Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ...
VTTK" I -—v L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0051 fc^»THTMhttps://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ © Автор(ы) 2021 SPIN-код: 8461-9788 AuthorlD: 467726
ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гостеприимство и межкультурная коммуникация» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: [email protected]) Аннотация. Соблюдение университетами требований федеральных государственных образовательных стандартов обуславливает необходимость поиска способов активизации деятельности студента как полноправного субъекта образовательного процесса. Деятельностный подход выступает в качестве одного из основополагающих подходов в подготовке современного компетентного специалиста. Цель статьи заключается в анализе опыта реализации идей деятельностного подхода в профессиональном образовании. Деятельностный подход предполагает активизацию потребности студента в самообразовании, возникновение новых научных, профессиональных и практических интересов обучающегося как самостоятельного субъекта. В статье выделяется многообразие видов деятельности, формирующих профессиональную компетентность студента на основе субъект-субъектных отношений. Среди них специально организованная учебная и общественная, научно-исследовательская и практическая виды деятельности. Раскрыты принципы сотрудничества и взаимопонимания, деятельности и непрерывности, целостности и креативности. Представлено применение инновационных технологий, механизмы и способы реализации деятельностного подхода в электронной среде. Исследование, направленное на изучение готовности студентов вуза к осуществлению будущей профессиональной деятельности, позволило определить возможности деятельностного подхода и уровень готовности обучающихся. Опираясь на полученные данные, была выявлена необходимость дальнейшего совершенствование процесса реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании.
Ключевые слова: деятельностный подход, профессиональное образование, высшая школа, профессиональная деятельность, самообразование, компетентность, компетентностный подход, преподаватель, студент, инновационные технологии, электронные технологии, самостоятельность, готовность к профессиональной деятельности.
IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF THE ACTIVE APPROACH IN HIGHER SCHOOL
© The Author(s) 2021
KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department "Hospitality and Intercultural Communication" Volga State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarina st., 4, e-mail: [email protected]) Abstract. Compliance by higher schools with the requirements of federal state educational standards necessitates the search for ways to enhance the student's activity as a full-fledged subject of the educational process. The activity approach acts as one of the fundamental approaches in the training of a modern competent specialist. The purpose of the article is to analyze the experience of implementing the ideas of the activity approach in vocational education. The activity approach assumes the activation of the student's need for self-education, the emergence of new scientific, professional and practical interests of the student as an independent subject. The article highlights the variety of activities that form the professional competence of a student on the basis of subject-subject relations. Among them are specially organized educational and social, research and practical activities. The principles of cooperation and mutual understanding, activity and continuity, integrity and creativity are revealed. The application of innovative technologies, mechanisms and ways of implementing the activity approach in the electronic environment are presented. The study, aimed at studying the readiness of university students to carry out future professional activities, made it possible to determine the possibilities of the activity approach and the level of readiness of students. Based on the data obtained, the need for further improvement of the process of implementing the activity approach in vocational education was identified.
Keywords: activity approach, vocational education, higher school, professional activity, self-education, competence, competence-based approach, teacher, student, innovative technologies, electronic technologies, independence, readiness for professional activity.
ВВЕДЕНИЕ нологий, используемых вузами в формировании компе-
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- тентности студентов [2]. ными научными и практическими задачами. Реализация Готовность студентов к профессиональной дея-требований Федеральных государственных образова- тельности является одним из ключевых вопросов, рас-тельных стандартов высшего образования предполагает сматриваемых учеными в области профессионального подготовку студента как активного полноправного субъ- образования. Диагностика готовности студентов к проекта образовательного процесса. В этой связи возникает фессиональной деятельности представлена в работах потребность использования преподавателями подходов, И.М. Пучковой [3], В.В. Петрик [3]. Авторы выделя-активизирующих включение каждого студента в из- ют признаки и компоненты готовности обучающихся. учение материалов, самообразовательную деятельность. Реализация деятельностного подхода осуществляется на Деятельностный подход выступает как один из осново- основе системы принципов:
полагающих подходов в подготовке студентов высших - принципах сотрудничества и взаимопонимания учебных заведений для успешного осуществления им (умение работать в сотрудничестве позволяет студентам будущей профессиональной деятельности. обмениваться опытом и совместно достигать поставлен-
Анализ последних исследований и публикаций, в ко- ных целей); торых рассматривались аспекты этой проблемы и на - деятельности (формирование компетентности сту-которых обосновывается автор; выделение неразре- дента осуществляется в процессе его активной деятель-шенныхраньше частей общей проблемы. Формирование ности как субъекта образовательного процесса); профессиональной компетентности является одной из - непрерывности (непрерывность обеспечивает по-главных целей современного профессионального обра- этапность обучения, преемственность, переход от про-зования [1]. В статье рассматривается реализация идей стого к сложному);
деятельностного подхода на основе инновационных тех-_- целостности (формирование целостного представ-
KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF THE ACTIVE ...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ления студентов о будущей профессиональной деятельности);
- креативности (формирование у студентов способности решать профессиональные вопросы нестандартным способом) [3].
