ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
Е.М. Каргина
канд. пед. наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
ПОЭТАПНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема поэтапной структуризации процесса профилизации
образовательной среды, отражающей социальные и личностные намерения участников исследуемого процесса и определяющей качество реализации остальных элементов. Анализируется регулятивно-корректирующий компонент реализации профилизации образовательной среды и его нормативная база.
Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, поэтапная структуризация, нормативная база.
E.M. Kargina, Penza State University of Architecture and Construction
STAGE-BY-STAGE STRUCTURIZATION OF PROCESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
PROFILISATION
Abstract. In the article the problem of stage-by-stage structurization of process of the educational environment profilisation reflecting social and personal intentions of participants of studied process and defining quality of realization of other elements is considered. The regulatory correcting component of realization of the educational environment profilisation and its regulatory base is analyzed.
Keywords: profilisation, educational environment, stage-by-stage structurization, regulatory base.
Анализ научной психолого-педагогической литературы последних лет свидетельствует об усилении внимания к изучению вопроса сущности образовательного процесса в контексте его структуризации, что находит отражение в исследованиях Н.Г. Агаповой, М.С. Каган, В.И. Слободчикова, Х.Г. Тхагапсоева, А.В. Хуторского, Г.П. Щедровицкого и др.
В качестве образовательной среды нами рассматривается деятельность образовательных учреждений как основного средства, позволяющего на основе профильного обучения учитывать интересы и потребности личности. Следует выделить следующие основные этапы реализации содержания процесса профилизации образовательной среды.
Этап 1 - целостная системная диагностика возможности реализации профилизации образовательной среды в образовательном процессе. Методами диагностики на данном этапе выступают: изучение нормативной документации, анализ научно-педагогической литературы, собеседование, анкетирование, профориентационное тестирование.
Этап 2 - информационно-мотивационная деятельность по формированию у участников образовательного процесса осознанной и устойчивой мотивации к профилизации образовательной среды. Средствами формирования мотивации на данном этапе выступают:
- для родителей - информационно-разъяснительная и мотивационная работа со стороны педагогического коллектива и психологов о возможностях и особенностях профилизации образовательной среды, лектории по профориентации среди родителей; психологическое сопровождение в процессе выбора профиля обучения, профильного образовательного учреждения, образовательной траектории в целом;
- для обучающихся - информирование о путях и возможностях получения профессии в условиях профилизации образовательной среды; профориентационная работа, в том числе, в виде экскурсий, встреч на производстве, бесед с профессионалами; выявление у учащихся профессионально значимых качеств, свойств и умений; психологическое сопровождение в
124
№ 4 (32) - 2014
процессе выбора профиля обучения, профильного образовательного учреждения, образовательной траектории в целом;
- для педагогического коллектива - педагогические семинары, конференции, советы в целях информирования психолого-педагогического коллектива о содержании, формах и методах профильного обучения; психологическое сопровождение.
Этап 3 - организационно-проектная деятельность образовательного учреждения по про-филизации образовательной среды: определение возможных профилей обучения с учетом реальных потребностей производства; подготовка пакета документов по профильному обучению; формирование учебных планов с учетом профильной организации содержания образования; овладение современными педагогическими технологиями работы в условиях профилизации образовательной среды, в частности, проектной деятельностью, в целях оптимизации учебного процесса.
Эффективность осуществления содержания процесса профилизации образовательной среды в виде совокупности 3-х обозначенных этапов основана на реализации его регулятив-но-корректирующего компонента.
Анализ нормативной документации и научной психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о возможности функционирования средств и технологий корректировки процесса профилизации на двух уровнях: на уровне «нормы» - законодательство, и на уровне «меры» - субъектные возможности исполнителей.
Так, реализация процесса профилизации образовательной среды на различных ступенях обучения регулируется и корректируется на практике следующей нормативной документацией:
1) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.) - является основой для определения цели, направлений, структуры профильного обучения; возможных форм и этапов организации профильного обучения; подготовки педагогических кадров для профильной школы и др.;
2) Информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 г. № 14-51-277\13 «Элективные курсы в профильном обучении», «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приложение к информационному письму № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г.) [1, с. 3-4] - регламентирует, регулирует и корректирует процесс организации элективных курсов в системе профильного обучения, определяет типы элективных курсов и форм взаимодействия образовательных учреждений;
3) «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения (Приказ Министерства образования РФ от 26 июня 2003 г. № 2757) [2, с. 6-17] - является основой для проведения мероприятий по организации профильного обучения на старшей ступени общего образования и повышения квалификации педагогического состава в условиях профилизации образовательной среды.
Таким образом, рассмотрение сущности процесса профилизации образовательной среды позволяет определить значимость всех его структурных элементов и, прежде всего, поэтапной структуризации, отражающей социальные и личностные намерения участников процесса профилизации и определяющей качество реализации остальных элементов.
Список литературы:
1. Методическое письмо о проведении элективных курсов // Профильная школа. 2003. № 3. С. 3-4.
2. Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения: приказ от 26.06.03 № 2757 // Вестник образования России. 2003. № 15. С. 6-17.
№ 4 (32) - 2014
125