Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ'

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные ресурсы / студент / педагог / образовательная организация / цифровое пространство / электронный курс / educational resources / student / teacher / educational organization / digital space / electronic course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедалиева Муминат Рабазановна, Борлакова Фатима Аубекировна, Пирметова Саида Ямудиновна

В статье раскрывается понятие образовательного ресурса, электронного курса, а также рассматривается их внедрение в образовательный процесс вуза. Предоставляются разъяснения в отношении составляющих компонентов образовательных платформ и электронных курсов. Выявляется возможность использования данных инструментов в педагогической деятельности с учетом профильных стандартов и законодательства. Предоставлен перечень наиболее распространенных образовательных ресурсов и раскрыт их функционал с точки зрения педагогических ожиданий. Приведены примеры комбинирования образовательных ресурсов для педагогов ведущих вузов Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской Республики. Определены подходы к образовательным ресурсам с точки зрения возможностей расширения учебного процесса в рамках педагогического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедалиева Муминат Рабазановна, Борлакова Фатима Аубекировна, Пирметова Саида Ямудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concept of an educational resource, an electronic course, and also considers their implementation in the educational process of the university. Clarifications are provided regarding the components of educational platforms and e-courses. The possibility of using these tools in pedagogical activity, taking into account the relevant standards and legislation, is revealed. A list of the most common educational resources is provided and their functionality from the point of view of pedagogical expectations is disclosed. Examples of combining educational resources for teachers of leading universities of the Republic of Dagestan and the Karachay-Cherkess Republic are given. The approaches to educational resources from the point of view of the possibilities of expanding the educational process within the framework of the pedagogical plan are determined.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ»

3. Зинченко, Ю.П. Гуманитарное знание и образовательная среда XXI века: смена парадигм / Ю.П. Зинченко // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. - 2019. - № 4(104). - С. 11-22

4. Магомедов, М.П. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности студентов / М.П. Магомедов, A.C. Саидова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 183-185

5. Малышева, О.Л. Профессиональный имидж современного преподавателя высшей школы / О.Л. Малышева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2021. -Т.21. - Вып. 4. - С. 407-412

6. Моисеева, Т.В. Высшее образование как фактор социального, гражданского и профессионального становления личности / Т.В. Моисеева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 25-29

7. Пак, Л.Г. Социализация как значимый регулятив формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза / Л.Г. Пак // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2019. -№65-3.-С. 91-94

8. Подведены итоги конкурса «Юность. Творчество. Инновации»: сайт. - 2021. - URL: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=news&news_id=2495 (дата обращения: 01.07.2023)

9. Университет на выставке-ярмарке «Ладья. Сезон 2020-2021»: сайт. - 2021. - URL: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=news&news_id=2368 (дата обращения: 01.07.2023)

10. Шевченко, Г.И. Педагогическая интеграция в условиях сетевого образовательного сообщества / Г.И. Шевченко, С.Ю. Брынза, A.A. Рыбакова // КАНТ. -2018. - № 4(29). - С. 105-110

11. Щуринова, H.A. Проектирование и организация внеаудиторной работы студентов по педагогике как фактор развития профессиональных компетенций будущих учителей / H.A. Щуринова // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов. -Москва: Директ-Медиа,2014. - С. 156-171

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и экономики Магомедалиева Муминат Рабазановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней Борлакова Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационного права и информатики Пирметова Сайда Ямудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье раскрывается понятие образовательного ресурса, электронного курса, а также рассматривается их внедрение в образовательный процесс вуза. Предоставляются разъяснения в отношении составляющих компонентов образовательных платформ и электронных курсов. Выявляется возможность использования данных инструментов в педагогической деятельности с учетом профильных стандартов и законодательства. Предоставлен перечень наиболее распространенных образовательных ресурсов и раскрыт их функционал с точки зрения педагогических ожиданий. Приведены примеры комбинирования образовательных ресурсов для педагогов ведущих вузов Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской Республики. Определены подходы к образовательным ресурсам с точки зрения возможностей расширения учебного процесса в рамках педагогического плана.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, студент, педагог, образовательная организация, цифровое пространство, электронный курс.

Annotation. The article reveals the concept of an educational resource, an electronic course, and also considers their implementation in the educational process of the university. Clarifications are provided regarding the components of educational platforms and e-courses. The possibility of using these tools in pedagogical activity, taking into account the relevant standards and legislation, is revealed. A list of the most common educational resources is provided and their functionality from the point of view of pedagogical expectations is disclosed. Bxamples of combining educational resources for teachers of leading universities of the Republic of Dagestan and the Karachay-Cherkess Republic are given. The approaches to educational resources from the point of view of the possibilities of expanding the educational process within the framework of the pedagogical plan are determined.

