https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-117-125 УДК 378.124:004
Чистобаева Л.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Чистобаева Людмила Владимировна,
кандидат филологических наук, dcnieiim кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mail: lndmilal471(a),yahoo. com тел.: +7 (961) 818 64 75
Аннотация
Основополагающими позициями современного образования являются стандартизация и модернизация, ориентированные на решение проблемы повышения конкурентоспособности страны через подготовку компетентных кадров для развития цифровой экономики. Образование, как сектор экономики и социальной деятельности, ориентировано на широкое использование ресурсов интернета, расширение возможностей научно-педагогических работников по использованию цифровых ресурсов, коммуникации в цифровой образовательной среде с учетом реальных экономических тенденций. В ходе теоретического анализа и изучения образовательной практики вузов выявлены объективные противоречия между требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих создание в вузах цифровой образовательной среды, и недостаточной разработанностью сущностных характеристик профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифрового образовательного пространства вуза. Поиск решения выявленного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды, влияющие на ее результативность?
Цель исследования: теоретически обосновать основные направления профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды.
Методология исследования базировалась на изучении научных сведений и опыта педагогической деятельности в зарубежной и отечественной литературе, использовании методов теоретического и эмпирического исследования: анализа, обобщения, дедукции.
Результаты исследования: обоснованы особенности цифровой образовательной среды современного вуза; раскрыта структурно-содержательная характеристика деятельности научно-педагогического работника в цифровом пространстве вуза.
Ключевые выводы: ключевая роль цифровых технологий заключается в инновационном развитии высшего образования, а именно в компетентности современных преподавателей высшей школы работать в цифровой образовательной среде; структурно-содержательная характеристика
деятельности научно-педагогического работника в цифровом пространстве вуза включает ряд направлений: взаимодействие с субъектами образования в электронной информационно-образовательной среде вуза, создание электронного методического инструментария по читаемым дисциплинам, использование различные форм организации учебных занятий в электронной образовательной среде, создание цифрового портфолио и др. Всё это значительно расширяет горизонты организации учебной деятельности в цифровом образовательном пространстве.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронная информационно-образовательная среда вуза, цифровые образовательные технологии, научно-педагогический работник, профессиональная деятельность, электронные образовательные ресурсы, личный электронный кабинет, портфолио
Для цитирования: Чистобаева Л.В. Особенности профессиональной деятельности научно-педагогнческого работника в условиях г^ифровой образовательной среды Вестник Майкопского государственного технологнческогоуниверснтета. 2023. Том 15, № 1. С. 117-125. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-U7-125.
Chistobaeva L.V.
FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF AN ACADEMIC STAFF IN THE CONDITIONS OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Chistobaeva Ludmila Vladimirovna,
Candidate of Philology, an associate professor of the Department of Foreign Language ofFSBEIHE «Maikop Slate Technological University», Maikop, Russia e-mail: In dmila 1471'ayahoo. com tel: +7 (961) 818 64 75
Abstract
The fundamental positions of modem education are standardization and modernization, focused on solving the problem of increasing the state competitiveness through the training of competent personnel for the development of the digital economy. Education, as a sector of the economy and social activity, is focused on the widespread use of Internet resources, the expansion of the capabilities of academic staff in the use of digital resources, communication in the digital educational environment, taking into account real economic trends. In the course of theoretical analysis and study of the educational practice of universities, objective contradictions have been revealed between the requirements of legal acts regulating the creation of a digital educational environment in universities, and the insufficient development of essential characteristics of professional activity of academic staff in a university digital educational space. The search for a solution to the identified contradiction allows us to formulate the research problem: what are the features of the professional activity of academic staff in a digital educational environment that affect its effectiveness?
The purpose of the research is to theoretically substantiate the main areas of professional activity of academic staff in a digital educational environment.
The research methodology was based on the study of scientific information and the experience of pedagogical activity in foreign and domestic literature, the use of theoretical and empirical research methods, such as analysis, generalization, deduction.
The results of the research are as follows the features of the digital educational environment of a modern university have been substantiated; the structural and content characteristics of the activities of academic staff in the digital space of the university have been disclosed.
