- оперативное изменение содержания образования, опережающий характер подготовки преподавателей в условиях быстро меняющейся образовательной ситуации в обществе;
- дифференциация обучения, то есть, учет особенностей разных групп преподавателей в соответствии с должностными функциями, возрастом и педагогическим стажем, характером базовой подготовки, наличием профессиональных и психологических затруднений;
- индивидуализация обучения, то есть, возможность для преподавателей определять содержание и сроки подготовки с учетом уровня сложности избранных модулей, в результате чего программы приобретают форму «индивидуальных маршрутов»;
- возможность самостоятельного освоения вариативномодульных программ с учетом характера избранных форм обучения (очного, заочного, дистанционного, комбинированного) и желаемого темпа работы;
- сокращение сроков обучения за счет учета ранее изученных модулей, а также за счет сочетания разных форм подготовки (с отрывом или без отрыва от работы, дистанционно и т.д.);
- повышение интенсивности занятий, что возможно благодаря сочетанию группового обучения с обучением по «ин-
Библиографический список
дивидуальным маршрутам", интеграции вариативномодульного обучения с другими дидактическими технологиями (проектного, тренингового обучения, коллективного взаи-мообучения и т.п.);
- возможность проверять результаты освоения учебных модулей, как слушателями, так и специалистами ПК, что усиливает объективность результатов оценивания приобретенных знаний и сформированных компетенций.
Таким образом, технология вариативно-модульного обучения на основе компетентностного подхода в системе ПК предусматривает, во-первых, освоение слушателями учебных модулей, которые гибко и динамично связаны между собой и направлены на формирование профессиональных компетенций; во-вторых, возможность самостоятельно определять направленность, формы, методы, сроки своей подготовки. Внедрение в практику российского образования накопительной системы кредитов за освоенный модуль позволит совершенствовать технологию вариативно-модульного повышения квалификации преподавателей на основе компетентностного подхода. В данном случае кредиты можно будет рассматривать как еще один элемент целостной системы обучения наряду с компетенциями, модулями, вариативностью.
1. Сигов, А. Новые задачи повышения квалификации нрофессорско-нренодавательского состава вуза І А. Сигов, В. Куренков, И. Мосиче-ва, В. Шестак ІІ Высшее образование в России. - 2006. - №8.
2. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых І Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985.
3. Яцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения І П.А. Яцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989.
4. Чистохвалов, В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу ІІ Высшее образование в России. - 2004. - №4.
5. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения І М.А. Чошанов. - М.: Народ. образование, 1996.
Bibliography
1. Sigov, A. New Challenges skills of faculty college / A.A. Sigov, V. Kurenkov, I. Mosicheva, B. Sestak / / Higher education in Russia. - 2006. - № 8.
2. Kulyutkin, J.N. Psychology of adult learning / J.N. Kulyutkin. - M.: Education, 1985.
3. Yatsyavichene, P.A. Theory and practice of modular training / P.A. Yatsyavichene. - Kaunas: Shviesa, 1989.
4. Chistokhvalov, V.A. Credit units included in the Russian higher education / Higher education in Russia. - 2004. - № 4.
5. Choshanov, M.A. Flexible technology problem-modular training / M.A. Choshanov. - Moscow: The people. Education, 1996.
Article Submitted 10.01.11
УДК 371:351.851
М.Ю. Сметанина, ст. преподаватель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны основные тенденции модернизации дополнительного педагогического образования в России и особенности внедрения компетентностного подхода в системе повышения квалификации учителей. При этом отмечается, что важное место в реализации компе-тентностного подхода при работе с учителями должно принадлежать развивающим технологиям обучения, которые решают задачи развития ключевых компетенций через интеграцию разных подходов и методов.
Ключевые слова: повышение квалификации учителей, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, инновационные технологии обучения, новая образовательная программа.
Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями. Сегодня данная сфера сориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании [1].
Рассматривая особенности сферы дополнительного профессионального образования (ДПО) необходимо заметить, что оно является одной из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение
квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях (факультеты и региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
В целом, можно утверждать, что в России, как и во всем мире, происходит модернизация непрерывного педагогического образования, осуществляется переход на многоуровневую систему подготовки и повышения квалификации учителей, воспитателей, руководителей и других педагогиче-
ских кадров общеобразовательных учреждений. Разрабатываются и внедряются в практику требования к уровню знаний слушателей, прошедших курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного педагогического образования. Принимаются определенные меры по децентрализации управления и финансирования системы непрерывного педагогического образования.
В связи с тенденциями модернизации всей системы российского образования актуализируется значимость рассмотрения новых подходов к процессу обучения в учреждениях повышения квалификации. По мнению исследователей, одним из основных направлений деятельности Российской системы дополнительного профессионального образования педагогов по развитию инновационных процессов сегодня является разработка новых моделей и форм повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования [2].
