Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

326
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / цифровая образовательная среда / электронные образовательные платформы / distance learning / digital learning environment / e-learning platforms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Е. Пироженко

Статья посвящена использованию электронных образовательных платформ в целях обучения иностранному языку. Рассмотрен педагогический потенциал виртуальных образовательных платформ, заключающийся в возможности учёта индивидуальных особенностей, возрастной категории, интересов и количества обучающихся, вариабельности подходов, методов и способов организации процесса обучения иностранному языку, применения различных инструментов для построения отдельных уроков и целых учебных курсов. А также сформулированы преимущества их использования в рамках изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF E-LEARNING PLATFORMS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the usage of e-learning platforms for teaching a foreign language. The pedagogical potential of virtual educational platforms is considered. It consists of the possibility of taking into account individual characteristics, age category, interests and number of students, variability of approaches, methods and ways of organizing the process of teaching a foreign language, using of various tools for creating individual lessons and whole training courses. And also, the advantages of their usage are formulated within the studied discipline.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

9. Павлова О.В. Professional Ethics in Business and Economics (Профессиональная этика в бизнесе и экономике) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов, обучающихся по специальности «Экономика» / О.В. Павлова; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». Саратов: [б. и.], 2017. 54с.: ил., табл. - Б. ц. Текст на англ. яз. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1856.pdf (дата обращения 01.02.2021)

10. Personal Development for Career Growth [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент» Экономического факультета / О.В. Павлова; Сарат. нац. исслед. ун-т. им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: [б. и.], 2019. 55с.: ил., фото. Б. ц.http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/2323.pdf (дата обращения 01.02.2021)

11. Шилова С.В. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Т. 6, Вып. 4 (24), 2017. С. 374-380 DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380

12. Никитина Г. А., Назарова Р. З. Scrum-технологии как инструмент реализации современных требований к образовательным результатам. // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов XI-ой Всероссийской конференции, посвященной 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, 21-22 февраля 2019 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2019. С. 204-214.

13. Никитина Г.А. Проблема качества иноязычной речевой подготовки педагога в современных условиях : монография. Москва : РУСАЙНС, 2020. 136 с.

14. Косарева С.А. Диагностика уровня самоорганизации студентов // Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Е.А. Спиридонова. М.: Издательство «Перо», 2020. 439 с. [Электронное издание]. С. 58-64.https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44397279 (дата обращения 02.02.2021)

Е.Е. Пироженко

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 371.315.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: Статья посвящена использованию электронных образовательных платформ в целях обучения иностранному языку. Рассмотрен педагогический потенциал виртуальных образовательных платформ, заключающийся в возможности учёта индивидуальных особенностей, возрастной категории, интересов и количества обучающихся, вариабельности подходов, методов и способов организации процесса обучения иностранному языку, применения различных инструментов для построения отдельных уроков и целых учебных курсов. А также сформулированы преимущества их использования в рамках изучаемой дисциплины.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, электронные образовательные платформы.

THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF E-LEARNING PLATFORMS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Abstract: The article is devoted to the usage of e-learning platforms for teaching a foreign language. The pedagogical potential of virtual educational platforms is considered. It consists of the possibility of taking into account individual characteristics, age category, interests and number of students, variability of approaches, methods and ways of organizing the process of teaching a foreign language, using of various tools for creating individual lessons and whole training courses. And also, the advantages of their usage are formulated within the studied discipline.

Keywords: distance learning, digital learning environment, e-learning platforms.

На сегодняшний день, когда во всём мире распространяется новая коронавирусная инфекция COVID-19, функционирование всех сфер жизни общества изменилось. В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовали перейти на дистанционную форму обучения [1, с. 35].

В связи с этим, возникает необходимость оптимизации цифровой образовательной среды учебных заведений на всех этапах обучения. Благодаря значительному педагогическому потенциалу, возможно использование электронных образовательных платформ, способных обеспечить принципиально новый уровень доступности обучения иностранному языку при сохранении качества образования в сложной эпидемиологической ситуации.

Перед тем, как рассмотреть электронные образовательные платформы, последовательно определим необходимый понятийный аппарат, используемый в рамках темы статьи.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 в ст. 16, электронное обучение - это «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно коммуникативных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2].

