Научная статья на тему 'Формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды'

Формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / УЧАСТНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE PROFILISATION / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FORMATION OF READINESS / PARTICIPANTS OF PEDAGOGICAL PROCESS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Е. М.

Показана профилизация образовательной среды, являющаяся способом модернизации деятельности образовательных институтов на основе личностно ориентированного подхода путем изменения структуры и содержания образования, обновления основ его организации, форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса. В статье рассматривается вопрос формирования готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF THE PARTICIPANTS OF PEDAGOGICAL PROCESS TO ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE PROFILISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The profilisation of the educational environment is way of modernization of activity of educational institutes on a basis of the person-focused approach by change of structure and the maintenance of education, updating of bases of its organization, forms and methods of interaction of participants of educational process. In article the question of formation of readiness of the participants of pedagogical process to activity in conditions of the profilisation of the educational environment is considered. Levels preschool, the general and vocational training are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды»

УДК 348.4

Е. М. Каргина

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Показана профилизация образовательной среды, являющаяся способом модернизации деятельности образовательных институтов на основе личностно ориентированного подхода путем изменения структуры и содержания образования, обновления основ его организации, форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса. В статье рассматривается вопрос формирования готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды.

Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, формирование готовности, участники педагогического процесса, деятельность.

Одной из основ эффективности динамичного развития социальных институтов в России является обновление качества образования, его соответствие современным социально-экономическим условиям [1].

При формировании требований к качеству образования Российский Комитет по приоритетному национальному проекту «Образование» и Комитет по образованию Совета Европы предлагают учитывать реалии развития современных обществ, в частности:

- «ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития». «Исторически все системы образования были созданы так, чтобы подготовить молодых людей и адаптировать их в существующем обществе. А мы сегодня должны подготовить молодежь и снабдить ее знаниями, нужными для общества, которое мы даже не можем себе представить;

- рынок труда, где сохранение работы больше не гарантируется и который требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни;

- расслоение больших групп населения, главным образом молодых людей, из-за безработицы, экономического и социального кризиса» [2, с. 21].

Принимая во внимание перечисленные выше реалии развития современного общества и его социальных институтов и основываясь на выводах и результатах исследований, проведенных членами Российской академии образования [3], можно выделить следующие характеристики качественного образования как одного из его социальных институтов. Образование призвано:

- подготовить учащихся и студентов к восприятию и воспроизведению полученных знаний и навыков, которые позволяют личности проявить компетентность и самодостаточность;

- сформировать и развить такие личностные качества, которые необходимы молодому человеку в процессе адаптации к социальным реалиям, позволяют ему реализовать себя в сложном, противоре-

чивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном аспектах способами;

- обеспечить значительное личностное развитие его участников.

В этих целях необходима модернизация деятельности образовательных институтов на основе лич-ностно ориентированного подхода путем изменения структуры и содержания образования, обновления основ его организации, форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса.

На наш взгляд, модернизация образования станет действенной и эффективной, в случае если учащимся и преподавателям будет предоставлена возможность выбора: учащимся - пути и содержания образования, отношения и позиции своего образовательного действия; преподавателям - содержания, средств, методов, форм и технологий организации педагогического процесса, степени сложности обучения, темпа освоения учебного материала.

Важным направлением модернизации образования, а следовательно, повышения его качества, является реализация концепции и модели профили-зации образовательной среды.

Одним из ведущих компонентов, определяющих качество профилизации образовательной среды, является готовность участников педагогического процесса к деятельности в условиях данной среды. Под готовностью субъектной основы региональной системы образования к профилизации нами понимается установка на обучение в профильной среде образования, включающая в себя:

1) наличие определенных знаний об особенностях профильной среды образования, умений и навыков по адаптации и самоорганизации личности; готовность участников педагогического процесса к преодолению негативного воздействия традиционной образовательной среды;

2) опыт выявления личностного смысла, мотивационной установки на выбранный профиль обучения.

В целях формирования готовности участников педагогического процесса к деятельности в услови-

ях профилизации образовательной среды нами была разработана программа, реализованная в образовательных учреждениях различного уровня Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Рассмотрим разработанную программу более подробно.

