Научная статья на тему 'Создание научной среды как средство формирования исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки'

Создание научной среды как средство формирования исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ СРЕДА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC ENVIRONMENT / RESEARCH COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызова Н.Г.

В процессе профессиональной подготовки активно используют различные образовательные технологии для изучения профессиональных и специальных дисциплин. Применение данных технологии, определяют создание информационной развивающей среды, где их выполнение будут продуктивными по отношению к выполнению тех задач, которые определены образовательными и профессиональными стандартами, на подготовку компетентного специалиста в соответствии с требованиями инновационного производства и запросами работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SCIENTIFIC ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

In the process of vocational training, higher school teachers actively introduce various educational technologies to study professional and special disciplines. The application of these technologies is based on the creation of an information development environment, where their implementation will be productive in relation to the fulfillment of those tasks that are defined by educational and professional standards, in accordance with the requirements of innovative production and the employer.

Текст научной работы на тему «Создание научной среды как средство формирования исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378

UDC378

ХМЫЗОВА Н.Г.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: nkhmyzova_zbk@mail.ru

KHMYZOVA N.G.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State

University

E-mail: nkhmyzova_zbk@mail.ru

СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

CREATION OF SCIENTIFIC ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE

IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

В процессе профессиональной подготовки активно используют различные образовательные технологии для изучения профессиональных и специальных дисциплин. Применение данных технологии, определяют создание информационной развивающей среды, где их выполнение будут продуктивными по отношению к выполнению тех задач, которые определены образовательными и профессиональными стандартами, на подготовку компетентного специалиста в соответствии с требованиями инновационного производства и запросами работодателя.

Ключевые слова: научная среда, исследовательская компетентность, профессиональное обучение, информационные технологии, исследовательская деятельность.

In the process of vocational training, higher school teachers actively introduce various educational technologies to study professional and special disciplines. The application of these technologies is based on the creation of an information development environment, where their implementation will be productive in relation to the fulfillment of those tasks that are defined by educational and professional standards, in accordance with the requirements of innovative production and the employer.

Keywords: scientific environment, research competence, vocational training, information technology, research activities.

Осуществление процесса по формированию исследовательской компетенции у обучающихся обусловлен актуальностью проектирования образовательной технологии профессионального обучения. Создание такой среды, которую необходимо заполнить профессиональным контентом, посредством использования платформы с информационной составляющей для получения знаний, умений и навыков в профессии.

В настоящее время в педагогической практике широко распространено слово «научная платформа», на ко -торой возможно создать исследовательскую среду для реализации образовательного маршрута обучающихся и выстроить индивидуальную траекторию развития будущего специалиста. Соответственно, процесс овладения профессиональными навыками, направленный на «исследовательское погружение» участников в образовательный процесс интенсивных поисков, научных знаний и самопознания, разработанный в виде цепочки исследовательских задач, предлагаемых участникам для принятия обоснованных решений, приобретает особую значимость [1, 7].

Следует отметить, что принципиально важным организационно-педагогическим условием «исследовательского погружения» является создание атмосферы

творческого развития обучающихся. Поэтому преподаватель обязан применять методы совместного проекта со студентами, с помощью которых следует сосредоточить внимание на процессе исследования, а также на оценке и результатах совместных действий.

Суть создания исследовательских платформ заключается в том, что специально развивающаяся образовательная среда позволяет участникам коллективного поиска прийти к построению («открытию») научных знаний, пониманию ценностей, которые имеют фундаментальное значение для улучшения их качества жизни. В результате участники переходят к инициативе в поиске и формировании собственных знаний, необходимых для профессиональной подготовки будущих специалистов.

Участие в работе исследовательской платформы - это интенсивная работа элементов психики - от воображения, чувств и памяти до мышления и воли. Центральное место отводится различным речевым мероприятиям: устное общение, задания по чтению и письму способствуют созданию диалога в процессе работы над исследовательскими проектами. Внутренний результат во многом определяется целями, которые каждый участник ставит перед собой. Иногда они совпада-

© Хмызова Н.Г. © Khmyzova N.G.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ют с целями, предложенными преподавателем, иногда они не имеют ничего общего. Как правило, осознание внутреннего результата происходит на этапе научного осмысления, когда возникает необходимость увидеть себя, динамику своих состояний в пространстве всей работы исследовательской платформы.

