тюгаева, Н.А., Котляр, В.Н.. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: монография. Рязань, Академия ФСИН России, 2010. - 110 с.