Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко Татьяна Александровна, Двойникова Елена Сергеевна

В число самых актуальных и перспективных способов обучения сегодня входит дистанционное обучение, реализуемое при помощи возможностей современных телекоммуникационных технологий, главная роль из которых принадлежит глобальной сети Интернет. Между тем, первые опыты использования электронных образовательных ресурсов в практике имели место еще во второй половине 20 века в США, Великобритании, Франции, Китае, определив важное место дистанционного обучения в ряду дополнительного образования. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в 2020 году резко актуализировало вопросы применения дистанционных образовательных технологий, что является фактором, подтверждающим актуальность данного исследования. Цель исследования: представить взгляд педагогического сообщества на проблему дистанционного обучения в современных условиях. Задачи исследования: раскрыть категорию «дистанционное обучение» и ряд сопутствующих с ним понятий («онлайн-обучение», «E-learning», «электронная информационная образовательная среда»); представить опыт работы вузов Республики Адыгея по использованию образовательных ресурсов (онлайн-платформ) в практике дистанционного обучения высших и средних учебных заведений; провести опрос мнения педагогического сообщества о дистанционном обучении. Материал и методы исследования. Решению поставленных задач содействовало использование научных методов исследования: теоретических (анализ опыта использования дистанционных образовательных технологий в практике учебных заведений, сравнение, метод аналогии); эмпирические (опрос, наблюдение, описание). Информационно-аналитическую базу составили информационные ресурсы сети Интернет. Результаты исследований. Дистанционное обучение - обучение, которое осуществляется в удаленном режиме с применением актуальных образовательных технологий (интернет-сервисов, обучающих онлайн-платформ, облачных технологий и пр.). В практике дистанционного обучения вузов Республики Адыгея активно используются следующие образовательные ресурсы (онлайн-платформы): Zoom, Skype, Moodle. Пилотажное исследование мнения педагогов (преподавателей вузов и колледжей) позволило выявить определенные проблемы онлайн-обучения, в числе которых вероятность снижения качества подготовки обучающихся в дистанционном формате, ряд проблем технического оснащения, недостаточный уровень цифровой грамотности педагогов и др. Ключевые выводы: базу дистанционное обучения составляют информационно-коммуникативные ресурсы сети Интернет; оптимальными программными ресурсами для организации онлайн-обучения являются Zoom, Skype, Moodle; перспективным является решение проблемы создания единой цифровой образовательной платформы, позволяющей выработать единые информационные стандарты дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко Татьяна Александровна, Двойникова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS A PHENOMENON OF MODERN EDUCATION: TEACHERS’ OPINION

Today distance learning, is among the most relevant and promising ways of learning which is implemented using the capabilities of modern telecommunication technologies, the main role belongs to the global Internet. Meanwhile, the first experiences of using electronic educational resources in practice took place in the second half of the 20th century in the USA, Great Britain, France, China, determining an important place for distance learning in a number of additional education. The deterioration of the sanitary and epidemiological situation in 2020 sharply actualized the issues of using distance learning technologies, which is a factor confirming the relevance of the research. The purpose of the research is to present the point of view of the pedagogical community on the problem of distance learning in modern conditions. The research objectives are to reveal the category of “distance learning” and a number of related concepts (“online learning”, “E-learning”, “electronic information educational environment”); to present the experience of the universities of the Republic of Adygea in the use of educational resources (online platforms) in the practice of distance learning of higher and secondary educational institutions; to conduct a survey of the opinion of the pedagogical community on distance learning. Material and the research methods. The solution of the tasks set was facilitated by the use of scientific research methods: theoretical ones (analysis of the experience of using distance learning technologies in the practice of educational institutions, comparison, analogy method); empirical ones (survey, observation, description). The information and analytical base was made up of information resources of the Internet network. The research results. Distance learning is learning remotely using current educational technologies (Internet services, online learning platforms, cloud technologies, etc.). The following educational resources (online platforms) are actively used in the distance learning of the universities of the Republic of Adygea: Zoom, Skype, Moodle. A pilot study of the opinions of teachers (teachers of universities and colleges) has made it possible to identify certain problems of online learning, including the likelihood of a decrease in the quality of training of students in a distance format, a number of technical equipment problems, an insufficient level of digital literacy of teachers, etc. Key conclusions: the basis of distance learning is information and communication resources of the Internet; the optimal software resources for organizing online learning are Zoom, Skype, Moodle; promising is the solution to the problem of creating a unified digital educational platform that allows developing unified information standards for distance learning.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82 УДК 378:004