Эффективное дистанционное обучение невозможно без разработки цифровой образовательной среды, которая представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов для осуществления процесса обучения и контроля работы учебных заведений.

Электронную образовательную платформу определяют как информационную площадку в сети Интернет, созданную для размещения образовательного контента и коммуникации между педагогом и обучающимися, а также между самими обучающимися [3].

Современный рынок электронных образовательных ресурсов изобилует своим многообразием. Национальным исследовательским

310

университетом «Высшая школа экономики» был подготовлен целый выпуск, посвящённый обзору различных цифровых образовательных ресурсов, в том числе и образовательных платформ, для организации учебного процесса школ в дистанционной форме при условии распространения эпидемии коронавируса [4].

Внимание авторов данной статьи обращено на следующие электронные образовательные платформы, в которых учитель может самостоятельно создавать уроки и курсы по иностранному языку:

1. Stepik [5]

Stepik.org («Стэпик») - это отечественная образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов и уроков.

Первые образовательные материалы были выпущены в 2013 году. Сегодня Stepik позволяет своим зарегистрировавшимся пользователям проходить курсы по разным дисциплинам (программированию, математике, биологии, экономике, иностранным языкам и др.). А также, пользователи имеют возможность самим создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя аудио-, фото- и видеоматериалы, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью.

Одним из преимуществ данной платформы является возможность интеграции с другими сайтами и платформами.

Недостатком является направление платформы - в основном для обучения программистов. Немало важным является и то, что для публикации своего курса необходимо создание не менее 10 заданий.

Несмотря на вышеуказанные трудности, большинство российских вузов выбирают именно Stepik для представления своих курсов.

2. Moodle [6]

Moodle - это учебная платформа, предназначенная для предоставления преподавателям, администраторам и учащимся единой надёжной, безопасной и интегрированной системы для создания персонализированной учебной среды.

Moodle обеспечивает высокий уровень функциональности в создании и управлении образовательными онлайн-курсами. Наличие широких функциональных возможностей для обеспечения процесса обучения - одно из важнейших особенностей данной платформы.

К минусам использования учебной платформы относятся: требование установления на сервер, сложная система для изучения и высокие системные требования.

Указанные недостатки могут стать преградой для учителя, необладающего профессиональной подготовкой в работе с Moodle и отсутствием поддержки администрации учебного заведения.

3. Google Classroom [7]

Google Classroom представляет собой образовательную платформу с определённым набором инструментов для совместной деятельности учителя и учеников и является неким центром всех сервисов системы Google.

311

Google Classroom появился в 2014 году. Целью его создания было упрощение обмена файлами между учителями и учениками.

Сегодня платформа проста и удобна в регистрации, использовании и функциональных возможностях. Примечательно то, что Google Classroom подходит именно для учебного процесса.

Тем не менее, существуют и недостатки: необходимо наличие аккаунта Google, ограниченный набор образовательных инструментов, неудобные ссылки на Класс.

4. Online Test Pad [8], известный как сервис для организации и проведения тестирования, благодаря разработчикам, стал системой дистанционного обучения.

Online Test Pad представляет собой площадку для создания онлайн-курсов с целым списком полезных инструментов, возможностью добавлять текст и видео, проводить тестирования.

Использование данной платформы затрудняют реклама и регистрация пользователей.

5. Edmondo [9] - это облачная образовательная платформа, применимая для дистанционного обучения, не требующая установления.

Разработчики Edmondo представляют её как социальную сеть для обучения. Подобно Facebook, платформа построена как внешне, так и внутренне по принципу социальных сетей: регистрация, создание закрытых чатов, групп.

Edmondo отличается рядом преимуществ: импорт образовательного контента из других ресурсов; создание тестов, опросов и самих заданий; журнал оценок.

Главным недостатком использования Edmondo является отсутствие русского языка, что вероятнее станет барьером для младшего школьника и учеников с низким уровнем владения английским языком.

