Л.Ф. КРАСИНСКАЯ, доцент Самарский государственный университет путей сообщения
Повышение квалификации преподавателей: моделирование на основе компетентностного подхода
Решается задача моделирования процесса повышения квалификации преподавателей на основе компетентностного подхода. Для этого предлагается разработать структурно-функциональную модель компетентности и, опираясь на нее, определить цели, содержание, технологическое обеспечение подготовки преподавателей. В качестве оптимальной рассматривается технология вариативно-модульного обучения.
Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель, компетентностный подход, моделирование, образовательный процесс, технология вариативно-модульного обучения.
Реформа высшего образования, связанная с введением уровневой системы профессиональной подготовки студентов, с внедрением компетентностно-ориентиро-ванных ФГОС ВПО, кредитно-модульных образовательных программ и современных технологий обучения, предъявляет новые требования к педагогической компетентности вузовских преподавателей и ставит в число первоочередных проблему повышения их квалификации. Речь идет о широкомасштабной подготовке профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации (ПК), позволяющей обеспечить инновационное преобразование высшей школы. Как считают эксперты, существующая система повышения квалификации в целом способна обеспечить подготовку преподавателей в соответствии с установленными законодательством нормами, однако ее содержательно-целевые и организационно-технологические компоненты нуждаются в совершенствовании [1—3].
Все проблемы, связанные с повышением квалификации преподавателей, можно свести в несколько групп. Во-первых, практически не решен вопрос содержания их подготовки в системе ПК, отсутствуют научно обоснованные образовательные программы, в которых учитываются новые требования к компетентности преподавателей. Во-вторых, используются устаревшие ди-
дактические технологии, которые обеспечивают в основном теоретическую подготовку и, по существу, не способствуют формированию актуальных педагогических компетенций слушателей. В-третьих, слабо учитываются образовательные потребности преподавателей разных кафедр, разного должностного уровня, возраста и педагогического стажа, что снижает эффективность их обучения в системе ПК. В-четвертых, не решен вопрос непрерывности и преемственности повышения квалификации преподавателей на каждом новом уровне обучения. И, наконец, серьезной проблемой остается проблема результативности повышения квалификации преподавателей. Главным принципом обучения в системе ПК должна быть гарантия того, что приобретенные слушателями знания и умения позволят повысить эффективность и качество педагогической работы с учетом основных направлений реформирования высшей школы.
Учитывая перечисленные выше проблемы, можно констатировать, что особую актуальность приобретает задача моделирования образовательного процесса в системе ПК преподавателей, в котором нашли бы отражение перспективные подходы и инновационные технологии, разработанные в мировой педагогике. В качестве такового сегодня рассматривается компетентностный подход,
который в наибольшей степени соответствует потребностям общества в подготовке специалистов, способных мобильно использовать знания, умения, способности для решения профессиональных задач. Компетентностный подход к повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза позволяет определить цели в виде профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности, и на этой основе обосновать содержание и разработать технологию обучения слушателей. Кроме того, он стимулирует использовать в процессе повышения квалификации то новое, что накоплено в мировой педагогической практике и получило обобщение в рамках «компетенциарного» движения: модульный принцип построения образовательных программ, их вариативность, гибкие формы организации занятий, реализующие индивидуальные маршруты слушателей, современные технологии обучения, направленные на формирование компетенций обучающихся, а также новые процедуры оценивания этих компетенций.
Компетентностный подход в образовании заставляет по-новому трактовать понятие педагогической компетентности. Под педагогической компетентностью преподавателя будем понимать интегративное качество его личности, образованное комплексом соответствующих компетенций, представляющих собой профессионально значимые характеристики, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности. Интегративный характер компетентности проявляется в том, что компетенции преподавателя непосредственно обеспечены педагогическими знаниями, умениями, ценностными ориента-циями, мотивационной готовностью их использовать для решения профессиональных задач. Все эти компоненты, входящие в состав компетентности, неразрывно связаны между собой, и только в целостном
единстве обеспечивают высокие результаты деятельности.
