УДК 371.9 ББК 74.55
В.А. Бородина
модульный подход как основа компетентности ориентированной подготовки будущих педагогов-дефектологов к реализации фгос1
В статье представлены характеристика социализирующей направленности ФГОС для детей с ограниченными возможностями и задачи профессиональной подготовки будущих педагогов к их реализации; изложен научно обоснованный подход к разработке компетентностно ориентированной педагогической модульной технологии формирования профессиональных компетенций у студентов; описана структура модульной программы учебной дисциплины.
Ключевые слова: социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные компетенции, модульный подход, модульная программа, педагогическая модульная технология.
V.A. Borodin
implementation of the modular approach in the competently oriented professional training of future special education teachers2
The characteristics of the socializing orientation of educational standards for disabled children and the tasks of professional training of future teachers for their implementation are presented; a scientifically grounded approach to the development of competence-oriented pedagogical modular technologies for the formation of professional competencies among students is presented. The structure of the modular curriculum is described.
Key words: socialization, children with disabilities, professional competence, modular approach, modular program, pedagogical modular technology.
Современная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), реализуя требования Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), активно осваивает педагогические технологии, обеспечивающие достижение детьми результатов освоения образовательных программ и их эффективной социализации. Характерной особенностью ФГОС нового поколения является их
социализирующая доминанта - направленность на развитие социально-нормативных возрастных характеристик, на достижение личностных результатов в освоении образовательных программ, на формирование жизненных компетенций. Требования ФГОС к результатам образования детей с ОВЗ предполагают овладение совокупностью личностных и предметных результатов. Сочетание данных результатов составляет содержа-
го
X S
ч
о ^
о
L0
<
m
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. «Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к реализации ФГОС для детей с ОВЗ». Договор НИР № 16-444 от 14.04.2017 г.
2The article was prepared with the financial support of the FGBOU VO "Mordovian State Pedagogical Institute named after M.Ye. Yevsevyova. "Competence approach in the preparation of future teachers-defectologists for the implementation of GEF for children with HIA." Contract R & D No. 16-444 of 14/04/2017.
ние жизненных компетенций обучающихся, наличие которых обеспечивает ребенку возможности для решения практических задач в повседневной жизни, формирование и развитие социальных отношений с окружающими, сформиро-ванность познавательной и учебной мотивации [3].
Актуальность проблем и задач, стоящих перед специальным образованием, придает особую важность вопросам ком-петентностно ориентированной подготовки будущих педагогов-дефектологов к реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В профессиональном образовании одними из наиболее эффективных признаются педагогические технологии, основанные на модульном подходе (Н.Б. Лаврентьева, Н.П. Рябинина, Ю.Ф. Тимофеева, О.Ю. Шамаева, Т.И. Шамова, В.В. Шевцова, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.). Сущность модульного подхода состоит в том, что учебные материалы и операции скомпонованы с учетом их характеристик в виде определенных законченных единиц. Модуль представляет собой некоторую самостоятельную часть в определенной системе образовательного процесса, имеет конкретное функциональное назначение, включает когнитивную и профессиональную составляющие. Совокупность характеристик модуля отражена в его структурных компонентах - информационном (познавательном) и деятельностном (учебно-профессиональном) [5]. В профессиональном образовании информационные модули могут быть представлены дисциплинами или их разделами, спецкурсами, факультативами. Деятельностными модулями могут считаться практикумы, педагогические и технологические практики, лабораторные, курсовые, дипломные работы и др. В работах Н.Б. Лаврентьевой, М.А. Чошанова отмечаются преимущества модульного обучения в сравнении с традиционным. Авторы указывают на высокую степень его гибкости, приспособляемости к изменяющимся условиям - как организационным, так и к технологическим. Это делает возможным совершенствовать внутреннее содержание учебных модулей, не изменяя
общую структуру программы; создавать атмосферу сотрудничества и партнерства в процессе реализации образовательной деятельности; осуществлять поэтапный контроль и оценку учебных достижений обучающихся [2; 4].
Опираясь на приведенные положения, на основе модульного подхода нами разработана педагогическая технология, направленная на формирование профессиональных компетенций у студентов в области социализации детей с ОВЗ. Модульная технология реализуется на трех взаимосвязанных этапах - теоретическом, практико-ориентированном (квазипрофессиональном), учебно-профессиональном. Каждый из этапов отличается целями, содержанием и последовательностью действий [1].
На теоретическом этапе осуществляется работа по формированию когнитивного компонента формируемых у студентов компетенций. Будущие педагоги осваивают знания о содержании и способах профессиональной деятельности.
На практико-ориентированном этапе ведется работа по формированию дея-тельностного компонента компетенций, который включает овладение профессиональными умениями и навыками (способами профессиональной деятельности) в сфере социализации детей с ОВЗ. Квазипрофессиональная деятельность студентов осуществляется в условиях, моделирующих профессиональную деятельность.
