Методическая подготовка учителей биологии в педагогическом вузе как объект педагогических исследований
Разаханова Венера Пирмагомедовна
кандидат биологических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Инновационные образовательные технологии», Дагестанский Государственный педагогический университет, [email protected]
В статье рассматривается понимание сути методической подготовки учителя биологии в педагогическом вузе как объекта педагогических исследований. Точки зрения различных авторов на понимание понятия «методическая подготовка студентов» сильно расходятся. Это связано с возникшим противоречием между «знаниевым» подходом к структурированию содержания учебных дисциплин методического цикла и заявленными целями методической подготовки студентов как целями формирования профессиональных компетенций учителя биологии. Методическая подготовка студентов направлена на раскрытие сущности педагогической деятельности в области биологического образования школьников. Автором выявлены особенности развития понятия методическая подготовка в русле тенденций высшего педагогического образования. При этом указывается на то, что некоторые исследователи проблем профессионально-методической подготовки слишком узко рассматривают методическую подготовку студентов в педагогическом вузе, характеризуя ее как «совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности». В то же время ряд автором справедливо отмечают, что методическая подготовка - это подсистема целостной структуры подготовки бакалавров и магистров в системе высшего биологического образования.
Таким образом исследование позволило нам сделать вывод о том, что понятие подготовки студентов-биологов на современном этапе должно включать различные аспекты профессиональной подготовки, так как к ней предъявляются принципиально новые требования.
Ключевые слова: педагогический вуз, система методической подготовки, профессиональная подготовка, педагогические исследования.
Современная социокультурная ситуация, ее влияние на образовательный процесс в школе определили новые требования к методической подготовке учителей-предметников, в том числе учителей биологии. Эти требования заключаются в необходимости пересмотра содержания методической подготовки учителей биологии с учетом характеристик современного образовательного процесса [2] и его нелинейного построения в общеобразовательной школе [2]. Начальный этап профессионального становления учителя происходит в процессе методической подготовки студентов в вузе.
Понимание сути методической подготовки учителя биологии в педагогическом вузе исследователями проблем профессиональной подготовки студентов сильно разнится. Так, например, Л.Н. Орлова считает, что «структурными компонентами системы методической подготовки учителей биологии являются цель, средства, технологии и результаты функционирования» [11]. Она определяет методическую подготовку студентов как основную часть профессиональной подготовки учителя биологии в педвузе, «состоящую в целенаправленном обучении студентов эффективным способам трансляции учебного биологического материала» [11]. Трудно согласиться с последним утверждением автора, поскольку в этом случае все цели методической подготовки сводятся к одной - «...обучению студентов эффективным способом трансляции учебного биологического материала». Всю систему методической подготовки Орлова Л.Н. сводит к единственной учебной дисциплине «Методика преподавания биологии», что сегодня не соответствует требованиям Государственного стандарта.
Не считаем возможным согласиться с тем, как характеризует методическую подготовку учителей биологии в педагогическом вузе Л.И. Булавинцева: «Система методической подготовки включает учебно-методический комплекс, технологию обучения, рейтинговую систему оценивания. Содержанием методической подготовки является методология проектирования образовательной среды, создающей условия для обретения мировоззрения» [4]
При исследовании проблем методической подготовки (на примере учителей географии) С.Н. Позняк отмечает ее влияние на качество школьного образования, но не раскрывает сущности методической подготовки, называя ее как «специально организованное профессиональное обучение». [15]
Слишком узко рассматривают методическую подготовку студентов в педагогическом вузе Н.В. Зеленко и В.И. Земцова, характеризуя ее как «совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности» [7,8].
Вместе с этим Н.О. Верещагина справедливо подчеркивает: «Методическая подготовка является важной ча-
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
СП ^
о
сч
стью профессиональной подготовки бакалавров и магистров в области географического образования и рассматривается как система, включающая цель, содержание, методы и педагогические технологии, средства и формы организации обучения студентов, соответствующая уров-невой структуре основной образовательной программы направления подготовки» [5].