Важным элементом такого взаимодействия становятся обсуждение, которые помогают определить проблемы, связанные с решением исследовательских задач и представление полученных результатов (тезисные доклады, авторское эссе, отчеты).

В результате экспериментальной разработки по внедрению научно-исследовательской среды, нами разработай интерактивный сегмент (игровые симулятры) для изучения профессиональных модулей, с учетом того, что мы ориентируемся на подготовку бакалавров к профессионально-педгогической деятельности. Апробация, проводилась с бакалаврами по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям), разработанные модули позволяют расширить и углубить педагогические, профессиональные и специальные знания обучающихся, с использованием инновационных средств. Его отличительная особенность, что используются активные методы воздействия, путем включения обучающихся в реальную предпринимательскую и производственную деятельность, которая заполняет образовательную среду.

Разработанная методическая система профессиональной подготовки включает в себя два обучающих этапа, с целью формирования профессиональных компетенции, путем внедрения инновационной технологии профессионального обучения:

1. Погружение в производственную среду (для отраслевой подготовки), создание организационных условий симуляции путем проведения на занятиях виртуальной экскурсии на производство, соответствующее отрасли подготовки. Для закрепления и оценки полученных знаний проводится тренажерная симуляция профессиональной деятельности, виде игры-онлайн «Управляющий», «Переработчик», «Технолог», в котором работают реальные участники, и каждый имеет возможность добиться практических успехов, путем закрепления профессиональных умений и навыков.

2. Исследовательская лаборатория, которая включает в себя бизнес проектирование и создание модели профессиональной деятельности. Данный этап работы с обучаемыми, включает в себя непосредственное участие в реальном секторе экономики. Например, в изучении производственной деятельности, должен быть изучен опыт работы предприятия, структура организации и управления, производственные циклы, стратегия развития, социальные проекты для работников предприятия.

Далее после изучения производственно-хозяйственной деятельности предприятия обучающимся предлагается выполнить самостоятельное задание, в котором представлены профессионально-образовательные задачи, которые необходимо было решить:

1. Предварительное знакомство с предприятием (собрать информацию, подготовить вопросы для руководителя предприятия, чтобы взять интервью).

2. Мониторинг и экономический анализ предприятия (после его посещения, написать эссе и дать экономическую оценку хозяйственной деятельности).

3. Бизнес-планирование (подготовить презентацию по созданию модели эффективного хозяйства на основе работы изученного предприятия).

Задачи усложняются по мере выполнения задания, различной степени сложности и в завершении необходимо провести педагогический эксперимент, важная методическая часть исследовательской работы. Умение организовать и провести педагогических эксперимент определяет достоверность эффективных результатов реализации информационных технологий по формированию исследовательских и профессиональных компетенций у обучающихся.

В процессе проведения исследовательской работы нами были созданы педагогические условия в формирующей группе (ЭГ-16 студентов), с применением виртуальных экскурсий, и закреплением практических умений посредством решения профессиональных кейсов на практических занятиях, с целью определения эффективности их реализации. Другая же группа контрольная (КГ-18 студентов) занималась в традиционной форме (лекция, практические работы). Констатирующий этап выявляет исходные данные для дальнейшего исследования (например, определение базового уровня знаний и умений обучающихся по традиционной форме обучения).

Проверялась выдвинутая гипотеза эксперимента, которая предполагает не достоверное знание, а вероятно ожидаемый, возможный результат исследования, направленного на определение результативности использования информационной исследовательской среды.

Особенно ценным считается, получаемый опыт для будущего педагога професионального обучения это проведение экспериментальной работы и выбор методики для успешного проведения опытно-экспериментальной работы, определяемой целью образовательного процесса. Потому что позволяет корректировать во время образовательного процесса оптимальные педагогические условия, необходимые для достижения поставленных задач. Проводимый педагогический эксперимент дает возможность определить необходимость внедрения информационных технологий в модели образовательного процесса и решить вопросы педагогического проектирования процесса профессионального обучения [1, 2]:

- определять траекторию профессионального развития, с учетом личностно-деятельностной подготовки, направленную на формирование исследовательских компетенций обучающихся и которые будут активно способствовать изучению сферы профессиональной деятельности;

- обеспечить качественный уровень изучения профессиональных дисциплин, на основе исследователь-

ского модуля и создания креативной платформы для его практического изучения;

- определять необходимые педагогические условия для проявления и совершенствования исследовательских и профессиональных компетенций при применении виртуальной экскурсии в образовательном процессе.

