Научная статья на тему 'Повышение квалификации учителей физической культуры в области медико-педагогического контроля'

Повышение квалификации учителей физической культуры в области медико-педагогического контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ / МОДУЛЬ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ / УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калюжный Евгений Александрович, Напреев Сергей Геннадьевич, Русакова Наталья Леонидовна

По мнению авторов статьи, одним из основных направлений развития системы повышения квалификации педагогов является организация учебной деятельности по модульному принципу. Практика внедрения квалификационных модульных курсов в учреждениях дополнительного профессионального образования в систему повышения квалификации педагогов позволила авторам уточнить сущность модульной технологии образования, ее преимущества над предметной системой и условия реализации ее в процессе дополнительного профессионального образования. В статье показана необходимость формирования умений и навыков медико-педагогического контроля в физическом воспитании у школьного учителя физической культуры в процессе повышения квалификации. Цель исследования авторов статьи заключалась в разработке модульной программы спецкурса, направленного на повышение уровня профессиональной готовности учителей физической культуры в сфере медико-педагогического контроля. В статье приводятся цель, задачи, а также базовый набор тем спецкурса «Медико-педагогический контроль в физическом воспитании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калюжный Евгений Александрович, Напреев Сергей Геннадьевич, Русакова Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced training of physical education teachers in the field of medical and pedagogical control

According to the authors of this article, one of the main directions of development of teachers’ advanced training system is to organize training activities based on a modular principle. Practice implementation of qualifying modular courses in institutions of additional professional education in teachers advanced training allowed the authors to clarify the essence of the modular education technology, its advantages over the subject system and realizing it in the course of additional professional training. The article shows the necessity of formation of skills and medical-pedagogical control skills in physical education at school in the course of advanced training. The purpose of the authors study was to develop a modular program of a special course aimed at improving the level of professional readiness of physical education teacher in the field of medical and pedagogical control. The article describes the purpose, objectives, as well as a basic set of the special course “Medical and pedagogical control in physical education”.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации учителей физической культуры в области медико-педагогического контроля»

о соД'Ио,^

____ Научнье сообщения

ЧИППКРО

УДК 372.8+378.091.398

Повышение квалификации учителей физической культуры в области медико-педагогического контроля

Е. А. Калюжный, С. Г. Напреев, Н. Л. Русакова

Advanced training of physical education teachers in the field of medical and pedagogical control

E. A. Kalyuzhny, S. G. Napreev, N. L. Rusakova

Аннотация. По мнению авторов статьи, одним из основных направлений развития системы повышения квалификации педагогов является организация учебной деятельности по модульному принципу. Практика внедрения квалификационных модульных курсов в учреждениях дополнительного профессионального образования в систему повышения квалификации педагогов позволила авторам уточнить сущность модульной технологии образования, ее преимущества над предметной системой и условия реализации ее в процессе дополнительного профессионального образования. В статье показана необходимость формирования умений и навыков медико-педагогического контроля в физическом воспитании у школьного учителя физической культуры в процессе повышения квалификации. Цель исследования авторов статьи заключалась в разработке модульной программы спецкурса, направленного на повышение уровня профессиональной готовности учителей физической культуры в сфере медико-педагогического контроля. В статье приводятся цель, задачи, а также базовый набор тем спецкурса «Медико-педагогический контроль в физическом воспитании».

Abstract. According to the authors of this article, one of the main directions of development of teachers' advanced training system is to organize training activities based on a modular principle. Practice implementation of qualifying modular courses in institutions of additional professional education in teachers advanced training allowed the authors to clarify the essence of the modular education technology, its advantages over the subject system and realizing it in the course of additional professional training. The article shows the

necessity of formation of skills and medical-pedagogical control skills in physical education at school in the course of advanced training. The purpose of the authors study was to develop a modular program of a special course aimed at improving the level of professional readiness of physical education teacher in the field of medical and pedagogical control. The article describes the purpose, objectives, as well as a basic set of the special course "Medical and pedagogical control in physical education ".

Ключевые слова: повышение квалификации, модульный подход, принцип модульности, модуль, квалификационные модульные курсы, учителя физической культуры, медико-педагогический контроль.

