https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-84-92 УДК 338.2:616.9
Довгаль В.А., Карамушко Г.В., Маськова Н.Г., Чефранов С.Г.
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПО БЕРЕЖЛИВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Довгаль Виталий Анатольевич,
кандидат технических наук, доцент кафедры информационна безопасности и прикладной информатики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: urmia(ci),mail. ru, тел.: +7 (909) 470 31 60
Карамушко Галина Владимировна,
кандидат экономических наук, дог^ент кафедры «Менеджмента и региональной экономики» ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: gkaramushko(a)yandex. ru, тел.: +7 (918) 420 53 53
Маськова Наталья Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмента и региональной экономики» ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: maznr naaniail. ru, тел.: +7 (906) 438 18 59
Чефранов Сергей Георгиевич,
доктор экономических наук, профессор кафедры информационной безопасности и прикладной информатики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: kafedra. [email protected], тел.: +7 (903) 465 37 13
Аннотация
Объективный процесс расширения сферы применения цифровых технологий, значительно ускоренный и усиленный пандемией, определил ряд перспективных направлений в обучении как в рамках вузовских образовательных программ, так и в системе послевузовского развития компетенций. Среди адекватных форматов обучения выделяется так называемые МООКи -массовые открытые онлайн-курсы, которые стали особо популярны в условиях изоляции людей, вызванных пандемией коронавируса.
Проблема исследования: переформатирование учебного материала с целью перевода его в дистанционный вид с применением образовательных технологий электронного обучения -интерактивных элементов, различных медиаформатов и пр.
Цель исследования: показать возможность переноса в онлайн обучения управленческого персонала навыкам применения принципов и инструментов бережливого производства на основе разработанного массового открытого курса с целью освоения бережливых технологий при необходимости перевода образовательного процесса в электронную форму в условиях пандемии.
Методы исследования: критический анализ педагогических, психологических и нормативно-правовых источников, проектирование, моделирование, систематизация.
Результаты исследования. В статье показана практическая возможность цифровой трансформации процесса обучения принципам и инструментам бережливого производства в дистанционную форму на базе массовых открытых онлайн-курсов, проводимых в условиях пандемии с помощью электронной информационной образовательной среды университета. Также приведены задачи онлайн-курса и его структура, описан опыт работы с учебными группами работников производственных подразделений и административных работников, неоднородность которых требует особого внимания, описывает процесс и особенности переноса обучения бережливому производству в онлайн-формат.
Ключевые выводы: перенос обучения в онлайн-формат позволяет в удобной форме обеспечить повышение уровня специальных знаний, приобщение сотрудников к корпоративным ценностям и усиление конкурентных преимуществ организации за счет формирования отлично подготовленного коллектива, вооруженного навыками бережливого производства.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, бережливое производство, обучающий центр «Фабрика процессов», массовые открытые онлайн-курсы, онлайн-курс, электронная информационная образовательная среда, пандемия коронавируса
Для цитирования: Разработка и применение массовых открытых онлайн-курсов по бережливому производству в условиях пандемии [Довгалъ В. А. и др.] у/ Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 4. С. 84-92. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-84-92.
DovgalV.A., Karamushko G.V., Maskova N.G., ChefranovS.G.
DEVELOPMENT AND APPLICATION OF MASS OPEN ONLINE LEAN PRODUCTION CLASSES INTHE PANDEMIC CONDITIONS
Dovgal Vitaly Anatolyevich,
Candidate of Technical Sciences, an Associate Professor of the Department of Information Security and. Applied, Informatics ofFSBEIHE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia, e-mail: nrmia(ci),mail. ru, tel.: +7 (909) 470 31 60
Karamushko Galina Vladimirovna,
Candidate of Economics, an Associate Professor of the Department of Management and, Regional Economics of FSBEI HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia,
e-mail: gkaramushko'ajyandex. ra, tel.: +7 (918) 420 53 53
Maskova Natalia Gennadievna,
Candidate of Economics, an Associate Professor of the Department of Management and, Regional Economics of FSBEI HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia, e-mail: mazur na@mail. ru, tel.: +7 (906) 438 18 59
Chefranov Sergey Georgievich,
Doctor of Economics, a Professor of the Department of Information Security
and Applied Informatics of FSBEI HE "Maykop State Technological University",
Maykop, Russia¡
e-mail: kafedra.ibpi agmail.com,
tel.: +7 (903) 465 37 13
Annotation
The objective process of expanding application of digital technologies, significantly accelerated and enhanced by the pandemic, has identified a number of promising directions in training both within the framework of university educational programs and in the postgraduate development system of competences. Among adequate education formats the so-called MOOCs are allocated - mass open online courses, which have become particularly popular in the conditions of insulation of people caused by the coronavirus pandemic.
