Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДУЛИ / ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмызова Н. Г., Кузнецова Е. В.

В статье представлены рекомендации по разработке и внедрению практико-ориентированных модулей для подготовки бакалавров профессионального обучения в изучении методических основ педагогической деятельности. Представлена концепция внедрения модульных блоков, имитирующие педагогическую деятельность, в которых дидактические условия формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов обеспечиваются посредством использования проектного метода решения проблемных задач, игровых упражнений, ситуационных задач в процессе их профильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмызова Н. Г., Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED MODULES FOR THE FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING (BY INDUSTRY)

The article presents recommendations on the development and implementation of practice-oriented modules for the preparation of bachelors of vocational training in the study of the methodological foundations of pedagogical activity. The concept of the introduction of modular blocks imitating pedagogical activity is presented, in which the didactic conditions for the formation of professional competencies of future teachers are provided through the use of a project method for solving problem problems, game exercises, situational tasks in the process of their profile training.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

УДК 378 ХМЫЗОВА Н.Г.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] КУЗНЕЦОВА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е- mail: [email protected]

UDC378 KHMYZOVA N.G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Vocational Training and Business, Orel

State University E-mail: [email protected] KUZNETSOVA E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Professional Education and Business, Orel

State University Е- mail: [email protected]

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

PRACTICE-ORIENTED MODULES FOR THE FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING (BY INDUSTRY)

В статье представлены рекомендации по разработке и внедрению практико-ориентированных модулей для подготовки бакалавров профессионального обучения в изучении методических основ педагогической деятельности. Представлена концепция внедрения модульных блоков, имитирующие педагогическую деятельность, в которых дидактические условия формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов обеспечиваются посредством использования проектного метода решения проблемных задач, игровых упражнений, ситуационных задач в процессе их профильной подготовки.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог профессионального обучения, практико-ориентированные модули, имитационная деятельность, игровые ситуации.

The article presents recommendations on the development and implementation of practice-oriented modules for the preparation of bachelors of vocational training in the study of the methodological foundations of pedagogical activity. The concept of the introduction of modular blocks imitating pedagogical activity is presented, in which the didactic conditions for the formation of professional competencies of future teachers are provided through the use of a project method for solving problem problems, game exercises, situational tasks in the process of their profile training.

Keywords: professional competence, teacher of professional training, practice-oriented modules, simulation activities, game situations.

Факторы интенсивности информационного и технологического развития общества, ведут к координальным изменениям в системе профессионального образования, а по некоторым аспектам существенно меняют подходы к проектированию образовательной среды в подготовке педагогических кадров вуза.

Сегодня мы наблюдаем особый спрос на специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной квалификации, стремящихся к качественным результатам инновационной деятельности, соответствующих новым вызовам происходящим изменениям в обществе [5]. Матричные индикаторы сформированное™ профессионального профиля обучающихся знаниями, умениями и личными достижениями, определяют возможность удачного карьерного роста, получения результатов материального и психологического удовлетворения от деятельности.

В осуществлении практики профессионального образования бакалавров профессионального обучения выделяют приоритетные задачи, которые в первую очередь направленны на решение вопросов личностного роста будущих педагогов в подготовке к педагогиче-

ской деятельности. Одним из важнейших компонентов в реализации задач профессионального образования обучающихся, развития мотивации к изучению основ педагогической деятельности как системного запуска личного становления будущего педагога, является определение организационных условий проектирования индивидуальной траектории в образовательной среде.

Нами будут рассмотрены дидактические условия для развития компетенции, необходимые для подготовки выпускника к решению педагогических, организационно-управленческих, проектных задач в учреждениях профессионального образования. В качестве практико-ориентированных результатов в реализации, которых мы рассматриваем системное формирование высоконравственной, целеустремленной личности, способной к творческой деятельности и профессиональному саморазвитию в процессе профессиональной подготовки в университете.

