Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы компетентностного подхода в современной системе дополнительного профессионального образования'

Проблемы и перспективы компетентностного подхода в современной системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / RAISING THE LEVEL OF TEACHER'S PROFICIENCY / COMPETITIVE APPROACH / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / NEW EDUCATIONAL PROGRAMS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сметанина М. Ю.

В работе описаны основные тенденции модернизации дополнительного педагогического образования в России и особенности внедрения компетентностного подхода в системе повышения квалификации учителей. При этом отмечается, что важное место в реализации компетентностного подхода при работе с учителями должно принадлежать развивающим технологиям обучения, которые решают задачи развития ключевых компетенций через интеграцию разных подходов и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF COMPETITIVE APPROACH IN THE MODERN SYSTEM OF TEACHER'S EDUCATION

The latest tendencies of the modernization of Russian education and the peculiarities of competitive approach are described in the article. Special attention is drawn to the problem of using innovative technologies in raising the level of teacher's proficiency which can solve the problem of the development of the most important professional competences through the integration of different methods and approaches.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы компетентностного подхода в современной системе дополнительного профессионального образования»

- оперативное изменение содержания образования, опережающий характер подготовки преподавателей в условиях быстро меняющейся образовательной ситуации в обществе;

- дифференциация обучения, то есть, учет особенностей разных групп преподавателей в соответствии с должностными функциями, возрастом и педагогическим стажем, характером базовой подготовки, наличием профессиональных и психологических затруднений;

- индивидуализация обучения, то есть, возможность для преподавателей определять содержание и сроки подготовки с учетом уровня сложности избранных модулей, в результате чего программы приобретают форму «индивидуальных маршрутов»;

- возможность самостоятельного освоения вариативномодульных программ с учетом характера избранных форм обучения (очного, заочного, дистанционного, комбинированного) и желаемого темпа работы;

- сокращение сроков обучения за счет учета ранее изученных модулей, а также за счет сочетания разных форм подготовки (с отрывом или без отрыва от работы, дистанционно и т.д.);

- повышение интенсивности занятий, что возможно благодаря сочетанию группового обучения с обучением по «ин-

Библиографический список

дивидуальным маршрутам", интеграции вариативномодульного обучения с другими дидактическими технологиями (проектного, тренингового обучения, коллективного взаи-мообучения и т.п.);

- возможность проверять результаты освоения учебных модулей, как слушателями, так и специалистами ПК, что усиливает объективность результатов оценивания приобретенных знаний и сформированных компетенций.

Таким образом, технология вариативно-модульного обучения на основе компетентностного подхода в системе ПК предусматривает, во-первых, освоение слушателями учебных модулей, которые гибко и динамично связаны между собой и направлены на формирование профессиональных компетенций; во-вторых, возможность самостоятельно определять направленность, формы, методы, сроки своей подготовки. Внедрение в практику российского образования накопительной системы кредитов за освоенный модуль позволит совершенствовать технологию вариативно-модульного повышения квалификации преподавателей на основе компетентностного подхода. В данном случае кредиты можно будет рассматривать как еще один элемент целостной системы обучения наряду с компетенциями, модулями, вариативностью.

1. Сигов, А. Новые задачи повышения квалификации нрофессорско-нренодавательского состава вуза І А. Сигов, В. Куренков, И. Мосиче-ва, В. Шестак ІІ Высшее образование в России. - 2006. - №8.

2. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых І Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985.

3. Яцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения І П.А. Яцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989.

4. Чистохвалов, В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу ІІ Высшее образование в России. - 2004. - №4.

5. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения І М.А. Чошанов. - М.: Народ. образование, 1996.

Bibliography

1. Sigov, A. New Challenges skills of faculty college / A.A. Sigov, V. Kurenkov, I. Mosicheva, B. Sestak / / Higher education in Russia. - 2006. - № 8.

2. Kulyutkin, J.N. Psychology of adult learning / J.N. Kulyutkin. - M.: Education, 1985.

3. Yatsyavichene, P.A. Theory and practice of modular training / P.A. Yatsyavichene. - Kaunas: Shviesa, 1989.

4. Chistokhvalov, V.A. Credit units included in the Russian higher education / Higher education in Russia. - 2004. - № 4.

5. Choshanov, M.A. Flexible technology problem-modular training / M.A. Choshanov. - Moscow: The people. Education, 1996.

Article Submitted 10.01.11

УДК 371:351.851

М.Ю. Сметанина, ст. преподаватель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описаны основные тенденции модернизации дополнительного педагогического образования в России и особенности внедрения компетентностного подхода в системе повышения квалификации учителей. При этом отмечается, что важное место в реализации компе-тентностного подхода при работе с учителями должно принадлежать развивающим технологиям обучения, которые решают задачи развития ключевых компетенций через интеграцию разных подходов и методов.

Ключевые слова: повышение квалификации учителей, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, инновационные технологии обучения, новая образовательная программа.

Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями. Сегодня данная сфера сориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании [1].