The problem: reformatting educational material in order to transfer it to a remote type with the use of educational technologies of e-learning - interactive elements, various media formats, etc.
The purpose of the research is to show the possibility of transferring online management personnel to the skills of the application of the principles and instruments of Lean production based on the developed mass open course in order to master the lean technologies, if necessary, the translation of the educational process into electronic form in the pandemic period.
The research methods used are critical analysis of pedagogical, psychological and regulatory sources, design, modeling, systematization.
The research results are the following: the article shows the practical possibility of digital transformation of the learning process and lean production tools in a remote form on the basis of mass open online courses conducted in the pandemic period with the help of an electronic information educational environment of the University. The tasks of the online course and its structure are also given, experience has been described with training groups of employees of manufacturing divisions and administrative workers, whose heterogeneity requires special attention, the process and peculiarities of transfer of lean production teaching to the online format have been described.
Key findings: training in the online format allows to improve special knowledge in a convenient form, to acquaint employees with corporate values and strengthen the competitive advantages of an organization by forming an excellently prepared team, armed with lean production skills.
Keywords: e-learning; distance learning; Lean production; "Factory of processes" training center; mass open online courses; online course; electronic information educational environment; Coronavirus pandemic
For citation: Development and, application of mass open online Lean production classes in the pandemic conditions [Dovgal V.A., et al.J // Vestnik Majkopskogo gosa-darstvennogo tehnologiceskogo aniversiteta. 2021. Volume 13, No. 4. P. 84-92. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-84-92.
Современная Россия переживает период, обладающий рядом особенностей: это и внешние вызовы (изменения в геополитической сфере, санкции, пандемия), и целый ряд внутренних факторов, во многом определяющих качество жизни общества сегодня, в ближайшей перспективе и далеком будущем - демографическая ситуация с неблагоприятной для экономики возрастной структурой, изменения в системе целеориентирова-ния. Всё это нашло отражение в системе нацпроектов страны, ее активной циф-ровизации и роботизации технологических процессов. Для системы высшего образования эта ситуация усложняется еще и тем, что высшие учебные заведения в своей деятельности должны учитывать не только текущие условия, но и будущие состояния многих сфер своих интересов: образовательное пространство (как российское, так и международное), состояние рынка труда, уровень развития производства, технологий, внедрение инноваций и многое другое. Указанные причины заставляют вузы искать новые пути рационализации своей деятельности, адекватные по скорости и направлению мер реагирования на изменения ситуации во внешней среде и внутренних процессах. Ряд учебных заведений высшего профессионального образования видит решение этой задачи в применении философии, принципов и инструментов бережливого производства [1].
Бережливое производство как управленческий подход вобрал в себя всё лучшее, что есть в современной практике управления, во многом опираясь на два основания, - процессный и системный подходы. В настоящее время бережливое производство - это стройная система взглядов, которую можно представить в виде четырех уровней: философия, ценности, принципы, инструменты. Производственные системы созданы и эффективно применяются уже не только в
таких крупных корпорациях, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «РЖД», OK «РУСАЛ», ПАО «Сбербанк» и государственной корпорации «Росатом» [2-4], но они стали внедряться и в процессы управления субъектами Российской Федерации, а также в оперативное решение текущих вопросов в муниципалитетах и малых производственных предприятиях. Широкое внедрение бережливого производства позволяет улучшить процессы, сконцентрировать усилия на создание ценности для потребителя, сократить потери времени и ресурсов всех видов.