ИващенкоТ.А., Двойникова E.C.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАКФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Иващенко Татьяна Александровна,

кандидат биологических наук, Ооцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mail: tivaschenko(a),list. г и тел.: +7 (903) 465 44 25

Двойникова Елена Сергеевна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mail: elena-dvl979@mail.ru тел.: +7 (909) 470 55 53

Аннотация

В число самых актуальных и перспективных способов обучения сегодня входит дистанционное обучение, реализуемое при помощи возможностей современных телекоммуникационных технологий, главная роль из которых принадлежит глобальной сети Интернет. Между тем, первые опыты использования электронных образовательных ресурсов в практике имели место еще во второй половине 20 века в США, Великобритании, Франции, Китае, определив важное место дистанционного обучения в ряду дополнительного образования. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в 2020 году резко актуализировало вопросы применения дистанционных образовательных технологий, что является фактором, подтверждающим актуальность данного исследования.

Цель исследования: представить взгляд педагогического сообщества на проблему дистанционного обучения в современных условиях.

Задачи исследования: раскрыть категорию «дистанционное обучение» и ряд сопутствующих с ним понятий («онлайн-обучение», «Е-learning», «электронная информационная образовательная среда»); представить опыт работы вузов Республики Адыгея по использованию образовательных ресурсов (онлайн-платформ) в практике дистанционного обучения высших и средних учебных заведений; провести опрос мнения педагогического сообщества о дистанционном обучении.

Материал и методы исследования. Решению поставленных задач содействовало использование научных методов исследования: теоретических (анализ опыта использования дистанционных образовательных технологий в практике учебных заведений, сравнение, метод

аналогии); эмпирические (опрос, наблюдение, описание). Информационно-аналитическую базу составили информационные ресурсы сети Интернет.

Результаты исследований. Дистанционное обучение - обучение, которое осуществляется в удаленном режиме с применением актуальных образовательных технологий (интернет-сервисов, обучающих онлайн-платформ, облачных технологий и пр.). В практике дистанционного обучения вузов Республики Адыгея активно используются следующие образовательные ресурсы (онлайн-платформы): Zoom, Skype, Moodle. Пилотажное исследование мнения педагогов (преподавателей вузов и колледжей) позволило выявить определенные проблемы онлайн-об-учения, в числе которых вероятность снижения качества подготовки обучающихся в дистанционном формате, ряд проблем технического оснащения, недостаточный уровень цифровой грамотности педагогов и др.

Ключевые выводы: базу дистанционное обучения составляют информационно-коммуникативные ресурсы сети Интернет; оптимальными программными ресурсами для организации онлайн-обучения являются Zoom, Skype, Moodle; перспективным является решение проблемы создания единой цифровой образовательной платформы, позволяющей выработать единые информационные стандарты дистанционного обучения.

Ключевые слова: E-learning, дистанционные образовательные технологии, онлайн-об-учение, цифровизация образования, электронная информационная образовательная среда, педагоги

Для цитирования: Ивагценко Т.А., Двойникова Е.С. Дистанционное обучение как феномен современного образования: мнение педагогов Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 3. С. 75-82. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82

IvashchenkoT.A., Dvoynikova E.S. DISTANCE LEARNING

ASAPHENOMENONOFMODERN EDUCATION: TEACHERS'OPINION

Ivashchenko Tatyana Alexandrovna,

Candidate of 'Biology, an associate professor of the Department of Physical Education

FSBEIHE "Maikop Slate Technological University", Maykop, Russia e-mail: tivaschetiko@list.ru tel.: +7 (903) 465 44 25