Нами были определены количественные и качественные показатели эффективности, разработанной, а затем апробированной в образовательном учреждении инновационной технологии - виртуальной экскурсии оцениваются на основании динамики уровня сфор-мированности профессиональных компетенций (низкий, средний, высокий) обучающихся, участвующих в экспериментальной работе по проблеме проводимого исследования.

Оценивающими критериями формирования профессиональных результатов выделили мотивацион-ность, когнитивность, коммуникативность.

В начале проведения опытно-экспериментальной работы разность уровней образовательных результатов (ЭГ-16) и (КГ-18) не наблюдались достоверных различий.

Количественно измерялись в обеих группах следующие критерии формирования профессиональных результатов в процессе исследовательской деятельности обучающихся:

1) Профессиональная мотивация;

2) Рефлексия профессиональной деятельности;

3) Творческое мастерство.

Результаты повторной опытно-экспериментальной работы в конце педагогического эксперимента (реализации виртуальной экскурсии) экспериментальная группа показала положительную динамику формирования исследовательских и профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки 43.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Прирост результатов профессиональной мотивации в деятельности экспериментальной и контрольной групп составил (22%), прирост результатов рефлексивной деятельности экспериментальной и контрольной групп составил (28%), прирост творческого мастерства в профессиональной сфере (10,5%). Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы о необходимости совершенствования методики профессионального обучения.

Изученный опыт показывает, что проектирование процесса для профессиональной подготовки обучающихся - это образовательная и воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата обучения и способов его достижения. Необходимость разработки образовательных технологий для моделирования этих средств и способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением обучающихся, реализующих эти планы в образовательной среде.

Проводимая экспериментальная работа показыва-

ет, что при разработке обучающих технологий необходимо учитывать следующие особенности, которые определяют проектирование научной среды, создавая образовательную платформу, путем информационно-исследовательского контента, для использования в процессе профессиональной подготовки обучающихся.

При этом важно учитывать, что процесс профессионального обучения имеет целостный характер, его трудно разорвать на составные части. Образовательные и воспитательные воздействия осуществляются комплексным воздействием педагога в процессе их совместной деятельности.

При этом особую роль в образовательном процессе отводится педагогу профессионального обучения, так как в его задачи входит вести технологический образовательный процесс от начала и до конца. В данном случае учитывается его индивидуальное мастерство, которое опирается на общую образовательную методику обучения и постоянное повышение квалификации, связанные с изменением условий профессиональной деятельности обучающихся. Соответсвтенно, за инновационной технологией в области профессионального обучения остаются общие для всех этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования профессионально развивающейся личности. При технологическом решении проблем профессионального обучения каждый педагог обязан пройти основной путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных точках образовательной траектории, создавая условия для развития креативных способностей обучающихся. Необходимо нацеливать обучающихся на индивидульное, творческое решение вопросов, возникающих в процессе профессиональной подготовки [3, 4].

Например, решение педагогических задач по формированию профессионального мастерства, прежде всего, направлено на развитие различных аспектов профессиональной направленности деятельности: профессионального самосознания и мышления, профессиональной этики, нравственного воспитание, формирование исследовательской и информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда.

Именно поэтому одной из главных задач, решаемых нами в период апробации создания научной среды в процессе профессиональной подготовки, предполагает выявление личностных и профессиональных особенностей обучающихся, с помощью различных методик исследования. В частности были использованы тестовые контрольные материалы, для выявления общекультурной подготовки и составление психолого-педагогической характеристики личности для мониторинга качества профессионального обучения.

Важно отметить, что процесс по формированию исследовательских компетенций обучаемых осуществляется в процессе преподавания учебных дисциплин, всех образовательных циклов, а также во внеаудиторное время, в том числе и специально организованных мероприятиях.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Следовательно, подтверждается гипотеза, проводимого исследования, что «идея целостности образовательного процесса осуществляется через комплексный подход» внедрения научной среды. «Комплексность означает единство образовательных целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия» [4]. Реализация данной образовательной технологии профессионального обучения при использовании комплексного подхода внедрения научной платформы в процесс профессиональной подготовки, необходимо построение следущей структуры педагогического проектирования [3, 4, 5]:

1. Принципы комплексного воздействия на личность по трем направлениям - профессиональное мышление, сознание, чувства и социальное поведение.

2. Интеграция педагогических технологий и кол-лаборация всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, с использованием средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, органов правопорядка, коллективов экспертных групп.

