Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ C НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ'

МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ C НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиянов А.И., Степанова Н.А., Устьянцева О.В.

В статье обоснована необходимость построения гибкой компетентностной системы подготовки кадров с учетом современных требований, науки и производства. Изложены механизмы реализации системы непрерывного профессионального образования и соответствующей практической подготовки специалистов. Предложена целенаправленная методология, основана на принципах практико-ориентированного процесса обучения. Создан учебно-методический комплекс практики и обновлены принципиальные положения в рамках реализации интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиянов А.И., Степанова Н.А., Устьянцева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF COMPETENCE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF EDUCATION WITH SCIENCE AND PRODUCTION

The article substantiates the need to build a flexible competence-based system of personnel training, taking into account modern requirements, science and production. The mechanisms of implementation of the system of continuing professional education and the corresponding practical training of specialists are described. A purposeful methodology based on the principles of a practice-oriented learning process is proposed. An educational and methodological complex of practice has been created and the main provisions in the framework of the implementation of integration processes have been clarified.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ C НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ»

УДК 378.14 СИЯНОВ А.И.

кандидат технических наук, доцент, кафедра технических дисциплин, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета E-mail: vntusiyanov@gmail.com СТЕПАНОВА Н.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общенаучных дисциплин, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета E-mail: natstep77@mail.ru УСТЬЯНЦЕВА О.В.

кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Тюменский государственный университет E-mail: ovust@mail.ru

UDC 378.14 SIYANOVA.I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Department of Technical Disciplines, Lysva Branch of Perm National Research Polytechnic University E-mail: vntusiyanov@gmail.com STEPANOVA N.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General Scientific Disciplines, Lysva Branch of Perm National Research Polytechnic University E-mail: natstep77@mail.ru USTYANTSEVA O.V. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, Tyumen State

University E-mail: ovust@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ C НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ

METHODOLOGY OF COMPETENCE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF EDUCATION WITH SCIENCE AND PRODUCTION

В статье обоснована необходимость построения гибкой компетентностной системы подготовки кадров с учетом современных требований, науки и производства. Изложены механизмы реализации системы непрерывного профессионального образования и соответствующей практической подготовки специалистов. Предложена целенаправленная методология, основана на принципах практико-ориентированного процесса обучения. Создан учебно-методический комплекс практики и обновлены принципиальные положения в рамках реализации интеграционных процессов.

Ключевые слова: компетентностный подход, методологическая концепция, подготовка специалистов, интеграция образования с наукой и производством, учебно-методический комплекс практики.

The article substantiates the need to build a flexible competence-based system of personnel training, taking into account modern requirements, science and production. The mechanisms of implementation of the system of continuing professional education and the corresponding practical training of specialists are described. A purposeful methodology based on the principles of a practice-oriented learning process is proposed. An educational and methodological complex of practice has been created and the main provisions in the framework of the implementation of integration processes have been clarified.

Keywords: competence approach, methodological concept, training of specialists, integration of education with science and production, educational and methodological complex of practice.

Прикладная направленность знаний является ключевым элементом системы подготовки кадров, ориентированной на связь образования с наукой и производством. Переход на практическое обучение формирует задачи комплексного характера. Возрастают требования к специалистам, способным в совершенстве владеть не только теоретическими знаниями, но и уметь решать любые практические задачи.

На пути к разработке механизмов реализации системы непрерывного профессионального образования и в условиях изменения подходов к образовательной деятельности нужно решать ряд задач функционального и структурообразующего характера. Исследованиям в данной области посвящены работы В.С. Третьяковой

[10], Т.А. Ольховой [1], Э.Ф. Зеер [4], О.В. Лайчук [7] и др.

Рассматривая закономерности социально-профессионального развития личности обучающегося, Э.Ф. Зеер, В.С. Третьякова и М.В. Зиннатова, отмечают, что «в науке действительно назрела острая необходимость обновления методологических подходов, парадигмального содержания профподготовки, технологий и методик обучения...» [4, с. 91]. Следует подчеркнуть, что проблема «квалификационной ямы» характерна для России и обостряется во время пандемии СОУГО-19 вследствие изменения структуры потребления, роста онлайн услуг и цифровизацией многих сфер жизни общества. Исследования, проведенные

© Сиянов А.И., Степанова Н.А., Устьянцева О.В. © Siyanov A.I., Stepanova N.A., Ustyantseva O.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

международной компанией Boston Consulting Group, показывают, что «на текущий момент более 80% трудоспособного населения не обладает компетенциями, необходимыми для качественной ориентировки и работы на современных рынках».

«Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, Л.А. Петровская и другие ученые являются авторами различных классификаций компетенций и используют их в своих исследованиях для отображения конечного результата обучения» [1, с. 9].

Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа современного образования является следствием новых экономических отношений. Реализуя такой подход, исходим из мысли Э.Ф. Зеера о том, что «суть профессионального образования видится не столько в ориентации его содержания на развивающееся производство, сколько в формировании обобщенных способов взаимодействия с изменяющимся содержанием профессионального труда, которые будут востребованы в течение достаточно длительного периода» [4]. В.И. Беляев считает, что компетентностный подход «основан на концепции, предусматривающей формирование у обучающихся наряду со знаниями, способностей самостоятельно решать самые важные практические задачи» [1, с. 12]. Теоретический анализ публикаций по указанной проблеме позволил сформулировать цель исследования, которая заключается в изучении возможностей выхода на качественно новый уровень профессиональной практической подготовки специалистов в рамках современного развития образования, науки и производства для полной востребованности и быстрой адаптации на рынке труда.

Обеспечить высокий уровень подготовки специалистов позволяет продуктивная работа высших учебных заведений, в рамках которой значительная часть времени отводится на получение практических навыков. Данная система прошла апробацию в ведущих странах мира и наглядно продемонстрировала свои явные преимущества [7]. Знания, полученные во время обучения, должны быть проверены на целевой производственной практике в условиях выполнения ответственной практической работы. Регламентация практической подготовки обучающихся по выполнению работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью осуществляется в соответствии с пунктом 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [9].

Производственная практика может быть организована в форме закрепления полученных теоретических знаний путем использования договоренности с подразделениями предприятий, которые способны предоставить работу и обеспечить надлежащий контроль ее выполнения. В современных условиях под-

готовка кадров требует постоянного дополнения полученной информации практически ориентированными знаниями [2]. Приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 г. «О практической подготовке обучающихся» в абз. 4 конкретизирована возможность организации такой подготовки в структуре образовательных программ [8]. По нашему мнению целесообразным будет проведение на территориях учебных заведений практических семинаров с участием представителей фирм, организаций или предприятий различных форм собственности [3]. Кроме того, необходим учет мирового опыты сотрудничества в сфере профессиональной деятельности для взаимосвязей теоретического и практического обучения

[5]. Активизация разработки управляющих критериев на уровне построения структуры организации учебного процесса является системообразующим условием эффективности взаимодействия всех участников процесса

[6].

Система планирования трудовых ресурсов должна характеризоваться гибкостью, примерный план не в состоянии учесть всего комплекса структурных изменений на предприятии, которые могут произойти из-за возникновения непредвиденных обстоятельств. Важно создать практическую методику получения плановых и прогнозируемых показателей и определить факторы, влияющие на качество подготовки специалистов. Система организации обучения должна реагировать на любые изменения, что влияет на решение задач, связанных с созданием рабочих мест, появлением новых профессий и специальностей, возрастает потребность обновления системы подготовки кадров с большими функциональными возможностями. Представленная структурная схема развития системы обучения (рис. 1) отражает актуальность исследований, основные направления научно-методологической работы и позволяет проанализировать возможность решения профессиональных задач.

Переходя в режим инновационного развития, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета (далее ЛФ ПНИПУ) стремится совершенствовать специфику своей работы, включаясь в поиск инструментария, повышающего качество образования. Разработка новых решений приобретает особую значимость в связи с открытием специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», и, естественно, обеспечивает преемственность образования направлений подготовки «Право и организация социального обеспечения» для среднего профессионального образования и «Правоведение и правоохранительная деятельность» для высшего образования.

Интеграция образования с наукой и производством

Л

и 2

О X -С 5 в> н

§ >. Н ю о.

М И

<

Повышение качества подготовки специалистов

Наличие разрыва между процессом обучения и требованиями предприятий

Отсутствие четкой системы реализации программных действий

Совместная работа ученых, педагогов и практиков в плане использования мирового опыта, новейших технологий и передовых методов обучения для учета потребностей производства

«

и

ц

Е

К

Ч с щ

н о

ц да

S я о.

