Научная статья на тему 'Перспективы онлайн-образования в России'

Перспективы онлайн-образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2988
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатулин Р.Р., Колупаева Д.А.

В данной статье рассматриваются перспективы развития онлайн-образования в России. Приводятся основные преимущества и недостатки онлайн-обучения. Доказывается необходимость создания условий для улучшения качества образования через развитие онлайн-курсов в рамках проекта Минобрнауки России «Современная цифровая образовательная среда в России». Выявляются требования, предъявляемые к обучающимся и педагогам, для эффективной организации процесса обучения онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатулин Р.Р., Колупаева Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы онлайн-образования в России»

17. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 4. С. 13-21.

18. Окунев О.Б. Система обязательного медицинского страхования в свете глобального экономического кризиса: риски финансовой необеспеченности // Страховое дело. 2009. № 8 (199). С. 5-11.

19. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

20. Тимошевский А.А., Кушнир Л.А., Путило В.М., Герасимов Д.В. Оценка качества преподавания токсикологии в учебном военном центре при первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова // IV Съезд токсикологов России Сборник трудов. Под редакцией Г.Г. Онищенко и Б.А. Курляндский. 2013. С. 466-467.

УДК 371.3

ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Гатулин Р.Р., 2017

Университет ИТМО, магистрант первого курса обучения, Санкт-Петербург

Колупаева Д.А., 2017 Университет ИТМО, магистрант первого курса, Санкт-Петербург Аннотация: в данной статье рассматриваются перспективы развития онлайн-образования в России. Приводятся основные преимущества и недостатки онлайн-обучения. Доказывается необходимость создания условий для улучшения качества образования через развитие онлайн-курсов в рамках проекта Минобрнауки России «Современная цифровая образовательная среда в России». Выявляются требования, предъявляемые к обучающимся и педагогам, для эффективной организации процесса обучения онлайн.

Ключевые слова: онлайн-обучение, онлайн-курсы, современные технологии, персонификация.

PROSPECTS OF ONLINE EDUCATION IN RUSSIA

R.R. Gatulin, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg

D.A. Kolupaeva, 2017 ITMO University, master student, St. Petersburg Abstract: this article examines the prospects for the development of online education in Russia. The main advantages and disadvantages of online learning are presented. The need to create conditions for improving the quality of education through the development of online courses within the framework of the project of the Ministry of Education and Science of Russia "Modern digital educational environment in Russia" is being proved. The requirements for students and educators are identified to effectively organize the learning process online.

Key words: online training, online courses, modern technology, personification.

26-27 сентября 2017 года в Москве прошла международная конференция EdCrunch, посвящённая новейшим технологиям в сфере образования. Ключевая тема мероприятия звучала, как «Образование 3.0. Технологии для индивидуализации и персонализации».

Персонализация или индивидуальная образовательная траектория на сегодняшний день является одним из самых главных трендов современного образования на любом его этапе. На эффективность данной практики влияют не только возможности информационных технологий, но и профессиональный опыт преподавателя, его мотивация к развитию и гибкость в работе [2].

Это направление напрямую связано с работой в сфере современных технологий и в перспективе будет способствовать разрешению проблемы соответствия стоимости образования, доступности обучения и его качества.

На данной конференции широко обсуждался проект в сфере персонализации по созданию единого интернет-портала для онлайн-курсов. Команда Университета ИТМО выиграла грант на реализацию этого проекта и будет заниматься разработкой системы доступа к онлайн-курсам.

Курсы будут подобраны с различных веб-платформ российских университетов, и пользователь сможет сам выбирать количество курсов, их тематику, время прохождения обучения и университет, предоставляющий онлайн-курс. Также планируется создать так называемые «цифровые портфолио», где каждый студент будет иметь возможность получать зачёты по выбранным дисциплинам и следить за своим рейтингом [4].

Проект Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в РФ» подразумевает создание условий для улучшения качества образования путем развития цифровой образовательной среды и предполагает рост количества обучающихся, которые проходят онлайн-обучение, до 11 млн. человек к концу 2025 г. Если рассматривать ближайшую перспективу, то к 2020 году планируется создать 3 500 образовательных курсов для 6 млн. студентов и школьников и примерно 10 тыс. педагогов, которые смогут повысить свою компетентность в той или иной области знаний [5].

