References
1. Bakhtin M. M. Aesthetics of verbal creativity [Jestetika slovesnogo tvorchestva]. Moscow, 1979. (In Russian).
2. Batishchev G. S. Dialectics of creativity [Dialektika tvorchestva]. Saint Petersburg, 1997. (In Russian).
3. Berdyaev H. A. Philosophy of freedom. Sense of creativity [Filosofija svobody. Smysl tvorchestva]. Moscow, 1989. (In Russian).
4. Gagarina О. C. Creativity as an essential characteristic of personality [Tvorchestvo kak sushhnostnaja harakteristika lichnosti] : dissertation ... of candidate of philosophical sciences. Moscow, 2008. 157 p. (In Russian).
5. Hegel G. Philosophy of the Spirit. Encyclopedia of Philosophical Sciences [Jenciklopedija filosofskih nauk]. Vol. 3. Moscow, 1977. (In Russian).
6. Gorshkova V. V. Ontology of continuous human education in the context of the emergence of a new type of sociality. Vestnik of the Orenburg State University [Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2014. № 2 (163). P. 73-78. (In Russian).
7. Camus A. The rebel man: philosophy, politics, art [Kamju A. Buntujushhij chelovek: filosofija, politika, iskusstvo]. Moscow, 1990. (In Russian).
8. Kandaurova A. V. Influence of social changes on the personality and professional activity of the teacher: adaptation limits. Specificity of pedagogical education in the regions of Russia [Specifika pedagogicheskogo obrazovanija v regionah Rossii]. 2016. № 1 (9). P. 16-19. (In Russian).
9. Kant I. Criticism of the ability of judgment [Kritika sposobnosti suzhdenija]. Compositions. Vol. 5. Moscow, 1966. (In Russian).
10. Krasnoshlykova O. G., Prikhodko E. V. Motivation of professional growth of teachers in modern conditions. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 47. (In Russian).
11. Milovanova N. G. Emotional intelligence: a new teacher resource or new requirements? Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 1 (25). P. 107-110. (In Russian).
12. National educational initiative "Our new school" (approved on February 4, 2010, Pr-271) [Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa "Nasha novaja shkola" (utverzhdena 04 fevralja 2010 g. Pr-271)]. Available at: http://old.mon.gov.ru. (In Russian).
13. Nietzsche F. On the other side of good and evil [Po tu storonu dobra i zla]. Moscow, 1999. (In Russian).
14. Sartre J.-P. Existentialism is humanism. Twilight of the gods [Sumerki bogov]. Moscow, 1989. (In Russian).
15. Safarova N. A. Competitions of professional skills — an actual form of increasing the professional competence of teachers (experience of Yaroslavl). Educational panorama [Obrazovatel'naja panorama]. 2014. № 2 (2). P. 55-61. (In Russian).
16. Soloviev V. S. The general meaning of art. Philosophy of art and literary criticism [Filosofija iskusstva i literaturnaja kritika]. Moscow, 1991. (In Russian).
УДК/uDC 377.5 Л. В. Казакова
L. Kazakova
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАцИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ
about results of PRACTICALLY-ORIENTED (dual) TRAINING IMPLEMENTATION
Введение. В статье представлено исследование по проблеме повышения качества подготовки и мотивации обучающихся к трудоустройству на высокотехнологичные предприятия машиностроительной отрасли. Цель статьи — описание результатов практико-ориентированного (дуального) обучения в профессиональных образовательных организациях машиностроительного профиля на основе данных анкетирования обучающихся.
Методология. Исследование проведено посредством изучения и обобщения литературы по проблеме, проведенного эксперимента, анкетирования, математической обработки и анализа полученных данных.
Результат заключается в проверке гипотезы, что практико-ориентированное (дуального) обучение, учитывающее текущие и перспективные потребности предприятий высокотехнологичного машиностроения, обеспечивает качество подготовки выпускников и формирует положительное отношение обучающихся к получаемой профессии.
