Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / студент / педагог / вуз / компетенции / образовательный процесс / образовательная организация / distance learning / student / teacher / university / competencies / educational process / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Бырылова Елена Анатольевна, Магомадова Раиса Сайпудиновна

В статье рассматривается степень влияния дистанционного обучения на деятельность педагогов и мотивацию студентов. Раскрывается специфика восприятия подобного способа распространения информации непосредственно студентами. Приводятся ключевые компоненты образовательного процесса с учетом применения информационных технологий. Акцентируется внимание на формируемых у студентов приоритетах при переходе на дистанционный формат обучения. Раскрывается сущность изменений на образовательный процесс инструментов, вызванных широким распространением дистанционного обучения. Предусмотрены мотивационные особенности подготовки студентов в ведущих региональных вузах, которые затрагивают как традиционные, так и цифровые компетенции в отношении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Бырылова Елена Анатольевна, Магомадова Раиса Сайпудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the degree of influence of distance learning on the activities of teachers and the motivation of students. The specifics of the perception of such a way of distributing information directly by students are revealed. The key components of the educational process are given, taking into account the use of information technologies. Attention is focused on the priorities formed by students when switching to a distance learning format. The essence of the changes in the educational process of tools caused by the widespread use of distance learning is revealed. The motivational features of student training in leading regional universities are provided, which affect both traditional and digital competencies in relation to students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности Бырылова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и методики ее преподавания Магомадова Раиса Сайпудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается степень влияния дистанционного обучения на деятельность педагогов и мотивацию студентов. Раскрывается специфика восприятия подобного способа распространения информации непосредственно студентами. Приводятся ключевые компоненты образовательного процесса с учетом применения информационных технологий. Акцентируется внимание на формируемых у студентов приоритетах при переходе на дистанционный формат обучения. Раскрывается сущность изменений на образовательный процесс инструментов, вызванных широким распространением дистанционного обучения. Предусмотрены мотивационные особенности подготовки студентов в ведущих региональных вузах, которые затрагивают как традиционные, так и цифровые компетенции в отношении студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студент, педагог, вуз, компетенции, образовательный процесс, образовательная организация.

Annotation. The article examines the degree of influence of distance learning on the activities of teachers and the motivation of students. The specifics of the perception of such a way of distributing information directly by students are revealed. The key components of the educational process are given, taking into account the use of information technologies. Attention is focused on the priorities formed by students when switching to a distance learning format. The essence of the changes in the educational process of tools caused by the widespread use of distance learning is revealed. The motivational features of student training in leading regional universities are provided, which affect both traditional and digital competencies in relation to students.

Key words: distance learning, student, teacher, university, competencies, educational process, educational organization.

Введение. Для системы образования всегда были важны методики результативного обучения, которые затрагивают все аспекты педагогической деятельности. От способа распространения информации во многом зависит информационная составляющая дисциплин и интенсивность освоения студентами компетенций. Дистанционный формат обучения существенно повлиял на образовательную систему и способствовал формированию иной образовательной среды.

Качество обучения посредством дистанционных технологий определяет актуальность настоящей работы, которая не ограничивается исследовательским подходом в отношении изучения данного направления, однако способствует расширению возможностей применения обозначенных технологий в рамках компетенций. Соответственно, целью настоящей работы является изучение целесообразности дистанционного формата обучения и степени влияния на мотивацию студентов вуза.

Следует отметить, что под дистанционным форматом обучения понимается образовательный процесс в информационном пространстве с использованием компьютерного оборудования, соответствующего программного обеспечения и внедрение дополнительно цифровых компетенций [1, С. 204]. Данные цифровые компетенции подразумевают умение работать с информацией, а также соблюдение этических норм в информационном пространстве, предусмотренных Федеральным государственном образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования [8].

Среди научного сообщества встречаются представители, для которых применение дистанционных форм обучения представляет особую актуальность. Педагог С.Л. Лобачев отметил, что дистанционные технологии, в отличие от других методик обучения, изначально показывают высокую степень результативности и адаптированности их в системе образования [3, С. 341-342]. Ученые-педагоги Г.В. Кусакина, Г.А. Самарина и Ю.В. Фролов рассматривают дистанционный формат обучения в качестве уникальной возможности для проведения широкого спектра контрольных мероприятий [2, С. 245]. Ученый, педагог C.B. Матюшенко отметила важность формирования культуры дистанционного обучения и повышения квалификационного уровня педагогов в аспекте интенсивного развития информационных технологий [4, С. 59].

