Научная статья на тему 'Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза'

Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс вуза / цифровизация / онлайн-образование / онлайн-курс / образовательные платформы / модель структуры онлайн-курса / контент электронного обучения / university educational process / digitalization / online education / online course / educational platforms / online course structure model / e-learning content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибалова Саида Аслановна, Леонтьева Александра Владимировна

В настоящее время контенты электронного обучения довольно прочно вошли в практическую деятельность преподавателей вузов. Немало исследований посвящено обоснованию возможностей дистанционного обучения как нового, отличного от традиционного, формата образования в эпоху цифровой революции. Проблема исследования: повышение эффективности применения онлайн-курсов в образовательном процессе в вузе. Цель исследования: обосновать возможности использования онлайн-курсов в образовательной практике вузов как актуального контента цифрового сервиса. При достижении поставленной цели были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, дифференциация, обобщение, описание), а также методы наглядной репрезентации. Результаты исследования: на основе анализа соответствующих исследований авторами статьи было уточнено понятие «онлайн-курс», определено соотношение категорий «электронное обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение», рассмотрена модель структуры онлайн-курса; представлены преимущества применения онлайн-курсов для вуза; выявлены отрицательные и положительные стороны применения преподавателями онлайн-курсов в образовательном процессе, а также с учетом анализа накопленного в педагогической практике опыта представлены наиболее оптимальные варианты применения онлайн-курсов в вузе. Ключевые выводы: под онлайн-курсом понимается контент электронного обучения, представляющий собой учебно-методический ресурс для ведения учебной деятельности по дисциплине; оптимальным является применение онлайн-курсов в смешанном формате (в сочетании с традиционной аудиторной работой); ориентация вузов на использование в образовательной практике онлайн-курсов соответствует актуальным мировым трендам в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бибалова Саида Аслановна, Леонтьева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Online courses in the educational process of a university

Currently, e-learning content has become firmly established in the practical activities of university teachers. A lot of research is devoted to substantiating the possibilities of distance learning as a new format of education in the era of the digital revolution. The research problem is increasing the effectiveness of using online courses in the educational process of a university. The purpose of the research is to substantiate the possibilities of using online courses in the educational practice of universities as relevant content of a digital service. To achieve this goal, theoretical research methods were used (analysis, synthesis, differentiation, generalization, description), as well as methods of visual representation. The research results: the authors of the article have clarified the concept of «online course», determined the relationship between the categories «e-learning», «distance learning», «online learning», and considered a model of the structure of the online course; the advantages of using online courses for universities have been presented; The negative and positive aspects of the use of online courses by teachers in the educational process have been identified, and taking into account the analysis of experience accumulated in teaching practice, the most optimal options for using online courses at a university have been presented. Key conclusions: an online course is understood as e-learning content, which is an educational and methodological resource for conducting educational activities in the discipline; the optimal use of online courses in a mixed format (in combination with traditional classroom work). The orientation of universities towards the use of online courses in educational practice corresponds to current global trends in education.

Текст научной работы на тему «Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-64-73

УДК 378: 004

©2023

С.А. Бибалова1*, A.B. Леонтьева2

Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза

'* Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Российская Федерация 2Федералъное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Российская ФеОерация

Аннотация

В настоящее время контенты электронного обучения довольно прочно вошли в практическую деятельность преподавателей вузов. Немало исследований посвящено обоснованию возможностей дистанционного обучения как нового, отличного от традиционного, формата образования в эпоху цифровой революции.

Проблема исследования: повышение эффективности применения онлайн-курсов в образовательном процессе в вузе.

Цель исследования: обосновать возможности использования онлайн-курсов в образовательной практике вузов как актуального контента цифрового сервиса.

При достижении поставленной цели были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, дифференциация, обобщение, описание), а также методы наглядной репрезентации.

Результаты исследования: на основе анализа соответствующих исследований авторами статьи было уточнено понятие «онлайн-курс», определено соотношение категорий «электронное обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение», рассмотрена модель структуры онлайн-курса; представлены преимущества применения онлайн-курсов для вуза; выявлены отрицательные и положительные стороны применения преподавателями онлайн-курсов в образовательном процессе, а также с учетом анализа накопленного в педагогической практике опыта представлены наиболее оптимальные варианты применения онлайн-курсов в вузе.

