Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СТРОИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиянов А.И., Абдулманов Д.И.

В статье обоснована необходимость подготовки специалистов строительной направленности в контексте идей компетентностного практико-ориентированного подхода. Изложены принципы профессионального образования в рамках практической подготовки строительных кадров. Введено использование «реверсного» инструментария, предполагающего изменение отдельных блоков и модулей. Предложено активизировать процессы, основанные на сотрудничестве педагогов, привлечении производственных работников и контроле практик со стороны образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиянов А.И., Абдулманов Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMPETENCE-BASED PRACTICAL TRAINING OF CONSTRUCTION SPECIALISTS

The article substantiates the need to train specialists in construction orientation in the context of the ideas of a competence-based practice-oriented approach. The principles of professional education in the framework of practical training of construction personnel are outlined. The use of «reverse» tools was introduced, which involve changing individual blocks and modules. It is proposed to activate the processes based on the cooperation of teachers, the involvement of production workers and the control of practices by educational organizations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 378.14 СИЯНОВ А.И.

кандидат технических наук, доцент, кафедра технических дисциплин, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета

E-mail: vntusiyanov@gmail.com АБДУЛМАНОВ Д.И.

студент, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета

E-mail: 2112denis@mail.ru

UDC 378.14 SIYANOVA.I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Technical Disciplines, Lysva Branch of Perm National Research Polytechnic University E-mail: vntusiyanov@gmail.com ABDULMANOV D.I. Student Lysva Branch of Perm National Research

Polytechnic University E-mail: 2112denis@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

СТРОИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

FEATURES OF COMPETENCE-BASED PRACTICAL TRAINING OF CONSTRUCTION SPECIALISTS

В статье обоснована необходимость подготовки специалистов строительной направленности в контексте идей компетентностного практико-ориентированного подхода. Изложены принципы профессионального образования в рамках практической подготовки строительных кадров. Введено использование «реверсного» инструментария, предполагающего изменение отдельных блоков и модулей. Предложено активизировать процессы, основанные на сотрудничестве педагогов, привлечении производственных работников и контроле практик со стороны образовательных организаций.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, процесс обучения, практическая подготовка специалистов, строительная направленность.

The article substantiates the need to train specialists in construction orientation in the context of the ideas of a competence-based practice-oriented approach. The principles of professional education in the framework of practical training of construction personnel are outlined. The use of «reverse» tools was introduced, which involve changing individual blocks and modules. It is proposed to activate the processes based on the cooperation of teachers, the involvement of production workers and the control of practices by educational organizations.

Keywords: competence approach, professional education, educational process, practical training of specialists, construction orientation.

В области строительного образования приоритетом педагогической деятельности является подготовка практико-ориентированных специалистов. Современное строительство отличается широким многообразием, различными подходами и высоким уровнем мобильности. Востребованность в строительных кадрах особенно сильно проявляется в эпоху бурных информационных технологий. Хорошо подготовленный специалист должен иметь глубокие знания и обладать необходимыми навыками практической работы. От его компетентности зависит не только стоимость и качество, но и срок сдачи объекта в эксплуатацию. Умение быстро показать на строительной площадке процесс или операцию способствует деловой активности и настраивает на рабочую обстановку.

Наряду с профессиональными компетенциями специалист в области строительства должен знать способы выполнения работ, владеть методами и уметь правильно организовать производство. Непопулярные решения руководства иногда могут быть полностью оправданы. Здесь важно знать методики общения и владеть уме-

нием убеждать на профессиональном уровне. Наличие общекультурных компетенций позволяет решить поставленные задачи.

