2023. № 1(9). С. 74-8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
Pedagogical perspective. 2023; 1(9): 74-80.
Научная статья УДК 378.14
https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_74
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Н.Г. Хмызова
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орёл, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлена реализация практико-ориентированного подхода к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Построена личностно-ориентиро-ванная модель подготовки студентов бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) при преподавании педагогических дисциплин. Охарактеризованы составляющие её компоненты: 1) содержание дидактического материала, отражающее ключевые позиции профессиональной деятельности; 2) стиль взаимодействия преподавателя и обучающегося; 3) профессиональное содержание и уровень практической деятельности. Приведены примеры разработанных на основе практико-ориентированного подхода образовательных модулей, используемых при изучении педагогических дисциплин.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, педагогическая деятельность, практико-ориентированный подход, модель, условия
Для цитирования: Хмызова Н.Г. Реализация практико-ориентированного подхода к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 74-80. Ьир8:/Мо^ог£/10.55523/27822559_2023_Ц9)_74
IMPLEMENTATION OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS
N.G. Khmyzova
Orel State University, Orel, Russia, [email protected]
Abstract. The implementation of a practice-oriented approach to the formation of professional competencies of future teachers is presented. A student-oriented model of training undergraduate students in the direction 44.03.04 Vocational training (by industry) in teaching pedagogical disciplines has been built. Its components are characterized: 1) the content of the didactic material, reflecting the key positions of professional activity; 2) the style of interaction between the teacher and the student; 3) professional content and level of practical activity. Examples of educational modules developed on the basis of a practice-oriented approach and used in the study of pedagogical disciplines are given.
Keywords: professional competence, pedagogical activity, practice-oriented approach, model, conditions
For citation: Khmyzova N.G. Implementation of a practice-oriented approach to the formation of professional competencies of future teachers. Pedagogical Perspective. 2023; 1(9): 74-80. https://doi.org/10. 55523/27822559_2023_1(9)_74 (In Russ.).
74
Хмызова Н.Г., 2023
В современных условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в нашей стране и мире возрастает актуальность проблемы подготовки специалистов, способных эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Важным её аспектом является формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций, определяющих их практическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности. По мнению современных учёных и практиков, значительным потенциалом в этом плане обладает практико-ориентиро-ванный подход.
Сегодня авторами активно исследуются общие вопросы использования практико-ориентированного подхода в системе высшего образования [1; 2; 3; 4 и др.], особенности его применения при подготовке будущих педагогов [5; 6; 7; 8 и др.], частные вопросы его реализации в отельных аспектах учебно-воспитательного процесса [9; 10; 11 и др.] и др.
Осуществляя своё исследование в данном направлении [12; 13 и др.], мы выявили, что процесс активного формирования профессиональных компетенций будущего педагога происходит более эффективно, если:
- применять комбинированные средства обучения, которые обладают развивающим потенциалом (активизируют творческую мысль, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом);
- использовать интерактивное взаимодействие на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- обучать в сотрудничестве на основе командно-игровой деятельности (интерактивный диалог, ролевая игра, коллективный творческий проект, презентации);
- использовать индивидуальные задания, предусматривать разное по
степени сложности участие в выполнении групповых заданий и др.
На наш взгляд, основным в организации образовательного процесса должно стать приобщение будущих педагогов к выявлению и разрешению конкретных профессиональных проблем, что вместе с проверкой полученных решений будет содействовать закреплению профессиональных знаний и умений, развитию самостоятельности мышления и деятельности, формированию интереса к учёбе.
Представим наш опыт применения практико-ориентированного подхода к подготовке студентов бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» при преподавании педагогических дисциплин.
Нами была построена личностно-ориентированная модель, включающая три компонента.