Речь идет о формировании универсальных компетенциях (УК), общепрофессиональных компетенциях (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), которые

© Хмызова Н.Г., Кузнецова Е.В. © Khmyzova N.G., Kuznetsova E.V.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

должны быть сформированы в результате реализации основной образовательной программы подготовки педагогических кадров, согласно требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Представим анализ реализации данной образовательной программы, в которой решаются задачи по формированию тесно взаимодействующих общепрофессиональных компетенций (ОПК), на развитие которых направлено содержание практико-ориентированных модулей имитационного моделирования профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные категории необходимых компетенций, влияющих на личностное становление будущих педагогов профессионального обучения, их активное включение, и погружение в процессе изучения педагогической деятельности.

Углубленная профессиональная подготовка обучающихся по профдисциплинам начинается со второго курса, но нам приходится константировать, что студентам трудно осуществлять переход от фундаментальных основ к применению знаний и умений в профессиональной деятельности. Необходимо научить будущих педагогов профессионального обучения организовывать совместную деятельность с субъектами образовательного процесса, уметь ориентироваться в проектировании содержания образовательной среды, применять фундаментальные аспекты построения педагогической деятельности и т.д. (УК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-9) [1, 2], которые закладываются на адаптивном этапе изучения педагогической деятельности в процессе дисциплин «Педагогика», «Психология», «Основы специальной педагогики и психологии».

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами всфере образования инормами профессиональной этики.

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том, числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПК-2 Способен разрабатывать, обновлять программное и учебно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и планировать занятия.

ПК-3 Способен решать задачи воспитания, развития и мотивации, обучающихся в учебной, учебно-

профессиональ ной, проектной, научной и иной деятельности по программам СПО и (или) ДПП.

ПК-9 Способен осуществлять организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности.

Принимая во внимание, что профессиональная компетентность педагога профессионального обучения определяется совокупностью профессиональных и личностных качеств, необходимых для осуществения педагогической деятельности, способностью квалифицированно решать образовательные и воспитательные задачи совместно с обучающимися. Следовательно, особое значение приобретают инновационные аспекты научного и практического знания моделирования образовательной среды, умения адаптироваться в информационном пространстве, целенаправленно повышать уровень самообразования, обладать профессиональным мышлением с креативной составляющей.

Анализ деятельности подготовки будущих педагогов профессионального обучения (по отраслям) в период первых самостоятельных шагов применения методических основ в разработке уроков производственного обучения в учреждениях СПО нами были выявлены основные трудности, которые возникают у студентов на практических занятиях, практиках, при контрольных срезах, заключаются в следующем:

1. В изучении основ методической деятельности у будущих педагогов профессионального обучения возникает проблема формировать мотивационные, целевые, оценочные аспекты занятий, неумение четко сформулировать цель занятия по подготовке к профильным дисциплинам, подобрать варианты методов и форм профессионального обучения, опираться на методику воспитательной работы, проектировать образовательный процесс и т.д.

2. В результате контрольной проверки сформиро-ванности методических умений и навыков были выявлены следующие проблемы, связанных с уровнем их сформированности - неумение выделять четкую цель каждого проводимого урока, отбирать необходимый материал настолько целесообразно и системно, чтобы эффективность каждого академического часа была максимальной.

3. Выявлены проблемы относительно задачи формирования профессионального мышления - отсутствие возможности определять фундаментальные и ключевые аспекты, подбирать информационный материал для профессионального обучения, неправильная интерпретация существенных следственных признаков и связей в педагогической деятельности.

Важность определения траектории формирования профессиональных компетенций будущих педагогов, обусловлена отражением его личности, его профессиональных способностей, его творческой направленности. И наиболее частая проблема начинающих педагогов состоит в слабом определении и выборе способов практической деятельности для личностного развития в профессиональной деятельности.

Считаем, что в проектировании образовательного процесса определяют дидактические условия, которые позволяют обратить внимание на особенности процесса развития профессиональных знаний, умений и навыков путем алгоритма профессиональных действий будущего педагога. Такой подход позволяет разработать модульность системы формирования компетенций у обучающихся, посредством внедрения практико-ориентированных модулей образовательного процесса. Особенно важно в процессе профессионального становления обучающихся определить пути получения новых знаний о трудовой деятельности, о приемах постановки, формулировки профессиональных задач, этапах принятия, выработки и реализации новых стратегических решений в профессиональной деятельности.