Ключевые выводы: под онлайн-курсом понимается контент электронного обучения, представляющий собой учебно-методический ресурс для ведения учебной деятельности по дисциплине; оптимальным является применение онлайн-курсов в смешанном формате (в сочетании с традиционной аудиторной работой); ориентация вузов на использование в образовательной практике онлайн-курсов соответствует актуальным мировым трендам в образовании.

Ключевые слова: образовательный процесс вуза, цифровизация, онлайн-образование, онлайн-курс, образовательные платформы, модель структуры онлайн-курса, контент электронного обучения

Для цитирования: Бибалова С. А., Леонтьева A.B. Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 4. - С. 64-73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-64-73.

(ее)

S.A. Bibalova1*, A.V. Leontyeva2

Online courses in the educational process

of a university

'FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation 2FSBEI HE «Adygh State University», Maikop, the Russian Federation

Abstract

Currently, e-learning content has become firmly established in the practical activities of university teachers. A lot of research is devoted to substantiating the possibilities of distance learning as a new format of education in the era of the digital revolution.

The research problem is increasing the effectiveness of using online courses in the educational process of a university.

The purpose of the research is to substantiate the possibilities of using online courses in the educational practice of universities as relevant content of a digital service.

To achieve this goal, theoretical research methods were used (analysis, synthesis, differentiation, generalization, description), as well as methods of visual representation.

The research results: the authors of the article have clarified the concept of «online course», determined the relationship between the categories «e-learning», «distance learning», «online learning», and considered a model of the structure of the online course; the advantages of using online courses for universities have been presented; The negative and positive aspects of the use of online courses by teachers in the educational process have been identified, and taking into account the analysis of experience accumulated in teaching practice, the most optimal options for using online courses at a university have been presented.

Key conclusions: an online course is understood as e-learning content, which is an educational and methodological resource for conducting educational activities in the discipline; the optimal use of online courses in a mixed format (in combination with traditional classroom work). The orientation of universities towards the use of online courses in educational practice corresponds to current global trends in education.

Keywords: university educational process, digitalization, online education, online course, educational platforms, online course structure model, e-learning content

For citation: Bibalova S.A., Leontyeva A. V. Online courses in the educational process of a university Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No 4. P. 64-73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-64-73.

Введение. Цифровизация в современном обществе является неотъемлемым компонентом всех сфер жизни, включая и сферу образования. Одним из продуктов цифрового сервиса в образовании является онлайн-образование. Обращение к нему вызвано потребностью поиска новых оптимальных высокотехнологичных способов, средств и форм доставки и получения учебной информации при обучении студентов. По мнению некоторых исследователей, повышение качества образования в

условиях динамичности мира, расширение его доступности возможно при активном внедрении в учебный процесс онлайн-курсов [1, 2, 3]. Онлайн-курсы позволяют стать образованию более доступным для большого количества людей не зависимо от возраста, места нахождения и сферы профессиональных или личных интересов. Использование в учебном процессе онлайн-курсов на сегодняшний день начинает занимать прочную позицию на рынке образовательных услуг, что подтверждает

рост интереса к ним не только со стороны образовательных организаций, но и со стороны других учреждений [4, 5, 6]. Все это особым образом актуализирует тему данной статьи, в рамках которой будут раскрыты некоторые аспекты проблемы повышения эффективности применения онлайн-курсов в образовательном процессе в вузе.

Основная часть. Основной целью онлайн-курсов является обеспечение прямого доступа обучающихся к учебным материалам без определенных требований (например, необходимости поступления в университет, посещения занятий в очном формате). Кроме того, они выступают дополнительным ресурсом для педагогов, который можно использовать в профессиональной деятельности.