Первый компонент - содержание дидактического материала, отражающее ключевые позиции профессиональной деятельности. Подчеркнём, что сама по себе предлагаемая к изучению информация не несёт в себе мотивирующего посыла. Только форма подачи учебной информации способна вызывать положительную эмоциональную реакцию и побуждать студентов к получению знаний и освоению будущей педагогической профессии. Поэтому для преподавателя важно тщательно подойти к этому вопросу. По нашему мнению, эффективными являются проблемный, аналитический, разъяснительный способы, выбор проблемных ситуаций для совместного разбора и т.д. Для лучшего восприятия педагог может сделать акцент на определённых аспектах излагаемого материала, особенно интересных явлениях, процессах, подбирая необычные ассоциативные истории. Важным в этом плане является использование
реальных примеров и личного опыта педагога.
Второй компонент - стиль взаимодействия преподавателя и обучающегося. На формирование профессиональных компетенций особенно влияет изначальное представление и зарождение интереса к профессии. Важно, чтобы взаимодействие между преподавателем и студентами строилось на доверии, уважении, понимании способностей и потребностей. Если педагог транслирует своё позитивное отношение к будущей профессии и раскрывает её важность в социуме, при этом подаёт это эрудированно и аргументированно, то студенты в дальнейшем будут формировать подобное отношение.
Третий компонент - профессиональное содержание и уровень практической деятельности. В любой обучающий раздел необходимо включать три этапа - мотивационный, познавательный и оценочный (с элементами рефлексии деятельности).
На мотивационном этапе преподаватель должен донести до студентов важность конкретного материала образовательной программы: почему он будет полезен в дальнейшей профессиональной деятельности. Педагогические мотивы здесь могут формироваться по-разному как в содержательном смысле (направленные на предмет или деятельность), так и по форме (развёрнутой или сжатой) и алгоритмам (частным-общим, прямым-косвенным). Данный этап содержит три действия.
1. Постановка проблемной ситуации, чтобы обучающиеся включились в заданную тему и её содержание. Это действие осуществляется таким образом - преподаватель формулирует задачу, решить которую можно только после ознакомления с темой, далее обозначает значимость изучаемой темы и предлагает рассмотреть экспертный опыт в разрешении подобных задач.
2. Формулирование ключевой образовательной задачи по дисципли-
не. Данное действие как итог первого действия и является целью деятельности студентов на проводимом занятии. Здесь также подключаются параллельные действия - самоконтроль и самооценка.
3. План на будущее. После проведения мотивационного этапа и выполнения заданных действий определяется, каким образом необходимо действовать дальше, какой материал необходим, хватает ли обучающимся полученных знаний.
На познавательном этапе главное, чтобы обучающиеся начали активную деятельность. Для этого преподаватель может организовать ситуацию, при которой будет требоваться эмоциональная вовлечённость - симуляционные игры, тренинги, дискуссии, соревнования. Укажем, что при групповом характере образовательной деятельности профессиональная мотивация формируется быстрее, чем при индивидуальном. При этом обучающиеся могут получить положительный заряд от такого вида обучающей деятельности, и её результативность будет выше.
Оценочный этап (с элементами рефлексии) представлен аналитической деятельностью, направленной на оценку первых двух этапов. На нём подводятся итоги работы, разбираются возникшие трудности и сделанные ошибки. Для формирования положительной мотивации к педагогической работе обучающиеся непременно должны ощущать удовлетворение от своей деятельности, прохождения трудностей в обучении, разрешения профессиональных задач. Этот этап способствует укреплению познавательной и профессиональной мотивации, а также приданию ей устойчивости в закреплении формируемых компетенций.
Приведём примеры разработанных на основе практико-ориентированного подхода образовательных модулей, используемых при изучении педагогических дисциплин.
Модуль 1. Изучение сущности и методологии педагогической профессии.
Информационный блок: специфика методики профессионального обучения как научной области педагогических знаний; основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология; перспективы развития методики профессионального обучения.
Цель: изучить основные понятия методологии педагогической науки, определить сущность методики профессионального обучения, обозначить современное состояние и перспективы развития науки.
Задачи: сформировать профессиональную мотивацию в изучении материала курса, вызвать личный интерес к педагогической деятельности.
Средства обучения: интерактивная доска, флипчарт, ноутбук, планшетные компьютеры для обучающихся, канцелярские принадлежности, тулбокс.
