УДК 796. 011. 1/. 3
DOI: 10. 23951/2307-6127-2019-4-156-161
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В. А. Адольф, А. Н. Савчук, А. С. Кройтор
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
Подготовка хорошего специалиста, компетентного в своей дальнейшей профессиональной деятельности, является основной целью учебного процесса в любом учебном заведении, а это невозможно без создания у обучающихся мотивированного положительного отношения к этой деятельности. Отмечается, что формировать готовность у обучающихся к будущей профессии в условиях средних специальных учебных заведений в сфере физической культуры следует через практико-ориентированное обучение с учетом обновления содержания образовательных программ подготовки и методическим их сопровождением, моделирующее различные профессиональные ситуации. В совокупности перспектива, успешность профессиональной деятельности (в данном случае студентов физкультурного колледжа), формирование у них профессиональной компетентности, воспитание профессионального характера определяются в процессе практико-ориенти-рованного обучения, что предполагает ориентацию на дальнейшее успешное продвижение в социально устойчивой образовательной среде. Также приводятся результаты прак-тико-ориентированного обучения в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающего качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 «Физическая культура» и учетом востребованности работодателями компетентных в профессиональной деятельности будущих специалистов и положительного отношения обучающихся к получаемой профессии, представлены результаты определения уровня мотивации у студентов физкультурного колледжа к профессиональной деятельности в условиях практико-ориентированного обучения.
Ключевые слова: мотивация к трудоустройству, практико-ориентированное обучение, традиционное обучение.
На современном этапе развития образовательных стандартов отмечается острая нужда в специалистах среднего звена, имеющих высокий уровень профессиональной подготовленности, столь необходимый работодателям. Работодатели в свою очередь сами должны привлекаться к реализации образовательного процесса (согласовывать программы, предоставлять места практики). Но пока с их стороны нередки претензии к качеству подготовки выпускников, а часть обучающихся слабо ориентирована и мотивирована на свою профессиональную деятельность, т. е. специальность, полученную в среднем специальном учреждении. В такой ситуации, как отмечают В. А. Адольф, Г. В. Юрчук, остро стоит проблема изменения содержания, педагогических методов и форм организации профессионального обучения, которые учитывали бы квалификационные требования отрасли и стимулировали позитивное отношение студентов к своей профессии [1, 2].
Быстрая интеграция новых учебных материалов и технологий в систему труда в современных условиях должна быть практико-ориентирована на будущую профессиональную деятельность обучающихся в средних специальных учебных учреждениях.
В практико-ориентированном обучении будущих специалистов в первую очередь нуждаются работодатели. Владение профессиональными умениями и компетенциями, а также знание и освоение программ, нормативов образовательного процесса позволят выпускникам безболезненно войти в трудовой коллектив и быстро адаптироваться в условиях практической деятельности [3].
Проявление универсальных компетенций и положительное отношение к профессиональной деятельности возможны при создании у обучающихся мотивации на успешную реализацию этой деятельности, на осознание способов внедрения образовательных и профессиональных дефицитов, способствующих в дальнейшем развитию универсальных компетенций и определению готовности изменять возникающие в ходе практики ситуации, удовлетворению потребностей работодателя [3].
Цель исследования заключалась в обосновании и разработке методики формирования и реализации практико-ориентированного обучения специалистов среднего специального учебного заведения в сфере физической культуры.
В ходе реализации цели решались задачи исследования: изучение литературных источников, обоснование и разработка методики формирования практико-ориентированного обучения, его реализация и проверка эффективности в педагогическом эксперименте.
Адекватно поставленной цели и задачам исследования была определена гипотеза: мотивация к профессионально ориентированному обучению и качеству подготовки обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности повысится, если содержание образовательной программы будет выстроено с учетом востребованных работодателем компетенций и обеспечено методическим сопровождением, моделирующим различные профессиональные ситуации [4, 5].
Согласно цели, задачам и гипотезе была разработана методика мотивированного прак-тико-ориентированного обучения [6, 7]. Внедрение методики в педагогический эксперимент происходило в Красноярском колледже олимпийского резерва по направлению подготовки «Физическая культура и спорт».