В современных исследованиях [3,6,7] онлайн-курс рассматривается как форма или вид обучения, а также как «совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет [4, с. 230]. По мнению Н.В. Гре-чушкиной, онлайн-курс представляет собой «вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий и представляющий собой логически и структурно завершенную учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля [8, с. 127]. Разделяя мнение данного исследователя, отметим, что в ряде источников наблюдается некорректное

отождествление терминов «дистанционный» и «электронный» курс. Более детальный анализ данных категорий позволяет обозначить существенную разницу в этих понятиях. Так, для «дистанционного» характерно наличие некоего расстояния, что позволяет при определенных условиях (наличие свободного доступа к сети Интернет, компьютера или мобильного устройства и пр.) осуществлять подключение к обучающим платформам или сайтам с образовательными целями. Понятие «электронный» означает существующий в цифровой форме (например, электронный курс и пр.) или реализуемый при помощи информационно-телекоммуникационных сетей. O.A. Кашина, В.Н. Устюгова, P.E. Архипов полагают, что категория «электронное обучение» шире понятий «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение» [1] (рисунок 1).

Онлайн-обучение

Дистанционное обучение

Электронное обучение

Рис. 1. Соотношение понятий «электронное обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение» [1]

Анализ категории «онлайн-курс» позволил выделить два подхода к ее пониманию. Первый подход связан с обоснованием онлайн-курса как некой обучающей программы, которая может быть разработана частными и государственными образовательными учреждениями. Это касается так называемых массовых открытых онлайн-курсов (МООК), большинство

из которых построены по строгому алгоритму: переход к последующему модулю возможен только при условии прохождения контрольных точек в предыдущем модуле. Управление процессом обучения осуществляется с помощью дедлайнов,

которые позволяют проходить контрольные точки. Сегодня вузами для массовых открытых онлайн-курсов используется ряд образовательных платформ. Наиболее распространенные из них представлены на рисунке 2.

ISIKIIN

Разработана ведущими вузами страны: НИТУ МИСиС, ИТМО и др. Слушателям предлагаются

курсы по основным образовательным программам. При получении сертификата дейты имеют право перезачестг пройденный курс в своем вузе.

Универсариум

Курсы от лучших вузов :траны, успешных компаний I бизнес-тренеров. Особое внимание отводится междисциплинарным курсам.

Coursera

Лидер онлайн-обучения -предлагает курсы от ведущих мировых университетов и организаций, имеет приложение для смартфонов.

Лекториум

Объединяет платформу для 1убликации открытых онлайн сурсов и видеоархив лекций 01 ведущих университетов.

Российская образовательная платформа и конструктор

бесплатных и платных открытых онлайн-курсов и уроков, включающие продукты пед.творчества ведущих вузов страны.

Юрайт

Образовательная платформа

«Юрайт» объединяет актуальный учебный контент г удобные сервисы для вузов и колледжей, а также повышение квалификации преподавателей.

Рис. 2. Распространенные образовательные платформы массовых открытых онлайн-курсов, используемых вузами

Второй подход связан с пониманием онлайн-курса как электронного учебно-методического комплекса, то есть электронного образовательного ресурса определенного вида, который разрабатывается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, размещен и используется в системе управления обучением. В данном подходе понятия «онлайн-курс» и «электронный учебный курс» являются тождественными. О.И. Ваганова с соавторами под электронным учебным курсом понимают «образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях разного уровня» [9, С. 58]. Следовательно, под онлайн-курсом понимается контент электронного обучения, представляющий собой учебно-методический ресурс для ведения учебной деятельности по дисциплине.

Несмотря на неоднозначное понимание содержания понятия «онлайн-курс», тем не менее, большинством вузов к

настоящему времени уже созданы собственные контенты электронного обучения: разработаны и реализуются электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС), успешно применяются различные системы управления обучением, в рамках которых научно-педагогическими работниками используются в учебном процессе онлайн-курсы. Анализ различных источников по проблеме исследования указывает на большое разнообразие онлайн-курсов, что позволяет их классифицировать по различным критериям. Кроме того, очевиден факт, что на сегодняшний день отсутствуют единые требования, предъявляемые к содержанию и структуре онлайн-курсов, реализуемых в ЭИОС вузов. В большинстве случаев они регламентированы локальными актами учебных заведений и творческим подходом самого преподавателя. За преподавателем оставлено право включения в данный курс дидактических материалов, контрольно-измерительных процедур,

временных рамок выполнения заданий/ модулей, материалов текущего и промежуточного контроля.

Создание онлайн-курса требует от его разработчиков тщательности в подборе содержания и конструировании архитектуры курса, а также проработки стратегии

онлайн-обучения, которые бы были адекватны целям обучения и особенностям аудитории. При проектировании онлайн-курсов используют модульный (блочный) принцип [9, 10]. В наиболее общем виде структура онлайн-курса представлена в таблице 1.

