https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-l-94-101 УДК 378.12:338.2
Уджуху И.А., Мешвез Р.К.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Уджуху Ирина Анзауровна,
старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия,
e-mail: udzhukhu. irairmail. ru, тел.: +7 (909) 470 85 90,
Мешвез Руслан Казбекович,
старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия,
e-mail: meshvezajvail. г и, тел.: +7 (903) 466 27 35
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к применению современных образовательных технологий в учебном процессе высшей школы, обусловленном реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также вынужденной изоляцией в связи с распространением коронавирусной инфекции. Опыт, накопленный практикой использования современных образовательных технологий, нуждается в обобщении, систематизации и необходимости его экстраполяции с целью повышения эффективности учебного процесса. Проблема исследования: какие современные образовательные технологии могут использоваться в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы как инновационный ресурс? Цель исследования: описать опыт применения современных образовательных технологий деятельности преподавателя высшей школы. Задачи исследования: раскрыть категорию «современные образовательные технологии»; представить опыт применения современных образовательных технологий на примере цифрового сервиса в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт»; обозначить преимущества использования цифрового сервиса в преподавании физкультурных дисциплин. Методы исследования: обобщение, сравнение, наглядное представление.
Результаты исследования: подтверждена актуальность применения современных образовательных технологий как инновационного ресурса деятельности преподавателя высшей школы; описан опыт применения цифрового сервиса в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт»; выявлены преимущества цифрового сервиса в преподавании физкультурных дисциплин как средства ресурсно-информационной поддержки.
Ключевые выводы: современные образовательные технологии представляют совокупность технических человеческих ресурсов, выступающих средством усвоения знаний; актуальной образовательной технологией в современных условиях является цифровой сервис; в преподавании дисциплины «Физическая культура и спорт» может использоваться электронная информационная среда вуза и онлайн-платформа Zoom; применение электронных образовательных технологий позволяет делать учебный процесс более комфортным и эффективным, не прерывая его в условиях самоизоляции.
Ключевые слова: вуз, современные образовательные технологии, обучающиеся, цифровой сервис, дистанционные образовательные технологии, дисциплина «Физическая культура и спорт», преподаватель
Для цитирования: Уджуху И.А., Мешвез Р.К. Современные образовательные технологии как инновационный ресурс деятельности преподавателя высшей школы Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 1. С. 94 101. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-l-94-101
Udzhukhu I.A., Meshvez R.K.
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS AN INNOVATIVE RESOURCE OF A HIGHER SCHOOLTEACHER'S ACTIVITY
Udzhukhu Irina Anzaurovna,
a senior lecturer of the Department of Physical Education, FSBEI HE Slate Technological University", 'Maykop, Russia, e-mail: udzhukhu. ira(a),mail.ru, tel.: +7 (909) 470 85 90
Meshvez Ruslan Kazbekovich,
a senior lecturer of the Department of Physical Education, FSBEI HE "Maykop Slate Technological University", Maykop, Russia, e-mail: meshvez@mail.ru, tel.: +7 (903) 466 27 35
Annotation
The relevance of the research is conditioned by the growing interest for the use of modern educational technologies in the educational process of higher education, due to the implementation of new federal state educational standards for higher education, as well as forced isolation due to the spread of coronavirus infection. The experience gained while using modern educational technologies needs to be generalized, systematized and extrapolated in order to increase the effectiveness of the educational process. The research problem is as follows: what modern educational technologies can be used in the professional activities of a university teacher as an innovative resource? The purpose of the research is to describe the experience of using modern educational technologies for the activities of a university teacher.
The research objectives are to reveal the category of '"modern educational technologies"; to present the experience of using modern educational technologies on the example of a digital service in the process of teaching the discipline "Physical Culture and Sports"; to identify the benefits of using a digital service in teaching physical education. The research methods used are generalizations, comparisons, visual presentation.
"'Maykop
The results of the study are the following: the relevance of the use of modern educational technologies as an innovative resource for the activity of a university teacher has been confirmed; the experience of using a digital service in the process of teaching the discipline "Physical culture and sports" has been described; the advantages of a digital service in teaching physical education as a means of resource and information support have been revealed.
Key conclusions: modern educational technologies represent a set of technical human resources that act as a means of acquiring knowledge; relevant educational technology in modern conditions is a digital service; in teaching the discipline "Physical Culture and Sports" the electronic information environment of the university and the Zoom online platform can be used; the use of electronic educational technologies makes it possible to make the educational process more comfortable and effective without interrupting it in conditions of self-isolation.
