няя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -38 с.
11. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования / Г.А. Игнатьева. -Н. Новгород: НГЦ, 2005. - 344 с.
12. Курбацкий В.Н. Ресурсы методической системы повышения квалификации учителей в области информационных и Интернет-технологий / В.Н. Курбацкий // Информатика и образование. - 2006. - № 10. - С. 107-110.
13. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005. - 406 с.
14. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера/ Ю.Ф. Тимофеева // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 119-125.
15. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М.: Новая школа, 1997. - 350 с.
16. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: метод. пособие / Н.Д. Угринович. -М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008. - 180 с.: ил.
17. Хеннер Е.К. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. -М.: Академия, 2004. - 848 с.
18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давы-денко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
19. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дисс. ... докт. пед. наук / П.А. Юцявичене. - Вильнюс, 1990.
20. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас, 1989. - 286 с.
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ
© Дегтярева Н.В.*
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск
Рассматриваются некоторые методологические подходы к проектированию и организации учебного процесса бакалавров психолого-педа-
* Доцент, кандидат педагогических наук.
гогического направления в рамках образовательной технологии «Модельное предприятие». Изучены возможности проведения педагогической практики студентов в смоделированном предприятии, имитирующим условия учебной организации с целью формирования у будущих педагогов актуальных профессиональных компетенций.
В современном профессиональном педагогическом образовании бакалавров возникает целевая установка - обеспечить подготовку такой квалификации, которая бы одновременно со специальными знаниями из предметной области давала бы возможность овладеть профессиональными способностями. В связи с этим ориентированное на дисциплины обучение целесообразно дополнять и развивать посредством междисциплинарного подхода, обеспечивая интеграцию различных теоретических дисциплин с одной стороны и тесную стыковку теории и практики, с другой.
Согласно учебному плану студенты психо лого-педагогического направления бакалавриата проходят педагогическую практику, в процессе которой происходит закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков, необходимых будущему педагогу в осуществлении педагогической деятельности. Педагогическая практика - это то недолгое время, за которое студент решает реальные профессиональные задачи, сталкивается с рядом проблем, о которых ему поведали преподаватели в теоретическом курсе. Как отмечают сами студенты, именно в процессе педагогической практики они прочувствовали всю сложность и серьезность преподавательского труда.
Нам представляется перспективным использование педагогических возможностей образовательной технологии «Модельное предприятие» в организации учебного процесса студентов психолого-педагогического направления. В качестве модельного предприятия может выступать вымышленное учебное заведение определенного статуса (колледж, институт). По сути учеба и работа в модельном предприятии - это постоянная педагогическая практика.
Рассмотрим основные принципы и идеи в основе моделирования учебного процесса в рамках новой образовательной технологии.
Актуальными компетенциями, обеспечивающими будущему педагогу необходимую адаптабельность к динамичным условиям профессиональной среды, вероятно, сегодня можно считать следующие: понимание сути и значения информационных ресурсов профессиональной деятельности; умение выявлять и работать с информационными потоками во взаимосвязи с другими ресурсами; применять методы обработки и способы получения информации. Этот круг задач намного шире того, который обычно рассматривается многими образовательными организациями, которые часто ограничиваются изучением методов и средств обработки информации.
Изучение информационных процессов организации во всей их полноте и с учетом всех взаимосвязей с другими ресурсами и элементами внутрен-
ней его среды и приобретение навыков использования теоретических знаний в решении практических задач является основой образовательной технологии «Модельное предприятие» [3, с. 5; 4, с. 10; 5, с. 2; 6, с. 4].
Основными целями обучения в модельном предприятии являются следующие. Во-первых, важно знать все процессы на предприятии. Уметь представлять внутреннюю структуру и информационные потоки, поддерживающие процессы функционирования; знать основные подходы к выполнению стандартных видов деятельности и принципов разделения труда в решении общей профессиональной задачи; для основных видов деятельности осознавать проблемы и знать методы их решения в условиях разделения труда; понимать необходимость планирования профессиональной деятельности и разрабатывать планы для процессов с разделением труда с использованием знаний из различных областей.
Во-вторых, нужно уметь решать профессиональные задачи в условиях разделения труда. Уметь разрабатывать целенаправленные решения проблем, которые вопреки разделению труда ведут от частного планирования к согласованному общему решению; уметь осуществлять разделение труда и разделение задач на отдельные участки; уметь справляться с информационными процессами в управлении с учетом разделения труда и общей целевой установки; учитывать ненадежность информации в планировании, в принятии решений и процедурах координации; быть готовым к кооперации в работе и иметь способность к работе в «команде».
В-третьих, уметь осуществлять деятельность в условиях новых информационных технологий (НИТ): осознавать значение НИТ для работы предприятия и уметь преодолевать возникающие в связи с этим проблемы; проводить обработку с применением НИТ; критически оценивать связанные с НИТ изменения рабочего процесса и социальное значение этих изменений и, как следствие, быть в состоянии рационально использовать НИТ [6, с. 12].
Создание специальной образовательной технологии, построенной на основе имитационного подхода, предполагает наличие специализированной учебной среды, в которую погружается весь учебный процесс. В данном случае, под учебной средой понимается совокупность взаимосвязанных организационно-дидактических методов и средств, лежащих в основе построения учебного процесса и обеспечивающих проведение занятий с обучаемыми на основе имитационных подходов. В новой технологии учебная среда реализуется в виде модельного предприятия.
Коммуникации, процессы координации и процедуры принятия решений, рассматриваемые во взаимосвязи, а также с учетом взаимосвязей всех элементов внутренней среды предприятия, являются основными объектами, изучаемыми в рамках данной технологии.
