ПЕДАГОГИКА
УДК 378.14
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В. Н. Котляр
Академия Федеральной службы исполнения накзаний России, г. Рязань
e-mail:
kotlyarrzn@mail.ru
Рассматриваются актуальные вопросы профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительных органов, особенности педагогического руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей.
Ключевые слова: курсант, педагогическое руководство, правоохранительные органы, профессиональное самовоспитание, руководитель, слушатель, специалист.
Введение
Современный образовательный процесс в вузах характеризуется все более широким применением новых педагогических технологий и методик, внедряемых с целью совершенствования профессиональной подготовки компетентных специалистов для правоохранительной системы.
Одним из существенных недостатков в подготовке данных специалистов, по мнению исследователей, является смещение приоритетов в сторону получения знаний обучающимися без достаточного учета их личностных особенностей. Система образования призвана не только давать знания по тем или иным дисциплинам, но и способы эффективного их усвоения.
Теоретический анализ проблемы и результаты экспериментальной работы показывают, что одним из действенных путей совершенствования профессиональной подготовки, повышения психолого-педагогической компетентности обучающихся является профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов правоохранительной системы, которое наиболее результативно при целенаправленном педагогическом руководстве.
Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием обучающихся представляет собой совокупность организационных, воспитательных, учебных мероприятий, осуществляемых руководящим и профессорско-преподавательским составом вуза, направленных на обеспечение планомерной, целеустремленной и систематической работы обучающихся по профессиональному самовоспитанию.
Успех в педагогическом руководстве профессиональным самовоспитанием приходит тогда, когда руководитель всесторонне знает индивидуальные особенности обучающихся, их способности, социально-психологические явления в курсантском коллективе и их влияние на конкретную личность. «Умелое руководство самовоспитанием - дело сложное, требующее от вузовских работников глубоких психолого-педагогических знаний, высокой культуры, большого такта, постоянного обогащения передовым опытом» - пишет Р. С. Гарифьянов [1, с. 9].
Особенности профессионального самовоспитания при подготовке специалистов правоохранительной системы
Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей базируется на твердом знании руководителями теоретических положений по профессиональному самовоспитанию, владении методикой осуществления данного процесса, тесном сотрудничестве руководителя и обучающегося. Руководитель определяет использование наиболее действенных средств и методов профессионального самовоспитания, работает над созданием педагогических условий для «включения» обучающихся в данный процесс и для его эффективного осуществления.
Руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей по своему содержанию не ограничивается обычными воспитательными мероприятиями, а требует особенной, специальной работы, целями которой являются:
- воспитание гордости за выбранную профессию, осознание значимости профессионального самовоспитания для сотрудника правоохранительной системы;
- диагностика уровня профессионального самовоспитания обучающихся, сформированности профессионально важных и личностных качеств;
- изучение теоретических основ, сущности, структуры, специфики и методики профессионального самовоспитания;
- формирование потребности в профессиональном самовоспитании;
- «включение» каждого курсанта и слушателя в процесс активной работы над собой;
- создание условий, стимулирующих процесс профессионального самовоспитания;
- оказание действенной помощи в планировании и осуществлении данного процесса, в преодолении возникающих трудностей;
- контроль и оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке целей и задач.
Значительную помощь в воспитании у курсантов и слушателей гордости за избранную профессию, осознании значимости профессионального самовоспитания для сотрудника правоохранительной системы, как показывает практика, оказывает организация и проведение в вузе следующих мероприятий [2, с. 10]:
- ознакомление с историей и традициями правоохранительной системы страны, их соблюдение и приумножение;
- проведение торжественных ритуалов, таких как: зачисление в вуз, принятие присяги, вручение удостоверений личности, погон, документов об образовании и др.;
- организация торжественных мероприятий, посвященных государственным и вузовским праздникам;
- посещение музеев, создание экспозиций, стендов, посвященных стойкости и героизму сотрудников правоохранительной системы;
- проведение тематических вечеров, устных журналов, диспутов, круглых столов, научно-практических конференций и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий;
- пропаганда опыта самовоспитания выдающихся государственных деятелей, полководцев и военачальников.
