KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
V7TK" Г7=ч~7ЯеГ1©2021 Контент доступен по лицензии СС В Y-NC 4.0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0078 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ © Автор(ы) 2021 SPIN-код: 8461-9788 AuthorlD: 467726
ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гостеприимство и межкультурная коммуникация» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: [email protected]) Аннотация. Современный рынок труда нуждается в специалистах, способных к активной профессиональной деятельности, реализующих творческий подход к ее выполнению. Подготовка высококвалифицированного специалиста, способного оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия приобрела высокую значимость в образовательном процессе. Поэтому высшие учебные заведения изыскивают способы реализации практико-ориентированного обучения, позволяющего создать условия, близкие к профессиональным. Современное прак-тико-ориентированное обучение развивается в соответствии с потребностями государства и общества. В статье раскрыт опыт, накопленный высшими учебными заведениями в ходе организации практико-ориентированного обучения, определены технологии, используемые университетами в процессе подготовки обучающихся, благоприятствующие формированию конкурентоспособного специалиста. Технологии проектного, проблемного обучения, игровые, дискуссионные технологии развивают способности студентов к самостоятельному творческому решению профессиональных вопросов, укрепляют профессиональные интересы и мотивацию к самосовершенствованию. Представленное исследование позволяет выявить уровень профессиональной компетентности обучающихся. Результаты предоставляют возможность говорить о непрерывном совершенствовании университетами применяемых практико-ориентированных технологий, которые способствуют построению качественного учебного процесса и формированию профессиональной компетентности.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональное образование, университет, практи-ко-ориентированные образовательные технологии, практико-ориентированная образовательная среда, технологии проектного обучения.
PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY
© The Author(s) 2021
KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department "Hospitality and Intercultural Communication" Volga State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarina st., 4, e-mail: [email protected]) Abstract. The modern labor market needs specialists capable of active professional activity, realizing a creative approach to its implementation. The training of a highly qualified specialist who is able to respond promptly to constantly changing conditions has acquired a high importance in the educational process. Therefore, higher educational institutions are looking for ways to implement practice-oriented learning, which makes it possible to create conditions close to professional ones. Modern practice-oriented education develops in accordance with the needs of the state and society. The article discloses the experience gained by higher educational institutions in the course of organizing practice-oriented education, identifies the technologies used by universities in the process of training students, which favor the formation of a competitive specialist. Technologies of project-based, problem-based learning, game, discussion technologies develop students' abilities to independently creatively solve professional issues, strengthen professional interests and motivation for self-improvement. The presented study allows us to identify the level of professional competence of students. The results provide an opportunity to talk about the continuous improvement of the applied practice-oriented technologies by the universities, which contribute to the construction of a high-quality educational process and the formation of professional competence.
Keywords: practice-oriented learning, vocational education, university, practice-oriented educational technologies, professionally-oriented educational environment, project-based learning technologies.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Интенсивные изменения в сфере профессионального образования, обусловленные необходимостью повышения качества образовательных услуг, конкурентоспособности студентов на рынке труда, мобильности обучающихся привели к появлению новых образовательных целей, среди которых формирование профессиональной компетентности специалистов. Подготовка высококвалифицированного специалиста, способного оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия приобрела высокую значимость в образовательном процессе. Возникла необходимость поиска технологий и средств, обеспечивающих формирование условий, близких к профессиональным для последовательного повышения образовательного и профессионального уровня выпускников, отвечающего потребностям государства, общества и рынка труда. От развития практико-ориен-тированного обучения зависит формирование профессиональной компетентности студентов, следовательно их будущее трудоустройство.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-
торых обосновывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Организация прак-тико-ориентированного учебного процесса в высшем учебном заведении нацеленная на формирование профессиональной компетентности обучающихся, рассматривается в работах различных ученых. Исследователи определяют практико-ориентированное обучение и практико-ориентированную среду как определенную совокупность средств и возможностей влияния на учебную мотивацию студентов для выявления у них способностей, интересов, формирования активной образовательной позиции, нацеленности на саморазвитие и профессиональное самосовершенствование [1]. «Практико-ориентированная образовательная среда в современном образовании рассматривается как важнейшее условие и фактор эффективного развития образовательного процесса, самореализации обучающихся и формирования компетенций» [2]. Развитие практико-ориентированного обучения, как отмечают исследователи, осуществляется в соответствии с требованиями государства, общества и работодателей [3]. Практико-ориентированное обучение неразрывно связано с погружением студентов в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. По мнению А.Н. Богомолова
314
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474
ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ...
развитие практико-ориентированного обучения позволяет перенести теорию в практику, спроецировав учебные задачи на профессиональные ситуации [4]. Практико-ориентированное обучение позволяет студентам оперативно адаптироваться к профессиональной деятельности в процессе формирования готовности к решению профессиональных задач в университете. Оно мотивирует студентов на действие, в том числе целеполагание, прогнозирование, планирование, рефлексию и т. д.