Key conclusions are: the key role of digital technologies lies in the innovative development of a higher education, namely, in the competence of modern university teachers to work in a digital educational environment; structural and content characteristics of the activity of academic staff in the digital space of a university include a number of areas: interaction with the subjects of education in the electronic information and educational environment of a university, creation of electronic methodological tools for readable disciplines, the use of various forms of organizing training sessions in the electronic educational environment, the creation of a digital portfolio, etc. All this significantly expands the horizons of organizing educational activities in the digital educational space.
Keywords: digital educational environment, electronic information and educational environment of a university, digital educational technologies, a scientific and pedagogical worker, professional activity, electronic educational resources, personal electronic account, portfolio
For citation: Chistobaeva L.V. Features of professional activity of an academic staff in the conditions of a digital educational environment// Vestnik Majkopskogo gosudarst-vennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 1. P. 117-125. https: doi. org/10.47370 2078-1024-2023-15-1-117-125.
Цифровой сервис и электронные ресурсы стали в настоящее время неотъемлемой составляющей повседневной жизни человека. Технический прогресс, обусловленный переходом общества на четвертый этап промышленной революции (Индустрия 4.0), сопровождается и существенными переменами в системе образования, связанными с внесением корректив в технологии обучения, которые должны быть «адаптированы к современным техническим возможностями, способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество» [2, с. 8]. Применение современных электронных образовательных ресурсов в педагогической деятельности является базовым условием развития более эффективных дидактических подходов и совершенствованию методики преподавания. Данное требование содержится в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и должно выполняться всеми учебными заведениями, реализующими образовательные программы профессиональной подготовки на всех уровнях.
В настоящее время в нашей стране идет активный процесс построения цифрового общества в аспекте реализации ряда инициатив по созданию
необходимых условий развития цифровой экономики - «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», Национального проекта «Образование», государственной программы «Развитие образования» {утверждена постановлением Правительства от 26.12.2017 г. № 1642), национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», нацеленных на создание возможностей получения качественного образования гражданами посредством использования цифровых образовательных ресурсов. «Цифровое образование - это инновационная модель образовательной практики с учетом современных тенденций модернизации социально-экономической сферы в аспекте Индустрии 4.0 как эффективный и комфортный механизм предоставления информационно-коммуникационных услуг, цифровых сервисов субъектам образования» [3, с. 80].
Рядом ученых (С.А. Бибалова, A.B. Леонтьева, A.A. Картукова, Г.В. JIo-бачева, А.Н. Васин, Б.М. Изнаиров, Т. А. Танцура [1; 2; 4; 7] и др.) отмечается позитивное влияние цифровых образовательных технологий на качество образования, в частности, повышение мотивации к процессу обучения, экономия
учебного времени, эргономичная подача дидактического материала, повышение образовательных результатов, возможность отслеживания образовательных следов и многое другое, что в целом позволяет сделать учебный процесс более интересным и насыщенным. Следовательно, роль цифрового сервиса в образовании неоспорима.
Проникновение цифровых образовательных технологий в высшую школу повлияло и на изменение компетенций, которыми должен обладать научно-педагогический работник для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности в условиях электронной образовательной среды. Стал востребованным ряд навыков и умений - hard skills (с англ. «жесткие навыки»: знание профессионально ориентированного иностранного языка, навыки работы с компьютером и пр.) и soft skills (с англ. «мягкие навыки»: универсальные социально-психологические качества, к которым относят осознание необходимости образования в течение всей жизни, навыки коммуникации в различных образовательных средах, адаптивность, способность творчески решать поставленные задачи, мобильность и др.), реализация которых невозможна без использования современных цифровых технологий. Т.А. Танцура, анализируя положительный потенциал цифровой образовательной среды вуза, выделила объективные и субъективные факторы, детерминирующие возможности использования педагогами высшей школы в профессиональной деятельности электронных образовательных ресурсов:
1) уникальность и инновационность цифровых технологий, что расширяет возможности преподавания;
2) зависимость использования цифровых технологий от создания необходимых условий технической поддержки вуза и создания электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) учебного заведения;
3) субъективный фактор, а именно личные особенности научно-педагогических работников: позитивный настрой в отношении внедрения цифровых сервисов в учебный процесс, желание использовать цифровые технологии в учебной деятельности с обучающимися, осознание важности повышения цифровых компетенций и пр. [7, с. 91].