Рассматривая особенности сферы дополнительного профессионального образования (ДПО) необходимо заметить, что оно является одной из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение

квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях (факультеты и региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

В целом, можно утверждать, что в России, как и во всем мире, происходит модернизация непрерывного педагогического образования, осуществляется переход на многоуровневую систему подготовки и повышения квалификации учителей, воспитателей, руководителей и других педагогиче-

ских кадров общеобразовательных учреждений. Разрабатываются и внедряются в практику требования к уровню знаний слушателей, прошедших курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного педагогического образования. Принимаются определенные меры по децентрализации управления и финансирования системы непрерывного педагогического образования.

В связи с тенденциями модернизации всей системы российского образования актуализируется значимость рассмотрения новых подходов к процессу обучения в учреждениях повышения квалификации. По мнению исследователей, одним из основных направлений деятельности Российской системы дополнительного профессионального образования педагогов по развитию инновационных процессов сегодня является разработка новых моделей и форм повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования [2].

Поскольку повышение квалификации по своей сути прак-тико-ориентированное обучение, одна из важных тенденций модернизация этой системы связана с внедрением компетент-ностного подхода, означающего не столько формирование, сколько развитие профессиональной компетентности педагогов.

Данный подход формировался в контексте идей Болонского процесса, на основе международного опыта модернизации образования и стал одним из главных элементов реформы отечественной системы ДПО. Можно согласиться с тем, что это явление стало реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с развитием рыночной экономики. Прежде всего, компетентностный подход направлен на удовлетворение потребности выйти за рамки знаниевой парадигмы, расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении.

Сегодня подчёркивается, что для эффективного информирования и подготовки педагогических кадров по внедрению компетентностного подхода в учебном процессе необходимо привлечь систему последипломного педагогического образования.

Однако прежде чем разрабатывать и внедрять учебные курсы лекций, практических и семинарских занятий и тренингов, по мнению специалистов-практиков, необходимо собрать и обобщить опыт многих проектов по внедрению компетентностей, ознакомиться с экспериментальными программами и педагогическими подходами, постоянно следить за новейшими тенденциями в этой области в зарубежных образовательных системах. Но самое важное - осознавать важность применения компетентностного подхода к самому процессу подготовки учителя, который даёт возможность на собственном опыте убедиться в преимуществах и недостатках этого подхода. Поэтому компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании педагогов предполагает, прежде всего, разработку и внедрение в практику курсов повышения квалификации, построенных на компетентностной основе.

Необходимость и важность этого процесса продиктована и принятием образовательного стандарта второго поколения, который предъявляет новые требования и к подготовке учителей в условиях повышения их квалификации, согласно которому обучение приобретает деятельностный, личностно ориентированный характер.

Идеи профессиональной компетентности учителя и модернизации системы дополнительного образования на компе-тентностной основе уже давно активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах отечественных учёных (С.М. Годник, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской, И.К. Шалаев, и др.).

Однако, несмотря на широкое обсуждение данной проблемы в мировой и отечественной педагогике, анализ научнопедагогической литературы позволяет сделать вывод, что в

настоящее время отсутствует однозначное понимание данного термина, нет единой классификации компетенций.

По мнению авторов, компетенции - это и внутренние психологические новообразования (И.А.Зимняя), совокупность взаимосвязанных качеств личности (А.В.Хуторской). Это и сфера деятельности специалиста, его права, обязанности, ответственность (А.Вербицкий).

Можно заметить, что одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие - на внутренние особенности, однако общим для всех определений является понимание компетенции как потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной деятельности. При этом особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

Таким образом, компетенцию предлагается рассматривать как результат образования, выражающийся в способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [3].

Обобщая различные взгляды на данную проблему, можно также отметить, что в соответствии с данным подходом главным результатом в образовании должны стать не отдельные знания, умения и навыки по определённым дисциплинам, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях (компетентности).

В русле компетентностного подхода целью повышения квалификации работников образования является формирование ключевых профессиональные компетенции педагогов, которые понимаются И.А. Зимней и А.К. Марковой как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые новообразования (знания, в том числе профессиональные, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях и обеспечивают личностную готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения постоянно возникающих проблем и задач в процессе профессиональной деятельности.

В контексте исследования проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей иностранного языка нам близка позиция Е.Н. Солововой которая, рассматривая профессионально-педагогические компетенции педагогов, выделяет: социально-психологическую компетенцию (связанную с готовностью к решению профессиональных задач); коммуникативную и профессионально-коммуникативную компетенции; общепедагогическую профессиональную компетенцию [4].

Ориентируясь на данные представления о компетенциях, мы разработали программу по совершенствованию подготовки учителей иностранного языка по использованию инновационных технологий обучения, позволяющую развивать методическую и коммуникативную компетенции педагогов. Для проверки эффективности данной программы мы отобрали учителей английского языка, проходивших курсы повышения квалификации на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования и института повышения квалификации работников образования Республики Алтай, с которыми была проведена опытноэкспериментальная работа.