В.П. Грахов, Ю.Г. Кислякова и У.Ф. Симакова отмечают, что деятельностный подход предполагает:
- построение индивидуальной траектории обучения;
- использование современных образовательных технологий;
- создание условий для самоактуализации и самореализации личности студента;
- формирование компетентности студента в процессе решения проблемных задач на основе субъект-субъектных отношений;
- участие в культурно-массовых, общественных мероприятиях;
- формирование способности работать индивидуально и в сотрудничестве;
- формирование самостоятельности [4].
В работе М.А. Зориной представлена проектная деятельность как одна из интерактивных форм деятельност-ного подхода. Автор раскрывает ее как способ обучения, направленный на самостоятельную деятельность студентов, формирующий независимость принятия решений, навыки работы с большим объемом информации, умение работать как индивидуально, так и в команде [5].
Обосновывается актуальность исследования. Формирование профессиональной компетентности студента осуществляется только в процессе активной деятельности обучающегося. В данных условиях дея-тельностный подход приобретает особую актуальность [6]. Основная его идея заключается во включении обучающихся в активную познавательную деятельность на основе субъект-субъектных отношений. При этом, стоит отметить, что процесс обучения, в котором студент - равноправный субъект образовательного процесса, позволяет активизировать потребность студента в самообразовании и дальнейшем профессиональном самосовершенствовании, обеспечивая сохранение его конкурентоспособности на рынке труда. Его реализация позволит расширить возможности обучения студентов и подготовки их к будущей профессиональной деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе опыта реализации идей деятельностного подхода в профессиональном образовании.
Постановка задания. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность деятельностного подхода в процессе обучения студентов;
- рассмотреть возможности деятельностного подхода в подготовке студента как активного полноправного субъекта образовательного процесса.
Используемые методы, методики и технологии. В исследовании приняли участие студенты высшего учебного заведения в количестве 52 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Исследование готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности осуществлялось по выделенным критериям: самостоятельность выполнения заданий; творческий подход к выполнению заданий; способность к организации собственной деятельности и деятельности рабочих подгрупп; проявление лидерских качеств. В исследовании приведена статистическая обработка данных за 2019 и 2020 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В высших учебных заведениях предусмотрены различные виды деятельности, которые осуществляются на учебных занятиях, во время внеаудиторной учебной работы, научно-исследовательской работы. Студенты осуществляют деятельность на практических занятиях,
принимают участие в различных проектах и деловых играх, конкурсах профессионального мастерства и конференциях.
Студенты активно включаются в различные дискуссии, проводимые в том числе и в электронных условиях. В подготовку обучающихся внедряются инновационные технологии [7]. Современная организация деятельности студентов проводится на платформах дистанционного обучения и в приложениях [8-13].
Для выполнения заданий как в условиях смешанного, так и дистанционного обучения студенты объединяются в подгруппы, распределяют функции и обязанности, составляют поэтапный план деятельности, самостоятельно собирают информацию, отбирают наиболее актуальную и оформляют полученные результаты для защиты и презентации [14]. Студенты принимают активное участие в круглых столах и мозговых штурмах [15]. Растет количество участников научных конференций различного уровня [16]. Студенты заинтересованы в постоянном саморазвитии [17].
Нами была осуществлена проверка сформирован-ности готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Для этого было выделено несколько критериев, отраженных в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности
Критерий Показатель
Самостоятельность выполнения заданий Студент самостоятельно выполняет задания, изредка обращаясь к преподавателю за консультативной помощью
Творческий подход к выполнению заданий Студент нестандартно подходит к решению различных вопросов, часто предлагает несколько вариантов решения задачи
Способность к организации собственной деятельности и деятельности рабочих подгрупп Студент проявляет организаторские способности, осуществляет контроль, коррекцию и координацию действий, разделение функций и обязанностей, выстраивает отношения взаимной ответственности, умеет планировать и выстраивать поэтапную деятельность для достижения общих результатов
Проявление лидерских качеств Студент видит перспективы выполняемых проектов, аргументирует свою точку зрения, ответственен, наблюдателен, коммуникабелен, проявляет инициативу, гибкость (своевременно меняет планы для достижения целей), дипломатичен
*составлено автором
Вынужденный переход на онлайн-обучение в 2020 году, связанный с потребностью сохранения социальной дистанции и предотвращения рисков для здоровья обучающихся обусловил необходимость организации деятельности и взаимодействия студентов в электронной среде. Проведение занятий, конференций, защита проектов и другие виды деятельности осуществлялись посредством использования Zoom, TeamViewer, Moodle и других технологий. В процессе дистанционного обучения студенты сталкивались с различными трудностями. Однако, процесс обучения не был нарушен. Была организована индивидуальная, парная, групповая и коллективные формы работы. Обучающиеся могли взаимодействовать как с преподавателем, обращаясь за консультационной помощью, так и с одногруппниками.
