Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ВЕКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ВЕКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕРАЗ-ВИТИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызова Н.Г.

В условиях глобальной информатизации и цифровой трансформации современного общества, становится очевидным, что востребованность интеллектуального потенциала личности стремительно возрастает. Потребности к изменению рынка труда на цифровой формат, являются важным аспектом в вопросах профессиональной подготовки будущего специалиста, работодатели акцентируют внимание на профессиональную готовность к цифровой реальности производственной деятельности и на возможность опережения развития потенциальных возможностей специалиста в интенсивном развитии отраслей всех форм производства. Возникает острая проблема, связанная с необходимостью внедрения нового формата профессионального образования, в связи, с переходом на цифровые технологии обучения. В статье рассматриваются вопросы применения инновационной модели формирования профессионального мышления у будущих педагогов профессионального обучения, как важного фактора в определении траектории их личностного развития у будущих специалистов педагогических направлений. Необходимость в процессе подготовки к педагогической деятельности использовать цифровые ресурсы формирования профессионального мышления в применении модели проблемного поля изучаемой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмызова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING AS A VECTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

In the context of global informatization and digital transformation of modern society, it becomes obvious that the demand for an individual’s intellectual potential is rapidly increasing. The need to change the labor market to a digital format is an important aspect in matters of professional training of a future specialist, employers focus on professional readiness for the digital reality of production activities and on the possibility of anticipating the development of a specialist’s potential in the intensive development of industries of all forms ofproduction. An acute problem arises associated with the need to introduce a new format of vocational education, in connection with the transition to digital learning technologies. The article discusses the application of an innovative model for the formation of professional thinking in future teachers of vocational training, as an important factor in determining the trajectory of their personal development among future specialists in pedagogical areas. The need to use digital resources for the formation of professional thinking in the process of preparing students for pedagogical activity in the application of the model of the problem field of the studied activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ВЕКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 ХМЫЗОВА Н.Г.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: nkhmyzova_zbk@mail.ru

UDC 378 KHMYZOVA N.G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Vocational Training and Business, Orel

State University E-mail: nkhmyzova_zbk@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ВЕКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING AS A VECTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

В условиях глобальной информатизации и цифровой трансформации современного общества, становится очевидным, что востребованность интеллектуального потенциала личности стремительно возрастает. Потребности к изменению рынка труда на цифровой формат, являются важным аспектом в вопросах профессиональной подготовки будущего специалиста, работодатели акцентируют внимание на профессиональную готовность к цифровой реальности производственной деятельности и на возможность опережения развития потенциальных возможностей специалиста в интенсивном развитии отраслей всех форм производства.

Возникает острая проблема, связанная с необходимостью внедрения нового формата профессионального образования, в связи, с переходом на цифровые технологии обучения. В статье рассматриваются вопросы применения инновационной модели формирования профессионального мышления у будущих педагогов профессионального обучения, как важного фактора в определении траектории их личностного развития у будущих специалистов педагогических направлений. Необходимость в процессе подготовки к педагогической деятельности использовать цифровые ресурсы формирования профессионального мышления в применении модели проблемного поля изучаемой деятельности.

Ключевые слова: профессиональное мышление, компетенция, профессиональное обучение, личностноераз-витие, проблемное поле, исследовательская деятельность, образовательная траектория.

In the context of global informatization and digital transformation of modern society, it becomes obvious that the demand for an individual's intellectual potential is rapidly increasing. The need to change the labor market to a digital format is an important aspect in matters of professional training of a future specialist, employers focus on professional readiness for the digital reality of production activities and on the possibility of anticipating the development of a specialist's potential in the intensive development of industries of all forms ofproduction.

An acute problem arises associated with the need to introduce a new format of vocational education, in connection with the transition to digital learning technologies. The article discusses the application of an innovative model for the formation of professional thinking in future teachers of vocational training, as an important factor in determining the trajectory of their personal development among future specialists in pedagogical areas. The need to use digital resources for the formation of professional thinking in the process of preparing students for pedagogical activity in the application of the model of the problem field of the studied activity.

