Научная статья на тему 'Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды'

Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELECTRONIC PORTFOLIO / DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT / SUBJECTNESS / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бударина Анна Олеговна, Локша Оксана Михайловна

Современные тенденции образования и образовательной политики связаны с все более активным включением обучающихся в цифровую образовательную среду через создание и активное использование электронных материалов обучения. В статье исследуется место цифровой образовательной среды в системе подготовки педагогов. Понятие «цифровая образовательная среда» раскрывается через категории «пространство», «субъектность», «информационная система», «взаимодействие», «профессиональная обучаемость». Выявляются специфические принципы создания цифровых образовательных сред при организации новой архитектуры образования, определяющие переход к микроформатам, к интерактивному взаимодействию и свободному выбору образовательных форматов с учетом персонализированных траекторий обучения, к коллаборативной проектной творческой деятельности, к интегративным многомерным средствам оценивания. Делается вывод, что образовательная среда, объективно приобретая признаки цифровой среды, интегрирует ценностно-мотивационные, рефлексивные и эмоциональные механизмы становления субъектности в процессе обучения. В системе высшего педагогического образования электронное портфолио становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бударина Анна Олеговна, Локша Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic portfolio in the system of pedagogical education as an element of the digital educational environment

Modern trends in education and educational policy are associated with a greater involvement of students in the digital learning environment through the creation and active use of electronic teaching materials. The article analyzes the place of the digital learning environment in the system of teacher training. The term "digital learning environment" is defined through the categories of "space", "subjectness", "learner’s identity", "information system", "interaction", "professional learning ability". The author discusses the specific principles of implementing digital learning environments in a new educational architecture. These principles determine the transition to microformats, to interaction and free choice of educational formats, taking into account personalized learning trajectories, to collaborative project and creative activity, to integrative multi-dimensional means of testing and control. The author concludes that while the learning environment objectively acquires the characteristics of the digital environment, it integrates the value-motivational, refleсtive, and emotional mechanisms of identity development in the learning process. In the system of higher pedagogical education, the electronic portfolio becomes an integral part of the educational process organization.

Текст научной работы на тему «Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 377.09

А. О. Бударина, О. М. Локша

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Современные тенденции образования и образовательной политики связаны с все более активным включением обучающихся в цифровую образовательную среду через создание и активное использование электронных материалов обучения. В статье исследуется место цифровой образовательной среды в системе подготовки педагогов. Понятие «цифровая образовательная среда» раскрывается через категории «пространство», «субъектность», «информационная система», «взаимодействие», «профессиональная обучаемость». Выявляются специфические принципы создания цифровых образовательных сред при организации новой архитектуры образования, определяющие переход к микроформатам, к интерактивному взаимодействию и свободному выбору образовательных форматов с учетом персонализированных траекторий обучения, к кол-лаборативной проектной творческой деятельности, к интегративным многомерным средствам оценивания. Делается вывод, что образовательная среда, объективно приобретая признаки цифровой среды, интегрирует ценностно-мотивационные, рефлексивные и эмоциональные механизмы становления субъектности в процессе обучения. В системе высшего педагогического образования электронное портфолио становится неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Modern trends in education and educational policy are associated with a greater involvement of students in the digital learning environment through the creation and active use of electronic teaching materials. The article analyzes the place of the digital learning environment in the system of teacher training. The term "digital learning environment" is defined through the categories of "space", "subjectness", "learner's identity", "information system", "interaction", "professional learning ability". The author discusses the specific principles of implementing digital learning environments in a new educational architecture. These principles determine the transition to microformats, to interaction and free choice of educational formats, taking into account personalized learning trajectories, to collaborative project and creative activity, to in-tegrative multi-dimensional means of testing and control. The author concludes that while the learning environment objectively acquires the characteristics of the digital environment, it integrates the value-motivational, reflexive, and emotional mechanisms of identity development in the learning process. In the system of higher pedagogical education, the electronic portfolio becomes an integral part of the educational process organization.

