Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ / АНАЛИТИКОРЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ВРАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минакова О.В., Федорова М.А.

В статье инновационная образовательная практика по применению технологию формирования аналитикорефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей в процессе профессиональной подготовки в вузе. Основным средством реализации данной технологии рассмотрен проект. Определены педагогические условия реализации технологии формирования аналитико-рефлексивной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF ANALYTICAL AND REFLEXIVE COMPETENCE AS INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICE FOR TRAINING A FUTURE DOCTOR

The article presents innovative educational practice on the application of the technology offormation of analytical and reflexive competence of students -future doctors in the process of training at university. The main means of implementing this technology is project. The pedagogical conditions for the implementation of the technology for the formation of analytical and reflective competence in the process of training a future doctor are determined.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА»

УДК 378:614.23 МИНАКОВА О.В.

старший преподаватель кафедры психиатрии и неврологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-Mail: Psychonevr@Yandex.Ru ФЕДОРОВА М.А.

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-Mail: 09011975M@Gmail.Com

UDC 378:614.23 MINAKOVA O.V.

Senior Lecturer of the Department of Psychiatry and Neurology, Orel State University E-mail: psychonevr@yandex.ru FEDOROVA M.A.

Associate Professor, PhD in Education, Aassociate Professor of Pedagogy and Professional Education Department, Orel

State University E-mail: 09011975m@gmail.com

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА*

TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF ANALYTICAL AND REFLEXIVE COMPETENCE AS INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICE FOR TRAINING A FUTURE DOCTOR

В статье инновационная образовательная практика по применению технологию формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей в процессе профессиональной подготовки в вузе. Основным средством реализации данной технологии рассмотрен проект. Определены педагогические условия реализации технологии формирования аналитико-рефлексивной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущего врача.

Ключевые слова: образовательная практика, компетентностный подход, технология, аналитико-рефлексивная деятельность, аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача.

The article presents innovative educational practice on the application of the technology offormation of analytical and reflexive competence of students -future doctors in the process of training at university. The main means of implementing this technology is project. The pedagogical conditions for the implementation of the technology for the formation of analytical and reflective competence in the process of training a future doctor are determined.

Keywords: educational practice, competency-based approach, technology, analytical and reflexive activity, analytical and reflective competence of future doctor.

С выходом новых стандартов и реализацией компе-тентностного подхода в профессиональной деятельности врача помимо лечебной деятельности важное место занимает аналитико-рефлексивная деятельность.

Анализ ФГОС ВО и представленных в стандарте компетенций по направлениям подготовки: 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия» показал, что овладение многими из них возможно лишь в процессе аналитико-рефлексивной деятельности. Таковыми компетенциями выступают: «способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5); способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5); готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, паталого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия за-

болевания (ПК-5), готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины (ПК-20)» [6,7]. Овладение данными компетенциями подразумевает усвоение «обучающимися знаний, умений и опыта проведения анализа, самоанализа, рефлексирования, культуры мышления в профессиональной деятельности врача» [2, с. 34]. Так как аналитико-рефлексивная деятельность не выделена как один из особых видов деятельности в процессе профессиональной подготовки врача, то возникает необходимость в создании условий для формирования компетентности, отражающей степень овладения ею.

В след за Ауловой Н.В. [1] компетентность мы понимаем, «как интегративную характеристику личности, определяющую степень владения кругом компетенций, соответствующих сфере деятельности» [2, с. 34]. Степень сформированности каждой компетенции в процессе профессиональной подготовки специалиста определяется специфическим образовательным результатом - компетентностью как интегративной целостностью

* Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы современной дидактики", Орел, 24 - 25 сентября 2020 г.

© Минакова О.В., Федорова М.А. © Мтакоуа О.У, Fedorova М.А.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

планируемых знаний, умений, владений, приобретаемых будущими врачами в образовательном процессе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки. «Формирование же аналитико-рефлексивной компетентности, как степени овладения аналитико-рефлексивной деятельностью и соответствующими компетенциями, заявленными в стандарте, должно рассматриваться как необходимый образовательный результат профессиональной подготовки будущего врача» [3, с. 60].

Аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача в процессе профессиональной подготовки понимается нами как личностная характеристика, «определяющая уровень готовности, владения и осуществления аналитико-рефлексивной деятельности в процессе решения профессиональных задач в области медицины» [4, с.

19].

Вследствие этого возникает необходимость разработки технологии формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача и внедрения ее в процесс профессиональной подготовки в вузе.

Педагогическая технология в серии исследований рассматривается как совокупность методов и средств, способов и методов организации образовательного процесса и обучения. Согласно точки зрения А.И. Умана, технология обучения понимается, как процесс, связанный с применением последовательности учебных процедур, операций и приемов, вместе с интегрированной дидактической системой, внедрение которой в образовательную практику обеспечивает достижение результатов обучения, способствующих комплексному развитию личности студента [5].

Технология овладения аналитико-рефлексивной компетентностью у студентов - будущих врачей в процессе профессиональной подготовки в вузе представлена нами как многоуровневый процесс, состоящий из трех последовательных этапов (рис.1), содержание которых направлено на овладение компетенциями, установленными

ФГОС ВО, и с учетом педагогических условий, реализуемых на каждом этапе технологии.

Этап 1. Проектно-диагностический. Содержание этапа включает организацию диагностики уровней сфор-мированности аналитико-рефлексивной компетентности; актуализацию личностного опыта и имеющихся аналитикорефлексивных знаний, а также их применение; подбор и адаптацию методов и средств учебной деятельности, направленных на формирование аналитико-рефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей в процессе профессиональной подготовки в вузе. Эффективная реализация данного этапа возможна при наличии разработанной критериально-оценочной базы. В качестве таковой мы предлагаем использовать следующий диагностический инструментарий (таблица 1).

Определение уровня сформированности аналитико-рефлексивной компетентности у студентов позволяет грамотно простроить дальнейший образовательный процесс и перейти к реализации второго этапа технологии.

Этап 2. Организационно-деятельностный. Целью данного этапа технологии является интеграция аналитико-рефлексивных знаний, умений и владений у студентов в содержание их профессиональной подготовки. Содержание организационно-деятельностного этапа формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей включает в себя: актуализацию ценностных ориентаций и познавательной мотивации к формированию аналитико-рефлексивной компетентности; интериоризацию и приобретение аналитико-рефлексивных знаний, приобретение опыта аналитико-рефлексивной деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе.

В рамках организационно-деятельностного этапа реализации технологии формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей в процессе их профессиональной подготовки в вузе необходимо выстроить работу в двух направлениях.

Первое направление - это подготовка преподава-

Технология формирования АРК

I

Этап 1.

Проектно-диагностический

Этап 2. Организационно-деятельностный

Этап 3. Рефлексивно-оценочный.

Рис. 1. Технология формирования аналитико-рефлексивной компетентности.

Таблица 1.

Диагностический инструментарий для оценки сформированности аналитико-рефлексивной компетентности

Критерии Показатели Уровни Методики

Мотивационно-ценностный Мотивация Ориентации на ценностные отношения к проектной деятельности в процессе ее осуществления Продвинутый Оптимальны Базовый Методика изучения мотивации Т.И. Ильиной «Ценностные ориентации М. Рокича» Тест «Смысло-жизненные ориентации» Д.А.Леонтьева

Когнитивный Полнота, прочность, систематичность и осознанность знаний Продвинутый Оптимальный Базовый Наблюдение за выполнением и содержанием проектов.

Деятельностно-практический Аналитические умения. Прогностические умения. Корректирующие умения. Рефлексивные умения. Продвинутый Оптимальный Базовый Метод кейсов. Наблюдение за выполнением и содержанием проектов.

