Научная статья на тему 'Модульный принцип как основа построения содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации'

Модульный принцип как основа построения содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голунова М. И.

Статья посвящена актуальной проблеме построения нового типа содержания информационно-технологической подготовки педагога в системе повышения квалификации. В качестве основы построения содержания информационно-технологической подготовки определен модульный принцип. Смысл модульного принципа раскрыт в системе понятий: «модульное обучение», «модуль» и «модульные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голунова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульный принцип как основа построения содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации»

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© Голунова М.И.*

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

Статья посвящена актуальной проблеме построения нового типа содержания информационно-технологической подготовки педагога в системе повышения квалификации. В качестве основы построения содержания информационно-технологической подготовки определен модульный принцип. Смысл модульного принципа раскрыт в системе понятий: «модульное обучение», «модуль» и «модульные технологии».

Современные процессы информатизации образования осуществляются на фоне приоритета гуманитарной составляющей цивилизационного развития общества. В данных условиях становится важным решение проблем развития человека в информационно-образовательной среде. Антропологический подход к повышению квалификации педагогов предполагает разработку нового типа содержания и форм его освоения, ориентированных на профессиональное развитие педагога.

В системе повышения квалификации целью информационно-технологической подготовки педагога является формирование ценностно-смысловой и технологической компетентностей как базовых составляющих современного педагогического профессионализма. Это означает, что современный педагог, независимо от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в своей педагогической практике. Содержание информационно-технологической подготовки педагога приобретает деятельностный характер. Предметом целенаправленной систематической совместной деятельности обучающих и обучающихся по мнению Г.А. Игнатьевой становится «проектирование техник и способов профессионального мышления и деятельности, при этом профессиональные знания не отстранены от способов их анализа, порождения и употребления» [11, с. 39-44].

Осваивая информационные технологии, по мнению В.Н. Курбацкого, нельзя ограничиваться только инструментальным и предметным аспектами. В процессе информационно-технологической подготовки педагог приобретает не только практические знания и умения, а, обобщая свой педагогический

* Заведующий кафедрой Теории и методики обучения информатике, кандидат педагогических наук.

опыт и педагогический опыт преподавателя информационных технологий, принимает новые актуализированные теоретические представления, на основании которых строит свою методику обучения и воспитания, предопределяет методические особенности самого процесса обучения и обретает новые личностные качества, принимая или отторгая предложенные знания [12].

Таким образом, наряду с приобретаемыми навыками и умениями пользования инструментальными информационными ресурсами, расширением доступа к актуальным знаниям, предметным информационным ресурсам, педагог актуализирует собственный информационный ресурс, что и предопределяет в конечном итоге эффективность его информационно-технологической подготовки. В системе повышения квалификации способ информационно-технологической подготовки ориентирует педагога на построение пространства профессиональной самодеятельности, самообразования, саморазвития, где главным ориентиром становится индивидуализация и формирование субъекта собственной деятельности.

Проведенный сравнительный анализ подходов к информационно-техно -логической подготовке в системах вузовского и послевузовского образовании позволил нам сформулировать определение понятия «информационно-технологическая подготовка в системе повышения квалификации». Под информационно-технологической подготовкой следует понимать процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного пользования информационными технологиями, позволяющими, с учетом принципов и закономерностей организации профессиональной деятельности обеспечивать формирование ценностно-смысловой и технологической составляющих современного педагогического профессионализма.

В настоящее время существуют несколько теоретических подходов к проектированию нового содержания образования, в которых реализованы разные концептуальные идеи, задающие самостоятельные линии научных интересов. Разработка технологии построения модульного содержания информационно-технологической подготовки в системе повышения квалификации осуществлялось нами с опорой на концептуальные идеи антропологического подхода: позиционно-событийное знание, антропологические ценности, рефлексивное и теоретическое сознание педагога и модульный принцип как ведущий при построении содержания образования взрослых.

Модульный принцип является структурообразующим принципом, который дает представление о структуре содержания и формах построения деятельности по его освоению. В системе повышения квалификации педагогов модульный принцип приобретает облик особого «инструментального» принципа перевода теоретико-концептуального знания в проектно-конструктор-ское, «орудийное» знание. Понятие модульности приобретает особый методологический смысл в настоящее время и в процессе информационной подготовки педагогов [13, 14, 16, 17].

Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения взрослых. Принцип модульности (наряду с таким важным принципом системного подхода как принцип развития) определяет динамичность и мобильность функционирования системы повышения квалификации. Сущность модульного принципа как регулятора профессиональной деятельности состоит в том, чтобы дать педагогу возможность самостоятельно работать с предложенной ему учебной программой и информацией. Кроме того, модульный принцип позволяет преподавателю системы повышения квалификации выполнять помимо формирующих и контролирующих функций еще и ряд дополнительных функций: тьютора, консультанта и координатора. Использование модульного принципа на практике позволяет строить индивидуальные образовательные маршруты, а также дает возможность дополнять и создавать собственный учебный курс или раздел, не нарушая единого содержания учебной программы.

Основной смысл модульного принципа отражается в следующей системе понятий: «модульное обучение», «модуль» и «модульные технологии».

Модульное обучение позволяет гибко строить содержание, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной категории обучающихся в соответствии с индивидуальной учебной программой.

Третьяков П.И. и Шамова Т.И. выделяют следующие особенности модульного обучения:

- обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- вариативность обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся;

- четкая последовательность предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

- вариативность структурных организационно-методических единиц [15, 18].

Таким образом, модульное обучение представляет собой вид обучения, предполагающий создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, «гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса» [3, с. 36].