Keywords: university, modern educational technologies, students, digital service, distance learning technologies, Physical culture and sport, a teacher
For citation: JJdzhukhu I.A., Meshvez R.K. Modern educational technologies as an innovative resource of a higher school teacher's activity // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 1. P. 94 101. https:// doi.org/10.47370 2078-1024-2022-14-1-94-101
Сегодня происходит масштабное изменение парадигмы образования, детерминированное переходом на дистанционные образовательные технологии как эргономичный ресурс в условиях пандемии СОУШ-19. Основная задача всех учебных заведений направлена на решение проблемы оптимального встраивания в образовательный процесс цифрового сервиса как перспективного ориентира модернизации образовательных систем мирового пространства [1; 2; 3]. Стратегия цифровизации образования как инновационного ресурса на государственном уровне содержится в ряде нормативных документов: национальном проекте «Образование»; Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; распоряжении Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и др. Действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++) предусмотрено создание высшими учебными заведениями открытой электронной информационной образовательной среды (ЭПОС) с использованием электронных образовательных
технологий и предоставлением возможности обучающимся получить доступ к информационным и учебным ресурсам вузов из любой точки. Данные обстоятельства актуализируют целесообразность изучения проблемы современных образовательных технологий в деятельности преподавателя высшей школы и необходимости дальнейшего ее теоретического обоснования в педагогическом дискурсе.
Категория «современные образовательные технологии» представляет собой предмет активного педагогического дискурса. Данный термин является производным от термина «педагогические технологии», который в научный оборот вошел во второй половине XX века, когда в Англии стали проводиться научные конференции «Aspects of Educational Technology». Сегодня этот термин охватывает широкий диапазон педагогической деятельности, связанной главным образом с улучшением учебного процесса и необходимостью использования преподавателями вузов инновационных образовательных технологий с целью привлечения внимания обучающихся к учебному процессу и повышению качества образования [4]. В XXI веке активно
стала продвигаться идея внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, представляющих дидактическую систему, направленную на воспитание определенных ценностей - открытости, доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи с ориентацией на образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями [5]. К таким технологиям относятся технологии проблемного обучения, разноуров-него обучения, проектные технологии, технологии сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), система «портфолио», технологии самопрезентации, кейс-технологии, игровые технологии, квест-технологии, технологии интегрированного обучения, технологии уровневой дифференциации и др. (Найденова Е.А., Зембеля И.А., Васильева С.О., Соломыкина Н.Я., Киселева М.В., Ложкина Г.В., Шишарина Н.В., Андриенко O.A., Андриенко O.A.). Анализ ряда работ, посвященных исследуемой проблеме, позволил заключить, что в наиболее общем виде к современным образовательным технологиям относят применение в учебном процессе совокупности технических человеческих ресурсов, выступающих средством усвоения знаний. В технологическом плане изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность цели и способов ее достижения [4; 6]. Применение современных образовательных технологий является важнейшей составляющей реализации ФГОС ВО 3++, фактором стимулирования познавательной активности обучающихся, личностного роста обучающихся, приобретения нового профессионального опыта [4].
Современные образовательные технологии сегодня реализуются через электронную информационно-образовательную среду вуза (ЭИОС). Данная среда включает взаимосвязанные элементы:
1) информационные и образовательные ресурсы: официальный сайт образовательной организации; корпоративную коммуникативно-информационную сеть вуза (серверы, системы передачи данных, лицензионное программное обеспечение и пр.) по обеспечению коммуницирова-ния внутри организации; электронно-информационный ресурс научной библиотеки; обучающие онлайн-платформы, определяемые каждым вузом персонально; автоматизированную WEB-систему сетевого тестирования обучающихся;
2) автоматизированные средства доступа к электронным информационным ресурсам: единое окно доступа на официальный сайт вуза; личные кабинеты научно-педагогических работников, обучающихся (включая портфолио), абитуриентов; база онлайн-курсов; порталы/команды деканатов, кафедр, кураторов и пр.;
3) средства вычислительной техники: серверы; компьютеры, ноутбуки; множительная техника; мультимедиа и
др.;
4) компоненты телекоммуникационной среды, обеспечивающие работоспособность ЭИОС: локальная компьютерная сеть; Wi-Fi; точка доступа в Интернет [7].