В тоже время следует акцентировать внимание на восприятии информации студентами, которые имеют свои особенности и степень готовности для прохождения обучения с использованием информационных технологий.

Изложение основного материала статьи.С появлением дистанционных технологий в системе образования сложилась ситуация, при которой студенты оказались готовы к подобной форме восприятия информации, однако профессорско-преподавательский состав вынужден был адаптировать собственную деятельность под новую действительность. Для полноценной реализации дистанционного образования предполагалось разработать или внедрить соответствующее техническое оборудование, профильное программное обеспечение и создать совершенно иные методические руководства. При этом компетенции, как для педагога, так и для студента оставались неизменными. К ним лишь добавлялись компетенции цифрового характера, которые не отменяли устоявшиеся в образовательной системе компетенции, однако требовали существенной модернизации в педагогическом подходе.

Несмотря на очевидное удобство применения дистанционных технологий, от педагогов все же требовалось профильное повышение квалификации, что отразилось на тематических направлениях профессиональных обучающих мероприятий, предусмотренных профильными ведомствами для профессорско-преподавательского состава на регулярной основе. Кроме того, дистанционное обучение стало подразумевать дополнительные финансовые расходы в отношении вузов, которые предполагали закупку дополнительного оборудования, приобретение лицензий для профильного программного обеспечения, а также ежегодную пролонгацию обозначенной лицензии.

Стоит обратить внимание на содержательную часть дистанционного обучения, которая в значительной степени отличается от аудиторного занятия. Мотивационным преимуществом для студентов при прохождении дистанционного обучения является возможность подключения к занятию в любом месте. Однако данный формат подключения не всегда

уместен для педагога, который вынужден вести занятие в учебной аудитории, либо в определенное время, а также выполнять функции технического сотрудника и модератора.

С одной стороны, дистанционное обучение упорядочивает коммуникацию со студентом, так как многие программные продукты подразумевают наличие чата, который не препятствует изложению материала, специальных функций, оповещающих о мотивационной готовности студента к коммуникации. Однако дистанционный формат предполагает коммуникацию в определенной очередности, в то время как аудиторное занятие предполагает обсуждение темы в форме диалога и дискуссии. Таким образом, аудиторное занятие более результативно при достижении коммуникативной компетенции студентов. Обучение в дистанционном формате позволяет достичь управленческую и информационно-коммуникативную компетенции. Разница в упомянутых компетенциях состоит в степени социализации студентов в предполагаемой будущей деятельности и умения взаимодействовать с коллективом. Стоит отметить, что и аудиторное занятие, и занятие в форме дистанционного обучения позволяют достичь рефлексивной компетенции в равноценной степени. Однако данная компетенция одинаково равноценна не для всех профилей подготовки. Существует перечень специальностей, которые предполагают обязательное присутствие студента на практических занятиях. Другие специализации допускают комбинированный подход аудиторного и дистанционного формата обучения. Таким образом, достижение большинства предусмотренных для студентов компетенций возможно лишь преимущественно в рамках профилей подготовки гуманитарной направленности или специализации исследовательского характера.

В настоящее время прослеживается высокая готовность проведение обучения в дистанционном формате образовательными организациями всех уровней. В частности, вузы уже разработали специальные комплексные методические рекомендации, а также адаптировали образовательные стандарты для достижения цифровых компетенций. Многие вузы по некоторым профилям подготовки перешли исключительно к дистанционной форме обучения, что позволило существенно расширить доступ к получению образования студентами, географически удаленными по месту жительства и по месту ведения основной деятельности. Все обозначенные профили подготовки, которые предусматривают дистанционный формат обучения, прошли соответствующую сертификацию и аккредитацию в профильных структурах. Данный подход в значительной степени повысил качество образования, знания,в рамках которых распространяются при использовании информационных технологий.

Дистанционное обучение для вуза оказалось целесообразным в процессе привлечения большей части аудитории, которые получили доступ к информационной части образовательных программ не только как студенты определенного вуза, но также как студенты сторонних образовательных организаций и отдельно слушателей. Таким образом, дистанционное обучение позволило для педагога существенно повысить степень достижения информационно-коммуникативной компетенции, а для вуза -значительно расширить образовательную среду.