Исследователь проблем профессионально-методической подготовки учителя химии в вузе П.Д. Васильева расширенно трактует понятие «профессионально-методическая подготовка учителя химии», называя ее социальной системой, и подчеркивает, что это «исключительно сложная, открытая, не линейно развивающаяся социальная система, характеризующаяся целью, иерархической и многокомпонентной структурой, стохастично-стью, способностью к самоуправлению и самоорганизации» [2].
Как особую педагогическую систему методическую подготовку студентов-биологов в педагогическом вузе рассматривают И.Ю. Азизова, Н.Д. Андреева, [1,2]. Они отмечают, что методическая подготовка - это подсистема целостной структуры подготовки бакалавров и магистров в системе высшего биологического образования.
Содержание методической подготовки учителей биологии как объект исследования привлекало внимание многих ученых ХХ века.
Например, профессор Л.Ф. Кейран утверждал, что в методике преподавания любого предмета на основе системного подхода следует рассматривать каждую ее составную часть как функциональный компонент более сложной системы [11].
О значении новейших достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в содержании методической подготовки для повышения эффективности и соответствия требованиям школы говорил Д.И. Трайтак. По его мнению, методическую подготовку учителей следует начинать с формирования у студентов отношения к педагогической профессии. В связи с этим Д.И. Трайтак дал обоснование и разработал специальную программу в рамках цикла методических дисциплин, которая ориентировала деятельность студентов на самостоятельную работу по изучению базовых задач педагогики, психологии и методики преподавания биологии. [19].
В 1990-х годах, когда методическая подготовка была ограничена рамками одного предмета «Методика преподавания биологии».
В связи с этим Н.Д. Андреева писала: «К подготовке специалиста в области образования в настоящее время предъявляются принципиально новые требования: активное формирование научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира, наиболее полное раскрытие способностей студентов, развитие культурных потребностей личности, потребностей в самообразовании и самовоспитании, воспитание важнейших профессионально значимых качеств личности, развитие творческой индивидуальности учителя в связи с усилением полифункционального характера деятельности учителя, усиление внимания к экологическому образованию студентов и их подготовке к осуществлению экологического образования школьников» [2].
Понимание методической подготовки студентов как педагогической системы встречаем у И.Ю. Азизовой Н.Д. Андреевой, Н.В. Зеленко, В.И. Земцовой, Е.Г. Митиной и др. [1,2,7,8, 12]. Система методической подготовки студентов-биологов как подсистема подготовки бакалавров и магистров биологического образования в системе многоуровневого высшего педагогического образования охарактеризована в трудах И.Ю. Азизовой, Н.Д. Андреевой. [1]
Содержание методической подготовки студентов-биологов с течением времени обновлялось с учетом изменения образовательной практики и в соответствии с компетентностным подходом. «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» перенаправили фокус оценки результата образования. На смену понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» приходят понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся особенно активизировалась после публикации в 2001 году, в которых был зафиксирован компетентностный подход в образовании [9].
Компетентностный подход послужил основой исследования проблем методической подготовки студентов в педагогическом вузе многих ученых (5].
В исследованиях других авторов было доказано, что роль компетентностного подхода, внедренного в образовательный процесс, проявляется в том, что обучающиеся усваивают не готовые предложенные им знания, а самостоятельно выявляют источники их происхождения [17,18].
На основе деятельностного подхода проведено исследование И.Г. Дикаревой. В нем она дает обоснование информационной деятельности как составной части содержания и процесса методической подготовки студентов-биологов в педагогическом вузе [6] Автором уточнено содержание понятия «информационная деятельность учителя биологии» в контексте методической подготовки студентов в педагогическом вузе и определена структура информационной деятельности, при этом выделены группы компонентов (технологические, общепрофессиональные, специальные). И.Г. Дикаревой удалось подробно описать состав группы специальных (частно-методических) компонентов и установить их характеристику. Кроме этого, в рамках названного исследования были формулированы методические условия формирования информационных умений студентов-биологов; выделены уровни сформированности информационных умений: репродуктивный (начальный), адаптивный (средний), творческий (продвинутый), установлены виды деятельности, характерные для каждого уровня. Исследования И.Г. Дикаревой позволили также выявить формы, методы и средства обучения, обеспечивающие успешное выполнение информационной деятельности в процессе обучения биологии.
