Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ФУНКЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ / ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ / СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уджуху Ирина Анзауровна, Мешвез Руслан Казбекович

Пандемия коронавирусной инфекции, захватившая весь мир, изменила вектор образования с традиционной формы его организации на дистанционный и гибридный, актуализировав таким образом востребованность контентов электронного обучения. Вместе с тем, важность внедрения электронного контента в учебный процесс на всех уровнях образовательных организаций детерминирована законодательной практикой нашей страны, регламентирующей необходимость создания цифровой образовательной среды в учебных заведениях. Электронный учебный курс является одним их примеров внедрения в учебную практику вузов контентов электронного обучения. Основной фокус данного исследования направлен на обоснование возможностей электронного учебного курса как нового формата проектирования учебного процесса в вузе в условиях цифровой революции, что и представляет проблему нашего исследования. Цель исследования заключается в раскрытии опыта проектирования учебного процесса в вузе по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту с использованием электронного учебного курса. Достижение этой цели осуществлялось посредством применения методов исследования: библиографического метода, обобщения, описания, наглядного представления данных. Результаты исследования: 1) раскрыто понятие электронного учебного курса и выявлены его функции; 2) описаны элементы электронного учебного курса; 3) представлен проект электронного учебного курса по дисциплине Б1.О.19 «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»; 4) выявлены особенности электронных учебных курсов. Ключевые выводы: 1) электронный учебный курс представляет медиапродукт, содержащий информационный материал в рамках учебных программ дисциплин, предназначенный для реализации дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий и поддержки учебного процесса; электронный учебный курс выполняет управленческую, стимулирующую, оптимизирующую и коммуникативную функции; 2) основными элементами электронного учебного курса являются информационно-содержательный, контрольно-коммуникативный, коррекционно-обобщающий блоки; 3) проект электронного учебного курса по дисциплине Б1.О.19 «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» включает общую информацию о курсе, содержании, наличии гиперссылок на материал; 4) особенностями электронных учебных курсов являются: открытость, мультимедийность, модульность, мобильность, гибкость, возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уджуху Ирина Анзауровна, Мешвез Руслан Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A CLASSROOM LEARNING IN A UNIVERSITY USING THE ELECTRONIC LEARNING COURSE

The coronavirus pandemic that has taken over the whole world has changed the vector of education from the traditional form of its organization to distance and hybrid, thus actualizing the demand for e-learning content. At the same time, the importance of introducing electronic content into the educational process at all levels of educational organizations is determined by the legislative practice of our country, which regulates the need to create a digital educational environment in educational institutions. An e-learning course is one of the examples of the introduction of e-learning content into the educational practice of universities. The research is focused on the substantiating the possibilities of an e-learning course as a new format for designing the educational process at a university in the context of the digital revolution, which is the problem of our study. The purpose of the research is to reveal the experience of designing the educational process in a university in elective disciplines in Physical culture and sports using an electronic training course. This goal was achieved through the use of such research methods as the bibliographic method, generalization, description, visual presentation of data. The results of the research are the following 1) the concept of an e-learning course has been disclosed and its functions identified; 2) the elements of the e-learning course have been described; 3) a draft e-learning course on discipline B1.O.19 “Elective disciplines in Physical culture and sports” has been presented; 4) features of e-learning courses have been revealed. Key conclusions: 1) an electronic training course is a media product containing information material within the framework of the curriculum of disciplines, designed to implement the didactic capabilities of information and communication technologies and support the educational process; the electronic training course performs managerial, stimulating, optimizing and communicative functions; 2) the main elements of the electronic training course are information-content, control-communicative, correctional-generalizing blocks; 3) the project of an electronic training course in the discipline B1.O.19 “Elective disciplines in Physical culture and sports” includes general information about the course, content, availability of hyperlinks to the material; 4) features of e-learning courses are: openness, multimedia, modularity, mobility, flexibility, the ability to build an individual educational trajectory for each student.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-137-145 УДК 378.001.63:004

Уджуху И.А., Мешвез P.K.

ПРОЕКТИРОВАНИЕУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Уджуху Ирина Анзауровна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

e-mail: udzhukhu.ira(a),mail.ru тел.: +7 (909) 470 85 90

Мешвез Руслан Казбекович,

старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

e-mail: meshvez@mail.ru тел.: +7 (903) 466 27 35

Аннотация

Пандемия коронавирусной инфекции, захватившая весь мир, изменила вектор образования с традиционной формы его организации на дистанционный и гибридный, актуализировав таким образом востребованность контентов электронного обучения. Вместе с тем, важность внедрения электронного контента в учебный процесс на всех уровнях образовательных организаций детерминирована законодательной практикой нашей страны, регламентирующей необходимость создания цифровой образовательной среды в учебных заведениях. Электронный учебный курс является одним их примеров внедрения в учебную практику вузов контентов электронного обучения. Основной фокус данного исследования направлен на обоснование возможностей электронного учебного курса как нового формата проектирования учебного процесса в вузе в условиях цифровой революции, что и представляет проблему нашего исследования. Цель исследования заключается в раскрытии опыта проектирования учебного процесса в вузе по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту с использованием электронного учебного курса. Достижение этой цели осуществлялось посредством применения методов исследования: библиографического метода, обобщения, описания, наглядного представления данных.

Результаты исследования: 1) раскрыто понятие электронного учебного курса и выявлены его функции; 2) описаны элементы электронного учебного курса; 3) представлен проект электронного учебного курса по дисциплине Б1.0.19 «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»; 4) выявлены особенности электронных учебных курсов.

Ключевые выводы: 1) электронный учебный курс представляет медиапродукт, содержащий информационный материал в рамках учебных программ дисциплин, предназначенный

для реализации дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий и поддержки учебного процесса; электронный учебный курс выполняет управленческую, стимулирующую, оптимизирующую и коммуникативную функции; 2) основными элементами электронного учебного курса являются информационно-содержательный, контрольно-коммуникативный, коррекционно-обобщающий блоки; 3) проект электронного учебного курса по дисциплине Б 1.0.19 «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» включает общую информацию о курсе, содержании, наличии гиперссылок на материал; 4) особенностями электронных учебных курсов являются: открытость, мультимедийность, модульность, мобильность, гибкость, возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося.

Ключевые слова: вуз, учебный процесс, проектирование учебного процесса, электронный контент, электронный учебный курс, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, функции электронных учебных курсов, особенности электронных учебных курсов, структура электронных учебных курсов

Для цитирования: Уджуху И.А., Мешвез Р.К. Проектирование учебного процесса в вузе по дисциплине с использованием электронного учебного курса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 4. С. 137-145. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-137-145.

Udzhukhu I.A., Meshvez R.K.

DESIGNING ACLASSROOM LEARNING IN A UNIVERSITY USING THE ELECTRONIC LEARNING COURSE

Udzhukhu Irina Anzaurovna,

a senior lecturer of the Department of Physical Education ofFSBEIHE "Maikop Slate Technological University", Maikop, Russia e-mail: udzhukhu. ira(a),mail.ru tel.: +7 (909) 470 85 90

Meshvez Ruslatt Kazbekovich,

a senior lecturer of the Department of Physical Education ofFSBEIHE "'Maikop State Technological University", Maikop, Russia e-mail: meshvez ajvail. ru tel.: +7 (903) 466 27 35

Abstract

The coronavirus pandemic that has taken over the whole world has changed the vector of education from the traditional form of its organization to distance and hybrid, thus actualizing the demand for e-learning content. At the same time, the importance of introducing electronic content into the educational process at all levels of educational organizations is determined by the legislative practice of our country, which regulates the need to create a digital educational environment in educational institutions. An e-learning course is one of the examples of the introduction of e-learning content into the educational practice of universities. The research is focused on the substantiating the possibilities of an e-learning course as a new format for designing the educational process at a university in the context of the digital revolution, which is the problem of our study. The purpose of the research is to reveal the experience of designing the educational process in a university in elective disciplines in Physical

culture and sports using an electronic training course. This goal was achieved through the use of such research methods as the bibliographic method, generalization, description, visual presentation of data.

