Научная статья на тему 'Развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования'

Развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОСУГ / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUTH / PEDAGOGICAL PROGRAM / PERSONAL DEVELOPMENT / LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амеличкин А.В.

В данной статье рассматривается педагогическая программа по развитию организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования в условиях современной России. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному развитию организационноуправленческих способностей молодежи в практике социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амеличкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUTH IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE AND EDUCATION

This article examines the pedagogical program for the development of organizational and managerial abilities of young people in institutions of culture and education in the modern Russia. Particular attention is paid to pedagogical resources that contribute to the effective development of organizational and managerial abilities of young people in the practice of social and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования»

УДК 378

АМЕЛИЧКИН А.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики и управления, Орловский государственный институт культуры, магистрант 1 курса, Институт педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: Amel88@yandex.ru

UDC 378 AMELICHKIN A.V.

PhD, Associate Professor of the Department Economics and Management, Orel State Institute ofCulture, graduate student of 1 course of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orel State University E-mail: Amel88@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUTH IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE AND EDUCATION

В данной статье рассматривается педагогическая программа по развитию организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования в условиях современной России. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному развитию организационно-управленческих способностей молодежи в практике социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: организационно-управленческие способности молодежи, педагогическая программа, личностное развитие, досуг

This article examines the pedagogical program for the development of organizational and managerial abilities of young people in institutions of culture and education in the modern Russia. Particular attention is paid to pedagogical resources that contribute to the effective development of organizational and managerial abilities of young people in the practice of social and cultural activities.

Keywords: organizational and managerial abilities of youth, pedagogical program, personal development, leisure.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (на период до 2020 года), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года) подчеркивается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности. Среди важных качеств современной молодежи выделяются организаторские и управленческие способности, развитость которых непосредственным образом влияет на эффективность принимаемых ими решений.

Организационно-управленческие способности молодежи в социально-культурном пространстве обеспечивают организацию эффективной индивидуальной и групповой деятельности, содействуют выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяют планировать тактические и стратегические цели, краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные и кадровые ресурсы.

Современное, быстро меняющееся общество тре-

бует от молодого поколения активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности. Значительным педагогическим потенциалом по решению данных проблем обладают учреждения культуры и образования (культурно-досуговые, социально-педагогические, национально-культурные, дополнительного образования), являющиеся своеобразным конгломератом социально-культурной деятельности людей в досуго-вой сфере, местом, где каждый человек успешно может развивать свои способности, приобретать определенные навыки и умения. Совместное проведение досуга и общение, осуществляемое в учреждениях культуры и образования, представляет собой уникальную среду, позволяющую оптимизировать процесс развития у молодежи организационно-управленческих способностей, в силу ориентированности этой деятельности на самовыражение, духовное развитие, воспитание и просвещение [1].

С целью развития организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования была разработана педагогическая программа, целью которой являлось повышение уровня организационно-управленческих способностей молодежи на основе ее привлечения к организационно-

© Амеличкин А.В. © Amelichkin A.V.

управленческой деятельности.

Педагогическая программа предполагала два направления деятельности, готовящих молодых людей к выполнению ролей «организатора» и «управленца». Педагогическая деятельность первого направления отражала личностную направленность молодежи и осуществлялась в три этапа: организация мероприятия, организация коллектива, организация обновления-актива [2].

На этапе организации мероприятия каждый молодой человек изучал основы труда организатора: це-леполагание, планирование, распределение объектов работы, реализацию, координацию и стимулирование действий, контроль, анализ, организацию отдельных частей мероприятия либо мероприятия в целом. В процессе реализации педагогической программы молодежь приступала к организации культурно-массового мероприятия. В процессе целеполагания молодые люди использовали такую форму взаимодействия, как мозговой штурм. При реализации данного метода они высказывали свои предложения по формулированию цели мероприятия. Из предложений группировались схожие формулировки целей, происходило образование общей цели мероприятия.

Молодые люди рассматривали различные формы организации мероприятий, классифицируемые: по направленности: спортивные, культурно-массовые, общественно-полезные, научно-исследовательские; по внешнему выражению: вечер, круглый стол, конференция, дискуссия, интерактивная компьютерная игра, беседа, соревнование, консультация, театрализованное представление, фестиваль, праздник; по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.

Планирование мероприятия осуществлялось по следующим направлениям: содержание мероприятия, выбор участников, оформление материально-технического оснащения. Для реализации запланированного определяли роли: главного организатора мероприятия; организатора отдельного направления мероприятия; исполнителя конкретного направления.

