Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО РАБОТНИКА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОДЮСИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО РАБОТНИКА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОДЮСИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОДЮСИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ПРОДЮСЕРСКИЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амеличкин А.В.

Содержание статьи посвящено проблеме подготовки будущего работника сферы социально-культурной деятельности к продюсированию культурно-досуговых программ в современных условиях. Введение в процесс профессиональной подготовки бакалавра социально-культурной деятельности учебного продюсерского проекта позволяет более эффективно формировать его общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амеличкин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE FUTURE EMPLOYEE FOR THE PRODUCTION OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS IN THE SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES SPHERE

The content of the article is devoted to the future employee preparation problem in the social and cultural activities sphere for the production of cultural and leisure programs in the current context. The introduction of the socio-cultural activity of an educational production project into the process of professional training of a bachelor makes it possible to form more effectively his general special and professional competencies.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО РАБОТНИКА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОДЮСИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ»

УДК 378

АМЕЛИЧКИН А.В.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Орловского государственного института культуры E-mail: Amel88@yandex.ru

UDC378 AMELICHKIN A.V.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Economics and Management

of Orel State Institute of Culture E-mail: Amel88@yandex.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО РАБОТНИКА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОДЮСИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

PREPARATION OF THE FUTURE EMPLOYEE FOR THE PRODUCTION OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS IN THE SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES SPHERE

Содержание статьи посвящено проблеме подготовки будущего работника сферы социально-культурной деятельности к продюсированию культурно-досуговых программ в современных условиях. Введение в процесс профессиональной подготовки бакалавра социально-культурной деятельности учебного продюсерского проекта позволяет более эффективно формировать его общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Ключевые слова: бакалавр социально-культурной деятельности, продюсирование, культурно-досуговая программа, учебный продюсерский проект, проектная деятельность.

The content of the article is devoted to the future employee preparation problem in the social and cultural activities sphere for the production of cultural and leisure programs in the current context. The introduction of the socio-cultural activity of an educational production project into the process of professional training of a bachelor makes it possible to form more effectively his general special and professional competencies.

Keywords: bachelor of social and cultural activity, producing, cultural and leisure program, educational production project, project activity.

Системной деятельностью в высшем образовании становится совершенствование учебного процесса, обновление его содержания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ требований стандарта к выпускнику программы бакалавриата по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профили «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» показал, что выпускник должен владеть теоретическими и методическими основами продюсирова-ния культурно-досуговых программ.

Будет ли иметь успех на рынке социально-культурных услуг культурно-досуговая программа полностью зависит от компетентности продюсера. Трудно найти успешный творческий проект, которым бы не управлял продюсер. Эффективный продюсер - это «предприниматель, способный понять перспективу и потребности рынка, умеющий сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием ресурсов в расчете на получение дохода» [7, с. 145].

Сегодня возрастает потребность в специалистах-практиках. Не исключением здесь является и сфера культуры, нуждающаяся в специалистах, отвечающих требованиям современного рынка труда и работодателей. Современный работник сферы социально-культурной деятельности, это человек, готовый к постоянному

профессиональному росту, умеющий продюсировать культурно-досуговые программы, организовывать различные формы социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки).

Развить способность бакалавра социально-культурной деятельности к продюсированию культурно-досуговых программ возможно при помощи учебных продюсерских проектов. Под учебным продю-серским проектом нами понимается совместная учебно-познавательная и организационно-постановочная деятельность обучающегося и педагога с целью организации проектирования культурно-досуговой программы.

Каждая культурно-досуговая програм-

ма - это самостоятельное, законченное произведение, построенное в определенной логической последовательности. При помощи досуговых практик можно решать просветительские, культурно-творческие и рекреационно-оздоровительные задачи стоящие перед современным обществом. Поэтому будущему работнику сферы социально-культурной деятельности так важно уметь разрабатывать и организовывать культурно-досуговые программы, направленные на массовое просвещение и воспитание населения на основе оригинального сценарно-режиссерского решения.

Учебный продюсерский проект сегодня становит-

© Амеличкин A.B. © Amelichkin A.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ся значимой педагогической технологией формирования организационно-управленческой компетенции будущего работника сферы социально-культурной деятельности. Знакомство студентов с учебным про-дюсерским проектом начинается на четвертом курсе направления обучения 51.03.03 Социально-культурная деятельность. Внедрение в образовательный процесс учебного продюсерского проекта направлено на повышение его качества, т.к. в ходе специально организованной деятельности, происходит раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих и организационно-управленческих способностей в процессе анализа проблемной ситуации. Руководитель проекта, в роли которого выступает преподаватель, планирует, организует, координирует, контролирует, исследуя с обучающимися поставленные в проекте цель и задачи. Результатом данной деятельности является реализованный на практике учебный продюсерский проект.

