Научная статья на тему 'Содержательное обеспечение спецкурса «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе»'

Содержательное обеспечение спецкурса «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦКУРСА / ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SPORTS AND IMPROVING ACTIVITY / PROFESSIONAL READINESS / READINESS OF TEACHERS OF INITIAL CLASSES TO SPOTS AND IMPROVING ACTIVITY / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / CONTENT OF SPECIAL COURSE / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напреев С. Г., Калюжный Е. А.

В статье показана проблема низкой готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности. Представлена тематика содержательного обеспечения повышения уровня готовности учителей начальных классов, не имеющих специального физкультурного образования, к физкультурно-оздоровительной деятельности в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF SPECIAL COURSE «ORGANIZATION OF SPORTS AND IMPROVINACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL

In article the problem of low readiness of primary school teachers to sports and improving activity is shown. The subjects of substantial maintenance of process of increase of level of readiness of primary school teachers which do not have special sports education, to sports and improving activity in the system of further professional education are presented.

Текст научной работы на тему «Содержательное обеспечение спецкурса «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе»»

8. Lerner, I.Ya. didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M., 1981.

9. Savinov, E.S. Obrazovateljnihe standartih i dinamichnostj menyayuthikhsya realjnosteyj / E.S. Savinov, A.M. Kondakov // Byulletenj «Prosvethenie». - 2010. - № 35.

10. Samerkhanova, Eh.K. Organizaciya poznavateljno-tvorcheskogo prostranstva obucheniya studentov matematike // Problemih tvorcheskogo razvitiya: sb. stateyj uchastnikov Mezhdunarodnoyj konf. S.-Sorlen d Arve, 2008.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 378.046.4

Napreev S.G., Kaljuzhnyj E.A. CONTENT OF SPECIAL COURSE «ORGANIZATION OF SPORTS AND IMPROVING

ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL». In article the problem of low readiness of primary school teachers to sports and improving activity is shown. The subjects of substantial maintenance of process of increase of level of readiness of primary school teachers which do not have special sports education, to sports and improving activity in the system of further professional education are presented.

Key words: sports and improving activity, professional readiness, readiness of teachers of initial classes to spots and improving activity, improvement of professional skill, content of special course, modeling.

С. Г. Напреев, аспирант Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]; Е.А. Калюжный, канд. биол. наук, доц., зав. каф. мед. подготовки и БЖД АГПИ, г. Арзамас, Email: [email protected]

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦКУРСА

«ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В статье показана проблема низкой готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности. Представлена тематика содержательного обеспечения повышения уровня готовности учителей начальных классов, не имеющих специального физкультурного образования, к физкультурно-оздоровительной деятельности в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональная готовность, готовность учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности, повышение квалификации, содержательное обеспечение спецкурса, организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе, моделирование.

Необходимость осуществления учителем начальных классов физкультурно-оздоровительной деятельности детерминируется социальными требованиями по реализации одного из приоритетов государственной образовательной политики - формирование физической культуры личности как фактора ее развития посредством формирования здоровья и здорового образа жизни. В целом ряде исследований утверждается, что физкультурно-оздоровительную деятельность учителя любой специальности (в рамках его функциональных обязательств) следует рассматривать как актуальную социальную потребность [1-3].

Результаты проведенных нами фоновых исследований позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности учителей начальной школы к физкультурно-оздоровительной деятельности [4]. На наш взгляд важнейшим условием формирования необходимого и достаточного уровня готовности учителей начальных классов в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности является разработка образовательной программы повышения квалификации на новых содержательных основаниях, ориентированных на повышение готовности учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности в школе.

Первым шагом решения проблемы является моделирование данного обеспечения. Метод моделирования предполагает возможность построения модели с логической завершенностью границ исследуемого предмета исследования и осуществляется на основе абстрактно-логических суждений.

Моделируя содержание процесса повышения уровня готовности педагога начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности, мы исходили из теоретического построения модели как системы, которая дает информацию о моделируемом объекте; находится в объективном соответствии с познаваемым объектом; отражает свойства изучаемого объекта.

Процесс повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности можно определить как систему. Системный подход требует необходимость определения ряда оснований для моделирования содержательного обеспечения процесса формирования готовности учителей физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности. Были определены следующие теоретические положения в качестве оснований моделирования.

1. Содержание процесса повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности мы рассматриваем как системный объект педагогического исследования, которое обладает рядом особенностей, выявление которых является условием познания его функционирования и регуляции. Структуризация содержания представляет определенную организацию компонентов в пространстве и времени. Моделирование представляет собой описание состава и структуры содержания.

2. Концепция моделирования имеет следующие определяющие критерии: целевые (для чего), логические (на основании чего), операциональные (что и как), мотивационные (ради чего).

3. Целью моделирования являлась разработка содержательного обеспечения процесса повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях повышения квалификации методом научной редукции.

4. Предпосылками моделирования содержательного обеспечения спецкурса по логическому критерию (на основании чего) должны быть научные основания и опыт деятельности. При этом социальный запрос активизирует формирование системы оснований, а редукция научных данных и результаты собственных исследований являются ее механизмом. Научная редукция предусматривает ориентацию на теорию деятельности, системный подход, теорию социализации, теорию физической культуры и эдукологические основания моделирования содержательного обеспечения образовательных процессов [5].

5. Содержательное обеспечение процесса повышения уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности должно соответствовать следующим условиям:

• информационное содержание данного процесса реализуется на основе интеграции блоков научных знаний (педагогика, психология, теория физической культуры) и различных сведений медико-биологического характера, имеющих непосредственное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности с младшими школьниками;

• содержательное обеспечение спецкурса должно создать ориентировочную основу физкультурно-оздоровительной дея-

тельности в связи с решением, прежде всего образовательных, воспитательных и оздоровительных задач средствами физической культуры.