Обязанности главного организатора заключались в подборе организаторов по каждому направлению мероприятия, определении сроков реализации цели, создании условий для выполнения своих функций организаторами и исполнителями. В обязанности организатора какого-либо направления мероприятия входило определение исполнителей, руководство или контроль их действий, генерирование предложений исполнителей.

Исполнители объединялись в рабочие группы по направлениям мероприятия, в обязанности которых входит продумывание содержания, средств, методов, форм осуществления деятельности по данному направлению. После проведенной подготовительной работы по направлениям происходила интеграция предложений рабочих групп в единый сценарий мероприятия и его дальнейшая реализация в виде подбора участников, репетиций, изготовления оформления, приобретения материально-технического оснащения.

Проведение мероприятия сопровождалось применением руководителем (методистом культурно-досуговой деятельности) различных методов и приемов стимулирования, так как: оказание доверия, похвала, наложение ответственности, намек и т.д. Деятельность главного организатора и организаторов отдельных направлений носила на этом этапе наблюдательно-действенный характер: они следили за работой руководителя и при необходимости применяли полученный опыт.

Последний этап организации - анализ проведенного мероприятия и самоанализ участниками своих действий. Наличие данного этапа в структуре организации мероприятия является обязательным и способствует повышению качества дальнейшей организаторской деятельности.

Главными особенностями, свидетельствующими о значимости этапа «Организация мероприятия» по развитию организаторских способностей молодежи, являются: работа с известной группой, дающая возможность постепенного перехода к более сложным условиям организаторской деятельности; работа с вновь привлеченными людьми, предоставляющими возможность расширять круг организационного общения и диапазон методов влияния; однородность группы по возрастному составу; разовая структура соподчинения, дающая возможность смены ролей при организации разных мероприятий, развивающая умение работать в команде, как в роли организатора, так и в роли подчиненного.

На следующем этапе работы молодежь включалась в деятельность по организации коллектива (командоо-бразование), что, по мнению Л.И. Уманского, является сущностью организаторской деятельности [5]. В рамках нашей педагогической программы молодые люди осуществляли кураторство над младшими группами. В их обязанности входило включение детей в рекреативно-воспитательную среду учреждения культуры и образования, сплочение коллектива курируемой группы. Деятельность общественных кураторов связана с активным проявлением организаторских способностей и направлена на их развитие. В рамках данного этапа проводились круглые столы «Первая встреча кураторов с группой», «Методы и приемы влияния на личность» и т.п. [2].

Далее молодежь занималась организацией обновления актива. Данный процесс является обязательным элементом организаторской деятельности. Именно здесь обеспечивается одна из важнейших функций организаторской деятельности - воспитательная [5]. Ранее участники программы осуществляли воспитательную деятельность в процессе общественного кураторства, однако именно на этом этапе «деятельность приобрела особую значимость за счет «воспроизводства» актива, когда на смену старшему пришло младшее поколение организаторов. Тем самым данный процесс приобрел замкнутый характер, что значительно облегчило труд педагогов и методистов культурно-досуговой деятельности, переведя их в статус консультантов, сопроводителей. Включение молодежи в педагогическую

деятельность по обновлению актива предполагало их одновременное включение в организаторскую деятельность как один из компонентов педагогической деятельности, в рамках которого молодые люди занимались организацией коллектива и занятий в нем. Завершающим этапом развития организаторских способностей молодежи в учреждениях культуры и образования являлась разработка конкретных конкурсных проектов по организаторскому мастерству.

Педагогическая деятельность второго направления программы была направлена на развитие управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования, основывающаяся на так называемом тренинговом обучении. Она включала следующие этапы: развитие коммуникативных способностей, развитие лидерских качеств, развитие навыков принятия управленческих решений.

На этапе развития коммуникативных способностей молодые люди развивали навыки первичного контакта и эффективной самопрезентации, осваивали навыки делового личного общения, учились выражать и отстаивать свою позицию, понимать позицию партнеров по общению, отрабатывали умения и навыки сглаживания конфликтов, развивали умение убеждать, свою интуицию в процессе общения, формировали установки на взаимопонимание, совершенствовали коммуникативную культуру.

В психолого-педагогической науке общение рассматривается как один из факторов развития личности, ее социализации. По мнению А. Д. Жаркова, «специфика межличностного общения в учреждениях культуры состоит в том, что предполагает предрасположенность партнеров, их доброжелательность, равноправие, взаимное уважение. В учреждениях культуры объективно существуют оптимальные условия в отношении свободы выбора вида и форм коллективных занятий, здесь создается наиболее благоприятная обстановка для споров, дискуссий» [3], что способствует разностороннему развитию молодежи.