The results of the research are the following 1) the concept of an e-learning course has been disclosed and its functions identified; 2) the elements of the e-learning course have been described; 3) adraft e-learning course on discipline Bl.0.19 "Elective disciplines in Physical culture and sports" has been presented; 4) features of e-learning courses have been revealed.

Key conclusions: 1) an electronic training course is a media product containing information material within the framework of the curriculum of disciplines, designed to implement the didactic capabilities of information and communication technologies and support the educational process; the electronic training course performs managerial, stimulating, optimizing and communicative functions; 2) the main elements of the electronic training course are information-content, control-communicative, correctional-generalizing blocks; 3) the project of an electronic training course in the discipline Bl.0.19 "Elective disciplines in Physical culture and sports" includes general information about the course, content, availability of hyperlinks to the material; 4) features of e-learning courses are: openness, multimedia, modularity, mobility, flexibility, the ability to build an individual educational trajectory for each student.

Keywords: university, educational process, educational process design, electronic content, electronic educational course, elective disciplines in Physical culture and sports, functions of electronic educational courses, features of electronic educational courses, structure of electronic educational courses

For citation: Udzhukhu I.A., Meshvez R.K. Designing a classroom learning in a university using the electronic learning coarse Vestnik Majkopskogo gosudarst-vennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 4. P. 137-145. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-137-145.

Использование электронных средств при проектировании учебного процесса в настоящее время является важнейшим фактором развития системы образования на всех ее уровнях. Данное обстоятельство детерминировано требованиями действующих федеральных государственных образовательных стандартов, напрямую указывающих на необходимость использования цифровых технологий в современном образовательном процессе (создание учебными организациями электронной информационной образовательной среды, применение в учебном процессе электронных образовательных технологий, предоставление для обучающихся возможности получения доступа к информационным и учебным ресурсам из любой точки, проектирование учебного процесса по дисциплинам с использованием электронных контентов и др.) [2; 7]. Стратегия на расширение в учебном процессе

электронных средств задекларирована и в ряде законодательных документов, в числе которых национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [5], национальный проект «Образование» [6], федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [8] и др. Согласно этим документам, доминирующими ближайшими перспективами отечественной системы образования должны быть: создание обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней цифровой образовательной среды, продвижение в учебных заведениях цифровых сервисов и цифрового контента образовательной деятельности, формирование у субъектов образования показателей «цифровой зрелости». Все это подтверждает серьезную модернизацию института образования в эпоху Индустрии 4.0, актуализируя необходимость научных исследований по вопросам разработки теоретических

и практических аспектов внедрения и опыта использования электронного контента обучения в учебном процессе, что особым образом выступает аргументом в пользу актуальности данного исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы возможности электронного учебного курса как нового формата проектирования учебного процесса в вузе в условиях цифровой революции?

Популяризация применения в учебном процессе электронного контента относится к началу XXI века и связана с освоением интернет-пространства в учебных целях. Так, стали появляться в свободном доступе фрагменты открытых интернет-курсов от университетов мирового уровня. Востребованность этих курсов у пользователей сети способствовала началу формирования в 2008 году принципиально новой методологии образования, одним из элементов которой являлись МООК (Массовые открытые онлайн-курсы) [4, с. 87] (рисунок 1).

Как считают О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова, «чем

больше материалов представлено в электронной форме, тем большую мобильность приобретает студент» [1, с. 277]. С другой стороны, закрепившаяся в современном образовании тенденция к увеличению доли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе активизировала необходимость изыскания средств организации учебной деятельности без ущерба качеству образования. Проектируя учебный процесс, педагог должен учитывать важность формирования содержащихся в действующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования формирования универсальных компетенций - самостоятельности, самоорганизованности, ответственности, целеустремленности. Электронный учебный курс (онлайн-курс) является одним из средств реализации данных требований [1].