Для профессионального самовоспитания педагогически целесообразно разделять обучающихся на группы по степени сформированности профессионально важных качеств и работать с ними дифференцированно. Групповые методы интенсивного воздействия способствуют быстрее овладевать новыми знаниями и навыками, своевременно перестраивать структуру своей деятельности, ведут к объективному изменению отношения к себе и к другим. К преимуществам в групповой работе относится то, что она:
- способствует «включению» обучающихся в профессиональное самовоспитание;
- позволяет получить более объективную самооценку;
- повышает активность и целеустремленность в работе над собой;
- интенсифицирует профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей;
- дает возможность обсуждать проблемные вопросы и находить пути их решения, делать совместные открытия;
- развивает способности совместной деятельности (чувство партнера);
- позволяет получать поддержку и помощь группы;
- повышает ответственность за выполнение программы профессионального самовоспитания.
Благоприятный климат в коллективе способствует его сплочению, создает условия для самореализации каждого его члена, существенно облегчает педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием, оказывает стимулирующее воздействие в работе над собой. Неблагоприятный климат в коллективе, ощущение недоброжелательности, агрессивности окружающих порождает неуверенность в себе, боязнь насмешек, тревожность, безынициативность и пессимизм, что в конечном итоге негативно сказывается на профессиональном самовоспитании, тормозит данный процесс. Поэтому, создание благоприятного климата в коллективе учебной группы, курса, является важнейшей задачей педагогического руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей.
Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием
Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей строится в соответствии с требованиями руководящих документов к специалистам правоохранительной системы и включает в себя следующие этапы:
а) диагностику уровня профессионального самовоспитания курсантов и слушателей, изучение их личности;
б) психолого-педагогическую подготовку обучающихся к профессиональному самовоспитанию;
в) планирование руководства профессиональным самовоспитанием, оказание помощи курсантам (слушателям) в определении целей, задач, составлении программы, выборе методов и приемов работы над собой;
г) осуществление профессионального самовоспитания: совместная деятельность руководителей и обучающихся по формированию и развитию профессионально важных и личностных качеств, преодолению отрицательных качеств;
д) контроль профессионального самовоспитания курсантов и слушателей, определение его результатов, внесение необходимых корректив.
Между названными этапами нет четких границ, возможны временные отступления, замедление протекания процесса профессионального самовоспитания, ошибки и корректировка деятельности. Переход от одного к другому, взаимопроникновение осуществляется незаметно по мере совершенствования качественного состояния предыдущего этапа и созревания предпосылок для последующих действий. Окончательной целью руководства профессиональным самовоспитанием является достижение обучающимися осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного специалиста, грамотного воспитателя и руководителя [3, с. 103].
Планирование педагогического руководства профессиональным самовоспитанием включает:
- разработку специальной комплексной программы руководства профессиональным самовоспитанием;
- оказание помощи курсантам (слушателям) в объективной самооценке, поиске образца для подражания (идеала), определении целей, задач;
- помощь в составлении реально выполнимой программы, выборе методов и приемов работы над собой.
Каждый раздел комплексной программы руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей включает в себя целый ряд мероприятий.
К выполнению этих мероприятий привлекается преподаватели, руководители учебно-строевых подразделений и служб, кураторы учебных групп.
Совместная деятельность руководителей и курсантов (слушателей) по устранению отрицательных качеств, формированию и развитию профессионально важных и личностных качеств, как показывают результаты исследований, наиболее результативна при определенных педагогических условиях.