В результате реализации разработанной образовательной программы подготовки обучающихся в среднем специальном учреждении участвовавшие в образовательном процессе работодатели отметили повышение качества обучения и уровня профессионализма выпускников Красноярского колледжа олимпийского резерва и выразили мнение о их востребованности в физкультурно-спортивной области. В свою очередь в ходе дальнейшего исследования был проведен опрос студентов по выяснению их отношения к будущей профессии, что давало возможность установить правильность дополненного содержания существующей учебной программы.
В анкетировании приняли участие 200 студентов 2-го, 3-го и выпускных курсов двух отделений: «Физическая культура» и «Олимпийский резерв», из которых 120 человек, обучающихся по практико-ориентированной форме обучения (ПОО), в том числе 43 выпускника, и 80 человек традиционной формы обучения (ТО), в том числе 22 выпускника. Исследование проводилось в 2017, 2018 гг.
На вопрос «Как Вы относитесь к практико-ориентированному обучению?» 78 % студентов ПОО и 63 % ТО ответили, что за период обучения у них произошли существенные изменения в пользу практико-ориентированного обучения.
Положительная динамика зафиксирована у тех студентов, которые не сожалеют о выборе профессии (в зависимости от курса и формы обучения).
Как видно из показателей, приведенных в табл. 1, снизился процент оценки мотивированного выбора профессиональной деятельности выпускниками традиционного обучения
к окончанию учебы. На вопрос «Следует ли доработать учебную образовательную программу?» «да» ответили половина опрошенных ТО (56 %) и треть ПОО (33 %).
Таблица 1
Результаты опроса обучающихся по вопросу о выборе профессии
Мотивированы на выбранную профессию Мотивированы на практико-ориенти-рованное обучение, % Мотивированы на традиционное обучение, %
2-й курс 80 80
3-й курс 84 70
4-й курс 90 69
Мотивацию студентов на занятиях выясняли во время разработки образовательной программы. Результаты опроса, что они считают наиболее важным в программе, отражены в табл. 2. Ведущее место в рейтинге занимает группа практико-ориентированного обучения.
Таблица 2
Основные разделы учебно-образовательной программы, которые наиболее понравились обучающимся
Раздел ПОО, % ТО, %
Теоретические сведения и практическая деятельность на занятиях 30 51
Изучение основных тем, которые будут реализованы в ходе практики 37 29
Осуществление практической деятельности 33 20
Как видно из табл. 2, группы практико-ориентированного и традиционного обучения имеют различные показатели. Так, например, в основных разделах учебно-образовательной программы «Теоретические сведения и практическая деятельность на занятиях» наибольший процент составляют студенты ТО - 51 %, а студенты ПОО - 30 %, «Изучение основных тем, которые будут реализованы в ходе практики» - студенты ПОО - 37 %, а студенты ТО - 29 %. За раздел «Осуществление практической деятельности» отдали больше голосов студенты из группы практико-ориентированного обучения - 33 %, а студенты традиционного обучения - всего 20 %.
Студенты практико-ориентированного обучения проявляют наибольший интерес к практической деятельности при решении образовательных и профессиональных задач. Значительная часть тех, кто выбирает практико-ориентированное обучение, подтверждают, что у него есть потенциал для вовлечения студентов в образовательную и профессиональную деятельность.
«Основные разделы учебно-образовательной программы», представленные в табл. 2 в процентах, отображают теоретическую и практическую деятельность, установленную работодателем, которая оказывает значительное влияние на общую эффективность организации педагогического процесса в целом [8]. Обучающиеся практико-ориентированного обучения демонстрируют более глубокие познания в организации педагогического процесса.
Необходимо отметить, что группа традиционного обучения не обозначила практическую деятельность основным компонентом педагогического процесса. Это говорит о том, что основным предметом обучения у них является практика, которая формирует готовность жить в развивающейся профессиональной деятельности.
На вопрос «Достаточно ли у меня знаний, навыков и опыта, чтобы получить работу?» значительная часть (65 %) выпускников группы практико-ориентированного обучения и только треть традиционного обучения (33 %) уверены, что у них достаточно знаний, навыков и опыта, чтобы получить работу.
На 2-м и 3-м курсах практически у половины студентов ПОО и ТО (в ТО чуть больше -71 %) есть уверенность, что их подготовленность соответствует месту работы. Ситуация на выпускном курсе резко меняется - у студентов ПОО растет эта уверенность, а у студентов ТО резко падает. Больше половины (57 %) считают, что их подготовки недостаточно.