Key words: educational resources, student, teacher, educational organization, digital space, electronic course.

Введение. Образовательное пространство утратило понятие необходимости проведения аудиторных занятий, так как цифровое пространство существенно расширило понятие обучающего процесса. Вместо опасений, что сеть интернет заменит процесс получения образования в профильных организациях, стало складываться ситуация при которой цифровое пространство оказалось полезным аспектом в образовательном процессе.

Преимущественно данная тенденция сформировалась по причине функционала существующих образовательных ресурсов. Под которыми подразумеваются инструменты и облачные решения, а также серверные хранилища для размещения и распространения электронных курсов любого формата. Обозначенный функционал представляет значительную ценность для педагога, который ориентируется на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования, профильное законодательство и методические указания [9].

Электронные курсы могут, как расширять содержательную составляющую дисциплин педагога, так и экономить ресурсы педагога при необходимости выстраивания приоритетности тематических направлений в процессе обучения студентов вуза.

Распространенность применения обозначенных электронных ресурсов определяет актуальность настоящего исследования, целью которого является выявление возможностей комбинирования образовательных ресурсов и достижения приоритетных компетенций в отношении студентов вуза [8].

Если рассматривать научный аспект изучения данной темы, то следует отметить чрезвычайную заинтересованность ученых, педагогов и специалистов в сфере информационных технологий в фундаментальном изучении определенных образовательных ресурсов. Данная тенденция объясняется способностью различных образовательных ресурсов удовлетворять педагогические ожидания, в том числе тематической направленности. К примеру, М.В. Ддровская и М.В. Поркшеян отмечают высокую ценность образовательных ресурсов при обработке результатов контрольных мероприятий. По их мнению, исследуемые инструменты могут помочь педагогу осуществить анализ углубленного характера, что неминуемо влияет на целостную образовательную систему [10, С. 4].

Педагог М.С. Ивинская рассматривает электронные ресурсы с точки зрения особой образовательной среды, которая подразумевает обособленную инфраструктуру, соответствующие педагогические подходы и принципиально иную методологию обучения студентов вуза в рамках профиля [3, С. 218].

Ученый-педагог Н.М. Виштак считает, что результативность образовательных ресурсов может быть как корректным, так и некорректным с точки зрения анализа. Для объективности оценки степени влияния данных инструментов на образовательный процесс студентов необходимо осуществлять путем перманентного наблюдения, устного опроса и письменного анкетирования, как среди педагогического состава, так и среди студенческого сообщества [2, С.98]. Педагоги Г.Г. Исаева, О.М. Зияудинова и М.Р. Магомедалиева рассматривают образовательные ресурсы с точки зрения тенденций развития цифровой среды в аспекте глобальных изменений [4, С. 445].

Стоит отметить, что электронные ресурсы состоят из материалов текстового и графического характера и направлены на освоение слушателем или студентом определенного кластера знаний. Такие курсы могут быть посвящены как отдельному отрезку времени, так и узконаправленному общественному явлению, при этом структурные компоненты для всех электронных курсов преимущественно идентичны. В частности, в обязательном порядке в рамках электронного курса предусмотрен теоретический аспект, справочный материал и формы контроля пройденных этапов цифрового обучения. В качестве опциональной составляющей педагогом или организатором электронного курса могут быть предусмотрены виды распространения информации, степень углубления в тему, выбор наглядного материала и форма поощрения за успешное прохождение электронного курса.

Стоит отметить, что обозначенные обучающие мероприятия являются лишь отдельным компонентом многих образовательных ресурсов, которые также могут предоставлять возможность для проведения лекционных и семинарских занятий в режиме реального времени на усмотрение педагога. Несмотря на существующие разнообразные компоненты образовательных ресурсов, электронные курсы по причине своей содержательности, понятной структуры и емкости для многих педагогов особенно приоритетны.

Каждый образовательный ресурс зачастую содержит множество электронных курсов, подразделенных на отрасли, возраст потенциальной аудитории, продолжительность и определенные условия предоставления доступа.

Изложение основного материала статьи. В контексте существующих образовательных ресурсов в российском сегменте следует отметить выраженное разнообразие обозначенных инструментов, как по направлениям, так и по функционалу. Некоторые образовательные ресурсы допускают загрузку курсов педагогами или коллективом педагогов отдельного учебного заведения. Зачастую данной возможностью пользуются педагоги для распространения или популяризации собственных тематических курсов или отдельных аспектов дисциплин. При этом цели могут быть разными, в зависимости от степени доступа к указанным материалам со стороны пользователей. Данные курсы педагоги загружают на специальных платформах, предназначенных для прохождения обучения пользователями в дистанционном формате. В некоторых случаях прохождение данного обучения предполагает выполнения текущих тестовых заданий и иных форм контрольных мероприятий, которые по итогам предполагают получение подтверждающего документа или зачет баллов в рамках экзаменационного периода в образовательной организации.

