УДК 658
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОН-ЛАЙН
ОБРАЗОВАНИЯ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент
(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье описаны тенденции и перспективы развития он-лайн образования в мире и в России. Дано описание основных мировых платформ, представляющих он-лайн курсы, проиллюстрирована развития данного рынка, охарактеризованы достоинства и недостатки он-лайн образования. Представлено описание тенденций развития он-лайн образования. Сделаны выводы относительно широких возможностей он-лайн образования для развития системы непрерывного образования.
Ключевые слова: он-лайн образования, он-лайн курсы, тенденции, перспективы.
Введение
Стремительное распространение рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) в начале XXI в. стало одним из важнейших тенденций развития образования во всем мире, демонстрирующей результаты информатизации образования и глобализации образовательного пространства [15, 16, 20].
МООК представляют собой современный и эффективный инструмент повышения конкурентоспособности университетов, удовлетворения самых разных потребностей и интересов потребителей образовательных услуг, реализации концепции непрерывного образования [7, 18]. Россия как страна с развитой системой образования также активно включилась в этот процесс и совершает значительные шаги в сторону развития электронного образования. Это обуславливает актуальность изучения и описания тенденций и перспектив развития открытых он-лайн курсов.
Методика исследования
Исследование тенденций и перспектив развития открытых он-лайн курсов осуществлялось посредством общетеоретических методов (систематизация и анализ публикаций по данной теме), анализа опыта использования МООК в образовательной практике российских университетов, представленных в сети Интернет.
Результаты и обсуждение
2012 г. был провозглашен годом массовых открытых он-лайн-курсов (МООК), и с тех пор постоянно растут количество специализированных платформ, онлайн-курсов в разнообразных профессиональных областях и численность пользователей. По оценкам экспертов, общее количество доступных он-лайн курсов приближается к 10 тысячам. Разработку он-лайн курсов осуществляют более 700 университетов во всем мире. Численность слушателей онлайн-курсов в 2017 г. составила около 81 млн. [12, 13, 21].
В настоящее время наиболее популярными специализированными платформами МООК выступают американские платформы Coursera, edX и Udacity, а также британская FutureLearn. Также многие страны поддерживают собственные национальные онлайн-платформы, такие как XuetangX в Китае, MiriadaX в странах Латинской Америки, France Université Numérique (FUN) во Франции, EduOpen в Италии, SWAYAM в Индии, Национальная платформа открытого образования (НПОО) в России [17, 19].
Что касается российских вузов и организации, то они активно разрабатывают собственные онлайн-курсы на ведущих и национальных платформах. На Национальной платформе открытого образования в феврале 2019 г. было размещено 334 курсов. [10].
На ведущих платформах Coursera и edXот университетами и компаниями России размещено 312 МООК, из которых только 25% создано на иностранном языке. На этих платформах отмечается стабильный рост курсов российских университетов и организаций. Например, если в 2017 г. пользователям Coursera и edX предлагалось только 48 МООК на английском языке, в начале 2018 г. - 63, а в начале 2019 г. - уже 104 курса на русском языке. [8, 12, 22].
Создание и развитие открытого он-лайн образования активно поддерживается в нашей стране в рамках Проекта Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в РФ», целью которого выступает создание условий для улучшения качества образования путем развития цифровой образовательной среды. Предполагается, что в рамках проекта будет достигнуто увеличение количества он-лайн обучающихся до 11 млн. человек к концу 2025 г. К 2020 году планируется создать 3 500 образовательных курсов для 6 млн. студентов и школьников и примерно 10 тыс. педагогов, которые ощущают необходимость в развитии своих профессиональных навыков или подтверждении образовательного статуса [5].
Усиление внимания к потенциалу использования открытых он-лайн курсов в образовательной практике, диктует необходимость отметить достоинства такого способа получения образования [4, 6, 14]:
1. Сравнительно низкая стоимость обучения по сравнения с традиционными формами;
2. Возможность обучения в режиме 24/7, отсутствие географических и временных границ, возможность совмещать обучение с работой и неоднократно возвращаться к материалам курса;
3. Широкие набор направлений и специализаций, позволяющих удовлетворить самые узкопрофессиональные потребности слушателей;
4. Снижение влияния на процесс и результаты обучения человеческого фактора, прозрачность процесса обучения и результатов оценивания;
5. Широкое использование мультимедийных инструментов (видео, чатов, вебинаров и пр.), позволяющих создать современный и эффективный контент;
6. Доступность он-лайн обучения для широких аудиторий, включая людей с ограничениями по состоянию здоровья
7. Возможность наладить профессиональные и личные контакты с другими, в т.ч. иноязычными участниками курсов, расширить профессиональные связи.