В учреждениях культурно-досугового типа «человек получает ответы на интересующие его вопросы (информационно-познавательный аспект); утверждается или разуверяется в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностный аспект); удовлетворяет свои эмоциональные потребности в эмоциональном сопереживании (эмоциональный аспект); получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект); удовлетворяет потребность в общении с людьми, которых он сам выбрал и от общения с которыми получает наслаждение (гедонистический аспект); включается в сферу коллективного отдыха и развлечений (рекреационный аспект)» [4]. Из вышеизложенного следует, что общение в учреждениях культуры и образования является многоаспектным. На занятиях в любительских объединениях, клубах по интересам и т.п., представляющих органическое единство двух самостоятельных компонентов практической деятельности и

общения между ее участниками, соотношение и удельный вес этих двух компонентов может быть относительно различным. Следовательно, понятие «деятельность» и «общение» имеют единую внутреннюю структуру. Данные связи складываются между взаимодействующими людьми, отношения делают их целесообразными и эффективными. Элементарная модель общения в учреждениях культурно-досугового типа представляет собой взаимосвязь двух индивидов, которые выступают в качестве субъектов речевого взаимодействия. Взаимодействие людей здесь выражается в систематически устойчивом выполнении действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, взаимодействие с которым в учреждениях культуры и образования зависит от конкретной формы любительского объединения.

Для развития коммуникативных способностей молодежи в учреждениях культуры использовалось так называемое тренинговое обучение, в рамках которого реализовывались такие тренинги, как: «Эффективное совещание» - тренинг, развивающий способность эффективного ведения и участия в совещаниях; «21 способ получить свое» - тренинг, развивающий тактику ведения переговоров; «Внутренняя осанка» - тренинг, направленный на развитие имиджа уверенно говорящего человека; «Агрессивный контакт» - тренинг, способствующий отработке приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию; «Визитка» - тренинг, способствующий совершенствованию перцептивных навыков; «Дискуссия» - тренинг, развивающий пара-лингвистические и оптокинетические навыки общения; «Интервью» - тренинг, развивающий коммуникативные способности и рефлексивные навыки; «Рекламный ролик» - тренинг, развивающий асертивность, уверенное поведение в процессе общения; «Сглаживание конфликтов» - тренинг, развивающий умения и навыки сглаживания конфликтов; «Корпорация» - тренинг, отрабатывающий простые менеджерские функции; «Да» - тренинг, совершенствующий навыки эмпатии и рефлексии. Данные тренинги снимались на видео для более эффективного осуществления педагогического процесса и корректировки ошибок и искажений. В ходе занятий применялись медиаобразовательные технологии, осуществляющие эффективное педагогическое воздействие на коллектив. В завершении данного этапа проводился конкурс ораторского искусства «Дебаты».

Далее развивались лидерские качества молодежи, для чего применялись ролевые и компьютерные деловые игры, которые не только способны культивировать лидерские черты, но и эффективно воспитывать социально значимые качества личности (активность, аргументированность, целеустремленность, инициативность, ответственность). Нами использовались компьютерные деловые игры, развивающие организационно-управленческие способности молодежи и дающие навыки эффективного применения информационных ресурсов в практике организационно-управленческой деятельности. Практика применения

компьютерных имитационных моделей в учебном процессе позволяет достигнуть более высокого уровня усвоения знаний, интенсифицировать процесс обучения. Она ориентирована на интеллектуальный, личностный рост человека. Широкое внедрение компьютерных имитационных моделей открывает новые возможности системы дополнительного образования.

Завершающий этап программы направлен на развитие навыков эффективного принятия управленческих решений. Для этого применяются модульные тренинги: «Принятие управленческих решений и эффективная работа с информацией», «Тренинг креативных управленческих решений», «Интерактивные управленческие поединки». Эти тренинги развивают навыки реализации управленческих функций и совершенствуют умения эффективного управленческого взаимодействия в современном социуме.

В рамках педагогической программы проходили мастер-классы со специалистами управленцами. Мастер-класс, в нашем понимании, это своеобразная творческая встреча, которая должна способствовать реализации определенных целей. Цель мастер-класса -демонстрация организационно-управленческого опыта педагога-мастера, а также раскрытие организационно-управленческого потенциала слушателей. В процессе проведения мастер-класса реализовывались такие педагогические методы воздействия, как: дискуссия, вопросно-ответный метод, также были даны рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой деятельности слушателей. Для мастер-класса характерна особая последовательность изучения системы обучения педагога-мастера. Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса предполагает реализацию нижеследующих составляющих: презентацию организационно-управленческого опыта мастера; имитационную игру (демонстрацию приемов эффективной работы, необходимой в процессе организационно-управленческой деятельности); моделирование организационно-управленческой деятельности; рефлексию (дискуссию по результатам совместной организационно-управленческой деятельности педагога-мастера и слушателей). Мастер-класс является одной из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Результаты проведения тренинговых занятий на всех этапах реализации педагогической программы оценивались на основе проведения наблюдения, налаживания обратной связи с участниками тренингов посредствам проведения интервью и анкетирования и итогов проведения психологического тестирования, выявляющего уровень развитости организационно-управленческих способностей после реализации программы.