Подробное изучение исследований по рассматриваемой в рамках данной статьи проблемы, анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, нормативных документов позволили обозначить основные направления профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды.
1. Владение технологиями работы в электронной информационно-образовательной среде вуза. Это широкий пласт профессиональных задач, которые должен выполнять научно-педагогический работник: умение войти в единое окно доступа на официальный сайт вуза; создание личного электронного кабинета; умение пользоваться электронными ресурсами ЭИОС вуза (электронного документооборота «Электронный университет», «Электронный деканат» и пр.; электронной библиотекой (например, АИБС «МегаПро», ЭБС «Университетская библиотека онлайн», расписанием, автоматизированными \УЕВ-системами сетевого тестирования обучающихся, онлайн-платформами для создания собственных курсов и коммуницирования со студентами). На рисунке представлен образец личного кабинета научно-педагогического работника в электронной информационно-образовательной среде университета.
Личный кабинет преподавателя - это ресурс, который существенно упрощает работу преподавателя, связанную с заполнением и представлением различных форм отчетности, сокращающий
гМ • о » 1
1-------
эиос В О ---
Алгоритмы действий персонала и обучающихся при совершении {угрозе совершения) преступлений террористической направленности на объектах ФГБОУ ВО "МГТУ"
В ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ 1 Амета для аьгуоса карты j Амтмплагмат ВУЗ .■ -. и
■ Инструкция по организации всбииаров в Zoom для
гтрелопвм гелей * студентов ъ Инструкция по работе с системой Mind s Анжетн для nepecwypowim J Анкета для выпугажоя е Коюурс 2020 для преподай ¡елей
И
БАНК
ЦЕНТР ИНВЕСТ
Рис. 1. Скриншот страницы личного кабинета научно-педагогическогоработника в электронной информационно-образовательной средеунивврситета
количество бумажных форм, которые в настоящее время требуются от преподавателей, поскольку вся необходимая информация аккумулируется и хранится в личном кабинете [4].
2. Навыки создания онлайн-курсов по своим дисциплинам. Сегодня многие вузы практикуют разработку обучающих электронных учебных курсов, которые выставлены в свободном доступе на официальных сайтах вузов. В методической и научной литературе нет единой точки зрения к понимаю онлайн-курса. В отечественных источниках чаще употребляется понятие «электронный учебный курс (ЭУК)». Так, в методических рекомендациях по созданию электронного учебного курса В.П. Короповской и O.K. Мяснико-вой (Мурманск, 2015) основное назначение электронного учебного курса заключается в предоставлении непрерывного учебного процесса для самообразования обучающихся. Составными компонентами ЭУК являются учебные материалы (учебная информация, глоссарий, рекомендуемая литература и электронные ресурсы), тесты (контрольно-коммуникативный блок) по определенному
предмету [5]. Каждый вуз сам предъявляет требования к содержанию ЭУК. Например, в Мурманском арктическом государственном университете (филиале в г. Кировске) ЭУК включает пять модулей (рисунок 2) [6].
3. Умение использовать различные формы организации учебных занятий в электронной образовательной среде. На рисунке 2 представлен широкий спектр форм организации учебной деятельности с использованием цифровых сервисов [6].
4. Навыки работы по хранению информации с использованием облачных сервисов («cloud technologies»): SkyDrive, Google Drive, Яндекс.Диск, Облако Mail, ru и др. Преподаватель может загружать в облако большой объем учебной информации (аудиофайлы, презентации, учебные и методические пособия, собственные разработки и пр.), предоставляя обучающимся ссылку на ресурс.
