Научная статья на тему 'Особенности организации онлайн-обучения педагогических работников в системе дошкольного образования'

Особенности организации онлайн-обучения педагогических работников в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ONLINE-TRAINING / COMPETENCY SET / PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM / INDIVIDUALIZED EDUCATION TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Марина Валерьевна, Бычков Вячеслав Валерьевич

Статья посвящена организации онлайн-обучения педагогических работников в системе дошкольного образования. Дается содержание понятий «онлайн-обучение» и «онлайн-курс». Авторами рассмотрены взгляды российских и зарубежных исследователей на проблему цифрового образования, обобщены позиции ведущих вузов России по внедрению онлайн-обучения. Особое внимание уделяется компетенциям, формируемым в ходе освоения цифрового образовательного пространства. Выявлены организационные условия внедрения онлайн-обучения в переподготовку педагогических работников системы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Марина Валерьевна, Бычков Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF ONLINE TRAINING FOR TEACHERS IN PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the issue of organization of online training for teachers in the system of preschool education; provides the concepts «online training» and «online course». The authors considered the views of the Russian and foreign researchers on the problem of digital education, summarized the philosophies of the leading Russian universities on the introduction of online education. Special attention is paid to the competencies that are formed for all categories of citizens in the course of mastering the digital educational space. The content of the concepts of online learning, online course. The paper identifies the organizational conditions for the introduction of online training in the retraining of teachers in the preschool education system.

Текст научной работы на тему «Особенности организации онлайн-обучения педагогических работников в системе дошкольного образования»

УДК [371.14:373]:004.9

М. В. Степанова, В. В. Бычков

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена организации онлайн-обучения педагогических работников в системе дошкольного образования. Дается содержание понятий «онлайн-обучение» и «онлайн-курс». Авторами рассмотрены взгляды российских и зарубежных исследователей на проблему цифрового образования, обобщены позиции ведущих вузов России по внедрению онлайн-обучения. Особое внимание уделяется компетенциям, формируемым в ходе освоения цифрового образовательного пространства. Выявлены организационные условия внедрения онлайн-обучения в переподготовку педагогических работников системы дошкольного образования.

Ключевые слова: онлайн-обучение, набор компетенций, система дошкольного образования, индивидуализированная траектория образования.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования заключается в необходимости внедрения онлайн-обучения в переподготовку педагогических работников системы дошкольного образования Чувашской Республики в связи с новыми технологическими решениями цифрового образования. Цель статьи - определить организационные условия онлайн-обучения данной категории работников.

Материал и методика исследований. Проведен теоретический анализ педагогической, социологической литературы. Использованы методы маркетинговых исследований, анализа социальных сетей в области цифрового образования, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Результаты исследований и их обсуждение. Сегодня общество находится на рубеже изменения парадигмы образования под влиянием новых технологий. Системе образования приходится подстраиваться к особенностям нового поколения. Реализуемые Министерством науки и высшего образования приоритетные проекты «Современная цифровая образовательная среда в РФ», «Цифровая школа» предусматривают развитие соответствующих компетенций у преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений, учителей школ, педагогов учреждений дополнительного образования. Получение актуальных знаний и компетенций всеми категориями граждан за счет единого

© Степанова М. В., Бычков В. В., 2018

Степанова Марина Валерьевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного инновационного центра педагогики и психологии детства Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: marijka21.79@mail. ru

Бычков Вячеслав Валерьевич - начальник центра дополнительного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: sendimir@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 12.11.2018

российского цифрового образовательного пространства, создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования являются целью данных проектов [2, с. 102], [5].

Развитие цифрового пространства позволяет индивидуализировать траектории освоения материала программы, обеспечивает виртуальную академическую мобильность обучающихся. Образовательные организации приобретают гибкий инструмент профессиональной переподготовки сотрудников.

Известен Университетский консорциум исследователей больших данных [7], объединяющий следующие научно-образовательные организации: Институт образования Высшей школы экономики, Томский государственный университет, факультет государственного управления Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. Он реализует фундаментальные и прикладные исследования в области сбора и анализа больших данных. В настоящее время консорциум проводит изучение влияния университета на общество через выпускников путем анализа данных социальных медиа. Цифровые университеты (МГУ, ТГУ, НИУ ВШЭ, Университет 20.35 и др.) привлекают большое количество абитуриентов [1, с. 113], [7].