Электронный учебный курс - это об-разовател ьноеэлектронное издание (мед и-апродукт), содержащее информационный материал в рамках учебных программ дисциплин, который предназначен для реализации дидактических возможностей

Ь Л

Massive (массовый): охват обучающей аудитории -большое количество обучающихся территориально ничем не ограниченных

Online (онлайн): форма

предоставления обучающего контента - с

использованием телекоммуникационных средств

Open (открытый): форма распространения обучающих видеофрагментов - бесплатная

W ^

Course (курс): способ подачи информации -структурированная совокупность образовательного контента, предоставляемая с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, управляемыми для каждого участника

Рис. 1. Структура МООК (составлена авторами по источнику 4, с. 87—88)

Г Управленческая - позволяет четко, точно и конкретно ставить задачи и добиваться их выполнения Стимулирование учебно- ч познавательной деятельности обучаемых - возможность своевременного оценивания всех видов учебной деятельности студента, включая поощрение за участие в олимпиадах, конкурсах, творческих | проектах и др.

1 Оптимизация различных видов учебно-познавательной деятельности - позволяет учитывать дидактические особенности каждого вида учебно-познавательной деятельности в зависимости от результатов освоения ^ учебного материала Коммуникативная функция - организация виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий как в режиме онлайн, так и оффлайн Л

Рис. 2. Функции электронныхучебных курсов по СЛ. Денисенко (составлена авторами по источнику 3, с. 99-100)

средств информационно-коммуникационных технологий и поддержки учебного процесса. Структура такого курса может включать рабочую программу, календарный график изучения дисциплины, электронные конспекты лекций с гиперссылками, электронный терминологический словарь, методические рекомендации для студентов к практическим занятиям, модульные задачи для самостоятельной командной работы с рекомендациями по их внедрению, обучающие тесты, тесты для текущей и промежуточной аттестации по каждому модулю, средства взаимодействия педагога и обучающихся, гиперссылки на внешние ресурсы, инструкции для студентов по методике написания курсовой работы и др. [9, с. 69]. Четкой структуры, предъявляемой для электронного учебного курса, во многих учебных заведениях не существует, так же как и требований, обязывающих преподавателей вузов создавать такие курсы. Однако рядом учебных заведений определены требования к разработке электронного учебного курса. Например, в Ташкентском финансовом институте электронный учебный курс должен включать следующие разделы: организационно-методические материалы

курса, задачи и критерии оценивания знаний студентов, различные обучающие материалы по каждой теме рабочей учебной дисциплины [9]. В Сургутском государственном университете создан специальный Центр проектирования цифровых компетенций и онлайн-образования, который проводит экспертизу электронных курсов, при этом экспертами могут быть преподаватели, прошедшие углубленный обучающий курс по программе «Педагогический дизайн в областях науки» [10]. В целом, электронные учебные курсы традиционно включают три функциональных блока: информационно-содержательный; контрольно-коммуникативный; коррекционно-обобщающий [3, с. 100]. При проектировании электронных учебных курсов используется методологический подход Б. Блума (поэтапное овладение предметом) [1, с. 278].

С.И. Денисенко обозначены четыре функции, реализуемые современными электронными учебными курсами (рисунок 2).

В рамках работы в электронной информационно-образовательной среде вуза авторами создан проект электронного учебного курса по дисциплине Б1.0.19 «Элективные дисциплины по

физической культуре и спорту», структурные компоненты которого и его содержание представлены фрагментарно ниже.

1. Название курса: Элективные дисциплины по физической культуре и спорту.

2. Направление подготовки: 43.03.02 Туризм

3. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.

4. Профиль подготовки: Технология и организация туроператорских и тура-гентских услуг.

5. Автор курса: Уджуху И.А., старший преподаватель кафедры физического воспитания Майкопского государственного технологического университета.

