УДК 378.046.4 ББК Ч481.4
ВАРИАТИВНО-МОДУЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Л.М. Ишмаева Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)
VARIATIONAL MODULAR ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF PROFESSORIAL AND TUTORIAL STAFF OF A UNIVERSITY
L. Ishmaeva South Ural State University (the city of Chelyabinsk)
Обоснована актуальность дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава высшей школы с помощью вариативно-модульной технологии. Раскрыто содержание этапов реализации вариативно-модульного дополнительного профессионального образования (проектировочно-конструктивного, реализации технологии, аналитико-реф-лексивного).
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, компетенции, профессиональная компетентность, модульное обучение, технология.
The topicality of additional professional education of professorial and tutorial staff of a university is substantiated by means of variational modular techniques. The content of the implementation stages of variational modular additional professional education (design and structural, techniques implementation, analytical and reflexive) is revealed.
Keywords: additional professional education, professional development, competences, professional competence, modular education, techniques.
В последнее десятилетие высшее образования подвергается серьезным изменениям, подтверждением чему является переход высшего профессионального образования в России к Болонской системе образования. Введение ФГОС ВПО третьего поколения задает в качестве основного норматива совокупность целевых ориентиров подготовки, одним из которых является формирование компетенции выпускника. Учитывая, что реформирование высшей школы предполагает достаточно радикальные организационно-структурные и содержательно-технологические преобразования, актуальным становится вопрос о широкомасштабном дополнительном профессиональном образовании (ДПО) профессорско-преподавательского состава [1, 3, 5].
Одна из проблем, связанная с повышением
квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, состоит в том, что практически не решен вопрос непрерывности образования в системе ДПО [4, 7]. Его решение требует научно-обоснованных модульных программ, предполагающих поступательное развитие профессиональной компетентности преподавателя, приращение необходимых знаний и умений на каждом новом этапе обучения с учетом уже имеющегося опыта [8, 10, 11].
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы двуедина: он педагог и ученый. Преподаватель должен владеть преподаваемой дисциплиной, заниматься научной деятельностью в данном направлении. Однако это не означает, что он, будучи специалистом в данной области, сможет передать свои знания другим, поскольку педагогическая
Краткие сообщения
составляющая требует специфических знаний педагогики, психологии, методики, а также особых личностных качеств.
В профессиональной компетентности педагога выделяют ключевые компетентности и специальные: научно-предметные и педагогические [2, 5, 6, 9]. Ключевые компетенции включают, согласно Н.В. Кузьминой, умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Специальные компетенции профессиональной педагогической компетентности следующие:
1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; 2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; 3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения; 4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; 5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность (Н.В. Кузьмина).
Формирование профессиональных компетенций преподавателя рассматривается в качестве основной цели и результата обучения в рамках ДПО, а в качестве средств ее достижения - использование вариативно-модульных образовательных программ. В качестве модуля рассматривается любая дидактическая единица: часть (раздел, тема) предмета, несколько тематически связанных его частей и даже совокупность (блок) дисциплин, объединенных на основе логической и методической связи. Мы же в своей разработке будем рассматривать модуль как учебную программу в целом, которая формирует одну из педагогических компетенций. Несмотря на разнообразие используемых терминов, все ученые сходятся в одном: модуль - это относительно автономная, содержательно целостная учебная единица, необходимыми компонентами которой являются: дидактическая цель, логически завершенная порция учебного материала, методическое руководство по ее освоению, система контроля. Программа дополнительного образования должна включать модули, инвариантные для данного университета, а также модули, выбор которых доказывается недостаточным владением какими-либо компетенциями профессорско-преподавательским составом университетов страны. Сущность модульного обучения отмечает, во-первых, нали-
чие специально созданной учебной программы, состоящей из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей; во-вторых, возможность для обучающегося самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или изменяя в соответствии со своими потребностями [10, 11].
Программа должна включать модули, состав которых определяется как общими для высшей школы проблемами, так и необходимостью решать специфические задачи конкретного университета и разрешать характерные для него проблемы. При этом нельзя ориентироваться лишь на задачи университета и действовать в ущерб интересам его отдельных подразделений или представителей ППС.
Первая и главнейшая задача - согласовать в этой программе цели развития университета, его подразделений и отдельных сотрудников.
Технология вариативно-модульного обучения преподавателей на основе компетент-ностного подхода включает ряд этапов:
1) подготовительный этап (проектировочно-конструктивный);
2) этап реализации технологии, который включает следующие подэтапы: диагностический, организационно-технологический, контрольно-оценочный;
3) этап подведения итогов (аналитико-реф-лексивный).
На подготовительном (проектировочноконструктивном) этапе определяются дидактические цели в виде конкретных компетенций преподавателей, которые будут формироваться в рамках образовательного курса, разрабатываются программы на основе компетентно-стно-модульного принципа. В зависимости от цели обучения модульные программы могут быть преимущественно познавательного или деятельностного типа. Учитывая, что повышение квалификации обычно проводится в сжатые сроки, целесообразно предлагать слушателям модульные программы деятельностного типа.
Проведенное исследование подтвердило актуальность внедрения разработанной технологии индивидуально-модульного обучения на основе компетентностного подхода в системе ПК и предусматривает, во-первых, освоение слушателями учебных модулей, которые гибко и динамично связаны между собой и направлены на формирование профессиональных компетенций; во-вторых, возможность самостоятельно определять направленность, формы, методы, сроки своей подготовки.
156
Вестник ЮУрГУ, № 26, 2012
Ишмаева Л.М.
Вариативно-модульное дополнительное профессиональное образование...
Внедрение в практику российского образования накопительной системы кредитов за освоенный модуль позволит совершенствовать технологию вариативно-модульного повышения квалификации преподавателей на основе компетентностного подхода. Методика изучения состава и состояния параметра могла бы быть использована органами управления образованием в учреждениях ВПО при аттестационных испытаниях преподавателей, оценке качества кадрового обеспечение образовательного процесса и др.
Литература
1. Законодательство Российской Федерации об образовании. Базовые федеральные законы. - М.: ИФ «Образование в документах», 2001. -144 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 210 с.
3. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -320 с.
4. Котлярова, И.О. Особенности современного развития непрерывного дополнительного образования /И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 8. - № 12 (188). -С. 12-19.
5. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - Шуя: ШГПИ, 1995. - 22 с.
6. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя /Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.
7. Сериков, Г.Н. Знаниево-компетентност-ная концепция модернизации образования / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. -Вып. 13. - № 24 (241). - С. 8-21.
8. Сериков, Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов /Г.Н. Сериков. - Иркутск: ИУ, 1992. - 227 с.
9. Сухобская, Г.С. Образование взрослых: цели и ценности / Г.С. Сухобская. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 187 с.
10. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения /М.А. Чошанов. -М. : Нар. образование, 1996. - 160 с.
11. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения /П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 227 с.
Поступила в редакцию 10 июня 2012 г.