Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ'

НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ГИБКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / CONTINUITY / FLEXIBLE CONTENT OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Вильданов И.Э.

Качество подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в рамках научно-образовательного кластера в значительной мере зависит от профессионализма педагогов, осуществляющих образовательную деятельность. В рамках исследуемого кластера исследован процесс непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. Цель исследования - разработать пути реализации вариативных моделей в процессе подготовки педагогов профессионального обучения. Методологической основой подготовки педагогических кадров для колледжей строительного профиля и вуза выступает принцип преемственности, что позволяет проектировать гибкое содержание обучения и готовить преподавателей СПО и вузов на базе интеграции психолого-педагогической и отраслевой подготовок. Разработаны пути реализации вариативных моделей в процессе подготовки педагогов профессионального обучения на базе научно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Вильданов И.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS PREPARATION OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER

The quality of training of highly qualified personnel of working and engineering specialties within the scientific and educational cluster largely depends on the professionalism of teachers who carry out educational activities. The process of continuous training of teachers and masters of industrial training is studied within the framework of the cluster under study. The purpose of the study is to develop ways to implement variable models in the process of training teachers of vocational training. The methodological basis for training teachers for colleges of construction and higher education is the principle of continuity, which allows us to design a flexible content of training and train teachers of vocational schools and universities on the basis of integration of psychological and pedagogical and industry training. Ways of implementation of variable models in the process of training teachers of professional training on the basis of scientific and educational cluster are developed.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ»

Профессиональная подготовка педагогов

УДК 378.1

Непрерывная подготовка педагогов профессионального обучения в научно-образовательном кластере

Continuous preparation of teachers of vocational training in scientific and educational cluster

Сафин Р.С., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, safin@kgasu. ru

Корчагин Е.А., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, profobuch@kgasu. ru

Вильданов И.Э., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, vidan@kgasu. ru

Safin R., Kazan State University of Architecture and Engineering, safin@kgasu.ru Korchagin E., Kazan State University of Architecture and Engineering, profobuch@kgasu.ru Vildanov I., Kazan State University of Architecture and Engineering, vidan@kgasu.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.005

Ключевые слова: научно-образовательный кластер, педагог профессионального обучения, преемственность, гибкое содержание обучения.

Keywords: scientific and educational cluster, teacher of vocational training, continuity, flexible content of training.

Аннотация. Качество подготовки высококвалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в рамках научно-образовательного кластера в значительной мере зависит от профессионализма педагогов, осуществляющих образовательную деятельность. В рамках исследуемого кластера исследован процесс непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. Цель исследования - разработать пути реализации вариативных моделей в процессе подготовки педагогов профессионального обучения. Методологической основой подготовки педагогических кадров для колледжей строительного профиля и вуза выступает принцип преемственности, что позволяет проектировать гибкое содержание обучения и готовить преподавателей СПО и вузов на базе интеграции психолого-педагогической и отраслевой подготовок. Разработаны пути реализации вариативных моделей в процессе подготовки педагогов профессионального обучения на базе научно-образовательного кластера.

Abstract. The quality of training of highly qualified personnel of working and engineering specialties within the scientific and educational cluster largely depends on the professionalism of teachers who carry out educational activities. The process of continuous training of teachers and masters of industrial training is studied within the framework of the cluster under study. The purpose of the study is to develop ways to implement variable models in the process of training teachers of vocational training. The methodological basis for training teachers for colleges of construction and higher education is the principle of continuity, which allows us to design a flexible content of training and train teachers of vocational schools and universities on the basis of integration of psychological and pedagogical and industry training. Ways of implementation of variable models in the process of training teachers of professional training on the basis of scientific and educational cluster are developed.

Введение. Строительно-инвестиционный комплекс региона занимает ведущую позицию среди отраслей промышленности Республики Татарстан. Его обеспечение поддерживается высококвалифицированными кадрами рабочих и инженерных специальностей, готовящихся в образовательных организациях. Весомый вклад в

их подготовку вносит научно-образовательный кластер, созданный на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ); в его состав входят сам университет и пять колледжей строительного профиля. В основе кластера лежит социальное партнерство различных уровней образования и

производства. Стратегию развития строительного научно-образовательного кластера определяют педагогические факторы, позволяющие совместно с работодателями проектировать содержание образования, профессиональные компетенции. Кроме того, взаимодействие с образовательными организациями и

предприятиями строительной отрасли обеспечивает практическую направленность подготовки, являющейся базой практик студентов и стажировок преподавателей. В научно-образовательном кластере созданы условия для подготовки как инженеров-строителей, так и педагогов профессионального образования [1;2].

