Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е.В., Хмызова Н.Г.

В статье рассматриваются аспекты подготовки педагогов профессионального обучения в контексте разработки модели развития исследовательской компетенции в ходе изучения дисциплин профильной подготовки. В представленной модели обозначены концептуальные закономерности и принципы развития исследовательской компетентности. Практико-ориентированная модель, включает в себя структурные блокии и организационные компоненты, необходимые для проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Рассмотрены формы, методы, средства, выявлен потенциал и условия, необходимые для подготовки будущих педагогов профессионального обучения в образовательной стратегии повышения качества подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE FOR BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING IN THE PROCESS OF SPECIALIZED TRAINING

The article discusses the aspects of training teachers of vocational training in the context of developing a model for the development of research competence during the study of specialized training disciplines. The presented model identifies the conceptual patterns and principles of the development of research competence. The practice-oriented model includes the structural blocks and organizational components necessary for the design of the educational process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. The forms, methods, means are considered, the potential and conditions necessary for the preparation offuture teachers of vocational training in the educational strategy for improving the quality of training of pedagogical personnel are identified.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378

КУЗНЕЦОВА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имеми И.С. Тургенева Е- mail: Elena-dav08@mail.tu ХМЫЗОВА Н.Г.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: nkhmyzova_zbk@mail.ru

UDC378 KUZNETSOVA E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Professional Education and Business, Orel

State University Е- mail: Elena-dav08@mail.tu KHMYZOVA N.G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Vocational Training and Business, Orel

State University E-mail: nkhmyzova_zbk@mail.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE FOR BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING IN THE PROCESS OF SPECIALIZED TRAINING

В статье рассматриваются аспекты подготовки педагогов профессионального обучения в контексте разработки модели развития исследовательской компетенции в ходе изучения дисциплин профильной подготовки. В представленной модели обозначены концептуальные закономерности и принципы развития исследовательской компетентности. Практико-ориентированная модель, включает в себя структурные блокии и организационные компоненты, необходимые для проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Рассмотрены формы, методы, средства, выявлен потенциал и условия, необходимые для подготовки будущих педагогов профессионального обучения в образовательной стратегии повышения качества подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, педагог профессионального обучения, профильная подготовка, среднее профессиональное образование.

The article discusses the aspects of training teachers of vocational training in the context of developing a model for the development of research competence during the study of specialized training disciplines. The presented model identifies the conceptual patterns and principles of the development of research competence. The practice-oriented model includes the structural blocks and organizational components necessary for the design of the educational process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. The forms, methods, means are considered, the potential and conditions necessary for the preparation offuture teachers of vocational training in the educational strategy for improving the quality of training of pedagogical personnel are identified.

Keywords: research competence, teacher of vocational training, specialized training, secondary vocational education.

В условиях повышенного внимания к функционированию системы среднего профессионального образования (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), существующей кадровой нехватки специалистов данной области, неизменными остаются высокие требования к квалификации педагогов профессионального обучения. Потребности рынка труда в компетентных специалистах, определяют особую важность сформировавшейся личности, которая в процессе выполнения поставленных задач, должна уметь четко обозначить и определить проблему, возможность выявлять их причины и находить различные варианты и способы решения. В связи с этим развитие исследовательской компетенции приобретает особое значение в подготовке специалистов для системы СПО и ДПО.

Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет так же высокие требования к профессиональной подготовке

педагога спецдисциплин. С одной стороны к окончанию уровня бакалавриата должны быть сформированы необходимые согласно ФГОС компетенции, с другой -развиты качества, связанные с организацией исследовательской деятельности, такие как: креативность мышления, наблюдательность, самостоятельность, уверенность, инициативность.

Анализ ФГОС 3++ по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) показал, что наиболее близкими к исследовательской компетенции являются: универсальные (УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие

© Кузнецова Е.В., Хмызова Н.Г. © Kuznetsova E.V., Khmyzova N.G.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

и реализовывать свою роль в команде; УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности); и общепрофессиональные (ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении; ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний) [1].