1. Информационно-организационный блок

Пояснительная записка Информация об авторах курса Цели и задачи освоения курса Компетенции, на освоение которых ориентирован курс Инструкция по работе с курсом Календарный план курса Ссылка на рабочую программу дисциплины в структуре ООП (ссылка: ййрв://...) Презентация курса / трейлер (по желанию) Обратная связь (объявления, чаты поддержки)

Блок 2. Содержание курса

Модуль/тема Практические занятия Оценочные материалы Примечания

Модуль 1. Лекция 1. (ссылка: Шрв://...) Практическое занятие 1. (ссылка: ййрв://...) Практическое занятие 2. (ссылка: ййрв://...) Литература (ссылка: ййрв://...) Тестовое задание 1 (эссе, ситуационные задачи и пр.) Краткая информация, рекомендации по выполнению практических заданий и прохождению текущего контроля. Дополнительная информация: (ссылка: Шрв://...)

Модуль N. Психология личности и деятельности. Лекция N. (ссылка: Шрв://...) Практическое занятие N. (ссылка: ййрв://...) Практическое занятие N. (ссылка: ййрв://...) Литература (ссылка: ййрв://...) Тестовое задание N (эссе, ситуационные задачи и пр.) Краткая информация, рекомендации по выполнению практических заданий и прохождению текущего контроля. Дополнительная информация: (ссылка: Шрв://...)

Блок 3. Промежуточный контроль

Форма контроля и семестр Примерные вопросы к зачету/ экзамену (ссылка: ййрв://...) Образец экзаменационного билета и примеры его выполнения (ссылка: ййрв://...) Методические рекомендации по выполнению оценочных мероприятий промежуточного контроля (ссылка: ЬИрв://...)

Таблица 1 - Модель структуры онлайн-курса (составлена авторами по источникам 9,10)

Данная модель структуры онлайн-кур-са, с четко проработанными организационными и дидактическими компонентами, на наш взгляд, оптимизирует и повышает качество его применения в процессе вузовской подготовки.

Необходимо отметить, что использование преподавателями онлайн-курсов в настоящий момент носит больше вынужденный характер, хотя и обусловлен объективными факторами, связанными с цифровой трансформацией всех жизненных сфер современного общества.

Большинство преподавателей считают, что применение онлайн-технологий усложняет их работу, существенно увеличивает нагрузку, требует специальной подготовки (развития цифровых навыков и умений). Кроме того, многие высказывают опасения по поводу снижения роли преподавателя в образовательном процессе и возможного отказа от педагогов в будущем.

При этом важно также сказать, что преимущества от применения онлайн-кур-сов в образовательной деятельности для самих вузов вполне очевидны (рисунок 3).

Рис. 3. Преимущества использования вузами онлайн-курсов

Осмысление опыта внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вузов, анализ собственной практики их применения позволяют сделать неоднозначные выводы об эффективности данной формы обучения.

С одной стороны, достаточно внушительный список положительных эффектов, включающий в себя следующие:

- возможность продуктивной аудиторной работы, за счет автоматической проверки контрольных работ, тестовых за-

даний, подсчета индивидуальных рейтингов обучающихся, автоматизированного контроля времени, затраченного студентом на самостоятельную работу;

- возможность асинхронной работы;

- наличие обратной связи;

- систематичность освоения учебного материала;

- возможность формирования у обучающихся цифровых навыков и умений, цифровой культуры, а также самостоятельности и ответственности;

- персонифицированность процесса обучения (отвечает потребностям различных категорий обучающихся: отсутствующие по болезни, совмещающие учебу с работой, обучающиеся с ОВЗ и пр.);

- возможность освоения программы курса по индивидуальному графику [5, 11, 12, 13].