Вышеперечисленные образовательные платформы обладают следующими возможностями при обучению иностранному языку:

- учёт индивидуальных особенностей обучающихся (особенности познавательной деятельности учащихся, предрасположенность к успешному выполнению определённых заданий, объём памяти, скорость усваивания нового материала и т.д.);

- особое внимание к возрастной группе обучающихся и создание соответствующего образовательного контента;

- акцент на интересы при изучении иностранного языка;

- организация процесса обучения иностранному языку в мини-группах, классах (20-30 человек) и параллелях (от двух и более классов) одновременно на определённой образовательной платформе;

- гармоничное использование разнообразных подходов, методов и способов организации обучения иностранному языку;

- учёт дидактических целей и принципов дидактики (принцип наглядности, системности, доступности и т.д.);

- удобный интерфейс и широкий спектр инструментов при

312

создании уроков и курсов;

- автоматическая электронная проверка результатов по некоторым видам заданий (выполнение домашнего задания, диктанта, теста и др.);

- обеспечение кибербезопасности в использовании образовательных платформ.

Преимущества использования электронных образовательных платформ при обучению иностранному языку:

- Использование платформ не только в условиях дистанционной формы обучения, но и очной. Учебные материалы, созданные на образовательных платформах, могут применяться и после перехода на привычную (очную) форму обучения на уроке иностранного языка.

- Доступность материалов. Если ученик не может осваивать материал согласно календарно-тематическому планированию (по личным, семейным и др. обстоятельствам), то он сможет самостоятельно пройти пропущенный материал на той или иной платформе.

- Гибкость в создании уроков и оформлении учебного материала. Широкий спектр инструментов и возможностей образовательных платформ поможет учителю создать качественные уроки и серию курсов по иностранному языку. Стоит отметить добавление материалов из других ресурсов таких, как аудио-, фото- и видеоматериалов, ссылки, опросы и др.

- Облегчение для учителя проверки самостоятельной работы и отслеживании результатов обучающихся в освоении программы.

- Совершенствование. Благодаря современным технологиям, учитель совершенствует свои профессиональные навыки, что является необходимым для условий быстроменяющегося мира.

- Повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

- Экономия времени. На очных занятия драгоценное время от урока теряется в процессе организационного этапа урока, концентрации внимания учеников и др. Благодаря использованию электронных ресурсов, в том числе и образовательных платформ, время как важный ресурс расходуется более грамотно.

Таким образом, электронные образовательные платформы имеют широкое распространение и являются незаменимым помощником для учителя особенно в период дистанционного обучения, обусловленного распространением коронавирусной инфекции. В статье отмечены педагогические возможности и преимущества использования электронных образовательных платформ в процессе обучения иностранному языку.

Список использованной литературы

1. Новоселова Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии / Д.В. Новоселова, Д.В. Новоселов // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. № 3 (11). С. 35-38.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/ (дата посещения: 18.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Голошумова Г.С. Возможности использования электронной образовательной платформы Moodle в образовательном пространстве вуза / Г.С. Голошумова, О.Е. Чернова // Филологический класс. 2017. [Электронный ресурс] URL: https:^yberleninka.m/artide/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-elektronnoy-obrazovatelnoy-platformy-moodle-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата посещения: 16.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

4.Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с. 200 экз. - (Современная аналитика образования. №4 (34).

5. Stepik [Электронный ресурс] URL: https://welcome.stepik.org/ru (дата посещения: 6.11.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Moodle [Электронный ресурс] URL: https://moodle.org/?redirect=0 (дата посещения: 6.11.2020). Загл. с экрана. Яз. англ.

7. GoogleClassroom [Электронный ресурс] URL: http://classroom.google.com/ (дата посещения: 19.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

8. OnlineTestPad [Электронный ресурс] URL: https://onlinetestpad.com/ (дата посещения: 18.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

9. Edmondo [Электронный ресурс] URL: https://new.edmodo.com/?roistat_visit=19375589 (дата посещения: 18.02.2021). Загл. с экрана. Яз. англ.

Я.В. Пискун

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 37.022

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования лексических навыков. Рассматриваются разные принципы, методы и подходы к обучению лексике.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, лексическая единица, единица речи, семантизация.

LEXICAL SKILLS AND PECULIARITIES OF THEIR FORMATION AT

THE EARLY STAGE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the formation of lexical skills. Different principles, methods and approaches to teaching vocabulary are considered.

Keywords: vocabulary, lexical skill, lexical unit, unit of speech, semantisation.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это обеспечивает ее неотъемлемое место на каждом уроке ино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.