А. Р. Манукян
САМОВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ФАКТОР САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Работа представлена кафедрой «Педагогика высшей школы» Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор 3. К. Каргиева
Статья «Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров» посвящена исследованию механизма самовоспитательного процесса военнослужащих и определению его роли в системе самосовершенствования личности будущих офицеров МВД РФ. В ней говорится о самовоспитании будущих офицеров; рассматривается методика развития познавательных процессов на занятиях и семинарах; предлагается оптимизация системы самовоспитания у курсантов.
The article studies the mechanism of self-educational process of service men and defines its role in the system of self-improvement of future officers' individualities. The author touches upon self-education of future service men, considers methods of creative thinking development at practical classes and seminars and suggests optimization of cadets' self-education system.
Уровень самообразовательной деятельности курсантов и слушателей высших военных заведений зависит от воспитания и
самовоспитания и определяется уровнем интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития личности.
Эти внутренние качества определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Не ставя своей целью рассмотрение сущности самовоспитания и исследуя его только в контексте самообразования личности курсантов военных институтов, все же отметим, что повышение значимости самовоспитания в общей системе подготовки и переподготовки различных категорий военнослужащих требует качественного совершенствования этого процесса. Решению данной задачи в значительной мере способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания и самообразования военнослужащих научных основ, разработанных педагогической наукой.
Под самовоспитанием военнослужащих понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность по систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития1. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.
По своей природе самовоспитание - это явление социальное. Оно присуще только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений. Занимаясь самовоспитанием, человек реализует социальную потребность в приобретении таких личностных качеств, которые в наибольшей степени способствовали бы ему в выполнении своих общественных функций. Социальная детерминация самовоспитания предопределяет специфику формирования и развития потребности в самовоспитании. Она развивается в процессе ратного труда,
общественной деятельности военнослужащего, его общения с другими людьми. «Человек, поставленный в активную позицию по отношению к окружающему миру, четко определяет свои силы и возможности, свои достоинства и недостатки, намечает программу своей деятельности и совершенствования своих сил, сознательно преобразует себя в связи с преобразованием обстоятельств»2.
По своей социальной функции самовоспитание - это педагогический процесс. Его специфичность и уникальность состоит в том, что в нем и субъект, и объект воспитания заключены в одном лице, что порождает особый характер организации, содержания, методики работы над собой. При всей социальной обусловленности этого процесса самовоспитание глубоко индивидуально и зависит от степени выраженности внутренних предпосылок. К ним следует отнести потребности и мотивы, побуждающие военнослужащих к работе над собой. Развитые самосознание и самокритичность, здоровое чувство самоуважения, умение объективно оценить свои достоинства и недостатки, не отставать от других и быть на высоте положения; определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования; знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой; сознательная установка на разностороннее самовоспита-ние; психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.
Эти внутренние предпосылки определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Одной из отличительных черт самовоспитания является устойчивая взаимосвязь с процессом воспитания. Указывая на закономерный характер этой взаимосвязи, выдающийся педагог нашего времени В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, -
это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»3. Именно под влиянием организованных воспитательных воздействий у военнослужащих развивается самосознание, формируется потребность в самовоспитании, интересы и жизненные идеалы, определяются основные направления самовоспитания. В процессе целенаправленной воспитательной работы склады -вается своеобразный внутренний мир военнослужащего, который определяет затем его способность, стремление и возможность к самовоспитанию.
Представление существа самовоспитания, особенностей работы человека над собой в армейских условиях дает рассмотрение процессуальной стороны самовоспитания.
Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание, которое представляет собой сложный процесс определения военнослужащим своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания о самом себе. Не случайно еще мыслители древности отмечали: «Кто знает цену сущности своей, тот самый предостойный из людей».
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самоосознание себя в условиях служебной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях; самоизучение; самооценка.
Самоосознание позволяет глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему как специалисту конкретной воинской специальности, понять свои задачи, более четко представить перспективу своего дальнейшего развития.
Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставление с теми требованиями, которые предъявляются к военнослужащему. Самоизучение осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, конкретных
результатов деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны товарищей, сослуживцев, начальников, самопроверкой себя в конкретных условиях воинской деятельности. На основе такого самоизучения вырабатыва-ется самооценка.
В самооценке выражается мнение военнослужащего о самом себе, благодаря чему создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка важна как в организации самовоспитания, так и в управлении своим поведением. При этом она выполняет ряд функций: функцию сравнения имеющихся качеств личности с требованиями, предъявляемыми к конкретным специалистам; функцию фиксации успехов и недостатков в работе над собой; функцию корректировки (позволяет вовремя отка-заться от несовершенных форм и методов работы над собой, совершенствовать применение средств и приемов, дающих положительный эффект).
Непременным условием объективной самооценки выступает самокритичное отношение военнослужащего к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. Поэтому в процессе руководства самовоспитанием военнослужащих необходимо утверждать у них объективно критическое отношение к самим себе, к достигнутым результатам, стремление не самообольщаться, находить пути и средства к более высоким результатам в своем профессиональном становлении и развитии.
На основе самоизучения и самооценки у военнослужащих вырабатывается решение заниматься самовоспитанием. Как правило, это происходит при глубоком внутреннем переживании своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель работы военнослужащего над собой, которая конкретизируется и уточняется на этапе планирования самовоспитания и реализуется в повседневной практической деятельности по самовоспитанию.
Планирование самовоспитания - процесс многогранный. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач.