3. Получение положительного результата при органичном слиянии внешнего педагогического воздействия, самообразования и самовоспитания личности.

4. Профессиональные качества личности формируются через деятельностную систему, конкретных образовательных и исследовательских заданий. Эти задачи должны отражать комплексный подход в профессиональном обучении с решением задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Следовательно, проектирование структуры технологии профессионального обучения, основанной, на комплексном воздействии и предполагает системно-личностные аспекты к процессу обучения и управлению им. Эффективность работы педагога профессионального обучения может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу определяющих факторов, влияющих на качественные результаты профессиональной подготовки можно выделить следующие:

- уровень развития и педагогические условия образовательной среды, влияющие на личность обучающегося (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

- индивидуальные и личностные особенности обучающихся;

- социальные условия и сложившийся образ жизни обучаемых, который способствует развитию заданных качеств или противодействует ему;

- нормы социальных взаимоотношений в семье, обществе;

- средства массовой информации и пропаганды.

При комплексном воздействии на формирование

личности должна быть учтена совокупность всех указанных педагогических условий. В том числе необ-

ходимо акцентировать внимание на использовании инновационных технических средств обучения, о которых далее остановимся подробнее. Благоприятное воздействие на личность могут определять и изменение внешних организационных условий, которые были изучены в данном исследовании и некоторые результаты определяют необходимость их внедрения мультимедийные технологии, использование, которых решает вопросы информатизации профессионального обучения, и наполняют образовательную платформу.

Аккредитация образовательного учреждения подтверждает, что материально-техническое состояние обеспечено использованием мультимедийных установок. Подключению к сети интернет обусловливает возможность достижения нового качества информатизации образовательного процесса. Вопрос только в отборе содержательного контента и заполгнение авторскими разработками, которые обеспечать создание научной среды. Внедрение новых продуктивных форм и технологий профессионального обучения, основанных на использовании информационных и компьютерных технологий, которые являются достаточно эффективным средством представления содержания образовательного процесса, обработки результатов профессионального обучения, диагностирования ошибок, соответствующей корректировки последующей деятельности обучающихся [6, 7].

По завершению эксперимента, на 21,4% увеличилось количество обучающихся экспериментальной группы высокого уровня сформированности культурного уровня; напротив, на 6,7% в контрольной. На 31,9% уменьшилось количество студентов экспериментальной группы низкого уровня сформированности, напротив, на 16,3% - в контрольной. В экспериментальной группе коэффициент эффективности больше единицы, что подтверждает эффективность воздействия выделенного условия на формирование культурного уровня у обучающихся [9].

Результаты формирования исследовательского уровня обучающихся в условиях создания научной среды и внедрения различных форм профессионального обучения в образовательный процесс, полученные нами по окончанию педагогического эксперимента, представлены на рисунке.

Рис. Увеличение коэффициента эффективности формирования

исследовательского уровня в период профессионального обучения в процессе всего формирующего этапа эксперимента

В процессе получения образования у бакалавров профессионального обучения должны сформировать-

ся определенные целостные виды профессионально-педагогической деятельности и соответствующие им способности (умение пользоваться приобретенными знаниями на практике, постоянно и своевременно их пополнять; способность успешно и самостоятельно преодолевать возникающие профессиональные затруднения; самостоятельность, способность к самоанализу себя как специалиста и своей практической деятельности; умение своевременно признать критику со стороны коллег и свою собственную).

Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. В общих требованиях к образованию выпускника упоминается о профессиональной готовности о совокупности способностей будущего специалиста (способность к анализу и проектированию своей деятельности; самостоятельность, способность научно организовывать свой труд; готовность к позитивному взаимодействию с коллегами и сотрудничеству).

Следовательно, только обеспечение положи-

тельной мотивации овладения культурного уровня у обучающихся не обеспечивает эффективность решения поставленной задачи - качественной профессиональной подготовки. В ходе контрольного среза определения сформированности культурного и исследовательского уровня у обучающихся 3-4 курса (по окончании производственной и преддипломной практики), мы получили результаты, которые свидетельствуют не столько о недостаточном проявлении компонентов культуры студентами экспериментальной группы, сколько нет сформированной у них потребности в ее саморазвитии [10].