С другой стороны, наличие существенных недостатков на уровне использования онлайн-курсов в высшей школе как элемента дистанционного обучения:

- отсутствие «живого» общения преподавателя и обучающихся, которое является основой формирования и развития различных сторон профессионального мышления будущего специалиста;

- ограниченность возможностей управления и контроля учебной деятельности обучающихся;

- формализованный подход к оцениванию результатов освоения курса;

- недостаточно развитые цифровые умения и навыки субъектов образовательного процесса, усложняющие их взаимодействие;

- техническое несовершенство при реализации данной формы обучения, влияющее на эффективность взаимодействия преподавателя и обучающихся;

- сложности идентификации личности обучающегося на всех этапах освоения курса;

- низкая способность удерживать внимание обучающихся (многие без должного

контроля попросту не доходят до конца курса) и пр. [11, 12].

Учитывая недостатки и достоинства онлайн-курсов как инновационной формы обучения, отметим, что на данном этапе, на наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом будет их использование совместно с традиционной аудиторной работой, то есть в смешанном формате. Важно понимать, что на сегодняшний день без должного сопровождения обучающихся на всех этапах освоения дисциплины только в формате онлайн-курса трудно полностью достигнуть поставленных перед преподавателем целей и задач. Это возможно при условии создания полноценной системы поддержки и сопровождения обучающихся, осуществляемой экспертами и кураторами курса. Как показывает практика, далеко не во всех вузах нашей страны, реализующих обучение с помощью он-лайн-курсов, действует такая система сопровождения.

Касаясь интегрирования онлайн-курсов в учебный процесс в смешанном формате, следует сказать, что их (независимо от того, разработаны ли они самим преподавателем или используются курсы сторонних вузов) можно использовать как часть программы дисциплины в виде целого модуля, освоение которого позволяет обучающимся в интересной, нетрадиционной форме получать знания, а также предполагает перезачет части дисциплины по результатам освоения курса. Эффективен также вариант, когда онлайн-курс представляет собой часть программы дисциплины, обеспечивающей самостоятельную работу студентов. Иначе говоря, как вспомогательное средство более углубленного, детального изучения учебного материала. Отметим, что самостоятельная работа в этом случае выполняется студентами реально и оценивается в совокупности с остальными выполненными видами учебной работы в промежуточной аттестации. Кроме того, онлайн-курс может изучаться параллельно с аудиторной работой на

протяжении всего учебного семестра/ года, пересекаясь с аудиторной работой и дополняя ее. В этом случае преподаватель имеет возможность разнообразить виды и формы учебной работы, сочетая их так, чтобы они дополняли друг друга с учетом соответствия их содержания, временных и технических характеристик индивидуальным и психологическим особенностям современных обучающихся.

Перечисленные варианты интегрирования онлайн-курсов в образовательный процесс позволяют, активно используя их, минимизировать перечисленные выше недостатки и максимально получить по-

ложительные эффекты от применения данной формы дистанционного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Использование вузами в образовательной практике онлайн-курсов выступает критерием развития учебного заведения в соответствии с основными мировыми достижениями, что требует с учетом достаточно активных темпов развития электронного обучения рассмотрения зарубежного опыта и научных исследований. Предоставление учебными заведениями студентам возможности обучения в таком формате демонстрирует ориентированность вуза на доступность образования для каждого.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кашина O.A., Устюгова В. Н., Архипов P.E. Онлайн-обучение как новая ступень развития вуза: применение системного подхода к анализу условий для изменения образовательной модели // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22, № 2. - С. 3-16.

2. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy / Chetty K. [et al.] // Economics Discussion Papers. 2017. № 69. URL https://www.researchgate.net/publication/320065530_Bridging_ the_ digital_divide_measuring_digital_literacy (accessed October 2023).

3. Dumford A.D., Miller A.L. Online learning in higher education: exploring advantages and disadvantages for engagement // J Comput High Educ 30, 2018. P. 452-465.

4. Кутепов M.M., Иляшенко Jl.K., Морозов Д. Jl. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). - С. 230-232.

5. Леонтьева A.B., Бибалова С.А., Хатит Ф.Р Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 4. - С. 127-136.

6. Петелина М.А., Сатаев П.А. Массовые открытые онлайн-курсы как способ повышения конкурентоспособности вуза // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. - СПб.: СПбПУ Петра Великого, 2018. - С. 364-366.

7. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Основные этапы проектирования и создания массовых онлайн-курсов // Опыт и перспективы онлайн-обучения в России: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием. - Севастополь, 2018 - С. 58-63.

8. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. - С. 125-134.

9. Ваганова О.П., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Проектирование электронных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). - С. 57-59.