Дистанционные образовательные технологии как актуальный ресурс могут использоваться и в процессе преподавания физкультурных дисциплин [8; 9; 10]. Представим собственный опыт применения цифрового сервиса в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» по направлениям подготовки бакалавров 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 27.03.01 Стандартизация и метрология, 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, 43.03.02 Туризм в Майкопском государственном технологическом университете. Цель применения электронных образовательных технологий заключается в необходимости ресурсно-информационной поддержки дисциплины «Физическая культура и спорт» для достижения
Я) (j Й eios.rrikgiu.fu Все благи Электронная образовательная среда ФГБОУ ВО "МГГУ" q в'.™ ш я
ЭИОС ЕЭ Уджуху Ирина Анззуроенз ^
А Главная 1 Все блоги
Расписание
Автор: Голеусов Роман Олегович
<8>
Расписание занятий
Факультет информационных систем 25/11 Факультет информационных систем 26/11 ПИ-51 ЗФО
? ИНСТРУКЦИИ поэиос
Лечебный факультет (обновлен 17.11) ЛД (иностранцы)
ЛД-408/2 (с 19,11 до 29.11) ЛД-308.2 (с 22.11 до 30.11)
Педиатрический факультет (обновлен 08.10) ПД 1 курс
У Студенту
m Библиотека
& Учитяпмжая С ПО
V Пйкцииацця
Ч Единое о«ю
Ь- СООДОМКЛ спаяно
педагогическом работнике
Q ППкодные писты >
0 дпо
fc Переводы
fc Аккредитация I
fc Инлирмлуипьный
s ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ
1. Анкета для выпуска карты
2. АнТИПЛаГИаТ ВУЗ (Для студентов: для проверки выпускных квалификационных работ на оригинальность обращайтесь к сотрудникам лао1Ш кафедр!}
3. Расписание
4. Инструкция по организации вебинаров в Zoom для преподавателей и студентов
5. Инструкция по работе с системой Mind
е. Анкета для первокурсников
7. Анкета для выпускников
а. Конкурс 2020 для преподавателей
Рис. 1. Расписание занятий в системе 3IIOC вуза
обучающимися поставленных учебных целей. Специфика данной дисциплины состоит в том, что она призвана ориентировать обучающихся на использование основ физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности.
На рисунке 1 представлено расписание занятий в системе ЭИОС вуза.
Каждый преподаватель имеет свой личный кабинет в системе ЭИОС, в рамках которого осуществляет взаимодействие с обучающимися (рисунок 2).
ЭИОС вуза позволяет проводить видеоконференции на платформе Zoom в виде чтения лекций-визуализаций,
«- ® & а -■•
Все лекции электронная образовательная среда фгбоу ЕО "мгту"
■ ?l ±
^ Уджуху Ирина Аизауровна
Учебные материалы для студентов
Фиксация хода
----1------
процесса
Тесты
Уважаемые преподаватели!
Необходимо чтобы Вы полностью проверили все имеющиеся учебные материалы, при необходимости привязали отсутствующие группы и удалили не актуальную на текущий учебный год информацию
Учебный материал, который Вы добавили в системе
тявяятт
Дать CrwuMW 1ьиость (курс'смюстр) Дисциплина Описание Группы Файл иг
06:49 23.09.2020 гостиничное дело 10:20 03.11.2021 гщр^З™
08:22 19.10.2021 гостиничное дело
10:53 03,11.2021 Зщрс^сеы.
05:51 26.09.2020 гостиничное дело 11:2103.11.2021 3"*pGJ3tB"
государственное
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
Элективные дисциплины по
физической культуре и спорту
J Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
практические занятия
контрольные но^ативы
ГД-21-0 ОФО;
ГД-21-0 ОФО:
ГД-21-0 ОФО;
А .1* •' -
Активация Windows
ведомостей и
f Ciyflmiy Ш ЬиЬлиотеса fe У-мтаъсыя СЛО
Рис. 2. Учебные материалы для студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в личном
кабинете преподавателя
Е M
■?• к« К « зомдом Мокаммод Лд ЗОО <2)
Рис. 3. Видеоконференции на платформе Zoom
проведения круглых столов (темы «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Основы ЗОЖ студента. Физическая культура в обеспечении здоровья»), дискуссий (тема «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и магистра»), опросов, совместной работы на «доске». Платформа Zoom дает возможность участникам поделиться мультимедийными презентациями, общаться в чате, дифференцировать студентов на группы для командной работы и т.п. (рисунок 3). Платформа позволяет осуществить повторный просмотр студентами видеоматериала преподавателей, а также использовать его теми обучающимися, кто не смог присутствовать на занятии по расписанию.
В целом, опыт использования цифрового сервиса в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» позволил обозначить следующие его преимущества: возможность получения быстрой информации обучающихся о предстоящих событиях; формирование учебных материалов по дисциплине (календарно-тематиче-ский план занятий, список литературы, информационные и дидактические материалы и пр.); демонстрирование
видеоподборок техник выполнения физкультурных упражнений; применение средств диагностики уровня знаний обучающихся, контроля посещения занятий и выполнения заданий (осуществление обратной связи); комментирование работ студентов и рекомендации по выполнению самостоятельной работы; использование интерактивных форм взаимодействия со студенческой аудиторией.
