УДК 378. 14. 35. 07
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-57-68
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
Н. В. Скачкова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Обосновывается необходимость использования возможностей вузовской подготовки для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения с целью создания качественного кадрового потенциала для осуществления модернизации технологических процессов, продвижения и внедрения новых перспективных технологий и обеспечения кастомизации услуг в процессе перехода на модель цифровой экономики будущего России. Выявлена роль образовательных организаций в процессе реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов 3++ к качеству подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями работодателей. Рассмотрено содержание представленных в основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» обязательных профессиональных компетенций, сформированных на основе профессиональных стандартов, анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, консультаций с ведущими работодателями. Установлены индикаторы достижения обязательных профессиональных компетенций выпускников, рассмотрены возможности их достижения на примерах педагогического взаимодействия с целью организации учебно-исследовательской работы студентов, обучающихся на факультете технологии и предпринимательства по указанному направлению подготовки. Обоснована целесообразность подготовки педагогов профессионального обучения для формирующихся сервисных кластеров в экономике Томской области с учетом прогностических потребностей в условиях постиндустриальных трансформаций.
Ключевые слова: профессиональные компетенции будущего педагога профессионального обучения, индикаторы достижения профессиональных компетенций, дизайн, сервисные кластеры.
Для обеспечения экономического суверенитета России необходим качественный технологический рывок, который может быть осуществим квалифицированным персоналом отечественных специалистов и прорывными разработками российских ученых. Именно человеческий потенциал, как основной ресурс, представляет основу для комплексной модернизации технологических процессов, продвижения и внедрения новых перспективных технологий и обеспечения кастомизации услуг в процессе перехода на модель цифровой экономики. Поэтому одним из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» указаны значимость и необходимость развития человеческого потенциала [1].
Вызовами и угрозами экономической безопасности России в Указе Президента РФ были названы: снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала; усиление международной конку-
ренции за кадры высшей квалификации; недостаточность трудовых ресурсов. Исходя из этого, основными задачами по реализации развития человеческого потенциала являются:
1) модернизация системы общего и профессионального образования с опорой на научную базу фундаментальных исследований и достижения современного технологического уклада;
2) развитие профессиональных и личностных качеств каждого индивида, формирование самостоятельного и ответственного поведения в социуме, самосовершенствование, самообразование, что предопределяет необходимость развития системы непрерывного образования;
3) совершенствование национальной системы квалификаций, уточнение квалификационных требований к работникам с учетом изменения структуры занятости в современном обществе, своевременное и исчерпывающее информирование граждан о востребованных и новых профессиях.
Способность государственных и образовательных организаций в современном обществе обеспечивать развитие и эффективную профессиональную социализацию граждан, особенно молодых людей, гарантирует востребованное обществом высокое качество человеческого потенциала и значительно влияет на темпы социально-экономического развития страны.
Успешность решения поставленных задач определяется эффективностью подготовки педагогов профессионального обучения, способных осуществлять качественную подготовку квалифицированных кадров для высокотехнологичной инновационной экономики России.
Образовательными организациями задачи подготовки педагогов профессионального обучения решаются в процессе разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», реализуемой на факультете технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета (ТГПУ).
Подготовка профессиональных квалифицированных педагогических кадров в Российской Федерации регламентируется системой федеральных государственных образовательных стандартов, которые в соответствии с технологическими и социально-экономическими трансформациями в обществе претерпевают существенные изменения и нуждаются в модернизации. После подписания Россией в 2003 г. Болонской декларации, система подготовки с 2009 г. начала реализовываться в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения, основу которых составляет компетентностный подход. Особенностями этих образовательных стандартов явились: компетентностный характер подготовки студентов; установление требований к результатам образования в виде компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных); отсутствие федерального, вузовского компонента в структуре учебных планов; предоставление образовательным организациям, вузам академических свобод для разработки основных профессиональных образовательных программ подготовки; введение кредитно-модульной системы обучения и установление новой формы трудоемкости учебных занятий - зачетной единицы (вместо часовых эквивалентов).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. обусловил необходимость разработки и внедрения в образовательную практику Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3+), в котором осуществилось разделение бакалавриата на академический и прикладной; были использованы методически обоснованные принципы формирования пе-
речня компетенций; устранены избыточность и несогласованность профессиональных компетенций по видам деятельности; установлена взаимосвязь формируемого перечня компетенций с разделами основных образовательных программ; усилена роль информационно-образовательной среды, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В целом ФГОС ВО 3+ значительно расширил возможности вузов в формировании основных профессиональных образовательных программ.