Содержательный объем изучаемых процессов включает в себя как простые стандартные ситуации, так и комплексные процедуры планирования,
координирования и принятия решений, имеющие место в деятельности любой организации. Типовые методически наполненные ситуации должны быть погружены в конкретную учебную среду, приближенную к будущей профессиональной деятельности обучаемого.
При построении учебного процесса в модельном предприятии могут быть использованы современные методы обучения: метод проекта, метод конкретных ситуаций, кейс-метод, метод фасилитации и др., которые способствуют развитию имитационного подхода в обучении.
Неразработанность теоретических основ новой технологии позволяет принять собственное представление о ее педагогическом фундаменте, который, как нам кажется, основан на интеграции дидактических принципов игровых и информационных технологий обучения.
Модельное предприятие - это модель профессиональной деятельности, упрощенный вариант, сохраняющий все ее черты. В условиях модельного предприятия реализуется возможность препарировать процесс профессиональной деятельности, не разрушая ее целостности, выделять на разных ее этапах различные стороны, осуществлять пошаговый их анализ и рефлексию, т.е. активно работать с осваиваемым материалом. Все это является залогом эффективного хорошо известного контекстного обучения А.А. Вербицкого [1, с. 25].
Как отмечает Л.М. Фридман [7, с. 33], использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено студентами в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть, и, во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Учебное модельное предприятие по своей сути является дидактически правильно организованной деловой игрой. Весь учебный процесс в модельном предприятии представлен в виде самостоятельных циклов обучения - модулей, которые могут быть преподнесены в форме деловых игр. Например, учебный процесс, воспитательный процесс, научный процесс, процесс профессиональной ориентации, методический процесс, учебно-организационный процесс и др. Такой подход будет обеспечивать комплексное видение всех явлений и процессов, происходящих в модельном предприятии учебного типа.
При конструировании игровой деятельности в модельном предприятии важно соблюсти следующие психолого-педагогические принципы [1, с. 32]: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели; принцип совместной деятельности и диалогического общения; принцип двуплановости.
Новые информационные технологии в модельном предприятии играют две роли: как непременная часть изучаемых процессов предприятия, с од-
ной стороны, и как обеспечивающая часть для организации учебной деятельности, с другой стороны. Включение новых информационных технологий как элемента изучаемого объекта - процессов, проходящих на предприятии, может осуществляться в соответствии с теми требованиями, которые общество предъявляет к будущей квалификации обучаемых. В этой связи организация учебных рабочих мест может осуществляться на базе технического и программного обеспечения, отвечающего потребностям реальных управляющих процессов.
Использование компьютерной техники в развивающейся технологии оправдано возможностью реализации следующих педагогических целей:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса [4, с. 43].
Имеющийся опыт внедрения в учебный процесс образовательной технологии «Модельное предприятие» студентов специальности «Таможенное дело» показал высокие образовательные результаты [5, с. 156]. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что изучение спецкурса «Модельное предприятие «Таможенный брокер», построенного на основе интеграции имитационного и личностно-ориентированного обучения, способствовало повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков в среднем на 12,5 %, что является достаточным для подтверждения эффективности внедряемой в учебный процесс образовательной технологии «Модельное предприятие».
Подводя итог, целесообразно отметить, что для подготовки конкурентоспособных бакалавров, стремящихся внести свой вклад в развитие общества; чтобы обеспечить духовные и социально-экономические условия для развития личности будущего педагога, ориентированного на добросовестное применение в профессиональной деятельности теоретических знаний и практического опыта; чтобы в целом повысить качество подготовки бакалавров, следует изучить и использовать потенциал новой технологии, основанной на гуманистическом личностно-ориентированном подходе к обучению.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991.
2. Джусубалиева Д.М. Теоретические основы формирования информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения: дисс. ... докт. пед. наук. - Алматы, 1997.
3. Исаева Н.А. Учеба и работа на модельном предприятии: проект «Создание предприятия»: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: НГУ 1998.
4. Лагуткина Н.В. Подготовка студентов к товароведческой деятельности на основе применения образовательной технологии «Модельное предприятие»: дисс. ... канд. пед. наук. - Караганда, 2004. - 208 с.
5. Методы модельного предприятия // Материалы зимней школы-семинара. - Новосибирск: НГУ, 2001.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: «Школа-Пресс», 1994.
7. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984; Щеглов Ю.А. Практика маркетинговой деятельности в модельном предприятии: метод. пособие. - Новосибирск: НГУ, 1998.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
© Дмитриев В.И.*, Санников Д.В.*
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Рассмотрена система развития конструкторско-технологической компетенции будущих учителей технологии в условиях проектного обучения. Выявлены главные компоненты, критерии, показатели, уровни кон-структорско-технологической компетенции будущих учителей технологии в условиях применения проектного обучения. Определены педагогические условия, способствующие развитию конструкторско-техно-логической компетенции при выполнении индивидуальных творческих проектов.
В настоящее время в связи с обновлением системы образования, внедрением образовательной области «Технология», проектное обучение находит широкое применение в российских образовательных учреждениях.
Содержание и методы изучения различных аспектов технической и технологической подготовки исследованы учеными-дидактами С.Я. Батыше-вым, В.П. Беспалько, В.А. Поляковым, В.Д. Симоненко, Д.А. Тхоржевским и другими.
В работах П.И. Андрианова, П.Р. Атутова, В.А. Полякова, К.Н. Катхано-ва ставилась и успешно решалась задача по проблеме анализа и отбора политехнических знаний и умений.
* Профессор кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Преподаватель кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования, кандидат педагогических наук.