Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохленкова Людмила Анатольевна

Стремительное внедрение электронных технологий в различные сферы жизни общества актуализируют потребность в трансформации образовательного процесса в высших учебных заведениях в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса. Одной из первостепенных задач становится организация качественного процесса обучения в условиях информатизации процесса образования. Цель статьи заключается в исследовании информатизации в высшем профессиональном образовании. Информатизация представляет собой процесс, в основе которого лежит использование информационных систем и технологий, направленных на обеспечение доступности информации и повышение качества обучения. Информатизация предполагает массовое внедрение технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации, использование вузами технологических механизмов, отвечающих современному уровню развития науки и своевременное техническое обновление программно-аппаратного обеспечения. Высшие учебные заведения в условиях информатизации реализуют как смешанное обучение, так и дистанционное, позволяющие расширить сферу взаимодействия между образовательными организациями. Представленное в статье исследование показывает рост числа участников научных конференций, конкурсов проектов, различных конкурсов профессионального мастерства, организуемых в онлайн-пространстве между разными вузами. Информатизация образовательного процесса позволяет совершенствовать подготовку обучающихся, создавая дополнительные условия для взаимодействия с другими субъектами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATIZATION IDEAS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The rapid introduction of electronic technologies into various spheres of society's life actualizes the need to transform the educational process in higher educational institutions in accordance with the level of development of scientific and technological progress. One of the primary tasks is the organization of a high-quality learning process in the context of the informatization of the education process. The purpose of the article is to study informatization in higher professional education. Informatization is a process based on the use of information systems and technologies aimed at ensuring the availability of information and improving the quality of education. Informatization involves the massive introduction of technologies for collecting, processing, storing and transmitting information, the use of technological mechanisms by universities that meet the modern level of development of science and the timely technical update of software and hardware. Higher educational institutions in the context of informatization implement both blended learning and distance learning, allowing to expand the sphere of interaction between educational organizations. The research presented in the article shows an increase in the number of participants in scientific conferences, project competitions, various competitions of professional skills, organized in the online space between different universities. Informatization of the educational process allows improving the training of students, creating additional conditions for interaction with other subjects of learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna DEVELOPMENT OF INFORMATIZATION IDEAS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V7TK" I l©2021 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 J ' ° |(cc) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0050 tfcderee(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ © Автор(ы) 2021 SPIN-код: 8461-9788 AuthorlD: 467726

ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гостеприимство и межкультурная коммуникация» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: lyuda-khokhlenkova@yandex.ru) Аннотация. Стремительное внедрение электронных технологий в различные сферы жизни общества актуализируют потребность в трансформации образовательного процесса в высших учебных заведениях в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса. Одной из первостепенных задач становится организация качественного процесса обучения в условиях информатизации процесса образования. Цель статьи заключается в исследовании информатизации в высшем профессиональном образовании. Информатизация представляет собой процесс, в основе которого лежит использование информационных систем и технологий, направленных на обеспечение доступности информации и повышение качества обучения. Информатизация предполагает массовое внедрение технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации, использование вузами технологических механизмов, отвечающих современному уровню развития науки и своевременное техническое обновление программно-аппаратного обеспечения. Высшие учебные заведения в условиях информатизации реализуют как смешанное обучение, так и дистанционное, позволяющие расширить сферу взаимодействия между образовательными организациями. Представленное в статье исследование показывает рост числа участников научных конференций, конкурсов проектов, различных конкурсов профессионального мастерства, организуемых в онлайн-пространстве между разными вузами. Информатизация образовательного процесса позволяет совершенствовать подготовку обучающихся, создавая дополнительные условия для взаимодействия с другими субъектами обучения.

Ключевые слова: информатизация, информатизация образования, высшее учебное заведение, электронные технологии, высшее профессиональное образование, студент, электронная платформа, облачные технологии, научно-технический прогресс, онлайн-пространство.

DEVELOPMENT OF INFORMATIZATION IDEAS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

© The Author(s) 2021

KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department "Hospitality and Intercultural Communication" Volga State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarina st., 4, e-mail: lyuda-khokhlenkova@yandex.ru) Abstract. The rapid introduction of electronic technologies into various spheres of society's life actualizes the need to transform the educational process in higher educational institutions in accordance with the level of development of scientific and technological progress. One of the primary tasks is the organization of a high-quality learning process in the context of the informatization of the education process. The purpose of the article is to study informatization in higher professional education. Informatization is a process based on the use of information systems and technologies aimed at ensuring the availability of information and improving the quality of education. Informatization involves the massive introduction of technologies for collecting, processing, storing and transmitting information, the use of technological mechanisms by universities that meet the modern level of development of science and the timely technical update of software and hardware. Higher educational institutions in the context of informatization implement both blended learning and distance learning, allowing to expand the sphere of interaction between educational organizations. The research presented in the article shows an increase in the number of participants in scientific conferences, project competitions, various competitions of professional skills, organized in the online space between different universities. Informatization of the educational process allows improving the training of students, creating additional conditions for interaction with other subjects of learning.