В организации практико-ориентированного обучения большую значимость имеют интерактивные формы обучения. Как отмечает М.М. Олесова интерактивные формы обучения позволяют:
- пробудить у студентов интерес к обучению, мотивировать на углубленное изучение материалов;
- активизировать самостоятельность студентов в процессе решения поставленных задач, способность генерировать идеи;
- сформировать способность работать в команде, совместно достигать поставленных целей, умение разрешать конфликты, аргументировать свою позицию;
- формировать соответствующие компетенции [5].
Реализуемые интерактивные формы позволяют
включить в процесс обучения каждого студента.
Обосновывается актуальность исследования. В целях удовлетворения потребностей государства и общества в подготовке современных высококвалифицированных специалистов возникает необходимость в поиске средств и технологий для развития практико-ориентиро-ванного обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе практико-ориентированного обучения студентов университета.
Постановка задания. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность практико-ориентированного обучения;
- рассмотреть особенности и возможности практико-ориентированного обучения;
- выявить современные практико-ориентированные образовательные технологии, реализуемые высшими учебными заведениями.
Используемые методы, методики и технологии. В работе обобщено содержание литературных источников по проблеме практико-ориентированного обучения в высших учебных заведениях. Представлено исследование, направленное на выявление уровня профессиональной компетентности студентов, в котором приняли участие 94 обучающихся высшего учебного заведения. Для этого были выделены компоненты профессиональной компетентности и ее уровни. Нами были проанализированы данные за три года (2018 - 2020).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Организация практико-ориентированного обучения позволяет создать максимально благоприятные условия для развития самостоятельности студентов, активизации их творческой позиции и формирования компетенций [6].
В процессе обучения задействуются современные практико-ориентированные образовательные технологии. Технология проектного, проблемного обучения, игровые, дискуссионные технологии развивают профессиональные ценностные установки на решение профессиональных вопросов, принятие студентом творческих решений, укрепляет профессиональные интересы и мотивацию к самосовершенствованию [7].
Практико-ориентированные технологии приближают процесс подготовки студентов к реальной профессиональной деятельности [8].
Технологии проектного обучения снимают вопрос ограничения учебного времени, позволяют осваивать
материал в индивидуальном темпе несмотря на коллективную работу. При выполнении проекта студенты перенимают опыт друг друга [9].
Проекты выполняются в рамках одной конкретной дисциплины [10-13]. В процессе подготовки проекта студенты участвуют в дискуссиях, решают проблемные вопросы, самостоятельно выявляя наиболее жизнеспособные идеи.
В процессе обучения студенты осуществляют целе-полагание, прогнозирование, планирование, рефлексию. Каждое действие студента направлено на достижение индивидуальных или групповых целей.
Развитие практико-ориентированного обучения осуществляется при соблюдении следующих принципов:
- научности;
- целесообразности;
- системности;
- доступности;
- в соответствии с запросами государства и общества.
В процессе подготовки студентов реализуются различные практико-ориентированные мероприятия, среди которых: семинары, научные конференции, профессиональные конкурсы, вебинары, на которых студенты могут обмениваться опытом с обучающимися других вузов и получать консультации у ведущих специалистов в конкретной области.
В университетах применяются современные информационные технологии, различные технические ресурсы.
Студенты осуществляют моделирование, проектирование. Для проверки влияния реализуемого практико-ориентированного обучения на формирование профессиональной компетентности студентов было выделено три компонента: мотивационный, когнитивный, дея-тельностный.
Таблица 1 - Компоненты профессиональной компетентности студентов
Компонент Характеристика
Мотиваци-онный Отражает наличие у студента образовательного и профессионального интересов, сформированные мировоззренческие установки, стремление к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию
Когнитивный Отражает владение студентом необходимыми знаниями, умениями и навыками, достаточными для оперативного решения профессиональных задач, знаниевая база, интеллектуальное развитие студента, его способность применять полученный опыт на практике, участие в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах, конференциях
Деятель-ностный Способность студента выполнять различные виды деятельности, творческий подход к решению профессиональных задач, способность к рефлексии, корректировке собственной деятельности для достижения лучших результатов, умение критически оценивать ситуацию
*составлено автором
В таблице 2 представлены уровни сформированно-сти компонентов профессиональной компетентности.
К 2020 году высокий уровень сформированности компонентов профессиональной компетентности, а, следовательно, и самой профессиональной компетентности вырос с 68% до 80%.
Большинство обучающихся проявляют себя как самостоятельные специалисты, способные к творческой реализации профессиональной деятельности, стремятся к изучению новых материалов и самосовершенствованию.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье раскрыт практико-ориентированный образовательный процесс в развитии. Проведенное исследование позволяет расширить представления о практико-ориентированном обучении в современных условиях.