Инструкции обучающимся: работая в парах с информационным модулем, выделите главные идеи, сформулируйте свои основные позиции. Определите отношение к представленным идеям. При выполнении задания будьте ответственны. Программа работы включает: работу с информационным модулем и самостоятельное осмысление информации; вопросы для самостоятельного изучения.
Практическая работа № 1. С помощью графической программы составить кроссворд педагогических понятий на основе ранее составленного глоссария.
Практическая работа № 2. Разработать презентацию на тему: «Педагогический профессионализм», «Педагогическое мастерство преподавателя», «Саморазвитие педагога».
Практическая работа № 3. Написать эссе на тему: «Ваше представление идеального образа педагога», «Может ли стать педагогом всякий человек?», «Возможно ли быть педагогом, не будучи оптимистом?»
Практическая работа № 4. Активный диспут. Проведение интерактивного раунда «Как относиться к другому человеку?». Проблемная ситуация: «Какие правила вы назовёте главными в общении?» Рефлексия занятия: «Сегодня на занятии Я» - выяснил ...; определил ...; обдумал ...; понял ...; чувствовал себя ...; сделал выводы ... .
Модуль 2. Проектно-конструктор-ская и исследовательская деятельность педагога.
Информационный модуль: педагогическое проектирование учебного процесса, разработка перспективно-тематического плана учебной дисциплины.
Практическая работа № 1. Работа с кейсом: «Разработать функциональные схемы проекта», «Планирование результатов обучения».
Сценарий работы с кейсом, проблемной ситуацией.
1. Запишите начальную формулировку проблемы.
2. Подчеркните ключевые слова.
3. Исследуйте каждое ключевое слово на предмет наличия скрытых предположений. Хороший способ сделать это - посмотреть, как меняется значение ключевого слова, если заменить его синонимом.
4. Исследовав, как выбор ключевых слов влияет на значение формулировки проблемы, подумайте, можете ли вы лучше переопределить проблему.
5. Целью является не изменение границ само по себе, но, скорее, более чёткое понимание того, как формулировка проблемы влияет на наше представление о её границах.
Рефлексия занятия. Проблема. Анализ проблемной ситуации. Нахождение решения. Выбор решения. Результат деятельности. Обоснование позиции. Анализ фактов.
Модуль 3. Комплексная обучающая профессиональная деятельность педагога (организаторская, коммуникативно-мотивирующая и информационная).
Информационный блок: формы организации обучения в образовательном учреждении; методы и приёмы обучения; выбор методов обучения на основе их классификации; формирование банка электронных ресурсов для учебного занятия и самостоятельной работы.
Семинарское занятие «Коммуникативные средства общения».
Цель: выяснить основные средства общения, разобрать вербальные и невербальные формы общения.
Средства обучения: интерактивная доска, флипчарт, ноутбук, планшетные компьютеры для обучающихся, канцелярские принадлежности, тулбокс.
Практическая работа.
Задания для обучающихся: работая в микрогруппах, составьте кластер, интелект-карту «Средства общения», «Правила жестов», «Правила этикета».
Инструкции обучающимся: кластер (гроздь) - выделение смысловых единиц в информации и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. В центре листа изображаем круг, в нем пишем сочетание «средства общения» - это наша тема, вокруг которой будут размещаться крупные смысловые единицы - виды средств общения. Соединяем их линиями с центром. Виды средств общения конкретизируем - дополняется «гроздь». Интеллект-карта - это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.
Далее рассмотрим необходимые организационные компоненты педагогических условий формирования профессиональных компетенций бакалавров и положительной мотивации к освоению профессии педагога.
