Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетенция / студент / практико-ориентированное обучение / педагог / профессиональная деятельность / professional competence / student / practice-oriented training / teacher / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айгубов Сайдархан Занкуевич, Озиева Любовь Сосламбековна, Ахмадов Усман Бахчиевич

В статье раскрываются исторические и педагогические особенности отношения сферы образования к профессиональным компетенциям студентов. Профессиональные компетенции подразумевают комплекс знаний, навыков, осведомленности о сфере деятельности и мировоззренческий аспект. Определяется приоритетность подхода к искомым компетенциям в образовательном процессе советского периода. Рассматривается специфика к развитию профессиональных компетенций студентов в современном образовательном процессе. Приводятся способы реализации практико-ориентированного обучения педагогом в рамках дисциплины. Определяется возможность объединения усилий университетов в трех субъектах Российской Федерации для реализации совместной практико-ориентированной программы обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айгубов Сайдархан Занкуевич, Озиева Любовь Сосламбековна, Ахмадов Усман Бахчиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the historical and pedagogical features of the attitude of the field of education to the professional competencies of students. Professional competences imply a set of knowledge, skills, awareness of the field of activity and an attitudinal aspect. The priority of the approach to the required competencies in the educational process of the Soviet period is determined. The specifics of the development of professional competencies of students in the modern educational process are considered. The ways of implementing practice-oriented teaching by a teacher within the discipline are given. The possibility of combining the efforts of universities in three constituent entities of the Russian Federation for the implementation of ajoint practiceoriented student training program is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий Айгубов Сайдархан Занкуевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания Озиева Любовь Сосламбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры физического воспитания Ахмадов Усман Бахчиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются исторические и педагогические особенности отношения сферы образования к профессиональным компетенциям студентов. Профессиональные компетенции подразумевают комплекс знаний, навыков, осведомленности о сфере деятельности и мировоззренческий аспект. Определяется приоритетность подхода к искомым компетенциям в образовательном процессе советского периода. Рассматривается специфика к развитию профессиональных компетенций студентов в современном образовательном процессе. Приводятся способы реализации практико-ориентированного обучения педагогом в рамках дисциплины. Определяется возможность объединения усилий университетов в трех субъектах Российской Федерации для реализации совместной практико-ориентированной программы обучения студентов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, студент, практико-ориентированное обучение, педагог, профессиональная деятельность.

Annotation. The article reveals the historical and pedagogical features of the attitude of the field of education to the professional competencies of students. Professional competences imply a set of knowledge, skills, awareness of the field of activity and an attitudinal aspect. The priority of the approach to the required competencies in the educational process of the Soviet period is determined. The specifics of the development of professional competencies of students in the modern educational process are considered. The ways of implementing practice-oriented teaching by a teacher within the discipline are given. The possibility of combining the efforts of universities in three constituent entities of the Russian Federation for the implementation of ajoint practice-oriented student training program is determined.

Key words: professional competence, student, practice-oriented training, teacher, professional activity.

Введение. Современный образовательный процесс построен на необходимости адаптации студентов к предполагаемой профессиональной деятельности и участию в жизни общества. В учебно-методических программах способность студентов адаптироваться в профессиональной и общественной жизни обозначена в рамках практико-ориентированного обучения.

Под практико-ориентированным обучением понимается такой подход к образовательному процессу, который позволяет совершенствовать теоретические аспекты обучения путем практической применимости соответствующих навыков для решения профессиональных задач. Практико-ориентированное обучение в целом характеризует направленность и целевое назначение всего образовательного процесса. Однако внимание в данном случае уделяется необходимости приближения теоретического компонента обучения к практике. Несмотря на то, что учебные заведения в целом ориентированы на передачу теоретических компонентов образования, каждый университет может подготовить всесторонне и комплексно готового специалиста для выполнения профессиональных задач любой сложности.

Практико-ориентированное обучение обозначено во всех образовательных стандартах федерального значения для профессионального образования всех уровней [5]. Отличительной особенностью рассматриваемых образовательных стандартов является степень глубины профессиональных компетенций, которые осваиваются студентами.