телей к работе с будущими врачами по формированию аналитико-рефлексивной компетентности. На данном направлении работы в качестве инструмента реализации тактики формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей может быть предложена программа курса повышения квалификации «Педагогическое и методическое сопровождение формирования аналитико-рефлексивной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе», которая является своего рода ориентиром, помогающим будущим врачам освоиться в профессиональной деятельности. Включение в учебный процесс данного курса, с одной стороны, способствует повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей, которые, чаще всего, не имеют педагогического образования, а являются практикующими врачами, и, с другой стороны, -обеспечивает внедрение данной технологии в процесс профессиональной подготовки будущего врача в вузе.

Второе направление - это работа со студентами - будущими врачами по формированию аналитико-рефлексивной компетентности. С этой целью в образовательном процессе широко применяется проектная деятельность [3] как средство приобретения опыта аналитико-рефлексивной деятельности, формирования умений и владений в условиях, приближенным к профессиональной деятельности; рефлексия своих и чужих учебных действия в процессе формирования аналитико-рефлексивной компетентности.

Определение темы исследовательского проекта для каждой группы происходит из числа тем, предложенных преподавателем. Тематика проектов соответствует потребностям времени, личной заинтересованности обучающихся в приобретаемых знаниях и практической направленности их будущей профессиональной деятельности. Так же студенты могут предложить и свою тему. Рекомендуется выбор тем, имеющих медицинскую направленность и связь с профилем подготовки. Тематика проектов разбивается по уровню сложности в соответствии с уровнем обучения студентов медицинского вуза. Таким образом, уже на начальном этапе работы с проектом студенту приходится осуществлять аналитико-рефлексивную деятельность, связанную с самоанализом, самооценкой и проектированием своей индивидуальной траектории профессионального развития.

Проекты различной категории сложности ориентированы на требования к профессиональной подготовке, которые выступают ориентировочной основой при согласовании задач учебных дисциплин, внеучебной деятельности студентов и научно-исследовательской работы. Предполагается дифференциация проектов не только по уровню сложности, но и по целевой направленности. Так, проекты могут носить пропедевтический характер, например, «ЗОЖ - безопасность в городе», «Дорога к доброму здоровью», «Я хожу в больницу. Сам!», «Здоровое питание» и др., или профессионально-ориентированный характер, например, «Жизнь как чудо». «Новое веяние -вейпинг», «Наше здоровье в наших руках», «Врач - педагог здорового образа жизни» и др.

Как показывает образовательная практика, при выполнении проектной деятельности, у студентов, обучающихся в медицинском вузе, повышается мотивация к сохранению своего здоровья, они осознают необходимость получения дополнительной информации для

улучшения собственного здоровья, развиваются творческие способности; формируется чувство ответственности, умение работать в команде, что немало важно в профессиональной деятельности. Применение проекта в процессе профессиональной подготовки будущего врача, ведет к тому, что студенты набирают навыки самостоятельного осмысления информации, развивают способности обосновывать действия и принимать решения, что, в свою очередь, способствует формированию аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача и повышению качества подготовки специалистов - медиков.

Таким образом, на данном этапе технологии будущие врачи приобретают аналитико-рефлексивные знания, опыт аналитико-рефлексивной деятельности в процессе профессиональной подготовки, а аналитико-рефлексивная компетентность у будущих врачей в процессе профессиональной подготовки в вузе формируется при условии внедрения в учебный процесс проекта как средства формирования аналитико-рефлексивной компетентности.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный этап. Данный этап технологии включает в себя корректирование процесса формирования аналитико-рефлексивной компетентности у будущего врача, а также происходит выстраивание стратегии развития аналитико-рефлексивной компетентности с позиции системного подхода, направленной на долговременную перспективу. На данном этапе у студентов - будущих врачей происходит самоанализа, осмысления и самооценка собственной деятельности на основе приобретенного опыта и систематизированных аналитико-рефлексивных знаний и умений.