Педагог может предусмотреть открытый доступ к своему курсу, в том числе для студентов вуза, на некоммерческой основе. Существует также другой формат использования образовательных ресурсов в информационном пространстве, при котором доступ к курсу на некоммерческой основе предоставляется исключительно студентам вуза, однако, другие желающие могут также пройти обозначенный курс на коммерческой основе. Таким образом, распространение и популяризация электронного курса посредством образовательных платформ не противоречит профильным стандартам и образовательному законодательству, так как распространение учебных материалов возможно в удобной для педагога форме.

Кроме того, ввиду обширной содержательной составляющей программ, которые предусмотрены для некоторых дисциплин технического и иного характера, обозначенные образовательные ресурсы выполняют роль результативного вспомогательного компонента. Педагог при необходимости может отнести некоторые фундаментальные темы дисциплины к отдельным электронным курсам, так как их изучение требует углубленного самостоятельного освоения студентами, или тематика достаточно узконаправленна.

В настоящее время в российском образовательном сегменте существует более 30 специальных платформ или систем, которые позволяют студентам вуза пройти обучение в дистанционном формате, а педагогам, соответственно, - загрузить на сервер данных платформ содержательную часть определенного курса. В частности, профильными ведомствами приветствуется участие педагогов в проекте «Открытое образование», который включает различные тематические и отраслевые курсы от авторитетных вузов Российской Федерации, в том числе региональных.

Некоторые платформы образовательных ресурсов созданы по инициативе коммерческих организаций, однако их функционал преимущественно соответствует педагогическим ожиданиям и ряду компетенций в отношении студентов. К ним относятся, такие образовательные ресурсы, как: Coursera, Stepik, «Лекториум» и др. Стоит отметить, что вузы также создают собственные образовательные ресурсы, которые существенно дополняют их научных потенциал и открывают широкие возможности, в том числе для студентов других вузов. К ним относятся: платформа Санкт-Петербургского государственного университета, платформа программы дополнительного профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» и платформа Teach-in, принадлежащая научно-педагогическому сообществу МГУ им. М.В. Ломоносова [1].

Существующие педагогические возможности в сфере информационных технологий могут создавать дополнительные образовательные ресурсы для: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ДГПУ»), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (ФГБОУ ВО «СКГА») и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ДГУ») [5], [6], [7]. При этом каждый упомянутый вуз может применять имеющиеся образовательные платформы в той комбинации, которая отвечает достижению искомых компетенций и соответствию профилю подготовки. Несмотря на достаточно небольшое количество образовательных ресурсов как российского, так и зарубежного происхождения, их наличие в настоящее время в целом достаточно для организации качественного образовательного процесса.

Так как законодательно отсутствуют какие-либо ограничения в отношения применения педагогом определенных образовательных пространств, то главенствующим является критерий качественной структуры содержательной составляющих электронных тематических курсов.

В частности, педагоги ФГБОУ ВО «ДГУ», исходя из профиля вуза и разносторонней профессиональной подготовки, могут воспользоваться функциями и потенциалом таких платформ, как: Coursera (для размещения лекционных занятий и предоставления доступа студентам вуза в рамках различных направлений подготовки), Stepik (для размещения электронных курсов, в особенности посвященных изучению иностранных языков и технических наук), «Лекторий» (для размещения углубленных тематических курсов в рамках математических дисциплин и других направлений технического характера) и «Универсариум» (для размещения курсов, потенциально интересных широкой аудитории, а также абитуриентам вуза).

Педагоги ФГБОУ ВО «ДГПУ» могут воспользоваться возможностями и функционалом: проекта «Академия Пушкинского», который позволяет распространять курсы культурологического направления, платформой Udemy (для размещения курсов в формате образовательного видео в качестве дополнительного педагогического компонента), а также ресурсами проекта «Открытое образование» (для углубления знаний в рамках дисциплин педагогической направленности и осуществления контрольных мероприятий в дистанционном формате).

Так как профили подготовки ФГБОУ ВО «СКГА» затрагивают сферу юриспруденции и медицины, то комбинирование образовательных ресурсов должно нести прикладной характер. К примеру, для достижения компетенций педагогами указанной образовательной организации целесообразно воспользоваться функционалом проекта Coursera, Stepik, платформы «Открытое образование», а также образовательного ресурса «ПостНаука», который направлен на просвещение аудитории в рамках широкого профиля направлений, затрагивающих отдельные аспекты медицинской и юридической профессиональной деятельности.