О

в

-

л

я

Введение адаптированной системы обучения

>

Использование производственных мероприятий

Определение влияния практической деятельности на качество подготовки специалистов

Оценка внедренных мероприятий

Совершенствование научно-методической базы

Создание концепции развития

Разработка целевых рекомендаций для конкретного Использования на практике

Рис. 1. Логическая схема развития единой профессиональной системы обучения.

Одним из средств обеспечения непрерывного образования является создание учебно-методического комплекса практики (далее УМКП), позволяющего повысить уровень методической помощи педагогам, качество руководства практикой, и практической подготовки будущих специалистов. Для оценки востребовательно-сти применяемых в образовательном процессе учебно-методических комплексов практики, в феврале 2021 г. на базе ЛФ ПНИПУ проведен опрос среди 27 преподавателей среднего профессионального образования: 9 представителей мужского пола и 18 - женского, что в целом соответствует гендерному распределению педагогов в ЛФ ПНИПУ (рис. 2).

Рис. 2. Распределение респондентов по гендерному признаку.

Общее число педагогов, принявших участие в анкетировании, разделены на три возрастные категории (рис. 3).

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Рис. 3. Возрастные категории опрошенных педагогов.

Из них в первой категории (от 30 до 35 лет) выявлено 9% преподавателей, во второй (от 36 до 45 лет) -80% педагогов и в последней (от 46 лет и старше) - 11% от общего количества участников. На вопрос: «Можно ли представить себе применение УМКП без сопровождающих интерактивных средств общения с обучающимися?» каждый преподаватель определенно ответил «нет», «невозможно», что подчеркнуло направленность учебно-методического комплекса практики на активное взаимодействие преподавателя со студентами.

Следующий вопрос был связан с тем, как педагоги готовятся к руководству практикой, какими ресурсами пользуются чаще всего? Часть преподавателей, а именно 30% ответивших отдают предпочтения Интернет-ресурсам. Большинство (70%) педагогов ответили, что используют книги в виде профессиональной литературы и учебно-методические комплексы практики (рис. 4).

30%

интернет

| книги, методические комплексы

Рис. 4. Ресурсы, используемые педагогами.

В итоге раскрывается сущностный потенциал учебно-методического комплекса практики, в процессе работы с которым педагог совершенствует методику обучения, знания и приводит их в систему. При создании УМКП преподаватель использует различные технологии, развивая свою информационную культуру и культуру студентов.

Учебно-методический комплекс представляет собой определенную совокупность документов в виде проекта учебно-воспитательного процесса, впоследствии реализуемого на практике. Формируемая динамическая система совершенствуется и пополняется в соответствии с современными требованиями условий труда и адаптирующимися условиями обучения. Составные компоненты УМКП дополняют друг друга, обеспечивая наглядность, индивидуальный подход к обучающимся, развивают творческий потенциал будущих специалистов.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать преимущественные положения разработанного в образовательном учреждении учебно-методического комплекса практики:

1) определение общих и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в процессе прохождения практики, в обязательном соответствии с компетенциями в стандартах СПО;

2) обеспечение логичности и последовательности выполнения заданий с учетом научных достижений в профильной для практики отрасли, объема часов и зачетных единиц, отведенных на практическую подготовку и в соответствии с учебным планом и стандартами СПО;

3) четкая структуризация материалов учебно-методического комплекса практики;

4) включение УМКП в состав комплекта документов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по реализуемым специальностям, профессиям, что определяет цели изучения, назначение и место практики в системе подготовки специалистов, содержание учебного материала и формы организации обучения;

5) учет требований работодателей, достижений, материальных и информационных возможностей учебного заведения;

6) обеспечение гибкости методической системы формирования комплекса практики, способной к совершенствованию и ориентации на активное взаимодействие преподавателя со студентами.

Методика, частью которой является УМКП, должна быть целостной, логичной, взаимосвязанной с другими дисциплинами, и направлена на формирование высококвалифицированного и практико-ориентированного специалиста.

Рекомендуемую структуру УМКП удобно представить в развернутом виде.

1. Общие положения

1.1. Цели и задачи

1.2. Требования

2. Планируемые результаты обучения:

- показатели в рамках практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

3. Объем и виды работ:

- занятия и распределение по семестрам в часах

4. Содержание:

- структурирование по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов занятий

- формы и процедуры текущего контроля успеваемости

5. Организационно-педагогические условия:

- образовательные технологии, используемые для формирования компетенций

- методические указания

6. Перечень учебно-методического и информационного обеспечения:

- учебно-методическая литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- электронные источники

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

8. Фонд оценочных средств.