Сегодня стало очевидным, что прежняя модель подготовки специалистов требует серьезной трансформации. Однако, до сих пор, в учебных планах встречаются строительные дисциплины с ограниченной практической подготовкой. Нехватка аудиторных часов для решения задач усложняет процесс освоения материала. Тем не менее, в научной литературе много внимания уделяется компетентностному подходу в образовании. Так, например, в монографии, посвященной методологическим аспектам, В.И. Беляев ставит в один ряд знания и способность решать многие практические задачи [1, с. 12]. Постепенно формируется востребованность в коренных изменениях структурообразующего характера. Приходит время пересмотреть подходы обучения в области строительства и перейти на современный практико-ориентированный метод подготовки [2]. На глобальном уровне с разработкой управляющих критериев серьезно занимаются уже давно. Вопросы интеграции образова-

© Сиянов А.И., Абдулманов Д.И. © Siyanov A.I., Abdulmanov D.I.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ния, науки и производства детально рассматриваются Н.С. Гедуляновой [3], Э.Ф. Зеер [4] и др. Теоретические основы организации дуального обучения раскрыты в статье И.Б. Игнатовой, Е.А. Покровской [5]. Практико-ориентированное обучение обосновано в монографии К.А. Климова, Л.Л. Мешковой, В.В. Смирнова и др. [6]. Решению задач структурного характера посвящены работы Т.А. Ольховой [1], Э.Ф. Зеер [4], О.В. Лайчук [7] и др.

Оценивая особенности развития личности обучающегося, Э.Ф. Зеер, В.С. Третьякова и М.В. Зиннатова, отмечают, что «в науке действительно назрела острая необходимость обновления методологических подходов, парадигмального содержания профподготовки, технологий и методик обучения...» [4, с. 91]. Сейчас, к сожалению, имеет место дефицит специалистов, особенно в труднодоступных регионах и районах с особыми климатическими условиями. Усугубляет ситуацию еще и мировой кризис в образовании, который влияет на качество профессионального обучения, отдаляя его от запросов практики. Остается надеяться, что после пандемии COVID-19 измененится отношение к строительной отрасли и преобразуется система подготовки кадров. Исследования, проведенные международной компанией Boston Consulting Group, показывают, что «на текущий момент более 80% трудоспособного населения не обладает компетенциями, необходимыми для качественной ориентировки и работы на современных рынках». Теоретический анализ публикаций позволил сформулировать цель исследования, которая заключалась в изучении базовых положений с выходом на практико-ориентированный подход в рамках профессиональной инженерной подготовки специалистов строительной направленности с реализацией на рынке труда.

Выбор методов исследования полностью обоснован и продиктован постановкой задач. Результаты получены путем проведения анализа, синтеза и анкетирования с учетом критериально-обоснованных принципов реализации системы непрерывного профессионального образования.

Необходимость в проведении исследований в области строительства вызвана отсутствием профессионального взаимодействия преподавателей колледжей и университетов. Выпускники средних профессиональных образовательных организаций, которые продолжают обучение в университетах, вынуждены констатировать факт повторения учебного материала. Возникает проблема качества подготовки кадров, вызванная отсутствием заинтересованности продолжать обучение в высших учебных заведениях.

В статье предложены новые принципы усовершенствования учебного процесса в рамках непрерывного профессионального образования. Их реализация направлена на получение знаний, умений и навыков, востребованных на практике в строительных организациях, и основана на взаимодействии преподавателей колледжей и университетов. Современные аспекты подготовки специалистов строительной направленности рассмо-

трены в контексте идей практико-ориентированного образования.

Исходя из требования повышения качества обучения, в Лысьвенском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета (далее ЛФ ПНИПУ) проведена работа по улучшению качества подготовки специалистов в области строительства. Суть нового решения заключалась в использовании «реверсного» инструментария, предполагающего дополнение - исключение отдельных блоков и модулей профессионального обучения с обеспечением преемственности специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» для среднего профессионального образования и направления подготовки «Строительство» для высшего образования (профиль «Промышленное и гражданское строительство»).

Студентам в количестве 46 чел. (по 23 чел. на СПО и ВО) предлогалось оценить новый подход и ответить на вопрос: «Согласны ли вы повторно решать одни и те же задачи, но с разными значениями?» каждый студент однозначно ответил «нет», «несогласен», что указало на принятие студентами выбранного подхода.

Для оценки востребованности практико-ориентированного обучения проведено также анкетирование преподавателей. В таком опросе приняло участие 28 педагогов.

На вопрос: «Способствует ли применение практических задач повышению уровня компетентности специалиста?» все преподаватели определенно ответили «да», «способствуют».