Такое понимание ключевого понятия позволяет разработать структурно-функциональную модель компетентности, опираясь на которую можно будет моделировать процесс подготовки преподавателей в системе ПК. Структурные компоненты педагогической компетентности связаны с сущностью и содержанием искомого понятия. Они включают когнитивный (систему педагогических знаний), операцио-нально-деятельностный (систему педагогических умений и навыков), аксиологический (систему педагогических ценностей), мотивационный (мотивационную готовность использовать накопленный опыт для решения профессиональных задач) компоненты. Функциональные компоненты педагогической компетентности проявляются непосредственно в деятельности преподавателя и представлены комплексом соответствующих компетенций. Для определения перечня этих компетенций необходимо использовать деятельностный подход, который поможет выделить основные виды и соответствующие им функции деятельности преподавателя.
Анализ профессиональной деятельности может осуществляться в разных ракурсах: с точки зрения ее содержания, процесса, уровня освоения, характера решаемых преподавателем задач и т.д. Однако для определения функций и связанных с ними компетенций преподавателя важно изучить прежде всего содержание и процесс профессиональной деятельности, представленный последовательностью ряда этапов. Анализ содержания профессиональной деятельности преподавателя (структурно-функциональный подход) позволил в рамках традиционной парадигмы выделить два ее основных вида: 1) научную (научно-исследовательскую, научно-техническую); 2)педагогическую деятельность,которая в соответствии с направленностью усилий преподавателя (работа с людьми, с инфор-
мацией, с техникой) подразделяется на учебно-воспитательную, специально-предметную, методическую, информационно-технологическую. Выделение основных видов профессиональной деятельности позволяет более четко определить тематические направления подготовки преподавателей в системе ПК.
Педагогическая компетентность необходима преподавателю прежде всего при выполнении учебно-воспитательной деятельности, то есть при осуществлении двух важнейших функций - обучение и воспитание студентов. Однако дидактические и воспитательные компетенции включают много «трудноуловимых» составляющих, которые довольно сложно дифференцировать (что и видно на примере ФГОС ВПО по направлению педагогического образования). Для решения этой задачи воспользуемся процессным подходом, получившим распространение в теории менеджмента. Он позволяет выделить и рассмотреть этапы педагогической деятельности, которая тоже имеет управленческий характер (деятельность по управлению деятельностью других людей). В соответствии с этим подходом можно выделить следующие этапы деятельности преподавателя: 1) проектировочно-конструктив-ный, на котором преподаватель решает задачи целеполагания, диагностики, прогнозирования, конструирования и планирования образовательного процесса; 2) организационно-технологический, на котором решаются задачи организации и управления технологической стороной образовательного процесса; 3) коммуникативно-регуляционный, предполагающий организацию и управление общением со студентами и студентов между собой; 4) контрольно-оценочный, включающий контроль и оценивание учебной деятельности студентов; 5) аналитико-рефлексивный, на котором преподаватель осуществляет анализ своей деятельности, поведения, отношений.
Выделенные этапы деятельности преподавателя позволяют обосновать педагогические функции управленческого ха-
рактера: проектировочно-конструктив-ную, организационно-технологическую, коммуникативно-регуляционную, контрольно-оценочную, аналитико-рефлек-сивную. Эти функции, пронизывая два основных процесса - обучение и воспитание студентов, приобретают свою специфику, свое содержательное наполнение. На наш взгляд, именно в соответствии с этими функциями целесообразно выделять ключевые педагогические компетенции преподавателя. В данном случае необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, обучение и воспитание реализуются всегда как управление (прямое или косвенное) деятельностью студентов, поэтому если редуцировать дидактические и воспитательные компетенции преподавателя, то в своем упрощенном варианте они предстанут именно как совокупность педагогических компетенций управленческого характера. Во-вторых, в условиях новой парадигмы образования, предполагающей усиление самостоятельной познавательной активности студентов, именно управленческие компетенции преподавателя становятся наиболее востребованными.
Таким образом, в качестве ключевых педагогических компетенций преподавателя, определяющих эффективность обучения и воспитания студентов, будем рассматривать следующие:
■ проектировочно-конструктивные (компетенции целеполагания, конструирования, планирования, диагностические и прогностические компетенции);
■ организационно-технологические (теоретико-дидактические, практико-дидакти-ческие, организационно-дидактические компетенции, которые связаны с организацией теоретического, практического обучения и самостоятельной познавательной деятельности студентов, а также социально-воспитательные компетенции, необходимые для организации воспитательной работы);
■ коммуникативно-регуляционные
(информационно-коммуникативные, перцептивно-коммуникативные, интерактивно-коммуникативные, конфликтологические);
■ контрольно-оценочные (компетенции контроля, коррекции, оценивания);
■ аналитико-рефлексивные (аналити-ко-педагогические, рефлексивно-педагогические).