На вопрос «Готовы ли Вы к работе по выбранной профессии/специальности?» значительная часть выпускников практико-ориентированного обучения ответили положительно - 69 %, в то время как только половина выпускников традиционного обучения (54 %) положительно ответили на этот вопрос.
На вопрос «Собираетесь ли Вы работать по выбранной специальности после окончания учебного заведения?» положительно ответили ПОО 65 % студентов и 44 % студентов ТО. «Нет, не собираюсь работать по специальности» - 9 % студентов ПОО и 26 % студентов ТО. Ответили «Я еще не решил» 26 % студентов ПОО и 30 % студентов ТО.
Из выше приведенных данных видно, что студенты практико-ориентированного обучения мотивированы на работу по выбранной специальности. В группе традиционного обучения практически треть опрошенных демонстрируют отрицательное отношение к работе по выбранной специальности. Большой процент неопределившихся, на взгляд авторов, связан с участием в опросе обучающихся младших курсов, что говорит о имеющемся ресурсе в подготовке специалистов практико-ориентированного обучения [9].
В ходе эксперимента также опрошены работодатели экспериментальных площадок, к которым относятся муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 151, средняя общеобразовательная школа № 153, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия № 1 "Универс"», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 10» г. Красноярска. Они дали положительную оценку выпускникам из групп ПОО, имеющим сформированную готовность и мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Наибольший процент экспертной оценки был получен в гимназии № 1 - 52 %, в школе № 151 - 20 % и лицее № 10 - 15 %, а также в школе № 153 - 13 %.
Такая неравномерность процентного содержания экспертной оценки работодателей объясняется конкретной на сегодняшней день потребностью в специалистах.
Отмечено, что в первую очередь работодателями были востребованы обучающееся из групп практико-ориентированного обучения.
Результаты внедрения практико-ориентированного обучения, построенного с учетом компетенций, востребованных работодателем, на основе решения образовательных и профессиональных задач при теоретической подготовке и реализации реальных практических заданий на практике, подтверждают его эффективность в повышении качества обучения и развития положительной мотивации для профессии и дальнейшего трудоустройства.
Список литературы
1. Адольф В . А . , Юрчук Г . В . Профессиональная социализация личности в процессе субъектно ориентированного образования // Изв . Сарат . ун-та . Новая серия . Серия: Акмеология образования . Психология развития . 2017 . Т . 6, вып . 1 (21) . С . 3-9 .
2 . Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Междунар . науч . конф . Красноярск, 5-7 июня 2018 г / отв . ред . В . А. Адольф . Красноярск, 2018. 456 с .
3 . Адольф В . А. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения // Профессио-
нальное образование: отечественный опыт и международные практики: сб . статей . 2015. 54 с .
4 . Адольф В . А . , Савчук А . Н . Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза . Крас-
ноярск, 2014. 353 с .
5 . Давыдов В . В . , Слободчиков В . И . , Цукерман Г . А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы
психологии . 1992 . Вып . 3-4 .
6 . Казакова Л . В . О готовности выпускников к профессиональной деятельности . Материалы международной научно-прак-
тической конференции «Педагогика: современный подход», Сантьяго (Чили) // Академический журнал Западной Сибири .2016 . № 2 .
7 . Ситничук С . С . , Савчук А . Н . , Адольф В . А . Подготовка бакалавров-педагогов по физической культуре и спорту к рабо-
те с детьми-сиротами . Красноярск, 2015. 220 с .
8 . Адольф В . А. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессио-
нального стандарта // Вестн . КГПУ им . В . П . Астафьева . 2015 . Вып . 1 (31) .
9 . Адольф В . А . , Казакова Л . В . Формирование готовности педагога к реализации практико-ориентированного обучения //
Профессиональное образование . Столица . 2017 . № 7 . С . 22-24.