Традиционно обучение принципам бережливого производства осуществляется с помощью обучающих центров «Фабрика процессов» в очном формате. Однако в условиях изоляции обучающего процесса, вызванной пандемией коронавируса, такой вид получения знаний становится невозможным, вызывая потребность обратиться к тем видам образовательной деятельности, которые позволят обучающимся не контактировать друг с другом. В настоящее время таким новым инновационным подходом для предоставления обучающего контента стали электронные онлайн-курсы.
Начиная с начала XXI века обучение стало постепенно осваивать интернет, в котором появляются видеофрагменты открытых интернет-курсов, разработанных и предоставленных в свободный доступ университетами с мировой известностью. Курсы постепенно стали популярными у пользователей сети, что привело к формированию в 2008 году принципиально новой методологии образования под названием МООК (Массовые открытые онлайн-курсы) [5].
В название-аббревиатуру включены четыре буквы, которые являются отдельными понятиями:
- Massive (массовый): охват обучающей аудитории - большое количество обучающихся, территориально ничем не ограниченных;
- Open (открытый): форма распространения обучающих видеофрагментов - бесплатная;
- Online (онлайн): форма предоставления обучающего контента с использованием телекоммуникационных средств;
- Course (курс): способ подачи информации - структурированная и упорядоченная совокупность образовательного контента, предоставляемая с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, которыми можно управлять для каждого отдельного участника.
Таким образом, «Массовые открытые онлайн-курсы» являются бОлыпим, чем обычные дистанционные курсы образования. Это новая технология предоставления обучающего контента, инкорпорирующая большой сплав разнородных активностей. Можно выделить несколько общих специфичных аспектов массовых открытых онлайн-курсов:
1. Открытость и общедоступность курсов в любое удобное время посредством сети Интернет;
2. Мультимедийность - возможность использования онлайн-курсов различных информационных источников: видео-файлы, аудио-файлы, файлы изображений, файлы с ЗО-объектами или любыми другими файлами, которые могут быть использованы в обучающем контенте;
3. Интерактивность - педагогический подход, подразумевающий возможность включения социальных сетей и телекоммуникационных технологий для обмена информацией обучающихся и их преподавателей для разработки и проведения курсов;
4. Стоимость обучения - бесплатное предоставление образовательного контента или условно бесплатное (при взимании небольшой платы за предоставление сертификата);
5. Возможность выбора учебного заведения вне зависимости от места нахождения обучающегося, что позволяет
выбирать лучшие университеты страны (МГУ, СИбГУ, МГТУ им. Баумана, МИФИ и другие).
Онлайн-обучение позволяет в удобной форме обеспечить повышение уровня специальных знаний, приобщение сотрудников к корпоративным ценностям и усиление конкурентных преимуществ организации за счет формирования отлично подготовленного коллектива.
Идея реализации онлайн-курса «Основы бережливого производства», разработанного коллективом обучающего центра «Фабрика процессов» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (ФГБОУ ВО) «Майкопский государственный технологический университет», состоит в создании комплекса материалов организационно-нормативного и учебно-методического характера, включающего кейсы, модули, тесты и презентации в электронном виде, который может быть воспроизведен в условиях других образовательных организаций в различных регионах России.
Цель онлайн-курса - используя интерактивные коммуникационные технологии, ознакомить слушателей с концепцией, базовыми принципами и инструментами бережливого производства, развить навыки их применения на предприятиях, в учреждениях, органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Адыгея и других регионах.
Задачами представляемого онлайн-курса являются:
- Актуализация системы ценностей бережливого производства в социально-психологической структуре личности.
- Формирование профессиональных компетенций на основе 1еап-мышления.
- Расширение знаний о принципах и инструментах бережливого производства.
Онлайн-курс «Основы бережливого производства» - это эффективная инновационная форма освоения философии бережливого производства, актуализация его системы ценностей в структуре ценностных ориентаций личности обучающегося.
Каждый кейс состоит из обучающего видео (модуля), всего 42 обучающих
- Повышение компетентности в применении 1еап-технологии в производственных и офисных процессах.
Подготовка в условиях пандемии специалистов, умеющих реализовывать проекты по улучшениям.
Структура онлайн-курса представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура онлайн-курса «Основы бережливого производства»
видео общей продолжительностью более 5 часов, изучив который необходимо пройти тестирование (19 тестовых заданий). Завершением курса является итоговое тестирование. Для закрепления материала предлагается онлайн-консуль-тация по каждому кейсу в удобное для слушателей время. В начале и в конце курса представлены учебно-методические материалы курса.