Ключевые слова: электронное портфолио, цифровая образовательная среда, субъектность, педагогическое образование.

Keywords: electronic portfolio, digital learning environment, subjectness, pedagogical education.

87

© Бударина А. О., Локша О. М., 2018

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2018. № 4. С. 87—95.

88

Введение

Сложнейшие глобальные вызовы современного мира обусловливают обращение педагогов к поиску новых способов организации образовательной деятельности и использования образовательными учреждениями новейших информационных систем. Социокультурные тенденции сегодняшнего общества, интернационализация, информатизация, динамичные изменения культуры, универсальный синтез знаний, мобильность и диалог культур способствуют появлению специфических элементов организации содержания образовательной среды на основе полифункциональности и многовариативности образовательных моделей.

Цифровая образовательная среда

Понятие «среда» традиционно раскрывается через категории «пространство», «окружение» и «условие» [1, с. 107]. Среда определяется характером социального и предметно-практического взаимодействия [1, с. 108]. Представляется важным отметить, что среда принципиально отличается от системы тем, что включает в себя совершенно разные элементы. Данные элементы могут как согласовываться между собой, так и дублировать, конкурировать и даже быть антагонистичными друг другу, что позволяет среде динамично развиваться [3]. Таким образом, среда является многомерным понятием.

Цифровая образовательная среда — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [1, с. 108].

Следуя философской категории «пространство», подходим к пониманию того, что среда жизнедеятельности человека как пространство — форма бытия. И как форма бытия она ориентирует субъекта на предметно-практическое взаимодействие. Влияние окружения означает близкое расположение действующих на человека факторов. Понимание среды как совокупности условий, влияющих на развитие человека, позволяет рассматривать самого человека как носителя среды. Всегда надо учитывать активность среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние.

Исходя из современных требований к образовательным результатам, развитие личности обучающегося выражается не только в формировании узкопрофессиональных умений, но и, что не менее важно, предполагает развитие способности функционировать в многофакторных динамичных средах, реализовывать разноуровневое взаимодействие, использовать комбинированные способности, видеть причинно-следственные связи, прогнозировать нелинейною динамику.

Анализ концепций становления субъектности [3, с. 53 — 69] показывает, что по мере того, как главными ее свойствами начинают высту-

пать преобразовательные, а не адаптивные, субъектность становится определяющим моментом активности личности. Как указывал С. Л. Рубинштейн, человек своими действиям взрывает, изменяет ситуацию, в которой находится, и вместе с тем непрерывно выходит за пределы самого себя, осуществляя саморазвитие [13, с. 47]. В связи с этим требуется изучение конкретных особенностей интеграции ценностно-мотиваци-онных, рефлексивных, эмоциональных и других механизмов становления субъектности в цифровой образовательной среде.

Подходы к организации цифровой образовательной среды

Говоря о реализации подходов к организации цифровой образовательной среды, следует отметить, что современное законодательство не ограничивает любое образовательное учреждение в возможности самостоятельного выбора информационных систем из всего существующего многообразия для реализации своих программ обучения. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 20 декабря 2012 г. № 273-Ф3, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности отнесено к компетенции самой организации [7]. Таким образом, образовательные организации не ограничены в выборе информационных систем, используемых на различных этапах обучающей деятельности. Необходимо отметить, что уже имеются соответствующие методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения контроля успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации [8].

Однако, по мнению ряда авторов, главная проблема современных информационных систем в образовании заключается именно в том, что их создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по разработке и использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих информационных систем [4]. Как видно из практического опыта авторов исследования, данная тенденция приводит к тому, что педагоги в своем большинстве не стремятся внедрять их в свою практику, а иногда и тормозят их продвижение. Как результат, новые информационные системы не улучшают качество образовательного процесса.