10. Уджуху И.А., Мешвез Р.К. Проектирование учебного процесса в вузе по дисциплине с использованием электронного учебного курса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022, Т. 14, № 4. - С. 137-145.

11. Бибалова С.А., Леонтьева A.B. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. - С. 59-68.

12. Груздева О.А. Онлайн-курсы как часть образовательной среды: возможности, сильные и слабые стороны // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2018. № 1 (46). - С. 45-47.

13. Поддубная Т.Н. Электронный учебный курс как инновационная форма обучения в вузе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2022. № 1.-С. 147-148.

REFERENCES:

1. Kashina О.A., Ustyugova V.N., Arkhipov R.E. Online learning as a new stage of university development: application of a systematic approach to the analysis of conditions for changing the educational model // Educational technologies and society. 2019. 22 ( 2): 3-16.

2. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy / Chetty K. [et al.] // Economics Discussion Papers. 2017. No. 69. URL https://www.researchgate.net/publication/320065530_Bridging_ the_ digital_divide_measuring_digital_literacy (accessed October 2023).

3. Dumford A.D., Miller A.L. Online learning in higher education: exploring advantages and disadvantages for engagement // J Comput High Educ 30, 2018; 452-465.

4. Kutepov M.M., Ilyashenko L.K., Morozov D.L. Technologies for organizing the educational process using an online course // Baltic Humanitarian Journal. 2019. 1 (26): 230-232.

5. Leontyeva A.V., Bibalova S.A., Khatit F.R. Digital culture of a modern teacher as a resource of professional activity in the conditions of digital transformation of the educational space // Bulletin of Maikop State Technological University. 2022. 14 (4): 127-136.

6. Petelina M.A., Sataev RA. Massive open online courses as a way to increase the competitiveness of a university // SPbPU Science Week: materials of a scientific conference with international participation. SPb.: Peter the Great SPbPU, 2018; 364-366.

7. Gambeeva Yu.N., Sorokina E.I. Main stages of design and creation of massive online courses // Experience and prospects of online learning in Russia: collection of articles of the All-Russian scientific conference with international participation. Sevastopol, 2018; 58-63.

8. Grechushkina N.V. Online course: definition and classification // Higher education in Russia. 2018.27 (6): 125-134.

9. Vaganova O.I., Aleshugina E.A., Maksimova K.A. Design of electronic training courses // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2019. 3 (28): 57-59.

10. Udzhuhu I.A., Meshvez R.K. Designing the educational process at a university in a discipline using an electronic training course // Bulletin of Maikop State Technological University. 2022, 14 (4): 137-145.

11. Bibalova S.A., Leontyeva A.V. Analysis of the experience of transition to distance learning in the university training system during the pandemic (the case of FSBEI HE «Maikop State Technological University» and FSBEI HE «Adyghe State University») // Bulletin of Maikop State Technological University. 2021. 13 ( 4): 59-68.

12. Gruzdeva O.A. Online courses as part of the educational environment: opportunities, strengths and weaknesses // Eurasian Union of Scientists (ESU). 2018. 1 (46): 45-47.

13. Poddubnaya T.N. Electronic training course as an innovative form of education at a university // Materials of the scientific and scientific-methodological conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 2022. 1: 147-148.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interest

Информация об авторах

Cauda Аслановна Бибалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики,

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Российская Федерация e-mail: saika2000@mail.ru тел.: + 7(988)4777175

Александра Владимировна Леонтьева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии,

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Российская Федерация

e-mail: alex_pan_2008@mail.ru тел.: + 7(929)8622201 ^

Information about the authors

Saida A. Bibalova, PhD (Ped.), Associate professor, the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy,

FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation e-mail: saika2000@mail.ru tel.: +7(988)4777175

Alexandra V. Leontyeva, PhD (Ped.), Associate professor, the Department of Pedagogy and Social Psychology,

FSBEI HE «Advgh State University», Maikop, the Russian Federation

e-mail: alex pan_2008@mail. ru tel.:+7 (929)8622201

Поступила в редакцию 27.10.2023 Поступила после доработки 29.11.2023 Принята к публикации 29.11.2023 Received 27.10.2023 Revised 29.11.2023 Accepted 29.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.