1. Эмоциональный компонент: адекватная похвала, поощрение и порицание. Метод вознаграждения укрепляет уверенность в себе и стимулирует личностный рост, а также самореализа-
цию обучающегося. Однако следует отметить, что он в большей степени предназначен для обучающихся с низкой или средней самооценкой, тревогой и неуверенностью в себе, поскольку это приводит к имитации ситуации успеха. Для таких обучающихся важно использовать обучающие и ситуационные игры, создавать яркие визуальные и образные представления, ситуации успеха стимулирующие оценки, а также свободу выбора. Постановка задач эффективно применяется к обучающимся с высокой самооценкой, потому что у них хорошо развита рефлексия. Такие студенты, как правило, адекватно оценивают собственный потенциал, способности, слабые и сильные стороны, на которые педагог может ориентироваться.
2. Когнитивный компонент: опора на жизненный опыт, прогнозирование будущих результатов, побуждение обучающегося искать альтернативные решения. Результативным методом при этом является погружение в проблемные ситуации. Студентам нужно помочь внутренне ощутить ситуацию задания, увидеть и услышать всё, что их окружает. Абстрагирование в целом и переход к воображаемой эмоциональной системе помогает глубже понять суть задания. Также эффективным является использование метода «мозгового штурма», который стимулирует творчество и самостоятельную продуктивность.
3. Социальный компонент: формирование чувства коллективизма, желания сотрудничества. Преподаватель должен оценивать каждого студента индивидуально, тогда каждый из них будет отвечать за себя, даже работая в группе. Важно проявлять интерес и очень внимательно относиться к тому, что имеет значение для обучающегося, а также регулярно поддерживать и стимулировать его интересы. Всё это способствуют развитию у обучающегося стремления к успеху. Преподаватель должен также учитывать необходимо-
сти обращаться к каждому студенту в группе, так как обратная связь крайне важна. Основная задача каждого педагога - не только давать обучающимся новые знания, научить их чему-то, но способствовать развитию профессионального мышления.
В заключение отметим, что процесс формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов будет более эффективным, если преподаватель
организует свою деятельность в рамках специально созданной педагогической системы, в которой развитие креативного творчества и профессионального опыта обучающихся осуществляется с помощью активных и интерактивных образовательных технологий. Как показывает наш опыт, практико-ориенти-рованный подход позволяет построить такую систему в рамках реального образовательного процесса вуза.
Список литературы
1. Астафьева О.Е. Практико-ориентированный подход формирования образовательных программ при переходе на систему опережающей подготовки кадров // Вестник университета. 2020. № 3. С. 19-25. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-19-25
2. Багаева Э.М. Практико-ориентированный подход в развитии профессиональных компетенций у студентов бакалавров педагогического вуза // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2. С. 38-43.
3. Джамалдинова Э.А., Мусханова И.В. Практико-ориентированный подход в обучении бакалавров в педагогическом вузе // Kant. 2018. № 4(29). С. 23-26.
4. Скрыпник В.П. Практико-ориентированный подход в образовательных технологиях // Проблемы межрегиональных связей. 2022. № 18. С. 27-30. https://doi.org/10.54792/24145734_2022_ 18_27_30
5. Вахницкая М.Г. Профессиональная подготовка педагога на основе практико-ориентиро-ванного подхода // Наука и практика: Вестник Приднестровского научного центра РАО. 2021. Т. 1, № 2. С. 44-47.
6. Вяликова Г.С., Ермолаева С.А., Савельева С.С., Яковлева Т.В. Практико-ориентирован-ный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя современной школы // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. 2020. № 1(37). С. 30-36.
7. Пахтусова Н.А., Самсонова И.Г., Подмарева А.В. Интеграция практико-ориентированного и теоретического подходов как необходимое условие подготовки современных кадров в профессионально-педагогическом образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект.
2021. № 4(54). С. 33-41.
8. Ушатикова И.И. Практико-ориентированный подход в подготовке студентов педвуза к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3(70). С. 299-302.
9. Иванова Л.Н. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке студентов педвуза к воспитательной деятельности с детьми в каникулярное время // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN622.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
10. Комиссарова Т.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях практи-ко-ориентированного подхода // Среднее профессиональное образование. 2022. № 8(324). С. 43-46.
11. Ушатикова И.И., Рахманова А.Р. Реализация практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя на пропедевтическом этапе изучения педагогических дисциплин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 31-36.