Таким образом, развитие онлайн-курсов является долгосрочным перспективным направлением для нашей страны, эффективно дополняя уже привычный нам процесс офлайн-образования, подразумевающий личное общение с преподавателями. По словам ректора Университета ИТМО Владимира Васильева, 1Т-решения должны не просто обеспечивать автоматизацию работы, но и влиять на полное изменение бизнес-процессов. Если рассмотреть это применительно к процессу обучения, можно предположить, что, к примеру, создание образовательных чат-ботов позволит не просто ускорить и упростить коммуникацию с преподавателем, но и полностью переработает сферу предоставления знаний - преподаватели будут учить уже чат-ботов, а не студентов.

Следует отметить, что организация дистанционного обучения может давать хорошие результаты, когда преподаватели обладают высоким уровнем квалификации, готовы к значительной интенсивности труда и осознают не только административные и технические, но и психологические аспекты этой работы. Здесь можно выделить три проблемных сферы: проблемы субъектов образовательной системы, коммуникации и среды, в которой происходит процесс обучения.

При работе с дистанционными образовательными платформами важно принимать во внимание необходимость обратной связи, вести диалоги с коллегами по обучению, создавать информационную поддержку студентов и формировать для них возможность общения с преподавателем и другими членами группы, качественно и эффективно планировать время и объем заданий, беря в расчёт как индивидуальную работу, так и интерактивную коммуникацию. Онлайн-общение в процессе обучения предполагает активность преподавателя и обучающихся, внимание к требованиям по выполнению заданий и дедлайнам [1].

Обучение с использованием онлайн-платформ имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Рассмотрим наиболее важные из них в таблице 1[3].

Таблица 1

Преимущества и недостатки онлайн-образования

Преимущества Недостатки

Высокая эффективность обучения, благодаря мультимедийным инструментам (чаты, видео, презентации) Не все спикеры могут эффективно удерживать внимание обучающихся онлайн

Доступный процесс отслеживания достижений слушателя курса Преподаватели должны тщательно готовиться к занятиям с технической точки зрения

Бесплатное обучение/ низкая цена за курсы Возникновение недопонимания из-за отсутствия личного контакта

Можно обучаться и проводить обучение в любом месте Необходимость высокой концентрации во время занятия из-за соблазна использования соц. сетей/прочих сайтов

Никто физически не опаздывает и не мешает участникам курса - урок можно изучить в любое удобное время Обучение онлайн подходит не для всех профессиональных областей, ввиду невозможности получения практического опыта

Проводить обучение можно для огромных аудиторий

Легко связаться с преподавателем курса

Обучение доступно людям, которые из-за ограничений по здоровью не могут посещать занятия физически

Материалы курса можно пересматривать неограниченное число раз

Как видно из таблицы, онлайн-обучение, несомненно, имеет больше преимуществ, представляя собой неклассическую форму образования, все больше привлекающую студентов и преподавателей своей гибкостью и современными формами подачи информации.

Так, в условиях стремительного развития информационных технологий, быстрого изменения стандартов профессиональной деятельности от специалистов требуется такая же своевременная адаптация к новым реалиям, и онлайн-обучение, в свою очередь, отвечает этим вызовам - позволяет накапливать новые компетенции удобными и качественными способами.

Список литературы:

1. Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. - СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2016. - 113 с.

2. О конференции EdCrunch [Электронный ресурс] // URL: http://2017.edcrunch.ru/about (дата обращения: 26.11.2017).

3. Онлайн-обучение. Плюсы и минусы электронного образования [Электронный ресурс] // URL: https://myownconference.ru/blog/index.php/online-obuchenie/ (дата обращения: 26.11.2017).

4. Университет ИТМО разрабатывает единую платформу для онлайн-курсов [Электронный ресурс] // URL: http://news.ifmo.ru/ru/education/ministry_of_education/news/6994/ (дата обращения: 26.11.2017).

5. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: Минобрнауки (дата обращения: 26.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.