Keywords: professional thinking, competence, vocational training, personal development, problem field, research activities, educational trajectory.

В условиях технологического перехода общества на цифровой формат профессиональной деятельности возникают вопросы процесса формирования профессионального мышления в системе подготовки педагогических кадров. Наблюдения показывают, что глобальные перемены в материально-производственной сфере, социально-экономические изменения влияют на миропонимание молодых людей, что не может не отразиться на их мышлении и осознание себя в будущей профессиональной деятельности. Технологизация процесса обучения активно проходит посредством использования интернет-пространства. Отметим, что сегодня интернет-контент активно воздействует на личность. В этом случае очень важно определять ориентиры и векторы развития личности в осмыслении информативного контента, его тщательного анализа в процессе профес-

сиональной подготовки.

Необходимо сменить профессиональный акцент и траекторию личностного роста с информационного на смысловое, поисковое обучение, которое возможно обеспечить с включением обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, путем создания проблемного поля в изучении профессиональной деятельности.

Федеральные государственные стандарты определяют направленность системы профессионального обучения на формирование профессиональных компетенций, анализ которых позволяет нам говорить, о том, что они должны определяться высоким уровнем готовности к проектированию профессиональной деятельности. Проблемы повышения уровня профессиональных умений, навыков, овладения необходимыми знаниями

© Хмызова Н.Г. © Khmyzova N.G.

обусловлены направленностью в развитии у студентов целостной системы готовности к профессиональной деятельности, которая будет включать уровни сфор-мированности: мышления, мировозрения, культуры, поведение.

Каждый из этих профессиональных компонентов включает в себя целый спектр личностных качеств и характеристик, позволяющих говорить о сформиро-ванности профессиональных компетенций у будущего специалиста.

Это требует изменения в подходах, к методическому и технологическому обеспечению содержания и поиска более эффективных путей формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки к педагогической деятельности в условиях вуза.

Опираясь на исследования многих известных педагогов и психологов, которые изучали вопросы развития мышления, необходимо отметить основные положения в исследуемой проблеме:

- Божович Е.Д., Занков Л.В., считают, что при усложнении форм учебной деятельности, у индивида возникает новый познавательный интерес, так необходимый для формирования мышления [1, 2];

- Кларин М.В. определяет развитие мышления в возможности думать критически, что означает проявление способов любознательности и умение использовать аналитические методы переработки информации [3];

- Загашева О.И., Заир-Бека С.И., важным аспектом в развитии мышления, определяют оценочное и рефлексивное действие, которое основывается на собственном опыте и проверочных фактах [4].

Многие положения позволяют определить, что процесс мышления, является фундаментальной опорой, с помощью, которой или на основе которой будет развиваться личностная ориентированная профессиональная подсистема в формировании мировозрения будущего специалиста. Необходимость построения такой модели траектории развития будущего специалиста, зависит вектор, который позволяет личности двигаться по пути изучения эффективных способов познания, соверщен-ствовать когнитивные техники и стратегии понимания педагогической деятельности.

Таким образом, в ходе анализа современных исследований и многолетней практики работы, можно сделать выводы, что модель для подготовки кадров профессионального обучения строится с учетом таких функциональных особенностей деятельности, которые позволят в системе формировать профессиональную траекторию личностного развития будущих педагогов профессионального обучения:

- на высоком уровне освоить навыки организации и проведения аналитической работы в педагогической деятельности;

- актуализировать теоретические знания и практические навыки ранее изученных дисциплин;

- представить личностную профессиональную позицию и стремление к получению профессиональных знаний;

- раскрыть личностные качества и проявить творческую самостоятельность;

- развивать профессиональную активность, которая выражена к постоянному совершенствованию полученных знаний, умений и навыков;

- сформировать личную позицию в необходимости развития и достижения профессиональных целей и задач, выстраивания траекторию личностного и профессионального развития.