Keywords: advanced training, modular approach, principle of modularity, module, qualification modular courses, teachers of physical education, medical and pedagogical control.

Повышение квалификации педагога в настоящее время не является простым обучением, а скорее достаточно длительной профессиональной социализацией, наиболее эффективно осуществляющейся в условиях непрерывного образования, включающего как обучение в педагогическом вузе, так и процесс повышения квалификации.

Учитель современной школы должен обладать широкими познаниями в области культуры в целом, научной специализации, психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Педагог сам должен обладать теми качествами, которые необходимо развить и воспитать у своих учеников. В настоящее время, в связи с переходом на фе-

Е.. А. Калюжный, С. Г. Напреев, Н. Л.. Русакова Повышение квалификации учителей физической культуры.

ЧИППКРО

деральные государственные стандарты нового поколения, решение этих задач становится наиболее актуальным.

Организации системы дополнительного педагогического образования призваны обеспечить оказание помощи педагогам в процессе преодоления различных сложностей и затруднений, вызванных практической деятельностью последних. Анализ педагогической теории и практики повышения квалификации педагогов свидетельствует о включении в педагогический процесс учреждений дополнительного профессионального образования технологий моделирования организационно-содержательного обеспечения. Д. Г. Левитес доказал научную состоятельность специфических принципов моделирования содержания образования и учебного процесса: приоритет развивающей цели образования относительно собственно познавательной, соответствие развивающих целей обучения друг другу и основным компонентам содержания образования [1].

Одним из основных направлений развития системы повышения квалификации педагогов является, на наш взгляд, организация учебной деятельности по модульному принципу. Модульный подход позволяет учесть многоуров-невость дополнительного образования, перспективы дальнейшего самосовершенствования обучающихся в профессиональной деятельности и их индивидуальные образовательные потребности [2].

Практика внедрения квалификационных модульных курсов в учреждениях дополнительного профессионального образования в систему повышения квалификации педагогов позволила уточнить сущность модульной технологии образования, ее преимущества над предметной системой и условия реализации ее в процессе дополнительного профессионального образования.

Понятие модульности на современном этапе развития науки приобретает методологический смысл. Модульность является одним из базовых начал системного подхода. Использования принципа модульности означает мобильность и динамичность в процессе функционирования системы повышения квалификации, которая в этом случае рассматривается как совокупность модулей или как отдельный модуль в структуре более общей системы. При этом система со-

держит как базовые модули, так и вариативные. Подобное строение модуля определяет такие его качества, как мобильность и гибкость.

Реализация принципа модульности в процессе обучения способствует формированию мобильности знаний и гибкости метода, что является неотъемлемой частью готовности педагога к профессиональной деятельности.

Поиск эффективных способов достижения профессиональной, в том числе педагогической, готовности привел многие системы образования к концепции модульного обучения и конструированию модульной системы, позволяющей эффективно и быстро реагировать на социальные запросы, на изменения, происходящие в сфере образования.

Невзирая на то, что модульное обучение достаточно «зрелое», как в содержательных, так и в «возрастных» аспектах, существуют различные точки зрения на понятие модуля, а также на технологии его построения в плане структурирования содержания обучения, и разработки его форм и методов. Ряд зарубежных авторов (В. Гольд-шмидт, М. Гольдшмидт и др.) понимают под модулем самостоятельно сформировавшую панируемую единицу учебной деятельности, которая помогает достичь установленных целей [2]. Несколько иначе, а именно как построение автономных порций учебного материала, видит суть модуля G. D. Кш8е1 [3].

По мнению П. Юцявичене, модуль представляет собой блок информации, включающий логически выстроенную учебную единицу, представляя программу действий целевого и методического плана, обеспечивая достижение установленных целей [4].

Совершенно иную трактовку модуля можно найти в работе А. А. Вербицкого, который вводит термин «деятельностный модуль» как часть модели специалиста, «в качестве единицы, задающей переход от профессиональной к учебной деятельности, от реальных задач к аудиторным». В своей работе он подчеркивает, что деятельностный модуль принципиально отличается от обучающего как «фрагмента, в котором содержится курс вкупе с методическими материалами» [5, с. 74].

