Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ И НОВЫХ МЕДИА МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"'

ОБУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ И НОВЫХ МЕДИА МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ И НОВЫХ МЕДИА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амеличкин А.В.

Содержание статьи посвящено проблеме обучения теоретическим и практическим аспектам маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа магистрантов направления подготовки 51.04.03 Социальнокультурная деятельность, профиль «Управление проектами в социально-культурной сфере» Орловского государственного института культуры. В исследовании рассмотрены педагогические технологии, способствующие достижению высоких результатов качества образования в рамках основной профессиональной деятельности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амеличкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING COMMUNICATION TOOLS IDUCATION IN THE INTERNET AND NEW MEDIA OF "SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES" DIRECTION FOR MASTERS

The content of the article is devoted to the teaching problem of theoretical and practical aspects of marketing communications on the Internet and new media for masters in 51.04.03 Socio-cultural activities direction, educational profile «Project management in the socio-cultural sphere» of the Orel State Institute of Culture. The study examines traditional pedagogical technologies that contribute to the high quality learning outcomes achievement within the framework of the main professional activity of a graduate.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ И НОВЫХ МЕДИА МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"»

УДК 378

АМЕЛИЧКИН А.В.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Орловского государственного института культуры E-mail: Amel88@yandex.ru

UDC378 AMELICHKIN A.V.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Economics and Management

of Orel State Institute of Culture E-mail: Amel88@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ И НОВЫХ МЕДИА МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

MARKETING COMMUNICATION TOOLS IDUCATION IN THE INTERNET AND NEW MEDIA OF «SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES» DIRECTION FOR MASTERS

Содержание статьи посвящено проблеме обучения теоретическим и практическим аспектам маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа магистрантов направления подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Управление проектами в социально-культурной сфере» Орловского государственного института культуры. В исследовании рассмотрены педагогические технологии, способствующие достижению высоких результатов качества образования в рамках основной профессиональной деятельности выпускника.

Ключевые слова: подготовка магистрантов социально-культурной деятельности, маркетинговые коммуникации в Интернете и новых медиа, педагогические технологии, цифровизация сферы культуры.

The content of the article is devoted to the teaching problem of theoretical and practical aspects of marketing communications on the Internet and new media for masters in 51.04.03 Socio-cultural activities direction, educational profile «Project management in the socio-cultural sphere» of the Orel State Institute of Culture. The study examines traditional pedagogical technologies that contribute to the high quality learning outcomes achievement within the framework of the main professional activity of a graduate.

Keywords: education of masters in social and cultural activities, marketing communications on the Internet and new media, pedagogical technologies, digitalization of the cultural sphere.

Министр культуры Российской Федерации Ольга Борисовна Любимова выступая 1 сентября 2021 года на II федеральном Просветительском марафоне «Новое Знание», рассказала об изменениях в эпоху цифро-визации и успехах культурной сферы в области цифровых технологий. В рамках нацпроекта «Культура» реализуется федеральный проект «Цифровая культура» 2019-2024 гг., который «открывает возможности для приобщения людей к культуре, самореализации и развития талантов» [5]. Обучение специалистов для цифровой экономики требует совершенствование учебного процесса, обновление его содержания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ требований к выпускнику программы магистратуры по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Управление проектами в социально-культурной сфере», показал, что магистр должен быть способен к формированию систем инновационного маркетинга культурных услуг учреждений социально-культурной сферы, продвижения социокультурных проектов (проектов, программ, акций). В связи с чем, появилась объективная потребность в подготовке высококвалифицированных кадров готовых к формированию нового типа культуры - «культура в цифре» [3].

Цифровая трансформация сферы культуры предъ-

являет высокие требования к ее будущим работникам. Они должны владеть отраслевыми практиками влияния интернет-маркетинга на поведение потребителей в цифровых средах. Актуальность исследования заключается в том, что учебная дисциплина «Маркетинговые коммуникации в Интернете и новых медиа» необходима для профессиональной деятельности выпускника в современных условиях цифровизации. Практическая значимость курса определяется тем, что с появлением и динамичным развитием Интернета, сетевых коммуникаций, компьютерных и цифровых технологий, увеличением скорости и доступности информации маркетинговые коммуникации в Интернете и новых медиа «становятся все более востребованными, активно используются организациями сферы культуры в качестве инструментов в конкурентной борьбе на рынке» [6].

Целью исследования является освящение опыта обучения магистрантов по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Управление проектами в социально-культурной сфере» Орловского государственного института культуры инструментам маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа.

Задачи исследования:

- рассмотреть структуру учебной дисциплины «Маркетинговые коммуникации в Интернете и новых

© Амеличкин A.B. © Amelichkin A.V.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

медиа»;

- рассмотреть педагогические технологии обучения инструментарию маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа.

Для решения поставленных задач использовался информационный анализ и синтез.

Научная новизна исследования заключается в определении подходов к изучению инструментов маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа с использованием информационно-коммуникационных технологий, лекционно-семинарско-зачетной системы, проблемного и проектного метода, обучения в сотрудничестве, практико-ориентированных заданий, системы инновационной оценки «портфолио».