Таким образом, практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей образовательной программы по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных стандартами СПО по специальности. Практика направлена на углубление первоначального опыта обучающихся, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм собственности. Как показали исследования, проведенные в рамках специальности 40.02.01 «Право и

организация социального обеспечения», прохождение практики повысило качество профессиональной подготовки специалистов среднего звена, позволило закрепить приобретенные теоретические знания и способствовало социально-психологической адаптации на местах будущей работы.

Благодаря компетентностному, комплексному и системному подходам в организации взаимосвязи процесса обучения с практической работой можно обеспечить повышение эффективности интеграционных процессов и учесть требования практики. Реализация намеченных действий возможна благодаря сотрудничеству высших учебных заведений с предприятиями и организациями, которые предоставляют возможность проверить полученные знания путем выполнения конкретной практической работы. Подобный подход способствует обновлению учебной деятельности и создает условия для целенаправленного повышения качества подготовки специалистов в современных рыночных условиях.

Библиографический список

1. Байбаков С.Е., Горбов Л.В., Гуськова С.К. и др. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект: монография / под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. СибАК, 2016. 248 с.

2. Вяткина И.В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете // Новый взгляд на систему образования: сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Прокопьевск: КузГТУ, 2019. С. 007.1-007.5. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/newview/index.htm (дата обращения 21.10.2021).

3. ГедуляноваН.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного специалиста // Вестник МИТУ-МАСИ. 2019. № 2. С. 41-46.

4. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Зиннатова М.В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося. Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 83-115. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115 (дата обращения 21.10.2021).

5. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Теоретические основы организации дуального обучения // Теория и история культуры. 2016. № 3 (62). С. 23-26.

6. Климов К.А., Мешкова Л.Л., Смирнов В.В. и др. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с.

7. Лайчук О.В., Николаева Л.А., Старкова Г.П. Российский и международный опыт интеграции образования в национальную инновационную систему (на основе практико-ориентированного подхода) // European Social Science Journal. 2013. № 7 (35). С. 80-88.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053 (дата обращения 21.10.2021).

9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» URL: https://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/ (дата обращения 21.10.2021).

10. Tretyakova VS., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Bukovey T.D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018. № 13 (1b): em76. URL: https://doi.org/10.29333/ejac/102241 (дата обращения 21.10.2021).

References

1. BaibakovS.E., GorbovL.V., GuskovaS.K. etal. Competence approach in education: methodological aspect: monograph / edited by S.D. Yakusheva. Novosibirsk: SibAK Publishing House, 2016. 248 p.

2. Vyatkina I.V. Practice-oriented training as a means of professionalizing the training of future specialists at the university // A new look at the education system: a collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Prokopyevsk: KuzSTU, 2019. pp. 007.1-007.5. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/newview/index.htm (accessed: 21.10.2021).

3. Gedulyanova N.S. Integration of education, science and production as a methodological basis for training a modern specialist // Bulletin of MITU-MASI. 2019. No. 2. Pp. 41-46.

4. ZeerE.F., Tretyakova VS., ZinnatovaM.V. Innovative model of socio-professional development of a student's personality. Education and science. 2020. Vol. 22, No. 3. Pp. 83-115. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115 (accessed: 21.10.2021).

5. Ignatova I.B., Pokrovskaya E.A. Theoretical foundations of the organization of dual education // Theory and history of culture. 2016. No. 3 (62). Pp. 23-26.

6. Klimov K.A., Meshkova L.L., Smirnov V.V. et al. Practice-oriented learning in the higher education system: a monograph. Tambov: Publishing house Pershina R.V., 2016. 144 p.

7. Laichuk O.V., Nikolaeva L.A., Starkova G.P. Russian and international experience of integrating education into the national innova-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

tion system (based on a practice-oriented approach) // European Social Science Journal. 2013. No. 7 (35). Pp. 80-88.

8. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation dated 05.08.2020 No. 885/390 «On practical training of students». (Registered 11.09.2020 No. 59778). URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202009110053 (accessed: 21.10.2021).

9. Federal Law of the Russian Federation No. 273-F3 of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» URL: https:// www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf72 / (accessed: 21.10.2021).

10. Tretyakova VS., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Bukovey T.D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018. № 13 (1b): em76. URL: https://doi.org/10.29333/ejac/102241 (accessed: 21.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.