Научная статья на тему 'Педагогическим потенциал информационно-просветительских технологии в развитии организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры'

Педагогическим потенциал информационно-просветительских технологии в развитии организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ / ДОСУГ / INFORMATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUTH / LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амеличкин А. В.

В данной статье рассматривается педагогический потенциал информационно-просветительских технологий в развитии организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в условиях современной России. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному развитию организационно-управленческих способностей молодежи в практике социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амеличкин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INFORMATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUTH IN CULTURAL INSTITUTIONS

This article examines the pedagogical potential of information and educational technologies in the development of organizational and managerial abilities of young people in cultural institutions in the conditions of modern Russia. Particular attention is paid to pedagogical resources that contribute to the effective development of organizational and managerial abilities of young people in the practice of social and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическим потенциал информационно-просветительских технологии в развитии организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры»

УДК 378

АМЕЛИЧКИН А.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и экономики и управления, Орловский государственный институт культуры

E-mail: [email protected]

UDC378 AMELICHKIN A.V.

PhD, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities and Economics and Management, Orel

State Institute of Culture E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INFORMATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF YOUTH IN CULTURAL INSTITUTIONS

В данной статье рассматривается педагогический потенциал информационно-просветительских технологий в развитии организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в условиях современной России. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному развитию организационно-управленческих способностей молодежи в практике социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: информационно-просветительные технологии, социально-культурная деятельность, организационно-управленческие способности молодежи, досуг.

This article examines the pedagogical potential of information and educational technologies in the development of organizational and managerial abilities of young people in cultural institutions in the conditions of modern Russia. Particular attention is paid to pedagogical resources that contribute to the effective development of organizational and managerial abilities of young people in the practice of social and cultural activities.

Keywords: information and educational technologies, social and cultural activity, organizational and managerial abilities of youth, leisure.

Современный период развития образования как интегрированной области научного знания о процессах обучения, воспитания и просвещения индивида характеризуется возросшей значимостью взаимосвязи между основой педагогической науки и ее разветвляющимися направлениями. Одним из этих направлений является информатизация образования, активно совершенствующаяся и востребованная область педагогики.

Информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения. И.В. Роберт пишет: «Информатизация образования рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, поддерживающий интеграционные процессы познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, информационной, образовательной и др.) и инициирующий развитие индивида адекватно запросам и вызовам современного информационного общества массовой глобальной коммуникации» [7].

Досуговые технологии включаются в открытую информационную систему, обеспечивая свободный доступ к информации через социально-культурные институты. В этой связи расширяется диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг

В отечественной педагогике методологические основы информационно-просветительных технологий в социально-

© Амеличкин А. В. © Amelichkin A.V

культурной деятельности исследовались такими авторами, как: Д.И. Блюменау, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, А.Д. Лебедев, Ю.Д. Красильников, М.С. Смирнова, Э.И. Хитаров.

Выбор информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности в качестве механизма развития организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры был обусловлен следующим:

• во-первых, социально-культурная деятельность предоставляет молодежи возможность проявить себя в качестве субъекта социального управления, ощутить себя организатором, управленцем, получить непосредственное признание результата своей деятельности, получить социальное признание и самоутверждение;

• во-вторых, социально-культурная деятельность направлена на вовлечение молодежи в мир культуры, в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок. Она является мощным средством воздействия на личность, развивающим ее способности, важные для современной молодежи.

В сфере свободного времени культурно-информационные ценности усваиваются стихийно, на основании саморазвития личности, а также целенаправленно - с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности, поэтому в современных

условиях работники учреждений культуры все большее внимание уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, создавая разнообразные культурно-досуговые, образовательные, развивающие программы и модели, акцентирующие внимание на свободном творческом поиске участников кружков, студий, любительских объединений. Следовательно, развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры может эффективно осуществляться с помощью информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.

Информационно-просветительные технологии

социально-культурной деятельности представляют собой социально-культурную систему последовательно организованных алгоритмических организационно-управленческих действий, комплексное функционирование личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Данное определение содержит понимание сущности информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности как совокупности методов, включающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления [8].

В этом определении информационно-просветительных технологий мы видим важные для понимания их сущности общие положения:

• во-первых, информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности понимаются как проектная часть педагогического процесса;

• во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов;

• в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств.