Адольф Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет имени
В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: [email protected]
Савчук Александр Николаевич, кандидат педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: savchuk.a.n@mail
Кройтор Александр Сергеевич, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.02.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-156-161
PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF SPECIALISTS OF SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE
V. A. Adolf, A. N. Savchuk, A. S. Kroytor
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation
Training a good specialist competent in his future professional activity is the main goal of the educational process in any educational institution, and this is impossible without creating in students a motivated positive attitude to this activity. The content of the article notes that students should be prepared for future profession in the conditions of secondary specialized educational institutions in the field of physical culture through practical training, taking into account the updating of the content of educational training programs and their methodological support, simulating various professional situations. In the aggregate, the perspective, the success of the professional activity (in this case, the students of the College of Physical Education), the formation of their professional competence, the education of a professional nature is determined in the process of practice-oriented education, which implies an orientation to further successful advancement in a socially sustainable educational environment. The results of practice-oriented training in professional educational organizations are also given, ensuring the quality of graduate training in accordance with the requirements of the federal state educational standard of secondary voca-
tional education in the specialty 49.02.01 "Physical Education" and taking into account the need for employers of future competent professionals and positive attitude of students towards the profession, the result is presented determining the level of motivation of sports of college students for professional work in the conditions of practice-based learning.
Keywords: motivation for employment, practice-oriented learning, traditional learning.
References
1. Adolf V. A . , Yurchuk G . V. Professional'naya sotsializatsiya lichnosti v protsesse sub''yektno oriyentirovannogo obrazovaniya [Professional socialization of personality in the process of subject-oriented education] . Izv. Sarat. un-ta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya - Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol . 6, no . 1 (21), pp . 3-9 (in Russian) .
2 . Obrazovaniye i sotsializatsiya lichnosti v sovremennom obshchestve: materialy XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii.
Otv. red . V A . Adolf [Education and socialization of personality in modern society: proceedings of the XI International scientific conference . Krasnoyarsk, 5-7 June 2018 . Ed . V. A. Adolf] . Krasnoyarsk, 2018. 456 p . (in Russian) .
3 . Adolf V. A. Kolichestvennaya otsenka kompetentnosti vypusknikov integrirovannoy sistemy obucheniya . [Quantitative
assessment of competence of graduates of the integrated system of training] . Professional'noye obrazovaniye: otechestvennyy opyt i mezhdunarodnyye praktiki: sbornik statey [Professional education: domestic experience and international practices: collection of articles] . 2015. 54 p . (in Russian) .
4 . Adolf V. A . , Savchuk A. N . Prognozirovaniye stanovleniyye professional'noy kompetentnosti vypusknika vuza [Forecasting the
formation of professional competence of a University graduate] . Krasnoyarsk, 2014. 353 p . (in Russian) .
5 . Davydov V. V. , Slobodchikov V. I . , Tsukerman G . A. Mladshiy shkol'nik kak sub''yekt uchebnoy deyatel'nosti [Junior schoolboy
as a subject of educational activity] . Voprosy pikhologii - Voprosy Psychologii, 1992, no . 3-4 (in Russian) .
6 . Kazakova L . V. O gotovnosti vypusknikov k professional'noy deyatel'nosti . Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii "Pedagogika: sovremennyy podkhod" Sant'yago (Chili) [About readiness of graduates for professional activity. Proceedings of the international scientific and practical conference "Pedagogy: a modern approach" Santiago (Chile)] . Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri - Academic Journal of West Siberia, 2016, no. 2 (in Russian) .
7 . Sitchuk S . S . , Savchuk A. N . , Adolf V. A . Podgotovka bakalavrov-pedagogov po fizicheskoy kul'ture i sportu k rabote s det'mi-
sirotami [Preparation of bachelor teachers in physical culture and sports to work with orphans] . Krasnoyarsk, 2015. 220 p . (in Russian)
8 . Adolf V. A. Podgotovka budushchikh pedagogov k professional'noy deyatel'nosti v usloviyakh vnedreniya professional'nogo
standarta [Training of the future teacher for career under implementation of the professional standard] . Vestnik KGPU im. V. P. Asta'yeva-The bulletin of KSPU named after V. P. Astafiev, 2015, no. 1 (31), pp. 5-11 (in Russian) .
9 . Adolf V. A . , Kazakova L . V. Formirovaniye gotovnosti pedagoga k realizatsii praktiko-oriyentirovannogo obucheniya [Formation
of teacher's readiness to implement practice-oriented training] . Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa - Professional Education, 2017, no . 7, pp . 22-24 (in Russian) .
Adolf V. A., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva
(ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: [email protected]
Savchuk A. N., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva
(ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: [email protected]
Kroytor A. S., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva
(ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: [email protected]