Dvoynikova Elena Sergeevna,

a senior lecturer of the Department of Physical Education FSBEI HE "Maikop Slate Technological University", Maikop, Russia e-mail: elena-dvl979@mail. ru tel.: +7 (909) 470 55 53

Annotation

Today distance learning, is among the most relevant and promising ways of learning which is implemented using the capabilities of modern telecommunication technologies, the main role belongs to the global Internet. Meanwhile, the first experiences of using electronic educational resources in practice took place in the second half of the 20th century in the USA, Great Britain, France, China,

determining an important place for distance learning in a number of additional education. The deterioration of the sanitary and epidemiological situation in 2020 sharply actualized the issues of using distance learning technologies, which is a factor confirming the relevance of the research.

The purpose of the research is to present the point of view of the pedagogical community on the problem of distance learning in modern conditions.

The research objectives are to reveal the category of "distance learning" and a number of related concepts ("online learning", ""E-lcarning". "electronic information educational environment"); to present the experience of the universities of the Republic of Adygea in the use of educational resources (online platforms) in the practice of distance learning of higher and secondary educational institutions; to conduct a survey of the opinion of the pedagogical community on distance learning.

Material and the research methods. The solution of the tasks set was facilitated by the use of scientific research methods: theoretical ones (analysis of the experience of using distance learning technologies in the practice of educational institutions, comparison, analogy method); empirical ones (survey, observation, description). The information and analytical base was made up of information resources of the Internet network.

The research results. Distance learning is learning remotely using current educational technologies (Internet services, online learning platforms, cloud technologies, etc.). The following educational resources (online platforms) are actively used in the distance learning of the universities of the Republic of Adygea: Zoom, Skype, Moodle. A pilot study of the opinions of teachers (teachers of universities and colleges) has made it possible to identify certain problems of online learning, including the likelihood of a decrease in the quality of training of students in a distance format, a number of technical equipment problems, an insufficient level of digital literacy of teachers, etc.

Key conclusions: the basis of distance learning is information and communication resources of the Internet; the optimal software resources for organizing online learning are Zoom, Skype, Moodle; promising is the solution to the problem of creating a unified digital educational platform that allows developing unified information standards for distance learning.

Keywords: E-learning, distance learning technologies, online learning, digitalization of education, electronic information educational environment, teachers

For citation: Ivashchenko T.A., Dvoynikova E.S. Distance learning as a phenomenon of modern education: teachers' opinion Vestnik Majkopskogo gosudarstven-nogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 3. P. 75-82. https: doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82

Вопросы дистанционного обучения особенно остро стали обсуждаться в течение 2020 года в связи с возникшей глобальной проблемой - распространением короновирусной инфекции СОУШ-19. Распространение инфекции в мире потребовало от многих государств принятия экстренных мер - перевода всех социально-экономических сфер в режим онлайн. Это особым образом актуализировало вопросы эффективной организации образовательного процесса в дистанционном формате [1; 2].

Следует отметить, что образовательная практика накопила богатый

опыт организации онлайн-обучения (Е-1еагш1^): различной тематики и направлений онлайн-курсы, курсы повышения квалификации и переподготовки, заочное обучение, проведение мастер-классов широкого спектра с применением дистанционных образовательных технологий [2; 4]. Вместе с тем, новые возможности Е-1еагш1^ помогают готовить обучающихся всех возрастов с особыми потребностями (инвалидов, мигрантов, людей из бедных семей) к овладению компетенциями, позволяющими им в будущем интегрироваться в общество [3].

ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ регламентировали вузам создавать электронную информационную образовательную среду, обеспечивающую обучающимся доступ из любой точки мира к учебному процессу (расписанию, новостям, журналу успеваемости, библиотечным ресурсам учебного заведения и прочей необходимой информации). Под электронной информационной образовательной средой понимается интегративная совокупность обеспечивающих требования по реализации образовательной деятельности инструментальных механизмов, средств, ресурсов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях [5; 6]. Электронная информационно-образовательная среда обеспечивается использованием соответствующего программного обеспечения. Анализ опыта работы вузов и колледжей Республики Адыгея позволил выявить следующие образовательные ресурсы (онлайн-платформы), которые используются в практике дистанционного обучения высших учебных заведений.