На глобальной конференции по технологиям в образовании #EdCrunch2018 в г. Москве эксперты из 30 российских и 11 зарубежных университетов представили свое видение особенностей образования, востребованного в условиях цифровой экономики, 17 компаний рассказали о своих позициях по поводу особенностей обучения, востребованного на глобальном образовательном рынке в условиях цифровой экономики, представители власти и бизнеса, руководители ведущих российских и зарубежных университетов обсудили основные тенденции развития в сфере e-learning, их влияние на образовательную политику и практику обучения, особенности и специфику развития коммуникативных навыков в образовательной онлайн-среде. Были представлены уникальные исследования онлайн-образования, схемы, а также экономический и социальный эффект внедрения технологий Data Mining и Social Media в образовательную среду [4].

На конференции активно обсуждались компетенции и навыки XXI в. В условиях высокой конкуренции человек должен обладать вычислительным и критическим мышлением, уметь работать совместно, у него должны быть развиты коммуникативные навыки и креативность. В то же время сегодня ему не обойтись без навыков, которые развиваются при работе с облачными технологиями, цифровым следом, большими данными, гей-мификацией, игропрактикой, адаптивными технологиями [4], [8, с. 80-81], [10, с. 94-95].

Российские (А. П. Кулешов, А. А. Чернинкова и др.) и зарубежные (П. Бразерс, М. Бялик, Б. Триллинг, Ч. Фадель и др.) исследователи цифрового образования приходят к выводу, что существует уникальный набор компетенций, среди которых:

- самоопределение, мотивация, образование под себя;

- цифровизация образовательного процесса: трансформация формы и содержания;

- синхронизация личной и профессиональной образовательной траектории: образовательная навигация и цифровое портфолио;

- развитие компетенций осознанного и ответственного выбора: повышение мотивации и навыки проектирования будущего.

В связи с происходящими изменениями перед высшей школой стоит сложная задача создания качественных открытых онлайн-курсов, новых цифровых продуктов, бизнес-решений, стартапов [4], [6], [9].

По данным исследователей Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (далее СЗ РЦК ОО Политеха), в зависимости от доли использования онлайн-технологий в учебном процессе и характера взаимодействия участников различают:

- традиционное обучение (без использования электронных технологий);

- традиционное обучение с веб-поддержкой (1-29 % курса реализуется в Сети: доставка контента, минимальное взаимодействие через образовательную платформу при выполнении самостоятельной работы);

- смешанное обучение hybridlearning или blendedlearning (30-79 % курса осуществляется в Сети: комбинация обучения в аудитории и в Сети);

- онлайн-обучение (более 80 % курса - в Сети, часто совсем без очного взаимодействия).

Современный рынок дистанционных образовательных технологий отличается многообразием наименований - хМООС, ВООС, еМООС, Web-based, Web-enhanced и т.д. Это разнообразие определено конкретными педагогическими задачами, которые решает тот или иной тип онлайн-курса. Современное понимание сути обучения с применением дистанционных технологий позволяет распределить все эти разновидности на два основных типа:

1. SPOC (Small Private Online Course/Маленький частный онлайн-курс). Обозначение впервые применил в 2013 г. А. Фокс, профессор Калифорнийского университета. Данный тип представляет собой онлайн-адаптацию модели обучения «перевернутый класс». Суть метода в том, что с лекционным материалом обучающиеся знакомятся дома, просматривая подготовленные тематические видеоролики и презентации в интернете, а традиционные практические задания выполняют на следующий день в аудитории.

2. МООС (Massive Open Online Course / Массовый открытый онлайн-курс). Это обучающий курс с массовым интерактивным участием, с применением технологий электронного обучения и открытым доступом в интернет, неотъемлемый компонент онлайн-обучения. Его формат предусматривает открытый набор слушателей на обучение, широту охвата аудитории и ориентацию на освоение базовых знаний по дисциплине. Именно он дает всем желающим возможность получить новые знания независимо от их местоположения [3]. Массовые открытые онлайн-курсы размещаются на различных образовательных платформах. Основные требования к таким платформам можно сформулировать следующим образом: доступность, производительность, поддержка минимального набора функций программных интерфейсов и сквозной аутентификации на основе учетных записей, наличие опубликованных минимальных технических требований и требований к версиям программного обеспечения пользователя, поддерживаемых платформой.