Изложение основного материала статьи. В советский период времени обучение на всех уровнях образования осуществлялось с учетом потребностей национальной экономики. Ежегодно система образования была осведомлена о потребностях всех советских организаций вне зависимости от отрасли. Во многом достоверная информация формировалась, исходя из результатов распределения выпускающихся специалистов. Образовательный процесс в советский период времени был тесно связан со спецификой национальной и мировой экономики. Было очевидно, что государство проявляло преимущественный интерес к формированию специалистов.

Логика государственной политики основывалась на приоритетном совершенствовании профессиональных компетенций, которые в последующем будущими специалистами должны были закрепляться на практике. В действительности данный подход во многом себя оправдал. Прививаемые профессиональные компетенции в системе образования позволяли на момент распределения трудоустраиваться выпускникам учебных заведений на любую позицию в соответствии с его личной готовностью, профессиональной компетентностью и требованиями к занимаемой позиции.

Выпускник учебного заведения мог распределиться как младшим специалистом, так и ведущим специалистом, несмотря на приоритетность иерархического принципа осуществления профессиональной деятельности. Однако необходимо обратить внимание не на результат распределения, а на систему подготовки таких специалистов, которые были пригодны для функционирования любого предприятия или организации. Система обучения была максимально приближена к потребностям экономики и общественного развития и предполагала такие компетенции, которые позволяли специалистам приступить к выполнению обязанностей после трудоустройства.

Многие педагоги дискутируют по поводу определяющих компонентов профессиональных компетенций и отмечают, что на данные компоненты влияют различные факторы. В частности, педагог Хеннер Е.К. отмечает, что при определении профессиональных компетенций необходимо исходить из соотношения навыков и знаний, которые предлагает не только российское профильное законодательство [8, С. 10]. Педагог Силакова Л.В. связывает профессиональные компоненты с определением нематериальных видов капитала студентов [6, С. 23]. А Еремеев М.Е. соотносит профессиональные компетенции со способностью предотвращать профессиональные риски [2, С. 48]. В свою очередь, Лукьянец А.Н. отмечает необходимость формирования профессиональной компетенции студентов с учетом адаптации к требованиям потенциальной профессиональной деятельности [4, С. 262].

Профессиональные компетенции подразумевают комплекс знаний, навыков, осведомленности о сфере деятельности и

мировоззренческий аспект. Данные компоненты профессиональных компетенций остаются искомыми компонентами в современном образовательном процессе. Отличием сферы образования в настоящее время является отсутствие системы распределения, которая была заменена адаптацией всех уровней образования потребностями рынка и общественного развития.

Структурно сфера образования не претерпела существенных изменений, однако постоянно дополняется новыми подходами к процессу обучения. Профессиональные компетенции студентов структурно также не претерпели существенных изменений. От будущего специалиста также ожидается наличие знаний, навыков, осведомленности о происходящем в отрасли и в некоторой степени мировоззренческий аспект. Значительные перемены наблюдаются в содержательной части образовательного процесса, которые повлияли на содержательную часть профессиональных компетенций.

Педагогическая проблема в последнее время прослеживается при формировании содержательной части профессиональных компетенций. Студенты как будущие специалисты осваивают образовательную программу неоднородно. В учебных планах предусмотрен практико-ориентированный подход к освоению дисциплины. Кроме того, предполагается, что студент при выполнении различных видов научных и практико-ориентированный видов работ приобретает искомые компетенции. В действительности получается, что студенты при обучении у одного и того же педагога могут приобрести неоднородные профессиональные компетенции.

Данная тенденция образуется по причине специфики подхода педагога к практико-ориентированному обучению. Педагог должен понимать и осознавать, что от него зависит не только теоретический аспект освоения образовательной программы, но также практическая направленность применения и закрепления, получаемых студентами знаний. Ввиду того, что профессиональные компетенции формируются изначально из определенного багажа знаний, педагогу необходимо добавлять в содержательную часть дисциплины информационные компоненты отраслевого назначения, актуальные на момент обучения студентов [7, С. 212].

В приоритетном порядке педагог должен ориентироваться на научные труды, монографии, отраслевые издания и другие признанные источники информации. Важным критерием при передаче знаний студентам является актуальность информации на основе корректной терминологии. Стандартно рекомендуемая литература не должна содержать источников информации, которые не обновляются ежегодно и не имеют рационального характера.