Вместе с этим стал очевидным существенный недостаток ФГОС ВО 3+: отсутствие согласованности в перечне формируемых у выпускников компетенций (результаты освоения основной профессиональной образовательной программы) и требований работодателей, выраженных в профессиональных стандартах соответствующих видов деятельности. Необходимость устранения этого недостатка предопределила появление новой редакции ФГОС ВО 3++. Группой ученых ТГПУ в 2017 г. была начата работа над проектированием примерной основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» с учетом требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Полученные результаты подтвердили перспективность реализации в ТГПУ образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и ее значимость для социально-экономического развития Томской области в контексте подготовки кадров для системы профессионального образования [2].
Внедрение в образовательную практику ФГОС ВО 3++ позволило преодолеть указанные выше трудности и разработать ООП по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Разработанная ООП предназначена для подготовки педагогических кадров в сфере профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности будущих бакалавров являются процессы обучения, воспитания и развития обучающихся в системе среднего и дополнительного профессионального образования, а также процесс проектирования программ профессионального обучения, дополнительной профессиональной подготовки [3].
ООП устанавливает педагогический тип задач будущей профессиональной деятельности выпускников, что в соответствии с ФГОС ВО 3++ определяет следующий перечень задач профессиональной деятельности: организация учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению учебных дисциплин, профессиональных модулей программ профессионального обучения в системе среднего профессионального образования; организация воспитательной деятельности обучающихся по программам профессионального обучения; контрольно-оценочная деятельность будущих выпускников и оценка результатов профильного обучения в процессе освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей; разработка программно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальностям среднего профессионального образования.
При разработке программы бакалавриата по указанному выше направлению подготовки ТГПУ были сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы в виде универсальных, общепрофессиональных и обязательных профессиональных компетенций выпускников и индикаторы их достижения. Предметом нашего исследования является процесс формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения по направленности (профилю) подготовки: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» определяет номенклатуру обязательных профессиональных компетенций [3], сформированную на основе следующих профессиональных стандартов: «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [4], «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [5], а также анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, консультаций с ведущими работодателями. По всем указанным в ООП обязательным профессиональным компетенциям вузом разработаны и сформулированы индикаторы их достижения.
Так, индикаторами достижения профессиональной компетенции по реализации программ профессионального обучения являются:
- способность будущего педагога объяснять и интерпретировать базовые теории в преподаваемой области научного знания, содержание, сущность, особенности и закономерности изучаемых явлений и процессов на основе понимания тенденций развития среднего профессионального и дополнительного профессионального образования с учетом потребностей в кадрах отраслей экономики региона (а именно с учетом перспективы развивающегося кластера сферы сервиса и услуг в экономике Томской области: в области питания, производства и дизайна одежды, эксплуатации и ремонта автомобилей и др.);
- способность использовать педагогически обоснованные формы работы по профессиональному обучению студентов среднего профессионального образования (СПО), а также в процессе обучения по дисциплинам учебных планов основных профессиональных образовательных программ СПО по специальностям, реализующимся в образовательных организациях среднего профессионального образования: например, по специальностям 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», 54.02.08 «Техника и искусство фотографии».
Индикаторами достижения профессиональной компетенции по разработке программного и учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и планированию занятий являются:
- знание требований ФГОС СПО, содержания профессиональных образовательных программ и номенклатуры учебной документации образовательного процесса по специальностям в системе среднего профессионального образования;
- участие в конструировании содержания образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС, уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- способность анализировать качество учебно-методического обеспечения учебных предметов, разрабатывать и обновлять его в соответствии с уровнем научно-технологического развития общества и запросами представителей реального сектора экономики.