Обновление содержания, форм, методов и средств методической подготовки учителей биологии за последние десятилетия стало возможным благодаря докторскому исследованию Е.Г. Митиной, осуществленному с позиций средового подхода [12]. Это позволило Е.Г. Ми-тиной обосновать значимость средового подхода к развитию системы методической подготовки студентов, заключающейся в том, что «в вузе создаются условия для расширения границ целостного знания студентов об образовательной среде как о педагогическом феномене; преодолевается изолированность процесса и статичность системы подготовки педагога; создаются условия для становления компетенций будущего педагога как организатора и генератора образовательной среды».
В своем исследовании Е.Г. Митина представила сре-довой подход к развитию системы методической подготовки педагога-биолога как «средство освоения студентами профессионального пространства и расширения его границ; способ интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в процессе подготовки специалиста в области биологического образования; фактор преодоления сложностей вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность».
Несколько ранее исследования Е.Г. Митиной методическая подготовка студентов-биологов как объект была исследована в зависимости от связей между элементами среды, в качестве которых, чаще всего, выступали педагогический вуз и общеобразовательные школы как площадки для методической подготовки студентов [10,13].
Система методической подготовки студентов-биологов обоснована и разработана на основе гуманитарно-технологического подхода и реализована в педагогическом вузе с помощью стратегии субъектно-рефлексив-ного обучения И.Ю. Азизовой [1]. При разработке системы методической подготовки студентов-биологов в педагогическом вузе И.Ю. Азизова руководствовалась условиями развития педагогических систем, предложенными С.В. Ражевой [16]: «педагогическая система должна быть открытой для взаимодействия и взаимообмена информацией и «энергией» с окружающей средой; должна содержать активное, энергетическое начало, характеризующееся проявлением инициативы у участников педагогического процесса, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности педагогического процесса; должна обладать свободой выбора, заключающейся в способности определять пути развития без осуществления давления, нажимов извне; должна иметь реальный «энергетический» выход, т.е. реализацию выдвигаемых инициатив с доведением результатов до положительных с получением эмоциональной удовлетворенности от учебной и практической деятельности; может развиваться только в системе диалогического взаимодействия на различных уровнях; должна быть сориентирована на цели саморазвития, развитие личности студентов, формирование ценностных ориентиров и др.».
Концепция образования педагога, в основе которой лежит личностная парадигма, объединяющая принципиальные характеристики стратегии развития педагогического образования, его содержания, технологий и эффективной системы управления, была разработана В.А. Болотовым [3]. Новое качество подготовки выпускников и специфику системы педагогического образования автор связывает с переходом от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности: «Педагогическое образование правомерно рассматривать как рефлексивный процесс, в котором будущий профессионал должен овладеть процессом своего образования как своей будущей профессией» [3].
Итак, проведенный анализ исследований позволил нам сделать вывод о том, что методическая подготовка студентов-биологов как объект педагогических исследований должна включать различные аспекты системы профессиональной подготовки, так как на современном этапе к ней предъявляются принципиально новые требования. К таким аспектам относятся средовой подход, де-ятельностный подход, компетентностный подход и ряд других. Данные положения, одновременно выступающие условиями развития педагогических систем, важны для предмета нашего исследования: методологические и теоретические основы формирования содержания методической подготовки студентов-биологов в современном педагогическом вузе.
Литература
1. Азизова И.Ю. Система методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и техно-логизации высшего педагогического образования: Монография / И.Ю. Азизова. - СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. - 149 с.
2. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе:
дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Наталья Дмитриевна Андреева. - СПб, 2000. - 326 с.
3. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: автореф. дис... д-ра пед. наук. - СПб., 2001. - 47 с.
4. Булавинцева Л.И.