Специфическими принципами успешного создания цифровых образовательных сред при организации нового образовательного содержания становится переход от монополии к медиапространству, от неделимых курсов к микроформатам, от пассивного слушания к активному действию, от единых учебников к персонализированным траекториям; при выработке мотивации в цифровых образовательных средах — переход от предопределенности к свободному выбору, от сов-

89

местного слушания к коллаборативным проектам, от повторения к творчеству, от единой системы аттестации к многомерной; при организации новой архитектуры образования — переход от контроля к выбору, от автономности к технологической экосистеме [5].

На наш взгляд, цифровая образовательная среда может быть тесно связана с таким важным качеством личности, как «профессиональная обучаемость» [6, с. 184], понимаемая как готовность человека к смене профессий, активное приспособление к профессиональной деятельности и среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, мотивация и постоянная осознанная внутренняя потребность в профессиональном обновлении.

Под формой интерактивного взаимодействия цифровой образовательной среды подразумевается определенная коммуникативно-креативная среда, заключающая в себе механизмы мышления и ценностные ориентации, что нацеливает на активное использование электронных портфолио и создание электронных материалов обучения [17], так как они стимулируют активность и интуитивное мышление обучающихся в процессе поиска идей, предположений, способствуют интегрированию накопленной информации и значительно попытают эффективность образовательного процесса.

Педагогическая практика является неотъемлемой частью любой образовательной программы по подготовке будущих педагогов. Мы полагаем, что данный этап профессионального становления способен стать как отправной точкой, так и новым подходом к внедрению элементов цифровой образовательной среды в систему высшего педагогического образования. Одной из форм организации данного процесса может быть использование электронного портфолио обучающегося. Электронное портфолио, как видно из названия, — это коллекция различных работ, оформляемая в электронном вице. В настоящее время в отечественной педагогике количество трудов, направленных на изучение возможностей использования электронного портфолио, крайне ограничено и представлено в основном в виде методических рекомендаций по их разработке [2; 9 — 12; 14 — 16; 19]. Отчасти это объясняется чрезвычайно стремительным развитием современных информационных технологий: то, что было актуально буквально пять лет назад, сейчас уже является устаревшим.

Мы, в свою очередь, полагаем, что необходимо исследование технологии использования электронного портфолио как педагогического средства, направленного на развитие различных качеств и компетенций обучающихся. Важно осознание его научного и практического потенциала, а также проведение экспериментальной апробации результатов его использования.

Нами были разработаны и описаны этапы работы с электронным портфолио (табл.).

Этапы работы с электронным портфолио

Этап работы Цель Содержание действий

1. Подготовительный Сбор информации, планирование содержания, постановка целей, определение задач Определение целей (личные, академические, профессиональные). Определение целевой аудитории (преподаватели, коллеги, обучающиеся). Выбор инструмента для создания, его технологическое освоение. Выбор формы (демонстрационная или инструмент для развития). Определение основных разделов (например, «Мои работы», «Моя жизнь», «Моя учеба» и т. п.). Подбор контента (фото, изображения, видео, документы Word, подка-сты, ссылки)

2. Технологический Разработка макета на базе выбранного инструмента. Распределение собранного материала по разделам. Определение уровня конфиденциальности (для общего или ограниченного доступа). Отбор инструментов для распространения (через ссылку в Интернете, на CD / DVD)

3. Процессуальный Размещение в сети, использование Распространение портфолио среди предполагаемой аудитории. Сбор отзывов и комментариев и ответы на них. Ведение блога, ответы на вопросы. Использование портфолио для проектирования собственной профессиональной деятельности

4. Рефлексивно-аналитический Анализ полученного продукта, внесение корректив Анализ результатов путем соотнесения с первоначальными целями (насколько представленный материал отражает реальный жизненный опыт, профессиональные достижения, творческие победы и т. п.). Принятие решений о внесении корректив / изменений. Планирование дальнейшей работы

91

Как видно из представленной таблицы, процесс создания электронного портфолио и работы с ним должен носить циклический характер. Дойдя до последнего этапа, автор начинает работу заново, переходя на новый уровень (рис.). Данная технология работы позволяет, на наш взгляд, видеть непрерывность процесса профессионального саморазвития.