Н.К. Борозина пишет, что «информационно-просветительные технологии - это технологии, направленные на привлечение внимания к коммуникации, достижение восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения, сохранение информации в банке данных и ее использование для стимулирования активного обучения и практических действий. Информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности. Информационно-просветильные технологии социально-культурной деятельности объединяют средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что особенно важно при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, модели» [4].

Педагогический аспект информационно-

просветительских технологий социально-культурной деятельности, по мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, заключается в «социальном воспитании и разностороннем развитии личности» [6]. При применении данных технологий необходимо учитывать специфику и возможности

социально-культурных институтов в регионе, запросы и интересы социально-демографических групп, характер их деятельности, возможности координации усилий различных социальных структур, временные характеристики циклов воздействия. Технологический потенциал информационно-просветительной деятельности в данной модели представлен как совокупность производственных методов и процессов, а также способов организации работы с молодежью в процессе развития организационно-управленческих способностей в учреждениях культуры [3].

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-просветительные технологии позволяют не только дать молодому человеку большой объем готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, организационно-управленческие и творческие способности, что актуально для организации процесса непрерывного образования. Возможности информационно-просветительных технологий позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, многократно повторяемого в разнообразных формах.

Стратегической тенденцией развития современной системы дополнительного образования в России за последние годы стало широкомасштабное и стремительное внедрение информационно-просветительных технологий в образовательный процесс учреждений культуры. Обусловлено это наличием целого ряда объективных предпосылок:

• во-первых, резко ускорившиеся темпы научно-технического прогресса потребовали от специалистов сферы социально-культурной деятельности применения инновационных подходов к решению проблемы развития молодежи. «Сегодня учреждения культуры решают социальные проблемы в регионе, предлагая молодежи новые модели образа жизни. Деятельность учреждений культурно-досугового типа направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных, творческих, организационно-управленческих и других способностей молодых людей» [2];

• во-вторых, совершенно по-новому стало формироваться единое образовательное информационное поле. Широкое применение интернет-технологий безгранично расширило возможность обмена информацией. Всеобщая компьютеризация способствует пересмотру общественностью отношения к информации, ее коммуникативным параметрам. Сегодня информацию по-иному передают, воспринимают, оценивают, используют. Применение компьютера обеспечивает инновационные процессы коммуникации в обучении, практически нивелирована проблема доступа к таким материалам как книги, статьи, ноты, аудио и видеозаписи. В своем исследовании А.Д. Жарков отмечает: «В интернете широкое распространение получили различные обучающие программы и программы самообразования. Одним из наиболее популярных видов образовательных услуг в Интернете является проведение конференций» [5];

• в-третьих, заметно упрочилась общемировая тенденция применения дистанционного обучения, в котором информационные технологии являются фундаментом построения всей образовательной системы. Актуально это и для современных учреждений культуры.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что «в

последние годы существенно расширился диапазон различных видов информационного взаимодействия социально-культурных институтов. Перспективы дальнейшего роста информационного потенциала социально-культурной сферы во многом зависят от современных технологий эффективного использования аудиовизуальных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и массмедиа технологий (средства массовой коммуникации)» [6]. Данные технологии несут колоссальный педагогический потенциал по развитию организационно-управленческих способностей молодежи.

«Развитие массмедийных технологий открыло новое направление просветительной деятельности, что привело к распространению новых форм социально-культурной деятельности и новых видов досуговых услуг, к которым, например, можно отнести интернет-конференции, виртуальные выставки и музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях» [2]. Массмедиа технологии имеют огромный образовательный потенциал в области культурного потребления и массовых коммуникаций. Видеокассета, видеодиск, видеоконференция, видеотрансляция, компьютерное моделирование изображений, компьютерная мультипликация, видеотекст, телетекст - это составные части современного образования.

В последнее десятилетие огромное распространение в социально-культурных институтах получило создание медиатек. В них сосредоточены всевозможные источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеоте-ка, компьютерный центр, телекоммуникационный центр. Здесь люди могут получить всю необходимую для них информацию.

Значимым педагогическим потенциалом обладают телекоммуникационные технологии. «Телекоммуникации позволяют обеспечить людей учебными и учебно-методическими материалами, обеспечивают обратную связь между педагогом и учащимся, предоставляют доступ к отечественным и зарубежным информационным системам и библиотекам» [2]. В учреждениях культуры могут применяться телекоммуникационные приемы, способствующие развитию организационно-управленческих способностей. Их можно использовать в интерактивных обучающих деловых играх, тренингах, коучингах, при реализации образовательных проектов (управленческих, лидерских, коммерческих, политических), в ходе проведения совместных досуговых мероприятий.