Указанные выше профессиональные компетенции успешно формируются в процессе изучения студентами дисциплины психолого-методического модуля «Педагогика», дисциплин методического модуля («Методика профессионального обучения», «Методика дополнительного профильного образования»), производственной (технологической) практики, производственной (педагогической) практики. Разработанные оценочные и методические материалы по указанным дисциплинам позволяют не только фиксировать процесс формирования каждой из указанных профессиональных компетенций, но и обеспечивают преподавателю возможность оценить степень ее сформированности [6]. Примером успешного формирования указанной профессиональной компетенции является формат педагогического взаимодействия со студенткой Г. А. Султановой в процессе осуществления ею учебно— 60 —
исследовательской работы по теме «Профессиональное обучение будущих дизайнеров разработке графических декоративных иллюстраций», реализованный на кафедре профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ В процессе работы Г. А. Султанова изучила теоретические основы профессионального обучения будущих дизайнеров в современном колледже: рассмотрела сущность и выявила особенности профессионального обучения в техникуме; проанализировала содержание методической деятельности современного педагога профессионального обучения в условиях реализации ФГОС СПО; исследовала содержание процесса создания графических декоративных иллюстраций как одного из наиболее востребованных направлений проектно-дизайнерской деятельности. На основании изученного материала Г. А. Султанова под руководством преподавателя кафедры разработала и предложила к реализации в процессе профессионального обучения будущих дизайнеров в техникуме программно-методическое обеспечение учебного модуля «Дизайн графических декоративных иллюстраций». Содержание предложенного учебного модуля позволяет обновить существующий контент профессиональной подготовки будущих дизайнеров в системе СПО и может быть включено в междисциплинарный курс «Иллюстрирование» в составе профессионального модуля «Графический дизайн» учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», который реализуется в ОГБ-ПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг» (далее «КИПТСУ») г. Томска.
Разработанное Г. А. Султановой программно-методическое обеспечение включает в себя планы-конспекты занятий, тестовые задания для проверки уровня освоения теоретического материала, критерии оценивания предлагаемых обучающимся практических работ (учебных упражнений), а также критерии оценивания выполненных студентами СПО самостоятельных проектов по разработке декоративных графических иллюстраций, которые являются формой итогового контроля по результатам освоения предложенного учебного модуля. В качестве примера Г. А. Султановой разработан и выполнен дизайн-проект серии графических декоративных иллюстраций на основе произведения А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», выполненный с использованием средств художественной выразительности и компьютерной графики. Результат такого формата педагогического взаимодействия проявился в сформированности у студентки Г. А. Султановой способности к самостоятельности и инициативности в выборе методов исследования, приобретении ею знаний теоретических основ профессионально-педагогической и проектно-дизайнерской деятельности, способности к эстетическому освоению предметно-пространственного окружения человека, формированию дизайнерского мышления и повышению степени владения средствами современной компьютерной графики.
Индикаторами достижения профессиональной компетенции по воспитанию, развитию и мотивации обучающихся в учебной, проектной, учебно-профессиональной и научной деятельности являются:
- способность будущих педагогов проектировать результаты обучения в соответствии с нормативными документами в сфере профессионального обучения, возрастными особенностями обучающихся и дидактическими задачами учебного занятия;
- способность осуществлять отбор предметного содержания, методов и технологий обучения, средств диагностики в соответствии с планируемыми результатами обучения;
- способность формировать познавательную мотивацию обучающихся;
- способностью организовать и руководить учебной, проектной, учебно-профессиональной деятельностью обучающихся.
Эта профессиональная компетенция формируется в процессе изучения студентами дисциплин психолого-педагогического, методического, учебно-исследовательского модулей
рабочего учебного плана, в процессе прохождения учебных и производственных практик, а также в процессе осуществления исследований, результаты которых составляют основу выпускных квалификационных работ будущих бакалавров (педагогов профессионального обучения).