Следует отметить, предложенные комбинации образовательных ресурсов носят рекомендательный характер, так как каждый педагог вправе прибегать к возможностям тех инструментов, которые в наибольшей степени соответствуют его педагогическим целям. Однако в настоящей статье представлен принцип комбинирования образовательных ресурсов, который основывается на определении критерия профиля вуза и основных направлений подготовки студентов. При комбинировании образовательных ресурсов для ФГБОУ ВО «ДГПУ», ФГБОУ ВО «СКГА» и ФГБОУ ВО «ДГУ» учитывался тематический аспект исследуемых инструментов, однако предложенные комбинации могут быть дополнены с учетом профиля подготовки определенных студентов, продолжительности предполагаемых электронный курсов и имеющегося функционала на соответствующих платформах.

Таким образом, комбинирование образовательных ресурсов в рамках обучения студентов вуза предоставляет дополнительные широкие возможности образовательного и научного характера. Образовательные платформы в качестве компонента позволяют студентам вуза получить прикладные знания и в некоторых случаях зачесть пройденные этапы контрольных мероприятий в собственном образовательном учреждении, что в значительной степени стимулирует их к познанию окружающей действительности. В педагогическом аспекте образовательные ресурсы в цифровом пространстве существенно экономят академические часы и в тоже время дополняют структурную составляющую образовательных программ, что ранее для педагога ввиду строгих временных рамок - не представлялось возможным. Таким образом, цифровые образовательные ресурсы, способствуя достижению главенствующих компетенций, способны существенно расширять объем курса в рамках дисциплины в целом.

Выводы. Таким образом, потенциал образовательных ресурсов в информационно-технологичном пространстве достаточно широк и доступен для образовательных организаций, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Хотя многие исследования фокусируются в отношении ограниченного количества платформ, соответствующих педагогическим ожиданиям, существующие стандарты не ограничивают педагога в применении им образовательных инструментов. Функционал современных образовательных ресурсов адаптирован под различные запросы педагогов и образовательных организаций, что позволяет в некоторых случаях заменять традиционные формы лекционных занятий на обучение в рамках данных платформ при условии, если педагог ориентируется преимущественно на собственные электронные курсы. В педагогическом смысле, имеющиеся ресурсы позволяют достигать различных компетенций в зависимости от конкретных целей педагога или профиля подготовки. Ценность образовательных ресурсов в цифровом пространства также в том, что они позволяют проводить контрольные и экзаменационные мероприятия, обеспечивая объективность предоставляемых слушателями или студентами письменных ответов. Комбинирование образовательных ресурсов позволяет каждому вузу структурировать процесс образования с учетом приоритетных компетенций и внешних факторов, способствующих распространению цифровых инструментов в образовании.

Литература:

1. Банк образовательных ресурсов // Педсоюз: [сайт], 2023. - URL: https://xn--dlabhlaco6g.xn--plai/resources?ysclid=lim4oy7is9658536601 (дата обращения: 07.06.2023)

2. Виштак, Н.М. Об оценке эффективности использования электронных образовательных ресурсов / Н.М. Виштак // Гаудеамус. -2013. - №2 (22). - С. 97-100

3. Ивинская, М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе / М.С. Ивинская // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 3 (24).- С. 217-223

4. Исаева, Г.Г. Использование интерактивных методов в условиях цифровой среды / Г.Г. Исаева, О.М. Зияудинова, М.Р. Магомедалиева // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: материалы XIV Международно-практической конференции. - Москва: 2022. - С. 443-446

5. Официальный сайт Дагестанского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 06.06.2023)

6. Официальный сайт Дагестанского государственного университета: сайт. - 2023. -URL: https://dgu.ru/7ysclid4im4mn71m8621301317 (дата обращения: 06.06.2023)

7. Официальный сайт Северо-Кавказской государственной академии: сайт. - 2023. - URL: https://ncsa.ru/ (дата обращения: 06.06.2023)

8. Структура цифровых компетенций // Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах: [сайт], 2023. -URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ff9/12.ll.2020.pdf (дата обращения: 05.06.2023)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://base.garant.ru/71344998/53fB9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/?ysclid=liktcjsygb459200367 (дата обращения: 06.06.2023)

10. Ддровская, M.B. О применении электронных курсов в обучении / М.В. Ддровская, М.В. Поркшеян // Образовательные технологии и общество. -2019. -№3. - С. 3-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.