Фактор аккредитации учебных программ вузами неизбежно сформировало ситуацию, при которой вузы из-за наличия в их деятельности внешнего контроля со стороны профильных ведомств эффективно конкурируют на рынке образовательных услуг, где участвуют, в том числе коммерческие организации. Таким образом, дистанционный формат обучения, предлагаемый вузами, в рамках мотивационной составляющей для студента чаще означает качество и строгую структуру освоения новых знаний. Однако некоторые характеристики дистанционного формата обучения пока препятствуют вузам формировать в сознании будущих специалистов понимание, что качественная подготовка к будущей профессии прямо пропорционально зависит от объема аудиторных занятий и обучающих мероприятий в дистанционном формате. Стоит отметить, что дистанционный формат обучения не сокращает количество учебных часов, а лишь существенно облегчает процесс получения новой информации и проработку большого объема данных.

Потребители образовательных услуг, а именно студенты и слушатели, стремятся некритично относится к содержательной части подготовки в дистанционном формате, что вынуждает вузы раскрывать в открытом пространстве структурную составляющую учебных планов и разъяснять степень важности отдельных компонентов указанных планов. Данный подход в последнее время стал подтверждаться результативностью, так как студенты при поступлении на тот или иной профиль подготовки уже начинают формировать единую логическую цепочку, предполагаемый объем знаний, его применимость в будущей профессиональной деятельности и степень важности будущих знаний. Вузы изменили педагогический подход к проведению контрольных мероприятий по мере развития дистанционных технологий как формата обучения, что отразилось на концентрированности студентов при освоении новой информации. Отныне студенты вне зависимости от своего географического места положения в равноценной степени выполняют практические задания, осуществляют полноценный мыслительный процесс, обращаются к дополнительным источникам информации и проходят этапы проверочных мероприятий для накопления необходимого количества баллов и достижения искомых компетенций.

Сложившаяся ситуация внесла коррективы в педагогическую деятельность, так как для педагога приоритетной задачей стала результативное донесение информации, а не создание образовательной атмосферы и условий для процесса эффективного обучения.

Преимуществами дистанционного обучения являются появление новых инструментов, которые более наглядны и позволяют объединять множество источников информации в единое целое. К примеру, электронные учебные пособия позволяют включать информацию различного типа и в любой очередности по усмотрению педагога. Электронные курсы в рамках дисциплин способствуют существенному расширению тематического диапазона, в том числе по отдельным узкоспециализированным направлениям. Таким образом, вся информация образовательного характера, которая ранее предусматривалась как факультативная, дополнительная или справочная, - с применением дистанционных технологий стала естественным компонентом основного содержания образовательных программ. В результате такой подход привел к существенному расширению информационной составляющей всех дисциплин вуза вне зависимости от профиля подготовки. Дополнительным существенным преимуществом дистанционного формата обучения является то обстоятельство, при котором полученный объем знаний также можно применить на практике, как это подразумевается в рамках аудиторных занятий. Вне зависимости от формата обучения вузы по-прежнему способны готовить высококвалифицированных специалистов.

Дистанционный формат коммуникаций позволяет педагогам распространять успешный опыт педагогической деятельности среди других педагогов и студентов, которые проходят профильную подготовку для будущей деятельности в образовательных организациях. Этому способствует несколько факторов: посредством информационных технологий педагоги получают дополнительную возможность узнавать о методиках обучения других педагогов, в том числе в отношении аудиторных занятий. Дистанционный формат обучения способствует созданию дополнительных педагогических подходов, которые также полезны для профессионального сообщества. Наконец, информационные технологии позволяют инициировать и проводить в значительной степени больше профессиональных мероприятий научного и педагогического характера, к примеру, конференции, семинары, форумы и др.

В таких вузах, как: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им.

A.A. Кадырова»), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена») и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЧГПУ»), в настоящее время практикуется обучение в дистанционном формате Г51, Г61, Г71. Однако данный процесс не приведен к единообразию. Учитывая специфику профилей подготовки, к примеру, в отношении будущих педагогов, социальной безопасности и методики преподавания биологии следует обратить внимание на обязательный характер практических занятий в аудитории. В частности, личная коммуникация важна в рамках обучения взаимодействию с потенциальными обучающимися образовательных организаций, проведения лабораторных мероприятий биологической направленности и проработки характерных опасностей и угроз для обеспечения гармоничных социальных отношений среди различных групп населения.