Например, в процессе осуществления проектно-исследовательской работы по теме «Профессиональное обучение будущих дизайнеров приемам декорирования современного костюма» студентка А. В. Никитина изучила особенности профессионального обучения в области дизайна костюма: освоила методологию профессионального обучения в системе среднего профессионального образования; выявила особенности профессионального обучения дизайну и технологиям декорирования костюма на основе стандартов WorldSkills. На основании изученного материала А. В. Никитина разработала и предложила к реализации в процессе профессионального обучения будущих дизайнеров программно-методическое обеспечение учебного модуля «Декорирование костюма». Данный модуль может быть включен в содержание междисциплинарного курса «Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале» в составе профессионального модуля «Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале» учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», которая реализуется в КИПТСУ г. Томска.
Программно-методическое обеспечение предложенного А. В. Никитиной учебного модуля включает разработанную автором рабочую программу учебного модуля, планы-конспекты теоретических и практических занятий, контрольно-измерительные материалы. В качестве примера выполнения итогового задания по проектируемому модулю (дизайнерского проекта в материалах) А. В. Никитиной разработан и выполнен дизайн-проект «Современные техники декора одежды», включающий три изделия ручной работы, отражающих технологии декорирования - художественная роспись акрилом по ткани (батик), аппликация из фетра, вышивка атласными лентами.
Индикаторами сформированности профессиональной компетенции по использованию педагогически обоснованных форм контроля в процессе промежуточной и итоговой аттестации являются:
- способность осуществлять выбор современных средств оценивания результатов профильного профессионального обучения в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам обучающихся;
- владение методикой проведения текущего контроля и приемами оценки динамики уровня подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета;
- способность выявлять и корректировать трудности в обучении по программам профессионального обучения.
Эта профессиональная компетенция формируется у студентов в процессе изучения дисциплин методического модуля («Методика профессионального обучения», «Методика дополнительного профильного образования», «Практикум по современным средствам оценивания результатов профильного обучения»), в процессе прохождения всех видов производственных практик и выполнения выпускной квалификационной работы. Представленные в проектно-исследовательских работах студентов контрольно-оценочные материалы включают не только традиционные формы оценивания (выполнение самостоятельных работ и контрольных заданий), но и современные средства: критерии оценивания выполнения обучающимися практических заданий, комплекты тестовых заданий по освоению практических умений и технологических действий, критерии оценивания выполненных итого-
вых проектов (продуктов дизайнерской деятельности, дизайн-проектов). Студентами составляются алгоритмы формирования портфолио обучающихся, осуществляется интерпретация полученных результатов профессионального обучения.
Индикаторами сформированности профессиональной компетенции по осуществлению педагогического сопровождения профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной адаптации обучающихся являются:
- способность определять цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессиональному развитию обучающихся;
- способность использовать средства педагогической поддержки (в том числе способность проведения консультаций обучающихся и их родителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития.
Примером формирования указанной обязательной профессиональной компетенции являются организация и педагогическое сопровождение учебно-исследовательской работы студентки А. А. Меховниковой по теме «Обучение будущих педагогов художественной фотографии с использованием законов композиции и формообразования». Учитывая, что фотография является неотъемлемой частью современной жизни (актуальность фотосессий, востребованность услуг по составлению семейных / тематических альбомов), объектом выставок и оказывает влияние на формирование визуального мировоззрения современного человека, услуги специалистов в области техники и технологии фотосъемки, искусства создания художественной фотографии востребованы на потребительском рынке. Эффективность подготовки таких специалистов в большой степени определяется степенью профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения технологии и искусству художественной фотографии. Вышеизложенное явилось мотивационной основой для осуществления А. А. Меховниковой своего исследования, в процессе которого она изучила содержание профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения в области художественной фотографии: рассмотрела сущность и выявила особенности профессионального обучения художественной фотографии; изучила теоретические основы технологии создания художественной фотографии, опираясь на законы композиции и формообразования. На основании изученного материала А. А. Меховникова разработала и предложила к реализации в процессе профессионального обучения будущих специалистов с квалификацией «Фототехник» программно-методическое обеспечение учебного модуля «Художественная фотография с использованием законов композиции и формообразования». Данный модуль может быть включен в содержание междисциплинарного курса «Техника и технология фотосъемки» в составе профессионального модуля «Фотосъемка различных жанров (видов)» учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 «Техника и искусство фотографии», которая реализуется в ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий» г. Томска.