По данным министерства труда и социальной защиты РТ, к наиболее востребованным специальностям в регионе относятся строительные рабочие. При этом у работодателей имеются вопросы к качеству их подготовки. Известно, качество их подготовки определяется преподавателями и мастерами производственного обучения. Однако в последние годы их подготовкой никто не занимается. После прекращения выделения бюджетных мест на подготовку педагогов профессионального обучения в госзаказе в образовательные организации РТ преподавателей

профессионального обучения для строительной отрасли никто не готовит.

Возможное решение данной проблемы было представлено в работе [3], в которой разработаны вариативные модели подготовки педагогических кадров для уровней среднего профессионального и высшего образования.

Непрерывная подготовка педагогов возможна по направлениям подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям) и «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура». В процессе подготовки осуществляется интеграция отраслевой и педагогической подготовок.

Цель исследования - разработать пути реализации вариативных моделей в процессе подготовки педагогов профессионального обучения на базе научно-образовательного кластера.

Материалы и методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических научных публикаций по вопросам подготовки педагогов; анализ ФГОС [4-6] и ПС [7] видов деятельности выпускников по педагогическим и техническим направлениям подготовки. Исследование базируется на реализации принципа преемственности обучения

формирование методологической основы подготовки педагогов.

Результаты исследования. Покажем, что методологической основой непрерывной педагогической подготовки в бакалавриате -магистратуре - аспирантуре может выступать принцип преемственности. Эта категория создает условия для перехода от низкого уровня к более высокому уровню, т.е. обеспечивается переход от уровня профессионального образования в бакалавриате к магистратуре, от магистратуры к аспирантуре (движение по вертикали: преподаватель СПО - преподаватель вуза -преподаватель вуза кандидат или доктор педагогических наук). Как пишет А.М. Новиков, принцип преемственности обеспечивает движение человека как по вертикали, так по горизонтали в пространстве образования [8].

Современное состояние исследований по данной проблеме определяется степенью разработанности педагогической категории преемственности. Актуальность данной категории обусловлена тем, что в условиях динамических преобразований в социально-экономической и общественной жизни России, глобальной информатизации и цифровизации, расширения делового, научного и культурного сотрудничества значительно изменились требования к уровню подготовки специалистов, а следовательно, и к системе образования. В настоящее время важным свойством образования становится гибкость, т.е. способность быстро отвечать на изменения требований «заказчика», в качестве которого выступает не только работодатель, но и каждый следующий уровень образования по отношению к предыдущему. Ведущим звеном, обеспечивающим гибкость системы и взаимодействие ее составляющих, выступает преемственность между уровнями образования.

Проблема преемственности в образовании выделяется в педагогической науке и практике на протяжении многих лет. Сущность преемственности, ее место и роль в целостном педагогическом процессе раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Ш.И. Ганелина, АН. Кухты, А.Г. Мороза, В.Н. Мадзигона, С.М. Годника, А.А. Кыверялга, Ю.А. Кустова, П.Н. Олейника, А.П. Сманцера, А.В. Батаршева, О.Ю. Пинаевой, А.В. Литвина, Л.А. Савинкова и др. Психолого-педагогические аспекты проблемы

преемственности рассматривались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, А.Н. Леонтьевым и др.

В педагогике преемственность понимается по-разному. Ее рассматривают как методологический принцип организации педагогического процесса на разных ступенях

обучения (С.М. Годник, А.А. Кыверялг, А.В. Литвин и др.); как педагогическую закономерность, которая проявляется в единстве педагогического процесса (П.Н. Олейник, Д.Ш. Ситдикова и др.); как общепедагогический принцип, обеспечивающий непрерывную связь между различными сторонами, частями, этапами обучения и воспитания (А.Г. Мороз, Ю.А. Кустов, В.Н. Мадзигон, и др.).

В зависимости от того, согласованность каких компонентов образовательного процесса исследуется, преемственность рассматривается в горизонтальной плоскости (между отдельными сторонами, частями, этапами педагогического процесса в пределах одного уровня образования) и в вертикальной плоскости (между различными уровнями системы образования).