Изучение главных признаков и принципов формирования профессионального мышления на этапах профессионального обучения, возможно с целью конкретизировать, как протекает процесс профессионального мышления, определить его виды, с точки зрения необходимости влияния особых внешних факторов и создание условий в образовательной среде профессионального учреждения.

В этом вопросе главным методологическим инструментом будет являться внедрение проектных технологий профессионального обучения, которые будут направлены на организацию самостоятельной, исследовательской работы, в контексте выбора преподавателем формата использования проектной деятельности, как основы развития профессиональных, творческих и исследовательских качеств личности [5].

Особенно важно отметить, что создаваемая модель проектирования процесса обучения строится на определении прежде всего профессионального проблемного поля для обучающихся. Необходимость реальной оценки и аназиза ситуации, определения вариантов и алгоритма действия в представленной проблемной ситуации, в целях активизации познавательной деятельности обучающихся.

Огромную роль в преподавании педагогических дисциплин профессионального цикла играет иммита-ция в представлении конкретных ситуаций. С помощью комплекса педагогических условий и технических средств педагогу удается задействовать основные сенсорные системы обучающихся. Такой подход к обучению повышает уровень усвоения профессионального знания.

Преподавателю профессионального цикла педагогических дисциплин необходимо очень тщательно продумывать темы практических (семинарских занятий). Они должны иметь исследовательский практико-ориентированный характер. Одной из активных форм проведения такого занятия является организация круглых столов, семинаров-диспутов, а также семинар-экскурсия. Его можно осуществить в реальном времени, проводя его на базе образовательных центров социальных партнеров, можно провести в виде виртуальной экскурсии, с помощью образовательной платформы. При этом заранее сформулировать проблемные вопросы, позволяющие моделировать реальность ситуации в организации и управлении педагогической деятельностью [6].

Разрабатывая практическое занятие, необходимо предусмотреть проблемную ситуацию, таким обра-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

зом, чтобы возможно было произвести логический и рефлексивный анализ, предложить решения и сделать самостоятельный выбор. Всем нам хорошо известен сократовский метод, который первым применил метод анализа аргументации оппонента для разбора сильных и слабых сторон, что позволяет сделать вывод, что любое знание нуждается в пояснении. Представленная форма работы позволяет студентам максимально приблизиться к будущей профессиональной деятельности.

Методы проблемного обучения можно использовать в форме разработанных образовательных кейсов, которые сегодня проектируются с помощью электронных ресурсов. Они могут быть представлены как web-квесты, различные модели ситуации, с помощью метода Fishbone, а также используя «Интеллект-карт» и многие другие для активизации познавательной деятельности. Проблемные кейсы и другие методы интеллектуальных моделей, также разрабатываются по разным темам решения педагогических задач профессиональной деятельности, социальных и жизненных-ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать путем критического анализа ситуации лучшее из них. Практические модели базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. При работе с изучаемым материалом очень важно умение преподавателя вести прямой диалог с обучающимися, рассуждать, реагировать на вопросы, направляя обучающихся на возможные пути решения. Особенно важно давать информацию системно, закрепляя и подводя обобщение изученных ситуаций, путем заключительных итогов по каждому рассмотренному разделу.

В процессе профессионального обучения работу необходимо организовать таким образом, чтобы обучаемые решали проблемные ситуации в процессе изучения методологии педагогической деятельности совместно с педагогом, а также организовать самостоятельную внеаудиторную работу, с помощью проектной деятельности, схема представлена на рисунке.

Рис. Приемы активизации познавательной и исследовательской деятельности обучающихся.