Учитывая разные подходы к формулировке компетенций (в рамках разработанной нами программы) для нас является важным то, что в результате обучения в системе повышения квалификации учителя должны знать: содержание основных понятий по изучаемым проблемам; особенности традиционных и инновационных методов и приемов обучения учащихся. В ходе практикоориентированных занятий педагоги должны научиться разрабатывать: варианты учебной программы для

обучения с использованием новых подходов, тематическое и поурочное планирование; учебные модули, планы уроков различных типов, предусмотренных новыми подходами; дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, самостоятельные задания для учащихся, задания для групповой работы учащихся, примерные темы проектов, задания для текущего и итогового контроля, тестовые контрольные задания. В ходе практической деятельности учитель должен научиться: определять и формулировать учебно-познавательную проблему; формулировать стратегические, тактические и ситуативные цели, направленные на разрешение установленной проблемы; определять ресурсы и источники информации, необходимые для выполнения намеченных целей; формулировать решение познавательной проблемы; оценивать ход и результат её решения; использовать для этого методы педагогической диагностики и т.д. При этом большую важность играет сегодня развитие информационной компетентности учителей, формирование которой позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять деятельность по поиску, обработке и использованию информации для эффективного использования ее в профессиональной деятельности.

Вместе с тем, мы учли то, что традиционное обучение, в основном ориентированное на передачу знаний, в реализации новых образовательных целей по развитию компетентности имеет существенные ограничения. Поэтому важное место в реализации компетентностного подхода, с нашей точки зрения, должно принадлежать развивающим технологиям обучения - деятельностно-ориентированным и личностно-ориентированным, которые решают задачи развития ключевых компетенций через интеграцию разных методов и технологий.

Обобщая инновационные педагогические технологии, используемые в высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования можно выделить следующие виды обучения: проблемное; модульное; дифференцированное; развивающее; активное (контекстное); игровое; развитию критического мышления, проектное и др.

Все методы, используемые в работе с педагогами, осваиваются ими в интерактивном режиме, так как сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметнопрактическая деятельность и взаимодействие между людьми [5]. Поэтому различные педагогические технологии отрабатываются слушателями при работе в парах, в группах, в режиме тренинга. При этом педагоги выступают одновременно с двух

позиций: как обучаемые и как специалисты, анализирующие процесс обучения и взаимообогащающие опыт в процессе общения с коллегами.

Кроме того, в рамках компетентностного подхода, мы придерживаемся модульной структуризации курсов, так как для нас является важным, что такая организация курсового обучения позволят развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач педагогической деятельности.

Таким образом, результаты проведённой опытноэкспериментальной работы подтверждают и то, что внедрение компетентностного подхода в эту систему работы с учителями способствует, с одной стороны, становлению профессиональной компетенции самих педагогов, а, с другой, трансляции механизмов внедрения этого подхода в учебный процесс образовательных учреждений.

Безусловно и то, что реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в исследовательской и практической деятельности. Признаками данного подхода, применительно к системе профессионального педагогического образования являются:

• наличие знаний для успешной деятельности;

• понимание значения этих знаний для практики;

• набор операционных умений;

• владение алгоритмами решения профессиональных задач;

• наличие способностей творческого подхода к профессиональной деятельности [6].

Кроме того, внедрение компетентностного подхода процесс повышения квалификации работников образования позволяет развить у слушателей способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе социального и личного опыта и оценить результаты обучения на основе уровня достижения целей обучения.

Следовательно, по мнению многих исследователей, реализация компетентностного подхода в российской системе образования возможна через институты постдипломного образования специалистов. Особенно это важно для системы дополнительного профессионального образования педагогов.

Библиографический список

1. Белозёрцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.П. Белозёрцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под. ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Деятельность системы дополнительного профессионального образования педагогов по развитию инновационных процессов в образовании / Н.М. Савина // Методист. - 2007. - № 1.

3. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки: педагогическое образование. [Эл/р] Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/, свободный.

4. Соловова, Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2006.

5. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Кричевский, В.Ю. Профессиограмма директора школы // Проблемы повышения квалификации руководителей школ. - М.: Педагогика, 1987.

Bibliography

1. Belozertsev, E.P. Pedagogy of vocational education: educational tool for students. Textbook. institutions / E.P. Belozertsev, AD Rut, A.G. Pash-kov etc.; under. Ed. V.A. Slastenin. - Moscow: Publishing House Academia, 2006.

2. Activities of additional vocational education teachers to develop innovative processes in education / N.M. Savina / Methodist. - 2007. - № 1.

3. GEF project HPE in the direction of training: teacher education. [E / p] Mode of access: http://mon.gov.ru/pro/fgos/, free.

4. Solovova, E.N. Workshop to base rate methodology of teaching foreign languages: studies. manual for high schools. - M.: Education, 2006.

5. Panina, T.S. Modern ways of enhancing learning: studies. allowance for students. Higher. Textbook. institutions / T.S. Panina, L.N. Vavilov, ed. T.S. Panina. - Moscow: Publishing House Academia, 2006.

6. Krichevsky, V.Y. Professiograme headmaster / / Problems of training school managers. - Moscow: Pedagogy, 1987.

Article Submitted 10.01.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.