Научная статья на тему 'Анализ путей профилизации образовательной среды (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства)'

Анализ путей профилизации образовательной среды (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПУТЬ / АССОЦИАЦИЯ "УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ASSOCIATION "UNIVERSITY STUDY COMPLEX" / PROFILISATION / WAY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Е. М.

Эффективным способом профессионального развития будущего специалиста является профилизация образования. В статье анализируются основные пути профилизации образовательной среды. Приводится опыт деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, реализующей на практике принципы профилизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of ways of educational environment profilisation (exemplified by the Association « University Study Complex» of Penza State University of Architecture and Building)

The effective way of professional development of a future specialist is educational profilisation. The article considers principal ways of educational environment profilisation. The experience of activity of the Association «University Study Complex» of Penza State University of Architecture and Building which apply in practice the principals of profilisation of the education is given.

Текст научной работы на тему «Анализ путей профилизации образовательной среды (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства)»

АНАЛИЗ ПУТЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства)

Е.М. Каргина

Эффективным способом профессионального развития будущего специалиста является профили-зация образования. В статье анализируются основные пути профилизации образовательной среды. Приводится опыт деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, реализующей на практике принципы профилизации образования.

Ключевые слова: профилизация, путь, Ассоциация «Университетский учебный комплекс», профессиональное развитие.

Профилизация является одной из важнейших основ профессиональной подготовки специалистов. Реализация данного подхода в рамках технического вуза предполагает соответствие содержания и технологии вузовского обучения техническим дисциплинам тем профессионально-личностным потребностям, которые обусловлены своеобразием деятельности будущего специалиста.

Под профилизацией образования нами понимается способ дифференциации образования на основе индивидуализации, личностной ориентированности, акмеологичности и аксиологичности действия участников педагогического процесса за счет нововведений и изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

Вариантом профилизации является создание Ассоциации «Университетский учебный комплекс», объединяющей образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней (дошкольные, общие и профессиональные), иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения.

Принцип дифференциации образования, положенный в основу создания и функционирования Университетского учебного комплекса, предполагает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей, социальных интересов, способностей и потребностей личности учащегося во всех формах, методах, на всех этапах обучения (индивидуализация и личностная ориентированность обучения); оказание помощи в выборе личност-но значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (аксиологический

компонент профилизации); учет социальнополитических, социально-экономических

условий для раскрытия и проявления личностных возможностей, всех способностей человека (акмеологический компонент профилизации).

Анализ научно-педагогической литературы (Г.А. Воронина, Е.В. Воронина, С.Г. Молчанов, Р.Я. Симонян, Т.И. Шамова, А.Н. Ху-дин, Г.Н. Подчалимова, И.В. Ильина, С.Н. Белова и др.) и опыт создания и функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс», реализующей на практике принципы профилизации, позволяют выделить следующие основные пути профилизации образовательной среды:

1) индивидуализация содержания образования;

2) интеграция и взаимодействие педагога и подопечного на всех этапах обучения;

3) непрерывность и преемственность оказания образовательных услуг;

4) адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов, формирующих личность (ребенка, учащегося, студента);

5) формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию;

6) формирование внутренней мотивации к идентификации профессионального и личностного образов (на этапах: семья - детский сад - школа - вуз).

Рассмотрим каждый из названных путей более подробно.

1. Одним из путей профилизации образовательной среды является индивидуализация содержания образования.

Согласно Концепции эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования ИОСО РАО, главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка [1].

В условиях профильного обучения принципы индивидуализации и персонализации становятся ведущими. В научно-педагогической и методической литературе уделяется большое внимание проблеме индивидуализации обучения (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.К. Дьяченко, И.И. Ильясов, И.В. Лернер, С.Г. Молчанов, М.В. Потапова, В.П. Симонов, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская, В.А. Якунин, Е.В. Яковлев и др.).