Важно определить цели и основные задачи самовоспитания. Сошлемся на мнение Л. Н. Толстого. Он писал: «...имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим»4. В целях и задачах определяются главные ориентиры и содержание самовоспитания, идеалы, к которым стремится самовоспитывающаяся личность.
Анализ выбора идеала офицерами, прапорщиками, сержантским составом и рядовыми свидетельствует, что идеалом для них служит часто какой-то обобщенный тип личности либо качества многих людей. Но зачастую при планировании самовоспитания, в работе над собой не все военнослужащие ясно представляют себе эти идеальные устремления. Для них идеал существует в каком-то психологическом «подполье», и равнение на него происходит стихийно, не вполне осознанно.
На основании выработанных целей, задач разрабатывается программа (план) самовоспитания, которая составляется офицерами и прапорщиками на определенные периоды своей жизни и служебной деятельности (перспективные планы) и уточняется на год, месяц и т. д. и выступает как план на определенный жизненный этап.
Программы (планы) самовоспитания глубоко индивидуальны. И это не обязательно какой-то официальный документ. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение - помочь человеку организовать работу над собой. Как свидетельствует практика, свое предназначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них находят отражение следующие вопросы:
1) по каким направлениям предполагается работать, какие личностные качества
планируется формировать, развивать, совершенствовать, устранять;
2) посредством чего планируется осуществить реализацию намеченного и что использовать в интересах самовоспитания;
3) примерные сроки выполнения, а также сроки самоконтроля хода работы над собой.
Программы (планы) самовоспитания конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения.
Личные правила поведения - это своеобразные программы поведения будущего офицера в конкретных жизненных, служебных ситуациях. Они могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. В процессе самовоспитания то или иное правило постоянно наполняется новым содержанием.
Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самовоспитания выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой самовоспитания. Однако следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для военнослужащих с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени. Порой, горячо взявшись за дело собственного воспитания, они через некоторое время снижают интерес к этой работе, постепенно отказываются от поставленных целей самовоспитания, отчего теряются уже достигнутые плоды работы над собой, и приходится каждый раз начинать все сначала.
Отсутствие строгой системы в работе над собой часто связано со слабой методической вооруженностью курсантов и слушателей. Овладение эффективной методикой самовоспитания выступает одним из условий повышения его качества и результативности. Прежде всего это связано с
умением применять в интересах самовоспитания разнообразные методы, приемы и средства.
Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием следует рассматривать как более частное воздействие человека на самого себя, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.
Система методов и приемов самовоспитания для каждого курсанта индивидуальна. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых военнослужащими в интересах самовоспитания. Это самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль.
Так, посредством самоубеждения военнослужащие добиваются самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения тех недостатков, которые мешают. Это как бы внутренний спор с самим собой, взвешивание всех «за» и «против». Происходит своеобразное разрешение противоречий меж -ду личными взглядами, мнениями, чувствами и требованиями долга, мыслями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные посредством самоубеждения мысли и взгляды придают уверенность, морально-психологическую стойкость, делают их неподатливыми к вредным влияниям, соблазнам, более настойчивыми в достижении конечной цели.
Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Принимая на себя обязательство заниматься самовоспитанием в избранных направлениях, военнослужащие мобилизуют тем самым свои силы, формируют у себя внутреннюю готовность к активной и целенаправленной работе над собой.
Сущность метода самоорганизации в самовоспитании состоит в том, что военнослужащие, организуя свое поведение и деятель -ность в соответствии с выработанными правилами поведения, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.
Метод аутотренинга основан на эмоционально-волевой тренировке, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести ее в память путем сосредоточения внимания или многократного повторения. После ее введения в память модель переходит из кратковременной памяти в долговременную, из сознания в подсознание и в конце концов уже автоматически, непроизвольно начинает влиять на самовнушение и поведение человека.
Работа над собой требует определенного самоконтроля, а при необходимости и самокорректирования. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности человека осуществлять контроль любой своей деятельности. Его сущность состоит в том, что военнослужащие, анализируя ход работы по самовоспитанию, устанавливают отклонение реализованной программы самовоспитания от спланированной и вносят соответствующие коррективы в план работы над собой. В силу этого самоконтроль в самовоспитании выполняет функции наблюдения, оценочно-констатирующую, корректировочную.
Непременным условием эффективности метода самоконтроля является высокая требовательность каждого военнослужа-щего к себе и друг к другу. При этом требовательность должна быть повсеместной и объективной.
С целью самоконтроля курсанты и слушатели ведут дневники самовоспитания,
ценность которых в самовоспитании состоит в том, что дневник заставляет человека припомнить события жизни и продумать их значение; приучает фиксировать события жизни и раздумья над ними; содействует анализу деятельности, мотивов поступков; способствует самопознанию.
Рассмотренные методы самовоспитания на практике реализуются совокупностью различных приемов, однородных по своему педагогическому предназначению. К числу наиболее распространенных приемов самовоспитания относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет.
Анализ процесса самовоспитания дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс с присущими ему внутренними противоречиями. Испытывая существенные трудности в самовоспитании на различных этапах его осуществления, не владея эффективной методикой самовоспитания, можно встретить самое различное отношение к самовоспитанию, вплоть до отрицания его необходимости. Поэтому процесс работы военнослужащих над собой не должен уходить из поля зрения командиров (начальников). Им необходимо постоянно управлять, осуществляя педагогическое руководство.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военная психология и педагогика / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михай-левского. М., 1998. С. 282.
2 Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 7.
3 Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев, 1984. С. 244.
4 Уваров Л. Н., Уткин В. Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М., 1991. С. 44.