Таблица 2 - Уровни сформированности компонентов
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008
315
KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-S474
профессиональной компетентности студентов
Уровень Компонент
Мотивационный
Высокий Отражает наличие у студента ярко выраженных образовательных и профессиональных интересов, сформированные мировоззренческие установки, студент стремится к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию
Средний Отражает наличие у студента наличие образовательного и профессионального интересов, сформированные мировоззренческие установки, заинтересован в саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании
Низкий Отражает наличие у студента слабых образовательных и профессиональных интересов, сформированные мировоззренческие установки, слабая заинтересованность в саморазвитии, отсутствие стремления к профессиональному самосовершенствованию
Когнитивный
Высокий Отражает владение студентом необходимыми знаниями, умениями и навыками, достаточными для оперативного решения профессиональных задач, высокий уровень базовых знаний, владение профессиональным терминологическим аппаратом, студент легко применяет полученный опыт на практике, активно принимает участие в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах, конференциях
Средний Отражает владение студентом необходимыми знаниями, умениями и навыками, достаточными для оперативного решения профессиональных задач, обладает достаточной знаниевой базой, владеет терминологическим аппаратом, с небольшими затруднениями способен применять полученный опыт на практике, участвует в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах, конференциях
Низкий Обладает основами профессиональных знаний, слабое владение терминологическим аппаратом, с затруднениями применяет полученный опыт на практике, не принимает участия в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах, конференциях
Деятельностный
Высокий Студент является активным субъектом образовательной деятельности, реализует творческий подход к решению профессиональных задач, осуществляет рефлексию, корректирует свою деятельность для достижения лучших результатов, умеет критически оценивать ситуацию
Средний Студент принимает участие в различных видах деятельности, реализует творческий подход к решению профессиональных задач, способен к рефлексии, корректирует свою деятельность для достижения лучших результатов при консультационной помощи преподавателя, умеет критически оценивать ситуацию
Низкий Студент принимает участие в различных видах деятельности, участвует в решении профессиональных задач, не осуществляет рефлексию, требуется помощь преподавателя, не способен критически оценивать ситуацию
На диаграмме представлен уровень профессиональной компетентности в соответствии с представленными компонентами в 2018, 2019 и 2020 годах.
0% 10% ZO% 40% 50% 60% 70% в0% 90%
Рисунок 1 - Уровень сформированности профессиональной компетентности обучающихся высшего учебного заведения за период с 2018 по 2020 год (составлено автором)
ВЫВОДЫ 316
Выводы исследования. Практико-ориентированное обучение расширяет возможности подготовки студентов, это процесс, определяющий развитие познавательных процессов у обучающихся и формирование их профессиональной компетентности. Исследование, представленное в статье, позволяет выявить повышение уровня профессиональной компетентности обучающихся к 2020 году. Вузы активно развивают и совершенствуют практико-ориентированное обучение, реализуя различные современные технологии, методы и средства.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Развитие практико-ориентированного обучения - процесс, имеющий высокую значимость для профессиональной подготовки обучающихся высших учебных заведений. Реформационные процессы осуществляемые в сфере образования, обуславливают необходимость оперативного мониторинга и внесения соответствующих корректировок в практико-ориентирован-ный процесс обучения, использования новых методов, средств и технологий. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы работниками системы профессионального образования и лицами, заинтересованными в повышении качества образовательного процесса за счет развития практико-ориентированного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. K}>люткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] / Ю. K}>люткин, С. Тарасов // Общество «Знание» России, 2001.
2. Максимова М.В. Практико-ориентированная образовательная среда как средство развития профессиональных компетенций у обучающихся колледжа //Методист. 2018. №5. С. 13-21.
3. Ветров Ю. Практико-ориентированный подход / Ю. Ветров, Н. Тушина //Высшее образование в России, 2002. — № 6. — С. 43—46.
4. Богомолов А.Н. Психолого-педагогические аспекты практико-ориентированного обучения // Современное педагогическое образование. 2019. №10. С. 7-11.
5. Олесова М.М. Филологические науки. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе // Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАK). Тамбов: Грамота, 2017. № 7. Ч. 2. С. 201-204.
6. Ваганова О. И., Бахарев Н. П., Булаева М. Н., Лапшова А. В., ^тепов M. М. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе //Amazonia Investiga. 2020. т. 9. №26. С. 383-390.
7. Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н. Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования // Современное педагогическое образование. 2020. №8.
8. Ваганова О. И., Винникова И. С., Сундеева Л. А., Kтепов М. М., Попкова А. А. Формирование профессионально-педагогической направленности педагога профессионального обучения // Amazonia Investiga. 2020. т. 9. №25. С.350-355.
9. Kuрдан А.П. Организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2(4). C. 25-28.
10. Felipe Arabelaez-Campillo D., Rojas-Bahamon M. J. Pandemics in globalization times //Amazonia Investiga. т. 9. № 27, С. 3-4.
11. Иванова Т.Н., Целиков А.Б. Инновационный деятельностный концепт «проектный университет» в системе высшего образования //Revistä ¡tiinfificä progresiva. 2020. Т. 3. № 2 (4). С. 21-26.
12. Дмитриева Д.Д. Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 43-45.
13. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., ^тепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.
Статья поступила в редакцию 27.12.2020
Статья принята к публикации 27.05.2021
OECD: 5.Q3 Educational sciences; ASJC: 33Q4; WoS Subject Categories: HA