Индивидуализация образования требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации образовательного процесса. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания образования, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала.

Индивидуализация содержания образования достигается в первую очередь средствами предметной подготовки. Современная модель традиционного образования в недостаточной степени реализует принцип непрерывности образования, оно оторвано от ориентации учащихся на будущую профессиональную деятельность, что выражается, в частности, в обучении иностранному языку.

Во многих учебных заведениях общего образования возможности иностранного языка как предмета, способствующего профессиональному самоопределению учащихся, не используются в должной мере. Учащиеся не

чувствуют индивидуальной потребности изучения иностранного языка, не видят перспектив практического применения иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что эффективность процесса обучения иностранному языку определяется индивидуализацией содержания данного учебного предмета и осознанием учащимся его роли в будущей профессиональной деятельности. Изучение иностранного языка в школах, гимназиях, лицеях Ассоциации ориентирует учащегося на обучение в вузе, стоящем во главе учебного комплекса. Профильное деление в старших классах учреждений общего образования комплекса позволяет средствами иностранного языка уделять особое внимание выбранному профилю будущей профессиональной деятельности.

Содержание профильно ориентированного обучения иностранному языку в рамках Университетского учебного комплекса составляет процесс формирования коммуникативной компетенции. Содержание технического профиля данного вида обучения иностранному языку также отражает тематику и сферы общения, наиболее значимые для формирования необходимых предметных и профессионально-направленных речевых

умений, а также общетехнических умений при обучении иностранному языку.

Принцип индивидуализации образования, проводимый последовательно, ведет к серьезным изменениям не только содержания образования, но и механизма его реализации в образовательном процессе. Индивидуальность, если исходить из ее приоритета в образовательном процессе, требует воплощения принципа самоопределения учащегося с помощью наставника. На основе минимума знаний учащийся определяет сам, какие развивать способности, практические умения. Он сам определяет этапы и сроки своего становления, и сам определяет, насколько он достиг намеченного.

На развитие индивидуализации обучения направлен ряд программ и проектов, созданных и реализуемых Ассоциацией «Университетский учебный комплекс», в частности:

- Программа «Сквозные образовательные учебные планы с использованием дистанционных технологий и мультимедийной

учебно-методической и единой информационно-аппаратной среды».

Реализация данной программы направлена на обучение учащихся и студентов с использованием современных информационных технологий, с индивидуализацией обучения; на разработку и внедрение интерактивных образовательных ресурсов по всем предметам в рамках единой образовательной идеологии; на тесное взаимодействие с вузами; на создание Интернет - библиотеки с постоянным подключением к Интернету.

- Программа - социальный проект «Сопровождение детей-сирот до зрелого возраста в системе образовательных учреждений Университетского учебного комплекса». Данная программа помощи детям-сиротам ориентирована на индивидуальный подход к каждому ребенку с курированием детей от детского сада до получения начального, среднего, среднего специального и высшего образования, вплоть до трудоустройства.

2. Второй путь профилизации образовательной среды - интеграция и взаимодействие педагога и подопечного на всех этапах обучения.

С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов профильное обучение - это сотрудничество двух (и более) субъектов: учителя и обучающегося (учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом), направленное на достижение системы образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию. К числу ведущих задач профиль -ного обучения принадлежат: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с учетом обоснованного выбора профиля; построение индивидуальных образовательных программ обучающихся; качественная подготовка к поступлению в вузы. При этом стержневой остается задача развития человеческого потенциала, профессиональной культуры, субъектности и креативности каждого выпускника.

Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, АН. Ху-дин, И.В. Ильина, С.Н. Белова [2] рассматривают в качестве одного из звеньев техноло-

гической «цепочки» профилизации образовательного пространства полисубъектное, диалогическое взаимодействие на творческой договорной основе. Полисубъектное взаимодействие приобретает особую важность в процессе разработки и реализации стратегической программы профилизации образовательной среды. Его обеспечению на уровне Ассоциации «Университетский учебный комплекс» служит формирование полисубъ-ектности участников образовательного процесса, реализация управленческих функций на основе мобилизации творческого потенциала и усилий индивидуальных и групповых субъектов (включая руководителей дошкольных, общеобразовательных учреждений, входящих в состав комплекса, учреждений профессионального образования, руководителей методических объединений учителей, а также творческих групп педагогов и обучающихся профильных классов, представителей родительского комитета и др.). Управленческие решения в области профили-зации образовательной среды принимаются с учетом решений федеральных, региональных, муниципальных органов управления.

3. Следующим путем профилизации образовательной среды является непрерывность и преемственность оказания образовательных услуг. Прежде всего, это относится к преемственности уровней дошкольного и основного общего образования, общего образования и профессионального образования. Под преемственностью уровней образования понимается учет ранее приобретенных знаний и умений с последующей их корректировкой на более высокой ступени образования; и с ориентацией на это разрабатывается состав и структура содержания учебного материала, а также определяется организация учебного процесса.

С позиций системного подхода процесс профильного обучения рассматривается нами в контексте непрерывного образования. Профильное обучение представляет собой целостную педагогическую систему, обусловленную в своем функционировании и развитии разнообразными объективными факторами: социальными, психологическими, организационно-педагогическими, материально-техническими и др. Оно может рассматриваться с разных позиций: как деятельность, как процесс, как общение, как соот-

ношение педагогического руководства и самоуправления учением [2].

Программы, разрабатываемые и внедряемые в Пензенском государственном универ -ситете архитектуры и строительства в рамках Ассоциации «Университетский учебный комплекс», позволяют выстроить сложную систему преемственности учебных заведений. Эта система представляет собой взаимосвязь горизонтальных и вертикальных связей.

В систему непрерывного образования входят дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения начального и среднего профессионального образования, вузы, послевузовское образование.

Ассоциация УУК на базе ПГУАС разрабатывает и внедряет проект, реализующий комплекс сквозных (непрерывных) образовательных программ, которые позволяют:

- повысить качество обучения на всех уровнях образования; существенно сократить сроки получения образования при прохождении обучаемыми всей цепочки обучения за счет исключения дублирования изучаемых дисциплин и обеспечения преемственности и интеграции учебных планов и программ;

- обеспечить адаптацию выпускников в сфере производства;

- уменьшить расходы на образование за счет сокращения сроков обучения и обеспечить переориентацию слабоуспевающих на ту ступень профессионального образования, которая им по силам и по способностям;

- отработать функционирование инфраструктуры взаимодействия с региональным рынком труда;

- внедрить единую систему государственно-общественного управления качеством образования, научных исследований и инновационной деятельности как элемента интегрированной информационно аналитической системы Ассоциации УУК.

Главной целью непрерывного образования является синтез профессионального обучения и воспитания, самоопределения и развития личности, что способствует повышению качества подготовки выпускников, росту их конкурентоспособности, мобильности и адаптации в условиях рыночной экономики.

Концепция интеграционной преемственности образовательно-воспитательного и научно-производственного потенциала, разра-

ботанная Университетским учебным комплексом, включает в себя следующие направления, обеспечивающие непрерывность образования:

1. Обеспечение доступности всех уровней образования и фактического равенства прав граждан на их получение.

2. Обеспечение взаимосвязи и преемственности семейного, дошкольного и начального общего образования:

- содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения или детей с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрение новых технологий в систему дошкольного образования;

- создание гибких программ дошкольного образования (подготовки к школе) для 5-6 летних детей с индивидуальным графиком посещения (неполная неделя, неполный день);

- разделение собственно дошкольного образования и содержания детей в организационной структуре системы дошкольного воспитания и обучения.

3. Создание новых организационных форм образовательных учреждений, объединений и ассоциирование разноуровневых образовательных учреждений (или их структурных подразделений).

