висимости от того, как автор определяет учебный текст. Пусть автор рассматривает учебный текст как носитель дидактического цикла. Какой вид примет коммуникативная программа? Будем исходить из определения дидактического цикла, данного Л.Я. Зориной, и рассматривать дидактический цикл как функциональную систему, основанную на совместной работе всех звеньев процесса обучения, служащую для организации усвоения учащимися фрагментов учебного материала. Структурные звенья дидактического цикла выявляются Л.Я. Зориной исходя из инвариантной структуры деятельности учащихся, а также из закономерностей учения, утверждающих факт полноценного усвоения материала только в ситуациях его применения и личного отношения к объекту познания. Представим возможный вариант реализации коммуникативной программы (см. табл. 2).
Необходимо указать, что этот вариант коммуникативной программы эффективен при организации самостоятельной работы учащихся. Итак, коммуникативная программа учебного текста - это система его структурнологических и языковых свойств, определяющих последовательность действий читателя и достижение им проектируемого автором результата. коммуникативная программа может быть оценена и задана с помощью следующих позиций: качество описания объекта - значимые свойства объекта, зафиксированные в тексте; учитываемые автором свойства читателя; стратегия психологического воздействия, реализуемая автором. Структурно-логическая организация коммуникативной программы находится в прямой зависимости от того, как автор определяет учебный текст. Именно коммуникативная программа учебного текста определяет результат взаимодействия читателя с его содержанием.
литература
1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979.
3. Бубер М. Два образа веры // Классическая философская мысль. М., 1999.
4. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Методические рекомендации авторам книг для учащихся. М., 1988. 33 с.
5. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1982. 176 с.
6. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / под ред. М.А. Данилова. М. : Педагогика, 1974. 192 с.
Communicative programme of a teaching text
There is regarded the problem of the teaching text influence. The communicative programme of a teaching text is considered as a system of its structural, logical and language features defining the sequence of reader’s actions and his achieving the result projected by the author. There are marked out the identifying signs of a communicative programme.
Key words: humanity, teaching text, communicative programme.
М.И. ГОЛУНОВА (нижний Иовгород)
модульноЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОтЕхнологичЕСкой подготовки
ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПоВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Показана актуальная проблема построения нового типа содержания в условиях информационнообразовательной среды системы повышения квалификации педагогов. На основе анализа современных научно-технологических подходов к определению понятия «модульное содержание информационно-технологической подготовки педагога» предложена технология построения модульного содержания информационнотехнологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации, ориентированной на профессиональное развитие.
Ключевые слова: модульное содержание профессионального образования, модульная образовательная программа, ситуационнопозиционное обучение взрослых, позиционное самоопределение.
Существенное возрастание интенсивности процессов информатизации на всех уровнях системы образования привело к тому, что профессиональная подготовка с применением компьютерного и электронно-цифрового инструментария стала обязательным компонентом дополнительного профессионально-
© Голунова М.И., 2010
го образования современного педагога [9]. Данные обстоятельства актуализируют новые задачи построения содержания постдипломного образования педагога, связанные с процессами информатизации. Наиболее адекватным отражением социального заказа на подготовку современного педагога-профессионала является проектирование модульных образовательных программ, что способствует «созданию открытых и гибких структур образования на всех его уровнях, в том числе и на уровне постдипломного образования, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к конкретным условиям образовательной практики» [3, с. 16].
Модульное содержание информационнотехнологической подготовки педагога в системе повышения квалификации мы определяем как инновационный тип содержания дополнительного профессионального образования, состоящий из модулей - целевых функциональных узлов, объединяющих в систему высокого уровня информационный, деятельностный и диагностический компоненты построения ситуации профессионального развития педагога в условиях информационно-образовательной среды повышения квалификации. Технология построения модульного содержания информационнотехнологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации базируется на выявлении и анализе следующих групп предпосылок: социально-педагогических, связанных с социальным заказом на формирование информационной культуры личности; научно-теоретических, связанных с концепцией развития субъекта деятельности в профессиогенезе; научно-практических, отражающих требования государственных образовательных стандартов по повышению качества; содержательно-технологических, связанных с преобразованием структуры и состава содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации.