Заключение. Практико-ориентированное (дуальное) обучение может быть использовано в профессиональных образовательных организациях с целью совершенствования методов преподавания.
Introduction. The article presents a study on the problem of Improving quality of training and motivation of students training for an employment in high-tech enterprises of the machine-building indus-
try. The purpose of the article is to describe the results of practice-oriented (dual) education in professional educational organizations of the machine building profile based on questionnaire survey data.
Methodology. The research was carried out by studying and generalizing literature on the problem, by conducting an experiment, a questioning, mathematical processing and analysis of the data.
The result consists in testing of hypothesis containing the following idea: practice-oriented (dual] training, taking into account current and future needs of high-tech engineering enterprises, ensures quality of graduate training and forms positive attitude of students towards their profession.
Conclusion. Practice-oriented (dual) training can be used in professional educational organizations to improve teaching methods.
Ключевые слова: позитивное отношение к получаемой профессии, мотивация к трудоустройству, результаты практико-ориентированного обучения.
Keywords: positive attitude towards profession, employment motivation, results of practice-oriented training.
Введение
На современном этапе развития высокотехнологичного машиностроения предприятия отрасли испытывают острую потребность в кадрах среднего звена соответствующего уровня квалификации. Как правило, работодатели участвуют в образовательном процессе: согласуют образовательные программы, предоставляют места практики. Однако с их стороны нередки претензии к качеству подготовки выпускников, а некоторые обучающиеся демонстрируют слабую мотивацию к дальнейшему трудоустройству по полученной профессии / специальности. В такой ситуации остро встает проблема изменения содержания, педагогических методов, форм организации профессионального обучения, которые учитывали бы квалификационные требования отрасли и стимулировали положительное отношение обучающихся к получаемой профессии [1].
Изучение требований развивающихся предприятий к выпускникам (быстро встраиваться в существующую на производстве систему разделения труда и мобильно адаптироваться к модификации или внедрению новых материалов, оборудования, появлению сложных задач] показало, что обучение должно ориентироваться на текущие и перспективные (прогнозируемые. — Ред.] потребности производств.
Наиболее эффективно, на наш взгляд, решает задачи ориентации профессиональной подготовки на потребности предприятий дуальное обучение. Оно обеспечивает овладение востребованными профессиональными умениями, компетенциями, освоение норм производственного процесса, вхождение в трудовой коллектив и тем самым позволяет выпускникам быстро адаптироваться к условиям на производстве [2; 8].
Педагогические практики по формированию положительного отношения к профессиональной деятельности выделяют ряд условий, влияющих на мотивацию: успешная реализация деятельности, осознание динамики ее освоения, наращивание внутренних ресурсов для решения профессиональных задач. За счет организации рефлексии, осознания способов преодоления образовательных и профессиональных дефицитов как новых внутренних ресурсов [7] (ответ на вопрос «Чему я научился?»] происходит развитие универсальных компетенций, определяющих готовность к изменению ситуации и в этом смысле обслуживающих перспективные потребности предприятий.
На основе проведенного анализа была сформулирована гипотеза исследования. Если образовательная программа будет выстроена с учетом востребованных работодателем компетенций, формирование которых будет происходить во время теоретического обучения путем решения учебно-профессиональных задач, смоделированных с включением технологических процессов предприятий, и изготовления необходимых предприятию продуктов в реальной производственной ситуации на всех видах практики, то в результате повысятся качество подготовки, мотивация к дальнейшему трудоустройству по полученной профессии/специальности.
Была разработана методика практико-ориентированного обучения как продуктивного действия, включающего в себя элементы дуальной подготовки и решения учебно-профессиональных задач [3; 5]. Внедрение происходило в пяти профессиональных образовательных организациях по направлениям подготовки «Машиностроение», «Информационные системы», «Радиоаппаратостроение» с привлечением ресурсов трех ведущих российских предприятий.
В результате реализации спроектированной образовательной программы предприятия, участвовавшие в образовательном процессе, отметили повышение качества подготовки и увеличение количества выпускников, в отношении которых ими принято положительное решение о трудоустройстве.