Для обеспечения сказанного выше на третьем этапе технологии формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов медицинского направления подготовки необходимо в процессе обучения применять такие методы и методики, которые предоставляют широкие возможности обучающимся для рефлексии, взаимооценки, самооценки, обеспечивают условия для групповой или индивидуальной работы, анализа и оценки результатов проделанной работы.

Анализируя собственную образовательную практику, мы сделали вывод, что технология формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов -будущих врачей в системе высшего профессионального образования способствуют ее формированию при соблюдении определенных педагогических условий. В качестве последних можно выделить:

- раскрытие и реализация личностного опыта аналитико-рефлексивной деятельности будущего врача;

- включение когнитивных и конативных компонентов аналитико-рефлексивной деятельности будущего врача в содержание профессиональной подготовки и обеспечение их перевода в образовательные результаты.

- внедрение в процесс профессиональной подготовки будущего врача учебного проекта как дидактического средства, направленного на формирование их аналитико-рефлексивной компетентности;

- выстраивание траектории развития аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе его профессиональной деятельности.

Педагогические условия, предложенные в данной статье, безусловно, не являются исчерпывающими, но

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

играют базовую роль при формировании аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача. В целом, формирование аналитико-рефлексивной компетентности у студентов - будущих врачей, очень актуально и являет-

ся перспективным направлением в исследовании проблем профессионального обучения будущих врачей.

Библиографический список

1. Аулова Н.В. Технология и педагогические условия формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего педагога в вузе// Вестник ТГУ выпуск 10(90), 2010 С. 31.

2. Минакова О.В., Мананникова Т.В., ФедороваМ.А. Аналитико-рефлексивная деятельность в контексте компетентностного // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Вологда, 25 ноября 2015 г.: в 3 частях. Часть 3. Вологда: ООО «Маркер», 2015 С. 34 - 35.

3. Минакова О.В. Формирование аналитико-рефлексивной компетентности в процессе профессионально-личностного становления будущего врача. / О.В.Минакова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы XII Международной научно-практической конференции Internet-конференции Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. С.54 - 60.

4. Минакова О.В., Мананникова Т.В. Минакова О.В. Проект как средство формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов медицинского вуза / О.В.Минакова // Современные тенденции развития науки и технологий : сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции 30 ноября 2015 г.: в 10 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. № 8, часть IX. С. 18 - 19.

5. Уман А.И., Федорова М.А. Рефлексивная структура процесса обучения // Проблемы современного образования, 2011, № 2. С. 71 - 77.

6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186079/

7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204110/

References

1. Aulova N.V. Technology and pedagogical conditions for the formation of analytical and reflexive competence of future teachers in higher education// Bulletin of TSU, issue 10 (90), 2010 Pp. 31.

2. Minakova O. V., Manannikova T.V., Fedorova M.A. Analytical and reflexive activity in the context of competence / / Science today: problems and prospects of development: collection of scientific papers on the materials of the international scientific and practical conference, Vologda, November 25, 2015: in 3 parts. Part 3. Vologda: Marker LLC, 2015 Pp. 34 - 35.

3. Minakova O.V. Formation of analytical and reflexive competence in the process of professional and personal formation of a future doctor. / O. V. Minakova / / Personal and professional development of a future specialist. Materials of the XII International scientific and practical conference Internet-conference Ministry of education and science of the Russian Federation, Tambov state University named after G. R. Derzhavin. Pp. 54 - 60.

4. Minakova O. V., Manannikova T.V. Minakova O.V. Project as a means of forming analytical and reflexive competence in medical University students / O. V. Minakova // Modern trends in the development of science and technology: a collection of scientific papers based on the materials of the VIII International scientific and practical conference on November 30, 2015: at 10 am / Edited by E. p. Tkacheva. Belgorod: IP Tkacheva E. P., 2015. no. 8, part IX. Pp. 18 - 19.

5. Uman A. I., FedorovaM. A. Reflexive structure of the learning process // Problems of modern education, 2011, no. 2. Pp. 71 - 77.

6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186079/

7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204110/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.