Новосибирскими педагогами выделены важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевая, содержательная, технологическая, психологическая, управленческая [9; 10]. Рассмотрим их.

Целевая преемственность обеспечивает согласованность целей и задач бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Тогда весь педагогический процесс на разных уровнях будет направлен на формирование и развитие педагогических профессиональных строительных компетенций будущего педагога

профессионального образования.

Содержательная преемственность

учитывается при проектировании

образовательных программ. Такому

проектированию предшествует анализ профессиональных стандартов педагога и работников ЖКХ, где представлены обобщенные трудовые функции и действия, требования к умениям. Необходимо перенести содержание деятельности педагога, работника ЖКХ на содержание их подготовки. При этом следует учесть, что содержание подготовки не может полностью отражать содержание всей профессиональной педагогической или строительной деятельности, а отражает только их часть, относящуюся к нормативным, наиболее типичным видам деятельности. Кроме того, любая профессиональная деятельность носит интегративный характер, в ней переплетаются знания и умения из различных областей науки, техники и производства, интегративный характер и междисциплинарность, а также фундаментальность и практико-

ориентированность должны быть учтены в содержании образовательной программы по направлению подготовки.

Таким образом, содержательную преемственность подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивает перечень дисциплин психолого-педагогической направленности: «Профессиональное обучение», «Психология социального взаимодействия», «Лидерство», «Работа с обращениями граждан», «Корпоративная и социальная ответственность» и др. Ряд дисциплин непосредственно формируют педагогические компетенции (профессиональное обучение, психология социального

взаимодействия, лидерство и др.), а другие опосредованно (корпоративная и социальная ответственность, управление коммуникациями и др.). Их состав на каждом уровне обучения обеспечивает изучение учебного материала на более высоком уровне. Например: общая и профессиональная педагогика (уровень бакалавриата) - практико-ориентированное проектирование содержания профессиональных дисциплин (уровень магистратуры) - теория и методика профессионального образования (уровень аспирантуры).

Технологическая преемственность. Как известно, образовательное пространство научно -образовательного кластера выступает средой для профессионально-личностного развития

выпускников. Мы считаем, что такой средой выступает их педагогическая практика, которая в бакалавриате предусмотрена в колледжах, входящих в состав кластера. Здесь студенты знакомятся с методической оснащенностью кабинетов, работой преподавателей специальных строительных дисциплин, изучают структуру уроков теоретического и практического обучения. Весьма эффективным для бакалавров оказалась знакомство с ходом проведения занятий в ресурсных центрах. Последние были созданы в ходе подготовки обучающихся к чемпионату рабочих профессий WorldSkils как на уровне учебного заведения, так на региональном и национальном уровнях. Бакалавры также участвуют. Распространяется опыт участия наших студентов в квалификационных выпускных экзаменах в колледжах в формате WorldSkils в качестве стажера экспертов.

В магистратуре педагогическая практика направлена на подготовку учебно-методических документов, участие в планировании и организации внеаудиторных мероприятий с обучающимися в колледжах, в проведении выпускных экзаменах в колледжах в формате WorldSkils в качестве дублера преподавателя.

В учебном плане аспирантуры также предусмотрена педагогическая практика. На этом

уровне аспиранты разрабатывают рабочий учебный план по специальным дисциплинам, разрабатывают методику проведения практических занятий. Проводят педагогический эксперимент по выявлению эффективности проведенных занятий, участвуют на выпускных экзаменах в колледжах в формате WorldSkils в качестве экспертов. Эффективность

педагогической практики определяется сформированными психолого-педагогическими компетенциями в ходе изучения дисциплин педагогической направленности, приведенных выше. В процессе прохождения практик обучающиеся находятся в качестве: в бакалавриате - дублера преподавателя специальных дисциплин; в магистратуре -преподавателя специальных дисциплин; в аспирантуре - ассистента кафедры.

Технологическая преемственность

обеспечивается также отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации образовательного процесса в пространстве научно-образовательного кластера. Например, средства обучения в бакалавриате -педагогические ситуации, в магистратуре - кейсы, ролевые игры, в аспирантуре - деловые игры, проектные методы, тренинги. По мере возрастания уровня подготовки в качестве технологий обучения можно привести: проблемное обучение -контекстное обучение - активные методы обучения. Все представленное обеспечивает непрерывность образования и развитие профессионально важных качеств педагога [10].