Реализация онлайн-курса проводится в дистанционном формате при соблюдении следующих концептов:
- построение обучающей траектории в виде самостоятельной познавательной деятельности слушателя;
- активный характер слушателя носит познавательную деятельность;
- дистанционный характер обучения позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным.
В дистанционном обучении используются информационно-коммуникационные технологии для представления и доставки учебных материалов, сопровождения учебного процесса и обеспечения учебного диалога. Создана обучающая платформа на сайте электронной информационной образовательной среды ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», расположенной по ссылке http://dmkgtu.ru/course/view. рЬр?1ё=258 (предварительно необходимо пройти регистрацию на сайте).
Особенности разработанного он-лайн-курса «Основы бережливого производства»:
- на одном курсе может обучаться неограниченное количество слушателей;
- курс содержит видеолекции разной продолжительности (авторские);
- включает текстовые, видео- и ауди-оматериалы, а также задания с возможностью индивидуальной работы;
- тестовые задания содержат несколько типов заданий;
- упражнения курса направлены на формирование канала потока игрового
обучения, необходимость которого выделяет Д.А. Колб в деятельностном подходе к обучению [6];
- каждому кейсу соответствует несколько модулей;
- курс предполагает свободу выбора кейсов (модулей) и режима их освоения;
- курс можно использовать в условиях изоляции, вызванной пандемией коро-навируса и другими похожими ситуациями, или невозможностью организовать очное обучение с использованием классических методов обучения;
- по итогам освоения онлайн-кур-са по программе дополнительного профессионального образования слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Разработанный онлайн-курс предполагает следующую образовательную модель взаимодействия с контентом:
1. Обучающиеся имеют доступ к образовательному контенту в виде видеолекций, расположенных на сайте университета, просматривая их совместно с презентациями PowerPoint. Презентации можно сохранить отдельно и посмотреть их позднее для закрепления пройденного материала. Кроме того, обучающимся доступны методические материалы.
2. Обучающиеся самостоятельно выполняют в любое удобное время задания, размещенные в онлайн-курсе, сразу после просмотра соответствующей видеолекции. Для лучшего усвоения теоретических сведений о бережливом производстве в состав курса включены ссылки на дополнительную литературу (включая государственные стандарты). Кроме того, после изучения видеоматериала и выполнения практических заданий слушателям предлагается пройти промежуточные тесты или выполнить проверочное задание.
3. Консультирование обучающихся и обсуждение пройденного учебного материала осуществляется на основе
заранее назначенных онлайн-конфе-ренций в системе Zoom. Кроме того, обучающиеся могут написать бизнес-тренерам сообщения как в электронной среде вуза, так и с помощью электронной почты.
4. После прохождения представленного в онлайн-курсе материала слушателям предлагается пройти итоговое тестирование, по итогам которого отдел дополнительного образования университета выдает сертификат установленной формы о прохождении курса.
Слушатели, изучающие с помощью разработанного онлайн-курса принципы и философию бережливого производства, получают:
1. Навыки изменения реальности.
2. Позитивный опыт преобразования бизнес-процессов.
3. Повышение компетентности в области бережливого производства, в частности:
- владение единой терминологией в сфере бережливого производства;
- умение выделять в деятельности предприятия, организации, учреждения процессы и представлять их в виде потока создания ценности для потребителя;
- строить и анализировать карты потоков создания ценностей;
- разрабатывать нормативные документы для реализации проектов в соответствии с принципами бережливого производства;
- оптимизировать бизнес-процессы организации;
- владеть навыками применения инструментов бережливого производства в решении практических задач.
Кроме того, в разработанном онлайн-курсе присутствуют инструменты, обеспечивающие рефлексию над изученным материалом на основе выполнения тестов и обмена мнениями как с преподавателями курса, так и с другими обучающимися на курсе за счет средств коммуникации,
которыми обладает электронная образовательная среда.