Методология
Для изучения отношения к получаемой профессии был проведен опрос обучающихся и выпускников по трем группам вопросов, устанавливающих связи между образовательной программой и будущей профессией, образовательной программой и новыми внутренними ресурсами, а также новыми внутренними ресурсами и будущей профессией: как изменилось за время обучения отношение к выбору профессии, насколько выбор этой профессии себя оправдал; мнение об образовательной программе в целом и какие «приращения» в знаниях, умениях произошли за время ее освоения; требуется ли дополнительная подготовка для работы на предприятиях машиностроительной отрасли, представления о будущем трудоустройстве.
В анкетировании приняли участие 438 студентов 1-3-го и выпускных курсов, из которых 288 человек практико-ориентированной формы обучения, в том числе 66 выпускников, и 150 человек традиционного обучения, в том числе 29 выпускников. Исследование проводилось в 2016, 2017 гг.
На вопрос «Изменились ли Ваши представления о профессии за время обучения?» 78 % обучающихся практико-ориентированного обучения и 63 % традиционного обучения ответили, что за период обучения у них произошли положительные изменения. Противоположная динамика зафиксирована у тех обучающихся, которые не сожалеют о выборе профессии (в зависимости от курса и формы обучения).
Не сожалеют о выборе профессии Практико-ориентированное обучение, % Традиционное обучение, %
2-й курс 88 88
3-й курс 89 75
4-й курс 92 71
К окончанию обучения наблюдается снижение оценки правильности выбора профессиональной деятельности выпускниками традиционного обучения.
Как следствие выше обозначенной проблемы, на вопрос «Считаете ли Вы, что следует улучшить программу обучения?» положительно ответила половина опрошенных традиционного обучения (56 %) и треть практико-ориентированного (33 %).
Для изучения, чему научились обучающиеся при освоении образовательной программы, в чем их «приращения», были даны вопросы в открытой форме. Ответы на вопрос «На занятиях в техникуме (колледже) мне понравилось...» указали на рейтинг основных учебных процессов, вызвавших наибольший интерес при освоении теоретической части программы.
Основные процессы Практико-ориентированное обучение, % Традиционное обучение, %
Учеба, работа на занятиях, общение 33 18
Реализация практической деятельности 29 47
Изучение тем, которые пригодились на практике 24 14
Ничего не понравилось 14 21
Студенты практико-ориентированного обучения выделяют как наиболее интересные технологии взаимодействия общение со сверстниками и преподавателями по поводу решения учебно-профессиональных задач. Значительная доля выбравших практическую деятельность подтверждает, что именно она обладает потенциалом для вовлечения обучающихся в учебно-профессиональную деятельность. Следует обратить внимание, что каждый пятый в группе традиционного обучения и каждый седьмой группы практико-ориентированного не смогли выделить во время обучения зону личного интереса.
Отличительной особенностью в ответах на вопрос «Во время прохождения практики я понял (а), что...» у студентов 2-го курса практико-ориентированного обучения часто упоминается отношение к знаниям: «без знаний на практике никак»; «необходимо хорошо знать материальную часть». В это время студенты традиционного обучения открывают, что «знания можно применить для изготовления деталей с высокой ответственностью», и только выпускники традиционного обучения подтверждают, что «все дисциплины, которые мы изучаем, нам пригодились». С точки зрения формирования отношения к знаниям у студентов практико-ориентированного обучения формируется значимость знаний на ранних курсах, а осмысление этого факта у студентов традиционного обучения наступает тогда, когда программа практически завершена.
Ответы на вопрос «Во время профессионального обучения для меня стало открытием...» предполагают воспроизведение тех сильных впечатлений, которые явились результатом преодоления трудностей в учебно-профессиональной деятельности, требующих освоения нового знания, овладения новыми умениями [6].