Keywords: informatization, informatization of education, higher educational institution, electronic technologies, higher professional education, student, electronic platform, cloud technologies, scientific and technological progress, online space.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях развития научно-технического прогресса появляется необходимость во внедрении электронных технологий и технических средств в образовательный процесс. Использование онлайн-технологий способствует организации оперативного взаимодействия студентов для выполнения заданий и решения поставленных задач в любое удобное время. Реализация идей информатизации способствует разрешению значимого вопроса организации самостоятельной работы студентов. В условиях увеличения доли самостоятельной работы студентов возникает потребность в поиске средств и технологий для ее качественного выполнения обучающимися. С помощью систем управления образовательным процессом (ЬМБ) преподаватель имеет возможность отслеживать выполнение заданий и осуществлять своевременный контроль с любого устройства.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Информатизация

широко рассматривается в научных исследованиях: В. С. Володченко, Д. С. Ланцова, О. Ю. Ивлев, Т.А. Ме-тельницкая, К. А. Бышок, Э. В. Романов [1]. Н.Б. Ко-лосницина рассматривает проблемы и перспективы информатизации в образовании, подчеркивая, что информатизация решает проблемы:

- интеграции различных видов образовательной деятельности;

- обеспечения непрерывности образования;

- совершенствования информационных технологий;

- совершенствования программного и методического обеспечения учебного процесса [2].

А.С. Коломейченко в своих работах отмечает, что в процессе информатизации должны быть реализованы следующие мероприятия:

- создание качественных информационных ресурсов;

- обеспечение качественного Интернет-соединения;

- интеграция различных баз данных;

- формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса [3].

В процессе дистанционного обучения задачи преподавателя состоят в:

- консультационном сопровождении обучающихся;

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВЫСШЕМ ...

- поддержке и организации обратной связи с обучающимися;

- раскрытии внутренних потенциальных возможностей обучающихся, их самостоятельности;

-организации процесса для свободной коммуникации, группового обсуждения и обмена мнениями;

- создание условий сотрудничества.

Н.Р. Енгалычева отмечает, что информатизация предполагает применение новых технических средств, привлечение современного компьютерного оборудования и программных средств в учебном процессе [4]. Информатизацию раскрывает А.А. Меджидова, рассматривая информатизацию как процесс создания и развития информационных средств и технологий [5]. К.А. Клепикова целями информатизации образовательного пространства называет: организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса с внедрением электронных механизмов; доступ к различной информации; повышение качества образовательного процесса [6].

Обосновывается актуальность исследования. Современные требования к подготовке конкурентоспособного специалиста и активное развитие научно-технического прогресса обуславливают внедрение электронных технологий в образовательный процесс. Возникает необходимость исследования влияния информатизации на процесс обучения в высших образовательных учреждениях.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Реализация идей информатизации в образовании является достаточно широким направлением для исследования. Целью данной работы является исследование информатизации в высшем профессиональном образовании.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо:

- выявить сущность информатизации;

- определить возможности электронных технологий, применяемых высшими образовательными учреждениями.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проведено исследование количества студентов, принимающих участие в различных онлайн-конфе-ренциях, профессиональных конкурсах и вебинарах за трехлетний период. В исследовании приняли участие студенты высшего учебного заведения. Среди студентов был проведен опрос, направленный на изучение их мнения об информатизации образования и использовании электронных технологий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Реализация смешанного обучения осуществляется с использованием в аудиторных условиях интерактивных досок, мультимедийных устройств, документ-камер, соответствующего программного обеспечения [7]. Для выполнения работ используется электронная образовательная платформа Moodle, где располагаются задания, лекционный материал и ссылки на дополнительную информацию, которой студенты могут воспользоваться для углубленного изучения вопроса. Изучение материалов на платформе организуется по модульному принципу [8-11].

В вузах используются «облачные» технологии, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса за счет устойчивого канала доступа для бесперебойной работы с серверами. Использование «облачных» технологий позволяет при необходимости гибко менять аудитории или же выполнять работу с любого устройства вне рамок учебного заведения [12].

Общий файл хранится в «облаке». Каждый студент, имеющий доступ к «облаку» может использовать эту информацию и выполнять задания [13]. Несколько пользователей одновременно редактируют файл. «Облачные

решения» активно используются при ведении научно-исследовательской и проектной работы [14].

В обучение студентов высших учебных заведений с каждым годом внедряются новые электронные технологии. Образовательные технологии адаптируются вузами под новый процесс обучения, подчиненный информатизации. На диаграмме представлено количество обучающихся, принявших участие в различных научных онлайн-конференциях, вебинарах и конкурсах профессионального мастерства за период с 2018 по 2020 год.