Анализ профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н в соответствии с которым осуществляется образовательная деятельность по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), после того, как утратил силу профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, показал, что в рамках обобщенной трудовой функции «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» определены трудовые функции также требующие наличие определенного уровня освоения исследовательской компетенции, во-первых, «организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых», во-вторых «Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ» [2].

Кроме того, анализ рынка труда и требований, предъявляемых со стороны работодателей показал, что наряду с общими профессиональными компетенциями у педагогов профессионального обучения должна быть сформирована исследовательская компетенция с учетом предметной отрасли.

Тенденция подготовки выпускников учреждений профессионального образования такова, что педагоги спецдисциплин в системе СПО и ДПО должны освоить не только предметную область в соответствие с профилем подготовки, но уметь самостоятельно ставить задачи, собирать необходимую информацию, обрабатывать ее, логически мыслить, делать выводы, то есть владеть исследовательской компетенцией.

Задачи, связанные с осуществлением учебно-исследовательской, научно-исследовательской,

проектной деятельности в организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования не прописаны в федеральном государственного образовательном стандарте по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) достаточно четко, что позволяет прийти к выводу, что образовательная организация может самостоятельно включать и развивать данную компетенцию в соответствие со спецификой образовательной программы. На наш взгляд, уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения можно повысить посредством включения в вышеназванный стандарт исследовательской компетенции.

Требования, диктуемые со стороны работодателей, уже на уровне подготовки бакалавров требуют внесений изменений в образовательный процесс и направления усилий педагогов на создание педагогических условий, а именно, поиск и применение эффективных методов и технологий обучения для формирования исследовательских компетенций у обучающихся том числе и через предметы профильной подготовки - экономические дисциплины.

Исследование теоретических аспектов в области формирования исследовательской компетенции в ходе изучения экономических дисциплин позволило заключить, что данная тема исследования достаточно узко представлена в трудах современных ученых педагогов, что обусловило значимость исследования.

Наиболее известные в области исследования особенностей развития исследовательской компетенции у обучающихся представлены такими авторами, как Зимняя И.А., Ефричева О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С., Хуторской А.В. и другими.

Под исследовательской компетенцией понимается совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса [3].

Значительная часть исследователей в области педагогики и психологии рассматривают исследовательскую компетенцию как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности (знаниево-операциональный подход) [4].

А.В. Хуторской определяет ее как знания, как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которые он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации [5, 6].

Для подробного исследования дефиниции «исследовательской компетенции» необходимо представить отдельные определения на рисунке 1.

Исследование проводилось в учебных группах 1-4 курса по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экономика и управление.

Данное направление подготовки предполагает педагогов профессионального обучения по экономическим и управленческим дисциплинам.

Нами был проведен опрос педагогов образовательных организаций СПО г. Орла. В опросе приняло участие 78 человек.

В результате анализа опроса педагогического коллектива было выявлено, что 87,1% преподавателей в своей испытывают сложности с организацией исследовательской деятельности обучающихся, рисунок 2:

- 10,2% преподавателей не знают процесс исследовательской работы;

- 29,9% педагогов переживают, что обучающиеся

Исследовательская компетенция

Знания, умения,

Мотивация педагога и обучающегося

Осуществление исследовательской деятельности

Результат:

- новый продукт исследовательского процесса; - новый проект и его реализация; - нестандартное решение профессиональных задач

Рис. 1. Содержание дефиниции «Исследовательская компетентность».

не справятся с исследовательской деятельностью;

- 82% преподавателей организаций среднего профессионального образования испытывают трудности в формулировки научного аппарата исследования;

- 69,2% - знают отдельные методы исследования, но плохо представляют их применение в практической деятельности;

- 85,8% отмечают, что им не хватает времени на организацию качественной исследовательской работы.

