Научная статья на тему 'Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров'

Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2191
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самовоспитание / самообразование / самовоспитание военнослужащих / самосовершенствование личности / самовоспитательный процесс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манукян А. Р.

Статья «Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров» посвящена исследованию механизма самовоспитательного процесса военнослужащих и определению его роли в системе самосовершенствования личности будущих офицеров МВД РФ. В ней говорится о самовоспитании будущих офицеров рассматривается методика развития познавательных процессов на занятиях и семинарах предлагается оптимизация системы самовоспитания у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the mechanism of self-educational process of service men and defines its role in the system of self-improvement of future officers" individualities. The author touches upon self-education of future service men, considers methods of creative thinking development at practical classes and seminars and suggests optimization of cadets" self-education system.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров»

А. Р. Манукян

САМОВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ФАКТОР САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Работа представлена кафедрой «Педагогика высшей школы» Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор 3. К. Каргиева

Статья «Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров» посвящена исследованию механизма самовоспитательного процесса военнослужащих и определению его роли в системе самосовершенствования личности будущих офицеров МВД РФ. В ней говорится о самовоспитании будущих офицеров; рассматривается методика развития познавательных процессов на занятиях и семинарах; предлагается оптимизация системы самовоспитания у курсантов.

The article studies the mechanism of self-educational process of service men and defines its role in the system of self-improvement of future officers' individualities. The author touches upon self-education of future service men, considers methods of creative thinking development at practical classes and seminars and suggests optimization of cadets' self-education system.

Уровень самообразовательной деятельности курсантов и слушателей высших военных заведений зависит от воспитания и

самовоспитания и определяется уровнем интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития личности.

Эти внутренние качества определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Не ставя своей целью рассмотрение сущности самовоспитания и исследуя его только в контексте самообразования личности курсантов военных институтов, все же отметим, что повышение значимости самовоспитания в общей системе подготовки и переподготовки различных категорий военнослужащих требует качественного совершенствования этого процесса. Решению данной задачи в значительной мере способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания и самообразования военнослужащих научных основ, разработанных педагогической наукой.

Под самовоспитанием военнослужащих понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития1. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.

По своей природе самовоспитание - это явление социальное. Оно присуще только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений. Занимаясь самовоспитанием, человек реализует социальную потребность в приобретении таких личностных качеств, которые в наибольшей степени способствовали бы ему в выполнении своих общественных функций. Социальная детерминация самовоспитания предопределяет специфику формирования и развития потребности в самовоспитании. Она развивается в процессе ратного труда,

общественной деятельности военнослужащего, его общения с другими людьми. «Человек, поставленный в активную позицию по отношению к окружающему миру, четко определяет свои силы и возможности, свои достоинства и недостатки, намечает программу своей деятельности и совершенствования своих сил, сознательно преобразует себя в связи с преобразованием обстоятельств»2.

По своей социальной функции самовоспитание - это педагогический процесс. Его специфичность и уникальность состоит в том, что в нем и субъект, и объект воспитания заключены в одном лице, что порождает особый характер организации, содержания, методики работы над собой. При всей социальной обусловленности этого процесса самовоспитание глубоко индивидуально и зависит от степени выраженности внутренних предпосылок. К ним следует отнести потребности и мотивы, побуждающие военнослужащих к работе над собой. Развитые самосознание и самокритичность, здоровое чувство самоуважения, умение объективно оценить свои достоинства и недостатки, не отставать от других и быть на высоте положения; определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования; знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой; сознательная установка на разностороннее самовоспита-ние; психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Эти внутренние предпосылки определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Одной из отличительных черт самовоспитания является устойчивая взаимосвязь с процессом воспитания. Указывая на закономерный характер этой взаимосвязи, выдающийся педагог нашего времени В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, -

это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»3. Именно под влиянием организованных воспитательных воздействий у военнослужащих развивается самосознание, формируется потребность в самовоспитании, интересы и жизненные идеалы, определяются основные направления самовоспитания. В процессе целенаправленной воспитательной работы склады -вается своеобразный внутренний мир военнослужащего, который определяет затем его способность, стремление и возможность к самовоспитанию.