12. Кузнецова Е.В., Хмызова Н.Г. Модель развития исследовательской компетенции у бакалавров профессионального обучения в процессе профильной подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 3(92). С. 244-249.
13. Хмызова Н.Г., Губарева Л.И., Хмызова А.А. Апробация бизнес-симулятора в подготовке к профессиональной деятельности и внедрение в образовательную среду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11 (ноябрь). С. 59-72. URL: http://e-koncept. ru/2018/181084.htm. (дата обращения: 01.03.2023).
Хмызова Н.Г. Реализация практико- Khmyzova N.G.
ориентированного подхода к формированию Implementation of a practice-oriented approach to the
профессиональных компетенций будущих педагогов formation of professional competencies of future teachers
References
1. Astafieva O.E. A practice-oriented approach to the formation of educational programs in the transition to a system of advanced training of personnel. Vestnik universiteta. 2020; 3: 19-25. https://doi. org/10.26425/1816-4277-2020-3-19-25 (In Russ.).
2. Bagaeva E.M. Practice-oriented approach in the development of professional competencies among students of bachelors of a pedagogical university. Voprosy pedagogiki. 2020; 5-2: 38-43. (In Russ.).
3. Dzhamaldinova E.A., Muskhanova I.V. A practice-oriented approach to teaching bachelors in a pedagogical university. Kant. 2018; 4(29): 23-26. (In Russ.).
4. Skrypnik V.P. Practice-oriented approach in educational technologies. Problemy mezhregionalnykh svyazey. 2022; 18: 27-30. https://doi.org/10.54792/24145734_2022_18_27_30 (In Russ.).
5. Vakhnitskaya M.G. Professional training of a teacher based on a practice-oriented approach. Nauka i praktika: Vestnik Pridnestrovskogo nauchnogo tsentra RAO. 2021; 1(2): 44-47. (In Russ.).
6. Vyalikova G.S., Ermolaeva S.A., Savelyeva S.S., Yakovleva T.V. Practice-oriented approach to the professional and pedagogical training of a teacher of a modern school. Vestnik Gosudarstvennogo sotsial'no-gumanitarnogo universiteta. 2020; 1(37): 30-36. (In Russ.).
7. Pakhtusova N.A., Samsonova I.G., Podmareva A.V. Integration of practice-oriented and theoretical approaches as a necessary condition for the training of modern personnel in professional and pedagogical education. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 2021; 4(54): 33-41. (In Russ.).
8. Ushatikova I.I. Practice-oriented approach in preparing students of a pedagogical university for professional activities. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3(70): 299-302. (In Russ.).
9. Ivanova L.N. Implementation of a practice-oriented approach in preparing students of a pedagogical university for educational activities with children during the holidays. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2022; 10: 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN622.pdf (Accessed March 01, 2023). (In Russ.).
10. Komissarova T.V. Organization of independent work of students in a practice-oriented approach. Sredneyeprofessionalnoye obrazovaniye. 2022; 8(324): 43-46. (In Russ.).
11. Ushatikova I.I., Rakhmanova A.R. Implementation of a practice-oriented approach to the professional training of a future teacher at the propaedeutic stage of studying pedagogical disciplines. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; 1: 31-36. (In Russ.).
12. Kuznetsova E.V., Khmyzova N.G. A model for the development of research competence among bachelors of vocational training in the process of profile training. Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; 3(92): 244-249. (In Russ.).
13. Khmyzova N.G., Gubareva L.I., Khmyzova A.A. Approbation of a business simulator in preparation for professional activity and implementation in the educational environment. Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2018; 11 (November): 59-72. Available at: http://e-koncept. ru/2018/181084.htm (Accessed March 01, 2023). (In Russ.).
Информация об авторе
Наталья Геннадьевна Хмызова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева.
Information about the author
Natalia G. Khmyzova - Candidate of Sciences (Education), Orel State University, Associate Professor of the Department of Vocational Training and Business.
Статья принята в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 22.03.2023; принята к публикации 23.03.2023.
The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 22.03.2023; accepted for publication 23.03.2023.