Автор проводит группировку деятельност-ных модулей по блокам: общеметодологический, конкретно-методологический, теоретический, практический и социальный, совокуп-

ность которых и составляет модель специалиста. В нашем исследовании мы опирались на концепцию М. А. Чошанова [6], согласно которой, модуль представляет собой определенный объем учебной информации, который необходим в процессе реализации профессиональной деятельности. Из этого следует, что модуль -это относительно самостоятельная часть образовательной системы, несущая определенную функциональную нагрузку. Для послевузовского образования педагогов обучающий модуль, прежде всего, является законченной формой определенной части учебной дисциплины, который содержит аспекты познавательного и профессионального плана, изучение которых завершается определенной формой контроля полученных навыков, умений, знаний, сформировавшихся в процессе изучения обучаемыми данного модуля.

Теория модульного обучения опирается на специальные принципы, связанные с общедидактическими принципами. Л. В. Загрекова и В. В. Николина [7, с. 66-67], среди принципов для постдипломного образования выделяют наиболее важные принципы динамичности, что предполагает учет социального заказа; гибкости, то есть адаптацию курса обучения и различных вариантов его освоения, потребностям обучающихся индивидуального характера; выделения из содержания обучения обособленных элементов; действенности и оперативности знаний; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; сотрудничества обучающихся и преподавателя в образовательном процессе и др.

Введение модульного подхода к повышению квалификации учителей физической культуры обуславливается кардинальными изменениями в образовании: в целеполагании, стандартизации и вариативности; появлением новых тенденций в его развитии; необходимостью выполнения социального заказа.

Квалификационные модульные курсы отличаются от традиционных по содержанию, структуре, методам и формам организации обучения, планируемым результатам и формам контроля. В их структуре заложены: постоянный (базовый, инвариантный) компонент и вариативная часть. Инвариантный компонент представляет собой обязательный надпредмет-ный блок, предполагающий изучение психоло-

го-педагогического и нормативно-правового содержания; вариативный компонент представлен рядом модулей (спецкурсов). Информация, входящая в модуль, может быть различной по сложности и глубине при сохранении целостности и четкой структуры, направленной на достижение интегрированной педагогической цели.

Модуль как самостоятельная структурная единица включен и в новую, так называемую накопительную систему повышения квалификации.

Модульные курсы повышения квалификации построены на основе анализа направлений модернизации школы и учета потребностей учителей физической культуры в получении личностно значимых для них профессиональных знаний, умений и навыков. Модульный подход к системе повышения квалификации педагогов предполагает тщательный анализ и структурирование организационно-содержательного обеспечения каждого модуля как органической составной части квалификационных курсов.

Модульный подход к повышению квалификации педагогов предполагает способность обучающегося делать осознанный выбор, а значит, основными адресатами являются учителя, имеющие сформированные образовательные потребности и опыт повышения квалификации в рамках других форм. Именно поэтому оптимальными формами организации модульных курсов являются проблемные, диалоговые, эвристические лекции, дискуссии, тренинги, круглые столы, педагогические мастерские, презентации передового опыта учителей, решение практических педагогических задач, аннотирование различных источников информации по профессиональным проблемам. Преимуществами модульного обучения в системе повышения квалификации являются:

- возможность разделения содержания курсов повышения квалификации на законченные части (модули и его элементы), имеющие самостоятельное значение;

- учет образовательных потребностей педагогов, определенная (в рамках системы повышения квалификации) индивидуализация процесса повышения квалификации;

- самостоятельный выбор обучающимися того или иного модуля (спецкурса) в зависимо-

Е.. А. Калюжный, С. Г. Напреев, Н. Л.. Русакова Повышение квалификации учителей физической культуры.

ЧИППКРО

сти от интересов, уровня обученности, индивидуального темпа продвижения по программе;

- содействие внедрению инновационных педагогических идей и передового педагогического опыта.

- изменение системы контроля, саморегуляция учебных достижений;

- направленность работы преподавателей не только на проведение лекций и семинаров, но и на выполнение консультативных функций управления познавательной деятельностью педагогов-слушателей [8].