Zoom - наиболее простой в использовании и доступности интерфейс, на основе которого можно проводить online-занятия, совещания, конференции без особых трудностей для всех участников. Имеет удобные и простые функции, доступные для людей любого возраста. Главным, на наш взгляд, недостатком данной платформы является ограничение по времени в бесплатной версии. Обходить данную проблему позволяют повторные встречи/заходы, помогающие обнулить таймер.

Skype - программа, имеющая более широкий функционал, чем Zoom, и такая же простая в применении. Достоинством ее является отсутствие платной подписки для снятия временных ограничений, что делает Skype не только удобным в использовании, но и полностью бесплатным. Недавно добавленная функция

«субтитры» ориентирована на помощь в овладении иностранными языками.

Moodle - бесплатная онлайн-плат-форма с открытым кодом. Удобна в использовании как для организации обучения в вузах, так и для корпоративного обучения. Вместе с тем, платформа Moodle сложнее в настройке, чем другие аналогичные коммерческие платформы, а ее администрирование может выйти дороже за счет привлечения сторонних специалистов и содержания собственного сервера.

Все перечисленные выше образовательные ресурсы дополняют друг друга, делая дистанционное обучение более комфортным и привычным. Каждая рассмотренная система может быть использована отдельно и совместно с другой, расширяя возможности общения в режиме онлайн.

Президент России В.В. Путин указывал на то, что онлайн-образование еще долго не заменит традиционный формат, подразумевающий непосредственный контакт педагогов и обучающихся. «Система дистанционного образования будет развиваться, у нее есть свои преимущества и своя ниша. Оно востребовано и стало частью нашей жизни, хоть его возможности пока не нужно преувеличивать» [7]. В 2020 году на рассмотрении в Госдуме находился законопроект о порядке дистанционного образования. Изменения предполагалось внести в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Согласно проекту закона, определять порядок применения дистанционного обучения будут Мин-просвещения и Минобрнауки [8]. Однако законопроект был снят с рассмотрения в силу необходимости более серьезного его рассмотрения, а вопросы реализации образовательных программ были добавлены в новую редакцию ФЗ от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации».

В феврале 2022 года нами проведено пилотажное исследование оценки преподавателей дистанционного обучения. Базой проведения исследования выступили Майкопский государственный технологический университет, Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж ФГБОУ ВО «АГУ», Политехнический колледж Майкопского государственного технологического университета. Всего в опросе приняло участие 156 научно-педагогических работников и педагогов колледжей. Ниже приведем результаты опроса.

Педагоги указали определенные проблемы онлайн-обучения. Две трети педагогов указывают на снижение качества подготовки обучающихся в дистанционном формате. 64,7% отметили готовность системы образования к дистанционному обучению, остальные 35,3% респондентов отметили, что имеется ряд проблем с организацией работы режиме онлайн. Интересен тот факт, что большинство педагогов не в полной мере осведомлены о координирующей деятельности государственных органов в сфере образования по внедрению цифрового сервиса в образовательные учреждения. В частности, 26,2% педагогов не знают о такой деятельности со стороны Министерства науки и высшего образования, а также региональных органов управления образованием. В целом, преподаватели вузов более осведомлены о цифровом сервисе и нормативных документах по его реализации.

Опрос показал высокую оценку педагогами как вузов, так и колледжей помощи со стороны своих образовательных организаций в направлении организации онлайн-обучения. Образовательные учреждения организовывали курсы по дистанционному обучению, консультации компетентных специалистов, проводили вебинары и пр. (80,1% опрошенных дали