Следующий вопрос был связан с тем, какой ресурс преимущественно используется при подготовке? Здесь большая часть педагогов, а именно 84% ответивших отдали предпочтение учебной литературе с примерами решения задач и только 16% преподавателей сказали, что в своей деятельности используют Интернет-ресурсы (рис. 1).

16 %

■ интернет

■ книги, пособия, методички

Рис. 1. Ресурсы, используемые педагогами.

Как видим, представленная диаграмма демонстрирует классическую схему подготовки к практическим занятиям, в которой книги, пособия и методические указания имеют явный приоритет.

Тесная взаимосвязь между педагогами среднего профессионального и высшего образования предполагала мониторинг содержательной и накопительной составляющих компонентов учебных дисциплин с целью устранения повторений и обеспечения перехода на уро-

вень практического использования полученных знаний. В таких ситуациях нужно стремиться к тому, чтобы подготовка к занятиям осуществлялась в рамках контроля над разработкой материалов со стороны ведущих преподавателей или ответственных за направление. Особенно при принятии на работу новых педагогов, которые могут не владеть информацией о прежде проведенных занятиях.

Давно известно, что преподавание строительных конструкций, как и других дисциплин, запланировано по стандартам СПО и ВО. Однако в рамках среднего профессионального образования имеет смысл провести одно практическое занятие, например по расчету металлической балки прокатного профиля, а на высшем образовании предложить студентам рассчитать ту же конструкцию, но с заданным составным сечением. Такая постановка задачи, очевидно, будет более приемлемой, поскольку выпускникам СПО в своей профессиональной деятельности не приходиться иметь дело со сложными расчетами. В то время как бакалавры, специалисты или магистры после получения высшего образования преимущественно устраиваются на высокоответственную работу и должны владеть методами расчета любых конструкций, в том числе и сложных в конструктивном отношении.

Получить высокий уровень мастерства в процессе обучения возможно благодаря продуктивной работе педагогов практиков. Поэтому для проведения занятий в ЛФ ПНИПУ принято решение ежегодно приглашать ведущих проектировщиков, конструкторов, технологов и сметчиков, имеющих богатый производственный опыт. Ожидается, что их практические задачи приблизят процесс обучения к реальному строительству. Планируется также проведение практических семинаров, способных заинтересовать обучающихся, привлечь их к решению задач, отвечающих запросам практики. Польза от таких подходов очевидна, поскольку педагоги-практики получат реальную возможность встретиться и предоставить работу своими будущим коллегам. Закрепить полученные знания и приобрести навыки в процессе обучения можно на специально организованной производственной практике. При прохождении такой подготовки предлагается получить конкретную рабочую профессию с присвоением разряда. Однако следует учесть, что в процессе обучения предусмотрено несколько производственных практик. Поэтому последующие практики больше связаны с творческой деятельностью, по результатам которой необходимо выполнять индивидуальные задания. Для реализации

такого плана рекомендуется составить соглашения о сотрудничестве и соответствующее подразделение предприятия [3] сможет предоставить работу. Ныне такая подготовка регламентирована на законодательном уровне. В частности Приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 г «О практической подготовке обучающихся» в абз. 4 конкретизирована возможность организации такой подготовки в структуре образовательных программ [8]. Сегодня практическая подготовка осуществляется на основании п.24 ст.2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [9].

Важным фактором нового подхода должна стать гибкость структурообразующих факторов с учетом возможности подстраиваться под требования изменяющегося производства. Новые условия хозяйствования, процессы переоборудования предприятий, переналадка и т.п. не должны иметь препятствий на этапе реализации. Качество практических навыков предполагается получить путем разработки плановых и прогнозируемых показателей с уточнением управляющих критериев и факторов влияния. По оценкам В.С. Третьяковой [10] разработка и обоснование инновационной модели позволит правильно сориентировать будущих специалистов на рынке труда и адаптировать их в услових трансформации общества с учетом необходимых качеств и компетенций.