Следовательно, применение современных образовательных технологий расширяет возможности продуктивного использования учебного времени всеми субъектами образования. В условиях изоляции и ограничений передвижения, перехода обучения в вузах в онлайн-пространство данные технологии приобретают всё большую актуальность и популярность во всем мире, расширяя традиционную образовательную практику. Можно предположить, что после снятия многих ограничений, обусловленных пандемией, образовательный процесс в вузе будет невозможен без цифрового сервиса как инновационного ресурса, что подтверждает востребованность рассматриваемой в рамках статьи проблемы и необходимость дальнейшей экстраполяции позитивного опыта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Distance learning experience in the context of globalation of education / Poddubnaya T.N. [et al.] // Propósitos y Representaciones. 2021. Vol. 9, No. 1. URL http://revistas.usil.edu.pe/index. php/pyr/article/view/985 (дата обращения: 28.11.2021).
2. Vaganova O.I. Formation of competence in the possession of modern educational technologies at a university // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. P. 87-95.
3. Панина E.A. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3. С. 60-67.
4. Амет-Уста З.Р, Вовк С.А. Современные образовательные технологии // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 6. С. 92-95.
5. Тхакушинов А.К., Бибалова С.А., Сиюхова A.M. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4 (43). С. 133-142.
6. Гурова Т.П., Заболотникова B.C., Ярмухаметова И.В. Внедрение современных технологий в образовательный процесс: использование технологий виртуальной и дополненной реальности // Интерактивное образование. 2020. № 1. С. 24-28.
7. Dzhum Т.А., Korneva О.А., Dunets E.G., Karpenko VY. The Potential of the Electronic Information-Educational Environment of a University in Professional Education: Trends and Prospects [Электронный ресурс] / Barashkina E. V. [et al.] // Propósitos y Representaciones. 2021. Vol. 9. URLhttp://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/1257 (датаобращения: 28.11.2021).
8. Сложеникин С.А., Поддубная Т.Н. Использование электронных ресурсов в формировании личностной физической культуры юношей 18-20 лет // Цифровизация экономики и общества: проблемы, перспективы, безопасность: материалы III Международной научно-практической конференции (25 марта 2021 г.). Донецк: Цифровая типография, 2021. С. 213-217.
9. Петров П.К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=29916 (дата обращения: 28.11.2021).
10. Бикмуллина А.Р., Фазлеева Е.В. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» // Известия Тульского государственного университета. Серия: Физическая культура. Спорт. 2020. № 3. С. 12-20.
REFERENCES:
1. Distance learning experience in the context of globalization of education / Poddubnaya T.N. [et al.] // Propósitos y Representaciones. 2021. Vol. 9, No. 1. URL http://revistas.usil.edu.pe/index. php/pyr/article/view/985 (accessed 28/1/2021).
2. Vaganova O.I. Formation of competence in the possession of modern educational technologies at a university // Amazonia Investiga. 2019 Vol. 8. P. 87-95.
3. Panina E.A. Actual issues of digitalization of education in modern conditions // Bulletin of Maykop State Technological University. 2020. Issue. 3. P. 60-67.
4. Amet-Usta Z.R., Vovk S.A. Modern educational technologies // Problems of modern science and education. 2019. No. 6. P. 92-95.
5. Tkhakushinov A.K., Bibalova S.A., Siyukhova A.M. Interactive technologies as a means of improving the efficiency of the learning process // Bulletin of Maykop State Technological University. 2019. Issue. 4 (43). P. 133-142.
6. Gurova T.I., Zabolotnikova V.S., Yarmukhametova I.V. Implementation of modern technologies in the educational process: the use of virtual and augmented reality technologies // Interactive education. 2020. No. 1. P. 24-28.
7. Dzhum T.A., Korneva O.A., Dunets E.G., Karpenko VY. The potential of the electronic information and educational environment of a university in the professional education: trends and prospects [Electronic resource] / Barashkina E. V. [et al.] // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. URL http://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/1257 (accessed 28/11/2021).
8. Slozhenikin S.A., Poddubnaya T.N. The use of electronic resources in the formation of personal physical culture of young men aged 18-20 // Digitalization of the economy and society: problems, prospects, security: materials of the III International scientific and practical conference (March 25, 2021). Donetsk: Digital Printing House, 2021. P. 213-217.
9. Petrov PK. Digital information technologies as a new stage in the development of physical education and the sphere of physical culture and sports [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2020. No. 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29916 (date of access: 28/11/2021).
10. Bikmullina A.R., Fazleeva E.V. The use of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in Physical culture and sports" // News of the Tula State University. Series: Physical culture. Sport. 2020. No. 3. P. 12-20.