На наш взгляд, именно модульный подход позволяет организовать систему повышения квалификации в соответствии с современными требованиями, что определяет дальнейшие перспективы данного подхода к дополнительному профессиональному образованию учителей.

Модульный подход в обучении учителей физической культуры позволяет более полно удовлетворять их потребности в образовательной деятельности благодаря осознанной заинтересованности в получении тех или иных знаний; быстро реагировать на изменения в образовании и жизни общества в целом, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество преподавателей и обучающихся.

Необходимость формирования умений и навыков медико-педагогического контроля в физическом воспитании у школьного учителя физической культуры вызвана ухудшением здоровья школьников, более сложными образовательными задачами, стоящими перед учителями в современной школе, повышенными требованиями, связанными с трудностями обучения и воспитания молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни.

Как показали наши исследования, большинство работающих в школе учителей физической культуры не готовы к участию в решении задач медико-педагогического контроля. Вследствие этого теоретическая и методическая подготовка большинства учителей в вопросах медико-педагогического контроля находится на крайне низком уровне, далеком от требований сегодняшнего времени [9; 10; 11]. Несмотря на достаточное количество имеющихся работ в сфере медико-педагогического контроля, проблема готовности учителей физической культуры к данному виду деятельности остается открытой.

В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности педагоги осуществляют ее на основе метода проб и ошибок, что не позволяет достичь качественного уровня. С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой на здоровье-обеспечение и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения дополнительного профессионального образования становится очевидной актуальность решения данной проблемы.

В этой связи большую актуальность имеет разработка содержательного обеспечения курсовой подготовки учителей физической культуры «Медико-педагогический контроль в физическом воспитании» в учреждении дополнительного профессионального образования.

Цель нашего исследования заключалась в разработке программы спецкурса, направленного на повышение уровня профессиональной готовности учителей физической культуры в сфере медико-педагогического контроля.

Процедура разработки состава тем с учетом критериев необходимости и достаточности проводилась на основе определения информационного комплекса знаний, необходимых в работе с данной категорией слушателей курсов повышения квалификации.

Конкретизация содержания теоретического раздела спецкурса осуществлялась на основе научной редукции соответствующих наук и теорий, раскрывающих сущность и технологию медико-педагогического контроля. Проведенные фоновые исследования дали возможность выявить необходимый и достаточный состав тем.

Общий объем специального курса составил 18 часов.

Целью спецкурса является повышение уровня готовности учителей физической культуры в сфере медико-педагогического контроля.

Задачи спецкурса: формировать информационный, мотивационный и операциональный компоненты готовности педагогов физической культуры в сфере медико-педагогического контроля. Формами организации обучения являются практические занятия, тренинг, деловые игры, дискуссия, проблемные лекции, круглый стол. По окончании спецкурса проводится зачет в форме тестирования.

Ниже представлен базовый набор тем спецкурса.

Тема 1. Физическое развитие

Современные представления о физическом развитии. Понятие о генотипе, фенотипе. Телосложение. Конституция. Морфофункциональ-ные показатели физического развития. Методы исследования физического развития. Сомато-скопия. Антропометрия. Понятие об осанке. Оценка осанки, типы нарушений осанки. Формы стопы. Плоскостопие. Форма грудной клетки. Состав тела. Определение веса жировой массы тела (по Матейки). Определение абсолютного количества мышечной ткани (по Ма-тейки). Определение активной массы тела. Методы оценки физического развития. Антропометрический профиль. Особенности физического развития и телосложения представителей различных видов спорта.

Тема 2. Функциональное состояние организма занимающихся физической культурой и спортом

Понятие о тренированности, функциональной готовности. Оценка функционального состояния ведущих адаптивных систем организма спортсменов - нервной системы, сенсорной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Структурные особенности спортивного сердца - физиологическая гипертрофия сердца, дилятация. Исследование функционального состояния органов внешнего дыхания. Жизненная емкость легких, максимальный дыхательный объем, легочная вентиляция. Интегральное определение функционального состояния кардиореспи-раторной системы, максимальная аэробная мощность. Функциональная проба по определению максимального потребления кислорода.