Программно-методическое обеспечение предложенного А. А. Меховниковой учебного модуля включает рабочую программу учебного модуля, планы-конспекты теоретических и практических занятий, контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно оценить уровень достижений каждого студента по итогам освоения учебного материала. В качестве примера выполнения итогового задания (творческого проекта) А. А. Меховни-ковой разработан и выполнен фотопроект «Романтическая прогулка» с использованием семи различных приемов композиционного формообразования: контраст, силуэт, направляющие линии, напряжение, симметрия, рамка (фрейминг), ритм. Предложенное программ-
но-методическое обеспечение учебного модуля позволяет обновить существующее содержание междисциплинарного курса «Техника и технология фотосъемки» и соответствует запросам современного потребительского рынка. В процессе такого педагогического взаимодействия у А. А. Меховниковой сформировалась способность к самостоятельности и инициативности в выборе приемов композиционного формообразования, утвердились навыки владения современными графическими средствами, систематизировались знания теоретических основ профессионально-педагогической и проектно-дизайнерской деятельности. Также сформировалась готовность к обучению будущих фототехников технологии создания художественной фотографии и развитию у них позитивного визуального мировосприятия окружающего мира.
Индикаторами сформированности профессиональной компетенции по выполнению предметной (в соответствии с направленностью подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн») деятельности и демонстрированию элементов осваиваемой обучающимися деятельности являются:
- способность будущего педагога профессионального обучения использовать в практической работе современные производственные технологии, производственное оборудование, соблюдать правила его эксплуатации, использовать безопасные приемы труда и требования охраны труда;
- способность выполнять деятельность и демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, а также способность выполнять производственные действия и задания, предусмотренные программой учебного предмета, дисциплины, практики.
Формирование этой профессиональной компетенции обеспечивается как изучением дисциплин методического модуля, так и дисциплин обязательной части предметно-содержательного модуля по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»: «Материаловедение в декоративно-прикладном искусстве и дизайне», «История искусства», «История и теория дизайна», «Рисунок», «Живопись», «Пластическая анатомия», «Графика с основами технического рисования», «Техника безопасности на производстве и в учебном процессе», «Основы современного производства».
Профессиональные компетенции, сформированные на основе профессиональных стандартов [4, 5], дополнены профессиональной компетенцией выпускника, определенной вузом самостоятельно, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» - «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»: способность выпускника осваивать специальные знания в предметной области и использовать их в профессиональной деятельности. Индикаторами достижения сформированности этой компетенции являются:
- способность будущего педагога профессионального обучения осуществлять поиск и анализ специальных знаний профильной подготовки с использованием различных источников информации, научной и учебной литературы, информационных баз данных с целью ее возможного применения в практической профессиональной деятельности;
- способность выпускника применять в практической деятельности специальные знания в предметной области;
- способность выявления возможностей использования потенциала вспомогательных дисциплин и специальных знаний в профессиональной педагогической деятельности по направленности (профилю) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Формирование этой профессиональной компетенции обеспечивается изучением всех дисциплин предметно-содержательного модуля по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», входящих в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, включая дисциплины по выбору. Именно эта специальная про-
фессиональная компетенция обеспечивает подготовку будущих бакалавров по следующим направлениям профессиональной деятельности: дизайн (костюма, интерьера, арт-объек-тов), производство швейной продукции, декоративно-прикладное искусство и производство сувенирной продукции на основе традиционных художественных ремесел, использование современных направлений декоративно-прикладного искусства в изготовлении предметов быта, элементов интерьера, объектов окружающего предметного мира современного человека; подготовка квалифицированных специалистов для индустрии моды и красоты (стилист, мастер прически, технологии макияжа, специалист nail-dеsign ногтей, фотограф, fasion-илллюстратор) и другим востребованным на потребительском рынке направлениям дизайна, декоративно-прикладного искусства, имиджелогии, стилистики.