В исследовании приняли участие студенты высшего учебного заведения. На диаграмме отражены результаты исследования уровня готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности в 2019 и 2020 году.
По сравнению с 2019 годом готовность обучающихся к профессиональной деятельности стала выше. В 2019 году высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности обладали 43% студентов, средним 45%. В 2020 году показатели возросли. Процент студентов с высоким уровнем готовности достиг 59%. Экстренный переход к дистанционному обучению позволил студен-
192
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ...
там раскрыть готовность к работе в любых условиях при сохранении субъект-субъектных отношений.
Рисунок - 1 Уровень готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности в 2019 и 2020 году (составлено автором)
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Современные исследования, посвященные реализации деятельностного подхода раскрывают формирование компетентности студента в процессе различных видов деятельности обучающихся. Исследование, представленное в работе, позволяет расширить и углубить имеющиеся материалы по данной теме.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Результаты исследования позволили выявить уровень готовности студентов высших учебных заведений к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Уровень готовности студентов в 2020 году оказался несколько выше, чем в 2019. Переход к онлайн-обучению обусловил необходимость оперативной адаптации к новым образовательным условиям. Большинство обучающихся, несмотря на имеющиеся трудности, справились с поставленными задачами. Реализация идей деятельностного подхода в современных условиях приобретает специфические черты за счет использования дистанционных технологий и внедрения в процесс обучения электронных образовательных инструментов. Электронные образовательные платформы и приложения для удаленного обучающего взаимодействия расширяют возможности подготовки. Деятельность студентов в онлайн-формате осуществляется при консультационной поддержке преподавателей. Поэтому качество формирования компетентности обучающихся остается на высоком уровне. Выполнение групповых и индивидуальных заданий, участие в конференциях, конкурсах и проектах осуществляется на основе субъект-субъектных отношений.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Полученные результаты могут быть использованы лицами, заинтересованными в совершенствовании подготовки обучающихся профессиональных учебных заведений. Реализация идей деятельностного подхода в формировании компетентности студентов с развитием электронных технологий и дистанционного обучения требует дополнительного внимания. Современные, динамично развивающиеся образовательные условия обуславливают необходимость дальнейшего изучения вопроса реализации деятельностного подхода в подготовке студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эхаева Р.М., Магомедова П.К., Джегистаева Л.И. Развитие креативности в проектной деятельности студентов //МНКО. 2020. №6 (85). С. 406-408.
2. Ваганова О. И., Бахарев Н. П., Булаева М. Н., Лапшова А. В., Кутепов М. М. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе // Amazonia Investiga. 2020. т. 9. №26. С. 383-390.
3. Пучкова И. М., Петрик В. В. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №4. С. 245-252.
4. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г. Симакова У.Ф. Деятельностный подход к усвоению, учению и обучению в вузе // Фотинские чтения. 2015. № 2 (4). С. 7-12.
5. Зорина Мария Александровна Метод проектов в реализации системно-деятельностного подхода в гуманитарном образовании // Проблемы науки. 2019. №2 (38). С. 49-50.
6. Кормилицына, Т. В. Новая педагогика и электронное обучение: история и современность / Т. В. Кормилицына //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 8-14.
7. Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н. Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования // Современное педагогическое образование. 2020. №8.
8. Ваганова О. И., Винникова И. С., Сундеева Л. А., Кутепов М. М., Попкова А. А. Формирование профессионально-педагогической направленности педагога профессионального обучения // Amazonia Investiga. 2020. т. 9. №25. С.350-355.
9. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.
10. Богданова А.В., Коростелев А.А. Анализ и програмирование учебного поведения студентов, обучающихся дистанционно //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 49-52.
11. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние COVID-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.
12. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.
13. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168
14. Кирдан. А.П. Организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2(4). C. 25-28.
15. Коваленко Ю. А., Никитина Л. Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №20. C. 229-231.
16. Чарикова И. Н. Научно-проектная деятельность студентов в компетентностном образовании //Вестник ОГУ. 2017. №10 (210). C. 158-162.
17. Felipe Arabelaez-Campillo D., Rojas-Bahamon M. J. Pandemics in globalization times //Amazonia Investiga. т. 9. № 27, С. 3-4.
Статья поступила в редакцию 22.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021