С целью овладения теоретическими и методическими основами продюсирования культурно-досуговых программ в рамках дисциплин «Основы продюсерско-го дела» профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Основы продюсерского мастерства» профиль «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» на основе исследований Л.С. Жарковой [6], Г.П. Ивановой [7], П.К. Огурчикова [7], В.И. Сидоренко [7], Т.Н. Суминовой [9] и практических рекомендаций Г.Г. Гольцова [4] была определена структура учебного продюсерского проекта:

1. Актуальность, краткая характеристика.

2. Сценарий, программа.

3. Организационно-финансовое обеспечение.

4. Спонсорский пакет.

5. Дополнительные услуги, договорное обеспечение.

6. Мониторинг.

7. Приложения.

Технология обучения в рамках продюсерского проекта предполагает совместную деятельность студентов со специалистами учреждений культуры и образования по разработке пакета сопроводительной документации, а также непосредственную практическую реализацию культурно-досуговой программы. Учебный продюсер-ский проект воплощался в несколько этапов: выбор темы (исходя из профиля подготовки обучающегося); разработка и организация плана проекта; реализация проекта; оценка и анализ результатов проекта.

Описание проекта начинается с актуальности и проблематики культурно-досуговой программы, где раскрываются цель, задачи, приоритеты, формы реализации, контингент, условия реализации проекта. Приводятся данные о том, что собираетесь провести, где, сроки проведения, каким коллективом, процесс организации мероприятия, затраты, прибыль, источники финансирования, время на подготовку, дополнительные услуги и т.д.

В программе и сценарии мероприятия описа-

ны: сюжет, основные мизансцены, действующие лица, диалоги, музыкальное и световое оформление. Культурно-досуговая программа не только должна быть интересной, оригинальной, но и сохранять национальный колорит, поэтому в сценарий вносятся этнические элементы.

Организационно-финансовое обеспечение проекта включает в себя описание мобилизируемых ресурсов, плана подготовки, финансовых источников, кадрового состава, сметы, маркетинговой программы, системы налогообложения, расчета цены на билеты, прогноз численности зрителей, а также расчет доходов. Необходимо определить коллектив организаторов культурно-досуговой деятельности, административно-постановочную группу, творческий коллектив, технических работников, обслуживающий персонал, режиссера, балетмейстера, хормейстера, концертмейстеров и т.д. Размер оплаты определяется, исходя из времени, необходимого на подготовку и проведение мероприятия, по плану подготовки с учетом гражданско-правовых договоров.

Смета затрат на проведение мероприятия включает все виды расходов. При ее составлении нужно создать резерв на случай ошибки в расчетах, изменения цен, тарифов, стоимости товаров, для непредвиденных расходов. Если отдельные виды работ выполняют специализированные подразделения, то смета составляется по каждому подрядчику и оформляется договором.

Продюсером культурно-досуговой программы должна быть четко обоснована маркетинговая стратегия мероприятия. В условиях постоянно усиливающейся конкуренции на рынке социально-культурной деятельности невозможно обойтись без всего комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций. К проекту прилагается красочно оформленная афиша, текст объявления в газете, на радио, сценарный план рекламы на телевидении, эскиз оформления сцены, зала, площадки, места основного действия [4].

Важным элементом продюсерского проекта культурно-досуговой программы является спонсорский пакет (полный набор юридических, программных, финансовых, творческих и нормативных документов, обеспечивающих необходимый эффект спонсируемой акции). В спонсорский пакет входят: программа проекта - содержит сценарий, подробно описывает место и время проведения мероприятия; поддержка проекта - указываются все объекты и субъекты поддержки; бюджет проекта - оценивается максимальная и минимальная стоимость проекта; рекламная и PR-кампания - наиболее подробно прописанная часть спонсорского пакета, которая должна быть сориентирована на соответствие задач компании-спонсора и проводимой культурно-досуговой программе; прогноз спонсорского эффекта [3].

Мониторинг проекта культурно-досуговой программы предполагает общий контроль, в ходе которого происходит отслеживание и координация изменений. После завершения культурно-досуговой программы

продюсером подводится итоговая оценка эффективности проекта. Обязательно отмечается, совпали ли достигнутые результаты с намеченными.

Приложение проекта содержит элементы, связанные с культурно-досуговой программой. Это может быть рекламный материал, договора, афиши, эскизы, методики оценки эффективности и т.д. Приложение призвано улучшить качество работы, сделать ее понятнее и качественнее.