Второй компонент профессиональных компетенций, который предусматривает совершенствование навыков, направлен на действия педагога по обеспечению практико-ориентированной активности. В качестве наглядного примера могут выступать такие подхода педагога как организация участия студентов в различных конкурсах практического значения. Это могут быть конкурсы по разработке методических руководств или структуры урока начальной или средней школе. Другим примером выступает организация педагогом системы практик и стажировок, которые предполагают применение получаемых знаний на базе действующих организаций. Студенты могут попробовать себя в педагогической системе или, к примеру, пройти стажировку в детском или молодежном лагере.

Система стажировок в частных учебных заведениях может способствовать не только совершенствованию профессиональных компетенций, но также трудоустройству студентов в штат данных организаций. Практико-ориентированная деятельность педагога представляет полезность для динамики успеваемости и мотивации среди студентов в рамках процесса обучения. Становится очевидным, что студент с достаточно высокими профессиональными компетенциями более мотивирован и ориентирован на профессиональное развитие в изучаемой отрасли [10, С. 51].

Третий компонент профессиональных компетенций связан с осведомленностью студентов с происходящим в избранной отрасли. Данный аспект во многом обеспечивается приоритетным подходом педагога по отношению к актуальности распространяемой профессиональной информации. Изначально знакомство с профессиональной деятельностью может осуществляться студентами путем организации педагогом учебной практики в рамках профиля подготовки.

Педагог может организовать в качестве учебной практики ознакомительную экскурсию в профильные организации. В процессе таких экскурсий студенты знакомятся с механизмом осуществления профессиональной деятельности, спецификой законодательного регулирования, подходами специалистов к решению каких-либо уточненных профессиональных задач. Студенты могут задать вопросы, получить более практическую информацию от представителя организации и в некоторых случаях попробовать себя в качестве сотрудника данной организации.

Практико-ориентированное обучение путем проведения экскурсий направлено на накопление студентами первого практического опыта и принятие ими решения относительно совпадения ожиданий с практикой, установленной в подобном учреждении. Экскурсия может быть организована в дошкольную организацию, в ходе которой некоторые студенты могут осознать, что для них предпочтительно осуществлять будущую деятельность в общеобразовательной организации или частном детском саду.

В рамках учебной практики педагог может также организовать консультационные мероприятия с разными представителями изучаемой отрасли. Студенты могут побеседовать с воспитателем, педагогом начальных классов, учителем-предметником, директором образовательной организации, специалистом профильного ведомства и др. В действительности указанный практико-ориентированный опыт чрезвычайно важен для студентов, которые на момент поступления в учебное заведение имеют обобщенное представление о предполагаемой профессиональной деятельности.

Другим примером ознакомления студентов с текущей ситуацией в изучаемой сфере может служить аналитическая работа по отношению к результатам деятельности практикующих специалистов. Студенты могут проанализировать существующие практики педагогов старшей школы, которые совершенствуют коммуникативную компетенцию среди старших школьников. Другим аспектом аналитической работы может стать изучение культурно-массовых мероприятий, которые проводятся для студентов в определенных университетах.

Приведенные способы практико-ориентированного обучения могут корректироваться в зависимости от профиля определенных студентов. Педагог может инициировать любые допустимые педагогические приемы для внедрения собственных идей в целях совершенствования профессиональных компетенций студентов. Осведомленность о текущей ситуации в изучаемой сфере в целях совершенствования профессиональных компетенций может обеспечиваться также путем привития студентам заинтересованности в отраслевых изданиях.

Стимулирующим методом в данном случае выступает аннотирование профильных отраслевых изданий. Между студентами распределяются темы научных статей, опубликованных в рецензируемых изданиях. Подобные статьи в целом должны охватывать широкий перечень факторов и тенденций, характерных для изучаемой отрасли. Задачей студента является прочтение данной статьи, осознание ее ключевых аспектов и последующее аннотирование стандартным объемом на одну машинописную страницу. Студент, таким образом, знакомится с отдельным аспектом исследуемого вопроса профессионального характера, совершенствует навык изложения ключевых аспектов и откладывает в своей памяти вклад других специалистов в решение какой-либо профессиональной задачи. Подобный педагогический прием развивает

профессиональные компетенции путем сопутствующего развития информативно-познавательной компетенции и способности анализировать поступающую информацию.