Обозначенное обстоятельство вынуждает применять дистанционный формат обучения лишь в аспекте распространения теоретического материала лекционных занятий. Практическую часть образовательных программ необходимо оставить без изменений. Таким образом, сохранится высокая степень освоения практических навыков среди будущих специалистов; сформируется ситуация, при которой педагоги в процессе повышения квалификации будут стремиться к получению практически направленной информации, пригодной для лабораторных и иных мероприятий; в вузах существенно изменится инфраструктура для подготовки будущих специалистов. В частности, в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» необходимо предусмотреть инфраструктуру, приближенную к будущим обучающим мероприятиям для потенциальных педагогов, к примеру, экспериментальные учебные классы. В ФГБОУ ВО «РГПУ им.

A.И. Герцена» необходимо предусмотреть создание экспериментально-консультационных кабинетов для будущих специалистов социальной направленности, а также открытие приемных, в рамках которых студенты могли бы закрепить знания в процессе оказания помощи людям при урегулировании проблем, затрагивающих вопросы социальной безопасности. В ФГБОУ ВО «ЧГПУ» необходимо предусмотреть создание дополнительных лабораторных помещений в целях углубления студентами биологических знаний. Обозначенный подход позволит совершенствовать теоретическую направленность дистанционного обучения и систематизирует достижение различных компетенций, которые в той или иной степени важны для студентов соответствующих профилей подготовки.

В целом дистанционный формат обучения применим для педагогической деятельности в вузе, так как очевидны существенные преимущества, как для педагогов, так и для студентов. Однако отрицательные стороны дистанционного обучения преимущественно сказываются на качестве знаний студентов и их мотивации, поэтому педагогам необходимо в значительной степени увеличить контроль за образовательной деятельностью, распространяемой посредством информационных технологий. Данный контроль в обязательном порядке должен затрагивать корректность содержательной части дисциплин, соответствие структуры обозначенной содержательной части образовательным программам и стандартам, а также результаты освоения знаний студентами. Образовательный процесс с использованием информационных технологий становится не только повсеместной практикой, но также неотъемлемой частью деятельности непосредственно вуза.

Выводы. Таким образом, исследуемый формат обучения представляет повышенный научный интерес среди ученых и педагогов на предмет корректности его применения в отношении качественной подготовки студентов и сохранения их мотивации. Ученые и педагоги отмечают определенную специфику развития дистанционного формата обучения и считают, что данный формат не всегда означает фактическую замену аудиторных или практических занятий. Практика показала как преимущества, так и недостатки дистанционного подхода к педагогической деятельности, что в результате привело к необходимости существенного пересмотра теоретической и практической составляющих образовательной системы в ведущих региональных вузах.

Литература:

1. Кальницкая, И.В. Модель цифровой компетенции студентов / И.В. Кальницкая, О.В. Максимочкина // Проблемы современного образования. - 2022. - 44. - С. 204-218

2. Кусакина, Г.В. Автоматизированная система по проведению профориентационного тестирования в образовательных организациях / Г.В. Кусакина, Г.А. Самарина, Ю.В. Фролов // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Вып. 16. -№3. - С. 243-256

3. Лобачев, С.Л. Опыт внедрения дистанционных технологий образовательный процесс вуза / С.Л. Лобачев // Информатизация непрерывного образования. - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред.

B.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018,-С. 340-343

4. Матюшенко, C.B. Культура дистанционного обучения / C.B. Матюшенко // Академическая мысль. - 2022. - № 3 (20). - С. 58-66

5. Официальный сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: сайт. - 2023. -URL: https://www.herzen.spb.ru/?ysclid=lioigea43h446752795(flaTa обращения: 08.06.2023)

6. Официальный сайт Чеченского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 08.06.2023)

7. Официальный сайт Чеченского государственного университета им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4ioiasqpk7755390977 (дата обращения: 08.06.2023)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://base.garant.ru/71344998/53fB9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/?ysclid=liktcjsygb459200367 (дата обращения: 08.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.