Научная статья на тему 'Вопросы профессионального самовоспитания при подготовке специалистов правоохранительной системы'

Вопросы профессионального самовоспитания при подготовке специалистов правоохранительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ / СЛУШАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котляр В. Н.

Рассматриваются актуальные вопросы профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительных органов, особенности педагогического руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы профессионального самовоспитания при подготовке специалистов правоохранительной системы»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В. Н. Котляр

Академия Федеральной службы исполнения накзаний России, г. Рязань

e-mail:

kotlyarrzn@mail.ru

Рассматриваются актуальные вопросы профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительных органов, особенности педагогического руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей.

Ключевые слова: курсант, педагогическое руководство, правоохранительные органы, профессиональное самовоспитание, руководитель, слушатель, специалист.

Введение

Современный образовательный процесс в вузах характеризуется все более широким применением новых педагогических технологий и методик, внедряемых с целью совершенствования профессиональной подготовки компетентных специалистов для правоохранительной системы.

Одним из существенных недостатков в подготовке данных специалистов, по мнению исследователей, является смещение приоритетов в сторону получения знаний обучающимися без достаточного учета их личностных особенностей. Система образования призвана не только давать знания по тем или иным дисциплинам, но и способы эффективного их усвоения.

Теоретический анализ проблемы и результаты экспериментальной работы показывают, что одним из действенных путей совершенствования профессиональной подготовки, повышения психолого-педагогической компетентности обучающихся является профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов правоохранительной системы, которое наиболее результативно при целенаправленном педагогическом руководстве.

Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием обучающихся представляет собой совокупность организационных, воспитательных, учебных мероприятий, осуществляемых руководящим и профессорско-преподавательским составом вуза, направленных на обеспечение планомерной, целеустремленной и систематической работы обучающихся по профессиональному самовоспитанию.

Успех в педагогическом руководстве профессиональным самовоспитанием приходит тогда, когда руководитель всесторонне знает индивидуальные особенности обучающихся, их способности, социально-психологические явления в курсантском коллективе и их влияние на конкретную личность. «Умелое руководство самовоспитанием - дело сложное, требующее от вузовских работников глубоких психолого-педагогических знаний, высокой культуры, большого такта, постоянного обогащения передовым опытом» - пишет Р. С. Гарифьянов [1, с. 9].

Особенности профессионального самовоспитания при подготовке специалистов правоохранительной системы

Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей базируется на твердом знании руководителями теоретических положений по профессиональному самовоспитанию, владении методикой осуществления данного процесса, тесном сотрудничестве руководителя и обучающегося. Руководитель определяет использование наиболее действенных средств и методов профессионального самовоспитания, работает над созданием педагогических условий для «включения» обучающихся в данный процесс и для его эффективного осуществления.

Руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей по своему содержанию не ограничивается обычными воспитательными мероприятиями, а требует особенной, специальной работы, целями которой являются:

- воспитание гордости за выбранную профессию, осознание значимости профессионального самовоспитания для сотрудника правоохранительной системы;

- диагностика уровня профессионального самовоспитания обучающихся, сформированности профессионально важных и личностных качеств;

- изучение теоретических основ, сущности, структуры, специфики и методики профессионального самовоспитания;

- формирование потребности в профессиональном самовоспитании;

- «включение» каждого курсанта и слушателя в процесс активной работы над собой;

- создание условий, стимулирующих процесс профессионального самовоспитания;

- оказание действенной помощи в планировании и осуществлении данного процесса, в преодолении возникающих трудностей;

- контроль и оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке целей и задач.

Значительную помощь в воспитании у курсантов и слушателей гордости за избранную профессию, осознании значимости профессионального самовоспитания для сотрудника правоохранительной системы, как показывает практика, оказывает организация и проведение в вузе следующих мероприятий [2, с. 10]:

- ознакомление с историей и традициями правоохранительной системы страны, их соблюдение и приумножение;

- проведение торжественных ритуалов, таких как: зачисление в вуз, принятие присяги, вручение удостоверений личности, погон, документов об образовании и др.;

- организация торжественных мероприятий, посвященных государственным и вузовским праздникам;

- посещение музеев, создание экспозиций, стендов, посвященных стойкости и героизму сотрудников правоохранительной системы;

- проведение тематических вечеров, устных журналов, диспутов, круглых столов, научно-практических конференций и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий;

- пропаганда опыта самовоспитания выдающихся государственных деятелей, полководцев и военачальников.