такой ответ). 62,8% опрошенных указали в числе главных проблем организации дистанционного образования технические сложности (перебои в сети Интернет, отключение электроэнергии, сложность в идентификации обучающегося при отсутствии камеры, отсутствие у ряда обучающихся технических средств обучения, сложности в освоении электронных ресурсов др.). 65,4% педагогов указали на неразработанность в полной мере электронных учебных материалов, которые предлагаются обучающимся для онлайн-обучения. Отвечая на вопрос: «Как Вы думаете, каким образом дистанционное обучение окажет влияние на уровень подготовки обучающихся?», половина опрошенных дали ответ «качество знаний заметно снизится» (54,5%), остальные полагают, что дистанционное обучение не окажет существенного влияния на качество знаний обучающихся» (45,5%). 39,4% педагогов отметили, что качество знаний во многом зависит от той специальности, на получение которой претендует обучающийся. Так, переход на обучение в онлайн-форма-те для технических специальностей может значительно снизить качество обучения. На вопрос: «Как Вы считаете, располагаете ли Вы достаточными компетенциями для работы в дистанционном режиме?». 87,2% респондентов ответили «нет», 7,7% дали положительный ответ, 5,1% затруднились ответить. Результаты опроса позволили выявить необходимость углубления знаний в области цифрового образования (89,7% дали такой ответ), формирование навыков применения в учебном процессе современных гаджетов и облачных сервисов (76,9%), а также развитие ответственности и дисциплинированности у обучающихся при дистанционном обучении (50,6%). Среди положительных аспектов дистанционного обучения респонденты указали на новый подход к организации учебного процесса (64,1%), возможность ведения занятия из любой точки и места при наличии доступа к сети Интернет

Таблица 1

Трудности педагогов в процессе дистанционного обучения

Фактор Ранг оценки респондентов (педагогов)

Проблемы обратной связи с обучающимися (1)

Невозможность идентификации обучающегося при отсутствии камеры (2)

Сложности преподавания практико-ориентированной составляющей учебных дисциплин (3)

Недисциплинированность обучающихся (4)

Отсутствие популярного педагогического опыта и практик эффективного дистанционного обучения (5)

Методическая разработка проектов учебных занятий в электронной среде (6)

Слабое качество электронных учебных материалов (7)

(84,6%), повышение цифровой грамотности в соответствии с запросами времени (61,5%), возможность расширения образовательных сервисов и практики (55,7%).

Следовательно, пилотажное исследование позволило выявить определенные достоинства и проблемы дистанционного обучения. Опираясь на исследование Е.В. Сергеевой и М.Ю. Чандра [9, с. 11], результаты проведенного опроса, нами проведено ранжирование факторов, затрудняющих работу педагогов в процессе дистанционного обучения (таблица 1).

По данным электронной газеты «Вести образования», российские педагоги обладают значительно более высоким уровнем цифровой грамотности по сравнению со средними показателями по России (88 против 62 пунктов), а также по сравнению с учащимися (73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет) [10].

В конечном итоге, дистанционное образование, имея определенный массовый опыт с 2020 года, сегодня считается неотъемлемой частью всего образования в целом. Собственный опыт применения дистанционных образовательных технологий дает повод для надежды на более успешное ведение в будущем таких

занятий. А.Р Зенков указывает на то, что цифровизация образования становится «мейнстрим-направлением ее развития. Классические подходы к организации образовательного процесса начинают описываться как неспособные обеспечить адекватную подготовку человека к жизни «онлайн»... Но при переходе «в цифру» критически важно сохранить подлинное «аналоговое» богатство, составляющее фундамент классической системы образования. Выпускникам учебных заведений понадобятся не только цифровые компетенции, но и фундаментальные знания, навыки критического мышления, в жизни не все будет «онлайн»» [11].

Мы разделяем точку зрения Е.А. Паниной, согласно которой «актуальным является вопрос разработки единой цифровой образовательной платформы, позволяющей выработать единые информационные стандарты, а также механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов» [12, с. 63]. Ответ на этот вопрос позволит дать и результаты проводимого Правительством Российской Федерации в 20202022 годах эксперимента, целью которого является внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в сфере образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ориентиры развития образования в условиях глобализации / Минченко В.Г. [и др.] // Материалы научно-методической конференции / ред. коллегия С.М. Ахметов [и др.]. Краснодар: КГУФКСТ, 2021. С. 143-144.

2. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.

3. Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения / Ахметова Д.З. [и др.] // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 141-150.

4. Развитие современного вуза: новые методы и технологии: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 542 с.

5. Vaganova О. [et al.] Multimedia technologies in vocational education. Amazonia Investiga. 2020; 9: 391-398.

6. Zadneprovskaya E.L. [et al] Distance learning experience in the context of globalation of education [Electronic resource]. Propósitos y Representaciones. 2021. Vol. 9, N. 1. URL: http:// revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/985 (дата обращения: 08.05.2022).

7. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Вести образования. 17.12.2020 г. URL: vladimir_putin_sistema_distantsionnogo_obrazovaniya_budet_razvivatsya_u_nee_est_svoi_ preimuschestva_i_svoya_nisha (дата обращения 12.05.2022).

8. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Вести образования. 09.12.2020 г. URL: https://vogazeta.rU/articles/2020/12/9/distant/15910-gosduma_rassmotrit_zakonoproekt_o_ poryadke_distantsionnogo_obrazovaniya (дата обращения 12.05.2022).

9. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 9-15.

10. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Вести образования. 06.04.2020 г. URL: https://vogazeta.rU/articles/2020/4/6/analitycs/12368-sistema_obrazovaniya_okazalas_ne_gotova_k_ perehodu_na_distantsionnoe_obuchenie_v_usloviyah_pandemii (дата обращения 14.05.2022).

11. Зенков А.Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник ВГУ. 2020. № 1. С. 52-55.

12. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3. С. 60-67.

REFERENCES:

1. Landmarks for the development of education in the context of globalization / Minchenko V.G. [et al.] // Proceedings of the scientific and methodological conference / ed. by S.M. Akhmetov [et al.]. Krasnodar: KGUFKST, 2021. P. 143-144.

2. Modern higher education: theory and practice: collective monograph / ed. by A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk: Zebra, 2020. 602 p.

3. Artyukhina T.S., Bikbaeva M.R., Sakhnova I.A., Suchkov M.A., Zaitseva E.A. Digitalization and inclusive education: points of contact / Akhmetova D.Z. [et al.] // Higher education in Russia. 2020. No. 2. P. 141-150.

4. Development of a modern university: new methods and technologies: a collective monograph / ed. by A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk: Zebra, 2021. 542 p.

5. Vaganova O. [et al] Multimedia technologies in vocational education. Amazonia Investiga. 2020; 9: 391-398.

6. Zadneprovskaya E.L. [et al.] Distance learning experience in the context of globalization of education [Electronic resource]. Propositos and Representatives. 2021 Vol. 9, N. 1. URL: http:// revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/985 (accessed 08/05/2022).

7. Distance learning [Electronic resource] // Vesti obrazovaniya. 17/12/2020. URL: vladimir_putin_sistema_distantsionnogo_obrazovaniya_budet_razvivatsya_u_nee_est_svoi_ preimuschestva_i_svoya_nisha (accessed 12/05/2022).

8. Distance learning [Electronic resource] // Vesti obrazovaniya. 12/09/2020. URL: https:// vogazeta.ru/articles/2020/12/9/distant/15910-gosduma_rassmotrit_zakonoproekt_o_poryadke_ distantsionnogo_obrazovaniya (accessed 12/05/2022).

9. Sergeeva EV, Chandra M.Yu. Trends in the digital transformation of general education: monitoring the opinions of teachers and leaders of educational organizations. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2020. No. 8 (151). P. 9-15.

10. Distance learning [Electronic resource] // Vesti obrazovaniya. 06/04/2020. URL: https:// vogazeta.ru/articles/2020/4/6/analitycs/12368-sistema_obrazovaniya_okazalas_ne_gotova_k_ perehodu_na_distantsionnoe_obuchenie_v_usloviyah_pandemii (accessed 14/05/2022).

11. Zenkov A.R. Digitalization of Education: Directions, Opportunities, Risks // Bulletin of VSU. 2020. No. 1. P. 52-55.

12. Panina E.A. Actual issues of digitalization of education in modern conditions // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2020. Issue. 3. P. 60-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.