В педагогической программе применялись такие культурно-досуговые формы и методы воздействия на аудиторию, как: познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов); рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за круглым столом);

эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления); комплексные (праздники, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров).

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры и образования имеют свою специфику в осуществлении информационно-просветительской деятельности: доступность, свободу выбора, нерегламенти-рованный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

Данные формы педагогической практики предполагают внедрение интерактивных методов обучения, которые позволяют интенсифицировать познавательный процесс. Этому требованию отвечают информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности. При организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать в творческий процесс аудиторию учреждений культуры и образования, чтобы она сама становилась субъектом информационно-просветительской деятельности.

Уровень воспитания в любительских объединениях, клубах на базе учреждений культуры и образования значительно выше, чем при организации разовых или цикловых групповых форм. В процессе реализации данных педагогических программ значительно повышается роль их участников как субъектов педагогического процесса.

Организационно-управленческая деятельность представляла собой «деятельность над деятельностью», поэтому она должна была соответствовать общей направленности личности индивида, привнося в неё особый оттенок личностной направленности. Неисполнение этого требования привело бы к тому, что развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования проходило бы неэффективно.

Педагогическая программа подчиняется общим педагогическим закономерностям, которые в своем развернутом виде определяют сущность реальной развивающей практики, - поэтому важным моментом организации просветительной деятельности, осуществляемой в рамках данной программы является интерес. К основным приемам возбуждения интереса можно отнести умение организаторов занятий акцентировать внимание на актуальных вопросах, отбирать интересный материал, использовать наглядные образы, сравнения, умение учитывать возрастные, профессиональные и другие особенности аудитории, сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.

Овладение определенными организационно-управленческими знаниями не всегда достаточно для их

активного использования. Нужно накапливать знания для того, чтобы можно было их рационально применить в процессе организационно-управленческой деятельности, которая при определенных педагогических условиях сама активно влияет на последовательное углубление процесса познания. Это обусловлено тем, что способы осуществления организационно-управленческой деятельности всегда содержательны и связаны с актуализацией уже приобретенных знаний, умений, навыков.

Организационно-управленческая деятельность, будучи составной частью общего процесса развития личности, представляет собой целенаправленную, самостоятельную или внешне организуемую деятельность, обеспечивающую усвоение молодыми людьми знаний, а также формирующую умения и навыки их приобретения. В учреждениях культуры и образования данная деятельность развертывается в едином контексте с ценностно-ориентационной, культурно-творческой деятельностью и

деятельностью по организации отдыха [1].

Результатом реализации педагогической программы явилась положительная динамика развитости организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры и образования.

Таким образом, сегодня воспитание и просвещение осуществляют посредством приобщения молодежи к инновационному педагогическому потенциалу учреждений культуры и образования. Являясь сферой духовного производства, они предоставляют максимальную возможность для самореализации личности молодого поколения, развития их коммуникативных, организаторских, управленческих способностей, лидерских качеств, необходимых в социуме. Современные условия большого психоэмоционального напряжения вызывают у молодых людей усталость, а досуг помогает через деятельность восстановить организм.

Библиографический список

1. Амеличкин А.В. Развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры: монография. Орел: ОГИИК, 2014. 109 с.

2. ГалееваН.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. Краснодар, 2008. 230 с.

3. ЖарковА.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М. : МГУКИ, 2007. 456 с.

4. СтрельцовЮ.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002. 184 с.

5. Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Лен. Университет. 1975. 312 с.

References

1. Amelichkin A. V. Development of organizational and managerial abilities of youth in cultural institutions: monograph. Eagle: OGIIK. 2014. 109 p.

2. Galeeva N.A. Formation of organizational abilities of university students in extracurricular activities: dis. ... cand. ped. Sciences .: 13.00.01. Krasnodar, 2008. 230 p.

3. Zharkov A.D. Theory and technology of cultural and leisure activities. Moscow: MGUKI, 2007. 456 p.

4. Streltsov Y.A. Culturology of leisure: tutorial. allowance. Moscow: MGUKI, 2002. 184 p.

5. Umansky L.I. Organizer and organizer activity. L .: Len. University. 1975. 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.