6. Средством мотивации учителей начальных классов по повышению уровня готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности является содержательное обеспечение спецкурса. Оно имеет решающее значение в формировании физкультурно-оздоровительной компетентности учителей начальных классов. Включение учителя начальных классов в процесс формирования представлений о значимости физической культуры для педагога, как фактора воспитания и развития личности и средства формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других, возможно только при условии обеспечения его физкультурно-оздоровительной компетентности.

7. По операциональному (что и как) критерию содержание спецкурса в системе повышения квалификации должно определяться, исходя из функциональных обязательств физкультурно-оздоровительной деятельности учителя начальных классов.

8. Структурирование содержания спецкурса по повышению уровня готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе повышения квалификации " это процедура, с помощью которой составные компоненты (блоки, темы, вопросы) выстраиваются в определенных отношениях, отражающих логику представления системы [6]. Такая структура может быть системной лишь в том случае, если выделенные компоненты и их отношения обеспечат целостность содержания, а реализация его создаст предпосылки для эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности.

В данном исследовании был использован вариант деятель-ностного подхода, идея которого предложена В.Т. Чичикиным [6]. За основу была взята классификация родовых деятельностей человека [5]. На основании этого были выделены аспекты информационного наполнения системы физкультурных знаний, определивших содержание спецкурса по формированию готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Согласно исследованиям последних лет, к родовым деятель-ностям человека, относят экологическую, художественную, научную, медицинскую, физкультурную, педагогическую, управленческую [5]. Каждая из них накладывается друг на друга в смысле создания условий реализации функций приоритетной деятельности по закону «обратимости» деятельности. Например, в случае определения в качестве приоритетной физкультурной деятельности, все другие деятельности делегируют ей свои родовые функции. Таким образом, на основе приоритетной (физкультурной) деятельности образуется сочетания деятельностей " экология физической культуры, искусство в физической культуре, научная деятельность в физической культуре, физкультурная медицина (лечебная, корректирующая, реабилитационная), педагогика физической культуры, управление физической куль-

Библиографический список

турой. Выделенные сочетания деятельностей (в рамках приоритетной - физкультурной) мы обозначили как блоки знаний. Они позволили достаточно определенно сформулировать перечень тем, который был соотнесен с функциями физкультурно-оздоровительной деятельности, с требованиями преемственности, специфичности, системности содержательного обеспечения спецкурса по формированию готовности учителей начальных классов в системе повышения квалификации. Ниже приведен базовый набор тем по блокам выделенных отношений деятельностей.

Экология физической культуры. Санитарно-гигиенические требования к организации физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Художественная деятельность в сфере физической культуры. Сценарии и организация физкультурно-оздоровительных мероприятий. Пропаганда и агитация в сфере физической культуры.

Научная деятельность в физической культуре. Научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учителя начальных классов.

Медицинская деятельность в физической культуре. Оздоровительные технологии на основе средств физической культуры.

Физкультурная деятельность. Система спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении. Двигательный режим младших школьников и его обеспечение. Формы и методы формирования у учащихся физкультурной самодеятельности. Физическая культура в семье.

Физкультурно-педагогическая деятельность. Содержание и особенности реализации основной образовательной программы по физической культуре для учащихся 1-4 классов. Теоретические основы обучения младших школьников способам двигательной деятельности. Технология общеразвивающих упражнений. Технология соревновательного метода. Технология реализации игрового метода. Основы методики физической подготовки младших школьников.

Управленческая деятельность в сфере физической культуры. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной деятельности учителя начальной школы. Организация, проектирование, регулирование и контроль физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении с учетом деятельностной роли учителя начальных классов. Технологии педагогического анализа и контроля занятий по физической культуре.

На наш взгляд, представленная тематика содержательного обеспечения процесса формирования готовности учителей начальных классов не имеющих специального физкультурного образования, к физкультурно-оздоровительной деятельности, является необходимой и достаточной.

1. Косихин, В.П. Формирование педагогической готовности будущих учителей предметников и организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.

2. Кравченко, А.В. Теоретико-методические основы формирования навыка физкультурно-оздоровительной работы в подготовке будущего учителя: автореф. дис ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2007.

3. Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического ВУЗа в системе общего физкультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2005.

4. Напреев, С. Г. Проблема готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. " 2011. - № 2. - Т. 2.

5. Зеленов, Л.А. Методология и теория деятельности. - Горький, 1982.

6. Чичикин, В.Т. Профессиональная готовность педагога: монография. " Н.Новгород, 1998.

Bibliography

1. Kosikhin, V.P. Formirovanie pedagogicheskoyj gotovnosti buduthikh uchiteleyj predmetnikov i organizacii fizkuljturno-ozdoroviteljnoyj i sportivnoyj rabotih v shkolih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1995.

2. Kravchenko, A.V. Teoretiko-metodicheskie osnovih formirovaniya navihka fizkuljturno-ozdoroviteljnoyj rabotih v podgotovke buduthego uchitelya: avtoref. dis ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2007.

3. Kuznecov, V.A. Teoreticheskaya podgotovka studentov pedagogicheskogo VUZa v sisteme obthego fizkuljturnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - N.Novgorod, 2005.

4. Napreev, S. G. Problema gotovnosti uchiteleyj nachaljnihkh klassov k fizkuljturno-ozdoroviteljnoyj deyateljnosti // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. ? 2011. - № 2. - T. 2.

5. Zelenov, L.A. Metodologiya i teoriya deyateljnosti. - Gorjkiyj, 1982.

6. Chichikin, V.T. Professionaljnaya gotovnostj pedagoga: monografiya. ? N.Novgorod, 1998.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.