5. Создание цифрового портфо-лио. Цифровое портфолио может создаваться как обучающимися, так и педагогами и представляет собой средства фиксации индивидуальных достижений: профессиональных (для
Инструментальный модуль
(средства создания \¥еЬ-страниц, тестов, опросов, связывания различных элементов курса друг с другом и т.д.)
О
Интерактивный модуль
(чат, \¥еЬ-форум(ы), «внутренняя» электронная почта курса, доска объявлений, индивидуальные страницы)
О
Административный модуль
(базы данных по учащимся, средства мониторинга активности учащихся, базы данных по контролю успеваемости учащихся и т.д.)
О
Демонстрационный модуль
(\¥еЬ-учебник, с которым работают обучающиеся)
Архивный модуль и/или медиатека курса
(коллекции текстовых, графических, анимационных, видео- и аудиофайлов и прочих материалов, которые учащиеся могут _использовать для учебных целей и пр.)_
Рис. 2. Структурные элементы ЭУК [6]
преподавателя), в учебной и внеучебной деятельности (для студентов) [9]. В нашей стране родоначальником проекта цифрового портфолио для студентов является Санкт-Петербургский государственный университет. Цифровое портфолио успешно применяется в СПбГУ с 2015 года, а в дипломах СПбГУ в 2016 году впервые появились СЖ.-коды, позволяющие работодателям через личный кабинет выпускника узнать о его достижениях. С 2017 года такой же СЖ.-код содержится и в дипломах кандидатов и докторов наук, защитившихся по правилам СПбГУ Цифровое портфолио педагога может содержать также информацию, необходимую для внесения в эффективный контракт научно-педагогического
работника как показатель его индивидуальных достижений за определенный период времени (календарный или учебный год). В большинстве вузов индивидуальный рейтинг преподавателя уже тоже имеет цифровое выражение [8].
Следовательно, можно говорить о достаточно широком спектре направлений профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой образовательной среды. Всё это не только облегчает, но и расширяет горизонты организации учебной деятельности для преподавателя в условиях цифровой трансформации образования. Теоретическая значимость данного исследования заключается в дополнении и расширении научных представлений об
Лекции (видео- и аудиолекции на CD и DVD; лекции в режиме видеоконференций, телелекции, цифровые текстовые лекции на базе гипертекста с мультимедиа иллюстрациями)
Конференции (видеоконференция, конференция-чат, асинхронная конференция, организуемая с помощью форума или списка рассылки)
Семинары (семинар в режиме видеоконференции, семинар-чат, асинхронный семинар, организуемый с помощью форума или списка рассылки)
Лабораторно-практические занятия (виртуальный лабораторный практикум, работа в лабораториях удаленного доступа)
Самостоятельная работа обучающихся с цифровым учебным материалом, выполнение домашних заданий
Консультации (индивидуальные и групповые), проводимые в реальном (чат, телефон, ICQ, IRC, режим видеоконференции) и отложенном (электронная почта, форум) времени
Профессиональные форумы, создающие и поддерживающие профессиональную среду
Рис. 3. Формы организации учебной деятельности с использованием цифровых сервисов [6]
особенностях профессиональной деятельности научно-педагогического работника в условиях цифровой трансформации образования, отвечающих современным требованиям общества, что способствует эффективной реализации педагогами высшей школы своей профессиональной
деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения научно-педагогическими работниками содержащихся в статье сведений в собственной педагогической деятельности, что позволяет повысить ее результативность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 59-68.
2. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога [Электронный ресурс] // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view 'Чт=1675436774&11ё=ги&1ап§=ги&патс=Цифровая%20образоватсльная1111рз:/Мосз.yandcx.ru/ docs/view^т=1675436774&Ш=ги&1а^=ги&пате=Цифровая (дата обращения 03.02.2023).
3. Киселева Е.В. Теоретические подходы к определению понятия «Цифровое образование» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 1. С. 75-81.
4. Лобачева Г.В., Васин А.Н., Изнаиров Б.М. Электронный личный кабинет преподавателя, как инструмент управления образовательным процессом // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2 (114). С. 116-125.
5. Методические основы создания электронного учебного курса: М54 методические рекомендации / Короповская В.П., Мясникова O.K. Мурманск: Институт развития образования, 2015. 39 с.