Курс Типы «открытий» Практико-ориентированное обучение Традиционное обучение
2-й Профессиональные Квалитеты точности, работа с инструментами различных видов Точность и быстродействие станков
Учебные Преподаватели обучают актуально и правильно; необходимо иметь дополнительные знания по электротехнике, механике, электронике —
Отношение к профдеятельности Работа очень ответственная —
3-й Профессиональные Станки с ЧПУ, программирование, 3й-моделирование; разработка управляющих программ для станков с ЧПУ Станки с ЧПУ, программирование; нужен иностранный язык; токари используют 3й-моделирование
Функциональные Как организован труд на предприятии, спектр продукции, оборудование на предприятии Продукцию, произведенную на заводе, и инструменты
Учебные Работа в команде —
Отношение к профдеятельности Выбранная специальность является перспективной Технологии постоянно совершенствуются
4-й Профессиональные Создание управляющих программ с помощью систем MasterCAM и 3й-моделирования Жесткость требований; работающие старые гибридные станки
Функциональные Порядок производства продукции — как функционирует цех на заводе Как работать с людьми в рабочей обстановке
Учебные Работа в команде — как преподаватели помогают в решении задач —
Отношение к профдеятельности Необходима работа в команде; хорошая зарплата операторов Работа на станках творческая; профессия требует ответственности и внимания
Из ответов респондентов видно, что студенты экспериментальных групп более предметно обозначают освоенные профессиональные знания и умения. Наш взгляд, это напрямую связано с наличием у обучающихся практико-ориентированного обучения учебных открытий во время решения учебно-профессиональных задач.
Приведенные выше «функциональные знания» — это понимание политики, процедур, практики и функциональных взаимосвязей, установленных на предприятии, оказывающих существенное влияние на эффективность работы всей организации как системы в целом1 [4]. Обучающиеся
1 Значимость показателя функциональных знаний для работодателя высока, для инженера, например, уровень значимости специальных знаний работодатели оценивают в 32 %, функциональных — 26 %. Это выше, чем инициативность (24 %) и ответственное отношение к работе (19 %).
практико-ориентированного обучения демонстрируют более глубокие познания в организации производственного процесса.
Группа традиционного обучения не обозначила учебных открытий. Можно предположить, что практика смены типов задач не стала предметом обучения, а это и есть формирование готовности осваивать развивающуюся профессиональную деятельность.
На вопрос о соответствии уровня присваиваемой квалификации требованиям машиностроительных предприятий ответы распределились следующим образом.
Знаний, умений и опыта хватит, чтобы устроиться на работу Практико-ориентированное обучение, % Традиционное обучение, %
2-3-й курсы 48 63
Выпускной курс 61 35
Необходимо будет дополнительно учиться непосредственно на рабочем месте
2-3-й курсы 46 37
Выпускной курс 29 59
Значительная часть выпускников практико-ориентированного обучения (61 %) и только треть традиционного (35 %) уверены, что знаний, умений и опыта достаточно, чтобы устроиться на работу.
На 2-3-м курсах практически половина студентов практико-ориентированного обучения и традиционного (группа традиционного обучения чуть больше — 63 %) уверены, что их квалификация соответствует рабочему месту. Ситуация резко меняется на выпускном курсе — у студентов практико-ориентированного обучения растет эта уверенность, а в группе традиционного — резко падает: 59 % обучающихся считают, что их подготовки не достаточно.
Значительная часть выпускников практико-ориентированного обучения (71 %□) и только половина группы традиционного (56 %□) ответили утвердительно на вопрос «Готовы ли Вы к работе по выбранной профессии/специальности?».
На вопрос «Собираетесь ли Вы по окончании учреждения работать по выбранной специальности?» ответы распределились следующим образом.
Варианты ответов Практико-ориентированное обучение, % Традиционное обучение, %
Собираюсь работать по специальности 57 36
Нет, не собираюсь работать по специальности 9 28
Еще не определился 30 36
Обучающиеся группы практико-ориентированного обучения мотивированы на работу по выбранной специальности. В группе традиционного обучения практически треть опрошенных демонстрируют негативное отношение к работе по полученной специальности. Высок процент неопределившихся. Мы предполагаем, что это связано с участием в опросе младших курсов, что уже задает направление для развития практико-ориентированного обучения с использованием ресурсов предметов общеобразовательного цикла.