ни х патает г.: ;ни нл организацию качественной исследовательской работы

плохо представляют применение методов исследования □ практической деятельности

трудности в формулировки ил уч ног о аппарата

исследования

не справятся с исследовательском деятельностью

е знают ороцесс исследовательской работы

0 10 го 30 40 SO 60 70 30 50 100

Рис. 2. Анализ трудностей, которые испытывают педагоги СПО при организации исследовательской деятельности с обучающимися.

Также в ходе исследования были выявлены виды и формы исследовательской работы, используемые педагогами СПО, рисунок 3.

Выпоненно карповых работ 6КР составление аннотированного.

участие в конференция* выполнение исследовательских...

написание эссе ш разработка алгоритма решения., ведение дневников наблюдений я составление тезисов ш анализ текстов выполнение учебного...

Рис. 3. Виды и формы исследовательской работы, используемые педагогами СПО.

Вышеприведенные данные показывают виды учебно-исследовательской работы и научно-исследовательской работы студентов, а именно: выпол-

нение учебного реферата, анализ текстов по учебным дисциплинам, составление тезисов, ведение дневников наблюдений, разработка алгоритма решения конкретной задачи, написание эссе, участие в конференциях, выполнение исследовательских проектов и другое.

Опрос среди 67 студентов организаций СПО показал на предмет выявления мотивации студентов к участию в исследовательской деятельности показал, что 61,1% студентов считают значимой исследовательскую деятельность для собственного личностного развития, позволяет самореализоваться как в ходе проведения исследования, так и его преставления результатов. Около трети опрошенных студентов (34,2%) считают, что участие в исследовательской деятельности повышает интеллектуальный уровень и способствует профессиональному развитию. Более 50% студентов на момент анкетирования уже занимались исследовательской и проектной деятельностью и хотели бы продолжить работу в этом направлении.

Проведенные анализ показал, что студенты СПО считают важным овладение исследовательской деятельности, однако педагоги профессионального обучения испытывают трудности при ее организации. Это еще раз подчеркивает необходимость развития у педагогов профессионального обучения исследовательской компетенции.

Формирование исследовательской компетенции осуществлялось на основе модели, которая строилась с учетом входных требований со стороны работодателя, ФГОС 3++ по соответствующему направлению подготовки, системного, процессного, личностно-ориентированногоо и ситуационного подходов, а также локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» и включала ряд структурных компонентов: целевой, содержательный, организационный, критериально-оценочный, а также условия организации творческой деятельности обучающихся, представлена на рисунке 4.

Содержательно-целевой компонент модели предполагает формирование исследовательской компетентности бакалавров профессионального обучения при получении высшего образования по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с учетом профиля подготовки и построен с учетом учебного плана предусматривающего изучение ряда

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

экономических дисциплин, к преподаванию которых готовятся будущие педагоги профессионального обучения, а так же написание курсовых работ, учебную и производственную практику НИР, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

В результате освоения образовательной программы студенты должны знать: методологию исследования, включая характеристики научной деятельности (принципы, условия), логическую структуру исследовательской деятельности (проблему, гипотезу, объект, предмет, цель, задачи, методы), процесс ее осуществления (этапы исследовательской деятельности), основные направления исследований в области педагогики, психологии, экономики и менеджмента, основы этики проведения исследования; уметь: определять научный аппарат исследования, разрабатывать план и методику исследования, выбирать адекватные задачам исследования методы, выбирать источники информации, собирать и обрабатывать информацию, полученную в ходе исследования, делать обобщения, выводы, предполагать причины явлений и процессов, оформлять результаты исследования.

Технологический компонент включает в себя образовательные технологии и педагогические условия.

Для развития исследовательской компетенции в ходе изучения экономических дисциплин значимое место отводится использованию подготовке и презентации докладов, рефератов, кейс-метода, деловым играм, выполнению практических заданий, проведению микроис-

следования, методу проектного обучения и другим.