Основываясь на выделенных в исследованиях

В. Д. Симоненко, Т. Б. Суровицкой, М. В. Ретивых, Е. Д. Волоховой [4, с. 7-8], Е. В. Ворониной [5, с. 30], Р. М. Мелекесовой [6, с. 30], О. В. Пушкиной [7, с. 30] этапах и задачах профессионального самоопределения учащихся, а также согласно правилам выбора профессии, рекомендуемым Н. И. Шеванд-риным [8, с. 270], условно (с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся) нами определены этапы, содержание, формы и методы предпрофильного обучения: 1-4-е классы; 5—7-е классы; 8-9-е (10-е) классы.

1-4-е классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую (социально-педагогический проект «Одаренные дети — архитектура»).

5-7-е классы: развитие у школьников интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах и возможностях (формирование образа «я»). Включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, экономике и культуре в целом на основе выполнения учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку данной профессии. Они могут осуществляться в образовательном процессе и во внеучебной работе, выполняя не только познавательную, но и развивающую, диагностическую функции.

8-9-е (10-е) классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; изучение образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Следует отметить, что самостоятельность учащегося как субъекта профессионального самоопределения не является абсолютной. Задача педаго-

гов и психологов заключается в подготовке подростка к сложным жизненным выборам.

Основываясь на том факте, что совокупный характер профессионального самоопределения субъекта определяется влиянием на его важные жизненные выборы установок родителей, сверстников, различных специалистов (педагогов, психологов) и т. п., следующим этапом в формировании готовности к обучению детей в профильной образовательной среде являлась работа с семьями самоопределяющихся подростков, основными моментами которой стали:

1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях, где в форме активного обсуждения и дискуссий были рассмотрены вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, входящей в состав университетского учебного комплекса, участием в социально-педагогических проектах комплекса, информированием родителей о той профориентационной работе, которая ведется в данной школе и классе.

2. Продолжение организации лекториев и тренингов с родителями по вопросам профориентации, начатых на ранних этапах обучения в дошкольных учреждениях университетского учебного комплекса. Занятия с родителями проводились не только специалистами данной школы и вуза, но и приглашенными психологами из центров профориентации, занятости, психолого-педагогических вузов.

4. Индивидуальные беседы и профконсульта-ции для самих родителей, а также совместных консультаций с присутствием родителей и их детей.

3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, представителей организаций, деятельность которых соответствует профилям обучения. С целью формирования готовности родителей и учащихся к обучению в профильной образовательной среде как пути профессионального самоопределения целесообразно использовать дискуссионный метод — обсуждение специально подготовленных ситуаций, предлагаемый Н. С. Пряжниковым [9, с. 30]. Данный метод используется в тех случаях, когда требуется актуализировать значимую проблему в сознании учащихся. Применительно к вопросу профилизации образовательной среды это прежде всего неоднозначные вопросы ценностно-смыслового самоопределения на современном рынке труда и на пути получения будущей профессии.

Формирование готовности преподавателей к деятельности в условиях профилизации образователь-

ной среды выделяется нами в качестве отдельного аспекта рассматриваемой проблемы. Были разработаны и реализованы следующие мероприятия:

1. Организация лекториев и семинаров для преподавателей по вопросам профилизации образования. Тематика лекториев затрагивает также основные проблемы: вариативность образовательных программ; формирование профессиональной потребности будущего специалиста; личностная направленность профильного обучения; этапы профильного обучения; пути получения профессии в условиях профильной образовательной среды и др.

2. Обеспечение курсовой подготовки (повышение квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений по технологии профильного обучения и предпрофильной подготовки) в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Новые требования к преподавателю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что ряд исследователей (Т. И. Шамова, А. Н. Худин, Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова и др.) относит данный вопрос к числу ведущих педагогических и организационных условий профильного обучения и предпрофильной подготовки.

3. Реализация внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по проблемам организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Современный темп развития общества в целом и образования в частности диктует необходимость пересматривать структуру и методы преподавания с определенной периодичностью.