4. Обучение по «сквозным» программам в учреждениях общего и профессионального образования:

- согласование учебных планов и программ, обмен информацией, образовательными технологиями между учебными заведениями путем установления вертикальных и горизонтальных связей;

- устранение перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний как для общего, так и профессионального образования;

- соответствие предметов последующим стадиям образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

5. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся, а также путем формирования индивидуализированных программ и графиков

10. Обновление структуры и содержания образования граждан, сочетающих обучение с трудовой деятельностью.

11. Развитие фундаментально-прикладных и актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук.

12. Внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютеризация образовательных процессов.

13. Развитие участия вузов области в международной деятельности в сфере профессионального образования.

Организационная система - это совокупность образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Данная структура является многоступенчатой и позволяет учащемуся осуществлять самостоятельный выбор дальнейшего пути обучения.

4. Одним из путей профилизации образовательной среды является адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов, формирующих личность (ребенка, учащегося, студента), что можно представить в виде следующего рисунка (рис. 1).

Внутренняя мотивация к получению специального знания по профессии

как средству самореализации_________

|__________________________Г отовность личности к профессиональномуобразованию |

Рис. 1. Адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов

Внутренняя мотивация к знанию как

средству самореализации

обучения с учетом особенностей и способностей учащихся; обеспечение условий для развития личности и творческих способностей.

6. Отработка структуры старшей ступени школы с профильным обучением для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности:

- снижение нагрузки на учащихся учреждений общего образования;

- повышение качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования;

- построение образовательных стандартов с учетом возможности предоставления учащимся условий для их мобильности [3].

7. Обеспечение конвертируемости образования в условиях его стандартизации, непрерывности, многоуровневости и вариативности.

8. Поддержка инновационных процессов в образовании, разработка целевых образовательных проектов.

9. Определение оптимальной структуры подготовки специалиста с позиции сотрудничества вуза и предприятия.

5. В качестве пути профилизации нами выделяется также путь формирования готовности личности к саморазвитию и самообразованию.

Одна из функций преподавателя - превращение объекта воспитания, слушателя в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития. Для этого необходимо уметь формировать у них потребность в самовоспитании, научить их самостоятельно формулировать соответствующие задачи и решать их. Чем лучше преподаватель знает своих студентов и чем лучше он к ним относится, чем в большей мере цели, которые он формулирует в процессе воспитания, соответствуют целям самовоспитания, тем больше вероятность успешного управления этой областью.

Самостоятельная выработка решений учащимися возможна в условиях повышенной степени мотивации и эмоциональности.

6. Следующим путем профилизации является формирование внутренней мотивации к идентификации профессионального и личностного образов (на этапах: семья -детский сад - школа - вуз).

Обучение в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» превращает неустойчивые, импульсивные, широкие мотивы благодаря принципу преемственности и последовательности профессионально-ориентированного обучения в осознанные, избирательные мотивы, нацеленные на приобретение выбранной профессии.

Стимулирование учащихся к выбору профессиональной деятельности и сообщение им основ будущей профессии способствует формированию устойчивых познавательных интересов и стремлений учащихся, является мотивацией процесса обучения и залогом глубокого и устойчивого овладения знаниями.

Как показала опытно-экспериментальная работа, причины поступления в вуз у большей части школьников (69,7 %), оканчивающих учебные заведения современной традиционной системы образования, являются результатом случайного и ситуативного решения непосредственно перед поступлением. Этот факт можно объяснить особенностями юношеского возраста. Это время становления мировоззрения, убеждений личности.

Профессиональная мотивация учащегося формируется в результате целенаправленной

деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. Мы полагаем, что действие сформированной в учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» профессиональной мотивации не прекращается с выходом выпускника в реальную профессиональную деятельность и продолжает свое побуждающее к профессиональному росту воздействие. Будучи заинтересованным в выбранной специальности изначально, имея достаточный для успешной профессиональной деятельности объем знаний, умений, навыков, выпускник Ассоциации быстро адаптируется к условиям профессиональной деятельности и потенциально способен к профессиональному росту и развитию.