5. Верещагина Н.О. [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / В Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования [Электронный ресурс]: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н.О. Верещагина
- Санкт-Петербург, 2012. - 46 с. - Режим доступа: http://sigla.rsl.ru.
6. Дикарева И.Г. Информационная деятельность как компонент содержания и процесса методической подготовки студентов-биологов в педагогическом вузе: дис.. канд. пед. наук: 13:00:02 / Дикарева И.Г. - СПб., 2014.
7. Зеленко Н.В. Методическая подготовка учителя технологии: (интегративный подход) // Высшее образование в России. - 2006 - № 4. - С. 132-134.
8. Земцова В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа. - 2002.
- № 3. - С. 2-7.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
10. Кабаян Н.В., Шорова Ж.И., Тхакушинова А.Т. Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании: сборник материалов VII международного методологического семинара (Санкт-Петербург, 20-22 ноября 2007 г.). - СПб., 2007. - Вып. 6. - С. 99-101.
11. Кейран Л.Ф. Теоретические основы структуры и содержания методики обучения биологии в средней школе 13.00.02 - методика преподавания биологии / Л.Ф. Кейран / Дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме доклада. - Л., 1987. - 35 с.
12. Митина Е.Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки /дис. на соискание докт. пед. наук: Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (биология, уровень профессионального образования. -СПб., - 2014.
13. Никитина Л.А. Взаимодействие вуза и школы в организации педагогической практики - условие формирования исследовательской компетентности в методической подготовке будущего педагога // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358 (май). -С. 174-178.
14. Орлова Л.Н. Система методической подготовки учителей биологии в педагогическом вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - Омск, 2005. - 382 с.
15. Позняк С.Н. Проектирование содержания методической подготовки учителя географии в контексте требований компетентностного подхода. - [Электронный ресурс] / С.Н. Позняк // Педагогическое образование. -2009. - № 3. - С. 60-67. - Режим доступа: journals.uspu.rU/i/inst/pedobraz/ped2009/ ped_3_2009_7.pdf.
16. Ражева С.В. Взаимодействие субъектов развивающейся педагогической системы // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой. -СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. - 412 с.
17. Сидорова Е.В. Развитие информационной компетентности учителя как условие эффективного решения профессиональных задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Сидорова. - СПб., 2006. - 166 с.
о о и и т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
18. Ситникова, Л.Д. Методическая система формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов на основе контекстного подхода : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ситникова Людмила Дмитриевна. - Тула, 2010. - 187 с. ].
19. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования / Д.И. Трайтак. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с
Methodological training of biology teachers in pedagogical
university as an object of pedagogical research Razakhanova V.P.
Dagestan State Pedagogical University
The article sees into the understanding of the essence of methodological training of a biology teacher in a pedagogical university as an object of pedagogical research. The points of view of various authors on the understanding of the concept of "methodological training of students" differ widely. This is due to the contradiction that has arisen between the "knowledge" approach to structuring the content of educational disciplines of the methodological cycle and the stated goals of the methodological training of students as the goals of forming professional competencies of a biology teacher. The methodological preparation of students is aimed at revealing the essence of pedagogical activity in the field of biological education of schoolchildren. The author brings out the features of the development of the concept of methodological training in line with the trends of higher pedagogical education. At the same time, it is pointed out that some researchers of the problems of professional and methodological training too narrowly consider the methodological training of students in a pedagogical university, describing it as "a combination of general and special competencies that ensure successful work in a particular specialty." At the same time, a number of authors rightly note that methodological training is a subsystem of the holistic structure of the preparation of bachelors and masters in the system of higher biological education. Thus, the study allowed us to conclude that the concept of training biology students at the present stage should include various aspects of professional training, since fundamentally new requirements are imposed on it. Key words: pedagogical university, system of methodological training, professional training, pedagogical research.
References
1. Azizova I.Yu. The system of methodological training of biology
students in the conditions of humanization and technologization of higher pedagogical education: Monograph / I.Yu. Azizova. -SPb .: Publishing house "Own publishing house", 2015. - 149 p.