В ходе исследования были выявлены следующие условия, во-первых, необходимость наполнения содержания экономических дисциплин проблемно-ориентированным контекстом, направленного на развитие исследовательской компетенции, представлена на рисунке 4.

Во-вторых, мотивирование бакалавров профессионального обучения к организации исследовательской деятельности обучающихся экономических специальностей организаций СПО, посредством удовлетворения потребности в самовыражении в ходе реализации исследовательских проектов на производственной практике.

Формирование исследовательской компетенции в процессе изучения профильных дисциплин проходит три этапа развития.

Первый этап теоретический (1 курс обучения), студенты получают знания о методологии исследования в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Организация профессиональной деятельности в экономике и управлении», «Персональный менеджмент», «История менеджмента», формируются умения формулировать аппарат исследования в ходе написания рефератов по дисциплинам, а также отдельных умений по анализу и обработке информации, так изучения вышеназванных профильных дисциплин включает выполнение заданий, направленных на сравнение, например, образовательных программ разных организаций среднего профессионального образования по экономическим специальностям,

Рис. 4. Модель развития исследовательской компетенции в условиях профильной подготовки.

сравнительный анализ зарубежных и отечественной моделей менеджмента, экономических категорий и другое, кроме того, ученым планом предусмотрена учебная практика НИР, в ходе которой студенты выбирают тему исследовании, формулируют аппарат исследования, составляют библиографию, делаю краткий анализ теоретических позиций по теме исследования. То есть на данном уровне использовались ознакомительно-мотивирующие (репродуктивные задания).

Второй этап практический (2, 3 курс обучения). Задания носят проблемно-аналитический характер (требующие переноса освоенных способов исследовательской деятельности на новые условия). В ходе изучения таких дисциплин как «Менеджмент в сфере услуг», «Маркетинг в сфере услуг», «Экономический анализ», «Инновационный менеджмент» и другие студенты учатся составлять программы исследования деятельности предприятия, рынка услуг, планировать организацию и проведение исследования, умения собирать и анализировать информацию, делать выводы, представлять на защите подготовленные материалы. Используется, как правило, групповая форма организации деятельности студента. Где студенты не только осваивают основные исследовательские умения, но и учатся не маловажным умениям организации коллективной работы - взаимодействовать в группе, распределять роли, задания. Кроме того, навыки самостоятельной исследовательской деятельности отрабатываются при написании курсовой работы по «Методике обучения экономическим дисциплинам», производственной практике НИР.

Третий этап формирования опыта деятельности проходит на 4 курсе, в процессе освоения экономических дисциплин, содержание которых носит рефлексивно-закрепляющий (творческий, проблемный) характер «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Бизнес-планирование», где студенты готовят самостоятельный исследовательский проект. От анализа состояния внутренней и внешней среды до разработки бизнес-проекта, а так же в ходе проведения преддипломной практики и написания выпускной квалификационной работы по профилю подготовки.

То есть на данном уровне использовался метод проектного обучения. Суть которого состоит в том, что обучающиеся в ходе освоения профильных дисциплин постигает реальные экономические процессы, объекты и т.д.

Использование элементов проектной деятельности способствует формированию интереса к самостоятельному получению знаний, проявлению творчества, инициативы, способствует развитию готовности к анализу своей работу, ее результатов.

Большой потенциал для развития исследовательской компетенции бакалавров мы видим в использовании разных видов самостоятельной работы.

При моделировании критериально-оценочного компонента мы использовали критерии оценок, предложенные В.А. Тимофеевым, В.П. Симоновым. Ими оценивается уровень подготовки бакалавров на основе индикаторов знаний, умений понимания и применения

усвоенного материала.

Основными критериями на уровне понимания учебного материала выступают:

- способность к воспроизведению изученного;

- способность к преобразованию материала.