В целом подготовка квалифицированных кадров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» осуществляется с опорой на существующую структуру занятости населения Томской области и с учетом прогностических потребностей в условиях постиндустриальных трансформаций современной миросистемы.
О формировании сервисных кластеров в экономике Томской области свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики по Томской области:
- фиксируется рост численности населения областного города Томска с одновременным снижением численности населения в большинстве муниципальных образований Томской области [7];
- представленная в официальных данных Томстата статистика численности занятых работников в сфере сервиса и услуг показывает рост на 6,54 % за период с 2010-2016 гг., четко выявляя кластеры с наибольшей занятостью населения в образовании, здравоохранении, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств / мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, госуправлении, что в целом составляет 29,1 % [8].
С опорой на социологические прогнозы в ближайшей перспективе ожидаются потери рабочих мест в отраслях транспорта, торговли, секторов госуправления и финансов из-за стремительного внедрения в указанных отраслях процессов дигитализации и роботизации [9]. Вследствие этого высвобождающийся человеческий ресурс целесообразно переориентировать и эффективно использовать в других сферах общественной деятельности, в первую очередь в сфере оказания комплексных и уникальных услуг, а также для освоения новых специальностей с приставкой «digital», что и является обеспечением кастомизации услуг в процессе перехода на модель цифровой экономики [10].
Перечисленные тенденции указывают на необходимость осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов и квалифицированных кадров для развивающегося регионального кластера сферы сервиса и услуг в Томской области. Осуществление такой подготовки невозможно без кадрового педагогического потенциала - педагогов профессионального обучения, интегрирующих в своей подготовке компетенции педагога и компетенции дизайнера - квалифицированного специалиста в области профессиональной деятельности, соответствующей профилю программы «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (уровень бакалавриата).
Список литературы
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 28.02.2020).
2. Войтеховская М. П., Смышляева Л. Г., Веснина Л. В., Колесникова Е. В., Матвеев Д. М., Пояркова О. Н., Высокоморная Ю. И. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131-143. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2131-143
3. Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль): Декоративно-прикладное искусство и дизайн (уровень бакалавриата). URL: https://tspu.edu.ru/files/sveden2/opop/2018-2019/FTP440304_ProfO_ IskDizajjn/OP_3.75.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) / Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) / Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandartZ01.004.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
6. Электронная информационно-образовательная среда ТГПУ URL: http://eios.tspu.edu.ru/ (дата обращения: 28.02.2020).
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области / Официальная статистика. URL: http://tmsk.gks.ru (дата обращения: 08.01.2018).
8. Среднесписочная численность (без внешних совместителей) работников организаций по видам экономической деятельности / Официальная статистика. URL: http://tmsk.gks.ru (дата обращения: 21.01.2018).
9. Скачкова Н. В. Детерминанты развития современного профессионального образования // Alma mater. 2018. № 6. С. 5-11. DOI: 10.20339/AM.06-18.005
10. Скачкова Н. В. Признаки социальных трансформаций в российской системе профессионального образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 176-187. DOI: 10.15372/PHE20160319
Скачкова Нина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессионального обучения, технологии и дизайна, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.03.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-57-68
FORMATION PROCESS AND INDICATORS OF ACHIEVING PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGN
N. V. Skachkova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article substantiates the need to use the capabilities of university training to form the professional competencies of future vocational education teachers in order to create high-quality human resources for the modernization of technological processes, the promotion and implementation of new promising technologies and the provision of services customization in the process of transition to the digital economy model of the future of Russia. The role of educational organizations in the process of implementing the requirements of federal state educational 3 ++ standards to the quality of training of qualified personnel in accordance with the requirements of employers indicated in professional standards is revealed. The content of the undergraduate programs presented in the main educational program is considered in the direction of preparation 44.03.04 Vocational training (by industry), focus (profile): Decorative
and applied art and design of mandatory professional competencies formed on the basis of professional standards, analysis of requirements for graduates in the labor market, consultations with leading employers. Indicators of achievement of compulsory professional competencies of graduates are established, the possibilities of their achievement are examined by the examples of the organization of educational research work of students studying at the Faculty of Technology and Entrepreneurship of TSPU in the areas of professional activity: design (costume, interior, art objects), manufacture of clothing, decorative and applied art (art crafts of Siberia, the modern directions of arts and crafts in the manufacture of household items and souvenirs), beauty industry (hairdressing, makeup techniques, nail design, etc.), image making, stylistics. The feasibility of training vocational education teachers for emerging service clusters in the economy of the Tomsk Region is substantiated, taking into account the prognostic needs in the context of post-industrial transformations.