92

3. Процессуальный

Рис. Циклы работы над электронным портфолио

Содержание разделов портфолио носит вариативный характер и во многом зависит не только от первоначальных целей, но и от индивидуальных интересов его автора и становления его субъектности в профессиональной среде. Благодаря развитию современных технологий за последние 10 — 15 лет, появились различные ресурсы, которые могут быть использованы для создания электронных портфолио. Важно, что данные инструменты не требуют специальных знаний программиста, а рассчитаны на «пользовательский» уровень владения информационными навыками. Необходимо отметить, что обучающийся может сам решать, какую технологию использовать, исходя из собственных целей и представлений.

Вот некоторые из них:

— электронная платформа Elgg, позволяющая загружать документы и файлы различных форматов, вести блоги, работать с подкастами [18];

— бесплатный учительский онлайн-сервис для создания личных веб-страниц PortfolioGen [21];

— ресурсы Google, которые позволяют создавать веб-страницы, размещать на них свои документы, открывать доступ для внешних пользователей.

Говоря о создании информационного продукта для размещения в сети Интернет, невозможно не затронуть ряд этических проблем, обязательных для ознакомления на подготовительном этапе работы с электронным портфолио. Прежде всего это авторские права на изображения и другие материалы. Если используемые картинки и фотографии не являются личными для автора портфолио, то отбор такого материала необходимо проводить с учетом соблюдения авторского законодательства. Нельзя просто скачать изображение и использовать его в своей работе.

Однако в настоящее время есть множество бесплатных ресурсов сети Интернет, позволяющих использовать фото- и видеоматериалы без нарушения авторских прав. Назовем некоторые из них:

— Wikimedia Commons — общее централизованное виртуальное хранилище для изображений, звукозаписей, видеороликов и других мультимедийных файлов, которые можно свободно распространять, изменять и использовать в любых целях [22];

— сайты национальных музеев искусств и галерей;

— сообщество Pixabay, предоставляющее бесплатные изображения и видео без авторских прав [20];

— базы изображений Google, при поиске в которых можно настраивать поисковые условия таким образом, чтобы находить изображения, допускающие бесплатное использование. При поиске по изображениям нужно открыть вкладку «Инструменты поиска» и далее выбрать в правах использования то, что подходит автору электронного портфолио.

Другим важным этическим аспектом, относящимся в первую очередь к педагогическому электронному портфолио, является проблема размещения работ обучающихся. При использовании продуктов учебной деятельности (эссе, тестов и т. п.) для создания какого-либо из разделов электронного портфолио важно каждый раз запрашивать согласие автора той или иной работы.

К третьему этическому аспекту можно отнести запрет на распространение фотографий несовершеннолетних в сети Интернет. Для демонстрации работы авторам рекомендуется использовать изображения, на которых не видны лица детей (со спины).

Электронное портфолио может не только выступать формой итогового контроля по педагогической практике, но и способствовать развитию информационной грамотности будущего педагога и формированию на практике профессиональных навыков, необходимых современному учителю при организации цифровой образовательной среды.

Помимо этого, электронное портфолио выступает инструментом становления профессиональной рефлексии будущего педагога, позволяет обучающимся лучше осознавать свои учебные и профессиональные цели, дает возможность делиться своими достижениями, становится заявкой о себе в глобальном педагогическом сообществе.

Электронное портфолио возможно размещать на сайтах образовательных организаций, отправлять преподавателям и потенциальным работодателям. Это своего рода «мост» между обучающимся и будущим молодым учителем — подтверждение академических достижений, демонстрация лучших работ, возможность легко делиться ими с окружающими и повышать свою конкурентоспособность.

93

Выводы

Принимая во внимание трактовку образовательной среды как совокупности предметных и социальных условий взаимодействия субъектов образовательного процесса, можно констатировать, что в сумме вы-

деляемых условий и тенденций современного мира, оказывающих влияние на человека, образовательная среда объективно приобретает признаки цифровой.