Наиболее важными условиями технологии построения модульного содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации являются возрастнопсихологические, связанные со способностью педагога к позиционному самоопределению; профессионально-деятельностные, заклю-
чающиеся в соответствии содержания и формы информационно-технологической подготовки; организационно-методические, включающие систему программно-методического обеспечения. В соответствии с разработанной Г.А. Игнатьевой концепцией деятельностного
содержания профессионального развития педагога в системе постдипломного образования [6] нами была построена модель модульного содержания информационно-технологической подготовки педагога (см. рис. на с. 101).
Целевой компонент технологии построения модульного содержания информационнотехнологической подготовки включает предметную цель, связанную с формированием целостной системы профессиональных знаний в области информатизации образования; метапредметную цель, направленную на развитие профессиональной компетентности в рамках проектно-технологической деятельности педагогов; методологическую цель, предполагающую формирование позиционного самоопределения педагогов в условиях информационно-образовательной среды системы повышения квалификации. Когнитивный компонент модульной программы информационно-технологической подготовки включает типы профессионального знания. Теоретико-концептуальное знание представляет собой систему научных знаний о процессах информатизации образования. Проектнотехнологическое знание включает систему способов профессиональной педагогической деятельности, направленных на построение развивающей и развивающейся образовательной практики с использованием информационных технологий. Инструментальноконструкторское знание включает комплекс умений по созданию образовательных методических и дидактических конструктов, обеспечивающих организацию образовательных процессов в информационной среде.
Процессуально-технологический компонент раскрывает технологию ситуационнопозиционного обучения взрослых в виде построения процесса повышения квалификации как системы ситуаций профессионального развития педагога. Ситуация концептуализации связана с проблематизацией имеющихся профессиональных средств, выстраиванием общей системы ценностей как основания для позиционного самоопределения педагога. Ситуация проектирования способов и средств профессиональной деятельности предполагает операциональное наращивание ресурсов и оптимизацию управления темпом и содержанием профессионального развития педагога в системе повышения квалификации. Ситуация конструирования образовательных продуктов связана с рефлексивным оформлением результатов информационно-технологической подготовки и созданием новых средств профессиональной
Модель модульного содержания информационно-технологической подготовки педагога в системе повышения квалификации
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
1
РЕЗ У ЛЬ ТА ТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
педагогической деятельности. Результативный компонент модульной образовательной программы информационно-технологической
подготовки характеризует результат позиционного самоопределения педагога. Теоретикометодологическая позиция связана со способ
ностью педагога к построению системы научных знаний о процессах информатизации образования. Профессионально-деятельностная позиция характеризуется способностью проектировать развивающие и развивающиеся практики в условиях информационной среды. Конструкторско-методическая позиция предполагает способность создавать системнодидактическое обеспечение образовательных процессов в информационной среде.
Суть предлагаемого нами подхода к информационно-технологической подготовке педагогов в системе повышения квалификации выражается в следующих положениях:
- цель информационно-технологической подготовки - становление педагога в качестве субъекта собственной деятельности в профес-сиогенезе;
- решение задачи подготовки профессионала в предлагаемой модели модульного содержания строится на трех основаниях - развитие позиционного самоопределения; формирование системных умений самостоятельной организации и реализации профессиональной деятельности в полноте ее структуры и полидисциплинарном обеспечении; нахождение оптимального индивидуального стиля профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды;
- развитие рефлексивности и позиционности, которые в целом способствуют преодолению стереотипов поведения, повышают уровень творческого решения профессиональных задач, обеспечивают аналитичность и конструктивность личностной и профессиональной позиции;
- сформированность системы ИКТ-компетенций обеспечивает эффективность профессиональной деятельности за счет полноты ее структуры, оптимального расширения ориентировочной основы.
Программно-нормативным средством организации процесса информационнотехнологической подготовки и управления им выступает модульная образовательная программа. В настоящее время в педагогической литературе можно встретить различные подходы к конструированию модульных образовательных программ и обучающих модулей. Наиболее распространён междисциплинарный подход, согласно которому модульная программа формируется в соответствии с логической структурой базового или центрального предмета какой-либо специальности [1; 4; 7]. Другой подход к конструированию модульной учебной программы предлагает
В.Ф. Башарин, включая в нее систему обучающих модулей: модуль целей, модуль содержания, модуль процесса (дидактические приемы и средства), модуль контроля, модуль «просветления чувств и мыслей» [2, с. 41], следуя логике и структуре познавательной деятельности.