Психологическая преемственность

достигается через совершенствование форм

организации учебного процесса и методов обучения с учетом возрастных особенностей бакалавра, магистра и аспиранта. Создание комфортных психологических условий для обучающихся достигается через проектирование и создание кабинетов активного обучения, научно-образовательных центров. Соответствие учебного, лабораторного оборудования и помещения лабораторий «человеческому фактору» касается пяти направлений: гигиенического, антропометрического,

физиологического и психофизического, психологического и эстетического [11].

Преемственность кластерного управления образовательной системой в вузе включает проектирование, организацию, нормирование и развитие механизмов обеспечения непрерывности подготовки педагогов профессионального и высшего образования, стандартизации образования (в настоящее время создана общая структура образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры).

Заметим, реализация принципа

преемственности допускает гибкое

проектирование содержания обучения, позволяющее оперативно реагировать на изменяющиеся требования к педагогической и методической компетенциях педагога профессионального образования. В качестве примера приведем этапы проектирования гибкого содержания обучения в процессе подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» обобщенном виде в табличной форме.

Проектирование гибкого содержания профессиональной подготовки студентов в вузе включает в себя

следующие этапы:_

Этап 1. Разработка педагогической модели гибкого содержания обучения.

1.1. Анализ требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 "Профессиональное обучение (по отраслям)".

1.2. Анализ трудовых функций преподавателя по профессиональному стандарту (ПС).

1.3. Выявление требований к педагогу в СПО и ВШ.

1.4. Определение стратегических целей проектирования содержания обучения_

Этап 2. Разработка педагогического проекта гибкого содержания обучения.

2.1. Построение иерархической структуры целей, целевой анализ состава действий, необходимых для решения задач, предусмотренных основными видами деятельности преподавателя.

2.2. Определение состава учебных дисциплин в структуре содержания обучения преподавателя.

2.3. Выявление в структуре каждой учебной дисциплины содержания, необходимого для решения задач, предусмотренных основными видами деятельности преподавателя.

2.4. Отбор выявленного содержания, его структурирование и систематизация.

2.5. Формирование содержания каждой дисциплины в заданном объеме, в логической последовательности изучения тем и разделов.

2.6. Определение логической последовательности расположения дисциплин в учебном плане, их места и роли в структуре подготовки преподавателя и установление взаимосвязи между дисциплинами.

2.7. Составление проекта гибкого содержания образовательной программы подготовки преподавателя_

Таблица 1. - Этапы проектирования гибкого содержания обучения

Продолжение таблицы 1

Этап 3. Проверка качества педагогического проекта гибкого содержания обучения.

3.1. Определение критериев и показателей оценки качества проекта гибкого содержания обучения.

3.2. Проведение экспертной оценки качества проекта гибкого содержания обучения.

3.3. Корректировка проекта гибкого содержания обучения на основании результатов его экспертной оценки.

3.4. Принятие решения о реализации проекта гибкого содержания обучения в учебном процессе вуза._

Заключение. Таким образом, авторами предложена непрерывная подготовка педагогов профессионального образования в научно-образовательном кластере на основе принципа преемственности. Реализация представленных этапов проектирования гибкого содержания образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в техническом вузе позволяет [12]:

- внедрить новые ФГОС в образовательную практику технических вузов, сформировать гибкое содержание

образовательных программ по направлениям подготовки обучающихся, выявить совокупность учебных дисциплин, участвующих в формировании трудовых функций педагогов профессионального обучения, четко определить роль и место каждой учебной дисциплины в решении задач по различным видам

профессиональной деятельности;

- обеспечить сопряжение ФГОС с ПС при проектировании гибкого содержания образовательной программы в вузе;

- сформировать гибкое содержание обучения студентов в вузе на основе изменяющихся требований предприятий региона и рынка труда;

- создать гибкое учебно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе, выбрать соответствующие содержанию оптимальные формы, методы и технологии обучения студентов;

- разработать гибкое содержание фонда оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации студентов по направлениям подготовки в вузе с учетом требований отрасли и работодателей.