Поскольку повышение квалификации по своей сути прак-тико-ориентированное обучение, одна из важных тенденций модернизация этой системы связана с внедрением компетент-ностного подхода, означающего не столько формирование, сколько развитие профессиональной компетентности педагогов.
Данный подход формировался в контексте идей Болонского процесса, на основе международного опыта модернизации образования и стал одним из главных элементов реформы отечественной системы ДПО. Можно согласиться с тем, что это явление стало реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с развитием рыночной экономики. Прежде всего, компетентностный подход направлен на удовлетворение потребности выйти за рамки знаниевой парадигмы, расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении.
Сегодня подчёркивается, что для эффективного информирования и подготовки педагогических кадров по внедрению компетентностного подхода в учебном процессе необходимо привлечь систему последипломного педагогического образования.
Однако прежде чем разрабатывать и внедрять учебные курсы лекций, практических и семинарских занятий и тренингов, по мнению специалистов-практиков, необходимо собрать и обобщить опыт многих проектов по внедрению компетентностей, ознакомиться с экспериментальными программами и педагогическими подходами, постоянно следить за новейшими тенденциями в этой области в зарубежных образовательных системах. Но самое важное - осознавать важность применения компетентностного подхода к самому процессу подготовки учителя, который даёт возможность на собственном опыте убедиться в преимуществах и недостатках этого подхода. Поэтому компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании педагогов предполагает, прежде всего, разработку и внедрение в практику курсов повышения квалификации, построенных на компетентностной основе.
Необходимость и важность этого процесса продиктована и принятием образовательного стандарта второго поколения, который предъявляет новые требования и к подготовке учителей в условиях повышения их квалификации, согласно которому обучение приобретает деятельностный, личностно ориентированный характер.
Идеи профессиональной компетентности учителя и модернизации системы дополнительного образования на компе-тентностной основе уже давно активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах отечественных учёных (С.М. Годник, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской, И.К. Шалаев, и др.).
Однако, несмотря на широкое обсуждение данной проблемы в мировой и отечественной педагогике, анализ научнопедагогической литературы позволяет сделать вывод, что в
настоящее время отсутствует однозначное понимание данного термина, нет единой классификации компетенций.
По мнению авторов, компетенции - это и внутренние психологические новообразования (И.А.Зимняя), совокупность взаимосвязанных качеств личности (А.В.Хуторской). Это и сфера деятельности специалиста, его права, обязанности, ответственность (А.Вербицкий).
Можно заметить, что одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие - на внутренние особенности, однако общим для всех определений является понимание компетенции как потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной деятельности. При этом особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
Таким образом, компетенцию предлагается рассматривать как результат образования, выражающийся в способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [3].
Обобщая различные взгляды на данную проблему, можно также отметить, что в соответствии с данным подходом главным результатом в образовании должны стать не отдельные знания, умения и навыки по определённым дисциплинам, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях (компетентности).
В русле компетентностного подхода целью повышения квалификации работников образования является формирование ключевых профессиональные компетенции педагогов, которые понимаются И.А. Зимней и А.К. Марковой как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые новообразования (знания, в том числе профессиональные, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях и обеспечивают личностную готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения постоянно возникающих проблем и задач в процессе профессиональной деятельности.
В контексте исследования проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей иностранного языка нам близка позиция Е.Н. Солововой которая, рассматривая профессионально-педагогические компетенции педагогов, выделяет: социально-психологическую компетенцию (связанную с готовностью к решению профессиональных задач); коммуникативную и профессионально-коммуникативную компетенции; общепедагогическую профессиональную компетенцию [4].
Ориентируясь на данные представления о компетенциях, мы разработали программу по совершенствованию подготовки учителей иностранного языка по использованию инновационных технологий обучения, позволяющую развивать методическую и коммуникативную компетенции педагогов. Для проверки эффективности данной программы мы отобрали учителей английского языка, проходивших курсы повышения квалификации на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования и института повышения квалификации работников образования Республики Алтай, с которыми была проведена опытноэкспериментальная работа.