На учебно-профессиональном этапе ведется работа по формированию рефлексивного компонента компетенций, который обеспечивает будущему педагогу способность действовать в изменяющихся условиях педагогического процесса. Работа направлена на актуализацию и реализацию совокупности приобретенных студентами знаний, способов профессиональной деятельности в условиях реального педагогического процесса в образовательной организации.
Содержание педагогической технологии оформлено и структурировано нами в виде программы спецкурса «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья». Структура программы
1 го-©-ш
° 5
11
о. <0 ОФ
о
X
ь
о
X
н
X
О)
ш £
о §
¡и Ф
9 Ч
го со ф о
£ го ч ф с
я*
0 =г
¿1 X ей -О о
с
включает три модуля, их содержание отражает суть этапов педагогической технологии и обеспечивает формирование того или иного компонента профессиональных компетенций студентов.
Разрабатывая структуру модуля, мы ориентировались на научный подход П.А. Юцявичене, выделив три обязательных условия:
• во-первых, модуль представляет собой завершенный блок информации, содержит комплекс учебных действий, а также методические инструкции по достижению дидактических целей;
• во-вторых, содержание и структура модуля определяются на основе системного анализа понятийного аппарата учебной дисциплины с выделением групп ключевых понятий, отношений и взаимосвязей между ними; формированием на этой основе понятийных рядов, обеспечивая, таким образом, логичность
и компактность группировки и структурирования учебного материала;
• в-третьих, в качестве средства реализации модульной программы выступает учебный элемент, который представляет собой обособленный учебный материал, необходимый и достаточный для освоения определенной минимальной части знаний или умений и рассчитанный для самостоятельного изучения или под руководством преподавателя [6].
Последовательность разработки модуля включала: а) определение его структуры; б) выделение понятийных рядов; в) расчленение понятийного ряда на взаимосвязанные и взаимообусловленные содержательные компоненты (информационный, операционный, результативный) и их субкомпоненты; вычленение учебных элементов. Графическая структура модуля представлена на рис. 1.
рис. 1. графическая структура модуля*
Примечание к рис. 6. «УЭ» - учебный элемент
Понятийный ряд является законченной структурной единицей модуля, несущей целостную смысловую нагрузку. Его формирование подчинено следующим требованиям:
• соответствие содержательным основам модуля учебной дисциплины и способам профессиональной деятельности в этой области;
• конкретизация тематической идеи модуля;
• смысловая законченность тематической идеи, содержащая объем учебного материала, необходимый и достаточный для усвоения;
• содержательная самостоятельность, логичность, мобильность, что позволяет изолированно использовать понятий-
ный ряд, гибко конструировать процесс образовательной деятельности с учетом уровня подготовленности студентов, порядком изучения смежных дисциплин, без негативного влияния на качество усвоения модуля.
Следующим шагом является разбивка компонентов понятийного ряда - информационного, операционного, результативного и их субкомпонентов на учебные элементы. Формирование учеб-
ного элемента осуществлялось согласно следующим условиям: соответствие понятийному ряду, его конкретизация, логическая последовательность УЭ внутри понятийного ряда; отражение одной единицы информации.
Компоненты понятийного ряда отражают направленность на формирование компонентов профессиональных компетенций (ПК) студентов, что представлено в табл. 1.
табл. 1. характеристика компонентов понятийного ряда модульной программы учебной дисциплины
Компонент Функциональное назначение компонента Субкомпонент Содержание учебных элементов
« и и о 8 Формирование когнитивного компонента ПК (знать) Информационно-теоретический Совокупность базовой теоретической информации, описывающей объекты изучения, их признаки, способы работы с ними
Л м & о н Я Освоение содержания теоретических основ учебной дисциплины Информационно-методический Теоретическая информация о способах профессиональной деятельности, подлежащих освое-нию
« н н о 8 Формирование деятельностного компонента ПК (уметь) Закрепление теоретической информации, осознание студентами отношений и взаимосвязей между ключевыми понятиями теории и практики предметной области. Является средством регулирования деятельности студентов Самостоятельной работы Задания и указания для аудиторной самостоятельной работы студентов (индивидуальной, подгрупповой, групповой); требования к организации учебного взаимодействия; задания для исследовательской работы и др.
Я Л & е п О Ресурсный Содержит учебные материалы к заданиям, технологические карты, инструкции и др.