Соответственно образовательный процесс формирования профессиональных компетенций необходимо рассматривать посредством следующих организационных педагогических аспектов:

1. Системный аспект. Связан с регулярным внедрением обучающихся в процесс решения профессиональных задач. Обучающие задания, которые предлагаются в рамках образовательной деятельности направлены на решение проблемных и критических ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Решение таких задач позволяет формировать и развивать определенную алгоритмичную модель мышления.

2. Практико-ориентированный аспект. Применение подобранных решений на практике. В рамках образовательного процесса данный аспект реализуется обучающимися на практических занятиях, когда им предлагается ориентированная симуляция будущей профессиональной деятельности. Свои профессиональные решения они могут представлять в презентациях, докладах, проектах и т.д.

Таким образом, необходимо организовать деятельность обучающихся по формированию у них профессиональных компетенций в имитационной деятельности, уточняя и конкретизируя способы развития таких специальных навыков и умений, которые были бы направлены на развитие профессионального мышления будущих педагогов (самостоятельность в принятии решений, системность подходов к проблемным задачам, подвижность ума, логичность и глубина ответов).

Необходимо учитывать, что в процессе подготовки к педагогической деятельности у них формируются новые качества, согласно профессиограмме педагога, что позволяет развивать индивидуальные качества характера, не исключая и самобытность личности. Формирование любых профессиональных и личных качеств обучающихся, их развитие происходит только в результате активной деятельности, направленной на усвоении опыта и получения знаний. Процесс формирования профессионального педагогического мышления напрямую связан с решением совокупности из трех задач:

1. Восприятием обучения как целенаправленной, регулируемой преподавателем и самим обучающимся, деятельности. Данная деятельность предполагает усво-

ение обучающимися специфических знаний и навыков умственного труда как системы сложных действий.

2. Ознакомлением со способами формирования профессионального мышления, включающими педагогическое проектирование, моделирование, а так же прогнозирования результатов. К способам профессионального мышления можно отнести: целеполагание, методику воспитания и обучения. Данная задача связана с развитием у обучающихся самостоятельности в выборе профессиональных решений.

3. Применением усвоенных приемов, методов и способов на практике. Крайне важно в рамках образовательного учреждения позволить обучающимся интегрировать их мыслительную деятельность, самостоятельность в реальных условиях, тем самым формируя их профессиональное мышление. Подобное, возможно, осуществить с помощью практических занятий, на которых имитируются условия будущей профессиональной деятельности.

В ходе исследования были использованы дидактические условия в изучении дисциплин педагогической направленности, и мы предлагаем к изучению модель профессионального обучения, состоящую из четырех блоков практико-ориентированных модулей, активно стимулирующих в усвоении содержания дисциплин педагогического цикла, развивающих умения и навыки в практической деятельности.

1. Проектировочный модуль - задания требуют от студентов построения проектов, составление планов, сценариев и программ. В основе организуется активная деятельность обучающихся, с использованием методов проектного обучения. Одним из путей модернизации педагогического образования в «ОГУ имени И.С. Тургенева» по мнению М.И. Алдошиной являются междисциплинарные проекты разного уровня, внедренные в образовательные программы [3, с. 93]. Поэтому при внедрении модели традиционные формы и методы подготовки к семинарам замещаются включением студентов в учебные, исследовательские, профессиональные проекты. В соответствии с новыми стандартами обучения проектная и исследовательская работа составляет не менее 20 % общей трудоемкости образовательной программы [4]. Определение тематики проектов зависит от образовательных, воспитательных и развивающих задач, решаемых в процессе обучения.

2. Аналитический модуль - задания, предполагают корректирование проведенной работы по изучению учебного материала при изучении специальных дисциплин профессионального цикла.

Например, при изучении педагогических технологий и моделирования образовательного процесса, обучающиеся в организумых педагогических ситуациях «Найди решение», «Выбери вариант действия» анализируют ситуации в поиске ответа на следующие вопросы: Какие педагогические средства (действия) целесообразно применить в данной педагогической ситуации? Каков педагогический смысл его использования? Какие варианты действий возможны в случае неуспеха

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

действия? (объективные закономерности, характер ситуации и др.).