Литература:

1. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Интеграция как основа уровневого профессионального образования в научно-образовательном кластере / Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. -С. 19-25.

2. Сафин Р.С. Интеграционный процесс формирования и развития строительного образовательного кластера / Р.С. Сафин, Е.А. Корчагин, Г.М. Загидуллина, И.Э. Вильданов, Д.К. Шарафутдинов, Р.Н. Абитов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2012. - № 4(22). - С. 520-529.

3. Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Абитов Р.Н. Вариативные модели подготовки педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере: сборник / Р.С. Сафин, Е.А. Корчагин, Р.Н. Абитов // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности / Сборник научных трудов V международного форума по педагогическому образованию. - Казань. - 2019. - С. 118-121.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380310.pdf

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура.

Направление подготовки 38.04.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380410.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/88

7. 01.004 Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty

8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

9. Система преемственности в образовании / Педагогическое обозрение // Главное управление образования мэрии (г. Новосибирск), Городской центр развития образования [Электронный ресурс]. - 2011. -№ 9. - С. 11. - Режим доступа: http://gcro.nios.ru/system/files/2015/09/184/po_117.pdf

10. Шаровская С.Ф. Технологическая преемственность как условие обеспечения непрерывности образования и развития личности / С.Ф. Шаровская // Педагогическое обозрение. - 2011. - № 9(117). - С. 6-7.

11. Сафин Р.С. Дидактические основы проектирования эргономических технологий обучения

1. Korchagin E.A., Safin R.S. Integration as the basis of level professional education in the scientific and educational cluster / E.A. Korchagin, R.S. Safin // Higher education in Russia. - 2013. - №. 6. - P. 19-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Safin R.S. The integration process of formation and development of a building educational cluster / R.S. Safin, E.A. Korchagin, G.M. Zagidullina, I.E. Vildanov, D.K. Sharafutdinov, R.N. Abitov // Bulletin of Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. - 2012. -№. 4 (22). - P. 520-529.

3. Safin R.S, Korchagin E.A, Abitov R.N. Variant models of teacher training in the construction of a scientific and educational cluster: collection / R.S. Safin, E.A. Korchagin, R.N. Abitov // Development of teacher's professional competencies: main problems and values / Collection of scientific papers of the V international forum on teacher education. - Kazan. - 2019. - P. 118-121.

4. The federal state educational standard of higher education in the field of training 38.03.10 Housing and communal infrastructure (undergraduate level) [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/380310.pdf

5. Federal state educational standard of higher education. Level of higher education. Master Direction of preparation 38.04.10 Housing and communal infrastructure [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380410.pdf

6. Federal state educational standard of higher education - undergraduate in the direction of preparation 38.03.10 Housing and communal infrastructure (Project) [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/88

студентов инженерно-строительных специальностей: дисс. ... докт. пед. наук / Сафин Раис Самигуллович. -Казань. - 2001. - 556 с.

12. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Проектирование гибкого содержания образовательной программы в техническом вузе / Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2017. - № 5. - С. 79-87.

ces:

7. 01.004 Professional standard "The teacher of vocational training, professional education and additional professional education", approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 №. 608n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on September 24, 2015, registration № 38993) [Electronic resource]. - Access mode: https://classinform.ru /profstandarty

8. Novikov A.M. Russian education in the new era / A.M. Novikov / Heritage Paradoxes, development vectors. - M.: Egves, 2000. - 272 p.

9. The system of continuity in education / Pedagogical Review // Main Department of Education of the City Hall (Novosibirsk), City Center for the Development of Education [Electronic resource]. - 2011. - № 9. - P. 11. -Access mode: http://gcro.nios.ru/system/files /2015/09/184/po_117.pdf

10. Sharovskaya S.F. Technological continuity as a condition for ensuring the continuity of education and personality development / S.F. Sharovskaya // Pedagogical review. - 2011. - № 9 (117). - P. 6-7.

11. Safin R.S. Didactic principles of designing ergonomic technologies for teaching students of engineering and construction specialties: Diss. ... doctor. ped Sciences / Safin Rais Samigullovich. - Kazan. - 2001. -556 p.

12. Korchagin E.A., Safin R.S. Designing the flexible content of an educational program at a technical university / E.A. Korchagin, R.S. Safin // Higher education in Russia. -2017. - №. 5. -P. 79-87.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.