Среди недостатков он-лайн курсов, на которые обращают внимание исследователи этого вопроса, можно отметить:
1. Ограниченные возможности реализации посредством он-лайн курсов практического обучения, в связи с чем он-лайн обучение подходит не для всех профессиональных областей;
2. Высокая трудоемкость и сложность разработки он-лайн курсов. Для того, чтобы выдержать конкуренцию, он-лайн курс должен быть тщательно проработан не только дидактически и методически, но и технически, что предъявляет к разработчикам особые требования;
3. Необходимость наличия у обучающихся развитых навыков по самоорганизации, поскольку следует выполнять задания в сроки, не отвлекаться на сторонние сайты, мессенджеры и пр.
Среди тенденций, которыми сопровождается развитие он-лайн образования в 2018 г. исследователями отмечаются следующие [2, 5, 9]:
1. Возрастание роли сертификации онткрытых массовых он-лайн курсов
Эта закономерная тенденция связана с необходимостью контроля качества он-лайн образования и стремлением обеспечить его сопоставление с формальным образованием в разных странах мира. Среди инструментов сертификации он-лайн курсов получают свое развитие различные рейтинги и экспертные оценки.
2. Интенсивное использование видеоматериалов в контенте он-лайн курсов
Анимация, презентации, видеозаписи, в т.ч. в популярных социальных сетях становятся обязательным компонентом он-лайн курсов, тем более что с каждым годом растет качество мобильной связи, доступа к Интернет и количество пользователей смартфонов. Вместе с тем вебинары теряют собственные позиции.
3. Все более активное использование игрового обучения
Игровые технологии в обучении позволяют разнообразить способы учебного взаимодействия, обеспечивают более высокую вовлеченность в изучаемый предмет, поскольку визуальное восприятие информации значи-
тельно повышает усвоение учебного материала. Кроме того, игровые технологии содержат возможности для выбора индивидуальных образовательных стратегий, оценить способы действия и принятия решений при освоении учебного материала.
4. Он-лайн обучение становится более гибким и вариативным, а также требует сравнительно небольших временных затрат
Поскольку основным потребителем он-лайн образования становятся работающие люди, уже имеющие базовое образование и желающие повысить квалификацию или освоить новую сферу деятельности, то у него значительно ограничены временные возможности для обучения. Поэтому содержание эффективных и востребованных он-лайн курсов состоит из небольших по объему и разнообразных по форме учебных материалов (видео-, текста, презентаций и пр.), что удобно для усвоения и позволяет реализовать концепцию обучения в любое время и в любом месте.
5. Использование в он-лайн обучении элементов виртуальной и дополненной реальности
Эта тенденция возникла по причине развития электронных технологий, поскольку технологии виртуальной реальности стали доступнее и показали свою эффективность при профессиональной подготовке медиков, историков и пр. За счет использования такой технологии появляется возможность полного погружения в изучаемый процесс на эмоциональном уровне, появляются возможности формировать и развивать необходимые навыки и пр. Среди достоинств технологии виртуальной реальности можно также отметить возможность визуализации объектов и процессов, безопасность использования (нет страха повредить объект) и пр. Однако широкого распространения данная технология в ближайшем будущем, скорее всего, не получит из-за её высокой цены и сложности разработки для массового пользователя.
6. Активная адаптация существующего контента к новым запросам слушателей
Эта тенденция проявляется во всемерной модернизации контента и постоянному его обновлению. В большинстве сфер обновление информации и технологий происходит не так часто, однако запросы относительно содержания обучения могут варьироваться. Поэтому выигрывают те компании, которые внимательно следят за изменениями в законодательстве, совершенствуют и детализируют уже имеющиеся материалы. Поэтому онлайн курсы все больше приобретают черты «дорожных карт», которые целенаправленно позволяют освоить отдельный навык, т.е. он-лайн обучение становится персонализированным.
7. Развитие социального обучения и наставничества в формате он-лайн курсов
Все большее количество компаний стараются использовать собственный потенциал для обучения и развития своих сотрудников, т.е. получает развитие корпоративное он-лайн обучение. Сегодня оно существует как в со-
циальных сетях, внутренних чатах и форумах, так и на специализированных сайтах. В последние годы отмечается тенденция к усилению внутренних требований компаний к прохождению подобного обучения, ужесточаются правила сертификации корпоративных он-лайн проектов. За счет корпоративных курсов достигается более полное удовлетворение требований компаний, экономятся внутренние ресурсы на обучение работников, обеспечивается обратная связь между наставниками и новичками в компаниях.