Результаты
Результаты практико-ориентированного обучения, выстроенного с учетом востребованных работодателем компетенций, путем решения учебно-профессиональных задач во время теоретического обучения и выполнения реальных производственных заданий на практике, подтверждают его эффективность в повышении качества подготовки и формировании у обучающихся положительной мотивации к профессии и дальнейшему трудоустройству.
Заключение
Предложенный подход может быть использован профессиональными образовательными организациями для совершенствования методов преподавания.
Литература
1. Адольф В. А., Вылегжанина И. С. Перспектива использования технологии управления знаниями при подготовке кадров для транспортной отрасли // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 3А. С. 157-171.
2. Адольф В. А., Дашкова Е. К. Адаптация студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 61-67.
3. Адольф В. А., Казакова Л. В. Формирование готовности педагога к реализации практико-ориентированного обучения // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 7. С. 22-24.
4. Адольф В. А. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения // Профессиональное образование: отечественный опыт и международные практики : сб. ст. VII Междунар. науч. чтений. М., 2015. С. 331-337.
5. Адольф В. А. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. Вып. 1 (31). С. 6-11.
6. Адольф В. А., Юрчук Г. В. Профессиональная социализация личности в процессе субъектно ориентированного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21). С. 5-8.
7. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-18.
8. Казакова Л. В. О готовности выпускников к профессиональной деятельности // Академический журнал Западной Сибири. 2016. № 2. С. 48-49.
References
1. Adolf V. A., Vylegzhanina I. S. Vista using knowledge management technology training for the transportation industry. Pedagogical journal [Pedagogicheskij zhurnal]. 2017. Vol. 7, № 3A. P. 157-171. (In Russian).
2. Adolf V. A., Dashkova E. K. Adaptation of students to the future professional activity. Siberian pedagogical journal [Sibirskij pedagogicheskij zhurnal]. 2017. № 1. P. 61-67. (In Russian).
3. Adolf V. A., Kazakova L. V. Formation of readiness of teachers for the praktiko-focused training realization. Professional education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica]. 2017. № 7. P. 22-24. (In Russian).
4. Adolf V. A. Guantitative evaluation of competence of graduates of an integrated learning system. Professional education: experience and international practice [Professional'noe obrazovanie: otechestvennyj opyt i mezhdunarodnye praktiki]:collection of articles of VII international scientific readings. Moscow, 2015 P. 331-337.
5. Adolf V. A. Training future teachers to professional activity in conditions of implementing professional standards. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafeva [Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva]. 2015. Iss. 1 (31). P. 6-11. (In Russian).
6. Adolf V. A., Urchuk G. V. Professional socialization of personality in the process of subject oriented education. Izvestiya of Saratov university. New series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology [Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija]. 2017. Vol. 6, № 1 (21). P. 5-8. (In Russian).
7. Davydov V. V., Slobodchikov V. I., Zuckerman G. A. Junior schoolboy as an educational activity. Questions of psychology [Voprosy Psihologii]. 1992. № 3-4. P. 14-18. (In Russian).
8. Kazakova L. V. About the preparedness of graduates to the profession. Academic journal of Western Siberia [Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri]. 2016. № 2. P. 48-49. (In Russian).
УДК/uDC 378.14:51 Ю. С. Кострова
Y. Kostrova
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ-БИОЛОГАМ
peculiarities of teaching higher mathematics to students-biologists
Введение. В статье рассматриваются особенности математической подготовки студентов биологических специальностей. Цель статьи — продемонстрировать особенности содержательного наполнения математических дисциплин в соответствии с потребностями будущей профессиональной деятельности студентов-биологов.
Методология. Методологической основой исследования являются компетентностный, дея-тельностный, профессионально ориентированный подходы к обучению. Анализируются научная литература, результаты исследований в области математической биологии, опыт отечественных и зарубежных педагогов.