Тема 3. Физическая работоспособность и функциональная готовность организма занимающихся физической культурой и спортом

Понятие о физической работоспособности. Понятие о функциональной готовности. Гарвардский степ-тест. Максимальные тесты определения физической работоспособности - определение МПК, прямой метод с помощью ве-лоэргометра и непрямой метод Айстрандаи Ри-минга. Субмаксимальный тест оценки физической работоспособности - метод велоэргомет-рии.

Тема 4. Функциональные пробы в диагностике функционального состояния организма занимающихся физической культурой и спортом

Задачи спортивно-медицинского тестирования. Требования к тестирующим нагрузкам. Общие требования к проведению функциональных проб.

Классификация функциональных проб. Виды входных воздействий, используемых в спортивно-медицинском тестировании. Физическая нагрузка - проба Мартине-Кушелевского, Проба Летунова.

Изменение положения тела в пространстве -ортостатическая проба. Изменение газового состава вдыхаемого воздуха. Медикаментозные средства. Пробы с повторными нагрузками. Пробы с повторными специфическими нагрузками.

Тема 5. Медико-педагогическое наблюдение в процессе занятий физической культурой

Задачи и содержание медико-педагогического наблюдения при занятиях физической культурой.

Абсолютные противопоказания к занятиям физической культурой. Субъективные и объективные методы медицинского наблюдения при занятиях физической культурой.

Организация медицинского наблюдения. Методы самоконтроля.

Показатели и критерии переносимости и эффективности тренировочного воздействия физических нагрузок. Функциональные исследования с применением нагрузок.

Условия и требования правильного тестирования. Схемы тестирующих нагрузок. Оценка результатов тестирования. Степ-тест, тест К. Купера. Тестирование в естественных условиях.

Тема 6. Медико-педагогическое наблюдение за физическим воспитанием школьников и студентов

Цели и задачи медико-педагогического наблюдения за физическим воспитанием школьников и студентов.

Организация и проведение медико-педагогического наблюдения за физическим воспитанием школьников и студентов.

Понятие о медицинских группах. Критерии распределения школьников на группы занятий физической культурой (основную, подготовительную, специальную).

Е А. Калюжный, С. Г. Напреев, Н. А. Русакова Повышение квалификации учителей физической культуры.

ЧИППКРО

Допуск к занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний и травм.

Тема 7. Медико-педагогическое наблюдение за занимающимися физической культурой и спортом

Цели и задачи медико-педагогического наблюдения за юными спортсменами.

Организация и проведение медико-педагогического наблюдения за юными спортсменами. Морфофункциональные особенности и возможности детей разного возраста и пола.

Возраст допуска к занятиям различными видами спорта. Медицинская спортивная ориентация и отбор детей к занятиям различными видами спорта.

Тема 8. Медико-педагогическое наблюдение в процессе тренировочных занятий и соревнований

Задачи медико-педагогического наблюдения в процессе тренировочных занятий. Понятие о срочном, отставленном, кумулятивном тренировочном эффектах. Формы организации медико-педагогических наблюдений. Оперативные, текущие и этапные обследования.

Самоконтроль в процессе тренировок и соревнований. Методы исследования, используемые при врачебно-педагогическом наблюдении. Анамнез (медицинский и спортивный). Визуальное наблюдение. Оценка и критерии степени утомления спортсменов.

Методы исследования реакции сердечнососудистой системы спортсменов на физическую нагрузку. Исследование функции внешнего дыхания в процессе врачебно-педаго-гического наблюдения. Медицинский контроль на соревнованиях. Медицинское обеспечение соревнований. Медицинский контроль за юными физкультурниками и спортсменами.

На наш взгляд, представленная тематика содержательного обеспечения процесса повышения квалификации учителей физической культуры в области медико-педагогического контроля в физическом воспитании является необходимой и достаточной. Данный авторский курс объемом 18 часов предназначен для использования как спецкурс для реализации в учреждениях дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), а также для самообразования учителей физической культуры.

Библиографический список:

1. Левитес Д. Г. Автодидактика / Д. Г. Леви-тес.- М., 2004. - 318 с.