Опыт исследователей СЗ РЦК 00 Политеха показывает, что, размещая курсы на внешних образовательных платформах, необходимо прежде понять их аудиторию, ориентируясь в основном на информацию о курсах и отчетах платформ (если они есть в открытом доступе) [3].

Сегодня существуют следующие передовые образовательные платформы: Coursera, Лекториум, Национальный портал «Открытое образование» (далее НПОО). Coursera, стартовавшая в 2012 г. благодаря профессорам информатики Стенфордского университета, ориентирована в первую очередь на тех, кто хочет самостоятельно улучшить свои профессиональные навыки, расширить представления о той или иной области знаний, повысить свою привлекательность в глазах работодателей. Российский академический образовательный проект «Лекториум» был основан в 2009 г., развивается по двум направлениям: Медиатека и МООС. НПОО - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам бакалавриата и магистратуры, изучаемым в российских университетах. Все размещаемые на ней курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к результатам обучения по программам, реализуемым в вузах. Платформа создана в 2015 г. Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной

ведущими университетами России (МГУ, СПбГТУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО) при поддержке Министерства образования и науки [3].

В Чувашской Республике, где большинство школ и детских садов в сельской местности являются малокомплектными, педагогам необходимо приобретать дополнительные квалификации для работы в дошкольных группах при общеобразовательных организациях (их имеют 50% школ республики) или в детских садах. В таких условиях существует необходимость повышения академической мобильности студентов, молодых специалистов, работающих педагогов, освоения дополнительных программ профессиональной переподготовки, реализуемых в онлайн-режиме (далее онлайн-курс).

Онлайн-курс позволяет всем занятым в сфере образования пройти переподготовку, приобрести дополнительную квалификацию в онлайн-режиме, без отрыва от работы. Под онлайн-курсом понимается обучающий курс с массовым интерактивным участием, с применением технологий электронного обучения и открытым доступом в интернет. Он является одной из форм образования с использованием дистанционных образовательных технологий, включает видео-лекции, текстовые лекции, практические и лабораторные задания, промежуточную и итоговую аттестацию в тестовой и иной форме, мультимедийные материалы (презентации, видеоролики, аудиофайлы и т.д.).

Имеющиеся в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева дистанционные курсы не в полной мере удовлетворяют требованиям формирования необходимых компетенций для работы в образовательных организациях. В связи с этим нами принято решение организовать проект по разработке и реализации онлайн-обучения педагогических работников системы дошкольного образования. Данный проект позволяет приобрести опыт разработки и реализации онлайн-обучения за счет составления дополнительных программ профессиональной переподготовки в онлайн-режиме. Для реализации проекта нами создана рабочая группа из числа профессорско-преподавательского состава вуза и работодателей, его основная цель - мобильная и качественная подготовка педагогических кадров системы дошкольного образования Чувашской Республики через онлайн-обучение. Задачи проекта связаны с созданием инфраструктуры социальной и профессиональной мобильности обучающихся; обеспечением кадрами дошкольных и общеобразовательных организаций, имеющих дошкольные группы, в том числе расположенных в сельской местности; обучением преподавателей вуза созданию и реализации онлайн-курса; разработкой и апробацией системы управления по реализации дополнительной программы профессиональной переподготовки в форме онлайн-обучения.

Резюме. Таким образом, нами изучены особенности организации онлайн-обучения, обобщены формируемые в цифровом образовании компетенции и навыки XXI в. у всех категорий граждан, рассмотрены современные образовательные платформы, на которых размещаются онлайн-курсы. Анализ теоретических, маркетинговых исследований, контента социальных сетей, дополнительных программ профессиональной переподготовки педагогов системы дошкольного образования позволил определить организационные условия внедрения онлайн-обучения, включающие подготовку детального календарного плана проведения работ по внедрению онлайн-курса; прохождение преподавателями вуза курсов повышения квалификации по организации онлайн-обучения; создание дополнительной программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования», реализуемой в онлайн-режиме; разработку практических и лабораторных заданий для слушателей; запись видеолекций; составление тестовых заданий для промежуточной и итоговой аттестации и определение механизмов итоговой аттестации и др.; проведение рекламной компании по продвижению дополнительной программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования», реализуемой в онлайн-режиме.