3. Исследовательский модуль - задания по изучению стороннего опыта экспертов, например, опытных педагогов, наставников. Изучение педагогических технологий и их применение в образовательной организации. Например, предлагаются к изучению опыт отечественных и зарубежных педагогов, практиков в подготовке специалистов. Также очень важным являются передача опыта, экскурсионные наблюдения за работой педагогов в образовательных организациях, экспертов и другие виды деятельности методических объединений, конференций и т.д.

4. Профессиональный модуль - коллективные задания (работа в группе) - фокус-группы, обучающие игры, игровые упражнения, мотивирующие тренинги и симуляторы, имитирующие профессиональные ситуации, решение проблемных вопрос и нахождение альтернативных решений. Например, игра «Знатоки педагогики», «Я - профессионал» и т.д.

Разработка обучающей модели имитационной педагогической деятельности, в которой особое внимание уделяется проектированию практико-ориентированных модулей для подготовки будущих педагогов, их применение позволяют нам их проанализировать и оценить в образовательном процессе, примеры апробированных модулей с практическими заданиями представлены на рисунке 1.

Практический опыт показывает, что практико-ориентированные модули в процессе обучения легко до-

полняются информационным и учебным содержанием, а также целесообразно их проектировать с помощью игровых технологий, в зависимости от поставленных задач. Игровая ситуация подвижна и позволяет моделировать меняющуюся ситуацию в имитации профессиональной деятельности. Например, во время игры игроки должны быстро оценивать профессиональную обстановку, принимать решения и выбирать оптимальную стратегию, позволяющую выиграть. Помимо овладения предметными навыками, в учебных играх, как правило, задействована система наград, которая мотивирует и вовлекает студентов в активную профессиональную деятельность. Огромное количество исследований показали высокую эффективность игровых технологий на всех этапах профессионального обучения.

Разнообразные педагогические технологии, в том числе и игровые в настоящее время могут легко конструироваться в дидактических модулях и служить имитирующей составляющей в профессиональном обучении бакалавров. Это такие технологии и методы интерактивного обучения, как деловая ролевая игра, дебаты, групповая дискуссия, занятия, проводимые по аналогии с исследовательским методом фокус-групп. Очевидно, что отличие от игр в широком смысле, учебная игра представляет собой вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью профессионального обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Кратко ее особенности можно описать следующим образом:

- дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;

Рис. 1. Дидактические модули проектирования занятий с применением профессиональных ситуаций.

- заданы правила и определен сценарий учебной игры;

- в обучение приветствуется элемент соревнования, соперничества, переводящий дидактическую задачу в игровую ситуацию;

- успешное выполнение дидактического задания связывается результатами в рамках игры.

Безусловно, применение игровых методов и технических средств в разработке практико-ориентированных модулей сопряжено с определенными трудностями и барьерами, проистекающими из специфических особенностей профессиональной деятельности, а также условиями неопределенности и многофакторности большинства решаемых профессиональных задач [6].

В основе приведенных примеров практико-ориентированных модулей, с использованием информационных технологий, моделирующих рабочие ситуации, лежит дидактическая имитация, то есть воспроизведение в образовательной среде изучаемой профессиональной деятельности. Выбор степени абстрагированности модели от реальной действительности - задача педагога, решая которую необходимо стремиться найти баланс между простотой и реалистичностью, психологически важной для эмоциональной живости, облегчения погружения студентов в ситуацию. Основным элементом в разработке практико-ориентированных модулей является создание ситуационной процедуры взаимосвязи, включающее активное общение, между участниками в процессе определения алгоритма профессиональных действий.

Экспериментальные результаты использования изученной модели подтверждают необходимость внедрения модулей имитирующих профессиональную деятельность педагога при изучении дисциплин профессионального цикла. На рисунках 2, 3 представлены результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы студентов, то есть экспериментальная группа обучалась с использованием дидактических условий внедрения практико-ориентированных модулей, контрольная группа с использованием традиционной формы проведения занятий (без применения имитирующей деятельность педагога). Анализ результатов наглядно показывает, что время на выполнение заданных модулей значительно уменьшается в экспериментальной группе, и будущие педагоги успешно справляются с заданиями.

Рис. 2. Сравнение верных ответов в контрольной (1) экспериментальной (2) группе.