6. Методические указания по созданию дистанционного курса на сайте 4Portfolio (по общеобразовательным дисциплинам) [Электронный ресурс]. Кировск, 2018. 29 с. URL: https:// fk.masu.edu.ru/sveden/doc/metodicheskie/metodicheskie-ukazaniya-po-sozdaniyu-distancionnogo-kursa-na-sajte-4portfolio.pdf (дата обращения: 04.02.2023).
7. Танцура Т.А. Особенности профессиональной деятельности педагога в условиях цифровой образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 90-92.
8. An effective contract as an innovative contour for evaluating the results of a teacher's professional activity in higher school [Electronic resuors] / A.V. Leontieva [et al.] // Laplage em Revista. 2021. Vol. 7. URL: https://www.researchgate.net/publication/355240129_An_effective_ contract_as_an_innovative_contour_for_evaluating_the_results_of_a_teacher"s_professional_ activity_in_higher_school(ziaTa обращения 03.02.2023).
9. 360-Degree Feedback for Teacher's Portfolio Development: Research in Quality Assurance at the University Level / E.N. Shchaveleva, A. Iatcenko, A.N. Kuznetsov // EDULEARN18 Proceedings: Conference Proceedings, Palma, Spain (02-04 июля 2018 г.). Palma, Spain: IATED Academy, 2018. P. 2995-3000.
REFERENCES:
1. Bibalova S.A., Leontieva A.V. Analysis of the experience of transition to distance learning in the system of higher education during the pandemic (the case of FSBEI HE «Maikop State Technological University» and FSBEI HE «Adyghe State University») // Bulletin of Maikop State Technological University. 2021. V. 13, No. 4. P. 59-68.
2. Kartukova A.A. Digital educational environment as a factor in the professional development of a teacher [Electronic resource] // Digital educational environment: new competencies of a teacher: a collection of materials from the conference participants. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view? tm=1675436774&tld=ru&lang=ru&name=Digital%20educationalhttps://docs.yandex.ru/docs/view^t m=1675436774&tld=ru&lang=ru&name=Digital (date of access 03.02.2023).
3. Kiseleva E.V. Theoretical approaches to the definition of the concept of «Digital Education» // Bulletin of Maikop State Technological University. 2022. V. 14, No. 1. P. 75-81.
4. Lobacheva G.V., Vasin A.N., Iznairov B.M. Electronic personal account of a teacher as a tool for managing the educational process // University management: practice and analysis. 2018. V. 22, No. 2 (114). P. 116-125.
5. Methodological bases for creating an electronic training course: M54 methodological recommendations / Koropovskaya V.P, Myasnikova O.K. Murmansk: Institute for the Development of Education, 2015. 39 p.
6. Guidelines for creating a distance course on the 4Portfolio website (for general education disciplines) [Electronic resource]. Kirovsk, 2018. 29 p. URL: https://fk.masu.edu.ru/sveden/doc/ metodicheskie/metodicheskie-ukazaniya-po-sozdaniyu-distancionnogo-kursa-na-sajte-4portfolio. pdf (date of access: 04.02.2023).
7. Tantsura T.A. Features of the professional activity of a teacher in a digital educational environment //World of science, culture, education. 2021. No. 4(89). P. 90-92.
8. An effective contract as an innovative contour for evaluating the results of a teacher's professional activity in a higher school [Electronic resource] / A.V. Leontieva [et al.] // Laplage em Revista. 2021 Vol. 7. URL: https://www.researchgate.net/publication/355240129_An_effective_ contract_as_an_innovative_contour_for_evaluating_the_results_of_a_teacher"s_professional_ activity_in_higher_school (date of access 03.02.2023).
9. 360-Degree Feedback for Teacher's Portfolio Development: Research in Quality Assurance at the University Level / E.N. Shchaveleva, A. Iatcenko, A.N. Kuznetsov // EDULEARN18 Proceedings: Conference Proceedings, Palma, Spain (02-04 July 2018). Palma, Spain: IATED Academy, 2018. P. 2995-3000.