В связи с необходимостью наращивания интеллектуального потенциала будущих специалистов возрастает значение развития технологических способностей на основе формирования исследовательской компетности обучающихся и развитие их профессионального мышления в процессе освоения научных знаний. Мало владеть информацией, надо уметь применять знания, уметь делать, причем делать так, чтобы не наносить вреда природе и обществу.

Библиографический список

1. ФГОС ВО Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) // http://univ-orel.ru

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Казань. 2015. 288 с.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

4. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов / И.П. Подласый // [Электронный ресурс] https://www. libfox.ru/474825-ivan-podlasyy-pedagogika-kniga-3-teoriya-i-tehnologii-vospitaniya-uchebnik-dlya-vuzov.html // Дата доступа 20.02.2019 г.

5. Симоненко В.Д. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие для вузов / В.Д. Симоненко, Ю.В. Вертакова. Эксмо, 2009. 432 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. 6-е изд., М.: Академия, 2013. 491 с.

7. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов / [Е.И. Серкова и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. Москва : Вентана-Граф, 2005. 365 с. (Педагогическое образование).

8. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. №1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

9. Хмызова Н.Г., Губарева Л.И., Лидинфа Е.П. Технологии развития управленческих компетенций в процессе обучения бакалавров с использованием профессиональных модулей // Науч.-метод эл. журнал «Концепт». 2017. № 10 (октябрь). - URL: http://ekoncept. ru/2017/170213.htm. - С. 140-155.

10. Хмызова Н.Г., Губарева Л.И., Хмызова А.А. Апробация бизнес-симулятора в подготовке к профессиональной деятельности и внедрение в образовательную среду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11 (ноябрь). С. 59-72. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181084.htm.

11. ЭльконинБ.Д. Образовательное пространство как пространство развития / Б.Д. Эльконин, И.Д. Фрумкин // Вопросы психологии. 2013. №1. С.24-32.

12. Ятченко Л.В. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов двенадцатой международной научно-практической конференции (М., 31 января-1 февраля 2012 г.). Часть 2. М.: ООО «1 С-Паблишинг», 2012. 200 с.

References

1. FGOS VO the direction of training 44.03.04 Vocational training (by industry) // http://univ-orel.ru

2. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development. Textbook for students of higher educational institutions M.: Humanitarian publishing center VLADOS. Kazan. 2015. 288 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system: Studies. allowance for students. higher. studies'. institutions / E. S. Polat, M.Y. Bukharkina, M.V. Moiseyeva, A. E. Petrov; Under the editorship of E. S. Polat. 3-e ed., ISPR. and DOP. M.: publishing center «Academy», 2008. 272 p.

4. Pedagogy. Book 3: Theory and technology education: Textbook for universities / I.P. Podlasy // [Electronic resource] https://www.libfox. ru/474825-ivan-podlasyy-pedagogika-kniga-3-teoriya-i-tehnologii-vospitaniya-uchebnik-dlya-vuzov.html // Date of access 20.02.2019.

5. Simonenko V.D. innovation Management: theory and practice: textbook for universities / V. D. Simonenko, V.V. Vertakov. Exmo, 2009. 432 p.

6. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. for your environment. professional education / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. 6th ed., M.: Academy, 2013. 491 p.

7. General and professional pedagogy : textbook for students of PED. universities / [E. I. Serkova et al.]; ed. V. D. Simonenko. Moscow : Ventana-Graf, 2005. 365 p. (Pedagogical education).

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

8. Khutorskoy A.V. Metasubject content of education: how to implement Federal state educational standards (FSES) // Internet journal «Eidos». 2012. №1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

9. KhmyzovaN.G., GubarevaL.I., LidinfaE.P. Technology development of managerial competences in the process of training bachelors with the use of professional modules // Nauch.- method al. the journal «Concept». 2017.- № 10 (October). - URL: http://ekoncept.ru/2017/170213.htm ahhh! Pp. 140-155.

10. Khmyzova N.G., Gubareva L.I., Khmyzova A.A. Testing of the business simulator in preparation for professional activity and implementation in the educational environment // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2018. № 11 (November). Pp. 59-72. URL: http://e-koncept.ru/2018/181084.htm.

11. Elkonin B.D. Educational .space as a .space of development / B. D. Elkonin, I. D., psychology. - 2013. - №1. - P. 24-32.

12. Yatchenko L.V. the Use of information computer technologies in educational process // New information technologies in education: collection of scientific papers of the twelfth international scientific-practical conference (Moscow, 31 January-1 February 2012). Part 2. M.: LLC «1C-publishing», 2012. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.