Выводы и заключение
Таким образом, можно утверждать, что происходит интенсивное развитие он-лайн образования, как во всем мире, так и в России. Он-лайн курсы содержат значительный педагогический потенциал, связанный с информатизацией и интенсификацией образовательного процесса. На наш взгляд, он-лайн курсы в ближайшем будущем сформируют реальную основу для непрерывного образования в течение всей жизни.
Среди основных тенденций развития он-лайн обучения лидирует применение различных технологий, таких как видеоконтент, игровые программы, элементы виртуальной или дополненной реальности. Но в центре внимания остаются люди, не желающие тратить время на изучение всего обо всем. Главная функция обучения - дать четкие ответы на вопросы и закрепить нужные навыки. Решающим фактором останется мотивация человека и готовность регулярно уделять время самообразованию.
Список литературы
1. Азимов Э.Г. Использование МООК (Массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014. № 4. С. 124-128.
2. Айнутдинова И. Н., Айнутдинова К. А. (2017) Массовые открытые он-лайн-курсы (МООК) как драйверы развития дистанционного образования в университетах России // Р. А. Валеева (ред.) Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: сб. науч. трудов. Казань: Отечество. http://dspace.kpfu. ru/xmlui/handle/net/117091/
3. Гуреева Л.В., Козьмина Н.А. Коннективистская теория обучения // Молодой ученый, 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/65/10617/ (дата обращения: 13.03.2018).
4. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия, 2015. № 4 (56). С. 97-101.
5. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в зарубежном и российском образовании // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2014. № 3. С. 24-29.
6. Климентьев Д. Д., Климентьева В. В. (2015) Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. № 4 (14). С. 22-27.
7. Крохмаль Л. А. (2017) К вопросу о формировании национальных открытых онлайновых образовательных платформ // Globus'. Мультидис-циплинарный сборник научных публикаций. С. 26-31.
8. Лебедева М. В. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // человек и образование. 2015. №1. С.215-220.
9. Назаренко А.Л. Информатизация образования: синтез электронного и традиционного обучения (опыт создания новой модели информационного курса) // Открытое образование, серия Российский и зарубежный опыт, 2015. № 2. С. 70-74.
10. Национальная платформа «Открытое образование» [Электронный ресурс] https://openedu.ru/
11. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: Минобрнауки (дата обращения: 26.11.2017).
12. Семенова Т.В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России// вопросы образования. 2018. №2. С. 173-180.
13. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России, 2015. № 12. С. 145-149.
14. Чарушников В. E-leaming: плюсы и минусы // Высшее образование в России, 2008. № 12. С. 115.
15. Янг Шерман От "подрыва" к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования. 2018.
16. Bali M., Crawford M., Signorelli P., Zamora Z. (2015) What Makes a cMOOC Community Endure? Multiple Participant Perspectives from Diverse cMOOCs // Educational Media International. Vol. 52. No 2. P. 100-115.
17. Bates T. (2014) Comparing xMOOCs and cMOOCs: Philosophy and Practice. https://www.tonybates.ca/2014/10/13/comparing-xmoocs-and-cmoocs-philosophy and-practice/
18. Harden S. B., Hartsell R. (2014) Transitional Disruption or End Times: The Apocalyptic Possibilities of MOOCs in Higher Education // Crabill S. L., Butin D. (eds) Community Engagement 2.0?: Dialogues on the Future of the Civic in the Disrupted University. New York: Palgrave Macmillan. P. 73-81.
19. Hollands F. (2014) Why Do Institutions Offer MOOCs? // Journal of Asynchronous Learning Network. Vol. 18. No 3. P. 1-20.
20. Hollands F., Tirthali D. (2014) MOOCs: Expectations and Reality. https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED547237.pdf
21. MOOCs by the Numbers 2017 [Электронный ресурс] https://www.dass-central.com/moocs-year-in-review-2017
22. Patru M., Balaji V. (eds) (2016) Making Sense of MOOCs: A Guide for PolicyMakers in Developing Countries. http://unesdoc.unesco.org/ imag-es/0024/002451/245122E.pdf
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Labazova Anastasia Vasilievna, student, Belousova Ksenia Vladimirovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS ONLINE EDUCATION
Abstract. The article describes the trends and prospects for the development of online education in the world and in Russia. The description of the main world platforms representing online courses is given, the development of this market is illustrated, the advantages and disadvantages of online education are described. A description of the development trends of online education. Conclusions are drawn regarding the wide possibilities of online education for the development of the system of continuous education. Keywords: online education, online courses, trends, prospects.