Для системы повышения квалификации, где сроки обучения очень малы, а состав обучающихся отличается высокой мобильностью, в качестве структурной единицы модульной образовательной программы могут выступать профессиональная функция или отдельная операция, а также типы решаемых профессиональных задач или ситуаций профессиональной деятельности. В частности, в предлагаемой нами модели модульного содержания информационно-технологической подготовки педагога в системе повышения квалификации, ориентированной на развитие педагога в качестве субъекта собственной деятельности в профессиогенезе, структурной единицей модульной образовательной программы является ситуация профессионального развития.
В соответствии с концептуальными положениями в учебный план модульной образовательной программы информационнотехнологической подготовки педагогов включены следующие обучающие модули со специфическими функциями:
1) модуль «Информационные технологии в современном образовании» - предназначен для формирования у обучающихся системы профессиональных знаний в области информатизации современного образования;
2) модуль «Проектирование профессиональной деятельности» - предназначен для формирования у обучающихся системных умений программирования и управления профессиональной деятельностью с использованием информационно-коммуникационных технологий;
3) модуль «Педагогический дизайн» -предназначен для освоения обучающимися способов разработки современных форм организации образовательного процесса с использованием электронных и интернет-ресурсов.
Систему программно-методического и дидактического обеспечения составляют электронное портфолио педагога, кейс-технологии, ориентированные на самостоятельную работу обучающихся с электронными ресурсами. Модель модульного содержания информационнотехнологической подготовки педагогов предполагает системообразующую роль андраго-гических принципов в подготовке педагога, определенный баланс теоретических и прак-
тических занятий, теоретическое и тренинговое моделирование со встроенной системой ИКТ-технологий как основу этого баланса, преимущественный недирективный стиль обучения с доминантой диалоговых и полилого-вых форм взаимодействия преподавателей и обучающихся.
Таким образом, главным результатом освоения модульного содержания информационнотехнологической подготовки в системе повышения квалификации является «не столько замена или модернизация устаревших профессиональных конструктов на новые, сколько развитие рефлексивных способностей учителя, от уровня и качества которых и зависит эта замена» [5, с. 73]. Специфика разработанной нами технологии построения модульного содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации состоит в том, что она может рассматриваться как технология управления темпом и содержанием профессионального развития педагога и формированием его способности строить собственную педагогическую деятельность как инновационную.
литература
1. Анденко М.А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. Новосибирск, 2002.
2. Башарин В.Ф. Модульная технология обучения физике // Специалист. 2004. № 9.
3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию : учеб. пособие. М. : ВИПК МВД России, 2000. 174 с.
4. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 2004. № 8.
5. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика. 2004. № 2.
6. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : монография. Н. Новгород, 2005. 258 с.
7. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М., 2004.
8. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование : науч.-практ. пособие. М. : РГАТ и З, 2000. 260 с.
9. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной комуникации // Информатика и образование. 2008. № 5.
10. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Изд. отдел Екатеринбург. епархии, 2009. 264 с.
Modular content of informational and technological training of teachers in the system of improvement of professional skills
There is shown the actual problem of establishment the new type of content in the conditions of informational and educational environment of teacher training system. On the basis of the analysis of the modern scientific and technological approaches to the notion "modular content of informational and technological training of a teacher" there are suggested the techniques of building the modular content of informational and technological training of teachers in the system of improvement ofprofessional skills oriented at the professional development.
Key words: modular content of professional education, modular educational programme, situational and positional training of adults, positional selfdetermination.
е.а. барская
(ульяновск)
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЗЫ И.С. ШМЕЛЁВА В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ
Исследуется проблема изучения автобиографических произведений И.С. Шмелёва в средней школе.
На основе литературоведческих исследований, посвященных творчеству писателя, названы основные составляющие понятия об автобиографической прозе, нашедшие отражение в повествовательной структуре произведений писателя. Предлагаемая система изучения его произведений включает в себя несколько структурных элементов и может быть использована при анализе произведений других авторов, в основе которых лежит автобиографическое начало.
Ключевые слова: автобиографические произведения И.С. Шмелёва, особенности повествования, система изучения.
Формирование литературоведческой компетенции является одним из значимых факторов литературного образования школьников,
© Барская E.A., 2010