Представление существа самовоспитания, особенностей работы человека над собой в армейских условиях дает рассмотрение процессуальной стороны самовоспитания.

Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание, которое представляет собой сложный процесс определения военнослужащим своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания о самом себе. Не случайно еще мыслители древности отмечали: «Кто знает цену сущности своей, тот самый предостойный из людей».

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самоосознание себя в условиях служебной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях; самоизучение; самооценка.

Самоосознание позволяет глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему как специалисту конкретной воинской специальности, понять свои задачи, более четко представить перспективу своего дальнейшего развития.

Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставление с теми требованиями, которые предъявляются к военнослужащему. Самоизучение осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, конкретных

результатов деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны товарищей, сослуживцев, начальников, самопроверкой себя в конкретных условиях воинской деятельности. На основе такого самоизучения вырабатыва-ется самооценка.

В самооценке выражается мнение военнослужащего о самом себе, благодаря чему создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка важна как в организации самовоспитания, так и в управлении своим поведением. При этом она выполняет ряд функций: функцию сравнения имеющихся качеств личности с требованиями, предъявляемыми к конкретным специалистам; функцию фиксации успехов и недостатков в работе над собой; функцию корректировки (позволяет вовремя отка-заться от несовершенных форм и методов работы над собой, совершенствовать применение средств и приемов, дающих положительный эффект).

Непременным условием объективной самооценки выступает самокритичное отношение военнослужащего к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. Поэтому в процессе руководства самовоспитанием военнослужащих необходимо утверждать у них объективно критическое отношение к самим себе, к достигнутым результатам, стремление не самообольщаться, находить пути и средства к более высоким результатам в своем профессиональном становлении и развитии.

На основе самоизучения и самооценки у военнослужащих вырабатывается решение заниматься самовоспитанием. Как правило, это происходит при глубоком внутреннем переживании своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель работы военнослужащего над собой, которая конкретизируется и уточняется на этапе планирования самовоспитания и реализуется в повседневной практической деятельности по самовоспитанию.

Планирование самовоспитания - процесс многогранный. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач.

Важно определить цели и основные задачи самовоспитания. Сошлемся на мнение Л. Н. Толстого. Он писал: «...имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим»4. В целях и задачах определяются главные ориентиры и содержание самовоспитания, идеалы, к которым стремится самовоспитывающаяся личность.

Анализ выбора идеала офицерами, прапорщиками, сержантским составом и рядовыми свидетельствует, что идеалом для них служит часто какой-то обобщенный тип личности либо качества многих людей. Но зачастую при планировании самовоспитания, в работе над собой не все военнослужащие ясно представляют себе эти идеальные устремления. Для них идеал существует в каком-то психологическом «подполье», и равнение на него происходит стихийно, не вполне осознанно.

На основании выработанных целей, задач разрабатывается программа (план) самовоспитания, которая составляется офицерами и прапорщиками на определенные периоды своей жизни и служебной деятельности (перспективные планы) и уточняется на год, месяц и т. д. и выступает как план на определенный жизненный этап.

Программы (планы) самовоспитания глубоко индивидуальны. И это не обязательно какой-то официальный документ. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение - помочь человеку организовать работу над собой. Как свидетельствует практика, свое предназначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них находят отражение следующие вопросы:

1) по каким направлениям предполагается работать, какие личностные качества

планируется формировать, развивать, совершенствовать, устранять;

2) посредством чего планируется осуществить реализацию намеченного и что использовать в интересах самовоспитания;

3) примерные сроки выполнения, а также сроки самоконтроля хода работы над собой.

Программы (планы) самовоспитания конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения.

Личные правила поведения - это своеобразные программы поведения будущего офицера в конкретных жизненных, служебных ситуациях. Они могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. В процессе самовоспитания то или иное правило постоянно наполняется новым содержанием.

Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самовоспитания выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой самовоспитания. Однако следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для военнослужащих с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени. Порой, горячо взявшись за дело собственного воспитания, они через некоторое время снижают интерес к этой работе, постепенно отказываются от поставленных целей самовоспитания, отчего теряются уже достигнутые плоды работы над собой, и приходится каждый раз начинать все сначала.

Отсутствие строгой системы в работе над собой часто связано со слабой методической вооруженностью курсантов и слушателей. Овладение эффективной методикой самовоспитания выступает одним из условий повышения его качества и результативности. Прежде всего это связано с

умением применять в интересах самовоспитания разнообразные методы, приемы и средства.

Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием следует рассматривать как более частное воздействие человека на самого себя, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.

Система методов и приемов самовоспитания для каждого курсанта индивидуальна. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых военнослужащими в интересах самовоспитания. Это самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль.

Так, посредством самоубеждения военнослужащие добиваются самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения тех недостатков, которые мешают. Это как бы внутренний спор с самим собой, взвешивание всех «за» и «против». Происходит своеобразное разрешение противоречий меж -ду личными взглядами, мнениями, чувствами и требованиями долга, мыслями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные посредством самоубеждения мысли и взгляды придают уверенность, морально-психологическую стойкость, делают их неподатливыми к вредным влияниям, соблазнам, более настойчивыми в достижении конечной цели.

Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Принимая на себя обязательство заниматься самовоспитанием в избранных направлениях, военнослужащие мобилизуют тем самым свои силы, формируют у себя внутреннюю готовность к активной и целенаправленной работе над собой.

Сущность метода самоорганизации в самовоспитании состоит в том, что военнослужащие, организуя свое поведение и деятель -ность в соответствии с выработанными правилами поведения, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.

Метод аутотренинга основан на эмоционально-волевой тренировке, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести ее в память путем сосредоточения внимания или многократного повторения. После ее введения в память модель переходит из кратковременной памяти в долговременную, из сознания в подсознание и в конце концов уже автоматически, непроизвольно начинает влиять на самовнушение и поведение человека.

Работа над собой требует определенного самоконтроля, а при необходимости и самокорректирования. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности человека осуществлять контроль любой своей деятельности. Его сущность состоит в том, что военнослужащие, анализируя ход работы по самовоспитанию, устанавливают отклонение реализованной программы самовоспитания от спланированной и вносят соответствующие коррективы в план работы над собой. В силу этого самоконтроль в самовоспитании выполняет функции наблюдения, оценочно-констатирующую, корректировочную.

Непременным условием эффективности метода самоконтроля является высокая требовательность каждого военнослужа-щего к себе и друг к другу. При этом требовательность должна быть повсеместной и объективной.

С целью самоконтроля курсанты и слушатели ведут дневники самовоспитания,

ценность которых в самовоспитании состоит в том, что дневник заставляет человека припомнить события жизни и продумать их значение; приучает фиксировать события жизни и раздумья над ними; содействует анализу деятельности, мотивов поступков; способствует самопознанию.

Рассмотренные методы самовоспитания на практике реализуются совокупностью различных приемов, однородных по своему педагогическому предназначению. К числу наиболее распространенных приемов самовоспитания относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет.

Анализ процесса самовоспитания дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс с присущими ему внутренними противоречиями. Испытывая существенные трудности в самовоспитании на различных этапах его осуществления, не владея эффективной методикой самовоспитания, можно встретить самое различное отношение к самовоспитанию, вплоть до отрицания его необходимости. Поэтому процесс работы военнослужащих над собой не должен уходить из поля зрения командиров (начальников). Им необходимо постоянно управлять, осуществляя педагогическое руководство.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная психология и педагогика / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михай-левского. М., 1998. С. 282.

2 Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 7.

3 Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев, 1984. С. 244.

4 Уваров Л. Н., Уткин В. Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М., 1991. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.