Учитывая разные подходы к формулировке компетенций (в рамках разработанной нами программы) для нас является важным то, что в результате обучения в системе повышения квалификации учителя должны знать: содержание основных понятий по изучаемым проблемам; особенности традиционных и инновационных методов и приемов обучения учащихся. В ходе практикоориентированных занятий педагоги должны научиться разрабатывать: варианты учебной программы для
обучения с использованием новых подходов, тематическое и поурочное планирование; учебные модули, планы уроков различных типов, предусмотренных новыми подходами; дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, самостоятельные задания для учащихся, задания для групповой работы учащихся, примерные темы проектов, задания для текущего и итогового контроля, тестовые контрольные задания. В ходе практической деятельности учитель должен научиться: определять и формулировать учебно-познавательную проблему; формулировать стратегические, тактические и ситуативные цели, направленные на разрешение установленной проблемы; определять ресурсы и источники информации, необходимые для выполнения намеченных целей; формулировать решение познавательной проблемы; оценивать ход и результат её решения; использовать для этого методы педагогической диагностики и т.д. При этом большую важность играет сегодня развитие информационной компетентности учителей, формирование которой позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять деятельность по поиску, обработке и использованию информации для эффективного использования ее в профессиональной деятельности.
Вместе с тем, мы учли то, что традиционное обучение, в основном ориентированное на передачу знаний, в реализации новых образовательных целей по развитию компетентности имеет существенные ограничения. Поэтому важное место в реализации компетентностного подхода, с нашей точки зрения, должно принадлежать развивающим технологиям обучения - деятельностно-ориентированным и личностно-ориентированным, которые решают задачи развития ключевых компетенций через интеграцию разных методов и технологий.
Обобщая инновационные педагогические технологии, используемые в высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования можно выделить следующие виды обучения: проблемное; модульное; дифференцированное; развивающее; активное (контекстное); игровое; развитию критического мышления, проектное и др.
Все методы, используемые в работе с педагогами, осваиваются ими в интерактивном режиме, так как сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметнопрактическая деятельность и взаимодействие между людьми [5]. Поэтому различные педагогические технологии отрабатываются слушателями при работе в парах, в группах, в режиме тренинга. При этом педагоги выступают одновременно с двух
позиций: как обучаемые и как специалисты, анализирующие процесс обучения и взаимообогащающие опыт в процессе общения с коллегами.
Кроме того, в рамках компетентностного подхода, мы придерживаемся модульной структуризации курсов, так как для нас является важным, что такая организация курсового обучения позволят развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач педагогической деятельности.
Таким образом, результаты проведённой опытноэкспериментальной работы подтверждают и то, что внедрение компетентностного подхода в эту систему работы с учителями способствует, с одной стороны, становлению профессиональной компетенции самих педагогов, а, с другой, трансляции механизмов внедрения этого подхода в учебный процесс образовательных учреждений.
Безусловно и то, что реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в исследовательской и практической деятельности. Признаками данного подхода, применительно к системе профессионального педагогического образования являются:
• наличие знаний для успешной деятельности;
• понимание значения этих знаний для практики;
• набор операционных умений;
• владение алгоритмами решения профессиональных задач;
• наличие способностей творческого подхода к профессиональной деятельности [6].
Кроме того, внедрение компетентностного подхода процесс повышения квалификации работников образования позволяет развить у слушателей способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе социального и личного опыта и оценить результаты обучения на основе уровня достижения целей обучения.
Следовательно, по мнению многих исследователей, реализация компетентностного подхода в российской системе образования возможна через институты постдипломного образования специалистов. Особенно это важно для системы дополнительного профессионального образования педагогов.
Библиографический список
1. Белозёрцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.П. Белозёрцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под. ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Деятельность системы дополнительного профессионального образования педагогов по развитию инновационных процессов в образовании / Н.М. Савина // Методист. - 2007. - № 1.
3. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки: педагогическое образование. [Эл/р] Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/, свободный.
4. Соловова, Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
5. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6. Кричевский, В.Ю. Профессиограмма директора школы // Проблемы повышения квалификации руководителей школ. - М.: Педагогика, 1987.
Bibliography
1. Belozertsev, E.P. Pedagogy of vocational education: educational tool for students. Textbook. institutions / E.P. Belozertsev, AD Rut, A.G. Pash-kov etc.; under. Ed. V.A. Slastenin. - Moscow: Publishing House Academia, 2006.
2. Activities of additional vocational education teachers to develop innovative processes in education / N.M. Savina / Methodist. - 2007. - № 1.
3. GEF project HPE in the direction of training: teacher education. [E / p] Mode of access: http://mon.gov.ru/pro/fgos/, free.
4. Solovova, E.N. Workshop to base rate methodology of teaching foreign languages: studies. manual for high schools. - M.: Education, 2006.
5. Panina, T.S. Modern ways of enhancing learning: studies. allowance for students. Higher. Textbook. institutions / T.S. Panina, L.N. Vavilov, ed. T.S. Panina. - Moscow: Publishing House Academia, 2006.
6. Krichevsky, V.Y. Professiograme headmaster / / Problems of training school managers. - Moscow: Pedagogy, 1987.
Article Submitted 10.01.11