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение инструментов маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа повышает качество профессиональной подготовки магистранта. Овладение навыками использования инструментов маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа направлено на повышение конкурентоспособности выпускника в области профессиональной деятельности.

Современный специалист сферы культуры должен иметь широкий спектр компетенций, позволяющих использовать Интернет и новые медиа для решения задач социально-культурной практики, вовлекая население в образовательное взаимодействие и участие в продуктивной социально-культурной деятельности.

С целью овладения теоретическими и практическими инструментами маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа, на основе исследований Малышевой Е.Н. [4], Садулаевой Б.С. [8], Тимаевой Э.С. [8], Уленко Ю.В. [4] и практических рекомендаций А.А. Ручина [7] была определена структура курса, состоящая из следующих модулей:

1. Сущность и особенности маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа в сфере социально-культурной деятельности.

2. Сайт организации сферы социально-культурной деятельности.

3. SEO-менеджмент социально-культурной деятельности.

4. Контекстная реклама организации сферы социально-культурной деятельности.

5. SMM-технологии продвижения организаций сферы социально-культурной деятельности.

Модуль «Сущность и особенности маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа в сфере социально-культурной деятельности» в рамках создания в учебной деятельности проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, знакомит магистрантов с инструментарием Интернет-рекламы, PR в Интернете, Интернет-брендинга, веб-сайтинга, SMM-продвижения, подкастинга, стимулирования сбыта в Интернете, Е-таП-маркетинга и списков рассылки. Каждый из этих элементов маркетинговых коммуникаций в Интернете и новых медиа представляет собой различные способы

влияния на целевую аудиторию учреждения культуры и/или образования. Маркетинговая стратегия организации предполагает комбинацию элементов маркетинговых коммуникаций, однако в качестве доминирующих может быть выбрано несколько элементов комплекса.

В рамках модуля «Сайт организации сферы социально-культурной деятельности» обучающимися выполняется индивидуальный проект, направленный на разработку сайта учреждения культуры и/или образования. В ходе выполнения практико-ориентированных заданий модуля магистранты знакомятся с:

- основами оптимизации веб-сайта под требования современных поисковых систем;

- особенностями функционирования современных поисковых систем;

- особенностями функционирования современных систем администрирования веб-сайтов;

- основами веб-дизайна и копирайтинга;

- особенностями написания текстов, соответствующих требованиям поисковых систем.

Модуль «SEO-менеджмент социально-культурной деятельности» дает знания в области привлечения посетителей из поисковых систем. В рамках обучения в сотрудничестве, магистранты в малых группах продуцируют знания по следующим разделам:

- постановка и отслеживание целей SEO для сайта;

- работа с семантическим ядром сайта;

- внутренняя и внешняя оптимизация;

- поисковый маркетинг.

В данном модуле применяется такой способ организации работы как «тематическая карта». Данный метод работы с полученной информацией, позволяет все предложенные идеи «организовать в нелинейной форме, обобщив информацию по предложенной педагогом тематике» [9]. Итогом выполнения модуля является выполнение практико-ориентированного задания на тему «Способы привлечения посетителей из поисковых систем». Исследование выполняется обучающимися в малых группах (3-5 человек).

Модуль «Контекстная реклама организации сферы социально-культурной деятельности» состоит из следующих разделов:

- основы работы с контекстной рекламой;

- веб-аналитика для контекстной рекламы;

- контекстная реклама в Google Ads и Яндекс. Директе;

- подготовка к запуску и оптимизация контекстной рекламы.

По результатам изучения модуля обучающимися выполняется проект «Настройка контекстной рекламы учреждения культуры и/или образования». Педагогический процесс в рамках данной методики направлен на развитие индивидуальных творческих способностей, профессиональное и социальное самоопределение обучающихся. Значимой особенностью данной педагогической технологии является самостоятельное приобретение знаний магистрантами через

практико-ориентированные задания.

Программа модуля «SMM-технологии продвижения организаций сферы социально-культурной деятельности» включает:

- SMM-технологии продвижения;

- разработка контент-плана;

- продвижение в Вконтакте, Instagram, Одноклассниках, YouTube и ^к Ток [3];

- таргетированная реклама.

В рамках изучения модуля выполняется практико-ориентированное задание в малых группах «Управление репутацией учреждения культуры и/или образования в Интернете и новых медиа». Здесь применяется такой способ организации работы как мозговой штурм. Данный метод решения задач направлен на стимулирование творческой активности участников, при котором ими «генерируется большое количество идей, из которых в дальнейшем выбираются лучшие для решения поставленных задач» [9].

На заключительном этапе работы над модулями, обучающиеся составляют портфолио. Педагогическая технология портфолио является эффективным способом фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений магистранта в рамках конкретной дисциплины. Смысл портфолио как технологии современного высшего образования заключается в том, что обучающиеся самостоятельно, с помощью разработанных педагогом

критериев, могут получить объективную информацию о качестве учебных достижений по курсу, что поможет им в дальнейшем грамотно и эффективно мобилизовать ресурсы, для своего профессионального и личностного роста. В результате реализации технологии педагогического портфолио, отмечается профессиональный рост и личностное развитие магистрантов, за счет самоанализа и рефлексии. Данная педагогическая технология также является средством развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся, что позитивно сказывается на успешности учебной деятельности.