В период обучения студентами направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профили «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» Орловского государственного института культуры были разработаны и реализованы следующие культурно-досуговые программы: открытие Фестиваля-конкурса детских и юношеских театральных коллективов «Счастливый билет» (г. Орел, 2018 г.); конкурсно-развлекательная программа для детей «Новогодний серпантин» (г. Орел, 2019 г.); музыкально-литературный концерт «Музыка любви» (г. Орел, 2020 г.);

игровая программа «Будь другом всему живому» (г. Анапа, 2020 г.); игровая программа «Литературный мир» (г. Орел, 2021 г.).

Таким образом, используемая нами в учебном процессе технология разработки продюсерского проекта, способствовала развитию интереса, потребности и мотивации к профессиональной социально-культурной и проектной деятельности обучающихся. Введение в процесс подготовки будущего работника сферы социально-культурной деятельности учебного продюсерского проекта ведет к тому, что обучающиеся учатся прогнозировать, моделировать и реализовывать различные варианты решения стоящих перед ними форм массовой социально-культурной деятельности, что приводит к стимулированию социально-культурной активности населения. Участие обучающихся в реализации учебного продюсерского проекта позволяет дополнить традиционную систему их профессиональной подготовки, что позволяет более продуктивно формировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущего работника сферы социально-культурной деятельности.

Библиографический список

1. Амеличкин А.В. Педагогический потенциал информационно-просветительных технологий в развитии организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал. Орел: издательство ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2018. № 4. С. 240-243.

2. Амеличкин А.В. Педагогический потенциал социально-культурных учреждений по развитию организационно-управленческих способностей молодежи на основе деятельностного подхода // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал. - Орел: издательство ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2016. № 3 (72). С. 253-256.

3. Амеличкин А.В. Теоретико-методологические основы спонсоринга в социально-культурной сфере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 581-585.

4. Гольцов Г.Г. Основы продюсирования культурно-досуговых программ. Орел: ОГИИК, 2006. 123 с.

5. Гордина И.И. Программирование постоянной спонсорской деятельности - зона риска для бизнеса и культуры // Социум: проблемы, анализ, интерпретация: сб. науч. ст. М.: МШ У, 2003. С. 30-32.

6. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. М. : МГУКИ, 2003. С. 51-52.

7. Иванова Г.П., Огурчикова П.К., СидоренкоВ.И. Основы продюсерства: аудиовизуальная сфера. Москва: Юнити, 2015. 719 с.

8. СаркисоваН.Г., ПетьковВ.А. Подготовка студентов к проектированию массовых физкультурно-спортивных мероприятий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 288-292.

9. Суминова Т.Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 92-98.

10. Сумская А.С., Сумской П.Ф., ИвановаЮ.С. Учебные продюсерские телепроекты: опыт подготовки для нужд регионального телевещания. Реализация в вузовском образовании // MEDIA Образование: векторы интеграции в цифровое пространство: м-лы IV международной научной конференции. 2019. С. 355-360.

References

1. AmelichkinA.V. Pedagogical potential of information and educational technologies in the development of organizational and managerial abilities of young people in cultural institutions // Uchenye zapiski Orel State University: scientific journal. Orel: publishing house of FSBEI VO "Orel State University named after I.S. Turgenev ". 2018.No. 4. Pp. 240-243.

2. Amelichkin A.V. Pedagogical potential of socio-cultural institutions for the development of organizational and managerial abilities of youth on the basis of an activity approach // Scientific notes of the Orel State University: scientific journal. Orel: publishing house of FSBEI HE "Orel State University named after I.S. Turgenev ". 2016. No. 3 (72). Pp. 253-256.

3. Amelichkin A.V. Theoretical and methodological foundations of sponsoring in the social and cultural sphere // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017.Vol. 31. Pp. 581-585.

4. Goltsov G.G. The basics of producing cultural and leisure programs. Orel: OGIIK, 2006. 123 p.

5. Gordina I.I. Programming permanent sponsorship - a risk zone for business and culture // Socium: problems, analysis, interpretation: collection of articles. scientific. Art. M .: MPGU, 2003. Pp. 30-32.

6. ZharkovaL.S. Activities of cultural institutions. M.: MGUKI, 2003. Pp. 51-52.

7. Ivanova G.P., Ogurchikova P.K., Sidorenko V.I. Production Basics: Audiovisual. Moscow: Unity, 2015. 719 p.

8. Sarkisova N.G., Petkov V.A. Preparation of students for the design of mass physical culture and sports events // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2019. No. 4 (170). Pp. 288-292.

9. Suminova T.N. Producer: the essence and specificity of the socio-cultural phenomenon // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2009. No. 5. Pp. 92-98.

10. Sumskaya A.S., Sumskaya P.F., Ivanova Y.S. Educational television production projects: experience of preparation for the needs of regional television broadcasting. Implementation in higher education // MEDIA Education: vectors of integration into the digital space: materials of the IV international scientific conference. 2019. Pp. 355-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.