Создается инфраструктура для социальной и профессиональной мобильности обучающихся, электронная база видеолекций для оптимального использования не только при подготовке кадров по программе профессиональной переподготовки, но и в процессе обучения студентов очной и заочной форм обучения, что оптимизирует процесс преподавания в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева.

Разработанная программа будет содействовать обеспечению кадрами дошкольных и общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования, в том числе малокомплектных школ и детских садов, расположенных в сельской местности. Преподаватели университета актуализируют свои знания в цифровом образовании, приобретают соответствующие компетенции в управленческой работе по созданию и реализации проектов в сфере онлайн-обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. В интересах устойчивого развития // Журнал Стратегия. -2018. -№ 2(31). - С. 112-114.

2. Знания онлайн // Журнал Стратегия. - 2018. - № 2(31). - С. 102-104.

3. Лекции Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rccedu.spbstu.ru.

4. Песков Д. О механизмах цифровой трансформации // #Ес1Сгипс112018 : материалы конференции. -М.,2018. -С. 14-17.

5. Попов Е. А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. 47-52.

6. Проект автономной некоммерческой организации «Электронное образование для наноиндустрии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://vk.com/stemford_online.

7. Университетский консорциум исследователей больших данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: \¥\¥\у.ореМа1а.ип№ег8Йу.

8. Фадель Ч., Бялик М, Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха. - М. : Издательская группа «Точка», 2018. - 240 с.

9. Цифророжденные: Александр Кулешов о приметах будущего, цифровом интеллекте и поколении людей, воспитанных гаджетами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kot.sh/statya/3821/cifrorozhd.

10. Эволюция лидерства // Журнал Стратегия. -2018. -№2(31). -С. 93-96.

UDC [371.14:373]:004.9

M. V Stepanova, V. V Bychkov

FEATURES OF ORGANIZATION OF ONLINE TRAINING FOR TEACHERS IN PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to the issue of organization of online training for teachers in the system of preschool education; provides the concepts «online training» and «online course». The authors

© Stepanova M. V., Bychkov V. V., 2018

Stepanova, Marina Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Senior Researcher of the Scientific and Educational Innovation Center for Pedagogy and Psychology of Childhood, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: marijka21.79@mail.ru

Bychkov, Vyacheslav Valeryevich - Head of the Center for Continuing Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: sendimir@rambler.ru

The article was contributed on November 12, 2018

considered the views of the Russian and foreign researchers on the problem of digital education, summarized the philosophies of the leading Russian universities on the introduction of online education. Special attention is paid to the competencies that are formed for all categories of citizens in the course of mastering the digital educational space. The content of the concepts of online learning, online course. The paper identifies the organizational conditions for the introduction of online training in the retraining of teachers in the preschool education system.

Keywords: online-training, competency set, preschool education system, individualized education trajectory.

REFERENCES

1. Vinteresah ustojchivogo razvitiya// Zhurnal Strategiya. -2018. -№ 2(31). - S. 112-114.

2. Znaniya onlajn // Zhurnal Strategiya. - 2018. - № 2(31). - S. 102-104.

3. Lekcii Severo-Zapadnogo regional'nogo centra kompetencij v oblasti onlajn-obucheniya Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta Petra Velikogo [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://rccedu.spbstu.ru.

4. Peskov D. O mekhanizmah cifrovoj transformacii // #EdCrunch2018 : materialy konferencii. - M., 2018. -S. 14-17.

5. Popov E. A. Perspektivy kul'turocentrichnosti v sociogumanitarnom znanii // Sociologicheskie is-sledovaniya. - 2005. - № 11. - S. 47-52.

6. Proekt avtonomnoj nekommercheskoj organizacii «Elektronnoe obrazovanie dlya nanoindustrii» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://vk.com/stemford_online.

7. Universitetskij konsorcium issledovatelej bol'shih dannyh [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : www.opendata.university.

8. Fadel' Ck, Byalik M, Trilling B. Chetyrekhmernoe obrazovanie: kompetencii, neobhodimye dlya uspeha. - M. : Izdatel'skaya grappa «Tochka», 2018. - 240 s.

9. Cifrorozhdennye: Aleksandr Kuleshov o primetah budushchego, cifrovom intellekte i pokolenii Z-lyudej, vospitannyh gadzhetami [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa: https://kot.sh/statya/3821/cifrorozhd.

10. Evolyuciya liderstva // Zhurnal Strategiya. - 2018. - № 2(31). - S. 93-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.