К важным достоинствам технологии модульного обучения можно отнести четкую упорядоченность и гибкость предоставления информации, воз-

можность отслеживания связей между элементами, индивидуальный подход к обучению слушателя, комплексность, ориентацию на перспективу продвижения, накопительный принцип оценивания работы обучающегося, возможность самоконтроля и самооценки, определенную свободу и ответственность за свой выбор, формирование субъектной позиции в учебной деятельности.

В контексте компетентностно-модульного подхода [4, 5, 7, 8, 10], технология модульного обучения определяется как системообразующая методология построения образовательного процесса системы повышения квалификации, которая существенным образом влияет на определение целевой установки, содержательные и процессуальные основания модульного обучения, на организационное и программно-методологическое обеспечение инновационной деятельности педагогов, исходя из требований Государственного образовательного стандарта нового поколения.

Элементарной единицей модульного обучения является модуль. В научно-педагогической литературе существуют различные трактовки понятия модуля, как:

- автономной, независимой единицы в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенной оказать помощь обучающемуся в достижении некоторых четко определенных целей;

- учебного пакета, охватывающего концептуальную единицу учебного материала и предписанные учащимся действия;

- обучающего замкнутого комплекса, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие;

- учебной единицы, которая может быть изучена независимо от другой системы и которая формирует точное know-how или умение [3];

- интеграции различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме [6, 9];

- блока информации, включающего в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей [19, 20];

- организационно-методической междисциплинарной структуры учебного материала, предусматривающей структурирование информации с позиций логики познавательной деятельности;

- объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы [2].

Применительно к задачам построения модульного содержания информационно-технологической подготовки педагога в системе повышения квали-

фикации, модуль выступает в качестве целевого функционального узла, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Являясь элементарной единицей модульной образовательной программы, модуль включает в себя: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. В системе информационной подготовки педагогов как открытой системе обучающий модуль представляет собой целостную совокупность элементов системы, имеющую связи (входы и выходы) как с другими элементами системы, так и с элементами вне данной системы [1, 3, 14, 15, 18, 20].

Таким образом, использование модульного принципа к построению информационно-технологической подготовки в системе повышения квалификации позволяет обратить внимание на такие позитивные качества данного вида профессиональной подготовки, как:

- достижение мобильности профессиональных знаний в структуре информационной компетентности педагога путем замены устаревших модульных единиц на новые, которые содержат новую и перспективную информацию;

- оптимальное управление информацией, что позволяет решать проблемы с опережающим обучением;

- возможность оперативного оформления педагогом своего профессионального опыта в виде информационных карт, благодаря четким, коротким записям учебной информации при конструировании дидактических модулей с помощью компьютерных и технических средств;

- значительное сокращение времени усвоения информации, записанной в дидактическом модуле, по сравнению с традиционными формами предоставления учебного материала;

- оптимизация срока прохождения учебной программы без потери качества усвоения учебного материала за счет действия фактора «сжимания» и «отклонения» учебной информации;

- возможность приобретения нескольких предметных специализаций на основе усвоения разных модульных блоков с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности.

В соответствии с концептуальными научно-технологическими подходами к проектированию нового типа содержания профессионального образования педагога в отечественной науке разработаны различные модели профессионального развития педагога, т.е. такие модели повышения квалификации, важнейшим ценностно-целевым элементом которых является обеспечение развития и саморазвития педагога.

Специфика разработанной технологии построения модульного содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации состоит в том, что она может рассматриваться как технология управления темпом и содержанием профессионального раз-

вития педагога и формирования его способности строить собственную педагогическую деятельность как инновационную.

Объективными показателями эффективности использования данной технологии могут служить следующие факты: оформление, защита и сертификация учителями авторских проектов и научно-методических разработок, создание профессионального электронного портфолио, участие в профессиональных конкурсах «Учитель года» и Приоритетном Национальном проекте «Образование», участие в экспериментальной работе, участие в работе научных конференций разного уровня.

Список литературы:

1. Алексюк А.Н. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста / А.Н. Алексюк, С.А. Кашин и др. - М.: Высшая школа, 1992. - 56 с.

2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение: учеб. пособие / С.Я. Ба-тышев. - М.: Трансервис, 1997. - 255 с.

3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К.Я. Ва-зина. - Н. Новгород, 1991.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к Четвертому методологическому семинару «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / А.А. Вербицкий. -М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

5. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / И.Г. Галямина. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 66 с.

6. Гареев В.М. Принципы модульного обучения / В.М. Гареев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко // Вестник высшей школы. - 1987. - № 8. - С. 30-33.

7. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 1 6 с.

8. Ершова Н.А. Формирование компетентности учителя начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий в педа-готическом колледже: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Ершова; Вол-гогр. гос. пед. ун-т; науч. рук. В.В. Арнаутов. - Волгоград, 2009. - 27 с.

9. Загрекова Л.В. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая шк., 2007. - 383 с.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зим-

няя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -38 с.

11. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования / Г.А. Игнатьева. -Н. Новгород: НГЦ, 2005. - 344 с.

12. Курбацкий В.Н. Ресурсы методической системы повышения квалификации учителей в области информационных и Интернет-технологий / В.Н. Курбацкий // Информатика и образование. - 2006. - № 10. - С. 107-110.

13. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005. - 406 с.

14. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера/ Ю.Ф. Тимофеева // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 119-125.

15. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М.: Новая школа, 1997. - 350 с.

16. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: метод. пособие / Н.Д. Угринович. -М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008. - 180 с.: ил.

17. Хеннер Е.К. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. -М.: Академия, 2004. - 848 с.

18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давы-денко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

19. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дисс. ... докт. пед. наук / П.А. Юцявичене. - Вильнюс, 1990.

20. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас, 1989. - 286 с.

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ

© Дегтярева Н.В.*

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

Рассматриваются некоторые методологические подходы к проектированию и организации учебного процесса бакалавров психолого-педа-

* Доцент, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.