Наши собственные наблюдения показывают, что использование электронного портфолио в учебном процессе помогает студентам расценивать свое обучение как этап профессионального роста и анализировать полученный опыт, способствует ориентации в профессии, позволяет обучающимся активнее вовлекаться в процесс планирования, формирует чувство ответственности за полученные результаты, а значит, дает возможность развивать субъектное начало обучающихся в вузе. Преподаватели, со своей стороны, должны активно поощрять данный вид деятельности, помогая и консультируя на всех этапах работы.

Предложенная форма организации цифровой образовательной среды в рамках реализации основных образовательных программ подготовки педагогов является одним из возможных способов ее создания. Дальнейшие исследования в данном направлении будут направлены на практическую апробацию и анализ полученных результатов.

Список литературы

1. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные психологические труды. М., 1995. URL: http://padaread. com/?book=29496 (дата обращения: 17.06.2018).

2. Брылева В. А., Сафонова О. П. Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журнал. 2013. № 2 (22). doi: 10.12731/2218-7405-2013-2-8.

3. Ищенко Е. Н. Субъект гуманитарных наук: «идеальный» и «реальный». Проблема ответственности ученого в гуманитарном дискурсе // Человек как субъект коммуникации: универсальное и специфическое : монография / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, Е. Н. Ищенко. Воронеж, 2006. С. 53 — 69.

4. Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда. URL: https://medium.com/ direktoria-online/ the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 04.07.2018).

5. Манифест о цифровой образовательной среде // Edutainment : [сайт]. URL: http://manifesto.edutainme.ru (дата обращения: 19.07.2018).

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 20 декабря 2012 г. №273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде : письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. №АП-147-007. URL: legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-150220 12-n-ap-14707 (дата обращения: 21.07.2018).

9. Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г.А, Самохина Н. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя. Методические рекомендации : учеб. пособие. Рязань, 2014.

10. Панюкова С. В. Использование электронного портфолио в системе среднего и высшего образования // Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве : сб. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. Протвино, 2012. Ч. 1. C. 391 — 393.

11. Панюкова С. В., Сапрыкин А. Н., Гостин А. М., Самохина Н. В. Инструментарий ВЕБ 2.0 для создания и ведения портфолио // Информатика и образование. 2013. № 10. С. 64-69.

12. Панюкова С. В. Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio // Применение новых технологий в образовании : матер. XXIII Междунар. конф. Троицк, 2012. C. 147-149.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : учеб. пособие. СПб., 2007.

14. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Разработка е-портфолио студента средствами веб-приложения Mahara // Информатика и образование. 2013. № 5. С. 44-46.

15. Barrett H. My «Online Portfolio Adventure» // Electronic Portfolios : [сайт]. URL: http://electronicportfolios.org/myportfolio/versions.html (дата обращения: 05.06.2018).

16. Barrett H. Selecting a «Free» Online Tool for ePortfolio Development // Electronic Portfolios : [сайт]. URL: http://electronicportfolios.org/eportfolios/tools.html (дата обращения: 23.06.2018).

17. Dudeney G., Hockly N. How to Teach English with Technology. Harlow, 2008.

18. Elgg : [сайт]. URL: https://elgg.org (дата обращения: 13.06.2018).

19. Kent D., Hand R., Bradbury G., Kent M. Mahara 1.2 E-Portfolios: Beginner's Guide. Birmingham, 2010.

20. Pixabay : [сайт]. URL: https://pixabay.com.ru (дата обращения: 25.07.2018).

21. PortfolioGen : [сайт]. URL: https://www.portfoliogen.com (дата обращения: 07.07.2018).

22. Wikimedia Commons : [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org (дата обращения: 16.06.2018).

Об авторах

Анна Олеговна Бударина — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.

E-mail: ABudarina@kantiana.ru

Оксана Михайловна Локша — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.

E-mail: loksha@mail.ru

95

The authors

Prof. Anna O. Budarina, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia. E-mail: ABudarina@kantiana.ru

Dr Oxana M. Loksha, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.

E-mail: loksha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.