Индикаторами традиционного и творческого применения изученного материала является алгоритм применения исследовательских знаний и умений от узнаваемой до новой, ранее незнакомой ситуации с элементами креативности.

Данные критерии, дают возможность оценить уровень овладения исследовательской компетенции по следующим показателям:

- Низкий уровень владения компетенцией предполагает, что студенты частично воспроизводят материал по профильным дисциплинам без должного понимания, на уровне выучивания, не предоставляют к зачету практический исследовательский материал;

- Базовый уровень - студенты воспроизводят учебный материал по экономическим дисциплинам на уровне понимания, допуская ошибки, исправляя их по указанию преподавателя, могут привести примеры из опыта своей деятельности; исследовательский материал предоставляют не в полном объеме, либо с незначительными ошибками, в процессе выполнения исследовательского задания активного участия не принимают;

- Пользовательский уровень - студенты показывают полное знание учебного материала по экономическим дисциплинам, исследовательские умения в целом сформированы, в ходе выполнения исследовательского задания занимают активную позицию, но допускают некоторые неточности;

- Функциональный уровень - студенты демонстрируют точное воспроизведение теоретического материала по экономическим дисциплинам, демонстрируют высокий уровень выполнения исследовательского задания с внесением в него элементов авторской новизны и предложенных вариантов решения проблемных ситуаций [8].

Таким образом, предложенная модель развития исследовательской компетенции у бакалавров представляет собой выстроенную методологическую систему перехода на новый уровень профессионального и творческого мышления. Когда в ходе освоения образовательной программы будущий педагог профессионального обучения не только овладевает навыками исследовательской деятельности, но приобретает мотивацию к организации исследовательской деятельности в процессе преподавания профильных дисциплин в системе СПО, ДПО.

В заключении следует отметить, что в практико-ориентированной модели необходимо особое внимание к условиям организации образовательного процесса и акцентировать на личностном потенциале обучающихся в определении индивидуальной траектории развития. Важно мотивировать бакалавров к практическому поиску знаний и пользе ценностного отношения к профессиональной деятельности педагога.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. ФГОС 3++ по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085).

2. Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н.

3. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание // Дискуссия. 2013. № 3(33). С. 90-95.

4. РындинаЮ.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория. // Молодой ученый. 2011. № 1 (24). С. 228-232. - URL: https://moluch.ru/archive/24/2553/ (дата обращения: 07.08.2021).

5. Смирнова Е.С. Развитие исследовательских компетенций студентов при анализе свойств тентообразного отображения / Е.С. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 155-158.

6. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие « ИНЭК», 2007. С. 327.

7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ В области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М.,1997. 264 с.

8. Давыткина Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2003. 224 с.

References

1. FSES 3++ in the direction of training 44.03.04 Vocational training (by industry), approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1085 of October 1, 2015).

2. Professional standard «Teacher of additional education for children and adults», approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 298n of May 5, 2018

3. VorobyovaA.V. Research competencies of a modern schoolboy: the essence and content // Discussion. 2013. № 3(33). Pp. 90-95.

4. Ryndina Yu.V. Research competence as a psychological and pedagogical category // Young scientist. 2011. № 1 (24). Pp. 228-232. URL: https://moluch.ru/archive/24/2553/ (date of access: 07.08.2021).

5. Smirnova E.S. Development of research competence of students in the analysis of the properties testoobraznogo display // Yaroslavl pedagogical Bulletin. 2013. T. 2. No. 1. Pp. 155-158.

6. Competencies in education: design experience [Text]: collection of scientific tr. / edited by A.V. Khutorsky. M.: Scientific and Innovative Enterprise «INEK», 2007. Pp. 327.

7. Simonov V. P. Pedagogical management: 50 KNOW-HOW in the field of educational process management. Textbook. M., 1997. 264 p.

8. Davytkina E.V. Research approach in the management activity of the head of a preschool educational institution: Dis.. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Moscow, 2003. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.