Для профессионального самовоспитания педагогически целесообразно разделять обучающихся на группы по степени сформированности профессионально важных качеств и работать с ними дифференцированно. Групповые методы интенсивного воздействия способствуют быстрее овладевать новыми знаниями и навыками, своевременно перестраивать структуру своей деятельности, ведут к объективному изменению отношения к себе и к другим. К преимуществам в групповой работе относится то, что она:

- способствует «включению» обучающихся в профессиональное самовоспитание;

- позволяет получить более объективную самооценку;

- повышает активность и целеустремленность в работе над собой;

- интенсифицирует профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей;

- дает возможность обсуждать проблемные вопросы и находить пути их решения, делать совместные открытия;

- развивает способности совместной деятельности (чувство партнера);

- позволяет получать поддержку и помощь группы;

- повышает ответственность за выполнение программы профессионального самовоспитания.

Благоприятный климат в коллективе способствует его сплочению, создает условия для самореализации каждого его члена, существенно облегчает педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием, оказывает стимулирующее воздействие в работе над собой. Неблагоприятный климат в коллективе, ощущение недоброжелательности, агрессивности окружающих порождает неуверенность в себе, боязнь насмешек, тревожность, безынициативность и пессимизм, что в конечном итоге негативно сказывается на профессиональном самовоспитании, тормозит данный процесс. Поэтому, создание благоприятного климата в коллективе учебной группы, курса, является важнейшей задачей педагогического руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей.

Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием

Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей строится в соответствии с требованиями руководящих документов к специалистам правоохранительной системы и включает в себя следующие этапы:

а) диагностику уровня профессионального самовоспитания курсантов и слушателей, изучение их личности;

б) психолого-педагогическую подготовку обучающихся к профессиональному самовоспитанию;

в) планирование руководства профессиональным самовоспитанием, оказание помощи курсантам (слушателям) в определении целей, задач, составлении программы, выборе методов и приемов работы над собой;

г) осуществление профессионального самовоспитания: совместная деятельность руководителей и обучающихся по формированию и развитию профессионально важных и личностных качеств, преодолению отрицательных качеств;

д) контроль профессионального самовоспитания курсантов и слушателей, определение его результатов, внесение необходимых корректив.

Между названными этапами нет четких границ, возможны временные отступления, замедление протекания процесса профессионального самовоспитания, ошибки и корректировка деятельности. Переход от одного к другому, взаимопроникновение осуществляется незаметно по мере совершенствования качественного состояния предыдущего этапа и созревания предпосылок для последующих действий. Окончательной целью руководства профессиональным самовоспитанием является достижение обучающимися осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного специалиста, грамотного воспитателя и руководителя [3, с. 103].

Планирование педагогического руководства профессиональным самовоспитанием включает:

- разработку специальной комплексной программы руководства профессиональным самовоспитанием;

- оказание помощи курсантам (слушателям) в объективной самооценке, поиске образца для подражания (идеала), определении целей, задач;

- помощь в составлении реально выполнимой программы, выборе методов и приемов работы над собой.

Каждый раздел комплексной программы руководства профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей включает в себя целый ряд мероприятий.

К выполнению этих мероприятий привлекается преподаватели, руководители учебно-строевых подразделений и служб, кураторы учебных групп.

Совместная деятельность руководителей и курсантов (слушателей) по устранению отрицательных качеств, формированию и развитию профессионально важных и личностных качеств, как показывают результаты исследований, наиболее результативна при определенных педагогических условиях.