Развитие мировоззренческого аспекта в рамках профессиональных компетенций должно быть направлено на обеспечение беспристрастного и объективного отношения студентов к изучаемому вопросу. Педагог может показывать на своем примере, что беспристрастное отношение приводит к рационализации поиска искомого профессионального решения. Студент постепенно учится определять преимущества и недостатки, слабые и сильные стороны, изучаемого вопроса, что обеспечивает его преимуществом при нахождении верного решения в профессиональной деятельности. Данный компонент профессиональных компетенций достигается студентами постепенно, так как для них достаточно сложно не ориентироваться на свое эмоциональное отношение к изучаемому вопросу.

В частности, мировоззренческий аспект на беспристрастной основе должен позволить студентам, например, оставаться готовыми обучать подрастающее поколение вне зависимости от возрастных, национальных, расовых и иных признаков. Среди всех рассматриваемых компонентов профессиональных компетенций данный аспект представляет наиболее сложную задачу для педагога ввиду того, что могут прослеживаться внутренние противоречия между ценностями студента, его жизненным опытом и назначением будущей профессии.

Достижение профессиональных компетенций требует от педагога комплексного подхода, так как активное развитие лишь одного-двух компонентов не компенсирует недостаточное развитие других компонентов в рамках практико-ориентированного обучения. Подготовка студентов предполагает учет всех сопутствующих компетенций, однако профессиональные компетенции в наибольшей степени отвечают потребностям общества. Педагог не может охватить все стороны профессионального обучения студентов, однако в рамках одной дисциплины он может обеспечить прогрессирующую тенденцию для формирования профессиональных компетенций.

Подход педагога нередко становится источником для пересмотра студентом отношения к образовательному процессу и осознание им возможностей образовательного характера, которые могут приблизить его к искомой специализации в определенной сфере. Практико-ориентированное обучение может выступить наглядной формой применимости получаемых студентами знаний, что неизбежно отразится на качестве образовательного процесса в целом.

Рассматриваемые способы развития профессиональных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного обучения представляется возможным реализовать в качестве комплексной программы на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) [1], Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) [9] и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ингушский государственный университет» (ФГБОУ ВО ИнгГУ) [3].

Предлагаемая практико-ориентированная программа может быть реализована после заключения партнерского соглашения между вузами. В рамках подобного соглашения каждый университет выполняет свою часть обязанностей по организации совместного практико-ориентированного обучения в рамках идентичных и смежных профилей и направлений. Уникальность данной программы состоит в том, что она позволит компенсировать недостающие профессиональные ресурсы одного университета ресурсами другого учебного заведения. Профессиональные компетенции студентов будут расширяться за счет профессиональных возможностей профильных организаций, являющихся партнерами соответствующих университетов в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Республике Ингушетия.

Выводы. Таким образом, профессиональные компетенции студентов возможно комплексно совершенствовать, если педагоги обеспечат тесное взаимодействие теоретической составляющей образовательного процесса с практико-ориентированными потребностями общества. Приведенные способы реализации практико-ориентированного обучения могут помочь студентам совершенствовать профессиональные компетенции путем приближения к аспектам будущей профессиональной деятельности. Такие подходы в целом будут способствовать формированию среди студентов своей сопричастности и заинтересованности в профессиональном развитии в рамках избранной специализации.

Литература:

1. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 08.11.2023)

2. Бремеев, М.Е. Модель профессиональной компетенции для оценки профессиональных рисков / М.Е. Еремеев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2022. - № 1. - С. 48-59

3. Ингушский государственный университет. - 2023. - URL: https://inggu.ru/ (дата обращения: 08.11.2023)

4. Лукьянец, А.Н. Формирование профессиональных компетенций обучающихся и современный рынок труда / А.Н. Лукьянец // KANT. - 2022. - №. 1 (42). - С. 260-265

5. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 06.11.2023).

6. Силакова, Л.В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в ВУЗе / Л.В. Силакова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - №. 2. - С. 21-27

7. Сорвачева, И.Д. Профессиональные компетенции и компетентность педагога / И.Д. Сорвачева // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№. 74-2. - С. 212-215

8. Хеннер, Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании / Е.К. Хеннер // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - №. 2. - С. 9-31'

9. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. -2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 08.11.2023)

10. Ярушева, С.А. Формирование ключевых компетенций как фактор развития будущего профессионала / С.А. Ярушева, Н.С. Тихонова // Общество, экономика, управление. - 2023. - Т.8. - №. 1. - С. 50-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.