Основными педагогическими условиями эффективного профессионального самовоспитания курсантов и слушателей являются [4; 6]:
- создание и развитие необходимой учебно-материальной базы в вузе;
- обеспечение в достаточном количестве учебно-методической литературой по профессиональному самовоспитанию;
- комплексное изучение индивидуальных особенностей курсантов и слушателей;
- создание благоприятного общественного мнения в коллективе на процесс профессионального самовоспитания, развитие интереса и положительной мотивации к нему;
- привлечение к пропаганде данного процесса возможностей печати, телевидения и радию;
- внедрение разноуровневой программы профессионального самовоспитания с учетом индивидуальных особенностей курсантов и слушателей,
- активное использование новейших достижений, современных педагогических технологий и методик по профессиональному самовоспитанию;
- повышение интенсивности осуществления данного процесса;
- повышение педагогического мастерства преподавателей и руководителей;
- стимулирование процесса профессионального самовоспитания курсантов и слушателей;
- тесное взаимодействие, единство подходов и согласованность в работе всех участников процесса профессионального самовоспитания, оказание взаимной помощи;
- привлечение обучающихся к общественной деятельности, при осуществлении которой они могли бы развивать профессионально важные и личностные качества.
Контроль закрепляет потребность обучающихся в профессиональном самовоспитании. Осуществляется руководителем профессионального самовоспитания регулярно в установленные сроки (например: после каждого семестра обучения). Формами контроля профессионального самовоспитания являются:
- педагогическое наблюдение;
- беседа;
- отчеты обучающегося на собрании курса, учебной группы, заседании аттестационной комиссии;
- проверка выполнения программы профессионального самовоспитания, ведения дневника;
- обобщение независимых характеристик.
Руководитель, на основе результатов диагностики уровня профессионального самовоспитания курсантов и слушателей, оказывает им необходимую помощь [3, с. 23].
Для определения результатов профессионального самовоспитания обучающихся проводится повторная диагностика уровня профессионального самовоспитания. Осуществляется экспертной группой, которая определяет уровень соответствия полученных результатов поставленным целям и задачам.
Заключение
По завершении указанного цикла профессионального самовоспитания, в случае его успешности, начинается следующий цикл на качественно новом, более высоком уровне. Осуществляется постановка новых целей, задач и ведется дальнейшая работа над собой. Если поставленная цель не достигнута, но мотивация самовоспитания устойчива, проводится поиск и анализ причин, приведших к неудаче. По результатам
анализа руководитель вносит необходимые коррективы в работу курсантов и слушателей над собой [5; 7].
При подведении итогов профессионального самовоспитания курсантов и слушателей необходимо учитывать тот факт, что полученные результаты являются итогом всей образовательной работы в вузе.
Достигнутый уровень профессионального самовоспитания нельзя считать раз и навсегда установленным. Он может изменяться под влиянием различных факторов. С учетом этого необходимо, чтобы психолого-педагогическое воздействие на обучающихся, руководство профессиональным самовоспитанием не заканчивалось, а было постоянным, носило творческий характер, развивало потребность в самореализации себя как личности и как специалиста правоохранительной системы.
Список литературы
1. Гарифьянов Р. С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. - Казань, 1978. - 79 с.
2. Иваньков И. А. Подготовка кадров для УИС в рамках специализации «Организация режима в Академии ФСИН России: современное состояние и перспективы». - М: НИИ ФСИН России, 2013. - 14 с.
3. Котляр В. Н. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей вузов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. Академия ФСИН России. - Рязань, 2006. - № 2 - 3. С. 102 - 105.
4. Котляр В. Н. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей вузов ФСИН России: методические рекомендации. Академия ФСИН России. - Рязань, 2005. - 33 с.
5. Котляр В. Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Рязань, 2006. - 193 с.
6. Котляр В. Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: методические рекомендации. Академия ФСИН России. - Рязань, 2005. - 25 с.
7. Тюгаева Н. А. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: монография / Н. А. Тюгаева, В. Н. Котляр. Академия ФСИН России. - Рязань, 2010. - 110 с.
QUESTIONS FOR SELF-PREPARATION OF PROFESSIONALS FOR LAW ENFORCEMENT SYSTEM
The most important items of professional self-learning system of training for the law enforcement agencies, especially pedagogical management professional self-education listener and cadets.
Keywords: cadet, teacher leadership, law enforcement, professional self-education, the head of the listener, a specialist.
V. N. Kotlyar
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
e-mail:
kotlyarrzn@mail.ru