ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ГИБКОЙ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО (ПОСЛЕВУЗОВСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Н. СУЗДАЛЬЦЕВА,
соискатель кафедры «Технологий и профессионального образования» Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Антонова;
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Раскрываются особенности повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Московской области на основе гибкой модульной системы постдипломного образования с учетом уровня их квалификации в условиях реализации президентских образовательных программ.
Ключевые слова: постдипломное образование, повышение квалификации, профессиональная подготовка, педагогические кадры, гибкая модульная система, образовательные программы.
ADVANCED TRAINING AND REQUALIFICATION
OF TEACHERS OF MOSCOW REGION ON THE BASIS OF INTRODUCTION OF FLEXIBLE MODULAR SYSTEM OF POST-GRADUATION EDUCATION
L.N. SUZDALTSEVA,
the degree seeker of the chair «Technology and professional education»
Annotation. The article reveals the features of advanced training and requalification of pedagogical employees of Moscow Region on the basis of a flexible modular system of post—graduation education taking into account the level of their qualification under conditions of the presidential educational programs realization.
Keywords: post-graduation education, advanced training, vocational training, pedagogical shots, flexible modular system, educational programs.
Основные направления повышения квалификации педагогических кадров обусловлены модернизацией всей системы дополнительного профессионального образования, провозглашенной президентскими образовательными программами. Разработанный в процессе исследования региональный проект повышения квалификации и переподготовки педагогов Московской области на основе внедрения гибкой модульной системы постдипломного (послевузовского) образования
педагогических кадров с учетом уровня их квалификации в условиях реализации президентских образовательных программ ориентирован на опережающий характер обучения, обеспечение профессионально-личностного развития педагога, повышение уровня его профессиональных качеств и способностей.
В условиях, когда общероссийская система оценки качества образования только начала создаваться и пока еще не сформировано единое концептуально-методо-
|щ ичес кое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению, на региональном уровне в рамках настоящего проекта ведутся необходимые разработки, позволяющие соотносить результаты образования, достигнутые путем персонифицированной гибкой модульной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, с запросами самих обучающихся, запросами общеобразовательных учреждений, регионального и муниципальных органов управления образованием. Учитывая, что в последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, концепция построения системы мониторинга результативности повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Московской области может послужить конкретным вкладом региональной системы образования в создание всероссийской системы оценки качества.
Мониторинг результативности повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предполагает существование системы сбора, обработки, хранения и распространения информации о результатах послевузовского образования педагогов, ориентированной на информационное обеспечение управления процессом повышения квалификации и переподготовки педагогов. Эта система позволяет судить о состоянии объекта мониторинга и давать прогноз его развития.
Цель создания системы отслеживания (мониторинга) — получение, анализ, оценка и распространение достоверных данных о результатах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на основе внедрения гибкой модульной системы постдипломного (послевузовского) образования педагогов с учетом уровня их квалификации.
В основу организации мониторинга положены следующие принципы организации системы отслеживания результативности повышения квалификации и переподготовки педагогов:
• целостность, непротиворечивость, оперативность;
• соответствие целей мониторинга средствам его организации;
• адресность и строгая предметная направленность (применяется к конкретным объектам для решения конкретно поставленных задач);
• перманентный характер (представляет собой непрерывный процесс в течение достаточно продолжи-
тельного времени, что позволяет фиксировать состояние объекта, осуществлять прогноз развития тенденций);
• использование научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария мониторинга;
• привлечение внешних экспертов к осуществлению процесса мониторинга;
• открытость и доступность нормативно-инструктивных документов, устанавливающих системы основных метрик, на основании которых будет производиться мониторинг;
• открытость информации о механизмах, процедурах и итогах мониторинга;
• системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов мониторинга.
Гибкая модульная система повышения квалификации и переподготовки педагогов Московской области должна осуществляться исходя из уровня их квалификации на основе конструирования образовательной программы, представляющей собой совокупность нескольких относительно завершенных фрагментов отдельных учебных программ (образовательных модулей). Сочетание модулей при этом будет обеспечивать индивидуальную траекторию (маршрут) повышения квалификации слушателя.
Структура образовательной программы включает программы образовательных модулей, цели и задачи их освоения, планируемые результаты, учебный план, систему оценки достижений. Требования к структуре и содержанию инвариантных и вариативных модулей разрабатываются на основе федеральных и региональных требований к содержанию повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров области и на основе государственных предметных стандартов образования. Наличие требований позволяет осуществлять процедуру измерения соответствия внедряемой модульной образовательной программы общепринятым требованиям. Учебный план должен учитывать потребности слушателей, региональный и муниципальные интересы, это может находить отражение в ежегодном обновлении образовательной программы в части ее модульной структуризации, обновления содержания уже предложенных модулей, предоставлении времени на эффективную самостоятельную работу, привлечении слушателей к участию в формировании собственных индивидуальных образовательных программ, использовании активных и интерактивных форм проведения занятий.
Результаты освоения образовательной программы предлагается рассматривать комплексно: через достижение результатов по приобретению компетентностей, через достижение результатов в освоении инвариантных и вариативных модулей, через влияние предложенной системы повышения квалификации на развитие познавательных потребностей педагогов. Обязательные требования к результатам освоения инвариантных и вариативных образовательных модулей характеризуют планируемые результаты образования на основе модульной структуризации образовательной программы. Возможность достижения этих результатов должна быть гарантирована.
Реализация представленной модели в условиях внедрения гибкой модульной системы повышения квалификации нацелена на создание системы отслеживания результативности повышения квалификации и переподготовки педагогов, которая будет способствовать:
• качественному проведению мониторинга индивидуального повышения квалификации и переподготовки педагогов Московской области с учетом уровня их квалификации за последние пять лет;
• объективному оцениванию результатов внедрения гибкой модульной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов с учетом уровня их квалификации;
• повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с повышением квалификации и переподготовкой педагогических кадров;
• индивидуализации постдипломного (послевузовского) образования педагогов;
• привлечению общественного внимания к организации и качеству постдипломного (послевузовского) образования педагогов;
• принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ (В ЧЕТЫРЕХ ВЫПУСКАХ)
ВЫПУСК ТРЕТИЙ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГО-ЮРИДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРАКТИКЕ. ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИКО-КЛИНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»
В.И. ЧЕРВОНЮК,
доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования технолого-юридической культуры через участие в практике; раскрываются технологии юридико-клинического обучения в вузе.
Ключевые слова: технологическая и правовая культура в вузе, формы обучения, объем учебного времени, обучение, участие в практике, технологии обучения.