Разработанная структурно-функциональная модель педагогической компетентности преподавателя, включающая структурные и функциональные компоненты, является основой для моделирования образовательного процесса в системе ПК. Представление о структурных компонентах педагогической компетентности (когнитивном, операционально-де-ятельностном, аксиологическом, мотива-ционном) позволяет четко сформулировать цель педагогической подготовки в системе ПК - формирование комплекса педагогических компетенций слушателей, которые опираются на соответствующие знания, умения, навыки, ценностные ориентации, мотивационную готовность их использовать для решения профессиональных задач. Выделенные функциональные компоненты педагогической
Содержание педагогическ
компетентности (компетенции) преподавателя определяют содержание педагогической подготовки в системе ПК, то есть основные тематические блоки: дидактический, воспитательный, а также входящие в их структуру «сквозные модули» (формирование проектировочно-конст-руктивных, организационно-технологических, коммуникативно-регуляционных, контрольно-оценочных, аналитико-реф-лексивных компетенций слушателей). Эти «сквозные модули » составляют основу педагогической подготовки преподавателей, занятых преимущественно обучением или воспитанием студентов, то есть содержательное наполнение этих модулей конкретизируется с учетом того или иного тематического блока (дидактического, воспитательного). Содержание педагогической подготовки слушателей ПК представлено в табл. 1.
На наш взгляд, оптимальной для системы повышения квалификации является технология вариативно-модульного обучения на основе компетентностного подхода. Эта технология включает три основных элемента: компетенции, модули, вариативность, которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Таблица 1
й подготовки слушателей ПК
Базовая программа «Основные направления реформирования высшего образования» Вариативные программы
Модули: Компетентностный подход в высшем образовании. Двухуровневая система обучения в вузе. Внедрение ФГОС ВПО. Проблемы повышения качества образования. Проблемы интеграции образовательного, научного, производственного процессов и др. Дидактический блок «Система обучения в высшей школе». Воспитательный блок «Система воспитания в высшей школе»
«Сквозные» модули вариативных программ
Формирование компетенций: - проектировочно-конструктивных - организационно-технологических - коммуникативно-регуляционных - контрольно-оценочных - аналитико-рефлексивных Модули: «Проектирование образовательного процесса (учебного, воспитательного)» «Современные образовательные технологии (учебные, воспитательные)» «Педагогическое общение (в учебном, воспитательном процессе)» «Современные средства контроля и оценивания деятельности студентов (в учебном, воспитательном процессе)» «Преподаватель высшей школы: тренинг профессионально-личностного развития»
Учебный модуль есть не что иное, как относительно автономная, содержательно целостная учебная единица, необходимыми компонентами которой являются дидактическая цель, логически завершенная порция учебного материала, методическое руководство по ее освоению, система контроля [4]. Реализация компетентностного подхода в образовании заставляет по-новому трактовать понятие модуля, под которым можно понимать относительно самостоятельную учебную единицу, направленную на формирование профессиональной компетенции или группы родственных компетенций обучающихся. Поэтому в процессе педагогического повышения квалификации преподавателей в качестве единицы структурирования учебной информации на модули целесообразно рассматривать именно ключевые педагогические компетенции (проектировочно-конструктивные, организационно-технологические, коммуникативно-регуляционные, контрольно-оценочные, аналитико-рефлексивные). Это позволяет четко выстроить образовательный процесс ПК и целенаправленно формировать компетенции преподавателей, необходимые им для успешного выполнения педагогических функций.
Повышение квалификации не может представлять собой жесткую консервативную систему. Напротив, она должна оперативно реагировать на все изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, быть гибкой и максимально учитывать индивидуальные потребности слушателей. Реализуемое на практике требование академической мобильности предоставляет преподавателям право широкого выбора программ, методов, форм, сроков обучения, что обеспечивает реальную вариативность системы ПК. Поэтому основу образовательных программ в системе ПК должны составлять внутренне подвижные и взаимосвязанные учебные модули.