Таким образом, повсеместное внедрение цифровых технологий в сферу культуры предъявляет новые требования к выпускникам магистратуры на рынке труда. Работодатель сегодня нуждается в специалистах владеющих опытом внедрения цифровых технологий в практику социально-культурной деятельности. Использование современных педагогических технологий по курсу «Маркетинговые коммуникации в Интернете и новых медиа» в образовательном процессе по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Управление проектами в социально-культурной сфере» в Орловском государственном институте культуры способствует развитию навыков в области использования инструментов Интернет-маркетинга, сетевых коммуникаций, компьютерных и цифровых технологий в современных условиях.

Библиографический список

1. Амеличкин А.В. Подготовка будущего работника сферы социально-культурной деятельности к продюсированию культурно-досуговых программ // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал. Орел: издательство ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2021. № 4. С. 138-140.

2. Амеличкин А.В. Подготовка работника сферы социально-культурной деятельности к интернет-маркетингу // Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры: материалы V Международной науч.-практ. конф. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2021. С. 7-10.

3. МагомедовМ.Н., Носкова Н.А. Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 6-14.

4. Малышева Е.Н., Уленко Ю.В. Обучение студентов инструментам интернет-маркетинга (на примере направлений подготовки «библиотечно-информационная деятельность», документоведение и архивоведение») // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 379-383.

5. Министр Ольга Любимова рассказала о процессе цифровизации культуры в рамках марафона «Новое Знание» [Электронный ресурс]. URL: https://53news.ru/mir/ministr-olga-lyubimova-rasskazala-o-proczesse-czifrovizaczii-kultury-v-ramkah-marafona-novoe-znanie.html (дата обращения: 08.01.2022).

6. Новикова П.А., Козина Д.С., Мирфатуллаева Д.В., Амеличкин А.В. Промоушн социально-культурных проектов: управленческий аспект // Социально-культурные проекты как фактор развития приоритетных направлений в сфере культуры: материалы региональной заочной научно-практической конференции молодых ученых. Орел: Орл. гос.ин-т культуры, 2019. С. 95-97.

7. Ручин А.А. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза в сфере интернет-маркетинга: дис. ... канд.пед.наук. Москва, 2012.

8. Садулаева Б.С., Тимаева Э.С. Исследование вопроса конкурентоспособности оргнаизации средствами интернет-маркетинга в обучении магистрантов прикладной информатики // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 196-200.

9. Салтымаков М.С., Французская Е.О. Обучение в малых группах в приложении к дисциплине «Профессиональная подготовка на английском языке, нефтегазовое дело» // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: теория и практика: сборник материалов Всероссийского научно-методологического семинара. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 123-127.

References

1. AmelichkinA.V. Preparation of the future employee for the production of cultural and leisure programs in the social and cultural activities sphere // Scientific notes of Orel State University. 2021. No. 4. Pp. 138-140.

2. Amelichkin A.V. Preparation of an employee in the sphere of social and cultural activities for Internet marketing // Culture, science and art - modern vectors of development of the university of culture: materials of the V International scientific-practical. conf. Orel: Orel State Institute of Culture, 2021, Pp. 7-10.

3. Magomedov M.N., Noskova N.A. Prospects for the development of the sphere of culture in the digital economy // Petersburg Economic Journal. 2019. No. 4. Pp. 6-14.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

4. Malysheva E.N., Ulenko Yu.V. Teaching students the tools of Internet marketing (on the example of the directions of training «library and information activities», records management and archival science «) // Business. Education. Right. 2019. No. 3 (48). Pp. 379-383.

5. Minister Olga Lyubimova spoke about the process of digitalization of culture within the framework of the New Knowledge marathon [Electronic resource]. URL: https://53news.ru/mir/ministr-olga-lyubimova-rasskazala-o-proczesse-czifrovizaczii-kultury-v-ramkah-marafona-novoe-znanie.html (date accessed: 01.08.2022).

6. Novikova P.A., Kozina D.S., Mirfatullaeva D.V., Amelichkin A.V. Promotion of social and cultural projects: management aspect // Social and cultural projects as a factor in the development of priority areas in the field of culture: materials of the regional correspondence scientific and practical conference of young scientists. Eagle: Eagle. State Institute of Culture, 2019, Pp. 95-97.

7. RuchinA.A. Professional training of students ofa tourist university in the field oflnternet marketing: dis. ... Candidate ofPedagogical Sciences. Moscow, 2012.

8. Sadulaeva B.S., Timaeva E.S. Investigation of the question of the competitiveness of organizing by means of Internet marketing in teaching undergraduates in applied informatics // Modern science-intensive technologies. 2020.No. 8. Pp. 196-200.

9. Saltymakov M.S., French E.O. Teaching in small groups in the application to the discipline «Professional training in English, oil and gas business» // Professional training of students of a technical university in a foreign language: theory and practice: collection of materials of the All-Russian scientific and methodological seminar. National Research Tomsk Polytechnic University. 2015. Pp. 123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.