В практике преподавания педагогических дисциплин профессионального цикла огромное значение отводится методически организованной самостоятельной работе студентов. Отличием от других частных методик является не заучивание лекционного материала, а выполнение различных вариантов и форм использования

проблемных заданий практической направленности. В самостоятельной работе можно использовать задания практико-ориентированного характера, решения ситуационных задач, творческая работа с обучающимися, исследовательский поиск решения профессиональных проблем. В учебном процессе и студент, и преподаватель должны осуществлять активную творческо-созидательную роль. Иначе обучение не будет способствовать развитию профессионального мышления, а будет направлено на формирование трафаретного мышления. А перед нами стоит другая задача, научить будущих педагогов разбираться не только в смоделированных, но и реальных профессиональных ситуациях.

Основным содержательным аспектом по использованию цифровых средств в модели проблемного поля будет иммитация профессиональной ситуации. Постановка исследовательских вопросов для активного поиска вариантов решения, формируя профессиональные компетенции обучающихся. При этом включение в познавательную деятельность позволяет выстраивать алгоритм профессионального действия обучающихся: от умения определить проблему в ситуации и непосредственно в мотивации, побуждающей к активному диалогу.

Следовательно, следующей цепочкой в данном процессе является выдвижение гипотезы и ее проверки. Необходимость получения практического результата, позволит обозначить мотивированную систему действия для обучающихся, побуждающих к активной исследовательской деятельности в решении поставленной педагогической задачи.

Важным вопросом проектирования проблемного обучения в развитии профессионального мышления в образовательной среде для студентов педагогических направлений является активный мониторинг системы формирования профессиональной компетентности, как заданный вектор профессионального становления. Показатели сформированности профессиональных знаний у будущих специалистов и их уровневые характеристики изучены в следующих критериях оценки когнитивной,рефлексивно-деятельностнойиценностно-ориентированной деятельности обучающихся, в процессе профессионального обучения. Результаты, которой, оцениваются в проводимых мероприятиях, это различные конкурсы, чемпионаты профессионального мастерства, профессиональные марафоны, где обучающиеся педагогических направлений представляют и уверенно защищают проекты.

Такая совместная работа позволяет увидеть динамику профессионального и личностного развития обучающихся педагогических направлений. Исходя из результатов мониторинга и динамики формирования уровня профессионального развития, возможно, своевременно провести корректировки в процессе использования педагогической технологии, что еще дополнительно повысит уровень усвоения педагогических знаний и их осознанную глубину. Это один из показателей сформированности уровня профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Божович Е.Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995.

2. ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков; АПН СССР. М. : Педагогика, 1990. 418, с. : портр.; 21 см. - (Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.

4. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 367 с.

5. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. - Сер. 76 Образовательный процесс. Изд. - во: Юрайт. Москва, 2020. 230 с.

6. ХмызоваН.Г., Губарева Л.И., Хмызова А.А. Апробация бизнес-симулятора в подготовке к профессиональной деятельности и внедрение в образовательную среду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11 (ноябрь). С. 59-72. -URL: http://e-koncept.ru /2018/181084.htm.

References

1. Bozhovich E.D. Psychological and pedagogical criteria for the effectiveness of teaching and the principles of constructing control and diagnostic tasks // Non-traditional ways of assessing the quality of knowledge of schoolchildren. M., 1995.

2. Zankov L.V. Selected pedagogical works / L.V. Zankov; APN USSR. M.: Pedagogy, 1990. 418, p. : portr .; 21 cm. - (Tr.D. and Corresponding Member of the USSR Academy of Pedagogical Sciences).

3. ClarinM.V. Innovative teaching models in foreign pedagogical searches. M .: Arena, 1994. 222 p.

4. Makhmutov MI Problematic training / MI. Makhmutov. M .: Pedagogy, 1975. 367 p.

5. Obraztsov PI. Fundamentals of professional didactics. Tutorial. 2nd edition, revised and enlarged. - Ser. 76 Educational process. Ed. - in: Yurayt. Moscow, 2020. 230 p.

6. Khmyzova N.G., Gubareva L.I., Khmyzova A.A. Approbation of a business simulator in preparation for professional activity and implementation in the educational environment // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2018. No. 11 (November). Pp. 59-72. - URL: http://e-koncept.ru /2018/181084.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.