Рисунок 1 - Количество участников онлайн-кон-ференций, вебинаров и конкурсов профессионального мастерства

С каждым годом заинтересованность студентов в онлайн-мероприятиях растет. Информатизация образования позволяет привлечь к обучению специалистов из разных городов и стран. Проведение мастер-классов от ведущих специалистов становится перспективным развивающимся направлением.

Среди студентов был проведен опрос, направленный на изучение их мнения об информатизации образования и использовании электронных технологий. В таблице представлен фрагмент опроса, разработанного специально для студентов высших учебных заведений.

Таблица 1 - Опрос студентов высшего учебного заведения

Вопрос Ответ

Как Вы считаете, эффективны ли используемые в образовательном процессе электронные технологии? Да - 87% Нет - 13%

Достаточно ли удобны в использовании электронные курсы? Да - 85% Нет - 15%

Устраивает ли Вас интерфейс используемых электронных образовательных платформ? Да - 90% Нет - 10%

Какие преимущества Вы могли бы выделить в дистанционном обучении? Гибкость обучения (выполнение заданий в удобное время) - 68%; Обучение в комфортных, привычных условиях - 70% Доступность учебного материала - 90% Обратная связь с преподавателем - 73%

Что, на Ваш взгляд, вызывает затруднения на дистанционном обучении? Отсутствие живого общения - 80% Технические проблемы - 69% Несвоевременность консультаций преподавателя - 26% Увеличение образовательной нагрузки - 87%

*составлено автором

Мы можем заметить, что влияние электронных технологий на образовательный процесс за рассматриваемый период значительно возросло. Технологии позволяют студентам расширить возможности изучения материала, однако с переходом на дистанционное обучение

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

189

KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna DEVELOPMENT OF INFORMATIZATION IDEAS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

студенты отмечают затруднения, которые влияют на их успеваемость.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Полученные результаты позволяют рассмотреть влияние информатизации на образовательный процесс в динамике.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Информатизация образовательного процесса оказывает значительное влияние на сферу профессионального обучения. С каждым годом все больше студентов участвуют в онлайн-конферен-циях, конкурсах, изъявляют желание участвовать в он-лайн-мастер-классах со специалистами разных направлений из разных городов. Проведенный опрос позволил установить, что используемые электронные технологии в процессе обучения студенты активно используют, отмечают их преимущества. Однако полный переход к дистанционному обучению обозначил некоторые затруднения. Среди них студенты в основном отмечают отсутствие живого общения, технические проблемы, увеличение образовательной нагрузки, несвоевременность консультаций преподавателя. Несвоевременные консультации возникают из-за технических проблем.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Информатизация образовательного процесса - явление, которое стоит подвергать систематическому мониторингу, так как с каждым годом электронные технологии трансформируются и видоизменяются и требуют адаптации к учебному процессу. Поэтому исследование данной темы является одним из самых перспективных направлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Володченко В. С., Ланцова Д. С., Ивлев О. Ю., Метельницкая Т. А., Бышок К. А., Романов Э. В. Процесс информатизации // Достижения науки и образования. 2018. №19 (41).С. 26-27.

2. КолосницынаН. Б. Информатизация в образовании: проблемы и перспективы //Пермский педагогический журнал. 2019. №10. С. 6365.

3. Коломейченко А.С. Инновационные образовательные технологии высшей школы // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (31 января 2013 г., г. Тамбов). - Тамбов, 2013. - С. 86-87.

4. Енгалычева Н. Р. Информатизация сферы образования // Образование и проблемы развития общества. 2020. №1 (10). С. 49-53.

5. Меджидова А.А. Информатизация в образовании // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. №4. С. 113-118.

6. Клепикова К.А. Информатизация образовательного учреждения //Проблемы педагогики. 2018. №7 (39). С. 20-21.

7. Ваганова О. И., Винникова И. С., Сундеева Л. А., Кутепов М. М., Попкова А. А. Формирование профессионально-педагогической направленности педагога профессионального обучения // Amazonia Investiga. 2020. т. 9. №25. С.350-355.

8. Кирдан. А.П. Организационные основы профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2(4). C. 25-28.

9. Миронова Ю.Н. Использование дистанционных технологий при проведении занятий: LMS MOODLE, GOOGLE КЛАСС, MICROSOFT TEAMS // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 177-182.

10. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

11. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

12. Ваганова О. И., Бахарев Н. П., Булаева М. Н., Лапшова А. В., Кутепов М. М. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе // Amazonia Investiga. 2020. т. 9. №26. С. 383-390.

13. Felipe Arabelaez-Campillo D., Rojas-Bahamon M. J. Pandemics in globalization times //Amazonia Investiga. 2020. т. 9. № 27, Pp. 3-4.

14. Alsraisry, N., Albakheet, H.,Alsajjan, N., Aldaajani, N. Blended Learning Approach for Deaf or Hard of Hearing Students: Investigating university teachers' views // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. № 2. Pp. 36-44.

Статья поступила в редакцию 13.12.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.