4. Разработка модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать рассмотрение модели стандартов высшего педагогического образования третьего поколения.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, «новые модели высшего педагогического образования задают необходимую средне- и долгосрочную перспективу. Вместе с тем в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы в профильной школе будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на профильную школу предполагается всем учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или переподготовку

и получить соответствующее свидетельство (сертификат).

Важно организовать на базе педагогических вузов профессиональную подготовку специалистов (учителей, педагогов), а также магистров образований с целью обеспечения профильной школы высококвалифицированными кадрами. Следует в рамках подготовки по специальностям и направлениям педагогического образования ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильной школы» [10, с.4].

5. Соблюдение при подборе преподавателей для работы в профильной образовательной среде на начальной стадии становления профилизации следующих критериев:

- стартовой профессиональной готовности педагога;

- желания учителя работать на более высоком профессиональном уровне;

- склонности к творческой деятельности и стремления к профессиональному росту;

- возраста, стажа работы педагога (в предпенсионном и пенсионном возрасте даже профессионалу трудно перестроиться, и поэтому необходимо привлекать молодых учителей).

Е. В. Воронина в качестве одной из проблем выделяет ситуации, когда опытные преподаватели отказываются от предложения работать в профильных классах, так как понимают сколь отличен уровень проведения урока, как велика степень затрат на подготовку к урокам в профильных классах и сколь огромна мера ответственности за полученный результат [5, с. 41].

Для учителя профильного класса необходимо посещение семинаров и консультаций в вузах, подбор и накопление методической литературы и как высший результат профессиональной деятельности - разработка учебно-методических пособий и тестов.

6. Подготовка к работе в условиях профильной образовательной среды преподавателей и психологов.

Обучение в условиях профильного образования предполагает не только передачу определенных знаний, умений и навыков, но и формирование личности будущего специалиста, его профессиональной потребности и направленности. Данная задача может быть решена в процессе индивидуальной работы психолога с учащимся. Н. С. Пряж-никовым подчеркивается необходимость формирования готовности психолога профильного учреждения образования к индивидуальной работе с учащимися [9, с. 37].

Резюмируя содержание статьи, следует отметить, что формирование готовности участников пе-

дагогического процесса к деятельности в условиях ватывать не только непосредственно учащихся, но

профилизации образовательной среды актуально и родителей и педагогов, представляющих в целом

на всех этапах профильного обучения и должно ох- субъектную основу образовательного процесса.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 3-16.

2. Выступления экспертов Совета Европы // Стандарты и мониторинг, 1999. № 1.

3. Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов ИОСО РАО / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002. 199 с.

4. Симоненко В. Д. и др. Профессиональное самоопределение школьников. Брянск, 1995. 100 с.

5. Воронина Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.: «5 за знания», 2006. 256 с. («Методическая библиотека»).

6. Мелекесова Р. М. Уровневая предпрофильная подготовка школьников в системе «школа - вуз»: теория и практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Выпуск 12 (102). С. 66-71.

7. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Там же. 2009. Выпуск 1 (79).

С. 29-32.

8. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 512 с.

9. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: ВАКО, 2006. 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).

10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002).

Каргина Е. М., кандидат педагогических наук, доцент.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Ул. Титова, 28, г. Пенза, Пензенская область, Россия, 440028.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 03.02.2011.

E. M. Kargina

FORMATION OF READINESS OF THE PARTICIPANTS OF PEDAGOGICAL PROCESS TO ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE PROFILISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The profilisation of the educational environment is way of modernization of activity of educational institutes on a basis of the person-focused approach by change of structure and the maintenance of education, updating of bases of its organization, forms and methods of interaction of participants of educational process. In article the question of formation of readiness of the participants of pedagogical process to activity in conditions of the profilisation of the educational environment is considered. Levels preschool, the general and vocational training are analyzed.

Key words: the profilisation, the educational environment, formation of readiness, participants of pedagogical process, activity.

Penza State University of Architecture and Construction.

Ul. Titova, 28, Penza, Penza region, Russia, 440028.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.