Основными педагогическими условиями эффективного профессионального самовоспитания курсантов и слушателей являются [4; 6]:

- создание и развитие необходимой учебно-материальной базы в вузе;

- обеспечение в достаточном количестве учебно-методической литературой по профессиональному самовоспитанию;

- комплексное изучение индивидуальных особенностей курсантов и слушателей;

- создание благоприятного общественного мнения в коллективе на процесс профессионального самовоспитания, развитие интереса и положительной мотивации к нему;

- привлечение к пропаганде данного процесса возможностей печати, телевидения и радию;

- внедрение разноуровневой программы профессионального самовоспитания с учетом индивидуальных особенностей курсантов и слушателей,

- активное использование новейших достижений, современных педагогических технологий и методик по профессиональному самовоспитанию;

- повышение интенсивности осуществления данного процесса;

- повышение педагогического мастерства преподавателей и руководителей;

- стимулирование процесса профессионального самовоспитания курсантов и слушателей;

- тесное взаимодействие, единство подходов и согласованность в работе всех участников процесса профессионального самовоспитания, оказание взаимной помощи;

- привлечение обучающихся к общественной деятельности, при осуществлении которой они могли бы развивать профессионально важные и личностные качества.

Контроль закрепляет потребность обучающихся в профессиональном самовоспитании. Осуществляется руководителем профессионального самовоспитания регулярно в установленные сроки (например: после каждого семестра обучения). Формами контроля профессионального самовоспитания являются:

- педагогическое наблюдение;

- беседа;

- отчеты обучающегося на собрании курса, учебной группы, заседании аттестационной комиссии;

- проверка выполнения программы профессионального самовоспитания, ведения дневника;

- обобщение независимых характеристик.

Руководитель, на основе результатов диагностики уровня профессионального самовоспитания курсантов и слушателей, оказывает им необходимую помощь [3, с. 23].

Для определения результатов профессионального самовоспитания обучающихся проводится повторная диагностика уровня профессионального самовоспитания. Осуществляется экспертной группой, которая определяет уровень соответствия полученных результатов поставленным целям и задачам.

Заключение

По завершении указанного цикла профессионального самовоспитания, в случае его успешности, начинается следующий цикл на качественно новом, более высоком уровне. Осуществляется постановка новых целей, задач и ведется дальнейшая работа над собой. Если поставленная цель не достигнута, но мотивация самовоспитания устойчива, проводится поиск и анализ причин, приведших к неудаче. По результатам

анализа руководитель вносит необходимые коррективы в работу курсантов и слушателей над собой [5; 7].

При подведении итогов профессионального самовоспитания курсантов и слушателей необходимо учитывать тот факт, что полученные результаты являются итогом всей образовательной работы в вузе.

Достигнутый уровень профессионального самовоспитания нельзя считать раз и навсегда установленным. Он может изменяться под влиянием различных факторов. С учетом этого необходимо, чтобы психолого-педагогическое воздействие на обучающихся, руководство профессиональным самовоспитанием не заканчивалось, а было постоянным, носило творческий характер, развивало потребность в самореализации себя как личности и как специалиста правоохранительной системы.

Список литературы

1. Гарифьянов Р. С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. - Казань, 1978. - 79 с.

2. Иваньков И. А. Подготовка кадров для УИС в рамках специализации «Организация режима в Академии ФСИН России: современное состояние и перспективы». - М: НИИ ФСИН России, 2013. - 14 с.

3. Котляр В. Н. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей вузов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. Академия ФСИН России. - Рязань, 2006. - № 2 - 3. С. 102 - 105.

4. Котляр В. Н. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием курсантов и слушателей вузов ФСИН России: методические рекомендации. Академия ФСИН России. - Рязань, 2005. - 33 с.

5. Котляр В. Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Рязань, 2006. - 193 с.

6. Котляр В. Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: методические рекомендации. Академия ФСИН России. - Рязань, 2005. - 25 с.

7. Тюгаева Н. А. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: монография / Н. А. Тюгаева, В. Н. Котляр. Академия ФСИН России. - Рязань, 2010. - 110 с.

QUESTIONS FOR SELF-PREPARATION OF PROFESSIONALS FOR LAW ENFORCEMENT SYSTEM

The most important items of professional self-learning system of training for the law enforcement agencies, especially pedagogical management professional self-education listener and cadets.

Keywords: cadet, teacher leadership, law enforcement, professional self-education, the head of the listener, a specialist.

V. N. Kotlyar

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

e-mail:

kotlyarrzn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.