Рис. 3. Сравнение времени выполнения заданий в контрольной (1) и экспериментальной (2) группе.

Таким образом, применение дидактических условий и использование разработанной иммитационной модели с использованием четырех блоков практико-ориентированных модулей позволяют реализовать образовательный процесс в изучении полного цикла учебно-познавательной деятельности в изучении цикла педагогических дисциплин. Непосредственнно такие модули могут служить качественными уровнями в достижении целей при формировании компетенций будущих педагогов профессионального обучения, согласно ФГОС, а также служить методической основой при изучении профильных дисциплин:

- на практическом уровне освоить навыки организации и проведения аналитической работы при изучении процессов профессиональной деятельности;

- актуализировать теоретические знания и практические навыки ранее изученных дисциплин;

- представить личностную профессиональную позицию и стремление к получению профессиональных знаний;

- раскрыть личностные качества и проявить творческую самостоятельность;

- развивать самостоятельную активность, направленную на постоянное совершенствование полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

- сформировать личную позицию в необходимости развития и достижения профессиональных целей и задач, построения траектории личностного и профессионального развития.

Изучение основных научных принципов в проектировании образовательной среды посредством разработки и использования практико-ориентированных модулей на всех этапах обучения направлено на конкретизацию и систематизацию профессиональных знаний у бакалавров профессионального обучения, осуществления педагогической деятельности. Выстроить целенаправленный алгоритм организации и управления процессом педагогической деятельности в иммитаци-онных заданиях, определить его виды, с точки зрения необходимости влияния особых внешних факторов, получить практические умения и навыки.

Представленные практико-ориентированные модули в имитации педагогической деятельности это активный способ усвоения профессиональных знаний,

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

умений и навыков в адаптируемой к реальной ситуации деятельности. Практико-ориентированный путь познания окружающего пространства, внутреннего опыта будущего педагога, практической модели взаимоотношения и взаимодействия всех субъектов в учебном процессе. В процессе иммитационного моделирования профессиональной ситуации, как правило, небольшая группа в форме игрового представления критически анализирует определенный сценарий профессионального действия. При этом участники в воображаемой ситуации (моделирующей реальную деятельность педагога) исполняют различные, связанные с профессио-

нальной деятельностью роли (или вариации к одной и той же роли), при этом делается акцент на критическое рассмотрение социального поведения всех субъектов образовательного процесса. Использование модульного проектирования профессиональных ситуаций является созданием реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты социальной действительности, где активно изучается объект исследования, активно отрабатывается алгоритм действий с переходом в систему профессиональных, знаний, умений и навыков, что в целом успешно формирует профессиональные компетенции будущих педагогов.

Библиографический список

1. ФГОС 3++ по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085).

2. Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н.

3. Алдошина М.И. Междисциплинарные образовательные проекты модернизации регионального педагогического образования // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1(41). С.90-96.

4. Евдокимова Н.В. Проектная деятельность на уроках обществознания в среднем профессиональном образовании //Наука и практика в XXI веке. Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Астарахань. С. 72-74

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие « ИНЭК», 2007. С. 327.

6. Уман А.И., Федорова М.А. Модели процесса обучения: от М.Н. Скаткина до наших дней // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 6 (27). С. 53-62.

References

1. FSES 3++ in the direction of training 44.03.04 Vocational training (by industry), approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1085 of October 1, 2015).

2. Professional standard «Teacher of additional education for children and adults», approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 298n of May 5, 2018

3. Aldoshina M.I. Interdisciplinary educational projects for the modernization of regional pedagogical education // Psychological and pedagogical search. 2017. No. 1 (41). Pp. 90-96

4. Evdokimova N.V. Project activity at social studies lessons in secondary vocational education //Science and practice in the XXI century. Interuniversity collection of scientific papers with international participation. Astarakhan. Pp. 72-74

5. Competencies in education: design experience [Text]: collection of scientific tr. / edited by A.V. Khutorsky. M.: Scientific and Innovative Enterprise «INEK», 2007. Pp. 327.

6. Uman A.I., FedorovaM.A. Models of the learning process: from M.N. Skatkin to the present day // Domestic and foreign pedagogy. 2015. № 6 (27). Pp. 53-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.