6. Цели и задачи курса. Курс основан на знаниях научных законов человекоз-нания. Для освоения дисциплины необходимы знания по теории и методике физического воспитания, анатомии и физиологии человека. Курс направлен на совершенствование двигательных качеств человека, формирование здорового образа жизни, формирования физической культуры личности.

7. Краткая характеристика курса. Курс «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» реализуется кафедрой физического воспитания в рамках элективных дисциплин вариативной части ОП. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на 1-3 курсах в 1-6 семестрах. Курс направлен на формирование компетенции УК-7 и ее индикаторов УК-7.1, УК-7.2. Содержание дисциплины предусматривает освоение навыков общей физической подготовки, баскетбола, волейбола, мини-футбола, атлетической гимнастики, оздоровительной физической культуры. Программа курса включает виды текущего (тестирование, сдачу нормативов, подготовку доклада, сообщения) и промежуточного (зачет) контроля.

8. Трудоемкость курса в з.ед./час: 9,44 зачетные единицы, 340 часов, итоговый контроль: зачет.

9. Содержание курса:

9.1. Объем дисциплины и вид учебной работы (гиперссылка: ШрзУ/сЦзк. yandex.ru...).

9.2. Структура и содержание учебной и воспитательной деятельности при реализации дисциплины (см. табл. 1).

9.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкалы оценивания (гиперссылка: Ийрв:// disk.yandex.ru...).

9.4. Примерный перечень оценочных средств, их краткая характеристика и шкала оценивания (гиперссылка: Ийрв:// disk.yandex.ru...).

Автор курса_________И. А. Уджуху

подпись

Таким образом, особенностями электронных учебных курсов выступают:

- открытость - общедоступность курсов в любое удобное для студента время посредством сети интернет;

- мультимедийность, представляющая собой использование в обучающем контенте широкого спектра информационных ресурсов (презентаций, видеоматериалов, аудио-файлов и т.п.);

- модульность - структурированная на блоки программа (алгоритм перехода от одного блока к другому, вероятность временных ограничений на выполнение заданий и др.);

- мобильность, подразумевающая возможность импорта и экспорта образовательных услуг, включения социальных сетей и телекоммуникационных технологий для обмена информацией между участниками курса;

- гибкость - предоставление обучающемуся выбора наиболее удобного для него времени и места для обучения, а для педагога - времени проверки выполненных заданий;

Таблица 1

Элективные дисциплины по физической культуре и спорту Вид учебного занятия и его наименование Гиперссылка на материал Форма текущего/ промежуточного контроля

01 - Общая физическая подготовка

Раздел 1. Базовый Практическое занятие 1. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры Шрв ://сП5к.уапс1с\. ги... Комплекс 1, 2, 3, 4

Практическое занятие 2. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры Шрв ://сП5к.уапс1с\. ги...

Практическое занятие 3. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры Шрв ://сП5к.уапс1с\. ги...

Раздел 2. Практический. Практическое занятие 4. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры Шрв ://сП5к.уапс1с\. ги... Комплекс 1, 2, 3, 4

Практическое занятие 5. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры Шрв ://сП5к.уапс1с\. ги...

Раздел 3. Контрольный. Практическое занятие 6. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры Шрв УЛИвкуапйех. ги... Тестирование педагогическое. Зачет (проводится в форме выполнения студентом тестовых нормативов)

02 - Баскетбол

Раздел 1. Базовый Практическое занятие 1. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры https://disk.yandex.ru... Комплекс 1, 2, 3, 4

Практическое занятие 2. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры https://disk.yandex.ru... Комплекс 1, 2, 3, 4

Практическое занятие 3. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры https://disk.yandex.ru... Комплекс 1, 2, 3, 4

Продолжение таблицы 1

Раздел 2. Практический Практическое занятие 4. ОФП СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры https://disk.yandex.ru... Комплекс 1, 2, 3, 4

Практическое занятие 5. ОФП, СФП, ППФП, ОФК, ЛФК, АФК, спортивные и подвижные игры https://disk.yandex.ru...