При использовании информационно-просветительских технологий все большее значение приобретает Интернет. Это удобный и доступный источник разнообразной информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения и использования культурных ценностей. Таким образом, возникает новая

информационная среда, предполагающая специфические средства взаимодействия, расширяющая его границы и предоставляющая обширные социально-педагогические возможности.

Современная культурно-образовательная среда учреждений культурно-досуговой сферы также всецело охвачена процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения и воспитания. Развитие информационно-просветительных технологий позволяет личности ощутить свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе социально-культурной, политической и экономической жизни. Все это имеет большое значение для непрерывного образования и социализации человека в современных социально-экономических условиях, так как информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача - удовлетворение потребности человека в получении информации.

Таким образом, развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры обусловлено внедрением в процесс обучения информационно-просветительных технологий. «С их помощью можно с большой эффективностью развивать организационно-управленческие способности молодежи, учитывая при этом индивидуальные мотивации, склонности, черты характера, темперамент, имеющуюся систему знаний, уровень развития, интеллектуальные и творческие способности человека, причем в комфортных для молодых людей условиях» [2]. Информационно-просветительные технологии должны быть ориентированы на развитие у молодежи интеллекта, позитивного отношения к новым знаниям как основной ценности, способствующей созданию условий для проявления личностных качеств, мышления, становления творческой активности, инициативы, удовлетворения духовных потребностей, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития. Представляя собой сложную систему педагогического влияния на личность, информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности соединяют в себе логику и целостность педагогического процесса, взаимно связывают все его части, объединяя их в конкретном проекте или программе по развитию у молодежи организационно-управленческих способностей в учреждениях культурно-досугового типа. Развитие организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры - достаточно сложный процесс, имеющий свою структурную организацию, поэтому его реализация требует использования разнообразных педагогических методов, основным среди которых является педагогическое моделирование.

Библиографический список

1. Амеличкин А.В. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационно-управленческих способностей молодежи // Образование и общество. 2012. № 3 (74). С. 112-114.

2. Амеличкин А. В. Педагогический потенциал социально-культурных учреждений по развитию организационно-управленческих способностей молодежи на основе деятельностного подхода // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал. Орел: издательство ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2016. № 3 (72). С. 253-256.

3. Амеличкин А. В. Педагогическое моделирование процесса формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 2 (118). С. 77-80.

4. Борозина Н.К. Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами информационно-просветительских технологий: автореф. дисс... канд. пед. наук. Тамбов. 2010. 24 с.

5. ЖарковА.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М. : МГУКИ, 2007. 456 с.

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.

7. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. 2008. №5. С. 2-15.

8. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004. 512 с.

References

1. Amelichkin A.V. Pedagogical activity of cultural Institutions on the formation of organizational and managerial capabilities of youth // Education and Society. 2012. № 3 (74). Pp. 112-114.

2. Amelichkin A.V The pedagogical potential of socio-cultural institutions for the development of organizational and managerial abilities of young people: activity approach // Uchenye zapiski Orel State University: a scientific notes Orel: publishing house FSBEI HE "Orel State University named after I.S. Turgenev" 2016. № 3 (72). Pp. 253-256.

3. Amelichkin A.V. Pedagogical modeling of organizational and management abilities formation of youth in cultural institutions // Bulletin of Tambov University. Ser. Humanitarian sciences. 2013. № 2. Pp. 77-80.

4. Borosina N. N. Socio-cultural conditions for the formation of value orientations of student youth through the means of information and educational technologies: the author's abstract. dissertations ... candidate of pedagogical sciences. Tambov. 2010. 24 p.

5. ZharkovA.D. Theory and technology of cultural and leisure activities. Moscow: MGUKI, 2007. 456 p.

6. Kiseleva TG, Krasilnikov Yu.D. Social and cultural activity. Moscow: MGUKI, 2004. 539 p.

7. Robert I.V. Theoretical bases of the development of the informatization of education in the modern conditions of the information society of mass global communication // Informatics and education. 2008. № 5. Pp. 2-15.

8. Modern technologies of socio-cultural activities: Textbook. allowance / ed. prof. E.I. Grigorieva. Tambov, 2004. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.