Заключение. Онлайн-курс прошел практическую апробацию в ноябре - декабре 2020 года в рамках проекта «Эффективный регион», реализуемого в Республике Адыгея при поддержке ГК Росатом, и гранта на реализацию мероприятий по обучению граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование». В рамках этих грантов было обучено 770 слушателей, которые совместно с коллективом Обучающего центра «Фабрика процессов» ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» получили новый положительный опыт обучения основам бережливого производства с помощью онлайн-взаимодействия со слушателя вместо классических аудиторных занятий.
Включение курса в электронную среду университета способствовало укреплению его цифровой инфраструктуры и является основополагающим контекстным фактором того, что онлайн-обуче-ние в области бережливого производства в условиях пандемии стало жизнеспособным вариантом предоставления образовательных услуг [7].
Обучение по инновационной образовательной технологии обеспечивает высокое качество освоения бережливых компетенций слушателями курса. Заинтересованными в таком обучении могут стать организации и предприятия, внедряющие технологии бережливого производства, регионы реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», проекта «Эффективный регион».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 2012. 138 с.
2. Долгоиятова Т.Г., Хомякова Е.В. Стимулы, эффекты и проблемы внедрения системы бережливого производства: пример ПАО «Камаз» [Электронный ресурс] // Российский журнал менеджмента. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimuly-effekty-i-problemy-vnedreniya-sistemy-berezhlivogo-proizvodstva-primer-pao-kamaz (дата обращения: 18.02.2021).
3. Демьянович И.В. Принципы бережливого производства для повышения эффективности железнодорожного транспорта [Электронный ресурс] // УЭкС. 2017. № 6 (100). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/printsipy-berezhlivogo-proizvodstva-dlya-povysheniya-effektivnosti-zheleznodorozhnogo-transporta (дата обращения: 18.02.2021).
4. Декларация о Производственной системе «Росатома» [Электронный ресурс]. URL: https://rosatom.ru/upload/iblock/ed0/ed09ec795f39157d81fl62acdf24bb30.pdf (дата обращения: 18.02.2021).
5. Макаров B.C. Массовые открытые онлайн-курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов // Образовательные технологии. 2014. № 2. С. 38-46.
6. Kolb David A. Experiential Learning: Experience as the Sourse of Learn in and Development. Englewood Cliffs, N.J.C. 38, Prentice-Hall, Inc. 1984.
7. Lederman D. How the shift to remote learning might affect students, instructors and colleges [Электронный ресурс]. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/article/2020/03/25/ how-shift-remote-learning-might-affect-students-instructors-and (дата обращения 1 сентября 2021 г.).
REFERENCES:
1. DavydovaN.S. Lean production: amonograph. Izhevsk: Udmurt State University, 2012. 138 p.
2. Dolgopyatova T.G., Khomyakova E.V. Incentives, effects and problems of implementing the system of lean manufacturing: Example of PISC ""KAMAZ" [Electronic resource] // Russian management magazine. 2016. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimuly-epfekty-i-prblemy-vnedreniya-sistemy-berezhlivogo-proizvodstva-primer-palo-kamaz (date of access: 18/02/2021).
3. Demyanovich I.V. Primary production principles for increasing the efficiency of railway transport [Electronic resource] // WEX. 2017. № 6 (100). URL: https://cyberleninka.ni/article/n/ printsipy-berezhlivogo-proizvodstva-dlya-povysheniya-epfektivnosti-zheleznodorozhnogo-transporta (date of access: 18/02/2021).
4. Declaration on the Rosatom production system [Electronic resource]. URL:https://rosatom.ru/ upload/iblock/ed0/ed09EC795F39157D81F162ACDF24BB30.PDF (date of access: 18/02/2021).
5. Makarov V.S. Mass open online courses: evaluation of the efficiency and expert recommendations // Educational technologies. 2014. No. 2. P. 38-46.
6. Kolb David A. Experiential Learning: Experience AS The Sourse of Learn in and Development. Englewood Cliffs, N.J.C. 38, PRENTICE-HALL, INC. 1984.
7. Lederman D. How The Shift to Remote Learning Might Affect Students, Instructors and Colleges [Electronic resource]. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/Article/2020/03/25/ How-Shift-ReMote-MoteRNing-Might-Affect-Students-Intructors-And (date of appeal September 1, 2021).