Таким образом, технология вариатив-
но-модульного обучения на основе компе-тентностного подхода предусматривает освоение слушателями учебных модулей, которые гибко и динамично связаны между собой и направлены на формирование кон-кретныхпедагогических компетенций. Кроме того, эта технология дает возможность преподавателям самостоятельно определять направленность, формы, методы, сроки своей педагогической подготовки в системе ПК. При необходимости они могут самостоятельно осваивать образовательные программы (частично или полностью). Имея целевой план действий и методическое руководство по освоению учебного курса в целом и каждого модуля в отдельности, преподаватели могут работать индивидуально в удобном для себя режиме, а также сочетать разные формы подготовки, например, очной и дистанционной.
К основным достоинствам технологии вариативно-модульного обучения на основе компетентностного подхода относятся: 1) нацеленность на формирование ключевых педагогических компетенций слушателей, что достигается благодаря реализации ком-петентностно-модульных образовательных программ; 2) возможность оперативного отражения в содержании образования всего нового, что появляется в психолого-педагогической науке и образовательной практике; 3) дифференциация и индивидуализация обучения слушателей, что обеспечивается выбором программ, разработкой индивидуальных образовательных маршрутов; 4) возможность самостоятельного освоения учебных модулей с учетом избранной формы обучения (очной, дистанционной, комбинированной) и желаемого темпа работы; 5) большая интенсивность занятий, достигаемая за счет интеграции вариативно-модульного обучения с другими дидактическими технологиями, направленными на формирование компетенций слушателей.
Таким образом, моделирование процесса повышения квалификации преподавателей на основе компетентностного подхода
включает несколько шагов. Первый связан с разработкой структурно-функциональной модели компетентности, что требует анализа профессиональной деятельности, выделения ее видов и функций. Второй шаг предполагает определение целей и содержания педагогической подготовки слушателей с учетом разработанной модели компетентности, включающей комплекс ключевых компетенций. Третий шаг связан с разработкой технологии обучения, в которой учтены и использованы современные педагогические новации (учебные модули, вариативность, нацеленность на формирование компетенций). Данный алгоритм обеспечивает четкость при разработке образовательных программ повышения квалификации, а также при организации самого процесса педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза. Реализация разработанной модели на практике, в том числе апробация технологии вариативно-модульного обучения слушате-
лей на основе компетентностного подхода, показали свою достаточно высокую эффективность. Поэтому считаем предложенный подход весьма рациональным и рекомендуем его коллегам, организующим повышение квалификации преподавателей по разным направлениям подготовки.
Литература
1. Жураковский В., Сазонова З. Подготовка
преподавателей высшей школы - стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.
2. Сигов А, Куренков В., Мосичева И., Шес-
так В. Новые задачи повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 3-8.
3. Шестак Н.В, Шестак В.П. Компетентно-
стный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 46-52.
4. Юцявичене П.А. Теория и практика модуль-
ного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 286 с.
KRASINSKAYA L. MODELING THE PROCESS OF RAISING THE TEACHERS' SKILLS LEVEL ON A BASIS OF COMPETENCE APPROACH
The problem of modeling the process of raising the lecturers' skills level within the competence-based approach is discussed. For this purpose the structural-functional model of competences is proposed. On this basis the aims, content and technological support of lecturers training are defined. The technology of variative-modular training based on the competence approach is taken as an optimal.
Keywords: teachers' upgrade qualification system, raising the lecturers' skills level, competence-based approach, educational process, technology of variative-modular training.
а.и. шутенко, канд. пед. наук, Развитие
гшвныйтщшлжт образовательных
Белгородский государственный ~
технический университет коммуникации
им. кп шухова в современном вузе
В статье рассматриваются дидактические аспекты информатизации образовательного пространства высшей школы в логике обеспечения личностной парадигмы обучения. Показано, что главным ресурсом такого обеспечения выступает развитие системы образовательных коммуникаций в вузе, которые должны выстраиваться в соответствии с определенными педагогическими принципами.
Ключевые слова: информатизация обучения, образовательные коммуникации, персонификация обучения, образовательно-информационная среда, субъект-субъектное взаимодействие, принципы построения образовательных коммуникаций.