2. Тивикова С. К. Модульный подход к постдипломному образованию педагогов / С. К. Тивикова // Нижегородское образование. - 2010.- № 1. - С. 23-29.

3. Russel J. D. Modular Instruction / J. D. Russel // A Guide to the Design, Solution, Utilization & Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company,1974. 164 p.

4. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас : Швиеса, 1989. - 272 с.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.

6. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М. А. Чошанов. - М. : Народное образование, 1996. - 160 с.

7. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие для студентов вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. - М. : Высш. шк., 2004. - 157 с.

8. Ильясов Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Напреев С. Г. К вопросу о состоянии физкультурного образования в средней общеобразовательной школе / С. Г. Напреев // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» ; [под общей редакцией В. Н. Крылова]. - Арзамас, 2010. -С.54-56.

10. Калюжный Е. А. Моделирование здоровье-сбережения в процессе педагогической деятельности / Е. А. Калюжный, С. Г. Напреев,

A. В. Шмелев, Н. Л. Русакова [и др.] // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» ; [под общ. ред.

B. Н. Крылова]. - Арзамас, 2014. - С. 106-110.

11. Калюжный Е.А. Базовый тезаурус здо-ровьеобеспечивающей деятельности / Е. А. Калюжный, С. Г. Напреев // NovaInfo.Ru. 2016. -Т. 3.- № 42. - C. 225-228.

References:

1. Lewites D. G. Autodidactics [Avtodidaktika] / D.G. Levites, M., 2004. 318 p.

2. Tivikova S. K. Modular approach to postgraduate education of teachers [Modul'nyj podhod k po-stdiplomnomu obrazovaniju pedagogov] / S. K. Tivikova // Nizhny Novgorod education, 2010, N 1, pp. 23-29.

3. Russel J. D. Modular Instruction / J. D. Russel // A Guide to the Design, Solution, Utilization & Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. 164 p.

4. Yutsyavichene P. A. Theory and practice of modular training [Teorija i praktika modul'nogo obuchenija] / P. A. Yutsyavichene. Kaunas : Shviesa, 1989. 272 p.

5. Verbitsky A. A. Active learning in higher education: the contextual approach [Aktivnoe ob-uchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod] / A. A. Verbitsky. M. : High school, 1991. 207 p.

6. Choshanov M. A. Flexible technology problem-modular education: handbook [Gibkaja tehno-logija problemno-modul'nogo obuchenija: metodi-cheskoe posobie] / M. A. Choshanov. M. : Education, 1996.160 p.

7. Zagrekova L. V. Theory and technology education: Textbook for students [Teorija i tehnologija obuchenija: ucheb. posobie dlja studentov vuzov] / L. V. Zagrekov, V. V. Nikolina. M. : High school, 2004. 157 p.

8. Ilyasov D. F. Technology of educational training programs design of teachers [Tehnologija proektirovanija obrazovatel'nyh programm povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov] / A. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Scientific support of a system of advanced training, 2011, N 2 (7), pp. 5-12.

9. Napreev S. G. Question of the status of sports education in the secondary school / S. G. Napreev [K voprosu o sostojanii fizkul'tur-nogo obrazovanija v srednej obshheobrazovatel'noj shkole] // Proceedings of the Russian scientific-practical conference «Adaptation of students of all education levels in the modern educational process» [Edited by V. N. Krylov]. Arzamas, 2010, pp. 54-56.

10. Kalyuzhny E. A. Modeling of a health-saving in the course of pedagogical activity [Mod-elirovanie zdorov'e-sberezhenija v processe peda-gogicheskoj dejatel'nosti] / E. A. Kalyuzhny, S. G. Napreev, A. V. Shmelyov, N. L. Rusakova [etc.] Materials X of the Russian scientific and practical conference "Adaptation of students of all education levels in the modern educational process" [Edited by V. N. Krylov]. Arzamas, 2014, pp.106-110.

11. Kalyuzhny E. A. Basic thesaurus of zhealth-providing activity [Bazovyj tezaurus zdo-rov'eobespechivajushhej dejatel'nosti] / E. A. Ka-lyuzhny, S. G. Napreev // NovaInfo.Ru. 2016, T. 3, N 42, pp 225-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.