Формирование профессиональной мотивации будущего специалиста в рамках Ассоциации «Университетский учебный комплекс» возможно на всех ступенях обучения:

- на дошкольном этапе: знакомство с миром профессий; определение способностей ребенка в определенной сфере деятельности; выявление уровня потенциальных возможностей ребенка; представление ребенку в игровой форме знаний об интересующей профессии; занятия детей с учителями начальной школы УУК; экскурсии в школу;

- на этапе общего образования: развитие профессиональной направленности средствами учебных предметов; сообщение учащимся элементарных знаний из выбранной профессиональной сферы; развитие требуемых качеств будущего специалиста; горизонтальная и вертикальная преемственность в обучении; последовательность в передаче профессионально-ориентированных знаний, умений, навыков; экскурсии в вуз выбранной профессиональной специализации, знакомство с преподавателями вуза; экскурсии на предприятие интересующего профессионального профиля;

- на этапе профессионального образования: использование профессионально-направленных знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих этапах обучения в УУК; использование горизонтальных и вертикальных связей в профессиональном обучении; использование возможностей каждого учебного предмета для сообщения профес-

сионально значимых знаний, умений, навыков; производственная практика на предприятии выбранного профиля; трудоустройство выпускника на предприятие или в организацию, сотрудничающую с УУК.

В случае использования средств формирования профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения в университетском учебном комплексе и реализации преемственности и последовательности в обучении в учреждениях Университетского комплекса позволит сформировать устойчивую профессиональную мотивацию.

Таким образом, нами были проанализированы возможные пути профилизации образовательной среды и показано их использование на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс». Применение данных путей на практике направлено на реализацию профильного личностно-ориентированного подхода, при котором существенно расширяются возможности выстраивания учащимся индивидуальной образовательной траектории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М., 2006. С. 29.

2. Шамова Т.И., Худин А.Н. и др. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М., 2006. С. 17-18.

3. Федоров И. О содержании, структуре и концепции современного инженерного образования // Alma mater. Вестн. выс. шк. 2000. № 2. С. 9-14.

Поступила в редакцию 29.10.2007 г.

Kargina E.M. Analysis of ways of educational environment profilisation (exemplified by the Association « University Study Complex» of Penza State University of Architecture and Building). The effective way of professional development of a future specialist is educational profilisation. The article considers principal ways of educational environment profilisation. The experience of activity of the Association «University Study Complex» of Penza State University of Architecture and Building which apply in practice the principals of profilisation of the education is given.

Key words: profilisation, way, Association «Universi-ty Study Complex», professional development.

МОДЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Р.М. Чудинский

Статья посвящена разработке и использованию модельного эксперимента в процессе организации и развития учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» при обучении общетехническим дисциплинам.

Ключевые слова: модельный эксперимент, технологическое образование.

Проблема моделирования - одна из важнейших методологических проблем, выдвинутых на передний план развитием ряда естественных наук XX в., в особенности физики, химии, кибернетики. В процессе подготовки студентов направления «Технологическое образование» модели и модельный эксперимент присутствуют практически во всех изучаемых общетехнических дисциплинах, а их рациональное и эффективное использование позволит более глубоко исследовать познаваемые объекты и явления, развивать учебную деятельность студентов, перевести ее на исследовательский уровень.

Процесс построения модели относится к числу системных задач, при решении которых синтезируют решения на базе большого числа данных. Использование системного подхода в этих условиях позволяет не только построить модель реального объекта или явления, но и на базе этой модели выбрать необходимое количество управляющей информации в реальной системе, оценить показатели ее функционирования и тем самым с помощью модельного эксперимента найти наиболее эффективный вариант построения и выгодный режим функционирования реальной системы. При этом модельный экспери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.