Раздел 3. Контрольный Тестирование педагогическое. Зачет (проводится в форме выполнения студентом тестовых нормативов)

- построение индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося [1; 4; 7].

Таким образом, электронные учебные курсы инкорпорируют большой пласт активностей с образовательными целями. Они позволяют эргономично проектировать учебную деятельность в вузе в соответствии с современными трендами в образовании. Данное исследование расширяет теоретические представления об организации учебного процесса в вузе в условиях реализации федерального

проекта «Цифровая образовательная среда», что в целом расширяет методологию и технологию профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения научно-педагогическими работниками полученных данных в своей профессиональной деятельности при проектировании учебного процесса. В перспективе авторами планируется изучить эффективность внедрения в учебный процесс электронных учебных курсов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов [Электронный ресурс] // БГЖ. 2019. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-uchebnogo-protsessa-po-distsipline-s-ispolzovaniem-onlayn-kursov (дата обращения: 12.05.2022).

2. Векторы социально-экономического развития России: современные вызовы и возможности конвергенции теоретико-методологических и прикладных исследований / Э.Ф. Амиро-ва [и др.]. Самара: Поволжская научная корпорация, 2021. 220 с.

3. Денисенко С.И. Электронные учебные курсы в образовательном процессе вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 5 (782). С. 96-102.

4. Разработка и применение массовых открытых онлайн-курсов по бережливому производству в условиях пандемии / Довгаль В.А., Карамушко Г.В., Маськова Н.Г., Чефранов С.Г. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С.84-92.

5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р: URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/(дата обращения 12.05.2022).

6. Национальный проект «Образование»: [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.edu. ru/national-project (дата обращения 11.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Развитие современного вуза: новые методы и технологии: коллективная монография / А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Зебра, 2021. 542 с.

8. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения 11.05.2022).

9. Akhunova Ye.A. Certain aspects of e-learning course development for distance learning // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 6-1(45). P. 69-71.

10. Orekhova E.Yu. Structure of Methodological Support for the Design of E-Learning Courses for Core Disciplines at University // Reports Scientific Society. 2021. No. 3 (27). P. 49-52.

REFERENCES:

1. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Abramova N.S. Designing the classroom learning process using online courses [Electronic document] // BGJ. 2019. No. 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektirovanie-uchebnogo-protsessa-po-distsipline-s-ispolzovaniem-onlayn-kursov (date of access: 12.05.2022).

2. Vectors of socio-economic development of Russia: modern challenges and opportunities for convergence of theoretical, methodological and applied research / E.F. Amirova [et al.]. Samara: Povolzhskaya Scientific Corporation LLC, 2021. 220 p.

3. Denisenko S.I. Electronic educational programs in the educational process of a university // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2017. No. 5(782). P. 96-102.

4. Development and application of mass open online courses on lean manufacturing in the pandemic period / V. A. Dovgal, Karamushko G.V., N. G. Maskova N.G., Chefranov S.G. // Bulletin of Maikop State Technological University. 2021. V. 13. No. 4. P. 84-92.

5. National program "Digital Economy of the Russian Federation": approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r: [Electronic document]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 12.05.2022).

6. National project "Education": [Electronic document]. URL https://vestnik.edu.ru/national-project (accessed 11.05.2022).

7. Development of a modern university: new methods and technologies: a collective monograph / A.Yu. Nagornova [et al.]; ed. by A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk: "Zebra" publishing house, 2021. 542 p.

8. The Federal project "Digital educational environment": [Electronic document]. URL https:// edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (date of access 11.05.2022).

9. Akhunova Ye.A. Certain aspects of e-learning course development for distance learning // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No 6-1(45). P. 69-71.

10. Orekhova E.Yu. Structure of Methodological Support for the Design of E-Learning Courses for Core Disciplines at University // Reports Scientific Society. 2021. No 3(27). P. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.