Благодаря представленным компонентам можно достичь высоких результатов и повысить востребованность специалистов строительной направленности. Здесь нужна взаимосвязанная работа педагогов СПО и ВО, которая позволит выйти на качественно новый уровень учебного процесса. Приблизить образовательную среду к запросам строительства можно за счет активного привлечения работников специализированных предприятий к педагогической деятельности. Производственные практики как формы закрепления знаний и получение практических навыков должны проходить под строгим контролем образовательных организаций с подробным мониторингом выполненных работ.

Исследования, проведенные в ЛФ ПНИПУ, получили большой интерес у всех участников учебного процесса. Результативность подходов проявилась позитивными итогами анкетирования педагогов, производственников и обучающихся в совместном стремлении искать инновационные способы подготовки специалистов и активно решать любые практические задачи в строительстве.

Библиографический список

1. Байбаков С.Е., Горбов Л.В., Гуськова С.К. и др. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект: монография / под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. СибАК, 2016. 248 с.

2. Вяткина И.В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете // Новый взгляд на систему образования: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Прокопьевск: КузГТУ, 2019. С. 007.1-007.5. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/newview/index.htm (дата обращения 21.10.2021).

3. Гедулянова Н.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного специалиста // Вестник МИТУ-МАСИ. 2019. № 2. С. 41-46.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

4. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Зиннатова М.В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося. Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 83-115. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115 (дата обращения 21.10.2021).

5. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Теоретические основы организации дуального обучения // Теория и история культуры. 2016. № 3 (62). С. 23-26.

6. Климов К.А., Мешкова Л.Л., Смирнов В.В. и др. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с.

7. Лайчук О.В., Николаева Л.А., Старкова Г.П. Российский и международный опыт интеграции образования в национальную инновационную систему (на основе практико-ориентированного подхода) // European Social Science Journal. 2013. № 7 (35). С. 80-88.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053 (дата обращения 21.10.2021).

9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» URL: https://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/ (дата обращения 21.10.2021).

10. Tretyakova VS., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Bukovey T.D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018. № 13 (1b): em76. URL: https://doi.org/10.29333/ejac/102241 (дата обращения 21.10.2021).

References

1. BaibakovS.E., GorbovL.V., GuskovaS.K. et al. Competence approach in education: methodological aspect: monograph / edited by S.D. Yakusheva. Novosibirsk: SibAK Publishing House, 2016. 248 p.

2. Vyatkina I.V. Practice-oriented training as a means of professionalizing the training of future specialists at the university // A new look at the education system: a collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Prokopyevsk: KuzSTU, 2019. pp. 007.1-007.5. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/newview/index.htm (accessed: 21.10.2021).

3. Gedulyanova N.S. Integration of education, science and production as a methodological basis for training a modern specialist // Bulletin of MITU-MASI. 2019. No. 2. Pp. 41-46.

4. ZeerE.F., Tretyakova VS., ZinnatovaM.V. Innovative model of socio-professional development of a student's personality. Education and science. 2020. Vol. 22, No. 3. Pp. 83-115. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115 (accessed: 21.10.2021).

5. Ignatova I.B., Pokrovskaya E.A. Theoretical foundations of the organization of dual education // Theory and history of culture. 2016. No. 3 (62). Pp. 23-26.

6. KlimovK.A., MeshkovaL.L., Smirnov V.V. et al. Practice-oriented learning in the higher education system: a monograph. Tambov: Publishing house Pershina R.V., 2016. 144 p.

7. Laichuk O. V., Nikolaeva L.A., Starkova G.P. Russian and international experience of integrating education into the national innovation system (based on a practice-oriented approach) // European Social Science Journal. 2013. No. 7 (35). Pp. 80-88.

8. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation dated 05.08.2020 No. 885/390 «On practical training of students». (Registered 11.09.2020 No. 59778). URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202009110053 (accessed: 21.10.2021).

9. Federal Law of the Russian Federation No. 273-F3 of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» URL: https:// www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2 / (accessed: 21.10.2021).

10. Tretyakova VS., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Bukovey T.D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018. № 13 (1b): em76. URL: https://doi.org/10.29333/ejac/102241 (accessed: 21.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.