« н я 8 т Л Формирование рефлексивного компонента ПК (действовать) Обобщение освоенных знаний, умений, навыков, опыта деятельности; способности к Рефлексивный Задания контрольно-оценочного характера для внеаудиторной самостоятельной работы: • инвариантные (обязательные) контрольными заданиями к УЭ; • вариативные индивидуальные (по выбору)
СО е Рч их расширению, использованию в новых условиях. Обеспечивает диагностическую функцию в процессе формирования ПК студентов Контрольный Содержит контрольно-измерительные материалы для оценки учебных достижений студентов
о О
ТР
т1-
гов
т
о
о ^
3
н го
Т со
ф ^
Ц
о ГО
о ф
о
о т
н т
и п
о
т о
н с;
1 о
<|> 1-
н
(11 Ф
с -Н-
.> Ф
о ^ ч
СП СП
П1 о
о
X Р
о го
и
^ ф
го с
X
о 3
я
с
.и V
1 ей
л о
и 1-
о 5 о с
Управление и регулирование деятельности студентов в процессе поэтапной реализации модульной педагогической технологии обеспечивалось за счет направляющих, регулирующих и контролирующих средств. В качестве таких средств выступают заложенные в содержании модульной педагогической технологии способы и приемы проектирования образовательного процесса. Ведущим направляющим средством управления является модульная программа спецкурса «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья». Организационно-содержательными регулирующими средствами управления являются методические материалы, методическое обеспе-
чение спецкурса в структуре каждого модуля. Поэтапная система контроля учебных достижений студентов выступает контролирующим средством управления в структуре каждого модуля.
Таким образом, педагогическая модульная технология обеспечивает целенаправленное, эффективное формирование у студентов профессиональных компетенций в области социализации детей с ОВЗ в управляемом, воспроизводимом и ведущим к гарантированному результату педагогическом процессе. В свою очередь, это является научно-методической и технологической основой профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов к реализации ФГОС специального (кор-рекционного) образования.
Библиографический список
1. Бородина, В.А. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Бородина. - Челябинск, 2011. - 197 с.
2. Лаврентьева, Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения [Текст]: монография / Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: АГТУ и ААЭП, 1998. - 252 с.
3. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г., № 1598.
4. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: метод. пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
5. Шамова, Т.И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы [Текст] / Т.И. Шамова. - Новосибирск: НГУ, 1994. - 127 с.
6. Юцявичине, П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П.А. Юцявичине. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.
Referencеs
1. Borodina V.A. Formation of professional competencies of future special education teachers in the work on the socialization of children with intellectual disabilities. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2011. P. 197. [in Russian].
2. Lavrentieva N.B. Pedagogical bases of modular training technology development. Barnaul: ASTU and AAEP, 1998. 252 p. [in Russian].
3. FGOS education of students with students with mental retardation (intellectual disabilities). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on December 19, 2014. №1598. [in Russian].
4. Choshanov M.A. Flexible technology of problem-module training. M.: Narodnoie obrazovanie, 1996. P. 160. [in Russian].
5. Shamova T.I. Modular training Theoretical bases, experience, prospects. Novosibirsk: NSU, 1994. P. 127. [in Russian].
6. Yucyavichine P.A. Theory and practice of modular learning Kaunas: Shviesa, 1989. P. 271. [in Russian].
Сведения об авторах: Бородина Вера Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Borodina Vera Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor, Department of Special
Pedagogy, Psychology and Subject Methods,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова
активные методы преподавания дискуссионных вопросов исторической науки в контексте профессиональной подготовки учителя
В статье описываются дискуссионный метод, игровой метод, метод анализа жизненных ситуаций, рассмотрение которых необходимо в системе повышения квалификации с целью формирования предметно-методической готовности учителя к организации учебной деятельности, установлению субъект-субъектных отношений и реализации педагогического оценивания в процессе преподавания дискуссионных вопросов исторической науки.
Ключевые слова: альтернативные ситуации, групповая работа, игровой метод, метод анализа жизненных ситуаций, метод дискуссии, система повышения квалификации.
V.I. Varyushchenko, O.V. Gaikova
аст1уе metods of teachning history discussion
questions in the context of teacher training
The article describes the discussion method, game method and method of real life situations analysis necessary in the system of qualification improvement for the purpose of forming the subject-methodological readiness of a teacher to the organization of training activities, the establishment of subject-subject relations and implementation of the pedagogical assessment in the teaching of controversial issues of historical science.
Key words: "alternative situations", group work, games method, the analysis of life situations, method of discussion, the system of qualification improvement.
Система повышения квалификации работников образования решает задачи обновления полученных ранее учителями профессиональных знаний, совершенствования их деловых качеств, удовлетворения их образовательных потребностей, связанных с профессио-
нальной деятельностью [11]. Совершенствование компетентности учителя в методах преподавания в ходе усвоения им образовательной программы модульного курса «Формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки» для орга-
о
О Ф т s
о
H
о
w CT 8ê о
* s
.о Cû
ü i?
p
4 .о
* S
h
ГО О CQ ^ ГО О
5 °
i*
Ф О С с Z ф
sh
ф g
I ш m s s a
< I