Keywords: professional competencies of the future teacher of vocational training, indicators of achievement of professional competencies, design, service clusters.
References
1. O strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period until 2030]. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13.05.2017 N 208 [Decree of the President of the Russian Federation of 13 May, 2017, No. 208]. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41921 (accessed 28 February 2020).
2. Voytekhovckaya M. P., Smyshlyayeva L. G., Vesnina L. V, Kolesnikova E. V., Matveyev D. M., Poyarkova O. N., Vysokomornaya YU. I. Proektirovaniye protsessa bakalavrskoy podgotovki pedegogov dlya sistemy professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh standartizatsii professional'noy deyatel'nosti [Designing teacher preparation bachelor course for professional education system under conditions of standardization of professional activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 2 (16), pp. 131-143. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-131-143 (in Russian).
3. Osnovnaya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.04 Professional'noye obucheniye (po otraslyam), napravlennost' (profil'): Dekorativno-prikladnoye iskusstvo i dizayn (uroven'bakalavriata) [The main educational program of higher education in the field of training 44.03.04 Vocational training (by industry), focus (profile): Decorative and applied art and design (undergraduate level)]. URL: https://tspu.edu.ru/files/sveden2/opop/2018-2019/FTP440304_ProfO_IskDizajtjn/OP_3.75.pdf (accessed 28 February 2020).
4. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchit Rossiyskoy Federatsii Federation (Mintrud Rossii) [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (Ministry of Labor of the Russian Federation)]. Ob utverzhdenii professinal'nogo standapta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detey i vzroslykh» [On the approval of the professional standard «Teacher of additional education for children and adults»]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (accessed 28 February 2020).
5. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii (Mintrud Rossii) [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (Ministry of Labor of the Russian Federation)]. Ob utverzhdenii professinal'nogo standapta «Pedagogprofessional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [On approval of the professional standard "Teacher of vocational training, professional education and further professional education"]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.004.pdf (accessed 28 February 2020).
6. Elektronnaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda TGPU [Electronic information and educational environment of TSPU]. URL: http://eios.tspu.edu.ru/ (accessed 28 February 2020).
7. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tomskoy oblasti [Territorial authority of the Federal State Statistics Service in the Tomsk Region]. Ofitsyal'naya statistika [Official statistics]. URL: http:// tmsk.gks.ru (accessed 8 January 2018).
8. Srednespisochnaya chislennost' (bez vneshnikh sovmestiteley) rabotnikov organizatsiy po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti [The average number (without external part-time workers) of employees of organizations by type of economic activity]. Ofitsyal'naya statistika [Official statistics]. URL: http://tmsk.gks.ru (accessed 21 January 2018).
9. Skachkova N. V. Determinanty razvitiya sovremennogo professional'nogo obrazovaniya [Determinants of the development of modern vocational education]. Alma mater, 2018, vol. 6, pp. 5-11. DOI: 10.20339/AM.06-18.005 (in Russian).
10. Skachkova N. V. Priznaki sotsial'nykh transformatsyy v rossiyskoy sisteme professional'nogo obrazovaniya [Signs of social transformations in the Russian system of vocational education]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2016, vol. 3 (66), pp. 176-187. DOI: 10.15372/PHE20160319 (in Russian).
Skachkova N. V., candidate of pedagogy, associate professor, head of the Department of Professional Education, Technology and Design, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]