2. Andreeva N.D. The system of environmental and pedagogical
education of biology students at a pedagogical university: dis. ... dr ped. Sciences: 13.00.08 / Natalya Dmitrievna Andreeva. - St. Petersburg, 2000 .-- 326 s.
3. Bolotov V.A. Theory and practice of reforming teacher education
in Russia in the context of social change: author. dis ... dr ped. sciences. - SPb., 2001. - 47 p.
4. Bulavintseva L.I.
5. Vereshchagin N.O. [Electronic resource]: author. dis. ... dr ped.
Sciences: 13.00.02 / V Vereshchagina N.O. Methodical preparation of bachelors and masters in the field of geographical education [Electronic resource]: author. dis. ... dr ped. Sciences: 13.00.02 / N.O. Vereshchagin - St. Petersburg, 2012 .-- 46 p. -Access mode: http://sigla.rsl.ru.
6. Dikareva I.G. Information activity as a component of the content
and process of methodological training of biology students at a pedagogical university: dis .... Cand. ped Sciences: 13:00:02 / Dikareva I.G. - SPb., 2014 .-- 233 p.
7. Zelenko N.V. Methodological training of a technology teacher:
(integrative approach) // Higher education in Russia. - 2006 - No.
4. - S. 132-134.
8. Zemtsova V.I. The system of teacher training: structure and
content // Science and School. - 2002. - No. 3. - S. 2-7.
9. Winter I.A. Key competencies as an effective and targeted basis
of the competency-based approach in education. Author's version / I.A. Winter. - M .: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. - 40 p.
10. Kabayan N.V., Shorova Zh.I., Tkhakushinova A.T. Humanitarian Technologies in Biological and Environmental Education: Proceedings of the VII International Methodological Seminar (St. Petersburg, November 20-22, 2007). - SPb., 2007. - Issue. 6. -
5. 99-101.
11. Keiran L.F. Theoretical foundations of the structure and content of the biology teaching methodology in high school 13.00.02 -biology teaching methodology / L.F. Keiran / Dis. for the degree of doctor of pedagogical sciences in the form of a report. - L., 1987. - 35 p.
12. Mitina E.G. Ecological and educational environment of the region as a factor in the development of the methodological training system / dis. for a doctorate. ped Sciences: Specialty: 13.00.02 -Theory and methods of training and education (biology, level of professional education. - SPb., - 2014.
13. Nikitina L.A. The interaction of a university and a school in the organization of pedagogical practice is a condition for the formation of research competence in the methodological preparation of a future teacher // Tomsk State University Bulletin. - 2012. - No. 358 (May). - S. 174-178.
14. Orlova L.N. The system of methodological training of biology teachers in a pedagogical university: dis. ... dr ped. sciences. -Omsk, 2005 .-- 382 s.
15. Poznyak S.N. Designing the content of the methodological training of a geography teacher in the context of the requirements of a competency-based approach. - [Electronic resource] / S.N. Poznyak // Pedagogical education. - 2009. - No. 3. - S. 60-67. -Access mode: journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2009/ ped_3_2009_7.pdf.
16. Razheva S.V. Interaction of subjects of a developing pedagogical system // Pedagogical education: modern problems, concepts, theories and practice: Sat. scientific Art. / under total. ed. I.I. Falcon. - SPb .: Establishment of RAO IPO, 2009. - 412 p.
17. Sidorova E.V. The development of information competence of teachers as a condition for the effective solution of professional tasks: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / EV Sidorova. - SPb., 2006 .-- 166 p.
18. Sitnikova, L.D. Methodical system for the formation of information and communication competence of future primary school teachers based on the contextual approach: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.02 / Sitnikova Lyudmila Dmitrievna. - Tula, 2010 .-- 187 p. ].
19. Treitak D.I. Problems of biology teaching methods: proceedings of full members of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education / D.I. Tritac. - M.: Mnemosyne, 2002 .-- 304 s.
о
E £
en ^
о
(4